Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ СКЛОННОСТИ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ К АДДИКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ'

ИССЛЕДОВАНИЕ СКЛОННОСТИ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ К АДДИКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
88
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Захарова Л.А.

В данной статье рассматриваются специфические особенности аддиктивного поведения подростков с ЗПР, описывается диагностическая программа по проблеме, приводится анализ полученных результатов, а также составляется примерный план коррекционно-развивающей работы, основанной на результатах проведенного диагностического исследования склонности подростков с ЗПР к аддиктивному поведению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ СКЛОННОСТИ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ К АДДИКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ»

П

С И Х О Л О Г И Ч Е С К И Е

НАУКИ

УДК 159.9.072

Л.А. Захарова

ИССЛЕДОВАНИЕ СКЛОННОСТИ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ К АДДИКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ

В данной статье рассматриваются специфические особенности аддиктивного поведения подростков с ЗПР, описывается диагностическая программа по проблеме, приводится анализ полученных результатов, а также составляется примерный план коррекционно-развивающей работы, основанной на результатах проведенного диагностического исследования склонности подростков с ЗПР к аддиктивному поведению.

Ключевые слова: подростки, аддиктивное поведение, задержка психического развития, диагностический инструментарий, личностное развитие, результаты диагностики.

Проблема исследования аддиктивного поведения подростков с ЗПР, на сегодняшний день, весьма актуальна, так как подростковые поведенческие аддикции на практике нуждаются в изучении. Ю. А. Сол-датова отмечает, что исследование различных аспектов психических личностных особенностей подростков с ЗПР составляют основу для оказания своевременной психологической помощи подросткам с ЗПР с целью предотвращения вторичных отклонений и поведенческих расстройств. [3]

Аддиктивное поведение - вид отклоняющегося поведения, который проявляется в форме зависимости от употребления различных веществ, способных менять психоэмоциональное состояние человека. К этим веществам, как правило, относят алкоголь, табакокурение и наркотики.

© Захарова Л.А., 2019.

Научный руководитель: Пазухина Светлана Вячеславовна - доктор психологических наук, доцент, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Россия.

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2019. № 11-4 (98)

Подростки с ЗПР являются группой повышенного риска формирования аддиктивного поведения, поскольку они подвержены отрицательному внешнему влиянию, они повышено - внушаемы и импульсивны, неспособны к выработке устойчивого социально - одобряемого жизненного стереотипа к преодолению трудностей, склонны идти по пути наименьшего сопротивления. Риск аддиктивного поведения подростков с ЗПР связан с эмоционально-личностными характеристиками, обусловленными этим нарушением. [2]

Исходя из актуальности данной проблемы, необходимо определить особенности влияния личностного развития на подростков с ЗПР, склонных к аддиктивному поведению.

Целью нашего экспериментального исследования была апробация диагностической программы, направленной на изучение особенностей личностного развития и склонности к аддиктивному поведению подростков с ЗПР, а также составление на основе диагностических данных основных положений коррек-ционно-развивающей работы.

При проведении исследования мы использовали следующие методы: анализ данной проблемы посредством психологической литературы, диагностический инструментарий, методы качественного и количественного анализа результатов проведенного исследования склонности подростков с ЗПР к аддиктив-ному поведению.

Первый этап нашего исследования является организационным, в процессе данного этапа была установлена цель исследования и представлена гипотеза, состоящая в предположении о том, что исследование аддиктивного поведения подростков с ЗПР должно основываться на результатах диагностических методик, направленных на изучение особенностей личностного развития и склонности к аддиктивному поведению подростков с ЗПР и составления плана коррекционно - развивающей работы аддиктивного поведения подростков с ЗПР.

Второй этап нашего исследования - диагностический. На данном этапе был определен комплекс методик исследования уровня аддикции у подростков. Для реализации данного этапа нами была разработана диагностическая программа, разделенная на 2 блока и включающая в себя следующие психодиагностические методики:

БЛОК 1 - изучение особенностей личностного развития подростков с ЗПР, склонных к аддиктив-ному поведению:

1) Методика Дембо - Рубинштейн (модификация Прихожан);

2) Методика «Семь качеств личности» (Р. Кеттелл, модификация А. Г. Грецова);

3) Кинетический рисунок семьи Р. Бернс, С. Кауфман (КРС).

БЛОК 2 - изучение склонности к аддиктивному поведению подростков с ЗПР:

4) Тест-опросник «Аддиктивная склонность» В. В. Юсупова;

5) Опросник «Риск аддиктивного поведения» (Б. И. Хасан).

Третий этап - этап обработки полученных данных и последующий анализ результатов исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе ГОУ ТО «Тульская школа для обучающихся с ОВЗ № 4». В исследовании принимали участие 10 учащихся от 13 до 15 лет с диагнозом задержка психического развития.

Проведенная диагностическая работа с целью исследования особенностей личностного развития и склонности к аддиктивному поведению подростков с ЗПР позволяет сформулировать следующие результаты.

Результаты, полученные с помощью методики Дембо - Рубинштейн (модификация Прихожан), показали, что у 60% испытуемых подростков был выявлен завышенный уровень самооценки. У 20 % испытуемых был выявлен средний (адекватный) уровень самооценки, и у оставшихся 20% был выявлен низкий уровень самооценки.

Результаты, полученные с помощью методики «Семь качеств личности», показали, что у 50% испытуемых подростков был выявлен высокий уровень по качествам склонности к доминированию, агрессии, самоуверенности, смелости, готовности к риску, тревожности, впечатлительности и ранимости. Средний уровень качеств личности преобладает по качествам эмоциональной устойчивости, сдержанности и доверчивости у 30% испытуемых. У 20% испытуемых был выявлен низкий уровень качеств замкнутости и необщительности.

Результаты, полученные с помощью методики Кинетический рисунок семьи, показали, что у 60% преобладают такие симптомокомплексы как благоприятная семейная ситуация, чувство неполноценности и враждебность. Тревожность и конфликтность испытуемых (40%) были выявлены в одинаковом соотношении.

Результаты, полученные с помощью методики «Аддиктивная склонность», показали, что у 70% испытуемых подростков был выявлен заниженный уровень склонности к аддиктивному поведению. У 30 % испытуемых был выявлен умеренно - выраженный уровень склонности к аддиктивному поведению.

Результаты, полученные с помощью методики «Риск аддиктивного поведения», показали, что у 70% испытуемых подростков был выявлен заниженный уровень социальных установок. У 30 % испытуемых был выявлен адекватный уровень поведения в ситуациях риска.

Обобщая полученные результаты диагностического исследования склонности к аддиктивному поведению подростков с ЗПР, можно отметить, что оно выявило следующие отрицательные моменты:

1) завышенная самооценка;

2) склонность к агрессии, тревожности;

3) чувства враждебности и неполноценности в семье;

4) умеренно--выраженная склонность к аддиктивному поведению;

5) низкий уровень социальных установок.

В дальнейшей коррекционно-развивающей работе следует учесть данные отрицательные моменты. Специфика дальнейшей коррекционно-развивающей работы, основанной на результатах проведенного диагностического исследования, может быть следующей: коррекция самооценки, коррекция агрессии и тревожности, коррекция враждебности и неполноценности в семейной ситуации, коррекция умеренно - выраженной склонности к аддиктивному поведению, формирование социальных установок. Необходимо отметить, что наличие у трех испытуемых подростков умеренно - выраженной склонности к зависимому поведению указывает на необходимость проведения коррекционно - развивающих мероприятий.

Таким образом, можно сделать вывод в том, что в проведенном нами исследовании склонности к аддиктивному поведению подростков с ЗПР, были получены данные об уровне самооценки, ярко выраженных качествах личности подростков, семейной ситуации, о склонности и риску аддиктивного поведения.

Подростки с ЗПР представляют особую категорию детей, склонных к риску формирования аддиктивного поведения. Для дальнейшего этапа психологического и социального развития, процессов реализации личностного потенциала подростков с ЗПР необходимо разработать технологию работы с подростками, модель системы психолого - педагогического сопровождения, направленную на профилактику поведенческих аддикций, успешную социализацию подростков с ЗПР. [1]

Библиографический список

1.Белоцерковец Д.А. Психолого-педагогическое сопровождение подростков с аддиктивным поведением. -2017. - №1 - С. 70 -79.

2.Захарова Л.А. Характеристика диагностической программы, направленной на изучение аддиктивного поведения подростков с задержкой психического развития. - 2019. - № 9-1 - С. 24 - 27.

З.Солдатова Ю.А. Особенности психических новообразований подростков с задержкой психического развития. -2017. С. 190 -193.

ЗАХАРОВА ЛИЛИЯ АЛЕКСЕЕВНА - магистрант, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.