Научная статья на тему 'Характер взаимодействия бизнес-структур с органами государственной власти'

Характер взаимодействия бизнес-структур с органами государственной власти Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
519
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / БИЗНЕС-СТРУКТУРЫ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Асеев Александр Дмитриевич, Туровский Александр Алексеевич

В статье рассматриваются особенности взаимодействия бизнесструктур и органов государственной власти, проблемы развития и поддержки малого предпринимательства, значение малого и среднего предпринимательства в формировании инновационной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF BUSINESS ENTITIES WITH STATE AUTHORITIES

The article considers the peculiarities of interaction between the business sector and public authorities, problems of development and support of small business, the importance of small and medium enterprises in the formation of an innovative economy.

Текст научной работы на тему «Характер взаимодействия бизнес-структур с органами государственной власти»

УДК 334.012.64:338.242.4

А.Д. Асеев А.А. Туровский

Alexander Aseev Alexander Turovsky

ХАРАКТЕР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕС-СТРУКТУР С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности взаимодействия бизнес-структур и органов государственной власти, проблемы развития и поддержки малого предпринимательства, значение малого и среднего предпринимательства в формировании инновационной экономики.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, государственная поддержка, бизнес-структуры, конкурентные преимущества, инновационный путь развития экономики.

INTERACTION OF BUSINESS ENTITIES WITH STATE AUTHORITIES

Annotation. The article considers the peculiarities of interaction between the business sector and public authorities, problems of development and support of small business, the importance of small and medium enterprises in the formation of an innovative economy. Keywords: small and medium entrepreneurship, state support, business structure, competitive advantage, innovation way of development of the economy.

Средние и малые предприятия выступают важной частью сферы производства и услуг, без которой сложно поддерживать темпы социально-экономического роста и повышать производственную эффективность. Формирование и развитие малых предприятий совпадает с общемировыми тенденциями при формировании смешанного типа экономики, включая различные виды собственности и способы хозяйствования, при условии совмещения конкурентного и рыночного механизма с государственным регулированием малого, среднего и крупного производства. Считается, что малые и средние предприятия являются одной из основных движущих сил современной экономики ввиду постоянного вклада в технологические усовершенствования, инновации процесса и продукции, создание новых рабочих мест, развитие экспортных операций. Малые и средние предприятия способы создавать инновации, тем самым они улучшают не только свою конкурентоспособность, но также оказывают влияние на всю индустрию и макроэкономику. Вместо разорившихся малых и средних компаний появляются новые компании, доказывая возможность малого бизнеса воспроизводиться. Высокий уровень появления и исчезновения малых компаний является характерным механизмом-компенсатором, который смягчает бурные изменения конъюнктуры национальной экономики, предотвращая роковой исход этих колебаний.

В предыдущие десятилетия малый бизнес начал активно внедряться в процесс инноваций. Более того, малый бизнес помогает формировать средний класс, который составляет в глобальной хозяйственной системе важную роль среди экономически активных людей. Поэтому развитие функций малого и среднего бизнеса объясняет его возрастающую роль для экономик ключевых стран Запада. Конкурентоспособный малый и средний бизнес, являющийся ядром инновационной экономики, способствует экономическому развитию и достойному представлению страны на мировом рынке. В развитых странах дополнительное внимание уделено инфраструктуре и институтам поддержки, которые должны быть способными оказывать необходимую помощь тем компаниям, которые способны эффективно внедрять инновационные идеи и оперировать на глобальном рынке. Поэтому на современном этапе развития российской экономики актуализируется вопрос создания на государственном уровне механизма, способствующего формированию благоприятных условий для развития инновационной экономики.

Президент В.В. Путин в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию на 2015 г. от 4 декабря 2014 г. указал на необходимость оказывать малому бизнесу всяческую поддержку. Так, по его словам, следует предусмотреть «надзорные каникулы». Если предприятие приобрело надежную репутацию, в течение трех лет не имело существенных нареканий, то следующие три года плановых

© Асеев А.Д., Туровский А.А., 2015

проверок в рамках государственного и муниципального контроля вообще не проводить. Конечно, речь не идет об экстренных случаях, когда возникает угроза здоровью и жизни людей. Кроме того, Президент предложил на ближайшие четыре года «зафиксировать» действующие налоговые условия, предоставить вновь открывающимся малым предприятиям двухлетние «налоговые каникулы». Перечисленные меры финансовой поддержки необходимы для дальнейшего развития субъектам малого предпринимательства, прежде всего, требуется доступное заемное финансирование. Эффективное развитие малого бизнеса зависит не только от влияния на него политической элиты и государственных органов, но и воздействия со стороны крупного бизнеса, который обладает не только значительными финансовыми, но и политическими ресурсами. Средний бизнес также играет определенную роль в развитии малого предпринимательства, однако обладает значительно меньшими экономическими и политическими возможностями, который в отличие от крупного бизнеса малый и средний российский бизнес пользуется значительно более высокой репутацией и его полезность признается значительно большим количеством людей.

В России основную роль играет крупный и сверхкрупный бизнес, который близок к государству. Избыточная близость крупного бизнеса к власти перекрывает каналы поддержки малого бизнеса. Причем малый бизнес в силу своих масштабов не может быть особо значимым для федеральных властей. В связи с этим очевидно, что с малым бизнесом должны активнее взаимодействовать региональные и местные власти, но для этого им нужна большая степень автономии, самостоятельности и ответственности чем они имеют в настоящее время. Поэтому пока не будет изменена система межбюджетных отношений, все дискуссии о поддержке малого и среднего бизнеса останутся лишь разговорами. Предприятия малого бизнеса мобильны, оперативно реагируют на изменение конъюнктуры рынка, так как объем производства на таких предприятиях невелик, риск потерь, связанный с переходом к новым технологиям, существенно меньше относительно крупных предприятий.

Малые предприятия имеют ряд конкурентных преимуществ перед крупными предприятиями,

это:

- способность к инновациям, так как малый бизнес проявляет высокую устойчивость в трудных условиях адаптации к рыночным отношениям, что позволяет ему быть устойчивым и долговременным потребителем прогрессивных инновационных технологий;

- соединение функции собственности и управления;

- особый социально-экономический климат, складывающийся в коллективе предприятия (тесная взаимосвязанность сотрудников, высокая степень сплоченности коллектива в достижении общей цели);

- огромный потенциал быстрого достижения эффекта насыщения рынка, наличие, по сравнению с крупным производством преимуществ в скорости оборота, капитала;

- сокращение длительности производственного цикла от начала производства до готового продукта;

- преимущественная ориентация на местные источники сырья и рынки сбыта;

- возможность применения различных организационно-правовых форм предприятия (индивидуальное предпринимательство, хозяйственные общества, кооперативы);

- более полное и эффективное использование уникальных способностей, знаний и трудовых навыков отдельных граждан, для которых условия организации и оплаты труда на крупных предприятиях не стимулируют полной отдачи;

- создание благоприятных условий для трудоустройства различных категорий населения, в том числе инвалидов и т.д.

Крупные предприятия, имея бесспорные преимущества в сравнении с малыми в массовом крупносерийном производстве, значительно уступают им при мелкосерийном производстве и, тем более, в единичном производстве. Теоретически сотрудничество малого и крупного бизнеса в экономической сфере является выгодным для обеих сторон. Однако уровень взаимодействия малого и крупного бизнеса недостаточно развит. Российский крупный бизнес хотя и обладает необходимыми условиями для «выращивания» малых инновационных предприятий и последующего сотрудничества с ними, однако пока с явным не желанием идет на предоставление малому бизнесу не используемых производственных площадей, обеспечение средствами связи, оргтехникой, некоторыми видами обо-

рудования, обучение персонала, консалтинг, бухгалтерское и юридическое сопровождение. Чтобы понять основные причины создавшегося положения, прежде всего, отметим, что интересы отечественного малого, среднего и крупного бизнеса очень часто не совпадают в силу следующих причин. Во-первых, в экономической сфере между малым и крупным бизнесом отсутствуют равные партнерские отношения, что свойственно только в нашей стране. Так, например, малые предприятия - субподрядчики крупных предприятий, должны соответствовать требованиям, которые предъявляет им головное предприятие: уметь приспосабливаться к изменяющимся условиям и планировать стратегию своего развития вместе с подрядчиком. Это обстоятельство ставит малое предпринимательство в зависимость от крупного бизнеса и существенно уменьшает возможности расширения своих отношений с другими клиентами. То есть, малый бизнес зачастую имеет подчиненное положение по отношению к крупному бизнесу.

Во-вторых, в России фактически отсутствуют цивилизованные рыночные отношения, конкурентная среда и «благоприятное» законодательство и налоговые условия для развития малого бизнеса. Монополия, доставшаяся российской экономике от государственной собственности, в основном не рыночный феномен и существует вопреки рынку и подавляет развитие рыночных отношений. Процесс трансформации экономики России от командно-административной системы экономики к рыночной экономике не завершен, и не создан эффективно функционирующий рыночный механизм. Такое положение способствует созданию явных преимуществ крупного бизнеса. В-третьих, на практике крупный бизнес не всегда доволен тем, что предлагает или делает малый бизнес. Продукция малого предприятия по своим параметрам не всегда устраивает крупное производство, а отечественный малый бизнес проявляет мало инициативы в сотрудничестве. Действительно, малые предприятия не хотят сотрудничать с этим вида бизнеса, так как крупные предприниматели зачастую делают не выгодные предложения для малых предпринимателей и фактически не признают последних как равноправных партнеров по бизнесу.

Все-таки в чем же состоит различие крупного, среднего и малого бизнеса с политологической точки зрения? Казалось бы, что у всех трех видов бизнеса интересы находятся в экономической сфере - получение максимальной прибыли, независимое управление частной собственностью, создание благоприятных условий для производственной и хозяйственной деятельности. Однако все виды бизнеса различаются, с одной стороны, по отношению к ним государственной власти и возможности влияния на эту власть - с другой. Так, крупный бизнес зачастую сливается с властью или оказывает на нее довольно большое влияние. В то же время государственная власть видит в крупном бизнесе реального политического конкурента и сотрудничает с ним по многим вопросам, в том числе и в вопросах влияния на средний и малый бизнес. Также следует подчеркнуть, что крупный бизнес в российских условиях продолжает оставаться неким «начальником» для среднего и малого бизнеса, такая ментальная психологическая установка доминирует в России. В свою очередь образование госкорпораций свидетельствует о том, что российская государственная власть фактически участвует в управлении крупным бизнесом, пытается получать доходы от него напрямую. Следовательно, государственная власть в первую очередь заинтересована в развитии крупного бизнеса.

Государственная власть на региональном и муниципальном уровне воспринимает среднее предпринимательство как серьезную политическую силу. В свою очередь и средний бизнес порою на этом уровне получает доступ к госресурсам для воздействия на малый бизнес, т.е. на уровне субъекта Федерации, района или города средний бизнес может выступать некоей «руководящей» инстанцией для малого бизнеса. Однако бюрократический аппарат регионального уровня заинтересован в деятельности, прежде всего, крупного и среднего бизнеса, так как получает напрямую доходы из этих секторов экономики, причем речь идет не только о поступлении налогов. Поэтому важно активнейшим образом противодействовать сращиванию бизнеса и управленческого аппарата.

Малое предпринимательство в силу своей экономической слабости лишь в редких случаях может оказывать влияние на руководство муниципальных образований. В сфере малого бизнеса довольно редко можно получить большие доходы, а значит, и содержать такой вид бизнеса чиновникам различного уровня фактически невыгодно. Таким образом, в развитии малого предпринимательства в нынешних условиях практически не заинтересован бюрократический аппарат. Более того, малый бизнес имеет фактическую подчиненность не только власти, но и крупному и среднему бизнесу. Та-

ким образом, между малым, средним и крупным бизнесом существуют определенные противоречия. В России эти виды бизнеса имеют существенные особенности, причем противоречия между ними гораздо острее, чем на Западе. Прежде всего, противоречия между тремя видами бизнеса находятся в основном в политической сфере и связаны с избирательным отношением к ним со стороны органов государственной власти, поэтому государственная власть вынуждена организовывать взаимодействие между всеми видами бизнеса практически в «ручном режиме».

С этой целью в стране, как известно, создана Федеральная антимонопольная служба России, предназначенная для проведения государственной политики развития конкуренции. Со стороны крупного бизнеса при активном участии государства создана торгово-промышленная палата (ТИП) -негосударственная, некоммерческая организация, которая действует в соответствии с Федеральным законом РФ «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации». С участием государства созданы многочисленные ассоциации малых и средних предпринимателей. Однако и они не могут в сложившихся условиях решать вопросы взаимодействия между крупным и малым бизнесом без участия тех или иных органов государственной власти. Таким образом, несмотря на неоднократные заявления высокопоставленных лиц в России о том, что руководство страны очень серьезно относится к развитию малого бизнеса и видит в нем источник роста отечественной экономики, однако благоприятных условий для развития малого предпринимательства в Российской Федерации пока прослеживается немного.

Высшее руководство скорее пока декларирует озабоченность развитием малого бизнеса. Так, в августе 2009 г. на президиуме Госсовета в Тобольске было заявлено, что «малый бизнес - это база для развития предпринимательской активности и основа расширения среднего класса, который к 2020 г. должен составить в России до 60-70 %». В связи с этим политическим импульсом общественные и научные деятели приходят к мысли о том, что серьезных изменений в вопросах развития малого предпринимательства можно добиться только при условии, если в составе политической элиты страны будут представители и малого бизнеса. Так, например, на форуме «Стратегия-2020», который прошел в Республике Марий Эл в августе 2009 года в рамках секции «Новая элита России», прозвучал тезис о необходимости «пропагандировать уважение к человеку, работающему в малом бизнесе, дать малым предпринимателям несколько больше уверенности в том, что они нужны стране. Тогда эти активные люди смогут проявить себя и в политике, возможно, войдя в политическую элиту». Однако не очень понятно как на практике представители малого бизнеса смогут стать полноправными членами российской политической элиты. Ведь у малых предпринимателей весьма не значительный политический ресурс по сравнению с крупными и сверхкрупными бизнесменами. Скорее всего, следует предполагать, что будут созданы такие благоприятные условия, когда крупные бизнесмены из числа политической элиты будут способствовать созданию эффективных механизмов государственного регулирования развития как предпринимательства вообще, так и малого бизнеса, в частности.

Следовательно, несмотря на очевидные выгоды от взаимодействия всех видов бизнеса, пока крупные предприниматели скорее не заинтересованы в эффективном развитии малого бизнеса. Однако политический курс на модернизацию страны диктует острую необходимость создания благоприятной среды для развития малого предпринимательства. В настоящее время повышается роль инноваций в экономическом развитии страны, регионов РФ, а, следовательно, изменяются механизмы государственной поддержки научно-технической и инновационной деятельности. Государство заинтересовано в получении научно-технической и инновационной продукции, так как именно такая продукция востребована рынком, производителями товаров и услуг, обеспечит экономическое развитие. Финансовая поддержка, направленная на обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, повышение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства, увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечение занятости населения и увеличение производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) предусматривает:

а) создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленной на содействие развитию системы кредитования;

б) создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, деятельность которой направлена на оказание консультационной поддержки;

в) создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в области промышленного и сельскохозяйственного производства, а также разработку и внедрение инновационной продукции, в том числе создание и (или) развитие инжиниринговых центров;

г) поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере производства товаров (работ, услуг);

д) поддержку начинающих субъектов малого предпринимательства;

е) поддержку и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности;

ж) поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в области народно-художественных промыслов, ремесленной деятельности, сельского и экологического туризма, в том числе создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в указанных областях;

з) поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках реализации муниципальных программ (подпрограмм) развития малого и среднего предпринимательства, в том числе монопрофильных муниципальных образований;

и) поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации;

к) поддержку и развитие молодежного предпринимательства;

л) создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства - частных промышленных парков;

м) поддержку программ обеспечения деятельности (развития) бизнес-инкубаторов; н) создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства, оказывающей имущественную поддержку, - бизнес-инкубаторов;

о) создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, оказывающей имущественную поддержку, - промышленных парков, индустриальных парков, агропромышленных парков и технопарков.

Фактически от успеха решения задач по повышению уровня деятельности малого бизнеса и его роли в производстве ВВП зависит и успех по переводу экономики страны на инновационный, а значит и эффективный путь развития.

Библиографический список

1. Асеев, А. Д. Международная практика организации управления крупнейшими городами / А. Д. Асеев. -М. : МГУУ ПМ, 2010.

2. Владимирова, С. В. К вопросу о значении малого бизнеса в развитии региональной экономики / С. В. Владимирова // Социально-экономические явления и процессы. - 2013. - № 9(055). - С. 17-21.

3. Муртазин, А. С. О роли малого бизнеса для формирования инновационной экономики / А. С. Муртазин // Креативная экономика. - 2011. - № 2(50). - С. 68-72.

4. Туровский, А. А. Стратегия модернизации государственного управления / А. А. Туровский, Р. Ю. Ефремов // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2014. - № 7. - С. 85-88.

5. Туровский, А. А. Теоретико-методологическая основа стратегии власти / Н. А. Левчугова // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2009. - № 25. - С. 164-169.

6. Туровский, А. А. Трансформация процесса экспериментирования в транзитарной экономике: дис. ... д-ра экон. наук. - Тамбов, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.