8. Костерина Е.М., Изотова Е.Г. Психологическая помощь детям младшего школьного возраста со школьной дезадаптацией // Формирование профессиональной компетентности педагога дошкольного профиля в условиях непрерывного образования: материалы международной научнопрактической заочной конференции. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2016. - С. 247-248.
9. Костяк, Т.В. Психологическая адаптация первоклассников: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. [Текст] / Т.В. Костяк - М.: Академия, 2008. - 176-187 с.
Психология
УДК 378.2
кандидат психологических наук, доцент Карпушкина Наталья Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Колобова Наталья Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ С ЗПР В СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
Аннотация. Данная работа содержит в себе описание особенностей аддиктивного поведения, проявляющиеся у младших подростков с задержкой психического развития. Посредством теоретического анализа были выделены основные факторы формирования аддиктивного поведения, определена специфика первичной профилактики. Также в статье описывается работа психолого-педагогического сопровождения семей и педагогов, работающих с младшими подростками с задержкой психического развития.
Ключевые слова: младшие подростки с задержкой психического развития, аддиктивное поведение, профилактика аддиктивного поведения, задержка психического развития, психолого-педагогическое сопровождение.
An^tatton. This work contains a description of the features of addictive behavior that manifest themselves in younger adolescents with mental retardation. Through theoretical analysis, the main factors of the formation of addictive behavior were identified, and the specifics of primary prevention were determined. The article also describes the work of psychological and pedagogical support for families and teachers working with younger adolescents with mental retardation.
Keywords: younger adolescents with mental retardation, addictive behavior, prevention of addictive behavior, mental retardation, psychological and pedagogical support.
Введение. На сегодняшний день, проблема зависимого поведения набирает обороты и становится более актуальной в современном обществе. Увеличивается количество подростков, которые попадая в неблагоприятную среду, начинают злоупотреблять курением сигарет, распитием алкогольных напитков. Есть такая группа детей, которые испытывают сложности в преодолении зависимого поведения. К данной категории можно отнести детей с задержкой психического развития.
Суть в том, что у данной группы развитие некоторых функций происходит с запаздыванием, вследствие этого у детей могут проявляться специфические особенности развития в виде эмоциональной неустойчивости, слабости волевых функций. Поэтому помощь со стороны родителей и педагогическое воздействие являются неотъемлемым компонентом в решении данной проблемы.
Изучая данный психологический феномен, напрашивается вопрос, почему именно аддикции которые возникают в подростковом возрасте пробуждают большой интерес у психологов, педагогов и т.д.? Дело в том, что аддиктивное поведение может проявиться в любом возрасте и привести к проблемам, которые могут нанести вред не только человеку, страдающему той или иной зависимостью, но и его окружению. Для того чтобы избежать подобных трудностей, легче всего предупредить процесс их появления, а сделать это можно уже в младшем подростковом возрасте если своевременно обнаружить предрасположенность к зависимому поведению.
Чтобы избежать зависимости, нужна профилактика, которая поможет подростку установить негативное отношение к возможному употреблению психоактивных веществ. Распространение подростков с зависимым поведением в образовательных учреждениях влекут за собой негативные последствия и подрывают учебный процесс. Поэтому педагоги и психологи должны помочь ребенку справиться с трудностями, которые у него могут возникнуть, посредством классных часов и других профилактических мероприятий.
Целью нашего исследования является изучение индивидуально-психологических особенностей как факторов риска развития аддиктивного поведения у младших подростков с задержкой психического, формирования склонности к химической аддикции.
Изложение основного материала статьи. В своих трудах Ц.П. Короленко изучал зависимое поведение как чрезмерное употребление психоактивными веществами, имеющие свойство варьировать состояние психики без проявления физической зависимости.
После приема того или иного психоактивного вещества человек может испытывать чувство комфорта, беззаботности, у него могут пропадать страхи, он раскрепощается, появляется готовность совершать необдуманные действия, которые могут привести к неблагоприятным последствиям [8].
При частом употреблении психоактивных веществ, человек испытывает потребность повторить их снова, с целью получения пережитых им приятных эмоций.
Е.В. Змановская интерпретировала аддиктивное поведение как действия, связанные с психологической и/или физической зависимостью от использования психоактивных веществ по изменению психологического самочувствия [5].
Такие исследователи как Б.С. Братусь, В.Д. Менделевич, А.В. Гоголева и другие делят аддикции на химические и нехимические. В основе химической аддикции лежит тяга к психоактивным веществам. В
основе же нехимической аддикции лежит эмоциональная зависимость. Тот и другой вид зависимости имеет ряд характерных особенностей [4].
Химическая зависимость характеризуется употреблением различных психоактивных веществ, таких как: алкоголь, наркотики, никотин, токсические вещества и т.д. Привыкание происходит постепенно, в зависимости от количества и частоты употребления.
Основным итогом подросткового возраста считается достижение нового уровня самосознания. Происходит постепенный переход от внешних оценок, к самооценке, возникает стремление к самовыражению, самореализации, самовоспитанию, к формированию положительных качеств и преодолению отрицательных (побороть лень, развить смелость). В результате к концу подросткового возраста возникает потребность найти свое место и назначение в жизни, осознать себя в качестве члена общества.
Л.С. Выготский и другие ученые говорили о том, что те увлечения, которыми интересовался ребенок до начала подросткового возраста изживают себя и уходят на задний план на смену приходят другие увлечения [3].
Для адекватного представления о себе большую роль в младшем подростковом возрасте играет процесс общения, особенно со своими сверстниками. Как правило, среди них подросток проводит большую часть своего времени, соответственно у него начинает формироваться целенаправленность поведения, которое зачастую носит отклоняющийся характер. Нередко под данной категорией понимается зависимое поведение, которое влечет за собой ряд неблагоприятных последствий, в числе них могут быть: повышенная агрессия, конфликтность, раздражительность, снижение работоспособности и т.д.
Следует отметить, что в разные возрастные периоды подростка отношение к психоактивным веществам меняется. Так подросток в возрасте 10-12 лет проявляет интерес ко всему, что связано с наркотиками. Обычно он их не употребляет, но знает, как они себя проявляют со слов знакомых или друзей. В 12-14 лет проявляется интерес к употреблению слабых наркотических веществ, но о последствиях задумываются единицы, опасность которую влекут за собой наркотики часто недооценивается.
Е.П. Ильин и Ф. Райс выделяли следующие мотивы приобщения к зависимости: стремление стать участником референтной группы, желание выглядеть старше, любопытность, стремление проверить себя, освободиться от негативных переживай и эмоций.
С.И. Розум считает, что главной причиной развития аддикции у подростков является снижение способности приспосабливаться к меняющимся условиям и отсутствие возможности самореализации [6].
В работе В.А. Фролова были выделены личностные характеристика подростка с зависимым поведением [12]:
1) Зависимому человеку присуще такие качества как, раздражительность, тревожность, страх, уныние. Подросток часто становится утомляемым, поэтому устает.
2) У подростков значительно быстрее, чем у взрослых наступает период психической и физической деградации. Интеллектуальное развитие отстает от возрастной нормы, снижается работоспособность, концентрация внимания низкая, ассоциативные связи слабые.
3) Отмечается морально-нравственное огрубение индивида, слабость эмоциональных реакций, утрачиваются прежние интересы, нарушается критичность мышления.
4) Появляются трудности в процессе общения. Подростки становятся неспособными поддерживать взаимоотношения с окружающими.
Важной особенностью младшего подростка с зависимым поведением является то, то он не может адекватно воспринимать свое будущее, он живет «здесь и сейчас», не задувается о том, что будет. Смыслом жизни становится употребление наркотического вещества и получение от него желаемого психического состояния.
Также зависимым подросткам свойственна упрямство и ригидность. Ригидность трактуется, как неумение человека перестроить свое поведение в зависимости от незапланированных жизненных ситуаций. Ему сложно отойти от привычных действий, с трудом привыкает к новым условиям. Ригидности присуще такие качества как: злопамятность, подозрительность, высокая восприимчивость к окружающему.
Появление и развитие зависимости может зависеть от ряда факторов, в том числе биологического и социального происхождения. А.Е. Личко и В.С. Битенский отметили значение важных составляющих, способствующих развитию и формированию аддикций, среди них можно выделить: социальные факторы (популярность, общедоступность, воздействие и авторитет группы сверстников). Биологические факторы (индивидуальная непереносимость, чрезмерная стойкость и неуязвимость, нарушение базовых структур мозга, хронические заболевания, характер и свойства применяемого вещества) [2].
Подчеркнем, что социальные факторы, выступающие в роли потенциальных угроз зависимого поведения у младших подростков с задержкой психического развития выражаются в специфике их близкого окружения. Отсутствие удовлетворения от взаимодействия между родителями и детьми, плохая дисциплина, а также моральное и физическое давление со стороны родителей повышают риск развития аддиктивного поведения [8].
В работах разных исследователей обнаруживалось, что развитие аддиктивного поведения у подростков с задержкой психического развития в отличие от нормально развивающихся сверстников протекает несколько усложненно. Это связано с эмоциональными и личностными особенностями данной категории детей [10].
В работе Н.В Карпушкиной и И.А Коневой проводилось исследование, посвященное изучению психологических особенностей самосознания подростков с задержкой психического развития, склонных к аддиктивному поведению в сравнении с подростками с задержкой психического развития, не склонными к аддиктивному поведению, по таким параметрам как особенности когнитивного («образ Я») и эмоционально-оценочного (самооценка) компонентов самосознания.
В результате было выявлено, что самооценка и уровень притязаний у подростков, не склонных к аддиктивному поведению, соответствует норме, а у подростков, склонных к аддиктивному поведению, проявляется резкое расхождение самооценки и уровня притязаний; для подростков, склонных к аддиктивному поведению, свойственно наличие более негативного «образа Я» в отличие от особенностей «образа Я» подростков, не склонных к аддиктивному поведению [7].
Вероятность проявления зависимого поведения у подростков с задержкой психического развития преобладает в связи с их эмоциональными и личностными особенностями, обусловленные дизонтогенезом, а также слабостью прогнозирования собственного поведения.
Поэтому поведение может характеризоваться повышенной агрессивностью, тревожностью, низкой стрессоустойчивостью, а также низким уровнем социальной адаптации. Проявляется склонность к уходу от реальности в ситуациях стресса и напряжения, неуверенность в себе, отсутствие мотивации достижения и т.д. [1].
Перечисленные нами особенности формирования аддиктивного поведения у подростков с задержкой психического развития следует рассматривать в организации профилактической деятельности.
В этом возрастном периоде профилактические меры имеют особое значение, поскольку в этот период начинают развиваться такие важные личностные качества, как склонность к самонаблюдению, оценка нравственных убеждений, стремление понять свою значимость.
Д.А. Белоцерковец делает акцент на том, что механизм психолого-педагогической поддержки, призванный помочь решить реальные проблемы подросткового возраста, способствует профилактике вредных привычек, а также благополучной социализации подростков с задержкой психического развития [2].
А.В. Мудрик под сопровождением понимает особенную область деятельности педагога, направленную на ознакомление подростка к социально-культурным и нравственным ценностям, нужные для самореализации саморазвития [9].
Проблемы социально-психологического сопровождения воспитания и развития ребенка как личности, включая детей, находящихся в группе риска толкуются в трудах О.С. Газмана, А.В. Гордеевой, В.В. Морозова, Л.Я. Олиференко, Л.К. Сидоровой и др. [2].
Обзор литературы, который был проведен в рамках нашего исследования показал, что проблемы психолого-педагогического сопровождения подростков с аддиктивным поведением недостаточно исследованы. В первую очередь это связано с процессом социально-педагогического сопровождения подростков с задержкой психического развития в рамках семьи и общеобразовательного учреждения.
Вовремя оказанная психологическая помощь сможет помочь подростку с задержкой психического развития управлять собой в разных ситуациях, когда желание уйти от реальности с помощью употребления ПАВ сопровождается изменением психического состояния.
Большую роль имеет профилактическая работа по борьбе с вредными привычками, которая должна осуществляться как с семьей, так и с педагогическим коллективом образовательного учреждения, где обучается ребенок.
Задачей специалистов психологического профиля заключается в предоставлении родителям сведений об их ребенке. В частности стоит указать слабые и сильные стороны, рассказать о возможностях предстоящего развития. Работа с родителями может проводиться в различных формах: тренинги, круглые столы, лекции и т.д. [11].
В процессе совместной деятельности родители могут получить знания о психологических особенностях подросткового возраста. Узнать о том, как помочь своему ребенку, как его лучше понять, обучаются навыкам поддерживающего и развивающего поведения в семье. Также в ходе работы можно обнаружить тех родителей, для которых может быть необходима индивидуальная работа со специалистом.
Главными трудностями в организации профилактической работы с семьей это взаимодействие с семьями «группы риска». Так как зачастую родители данной категории не готовы бороться с аддиктивными проявлениями своего ребенка. Также сложности могут быть вызваны сложившимся негативным мнением о ребенке, которое усугубляет ситуацию.
Здесь необходимо переосмысление закрепившихся мнений общества на ребенка, для этого нужно организовать такие условия, при которых психологическое благополучие и самочувствие подростка было бы положительным. Это станет содействовать развитию позитивной позиции ребенка, заинтересованности быть принятым в социуме.
Работа по профилактике аддиктивного поведения младших подростков с задержкой психического развития носит комплексных характер и проводиться не только с семьей подростка, но и с педагогическим коллективом школы, где подросток проходит обучение. Специалисты психологического профиля должны проводить работу в разных направлениях.
В частности, должна проводиться работа по вопросам внутриличностных проблем и путей выхода из данных ситуаций, обучение навыкам доверительного общения с подростками основанного на взаимопонимании, способствовать эффективному психологическому сопровождению членов общеобразовательного процесса, в том числе родителей. Взаимодействие с педагогами может проводиться в форме тренингов, бесед, лекций, семинаров и т.д. [11].
Таким образом, мы можем сказать, что продуктивность работы, направленной на профилактику аддиктивного поведения младших подростков с задержкой психического развития зависит от разных специалистов. Эффективность профилактической деятельности будет зависеть от скоординированности и согласованности действий других специалистов образовательного учреждения.
В частности важную роль в этом играют такие специалисты, как: социальный педагог, школьный психолог, классный руководитель, администрация образовательного учреждения и, конечно, родители (законные представители).
Обнаружение подростков со склонностью к аддиктивному поведению реализуется в ходе систематической психологической диагностической процедуры или в результате получения сигнала о проблеме от самого подростка, учителя, родителей или других представителей ближайшего окружения.
Выводы. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что процесс поддержки и сопровождения младших подростков находящихся «группы риска», обязан осуществляться с помощью усилий многих специалистов в соответствии с индивидуальным планом сопровождения, строящийся с учетом полученных сведений о подростке. Следовательно, меры, проводимые по профилактике аддиктивного поведения должны быть системными и систематическими.
Литература:
1. Белова, Л.А. Работа с подростками, склонными к аддиктивному поведению. Методическое пособие для педагогов-психологов / Л.А. Белова, А.Н. Сафонова. - Майкоп, 2009. - 48 с.
2. Белоцерковец Д.А. Психолого-педагогическое сопровождение подростков с аддиктивным поведением // Научный вестник государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт». -2017. - №1. - С. 70-79.
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. - М: Педагогика-пресс, 1996. - 533 с.
4. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика / А.В. Гоголева. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. - 240 с.
5. Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.В. Змановская. - М: Академия, 2009. - 288 с.
6. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления: книга для психологов, педагогов и родителей / В.Г. Казанская. - СПб: Питер, 2006. - 240 с.
7. Карпушкина, Н.В. Психологические особенности самосознания подростков с задержкой психического развития, склонных к аддиктивному поведению / Н.В. Карпушкина, И.А. Конева. // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3. - С. 659.
8. Короленко Ц.П. Социодинамическая психиатрия / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. - Новосибирск: Олсиб, 2001. - 251 с.
9. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред.В.А. Сластенина. - 4-е изд., доп. - М.: Изд. центр «Академия», 2003. - 200 с.
10. Пазухина С.В., Захарова Л.А. Исследование аддиктивного поведения подростков с задержкой психического развития: актуальные особенности проблемы и специфика диагностической программы, направленной на изучение зависимого поведения подростков с нарушением в развитии // сборник статей Международного научно-исследовательского конкурса. 2019. - Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука», 2019. - С. 85-89.
11. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ среди детей и подростков. - М.: Фонд «Система профилактических программ», 2003.
12. Фролов В.А. Психолого-педагогические аспекты профилактики аддиктивного поведения детей и подростков / В.А. Фролов. - 2008. - № 11. - С. 94-100.
Психология
УДК 159.9.072.43
магистрант Комлева Мария Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); доктор психологических наук, профессор кафедры
«Специальная педагогика и психология» Дмитриева Елена Ермолаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ
ПОДРОСТКОВ
Аннотация. Недостаточный уровень развития коммуникативной компетентности, будет препятствовать интеграции младших подростков в образовательную деятельность и социум. В статье представлены результаты экспериментального изучения компонентов коммуникативной компетентности младших подростков с умственной отсталостью и сохранным интеллектом. Представленные экспериментальные данные, раскрывают количественные и качественные характеристики эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов коммуникативной компетентности, взаимосвязь компонентов коммуникативной компетентности с конструктивным способом общения подростков. Основываясь на полученных результатах эксперимента, мы можем определить направление и содержание коррекционно-развивающей работы по развитию компонентов коммуникативной компетентности.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность, умственная отсталость, младшие подростки, интеграция, коммуникативное развитие, интеграция.
Annotation. The lack of development of development of communicative competence will impede the integration of younger adolescents into educational activities and society. The article presents the results of experimental study of components of communicative competence of younger adolescents with mental retardation and conserved intelligence. Presented experimental data reveal quantitative and qualitative characteristics of emotional, cognitive and behavioral components of communicative competence, relationship of components of communicative competence with constructive way of communication of adolescents. Based on the results of the experiment, we can determine the direction and content of corrective development work on the development of components of communicative competence.
Keywords: communicative competence, mental retardation, younger adolescents, integration, communicative development, integration.
Введение. Проведя анализ различных исследований, можно сделать вывод о том, что проблема развития коммуникативной компетентности подростков изучена в недостаточном объеме, что приводит к отсутствию систематизированной работы по развитию требуемых навыков. По мнению отечественных психологов, таких как Выготский Л.С., Запорожец А.В., Леонтьев А.Н., Лисина М.И., Рубинштейн С.Л. и др. общение является базовым условием в развитии ребенка. Общение - это неотъемлемый фактор формирования его личностных качеств, поскольку является ведущим видом деятельности, направленным на самопознание [1]. У подростков, часто встречаются сложности в межличностных отношениях, зачастую они вызваны несформированностью коммуникативных навыков, что неблагополучно влияет на внутренний потенциал подростка, его реализацию