Научная статья на тему 'Система государственной поддержки субъектов малого предпринимательства'

Система государственной поддержки субъектов малого предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
969
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / ГОСПОДДЕРЖКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРОГРАММЫ / ГОСОРГАНЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Туровский Александр Алексеевич

В статье освещается понятие и сущность государственной поддержки малого бизнеса, обосновывается необходимость установления соответствующих «правил игры» для всех участников рыночных отношений. А также раскрываются ресурсы, необходимые для государственного регулирования развития малого бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF THE STATE SUPPORT OF SUBJECTS OF SMALL BUSINESS

The concept and essence of the state support of small business is covered in article, need of establishment of corresponding «rules of the game» for all participants of the market relations locates. And also the resources necessary for state regulation of development of small business reveal.

Текст научной работы на тему «Система государственной поддержки субъектов малого предпринимательства»

УДК 334.012.64.:338.242.4

АА. Туровский СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ

СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Аннотация. В статье освещается понятие и сущность государственной поддержки малого бизнеса, обосновывается необходимость установления соответствующих «правил игры» для всех участников рыночных отношений. А также раскрываются ресурсы, необходимые для государственного регулирования развития малого бизнеса. Ключевые слова: малый бизнес, господдержка, государственное управление, государственное регулирование, программы, госорганы.

Aiexander lunmidy SYSTEM OF THE STATE SUPPORT OF SUBJECTS OF

SMALL BUSINESS

Annotation. The concept and essence of the state support of small business is covered in article, need of establishment of corresponding «rules of the game» for all participants of the market relations locates. And also the resources necessary for state regulation of development of small business reveal.

Keywords: Small business, state support, public administration, state regulation, programs, state agencies.

В современных условиях применяется система государственного регулирования развития отечественного малого бизнеса, которая получила название «господдержка». В связи с этим следует выяснить суть этой системы и ее принципиальное отличие от государственного управления. Поддержка субъектов малого предпринимательства - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства, направленной на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов малого предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого предпринимательства.

Господдержка малого бизнеса - это деятельность органа власти по выполнению своей же разработанной программы по развитию малого бизнеса. В результате изучения электронных словарей и более 100 документов в интернете, где встречается термин «государственная поддержка (господдержка)» фактически нигде не было обнаружено какого-либо иного определения данного термина [1; 2; 3; 4; 5; 6]. Обращает на себя внимание тот факт, что господдержка малого бизнеса - это фактически своеобразное российское «ноу-хау». Так, на VIII Всероссийской конференции представителей малых предприятий «Малый и средний бизнес на пороге вступления России в ВТО» ее участники отмечали, что в ВТО термина «государственная поддержка» нет. В Федеральном законе 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» господдержка определяется как разработка каким-либо органом власти своей программы по развитию малого бизнеса и дальнейшее ее выполнение. При этом об участии в этом процессе каких-либо не государственных структур и представителей малого бизнеса в определении ничего не сказано. То есть, термин «господдержка» подразумевает постоянное оперативное вмешательство государства, а также постоянный контроль, плановые и административные методы управления и полную зависимость социума от действий государственного и бюрократического аппарата.

В чем же проблема, когда господдержка малого бизнеса определяется только через формирование и реализацию государством неких программ? В первую очередь в том, что частная собственность не может подчиняться государственным органам. По всей видимости, бессмысленно надеяться, что господдержка малого бизнеса будет эффективной в долгосрочной перспективе в условиях смешанной экономики. Полагаем, что фактически в господдержке содержатся элементы государственного управления или, скорее всего, они синонимичны друг другу. На не обоснованность термина «гос-

© Туровский А.А., 2015

поддержка» обращают внимание и ученые-правоведы. Так, например, И.А. Смагина категорически не согласна с пониманием господдержки только в виде реализации целевых программ развития малого бизнеса.

Господдержка должна включать в себя установление «правил игры» для всех участников в виде принятия соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Кроме этого, как отмечают эксперты, система государственной поддержки малого бизнеса на федеральном уровне формировалась в стране в значительной мере стихийно. Зачастую задачи, поставленные перед тем или иным ведомством, не отвечали его основным функциям, сфере деятельности и уровню ответственности и даже противоречили ведомственным интересам. Из-за плохой координации действий некоторые функции дублировались, а другие оставались бесхозными, а в итоге имело место распыление и без того скудных ресурсов. Также оставляла желать лучшего достоверность циркулирующей информации. Все это свидетельствует о том, что отсутствует понимание, в чем же заключается система господдержки.

Выполнение собственных программ госорганами оставляет желать лучшего. Так, практически во всех регионах России в современных условиях проектируются и реализуются собственные программы государственной поддержки малого предпринимательства. Однако реализовать их мероприятия полностью, эффективно и с мощным целевым эффектом пока не удалось ни одному региону. В числе успешно реализуемых региональных программ лучше всего осуществляются мероприятия по совершенствованию нормативно-правовой базы, подготовка кадров, а мероприятия по реализации инвестиционных проектов и созданию объектов инфраструктуры выполняются менее чем на треть. Следствием этого стали усиливаться не согласованность региональных и местных программ, а также межрегиональное взаимодействие в новых условиях. Полагаем, что попытка изобрести своеобразное российское ноу-хау, т.е. создать абсолютно не известную в мировой практике систему под названием «господдержка» приводит, по сути, к дезориентации не только политической власти, общества, научных экспертов, но и самих малых предпринимателей при формировании взаимоотношений в интересах развития малого бизнеса в стране. В Российской академии бизнеса и предпринимательства считают, что в перечень создания условий, способствующих свободе предпринимательства, входит усиление государственной поддержки предпринимателей. Не в этом ли кроется основная методологическая ошибка при решении вопросов развития малого бизнеса?

В настоящее время государственные руководители периодически информируют общественность о больших подвижках в развитии малого бизнеса. Так, за последнее время российские власти значительно расширили список льгот и преференций для компаний малого бизнеса. Например, увеличили порог оборота, до которого применяется упрощенная система налогообложения; запустили программу безвозмездного субсидирования для 15 тыс. стартующих предпринимателей; разрешили льготную приватизацию арендуемых помещений; отменили обязательное использование кассовых аппаратов; продлили срок без аукционной аренды и пр. «В общем, сделали столько, сколько не делали для малого бизнеса никогда и теперь с полной уверенностью можно заявлять, что он как бренд, наконец, появился в России», - отметил по этому поводу директор департамента развития малого и среднего бизнеса министерства экономического развития. Не смотря на активно предпринимаемые властями попытки поддержать малый бизнес, его развитие пока не происходит. Из-за кризиса 20082009 гг. российский малый бизнес ощутил сокращение потребительского спроса на 30-40 %, а значительная доля предприятий этого сектора (70 %) по-прежнему сосредоточена в торговле, области образования и здравоохранения, а в инновационной сфере их фактически почти нет. Аналогичная ситуация наблюдается в связи с приближающимся кризисом в начале 2015 г. При этом 66 % россиян, согласно последним соцопросам ВЦИОМ, считают кризис далеко не самым удачным временем для открытия собственного дела. Как комментирует глава ВЦИОМа В.В. Федоров результаты опросов малых предпринимателей: «государство декларирует вроде бы какую-то готовность помогать бизнесу, но от деклараций до реальных денег, путь очень длинный. Поэтому проблема номер один сегодня - это невозможность «прокредитоваться». Деньги дают только на очень короткие сроки и под очень большие проценты». При этом предполагается, что основными причинами кризиса системы господдержки могут быть следующие.

- Не заинтересованность политической элиты в развитии малого бизнеса, так как сама по-литэлита сильно зависит от крупного бизнеса. Развитие же малого бизнеса способствует решению социальных проблем наименее обеспеченных слоев общества.

- Представители бюрократического аппарата в малых предпринимателях зачастую видят лишь источник дополнительных коррупционных доходов. Фактически же госаппарат не заинтересован в развитии малого бизнеса, так это может привести к повышению политической роли большинства населения страны. Возможно, бюрократия борется с малым предпринимательством как с перспективным конкурентом на социальном и может быть на политическом поле.

- Система господдержки не создает условий для равноправного взаимодействия между малым бизнесом и государственной властью в вопросах отстаивания первыми своих личных интересов.

Для сравнения термина «господдержка» с терминами «государственное управление» и «госрегулирование» сведем их предполагаемые элементные характеристики в табличную форму (см. табл. 1). Из ее содержания довольно четко прослеживается противоречие между предназначением системы господдержки осуществлять свою деятельность в условиях демократического/либерального режима, рыночного хозяйствования с преобладающим частным видом собственности и системой государственного управления, которая более эффективна в условиях командно-административной экономики. Тем самым, объективно в социуме, стремящемся стать демократическим, необходима система эффективного влияния власти на малый бизнес, отличающаяся и от господдержки и уж тем более от государственного управления.

Таблица 1

Соотношение господдержки с государственным управлением и государственным регулированием

Основные элементы Государственная поддержка Государственное управление Государственное регулирование

Преобладающий вид воздействия на социум Административный Административный Политический

Субъекты Органы исполнительной власти и государственный аппарат Органы исполнительной власти и государственный аппарат Высшее политческое руководство, органы законнодательной и судебной власти

Участники Отсутствуют Отсутствуют Элементы политической системы (политические партии, институты гражданского общества)

Цель Удовлетворение в первую очередь государственных интересов Удовлетворение в первую очередь государственных интересов Удовлетворение в первую очередь общественных и частных интересов

Политический режим Демократический и/или либеральный Тоталитарный /авторитарнй Демократический и/или либеральный

Преобладающий вид собственности Частная, копераивная Государственная Частная, коператив-ная

Степень вмешательства государства в экономику Не определенная Максимальная Минимальная

Преобладающий метод управления экономикой Не определенный, смешанный Планирование Прогнозирование

Противодействие коррупции Низкая Низкая Тенденция к повышению

Из таблицы видно, что господдержка - это попытка применения системы государственного управления в условиях, в которых на самом деле должно осуществляться госрегулирование. Однако государственное регулирование предполагает наличие действенных демократических механизмов в политической системе. Не развитость же демократического режима в стране не позволяет создать полновесную систему государственного регулирования. В свою очередь, отсутствие полномасштабного госрегулирования не позволяет нормально развиваться малому бизнесу. В результате этого существующая система государственного управления эффективная при государственной экономике в условиях смешанной экономики применительно к развитию малого предпринимательства и породила такую систему как господдержка.

Как же должна все-таки выглядеть система государственного регулирования развития малого бизнеса в стране и есть ли ресурсы, необходимые для ее создания? В связи с этим вначале выясним, какие ресурсы могут считаться ресурсами госрегулирования вообще и в чем их отличие от ресурсов государственного управления. Полагаем что, политические / властные ресурсы являются частью ресурсов государственного регулирования, так как госрегулирование осуществляется путем воздействия, в основном, политическими методами на социум. В перечень ресурсов верховной власти входят собственно политические ресурсы, а также духовные ресурсы (информационные, воспитательные, культурные, аналитические), которые чаще всего используются в идеологической сфере. Какие же еще виды ресурсов, кроме ресурсов высшей власти должны войти в перечень ресурсов госрегулирования общественных отношений в целом, и развития малого бизнеса, в частности? Полагаем, что в этот перечень также должны войти ресурсы государственной власти, общества и частных лиц.

Под ресурсами государственной власти понимаем совокупность средств государственных органов различных уровней и госаппарата, которые позволяют воздействовать на все отношения и процессы в обществе в целях выражения интересов общества и государственного аппарата. Что же входит в перечень ресурсов государственной власти? Политическое и административное - это две разные стороны власти, поэтому перечень ресурсов государственной власти состоит из ресурсов высшей власти, но кроме этого включает еще два вида ресурсов не доступных для высшей власти -административный (или управленческий) и силовой. Это является важнейшим отличием ресурсной базы политической власти от аналогичной базы власти государственной. Силовыми (принудительными) ресурсами владеет, в основном, государственная власть и использует она их, как правило, в своих целях. Фактически такие институты принуждения как армия, полиция, прокуратура, суды, служба госбезопасности возникли вместе с государством и являются неотъемлемыми его элементами. Поэтому силовые ресурсы, если они применяются для решения каких-либо проблем в самом социуме или регулирования отношений внутри него не могут использоваться частными и общественными субъектами в своих интересах.

Общественные ресурсы - это совокупность средств, которые позволяют обществу воздействовать на власть (политическую и государственную), отдельную группу и / или индивидуума (гражданина) и эффективно развиваться. Соответственно, частными ресурсами является совокупность средств, которые позволяют индивидууму воздействовать на общество и государственную и политическую власть. Такие ресурсы не могут быть по объему большими по сравнению, допустим, с ресурсами государства. Их также можно разделить по важнейшим сферам жизнедеятельности. Например, экономические, социальные, информационные, образовательные, воспитательные и т.д. Полагаем, что для развития малого бизнеса наиболее важными являются ресурсы, получаемые субъектами малого бизнеса из политической и экономической сфер. Политика и экономика - это важнейшие подсистемы общества, пребывающие в функциональных взаимосвязях между собой, другими общественными подсистемами и обществом в целом. В наиболее общем понимании функции экономической подсистемы сводятся к материальному обеспечению жизнедеятельности общества, а функции политики направлены на обеспечение стабильности и нормального развития общественной системы, регулирование и сохранение в ней определенного порядка, равновесия с помощью государственной власти в интересах, прежде всего, определенной социальной группы.

Библиографический список

1. Буренко, В. И. Мимикрия как политическая технология в условиях демократизации / В. И. Буренко // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2014. - № 16. - С. 16-20.

2. Волох, В. А. Трудовая миграция: состояние и регулирование / В. А. Волох // Служба занятости. - 2014 -№ 2. - С. 28-31.

3. Знаменский, Д. Ю. Участие политических институтов в процессе формирования государственной научно-технической политики Российской Федерации / Д. Ю. Знаменский, О. А. Михалина // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2013. - № 8. - С. 191-195.

4. Иванов, В. К. Особенности консьюмеризации политической жизни / В. К. Иванов // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2014. - № 7. - С. 56-59.

5. Карелина, И. М. Модернизация властных и общественных отношений в России / И. М. Карелина, А. А. Туровский // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2010. - № 22. -С. 45-51.

6. Сибиряев, А. С. Государственная инновационная политика в Российской Федерации: подходы к разработке и реализации : дис. ... канд. полит. наук / А. С. Сибиряев. - М. : ГУУ, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.