Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
259
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / АДДИКЦИИ / АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЗАВИСИМОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ПРОФИЛАКТИКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Захарова Л.А.

В статье рассматривается актуальная на сегодняшний день проблема аддиктивного поведения подростков с задержкой психического развития. На основе психологической литературы приводится анализ индивидуальных особенностей подростков с ЗПР с зависимым поведением. Автор статьи делает акцент на своевременной помощи и на осознании подростками своей проблемы для предупреждения возникновения зависимого поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Захарова Л.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

Вестник магистратуры. 2019. № 2-1(89)

ISSN 2223-4047

УДК 159.9.07

Л.А. Захарова

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В статье рассматривается актуальная на сегодняшний день проблема аддиктивного поведения подростков с задержкой психического развития. На основе психологической литературы приводится анализ индивидуальных особенностей подростков с ЗПР с зависимым поведением. Автор статьи делает акцент на своевременной помощи и на осознании подростками своей проблемы для предупреждения возникновения зависимого поведения.

Ключевые слова: подростковый возраст, аддикции, аддиктивное поведение, зависимое поведение, задержка психического развития, профилактика.

За последние годы в нашей стране возросли условия, способствующие распространению аддиктивного поведения среди подростков. Низкий адаптационный потенциал, неуверенность и страх перед действительностью, кризис духовных и семейных ценностей - все эти факторы, без сомнения, оказывают давление на нестабильную личность подростка, находящегося в переходном этапе между детством и взрослостью, и способствуют формированию аддиктивного поведения.

Аддиктивное поведение - это один из видов девиантного (отклоняющегося) поведения, при котором формируется стойкое стремление к изменению своего психоэмоциального состояния и уходу от реальности с помощью употребления различных веществ (алкоголя, табакокурения, наркотиков). В психологической литературе отмечается, что в основе подросткового аддиктивного поведения находится стремление к новым и ярким ощущениям.

Нельзя не отметить тот факт, что формы проявления аддиктивного поведения весьма разнообразны. Для подростков аддиктивное поведение поддерживает ощущение взрослости, формируют чувство сплоченности в группе, помогают регулировать их эмоциональное состояние. [1]

Актуальность этой проблемы обусловлена тем, что в наши дни этот вид девиантного поведения считается наиболее распространенным среди подростков. Е. В. Змановская отмечает, что аддиктивное поведение появляется не случайно, оно представляет собой непрерывный процесс формирования зависимости. Аддикция имеет начало, индивидуальное течение и исход. [1]

По мнению Н. В. Карпушкиной, эта проблема звучит еще более актуально применительно к подросткам, имеющим отклонения в онтогенезе в виде задержки психического развития. [2]

В исследованиях различных ученых не раз отмечалось то, что процесс формирования зависимого поведения у подростков с ЗПР проходит более усложненно, чем у нормально развивающихся сверстников. Риск аддиктивного поведения подростков с ЗПР связан с эмоционально-личностными характеристиками, обусловленными этим нарушением.

Подростки с ЗПР являются группой повышенного риска формирования аддиктивного поведения, поскольку они подвержены отрицательному внешнему влиянию, они повышенно - внушаемы и импульсивны, неспособны к выработке устойчивого социально - одобряемого жизненного стереотипа к преодолению трудностей, склонны идти по пути наименьшего сопротивления. Все это характеризует подростков с ЗПР как незрелых личностей с низким уровнем критичности.

Г.Е. Сухарева в своих исследованиях использует термин «психическая неустойчивость» применительно к нарушениям поведения у подростков с ЗПР. [3] Под этим термином она понимает отсутствие сформированности собственных установок поведения таких подростков из-за склонности руководствоваться в поступках эмоциями, неспособности к волевому усилию, систематической трудовой деятельности. В связи с перечисленными особенностями у подростков с ЗПР проявляется слабость и неустойчивость морально нравственных установок в поведении.

Рассматривая проблему проявления аддиктивного поведения у подростков с ЗПР необходимо подчеркнуть, что зависимое поведение при систематической работе поддается коррекции. Следует учитывать

© Захарова Л.А., 2019.

Научный руководитель: Пазухина Светлана Вячеславовна - доктор психологических наук, доцент, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Россия.

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2019. № 2-1(89)

тот факт, что подросток может справиться с различными формами проявления своей зависимости только при осознании существующей проблемы. Он должен осозновать свою личную ответственность за позитивные изменения в его поведении. В этом ему может помочь система психолого-педагогического сопровождения, которая направлена на содействие в решении актуальных подростковых проблем, профилактику поведенческих аддикций, успешную социализацию подростков с ЗПР с аддиктивным поведением. Таким образом, подросткам с ЗПР с аддиктивным поведением присущи определенные индивидуально -психологические особенности: отклонения в психическом развитии, личностная предрасположенность к аддиктивному поведению, ситуационно-личностные неверные поведенческие реакции, незрелость личностного самоопределения, слабость или недостаточность способности к внутреннему диалогу, саморе-флекии. Вследствие этого, у таких подростков имеется высокая потребность в изменении состояния сознания как средстве разрешения внутренних своих противоречий и конфликтов.

Важно отметить, что подростковый период - достаточно сенситивная ступень жизни человека, которая сопровождается выраженными негативными особенностями возрастного кризиса, когда нередко наблюдается отклоняющееся, зависимое поведение, возникающее под воздействием самых разнообразных факторов. Но, при получении своевременной психологической и коррекционной помощи, можно сформировать гармоничную личность подростков с ЗПР, не характеризующуюся наличием аддиктивного поведения.

Библиографический список

1.Змановская Е. В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения / Е. В. Змановская. - М. : Академия, 2006. - 288 с.

2.Карпушкина Н. В. Психологические особенности самосознания подростков с задержкой психического развития, склонных к аддиктивному поведению. - 2014. - №3 - С. 120 -128.

3.Сухарева Г. Е. Диагностика и коррекция задержки психического развития. Учебно-методическое пособие, 2004. - 68 с.

ЗАХАРОВА ЛИЛИЯ АЛЕКСЕЕВА - магистрант, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.