Научная статья на тему 'ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ'

ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
381
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА / РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Балашова Ирина Владимировна, Терещенко Татьяна Александровна

В статье показано, что активное развитие субъектов малого и среднего бизнеса буквально вскрывает системные проблемы, являющиеся по своей сути барьерами для развития предпринимательства в целом и повышения качеств предпринимательской деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. Наиболее эффективное разрешение данной проблемы состоит в дальнейшем развитии механизмов государственного субсидирования и кредитования малого и среднего бизнеса. Кроме того, сами хозяйствующие субъекты могут разрабатывать наглядные бизнес-планы для обоснования необходимости и целесообразности привлечения заёмных средств, финансового расчёта возможностей реальной выплаты кредитов. Развитие малого и среднего предпринимательства может помочь восстановить экономику страны, так как малое и среднее предпринимательство создает новые рабочие места, увеличивает занятость населения и число экономически активного населения, обеспечивает рост налоговых поступлений в бюджет. Несмотря на то, что малый и средний бизнес занимает относительно невысокую долю в общем объеме ВВП России, он способствует трудоустройству довольно большого числа населения, тем самым снижает социальную напряженность. Поэтому его развитие является одним из приоритетов государственной экономической политики. Большое количество предприятий малого и среднего предпринимательства, а также огромное разнообразие специализаций компаний повышают конкурентоспособность экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUPPORT FOR SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN THE KRASNODAR TERRITORY

The article shows that the active development of small and medium-sized businesses literally reveals systemic problems that are inherently barriers to the development of entrepreneurship in general and improving the quality of entrepreneurial activity of small and medium-sized businesses. The most effective solution to this problem lies in the further development of mechanisms for state subsidies and lending to small and medium-sized businesses. In addition, business entities themselves can develop visual business plans to justify the need and expediency of attracting borrowed funds, financial calculation of the possibilities of real loan repayment. The development of small and medium-sized businesses can help restore the country’s economy, as small and medium-sized businesses create new jobs, increase employment and the number of the economically active population, and ensure the growth of tax revenues to the budget. Despite the fact that small and medium business occupies a relatively small share in Russia’s total GDP, it contributes to the employment of a fairly large number of the population, thereby reducing social tension. Therefore, its development is one of the priorities of the state economic policy. A large number of small and medium-sized enterprises, as well as a huge variety of specializations of companies increase the competitiveness of the economy.

Текст научной работы на тему «ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ»

УДК 336

Балашова Ирина Владимировна,

кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой экономики и управления, Краснодарский филиал

ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», г. Краснодар, Российская Федерация. Терещенко Татьяна Александровна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры финансов и кредита, Краснодарский филиал

ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», г. Краснодар, Российская Федерация.

Balashova Irina Vladimirovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Economics and Management, Krasnodar branch

Plekhanov Russian University of Economics, Krasnodar, Russian Federation. Tereshchenko Tatiana Alexandrovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Finance and Credit, Krasnodar branch

Plekhanov Russian University of Economics, Krasnodar, Russian Federation.

ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

SUPPORT FOR SMALLAND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN THE KRASNODAR TERRITORY

В статье показано, что активное развитие субъектов малого и среднего бизнеса буквально вскрывает системные проблемы, являющиеся по своей сути барьерами для развития предпринимательства в целом и повышения качеств предпринимательской деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. Наиболее эффективное разрешение данной проблемы состоит в дальнейшем развитии механизмов государственного субсидирования и кредитования малого и среднего бизнеса. Кроме того, сами хозяйствующие субъекты могут разрабатывать наглядные бизнес-планы для обоснования необходимости и целесообразности привлечения заёмных средств, финансового расчёта возможностей реальной выплаты кредитов. Развитие малого и среднего предпринимательства может помочь восстановить экономику страны, так как малое и среднее предпринимательство создает новые рабочие места, увеличивает занятость населения и число экономически активного населения, обеспечивает рост налоговых поступлений в бюджет. Несмотря на то, что малый и средний бизнес занимает относительно невысокую долю в общем объеме ВВП России, он способствует трудоустройству довольно большого числа населения, тем самым снижает социальную напряженность. Поэтому его развитие является одним из приоритетов государственной экономической политики. Большое количество предприятий малого и среднего предпринимательства, а также огромное разнообразие специализаций компаний повышают конкурентоспособность экономики.

Ключевые слова: малый бизнес, средний бизнес, предпринимательство, поддержка предпринимательства, национальная программа, развитие бизнеса, предпринимательская деятельность.

The article shows that the active development of small and medium-sized businesses literally reveals systemic problems that are inherently barriers to the development of entrepreneurship in general and improving the quality of entrepreneurial activity of small and medium-sized businesses. The most effective solution to this problem lies in the further development of mechanisms for state subsidies and lending to small and medium-sized businesses. In addition, business entities themselves can develop visual business plans to justify the need and expediency of attracting borrowed funds, financial calculation of the possibilities of real loan repayment. The development of small and medium-sized businesses can help restore the country's economy, as small and medium-sized businesses create new jobs, increase employment and the number of the economically active population, and

187

ensure the growth of tax revenues to the budget. Despite the fact that small and medium business occupies a relatively small share in Russia's total GDP, it contributes to the employment of a fairly large number of the population, thereby reducing social tension. Therefore, its development is one of the priorities of the state economic policy. A large number of small and medium-sized enterprises, as well as a huge variety of specializations of companies increase the competitiveness of the economy.

Keywords: small business, medium business, entrepreneurship, entrepreneurship support, national proram, business development, entrepreneurial activity.

ВВЕДЕНИЕ

Малый и средний бизнес в настоящее время представляет собой относительно самостоятельную отрасль рыночной экономики. Малое и среднее предпринимательство (далее — МСП) играет одну из важных ролей в рамках социально-экономического развития страны и регионов России. Деятельность субъектов МСП содействует поддержанию и развитию социальной и политической устойчивости, экономической структуры и её реформаций. Кроме того, именно посредством налогообложения малого и среднего бизнеса в России осуществляется пополнение огромной части бюджетов всех уровней. Данный перечень преимуществ и значимых сторон деятельности субъектов МСП, к слову, является далеко не исчерпывающим.

Благодаря малому бизнесу формируются новые рабочие места, осуществляется нивелирование проблемы безработицы, что особенно актуально на уровне регионов России. В свою очередь, это способствует закономерному росту экономической активности населения, а следовательно — улучшению состояния экономики страны в целом. Новые рабочие места появляются преимущественно благодаря росту количества новых субъектов МСП, а не за счёт деятельности тех компаний, которые относятся к «крупному» бизнес-сектору.

Роль и значимость субъектов МСП в развитии регионов, в т.ч. региональной экономики можно объяснить аспектами положительного воздействия данных субъектов, такими как повышение уровня занятости и самозанятости внутри региона, следовательно, снижение уровня безработицы и улучшение уровня жизни населения; содействие экономическому развитию на микроуровне, что очень важно для развития экономики на макроуровне; обеспечение налоговых поступлений в региональный бюджет; формирование комфортной среды проживания для населения региона, развитие инфраструктуры; удовлетворение локального спроса и специфических потребностей; развитие региональных рынков, способствующее развитию национального рынка в целом.

Несмотря на свою важность и значимость для социально-экономического благополучия страны и регионов, малый и средний бизнес в настоящий момент сталкивается с рядом барьеров и трудностей. Большинство из них выражаются, преимущественно, в невнятности и несовершенстве политики государства по отношению к субъектам МСП, а также в отсутствии должной политики, инструментов и методов поддержки малого и среднего бизнеса на региональном уровне, что зачастую даже более важно. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Цель исследования — раскрыть проблемы развития малого и среднего предпринимательства и пути их решения.

Задачи исследования: на примере Краснодарского края рассмотреть формы и методы поддержки развития субъектов малого предпринимательства. РЕЗУЛЬТАТЫ

На сегодняшний день субъекты малого и среднего бизнеса сталкиваются с такими проблемами, как несоразмерная результатам деятельности налоговая нагрузка, нестабильность налогового законодательства; неполноценность обеспечения равноправия различных форм собственности и защиты частной собственности; частые и слишком строгие проверки контролирующих органов; падение покупательной способности населения, падение реальных доходов граждан, за счёт чего падает спрос на товары, работы и услуги, предоставляемые субъектами малого и среднего бизнеса.

Выявленные выше проблемы характерны, как правило, для всех регионов страны, и Краснодарский край не является исключением.

Краснодарский край принадлежит к группе регионов России, которые отличаются наиболее динамичным развитием, что обеспечивается во многом активным развитием субъектов МСП на территории края.

Развитие субъектов МСП в крае осуществляется преимущественно в сферах лёгкой и тяжёлой промышленности, сельского хозяйства, АПК, транспорта, коммуникаций, образования и здра-

188

воохранения, а также в некоторых иных. Важно отметить, что сфера услуг на сегодняшний день также открывает огромные возможности для развития бизнеса в рассматриваемых секторах (преимущественно, для бизнеса малых форм). В сфере услуг постоянно возникают новые, прибыльные и перспективные рыночные ниши, в т.ч., ниши высокотехнологичного производства, телекоммуникации и иные.

В последние три года, несмотря на сложную экономическую ситуацию, вызванную, в т.ч., пандемией коронавирусной инфекции, количество субъектов малого и среднего бизнеса в Краснодарском крае растёт. Так, по состоянию на 01.01.2019 г. в Краснодарском крае было зарегистрировано 266 541 таких субъектов, в 2020 г. их число незначительно сократилось — до 266 405 субъектов, а в 2021 г. (по состоянию на 01.09.2021 г.) снова возросло — до 267 470.

В период 01.2021-02.2021 гг. оборот субъектов МСП Края составил 897,1 млрд руб. Данный показатель превысил докарантинный уровень приблизительно на 9,2%.

Малый и средний бизнес играет одну из ключевых ролей для развития социально-экономической составляющей любого государства. Благодаря МСП формируется благоприятная конкурентная среда, занятость населения (как самостоятельная, так и наемная), а также стабильность налоговых поступлений.

В настоящее время можно наблюдать тенденцию спада экономики России. Причин данного спада несколько: вновь вводимые экономические санкции; низкая цена на экспортируемые энергоресурсы; обесценивание национальной валюты; мировой кризис, вызванный коронавирусной инфекцией. Развитие МСП может помочь восстановить экономику страны, т.к. МСП создает новые рабочие места, увеличивает занятость населения и число экономически активного населения, обеспечивает рост налоговых поступлений в бюджет.

В мировой экономике существует общепризнанный факт — чем стабильнее положение малого и среднего предпринимательства, тем крепче экономика и меньше безработица. Ведь в государствах с развитой и устойчивой экономикой на долю МСП приходится до 2/3 от объема ВВП, что превышает долю крупных корпораций. Несмотря на то, что малый и средний бизнес занимает относительно невысокую долю в общем объеме ВВП России (около 20-22 %), он трудоустраивает довольно большое число населения, тем самым снижает социальную напряженность. Поэтому его развитие является одним из приоритетов государственной экономической политики, что наиболее явно проявилось после кризиса 2008 г. и закреплено принятием Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 г., а также национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

В настоящее время в структуре МСП выделяют микропредприятия, малые и средние предприятия. Рассмотрим более подробно основные показатели деятельности МСП в России за период 2018-2021 гг. (табл. 1).

Изучив данные таблицы 1, можно сделать следующие выводы. В целом количество субъектов МСП за анализируемый период ежегодно сокращалось. С 2018 по 2021 гг. данный показатель уменьшился на 354 655 ед., или 5,87%.

Число микропредприятий и малых предприятий к 2021 г. имели тенденцию сокращения, в то время как количество средних предприятий, наоборот, увеличилось. Данное изменение связано с объединением малых предприятий в более крупную форму бизнеса.

Также можно заметить, что МСП состоит в основном из микропредприятий. Их доля в общей структуре — более 95%. На малые и средние предприятия приходится около 4-5% от общего числа субъектов МСП, однако, несмотря на их столь маленькое количество, они предоставляют около 40% рабочих мест населению.

Анализируя общее число работников МСП, можно заметить, что с 2018 по 2020 гг. наблюдается тенденция сокращения сотрудников, но к 2021 г. произошло увеличение исследуемого показателя. На данное изменение значительно повлиял рост количества работников микропредприятий и средних предприятий — с 2020 по 2021 гг. состав микропредприятий увеличился на 89 451 чел., или 1,2%, а средних предприятий — на 125 588 чел., или 7,37%. Отчасти это также связано с тем, что в численности занятых перестали учитывать внешних совместителей и занятых по договору гражданско-правового характера.

189

Таблица 1. Основные показатели деятельности МСП в России за период 2018-2021 гг. (по состоянию на 1 января) *

Наименование показателя 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

Количество субъектов МСП всего,ед. 6 039 216 6 041 195 5 916 906 5 684 561

Микро предприятия 5 751 885 5 771 626 5 675 756 5 450 261

Малые предприятия 267 033 250 758 224 105 216 615

Средние предприятия 20 298 18 811 17 045 17 685

Количество работников всего, чел. 16 106 581 15 873 589 15 321 788 15 491 144

Микро предприятия 7 029 955 7 522 729 7 429 623 7 519 074

Малые предприятия 7 099 040 6 538 893 6189 172 6 143 489

Средние предприятия 1 977 586 1 811 967 1 702 993 1 828 581

Объем продукции всего, млрд руб. 3 818 4 823 6 081 8 160

Микро предприятия 2 574 3 595 4 742 6 696

Малые предприятия 981 957 1 094 1 226

Средние предприятия 263 271 245 238

* Составлено на основании [4]

Изучив структуру сотрудников МСП, можно сказать, что численность работников на микропредприятиях и малых предприятиях составляет большую часть от общего объема МСП (около 40-50 % каждая).

Объем выпускаемой продукции МСП имеет положительную тенденцию за анализируемый период. С 2018 по 2021 гг. данный показатель увеличился более чем в 2 раза — с 3 818 млрд руб. до 8 160 млрд руб. Основную часть продукции производят микропредприятия, меньше всего — предприятия средних размеров.

Несмотря на увеличение числа средних организаций и численности сотрудников в них, объем выпускаемой продукции данной формой бизнеса ежегодно уменьшается. Такое изменение связано с тем, что многие предприятия, которые относительно недавно перешли в формат средних, еще не начали достигать желаемых объемов производства, т.к. только осваиваются в новой нише экономики.

Одним из важных факторов, влияющих на состояние МСП, является его география. Существуют большие различия в части географической плотности малого бизнеса, а также вовлеченности населения в предпринимательскую деятельность.

Рассмотрим более подробно структуру субъектов МСП по федеральным округам (табл. 2).

Наибольшее число предприятий малого и среднего бизнеса размещено в Центральном ФО, Северо-Западном ФО, Поволжском ФО и Южном ФО, причем количество первых трех округов имеет тенденцию увеличения. В Южном ФО к 2021 г. значительно сократилось число субъектов

Таблица 2. Структура субъектов МСП по федеральным округам, % *

Наименование показателя 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

Центральный ФО 30 31 31 37

Северо-Западный ФО 12 12 12 13

Южный ФО 12 12 12 8

Северо-Кавказский ФО 3 3 3 3

Поволжский ФО 18 18 18 19

Уральский ФО 9 9 8 7

Сибирский ФО 12 11 11 9

Дальневосточный ФО 4 4 5 4

Итого 100 100 100 100

* Составлено на основании [4]

190

малого бизнеса, что в большей части связано с введением ограничительных мер из-за коронави-русной инфекции в 2020 г. Особенно высока доля МСП в Центральном ФО. В Северо-Кавказском ФО, Уральском ФО и Дальневосточном ФО значительная доля в экономике приходится на отрасли первичного сектора, которые не ориентированы на МСП (сырьевой сектор и сельское хозяйство), поэтому данные округа имеют небольшую долю в общем объеме. Несмотря на то, что в Сибирском ФО находятся крупные регионы с достаточно развитой экономикой, к сожалению, он не занимает лидерских позиций, и число субъектов малого бизнеса в данном округе ежегодно уменьшается [1].

Большое количество МСП, а также огромное разнообразие специализаций компаний повышают конкурентоспособность экономики. На сегодняшний день многие развитые регионы за счет МСП усиливают свое преимущество перед другими регионами с помощью региональных субсидий на поддержку малого бизнеса, а также за счет кредитных ресурсов, что приводит к усилению дифференциации социально-экономического развития.

Рассмотрим более подробно число субъектов МСП и сумму среднесписочной численности сотрудников МСП в Краснодарском крае с 2019 по 2021 гг. (табл. 3, 4).

Таблица 3. Количество организаций МСП в Краснодарском крае за 2019-2021 гг., ед. *

Показатель На 10.06.19 На 10.06.20 На 10.06.21 Абсолютное изменение, (+; -) Темп изменения, %

2021/2019 гг. 2021/2019 гг.

Микро предприятия 280 436 273 065 265 608 -14 828 94,71

Малые предприятия 7 898 7 159 6 965 -933 88,19

Средние предприятия 592 560 580 -12 97,97

Всего 288 926 280 784 273 153 -15 773 94,54

* Составлено на основании [4]

Проанализировав данные таблицы 3, можно заметить, что большая доля организаций малого и среднего предпринимательства приходится на микропредприятия. Их удельный вес составляет более 95 %. Меньшую часть занимают предприятия среднего размера (0,2 %). За анализируемый период прослеживается отрицательная тенденция изменения числа субъектов МСП. Микропредприятия с 10.06.2019 по 10.06.2021 гг. сократились на 14 828 ед., или на 5,29 %. Число малых предприятий также ежегодно уменьшалось. За анализируемый период их количество изменилось с 7 898 ед. до 6 965. В отношении организаций средних размеров немного иная ситуация. По состоянию на 10.06.2021 их число в сравнении с 10.06.2019 г. сократилось на 12 ед., или 2,03 %. Однако в сравнении с 10.06.2020 г. количество средних предприятий увеличилось на 20 ед., или 3,57 %.

Таблица 4. Среднесписочная численность сотрудников МСП в Краснодарском крае за 20192021 гг., чел. *

Показатель На 10.06.19 На 10.06.20 На 10.06.21 Абсолютное изменение, (+; -) Темп изменения, %

2021/2019 гг. 2021/2019 гг.

Микро предприятия 273 686 280 681 285 096 +11410 104,17

Малые предприятия 209 141 198 301 200 307 -8 834 95,78

Средние предприятия 60 258 60 323 62 889 +2 631 104,37

Всего 543 085 539 305 548 292 +5 207 100,96

* Составлено на основании [4]

При анализе таблицы 4 можно сделать следующие выводы. Поскольку число микропредприятий составляет более 95% от общего количества МСП, то рабочие места, предоставляемые данным субъектом малого бизнеса, занимают основную часть (более 50%). За анализируемый период сумма среднесписочной численности сотрудников микропредприятий увеличилась на 11 410 чел., или 4,17%, при одновременном уменьшении количества организаций данного типа на

191

14 828 единиц, или 5,29%. Изучив статистику малых предприятий, было выявлено, что исследуемый показатель по состоянию на 10.06.2021 г. сократился на 8 834 чел., или 4,22%, в сравнении с 10.06.2019 г., но увеличился на 2 006 чел., или 1,014% в сравнении с 10.06.2020 г., несмотря на тенденцию сокращения числа данного субъекта малого бизнеса.

Обратная зависимость между показателями количества субъектов МСП, а именно микропредприятий и малых предприятий, и суммой среднесписочной численности сотрудников, говорит о том, что в организациях данного типа ранее сотрудники были неофициально трудоустроены. Однако после того, как государство в период пандемии 2020 г. стало оказывать финансовую поддержку малому бизнесу на каждого работника, то предприятия были вынуждены официально оформить всех своих сотрудников для получения данной государственной помощи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Касаемо средних предприятий также можно заметить обратную зависимость суммы среднесписочной численности сотрудников от количества предприятий: в период уменьшения числа организаций с 10.06.2019 по 10.06.2021 гг. наблюдалось увеличение суммы среднесписочной численности на 2 631 чел., или 4,37%.

Значительное сокращение числа микропредприятий и малых предприятий в 2020 г. при одновременном увеличении количества средних предприятий говорит о том, что одни организации прекратили осуществлять свою деятельность, а другие, наоборот, объединились с целью укрупнения и выхода на новый уровень экономического развития. Поскольку 2020 г. ознаменовался периодом коронавирусной инфекции, то некоторые организации приняли решение объединиться и переквалифицировать свою деятельность в те направления, которые активно поддерживало государство в период пандемии, чтобы продолжать вести бизнес в столь сложные времена для экономики страны благодаря помощи государства.

В целом одной из основных причин сокращения числа субъектов МСП за анализируемый период является введение ограничительных мер из-за коронавирусной инфекции в 2020 г. Многие предприятия понесли убытки в период пандемии и были вынуждены прекратить свою деятельность.

В период коронавирусной инфекции государство активно поддерживало МСП. Стоит отметить, что одну из главных ролей в становлении МСП играют муниципальные и региональные власти, т.к. именно они формируют экономический климат региона и напрямую контактируют с бизнесом. Однако ресурсы данного уровня значительно ограничены из-за низкой бюджетной обеспеченности большинства субъектов РФ. Поэтому основным источником финансового обеспечения государственной политики является федеральный бюджет, а основным механизмом — федеральные проекты.

Для комплексного развития МСП в рамках Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» было определено пять направлений, реализуемых в регионах: «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства»; «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации»; «Популяризация предпринимательства»; «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, в т.ч. к льготному финансированию»; «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности».

На данные направления запланировано потратить более 480 млрд руб., что в 3 раза больше, чем было выделено на господдержку МСП в 2008-2017 гг., 85 % их них — это обязательства федерального уровня.

Однако, по мнению экспертов, увеличение объемов государственной поддержки не решает проблемы МСП, т.к. его развитие сдерживается по следующим причинам:

• высокие налоги на фоне снижающихся доходов потребителей и увеличения спроса;

• сложность доступа к кредитным ресурсам;

• непрозрачность мер государственной поддержки;

• отсутствие единого финансово-кредитного центра поддержки;

• сложность администрирования документов для заявок на получение поддержки и предоставления отчетности;

• низкая инновационность;

• недостаточное информационно-аналитическое обеспечение государственной политики в сфере развития МСП.

192

Принятые государственные программы и проекты в большей степени ориентированы на финансовую поддержку, а не на решение вопросов, связанных с налогообложением и общеэкономическими факторами. Значительный уровень налоговой нагрузки и несовершенство налоговой системы при нестабильности законодательства не способствуют задачам развития МСП. Так, например, отмена с 2021 г. единого налога на вмененный доход (далее — ЕНВД) для отдельных видов деятельности может привести к росту налоговой нагрузки предпринимателей, которые не выбрали другой специальный режим. Однако таких предпринимателей, которые не смогли определиться с альтернативой, довольно много, но официальные лица и ряд экспертов считают, что это проблема самих МСП. Один из ключевых аргументов отмены ЕНВД — установление факта использования этого режима организациями с миллиардными оборотами с целью снижения отчислений в бюджет. В то же время для многих предприятий небольшого размера данный режим являлся единственным возможным для выживания. Именно поэтому было бы целесообразнее обеспечить вывод их льготных режимов налогообложения МСП тех субъектов хозяйствования, которые в них не нуждаются.

Для достижения целей государственной политики в сфере МСП необходимо изменить отраслевую структуру малого бизнеса, в которой преобладает торговля и услуги, в пользу отрасли производства товаров на инновационной основе. Важно не просто наращивать объем финансирования, расширять инфраструктуру и вводить новые меры поддержки предпринимателей, а построить комплексную систему функционирования МСП, которая будет входить в общую стратегию социально-экономического развития государства.

Развитие малого бизнеса благоприятно влияет на экономику страны в целом, создавая новые рабочие места и выпуская большой объем продукции, работ и услуг. Поэтому государству следует активно заниматься развитием данного сектора экономики. Проанализировав структуру и динамику различных показателей субъектов малого бизнеса Краснодарского края за 2019-2021 гг., можно выделить некоторые проблемы.

Одна из основных и самых главных проблем развития малого бизнеса — нехватка собственных денежных средств. Данная проблема была всегда актуальна, однако в период распространения коронавирусной инфекции в 2020 г. многие жители страны потеряли стабильный заработок, у большинства россиян стал сильно ограничен бюджет, и соответственно, чтобы открыть новый бизнес не хватало денежных средств.

Недостаточная поддержка государства. Данная проблема тесно взаимосвязана с первой, однако помимо недостаточной финансовой поддержки малого бизнеса, речь идет об отсутствии развитых социально-экономических механизмов, которые могут способствовать развитию различных бизнес-идей. В период пандемии государство активно поддерживало уже существующие предприятия, но не оказывало внимания на поддержку малых бизнесов на начальном этапе.

Довольно высокие хозяйственные риски в условиях нестабильной экономической системы, которые появляются по внешним и внутренним причинам. Оказать влияние на различные мировые изменения, вызванные в 2020 г. коронавирусной инфекцией, невозможно, но внутри собственной страны вполне реально минимизировать негативные последствия экономической нестабильности из-за пандемии.

Нехватка квалифицированного персонала. Данная проблема довольно актуальна для предприятий малого бизнеса, поскольку не все организации имеют финансовую возможность обеспечивать достойную заработную плату сотрудникам с высоким уровнем профессионализма. Также в период коронавирусной инфекции была еще одна проблема, связанная с персоналом организации — большинство предприятий потеряли квалифицированных работников, т.к. не имели возможность оплачивать их труд.

Низкий спрос на инновационные технологии со стороны малых предприятий. В XXI в. существует большое количество различных нововведений, которые дают возможность во многом усовершенствовать бизнес. Однако малые предприятия не могут использовать инновационные продукты, поскольку их стоимость слишком высока, и у организаций не хватает денежных средств на их приобретение.

Низкий спрос предпринимателей малого бизнеса на развитие технологических и фондоемких производств из-за отсутствия интереса инвесторов в финансировании бизнес-идей данной области. Большинство предпринимателей выбирают сферу торговли и общественного питания, поскольку

193

именно данные отрасли пользуются большим спросом покупателей, и есть вероятность финансовой поддержки инвесторов [2]. Однако остаются без внимания технологические и фондоемкие производства, т.к. предприниматели понимают, что данные отрасли довольно затратные, и инвестирование в них маловероятно.

Недостаточно сведений о рынках сбыта в Краснодарском крае. Многие предприниматели довольно часто начинают открывать «свое дело» в той нише, которая очень перенасыщена конкурентами. У них нет необходимой информации, чтобы узнать о состоянии спроса на рынке в данный момент, о точном количестве конкурентов по видам деятельности, что значительно затрудняет выбор идеи бизнеса.

Низкий уровень развития инфраструктуры (финансовой, информационной, маркетинговой). Данная проблема затрагивает не только предприятия малого сектора экономики, но и в целом все организации. Неразвитость инфраструктуры обусловлена относительно небольшим сроком развития рыночных отношений в стране.

Большое число предпринимателей осуществляют свою деятельность без регистрации или без лицензии, в связи с возникновением сложностей при постановке на учет. Довольно часто при оформлении документации малого бизнеса, регистрации индивидуального предпринимателя, а также открытии лицевого счета в банке появляются проблемы, решение которых занимает много времени и требует значительных денежных средств. Поэтому некоторые бизнесмены осуществляют свою деятельность без регистрации. В период коронавирусной инфекции в 2020 г. данная проблема была очень актуальна, т.к. многие предприниматели стали незаконным путем продавать средства индивидуальной защиты (маски, перчатки, антисептические средства и т.п.).

Высокая стоимость кредитных ресурсов. Данная проблема связана с высоким уровнем риска при финансировании субъектов малого бизнеса. Поэтому многие кредитные организации предпочитают воздержаться от такого рода действий. В период пандемии 2020 г. банки отказывали в поддержке начинающему малому бизнесу из-за нестабильной экономической ситуации в стране.

Все вышеперечисленные проблемы являются довольно актуальными на сегодняшний день в Краснодарском крае [3]. На рисунке 1 представлены пути их решения.

В период коронавирусной инфекции 2020 г. малый бизнес Краснодарского края претерпел значительные неблагоприятные изменения. После изучения динамики и структуры количества МСП и численности их сотрудников, нами были разработаны следующие рекомендации по устранению последствий пандемии: малым предприятиям, осуществляющим деятельность в период корона-вирусной инфекции, необходимо адаптировать свой бизнес под сложившиеся ограничения, ввести дополнительные услуги (например, в кафе, где имеет место только обслуживание посетителей в зале, следует ввести доставку и еду на вынос); предоставление малым предприятиям, пострадавшим в период пандемии, специализированных заказов не только от государства, но и от крупных компаний (например, АО Тандер оформил заказ на поставку товара у индивидуального предпринимателя, занимающегося производством хлебобулочных изделий); субъектам МСП необходимо разработать антикризисный план, который поможет восстановить организацию после пандемии и выйти из кризисной ситуации, обратившись за данной услугой к кризис-менеджеру банка (например, кризис-менеджер МСП Банка).

Таким образом, государству необходимо проявлять большую заинтересованность в развитии экономического потенциала субъектов малого предпринимательства Краснодарского края, поскольку их деятельность может оказать огромное благоприятное влияние на успешное развитие региона. В первую очередь, это будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности края и росту валового регионального продукта.

Для того, чтобы лучше понять специфику и уровень развития субъектов МСП на Кубани, можно провести SWOT-анализ (анализ сильных и слабых сторон внешней и внутренней деятельности организации) (табл. 5).

Результаты такого анализа позволяют осуществить сопоставление негативных тенденций в секторе малого и среднего бизнеса с современными возможностями развития экономики и хозяйства в регионе.

Необходимо подчеркнуть, что активное развитие субъектов малого и среднего бизнеса буквально «вскрывает»системные проблемы, являющиеся по своей сути барьерами для развития

194

1. Нехватка собственных денежных средств для развития бизнеса V__*

Снижение стоимости кредитных ресурсов, повышение заинтересованности инвесторов в финансировании проектов и увеличение государственного субсидирования малого бизнеса

2. Недостаточная поддержка со стороны государства на начальном этапе создания малого бизнеса

5. Низкий спрос на инновационные технологии со стороны малых предприятий

6. Низкий интерес инвесторов в развитии технологических и фондоемких производств в малом бизнесе

7. Недостаток сведений о рынках сбыта

9. Осуществление деятельности незаконным путем из-за проблем при регистрации малого бизнеса

10. Высокая стоимость кредитных ресурсов для субъектов малого бизнеса

Развитие центров поддержки малого бизнеса, а также разработка государственных программ в области содействия

Разработка дополнительной государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства в период корона-вирусной инфе кции

Использование аутсорсинга, т.е. привлечение специалистов извне, которые не на постоянной основе, а при необходимости, будут оказывать определенные услуги и работы

Предоставление выгодных предложений (льготные условия, аренда, рассрочка и т.п.) на приобретение инновационной продукции субъектам малого бизнеса

Государственная поддержка данных отраслей и привлечение кредитных ресурсов на льготных условиях

Составление и регулярное обновление перечня приоритетных направлений развития экономики края

Повышение интереса государства в развитии специализированных институтов поддержки малого бизнеса

Упрощение документального оформления регистрации малого бизнеса, ликвидация административных барьеров для предпринимателей и организация налаженной правовой системы

Развитие механизмов целевого кредитования, государственных субсидий, а также разработка системы страхования всевозможных рисков

Рис. 1. Проблемы малого бизнеса в Краснодарском крае и пути их решения (Составлено авторами)

предпринимательства в целом и повышения качеств предпринимательской деятельности субъектов МСП края.

В качестве основных «барьеров» развития предпринимательского сектора Краснодарского края на сегодняшний день можно обозначить совокупность определенных факторов и условий.

Одним из них является недостаток собственных денежных средств для развития малого бизнеса — зачастую, решающий фактор, способствующий не только развитию бизнеса, но и его непосредственному созданию. Предполагается, что в существующих условиях решение данной проблемы может быть найдено в удешевлении и упрощении условий кредитования для предпринимательства, а также в формировании прозрачных механизмов выделения государственных субсидий субъектам малого бизнеса.

Недостаточная государственная поддержка, которая выражается не только в недостатке финансирования, а также в отсутствии достаточно развитых и доступных социально-правовых механизмов, которые способствовали бы простой реализации бизнес-идей, так называемых «стар-тапов». Полагаем, что развитие в регионе центров поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, поддержки инновационной деятельности и инновационного предпринимательства, а также разработка соответствующих текущей ситуации новых государственных программ содействия и поддержки субъектов МСП может помочь с решением данной проблемы.

195

Таблица 5. 8\¥ОТ-анализ актуальных перспектив развития субъектов МСП Кубани *

Сильные стороны Слабые стороны

• Благоприятные условия и факторы для ведения предпринимательства (высокие темпы экономического роста региона, демографический прирост) • Достаточный уровень развития инновационного и экономического потенциала края • Большое пржутствш на местном рынке экономически активных субъектов МСП • Весьма слабое развитие инфраструктуры предпринимательства, в особенности — финансовой и про изво детве нной • Недостаток собственных средств предпринимателей для формирования и развития новых бизнес-субъектов • Сравнительно высокая стоимость кредитования для представителей малого и средшго бизнеса

Возможности Угрозы

• Привлечение существенного инвестирования, что позволит предпринимательству иметь достаточное количество свободных финансовых ресурсов • Мониторинг и улучшение механизмов субсидиарной поддержки субъектов МСП со стороны государственных структур • Возможности развития комфортной предпринимательской инфраструктуры малого и среднего бизнеса • Наличие общих отрицательных тенденций экономической конъюнктуры в России и на международной арене, в т.ч., нестабильность национальной валюты и стоимости углеводородных ресурсов (в частности, наблюдаются особенно неблагоприятные тенденции в стоимости газа) • Существующие проявления монэполизации бизнеса «крупными игроками», в результате чего устанавливается приоритет и превосходство последних нац обладающими меньшими возможностями субъектов МСП • Реализация мер по борьбе с пандемией, которые оказываются уничтожительными для большинства субъектов малого и среднего бизнеса, разрушают индивидуальное предпринимательство • Высокая стоимость внедрения инноваций в предпринимательскую деятельность

* Составлено авторами

Высокий уровень рисков хозяйственной деятельности, влияние которых усиливается в условиях общей нестабильности экономического развития. В свою очередь, это формирует значительные затруднения для деятельности субъектов МСП в регионе. В данном случае формирование рисков может исходить от источников внешнего и внутреннего характера. Необходимо отметить, что если на факторы мировой рыночной конъюнктуры априори практически невозможно оказать какое-либо влияние, то негативные проявления экономической нестабильности во внутрихозяйственной деятельности могут быть преимущественно сглажены при содействии в данном процессе представителей государства и власти на региональном уровне.

Недостаток квалифицированного персонала ввиду ограниченности финансовых ресурсов на обеспечение штата сотрудников у субъектов малого и среднего бизнеса. Данная проблема может быть решена при помощи расширения и популяризации практики аутсорсинга, иными словами привлечения сторонних специалистов для «временной работы» и решения конкретных задач, к примеру, на этапе создания и первых порах развития нового бизнес-субъекта.

Низкий уровень спроса на инновационные технологии, работы и услуги, что объясняется неготовностью клиента к применению инновационных продуктов по причине высокой стоимости, а также воздействия иных факторов хозяйственного риска. Это способствует не окупаемости деятельности субъектов МСП сектора инноваций, невостребованности их на рынке в целом. Предполагаем, что данная проблема может быть решена посредством оказания действенной и существенной поддержки субъектам инновационного предпринимательства, а также с помощью государственного содействия продвижению инновационной продукции на рынке Краснодарского края.

196

Слабый интерес инвесторов с точки зрения инвестирования в развитие технологических и фондоёмких производств. Инвесторы склонны обращать внимание, в основном, на те сферы хозяйствования, которые гарантируют быструю оборачиваемость капитала (к примеру, сектор общественного питания). Как правило, наукоёмкие производства не отличаются высокими оборотами капитала, что обусловливает недостаток привлечения инвестирования и недостаток финансирования такой деятельности в целом. Данная проблема, с нашей точки зрения, может быть решена посредством реализации мер государственной поддержки технологических производств, а также развития льготного (более выгодного и дешёвого) кредитования предпринимательских структур в сфере наукоёмкого производства.

Низкий уровень информированности субъектов МСП о рынках сбыта и их текущем состоянии. Часто по причине элементарного недостатка информации предприниматели аккумулируют основные производственные ресурсы в перенасыщенных или слабо перспективных хозяйственных секторах. В это время те сектора, где потребитель испытывает реальный дефицит в продукции и услугах, простаивают и остаются незамеченными предпринимательскими структурами. Решение проблемы видится в составлении и постоянной актуализации перечня приоритетных направлений развития хозяйства Кубани.

Слабое развитие информационной, финансовой, консалтинговой и маркетинговой инфраструктуры для субъектов МСП. Эта проблема носит комплексный характер, а возникновение её обуславливается слабой заинтересованностью государства в развитии специализированных институтов поддержки субъектов МСП не только в рамках Краснодарского края, но и во всей Российской Федерации в целом.

Отсутствие у предпринимателей необходимых начальных знаний в области управления финансами, юриспруденции и права. Ограниченность знаний — это основная причина невозможности предпринимателей дать объективную и грамотную оценку существующей конъюнктуре регионального рынка и действующим механизмам рыночной экономики. Данная проблема может быть решена посредством формирования специализированных центров повышения финансовой грамотности предпринимателей, что может быть осуществлено на базе уже действующих в крае финансовых институтов поддержки субъектов МСП.

Высокая стоимость получения кредита для предпринимателей, что связано, в первую очередь, с возросшими предпринимательскими рисками (в особенности — в отношении бизнес-субъектов с низкой рентабельностью, либо недавно созданных субъектов предпринимательства). Наиболее эффективное разрешение данной проблемы состоит, как мы считаем, в дальнейшем развитии механизмов государственного субсидирования и кредитования малого и среднего бизнеса. Кроме того, сами хозяйствующие субъекты могут разрабатывать наглядные бизнес-планы для обоснования необходимости и целесообразности привлечения заёмных средств, финансового расчёта возможностей реальной выплаты кредитов.

Нельзя сказать, что какие-то из вышеназванных проблем развития МСП края являются более или менее значимыми — все они важны, т.к. несут в себе весомые потенциальные риски и угрозы для экономического развития на региональном уровне в целом. В настоящее время властные структуры Краснодарского края имеют интерес в содействии активному развитию предпринимательства, что объясняется высокой ролью такого развития для развития региона в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Без развития малого и среднего бизнеса не может быть достигнуто повышение экономического потенциала края, не может быть повышена его инвестиционная привлекательность. Следовательно, не вырастет валовый региональный продукт и не будет улучшен уровень благосостояния местного населения.

Так, многие меры поддержки субъектов малого и среднего бизнеса в Краснодарском крае реализуются в рамках осуществления национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Данный национальный проект реализуется во всей России в рамках периода 2019-2024 гг. Основная цель данного проекта состоит в расширении доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, включая льготное финансирование.

В рамках названного национального проекта реализуются также несколько федеральных проектов, в числе которых: «Акселерация субъектов МСП»; «Популяризация предпринимательства»; «Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в т.ч. к льготному финансирова-

197

нию»; «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации»; «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности».

В рамках реализации национального проекта в Краснодарском крае реализуется муниципальная программа «Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании город Краснодар» муниципальная подпрограмма «Развитие субъектов МСП в муниципальном образовании город Краснодар».

В рамках реализации национального проекта, муниципальной программы и муниципальной подпрограммы за 2020 г., по состоянию на 31.12.2020 г. были достигнуты следующие показатели в развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в городе Краснодар:

• количество субъектов МСП в расчёте на 10 тыс. чел. населения составило 788,5 ед.;

• доля среднесписочной численности работников (без учёта внешних совместителей) субъектов МСП в среднесписочной численности работников (также без учёта внешних совместителей) всех предприятий и организаций города составила 35,0 %.

В рамках оказания имущественной, информационной и консультативной поддержки субъектов МСП в Краснодарском крае организованы и проведены конкурсы, направленные на стимулирование инновационной деятельности субъектов МСП — 191,76 тыс. руб. из средств местного бюджета муниципального образования город Краснодар; организована деятельность муниципального центра развития предпринимательства в муниципальном образовании город Краснодар — 11666,51 тыс. руб. из средств местного бюджета.

На данный момент в целях оказания консультативной поддержки представителям субъектов МСП и гражданам, желающим начать свою деятельность в качестве индивидуального предпринимательства, по телефону «горячей линии» на постоянной основе предоставляются сведения о деятельности Фонда микрофинансирования Краснодарского края и Фонда развития бизнеса Краснодарского края.

Так, по итогам 2020 г. субъектам МСП города Краснодара и Краснодарского края было оказано порядка 1607 информационно-консультационных услуг по вопросам предпринимательской деятельности.

Также в 2020 г., в результате реализации мероприятий вышеназванной муниципальной подпрограммы, объём инвестиций в основной капитал субъектов МСП Краснодарского края составил 103 % в сравнении с аналогичным показателем 2019 г. (28101,5 и 27287,3 млн руб. соответственно).

В 2021 г. губернатором Краснодарского края В.И. Кондратьевым был утверждён «Региональный план действий по нормализации деловой жизни, восстановлению занятости, доходов граждан и роста экономики».

В рамках данного документа обозначены основные задачи по поддержке и развитию индивидуального, малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае, в числе которых: восстановление численности граждан, занятых в субъектах малого и среднего предпринимательства до уровня I квартала 2020 г.; достижение темпов роста оборота финансово-хозяйственной деятельности субъектов МСП до значения, превышающего 105%; стимулирование повышения кадрового потенциала субъектов МСП на основании роста предпринимательской инициативы и качества доступа предпринимателей к человеческому капиталу; формирование наиболее комфортных условий для ведения бизнеса в условиях Краснодарского края, взаимодействия предпринимателей Кубани (МСП, крупный бизнес — МСП, предприниматели и «третий сектор»), государственно-частно го и муниципального-частного партнёрства; снижение административных барьеров для предпринимательства в крае; налаживание качественного сотрудничества всех заинтересованных органов, ведомств и субъектов для осуществления высокоэффективной поддержки малого и среднего бизнеса; стимулирование развития предпринимательской деятельности в регионе за счёт роста вовлеченности населения в предпринимательство, стимулирование населения к созданию новых бизнес-субъектов; вовлечение в акселера-ционные программы не менее, чем 4,5 тыс. чел.; оказание поддержки и содействия государственной микрофинансовой организации Краснодарского края не менее чем 407 субъектам малого и среднего бизнеса.

Оценить то, в какой мере эффективными являются те меры поддержки субъектов МСП, которые в данный момент реализуются в Краснодарском крае можно с опорой на актуальные данные об успехах в развитии малого и среднего бизнеса региона. Так, по состоянию на 26.10.2021 г.

198

количество занятых в сфере МСП с января увеличилось на 60 тыс. чел. (до 950 тыс. чел.). По данному показателю регион находится на четвёртом месте после Москвы, Санкт-Петербурга и Московской области. Это говорит о том, что в Краснодарском крае занятость в субъектах МСП увеличивается достаточно хорошими темпами, следовательно, формируются благоприятные условия для развития малого и среднего бизнеса, а также комфортные условия трудовой деятельности непосредственно в самих субъектах, что также способствует совершенствованию их работы.

С целью реализации вышеупомянутого национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» в 2021 г. в Краснодарском крае было выделено 700 млн руб. Для оказания государственной поддержки малого и среднего бизнеса, а также самозанятых граждан на Кубани созданы и действуют фонды микрофинансирования (т.е. решается проблема доступности кредитования для субъектов МСП), развития бизнеса и инноваций (решается проблема популяризации технологического производства и инновационного предпринимательства), а также осуществляет свою деятельность «Центр координации и поддержки экспортно-ориентированных субъектов МСП» (оказывается содействие развитию внешнеэкономической деятельности в рамках субъектов малого и среднего бизнеса края).

С начала года Фондом развития бизнеса края было выдано 179 поручительств 165 субъектам малого и среднего бизнеса, что позволило привлечь предпринимателям заёмные средства на развитие бизнеса на общую сумму более 3,3 млрд руб.

За период январь-сентябрь 2021 г. количество самозанятых граждан в Краснодарском крае возросло с 42 до 120 тыс. чел. (5 место по России). Соответствующий план, установленный для Кубани на 2021 г., на данный момент перевыполняется прогнозируемо в 3,5 раза. Кроме того, за указанный период в крае возросло и количество предпринимателей — в общей сложности на 2,8 тыс. чел. (включая индивидуальное предпринимательство).

В настоящий момент власти Краснодарского края вполне серьёзно настроены на новые достижения в поддержке и развитии субъектов малого и среднего бизнеса в регионе. Так, к 2024 г. планируется привлечь более 1 млн чел. в малое и среднее предпринимательство. ВЫВОДЫ

Обобщая всё вышесказанное можно сделать вывод, что на данный момент меры поддержки субъектов малого и среднего бизнеса в Краснодарском крае по всем показателям объективно являются одними из лучших в стране, уступая места в рейтинге Москве и северной столице России — Санкт-Петербургу, которые объективно более развиты за счёт большего количества населения, присутствия масштабного инвестирования и по иным причинам.

На сегодняшний день Краснодарский край нуждается в дальнейшем активном развитии субъектов малого и среднего предпринимательства. Кроме того, важно совершенствовать условия ведения предпринимательской деятельности, повышать уровень грамотности предпринимателей в сферах экономики и финансов, юридической сфере. Необходимо постоянно улучшать в соответствии с текущими требованиями субъектов бизнеса всю предпринимательскую инфраструктуру.

Все эти меры могут позволить Краснодарскому краю со временем обогнать даже «столичные» результаты развития субъектов МСП и выйти на совершенно новый уровень благосостояния и развития региона, значительно улучшить уровень жизни людей и оказать позитивное влияние на состояние пошатнувшейся в настоящий момент отечественной экономики в целом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Балашова И.В. Формирование и использование средств регионального бюджета / И.В. Балашова, Т.А. Терещенко. — Краснодар, 2022. — 62 с.

2. Терещенко Т.А. Финансовые инструменты государственного регулирования экономики / Т.А. Терещенко, И.В. Балашова // Вестник Академии знаний. — 2020. — №> 5 (40). — С. 522-526.

3. Пидяшова О.П. Статистический анализ основных макроэкономических показателей региона / О.П. Пидяшова, Т.Е. Кравченко, Т.А. Терещенко // Экономика и предпринимательство. — 2020. — .№ 8 (121). — С. 104-111.

4. Федеральная служба государственной статистики: Официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 10.03.2022).

199

SPISOKLITERATURY

1. Balashova I.V. Formirovaniye i ispol'zovaniye sredstv regional'nogo byudzheta / I.V. Balashova, T.A. Tereshchenko. — Krasnodar, 2022. — 62 s.

2. Tereshchenko T.A. Finansovyye instrumenty gosudarstvennogo regulirovaniya ekonomiki / T.A. Tereshchenko, I.V. Balashova // Vestnik Akademii znaniy. — 2020. — № 5 (40). — S. 522-526.

3. Pidyashova O.P. Statisticheskiy analiz osnovnykh makroekonomicheskikh pokazateley regiona / O.P. Pidyashova, T.Ye. Kravchenko, T.A. Tereshchenko // Ekonomika i predprinimatel'stvo. — 2020. — N° 8 (121). — S. 104-111.

4. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki: Ofitsial'nyy sayt [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: rosstat.gov.ru/ (data obrashcheniya: 10.03.2022).

Статья поступила в редакцию 27 марта 2022 года Статья одобрена к печати 5 апреля 2022 года

200

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.