П
С И Х О Л О Г И Ч Е С К И Е
НАУКИ
УДК 159.9.072
Л.А. Захарова
ХАРАКТЕРИСТИКА ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ИЗУЧЕНИЕ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Статья представляет собой описание диагностической программы, применяемой при изучении аддиктивного поведения подростков с ЗПР. Данная диагностическая программа составлена на основе анализа психолого - педагогической и специальной литературы по проблеме аддиктив-ного поведения подростков с ЗПР. При проведении научного исследования планируется применить данную диагностическую программу, поскольку она является одним из самых важнейших шагов в изучении склонности подростков с ЗПР к аддиктивному поведению.
Ключевые слова: подростки, аддиктивное поведение, задержка психического развития, диагностика, диагностический инструментарий
Согласно современному состоянию общества в вопросе становления личности подростков, одной из самых актуальных подростковых проблем на сегодняшний день является аддиктивное поведение.
Аддиктивное поведение - вид отклоняющегося поведения, который проявляется в форме зависимости от употребления различных веществ, способных менять психоэмоциональное состояние человека. К этим веществам, как правило, относят алкоголь, табакокурение и наркотики.
© Захарова Л.А., 2019.
Научный руководитель: Пазухина Светлана Вячеславовна - доктор психологических наук, доцент, Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, Россия.
ISSN 2223-4047
Вестник магистратуры. 2019. № 9-1 (96)
Подростки, как особая возрастная группа, склонны к возникновению такого зависимого поведения из-за особенностей сензитивности психики. Аддиктивное поведение позволяет подросткам ощущать сплоченность, взрослость, избегать неприятных ощущений, искать свою зону комфорта и свободы. Следствием такого поведения является низкая социальная активность подростков, преграды на пути становления личности. [4]
Н.В. Карпушкина отмечает тот факт, что проблема аддиктивного поведения становится еще более насущной применительно к подросткам, имеющим задержку психического развития. [3]
Подростки с ЗПР являются группой повышенного риска формирования аддиктивного поведения, поскольку они подвержены отрицательному внешнему влиянию, они повышено - внушаемы и импульсивны, неспособны к выработке устойчивого социально - одобряемого жизненного стереотипа к преодолению трудностей, склонны идти по пути наименьшего сопротивления. Риск аддиктивного поведения подростков с ЗПР связан с эмоционально-личностными характеристиками, обусловленнымиэтим нарушением. [2]
В связи с вышеописанными характеристиками подростков с ЗПР необходимо определить особенности их личностной организации, а также склонность к аддиктивному (зависимому) поведению. Определение данных положений позволило четко обосновать выбор диагностического инструментария исследования и составить комплексную диагностическую программу, предназначенную для всестороннего изучения особенностей личностного развития подростков с ЗПР и склонности к аддиктивному поведению.
Диагностическая программа предусматривает использование комплекс методик для исследования, позволяет выявить качественное своеобразие психического развития подростков с ЗПР и причину психологического явления аддикций в поведении, а также разработать психологическое заключение на основе проведенных методик. С помощью подобранных методик можно получить сведения о личности подростков с ЗПР и их склонности к аддиктивному поведению.
При дальнейшем проведении исследования мы планируем использовать диагностическую программу, разделенную на 2 блока и представленную в таблице 1.
Таблица 1
Описание диагностической программы, направленной
на изучение аддиктивного поведения подростков с ЗПР_
№ п/п Название и автор методики Цель методики
БЛОК 1 - изучение особенностей личностного развития подростков с ЗПР, склонных к аддиктивному поведению
1 Методика Дембо - Рубинштейн (модификация Прихожан) Изучение уровня самооценки подростков и уровня притязаний.
2 Методика «Семь качеств личности» (Р.Кет-телл,модификация А. Г.Грецова) Определение ярко выраженных качеств личности подростков.
3 Кинетический рисунок семьи Р. Бернс, С. Кауфман (КРС) Выявление семейной ситуации подростка, взаимоотношений в семье, вызывающих тревогу, восприятие других членов семьи и свое место среди них.
БЛОК 2 - изучение склонности к аддиктивному поведению подростков с ЗПР
4 Тест-опросник «Аддиктивная склонность» В. В. Юсупова Выявление склонности подростков к зависимому поведению.
5 Опросник «Риск аддиктивного поведения» (Б. И. Хасан) Исследование динамики риска аддиктивного поведения в подростковом возрасте.
Таким образом, основываясь на результатах анализа психолого - педагогической и специальной литературы по проблеме изучения личностных особенностей подростков с ЗПР и склонности к аддиктив-ному поведению, была составлена данная диагностическая программа. Методики, вошедшие в диагностическую программу, являются валидными и стандартизированными, отвечающими необходимым показателям качества.
При дальнейшем проведении исследования аддиктивного поведения подростков с ЗПР с помощью подобранного диагностического инструментария необходимо будет проанализировать полученные результаты, которые будут свидетельствовать о том, каковы нарушения в развитии личности подростков, приводящие к зависимой поведенческой тенденции.
Результаты, которые будут получены в ходе диагностики, лягут в основу составления коррекционно - развивающей программы, направленной на развитие личности подростков с ЗПР и профилактики аддиктивного поведения.
Библиографический список
1.Белоцерковец Д. А. Психолого-педагогическое сопровождение подростков с аддиктивным поведением. -2017. - №1 - С. 70 -79.
2.Захарова Л. А. Актуальность исследования аддиктивного поведения подростков с задержкой психического развития. - 2019. - № 2-1 - С. 38 - 40.
3.Карпушкина Н. В. Психологические особенности самосознания подростков с задержкой психического развития, склонных к аддиктивному поведению. - 2014. - №3 - С. 120 -128.
4.Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения. - СПб.: Речь, 2005, 435 с.
ЗАХАРОВА Л.А. - магистрант, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Россия.