Научная статья на тему 'ХАРАКТЕР МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И УРОВЕНЬ КОНФЛИКТНОСТИ ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ'

ХАРАКТЕР МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И УРОВЕНЬ КОНФЛИКТНОСТИ ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
239
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
девиантность / подросток / конфликт / межличностные отношения / стратегии поведения / deviance / teenager / conflict / interpersonal relationships / behavior strategies

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Антилогова Лариса Николаевна

Статья содержит описание особенностей межличностных отношений и особенностей конфликт-ности девиантных подростков. Межличностные отношения определяются как форма взаимодействия подростков, в процессе которого происходит восприятие окружающих людей и оказывается влияние на оценку их действий, поступков и поведения в целом. Конфликтность рассматривается как свой-ство личности, влияющее на провоцирование ею межличностного конфликта и вступление в него. Отмечается, что конфликтность, проявляемая в межличностных отношениях индивида, может де-монстрироваться как «неадаптивная» модель поведения, идущая из семьи либо являющаяся инди-катором возрастного кризиса, обостряемого в ситуации депривации основных потребностей в сфере общения и деятельности. Под конфликтными отношениями понимаются те, которые выстраиваются в процессе взаимодействия между субъектами, имеющими прямо противоположные мнения, сужде-ния, установки, цели, а также связаны с острыми эмоциональными переживаниями. Представлено описание особенностей подросткового возраста как кризисного периода в разви-тии личности, влияющего на характер межличностных отношений индивида. Дается описание деви-антных подростков, и приводится статистика правонарушений. Выборку составили 25 подростков, состоящих на внутришкольном учете и в подразделении по делам несовершеннолетних. На основе эмпирических данных было установлено, что у девиантных подростков доминирует такая стратегия поведения в конфликтной ситуации, как «соперничество», и они гораздо реже прибегают к страте-гиям «сотрудничество» и «компромисс». Выявлена прямая взаимосвязь между «авторитарным» ти-пом межличностных отношений подростков-девиантов и такой стратегией поведения в конфликте, как «соперничество», между «подозрительным» и «подчиняемым» типами межличностных отноше-ний и стратегией «приспособление» в конфликте. Установлены значимые обратные связи между «подозрительным», «подчиняемым» типами межличностных отношений и стратегией «соперничест-во» в конфликте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Антилогова Лариса Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NATURE OF INTERPERSONAL RELATIONSHIPS AND THE LEVEL OF CONFLICT OF DEVIANT ADOLESCENTS

The article contains a description of the features of interpersonal relationships of deviant adolescents and the features of conflict. Interpersonal relationships are defined as a form of interaction between adolescents, accompanied by perception and a certain influence on people around them, assessment of their actions, actions and behavior in general. Conflictedness is considered as a personality trait that influences its provocation of conflict and entry into interpersonal conflict. It is noted that the conflict manifested in the interpersonal relationships of an individual can be demonstrated as an “maladaptive” model of behavior coming from the family, or as an indicator of an age crisis exacerbated in a situation of deprivation of basic needs in the field of communication and activity. Conflict relations are understood as that are built up in the process of interaction between subjects who have opposite-directed opinions, judgments, attitudes, goals, as well as those associated with acute emotional experiences. Describes the features of adolescence as a crisis period in the development of personality and affecting the nature of its interpersonal relationships. The description of deviant teenagers is given and the statistics of offenses are given. The sample consisted of 25 teenagers registered in the school and in the juvenile affairs unit. Based on empirical data, it was found that deviant adolescents are dominated by such a style of behavior in a conflict situation as “rivalry”. Much less often, these teenagers resort to the strategies of “cooperation” and “compromise”. The direct relationship between the “authoritarian” type of interpersonal relationships of deviant adolescents and such a style of behavior in conflict as “rivalry”, between “suspicious” and “subordinate” types of interpersonal relationships and the strategy of “adaptation” in conflict is revealed. Significant inverse correlations have been established between the “suspicious”, “subordinate” types of interpersonal relationships and the “rivalry” strategy in conflict.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕР МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И УРОВЕНЬ КОНФЛИКТНОСТИ ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2023. № 4. С. 39-48. УДК 15.41.59

DOI: 10.24147/2410-6364.2023.4.39-48

ХАРАКТЕР МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И УРОВЕНЬ КОНФЛИКТНОСТИ ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ

Л. Н. Антилогова

Омский государственный педагогический университет (Омск, Россия)

Статья содержит описание особенностей межличностных отношений и особенностей конфликтности девиантных подростков. Межличностные отношения определяются как форма взаимодействия подростков, в процессе которого происходит восприятие окружающих людей и оказывается влияние на оценку их действий, поступков и поведения в целом. Конфликтность рассматривается как свойство личности, влияющее на провоцирование ею межличностного конфликта и вступление в него. Отмечается, что конфликтность, проявляемая в межличностных отношениях индивида, может демонстрироваться как «неадаптивная» модель поведения, идущая из семьи либо являющаяся индикатором возрастного кризиса, обостряемого в ситуации депривации основных потребностей в сфере общения и деятельности. Под конфликтными отношениями понимаются те, которые выстраиваются в процессе взаимодействия между субъектами, имеющими прямо противоположные мнения, суждения, установки, цели, а также связаны с острыми эмоциональными переживаниями.

Представлено описание особенностей подросткового возраста как кризисного периода в развитии личности, влияющего на характер межличностных отношений индивида. Дается описание девиантных подростков, и приводится статистика правонарушений. Выборку составили 25 подростков, состоящих на внутришкольном учете и в подразделении по делам несовершеннолетних. На основе эмпирических данных было установлено, что у девиантных подростков доминирует такая стратегия поведения в конфликтной ситуации, как «соперничество», и они гораздо реже прибегают к стратегиям «сотрудничество» и «компромисс». Выявлена прямая взаимосвязь между «авторитарным» типом межличностных отношений подростков-девиантов и такой стратегией поведения в конфликте, как «соперничество», между «подозрительным» и «подчиняемым» типами межличностных отношений и стратегией «приспособление» в конфликте. Установлены значимые обратные связи между «подозрительным», «подчиняемым» типами межличностных отношений и стратегией «соперничество» в конфликте.

Ключевые слова: девиантность; подросток; конфликт; межличностные отношения; стратегии поведения.

Финансирование. Работа выполнена в рамках государственного задания на выполнение прикладной научно-исследовательской работы по теме «Арт-терапевтические средства профилактики девиантного поведения подростков» (Дополнительное соглашение Минпросвещения России и ФГБОУ ВО «ОмГПУ» №073-03-2023-018/5).

THE NATURE OF INTERPERSONAL RELATIONSHIPS AND THE LEVEL OF CONFLICT OF DEVIANT ADOLESCENTS

L. N. Antilogova

Omsk State Pedagogical University (Omsk, Russia)

The article contains a description of the features of interpersonal relationships of deviant adolescents and the features of conflict. Interpersonal relationships are defined as a form of interaction between adolescents, accompanied by perception and a certain influence on people around them, assessment of their actions, actions and behavior in general. Conflictedness is considered as a personality trait that influences its provocation of conflict and entry into interpersonal conflict. It is noted that the conflict manifested in the interpersonal relationships of an individual can be demonstrated as an "maladaptive" model of behavior coming from the family, or as an indicator of an age crisis exacerbated in a situation of deprivation of basic needs in the field of communication and activity. Conflict relations are understood as that are built up in the process of interaction between subjects who have opposite-directed opinions, judgments, attitudes, goals, as well as those associated with acute emotional experiences.

© Антилогова Л. Н., 2023

Describes the features of adolescence as a crisis period in the development of personality and affecting the nature of its interpersonal relationships. The description of deviant teenagers is given and the statistics of offenses are given. The sample consisted of 25 teenagers registered in the school and in the juvenile affairs unit. Based on empirical data, it was found that deviant adolescents are dominated by such a style of behavior in a conflict situation as "rivalry". Much less often, these teenagers resort to the strategies of "cooperation" and "compromise". The direct relationship between the "authoritarian" type of interpersonal relationships of deviant adolescents and such a style of behavior in conflict as "rivalry", between "suspicious" and "subordinate" types of interpersonal relationships and the strategy of "adaptation" in conflict is revealed. Significant inverse correlations have been established between the "suspicious", "subordinate" types of interpersonal relationships and the "rivalry" strategy in conflict.

Keywords: deviance; teenager; conflict; interpersonal relationships; behavior strategies.

Acknowledgements. The work was carried out within the framework of a state assignment for the implementation of applied research work on the topic "Art therapeutic means of preventing deviant behavior of adolescents" (Additional agreement of the Ministry of Education of Russia and the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Omsk State Pedagogical University" No. 073-03-2023-018/5).

1. Введение

Проблема девиантного поведения подростков является актуальной на протяжении многих лет. Даже появилась дисциплина «Де-виантология» для изучения этого сложного явления, выяснения причин его возникновения, особенностей проявления и профилакти-рования. Многие ученые и практики в области психологии, медицины и юриспруденции приходят к выводу, что сам подростковый возраст и специфика развития психики ребенка в этот период могут являться источником формирования склонности к девиациям.

Вопросы девиантного поведения, несмотря на огромное количество эмпирических и теоретических исследований, относятся к категории наиболее сложных, неоднозначных и одновременно актуальных.

В последнее время отмечается рост противоправных действий подростков, отличающихся особой жестокостью. Так, по данным Росстата от 15 августа 2019 года, число противоправных действий составило 1 655, в то время как в 2018 году таких правонарушений было 1 310. Они носят разнонаправленный характер и связаны с хищением оружия, угоном автомобиля, распитием спиртных напитков, административными правонарушениями. Анализ статистических данных позволяет говорить о положительной динамике различных девиаций. При совершении преступлений подросток не всегда осознает мотивы своего поведения, но часто оправдывает свой поступок тем, что «все пошли, и он пошел», «неудобно было трусить перед друзьями». Исходя из высказываний самих несовершеннолетних, можно сделать вывод о важности для них межличностных отношений со сверстниками. В то же время характер этих отношений

отличается конфликтностью, сопровождается вербальной и физической агрессией. Это вызвано особенностью подросткового возраста, относящегося к одному из кризисных этапов в становлении личности, что может являться главенствующим фактором в формировании склонности к девиантному поведению при неблагоприятных условиях социализации подростка. Исследование взаимосвязи межличностных отношений и уровня конфликтности девиантных подростков позволит расширить арсенал средств коррекции девиант-ности в среде подростков и гармонизации их общения и взаимодействия.

2. Теоретический обзор

Анализ научной литературы показывает, что характер межличностных отношений во многом определяется принадлежностью человека к той или иной группе. В группах подростков с отклоняющимся поведением в отношениях доминируют, как правило, агрессивность, конфликтность, унижение, оскорбление другого человека. Следовательно, чтобы понять сущность межличностных отношений подростков-девиантов, необходимо раскрыть само понятие «девиантное поведение», изучению которого посвящено немало работ как зарубежных, так и отечественных авторов.

Основоположником теорий отклоняющегося поведения считают Ч. Ломброзо, разработавшего антропологическое направление и считавшего, что определенное количество людей рождается со склонностью к совершению преступлений [1].

По мнению З. Фрейда, все особенности поведения человека, в том числе и негативные, объясняются его биологическими потребностям и инстинктами [2]. Ряд зарубеж-

ных ученых (Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Н. Смелзер, Т. Шибутани) связывают деви-антность с соответствием или несоответствием социальным нормам-ожиданиям [3-6]. Отсюда следует, что девиантным является поведение, не отвечающее социальным ожиданиям.

В западных странах выполнено немало исследований, посвященных изучению влияния культуры и социума на становление личности (Э. Эриксон [7]). Опубликованы работы, где отмечается влияние семьи на формирование личностных качеств индивидуума (А. Адлер [8]). Появились разработки, в которых выделяются симптомы отклоняющегося поведения: агрессивность, вспыльчивость, склонность к разрушению, наглость, безответственность, замкнутость, тревожность, пассивность, преданность асоциальным группам (К. Лоренц [9], Г. Ю. Айзенк [10]).

Отечественные исследователи считают, что главная причина отклоняющегося поведения - это ошибки семейного воспитания, недостаточность внимания, а также влияние ближайшего окружения, в том числе сверстников, с которыми общается и взаимодействует подросток [11-12]. При наличии нарушений в межличностных отношениях появляется риск формирования отклонений в личностном развитии подростков.

Согласно мнению В. Н. Мясищева, дефектные отношения, в которые может оказаться включенным человек, влекут за собой, как правило, отклонения в становлении личности. В то же время социально нормальные отношения способствуют развитию нравственно и психологически здоровых качеств человека [13].

Г. Салливан утверждал, что человеческую личность можно изучить лишь с помощью исследования межличностных отношений, поскольку личностное развитие происходит только в социуме и без других людей оно невозможно [14].

Особую роль в развитии личности играют межличностные отношения в период подро-стничества, когда на первый план выходит общение. Его характер, как и характер отношений подростка, зависит прежде всего от отношений в семье. В. С. Мухина отмечает, что в семьях с «высокой рефлексией и ответственностью» характер подростка развивается благополучно, что позитивно влияет на его межличностные отношения. При наличии не-

благоприятных взаимоотношений в семье происходит ограничение возможностей развития позитивных личностных качеств подростка, что может проявляться в негативных моделях его взаимоотношений с людьми [15].

Подростковый возраст, как известно, является одним из самых конфликтных. Детерминантами в проявлении повышенной конфликтности, по мнению Л. И. Божович, являются возрастные кризисы. Она может также обостряться, если ребенок депривирован в удовлетворении новых потребностей в сфере общения и деятельности [16].

Под конфликтными отношениями мы будем понимать те, которые выстраиваются в процессе взаимодействия между субъектами, имеющими противоположные мнения, суждения, установки, цели, а также связаны с острыми эмоциональными переживаниями. Конфликтность, проявляемая в межличностных отношениях индивида, может демонстрироваться как «неадаптивная» модель поведения, идущая из семьи.

С. В. Тетерский отмечает, что отклонения в поведении подростков могут быть следствием педагогической и социальной запущенности, проявляющейся в невоспитанности, сформированных отрицательных стереотипах поведения, в несложившихся отношениях со сверстниками, в отсутствии занятости полезной деятельностью, беспризорности, что приводит к социальной и психологической дезадаптации [17].

Согласно мнению Н. В. Самсоновой, конфликтное поведение подростка может быть признаком его девиантного поведения при наличии специфических особенностей деструктивного конфликта, стратегии «соперничество» и жестких тактик конфликтного взаимодействия [18]. Подростки-девианты обычно открыто вступают в противоборство в конфликтах и используют жесткие тактики воздействия на оппонента. Н. В. Самсонова отмечает, что подростки, состоящие на внут-ришкольном учете, чаще всего «разрешают конфликт с помощью грубости (73 %), оскорбительных жестов (66 %), физического воздействия (54 %), негативной личностной оценки (52 %), предъявления требований (34 %)» [18, с. 189].

Ряд исследователей к особенностям проявления конфликтности подростков-девиантов относят высокий уровень психоэмоционального напряжения [12; 19]; «направлен-

ность на себя» при «страхе отвержения» [20]; преобладание властно-лидирующего, прямолинейно-агрессивного, зависимо-послушного стилей межличностных отношений [21-22]; неприязненное отношение к позиции взрослого [23]; пренебрежение ожиданиями окружающих при интернальном типе локуса ролевого конфликта [24]; вспыльчивость, несдержанность, жесткость, цинизм, демонстрацию своего превосходства [25]; негативные установки по отношению к себе и окружающим людям [26]; жесткие тактики конфликтного взаимодействия [18].

3. Организация исследования

Наше исследование направлено на изучение взаимосвязи между межличностными отношениями и конфликтностью девиантных подростков. Предположительно, для подростков с девиантным поведением характерно преобладание властного, агрессивного и зависимого стилей межличностных отношений; конфликтной модели поведения с доминированием стратегий «соперничество» и «приспособление».

Исследование проводилось на базе нескольких средних общеобразовательных школ Омска. В нем приняли участие 25 старших подростков, состоящих на внутришколь-ном учете и на учете в подразделении по делам несовершеннолетних по причине нарушения правил, административных норм, проявления отклонений в поведении.

Основными методами сбора данных выступили анализ документов, на основе которых выявлялись виды правонарушений подростков, состоящих на внутришкольном учете (ими оказались употребление спиртных напитков и наркотических веществ, драки, порча имущества), и тестирование.

С целью исследования межличностных отношений девиантных подростков использован опросник «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири (адаптация Л. Н. Соб-чик) [27, с. 69-77], который выявляет характер межличностных отношений и свойства личности, проявляемые при взаимодействии с другими людьми. На основе 16 характеристик, формирующих 8 октантов, определяется один из вариантов межличностных отношений: 1) властный - лидирующий; 2) независимый - доминирующий; 3) прямолинейный -агрессивный; 4) недоверчивый - скептический; 5) покорный - застенчивый; 6) зависимый - послушный; 7) сотрудничающий -

конвенциальный; 8) ответственный - великодушный. Первые четыре типа межличностных отношений, соответствующие I-IV октантам, характеризуются преобладанием неконформных тенденций и склонностью к конфликтам. Другие четыре октанта (V-VIII) представляют противоположную тенденцию, т. е. у респондентов с доминирующими высокими показателями по данным октантам преобладают конформистские установки, покладистость, неуверенность, склонность к компромиссам. В рамках нашего исследования методика позволяет выявить наличие высокого уровня конфликтности и склонности к конфликтам в межличностных отношениях при выраженности III и IV октантов.

Для выявления предрасположенности личности к конфликтному поведению использовался Тест описания поведения К. Томаса, Р. Килманна (адаптация Н. В. Гришиной) [27, с. 69-77], позволяющий определить формы поведения людей (конструктивность / деструк-тивность) в конфликтных ситуациях, такие как: сотрудничество (участником конфликта учитываются интересы партнера); приспособление (принимается точка зрения партнера); уклонение / избегание (происходит уход от столкновения с партнером); конкуренция / соперничество (активно отстаивается и навязывается партнеру своя позиция); компромисс (используются элементы всех вышеназванных стилей поведения). Методика содержит 30 утверждений с двумя вариантами ответов, каждый из которых соотносится с пятью стратегиями поведения в конфликте. Инструмент позволяет выявить предрасположенность личности к конфликтному поведению: при наличии высокого уровня конфликтности личность в конфликтной ситуации будет ориентироваться только на удовлетворение собственных интересов, соответственно выбирать стратегию соперничества. При умеренном уровне конфликтности личность ориентируется на интересы других людей.

Для обработки полученных данных был использован метод линейной корреляции Пирсона. Расчет производился с помощью компьютерной программы SPSS 17.0.

4. Результаты исследования

Первоначально мы оценили стратегии поведения в конфликте подростков-девиантов, проанализировав полученные первичные значения по шкалам методики (см. рис. ниже).

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

Соперничество Сотрудничество Избегание Приспособление Компромисс

Стратегии поведения подростков-девиантов в конфликтной ситуации (сред. значения), баллы

Полученные данные показали, что у деви-антных подростков наблюдается доминирование таких стратегий поведения в конфликтной ситуации, как «соперничество», выражаемое в стремлении отстаивать свои интересы любым способом, и «избегание». К избеганию подростки прибегают, когда не достигают своих целей, т. е. не выигрывают и не могут «подавить» другую сторону в конфликте, либо если у них изначально отсутствует стремление к кооперации и им не свойственна тенденция к достижению собственных целей. Кроме того, цель может подростками не осознаваться, и поэтому им проще избежать конфликта. Далее следует стратегия «приспособление» - пассивного поведения, когда участники конфликта стремятся сгладить конфликтную ситуацию, сохранить прежние отношения посредством уступок и готовности к примирению. Причинами выбора данной стратегии может быть какая-либо зависимость (социальная, материальная и т. д.), а также страх разоблачения.

Значительно реже девиантные подростки прибегают к стратегиям «сотрудничество» и «компромисс». Это свидетельствует об их стремлении добиваться удовлетворения своих интересов в ущерб лицу, с которым они взаимодействуют, и позволяет сделать предположение об отсутствии продуктивного опыта использования данных стратегий у подростков-девиантов, что, в свою очередь, указывает на преобладание у них деструктивного поведения в конфликтных ситуациях. Таким образом, подростки, состоящие на внутри-школьном учете и на учете в подразделении по делам несовершеннолетних, как правило, предрасположены к неконструктивному по-

ведению в конфликте. Вероятно, именно это приводит к напряжению в межличностных отношениях и заставляет взрослых «маркировать» их как девиантных.

В результате использования методики Т. Лири на основе средних значений по октантам в группе респондентов был составлен профиль межличностных отношений подростков с девиантным поведением, где отмечается высокая выраженность 1-1У октантов. Это свидетельствует о независимости мнений, стремлении к лидерству (1-11 октанты), а также о доминировании неконформных тенденций и склонности к конфликтам (III-IV октанты). Это характеризует девиантных подростков как нетерпимых к критике, переоценивающих собственные возможности, недружелюбных, вспыльчивых, несдержанных и не доверяющих окружающим.

У девиантных подростков преобладают следующие типы межличностных отношений: авторитарные, доминантные, эгоистичные, ориентированные на соперничество, борьбу с окружающими, критичность ко всем социальным явлениям. Однако в определенных ситуациях межличностного общения такие подростки могут быть конформны, зависимы и послушны.

Для проверки предположения о взаимосвязи типа межличностных отношений и уровня конфликтности девиантных подростков первичные данные подверглись статистической обработке при помощи метода линейной корреляции Пирсона. По результатам расчета было обнаружено девять значимых связей, из них для p < 0,01 - 6, для p < 0,05 - 3; прямых - 5, обратных - 4 (см. табл. ниже).

Результаты корреляционного анализа по методике «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири и методике «Предрасположенность личности к конфликтному поведению» К. Томаса, Р. Килманна в группе подростков с девиантным поведением

Стратегии поведения в конфликте Октанты

I II III IV V VI VII VIII

Соперничество 0,55** 0,18 -0,04 -0,51** -0,52** -0,36 0,27 0,54**

Сотрудничество -0,19 0,03 -0,23 -0,007 -0,03 -0,18 0,11 0,14

Избегание -0,02 -0,12 -0,0007 0,03 -0,08 0,05 -0,04 -0,31

Приспособление -0,42* 0,09 0,06 0,44* 0,56** 0,26 -0,17 -0,26

Компромисс -0,12 -0,05 0,14 0,31 0,29 0,43* -0,49** -0,24

Примечание. N = 25; * - p < 0,05; ** - p < 0,01; октанты методики «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири: I - властный - лидирующий (доминантный); II - прямолинейный - агрессивный (эгоистический); III - недоверчивый - скептичный (агрессивный); IV - зависимый - послушный (подозрительный); V - покорный - застенчивый (подчиняемый); VI - зависимый - послушный (зависимый); VII - сотрудничающий - конвенциальный (дружелюбный); VIII - ответственный - великодушный (альтруистический).

5. Обсуждение результатов исследования

Определяя взаимосвязь межличностных отношений подростков и уровня конфликтности, мы исходили из следующих теоретических положений: система межличностных отношений определяет характер переживаний личности и поведенческих реакций в тех или иных ситуациях; конструктивные или деструктивные отношения с людьми формируют и подобную систему внутренних отношений личности.

Прослеживаются прямые корреляции шкалы «соперничество» с октантом «I - авторитарный». Можно предположить, что именно повышение показателей по данному октанту приводит к соперничеству в межличностных отношениях, т. е. чем больше девиант-ные подростки проявляют диктаторство, деспотичность и властность, тем больше они стремятся добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другим, выбирая стратегию «соперничество». При этом обнаруженная значимая обратная связь шкалы «приспособление» с «авторитарным» типом межличностных отношений свидетельствует о невозможности использования данной стратегии поведения при достаточно высокой выраженности властности, деспотичности, доминантности в межличностных отношениях авторитарного типа.

Следует объяснить наличие парадоксальной, на первый взгляд, прямой связи между выраженностью показателей по шкале «соперничество» (тест К. Томаса, Р. Килманна) и октанту «VIII - альтруизм» (тест Т. Лири). По мнению Т. Лири, это совсем не обязательно свидетельствует о гиперответственности человека, его готовности приносить свои инте-

ресы в жертву другим, сострадать и сочувствовать им. Достаточно часто такая демонстративная активность является «маской» для личности противоположного типа. Кроме того, полученные данные могут свидетельствовать и о том, что девиантные подростки нередко пытаются использовать вместо подлинного альтруизма стратегию «принуждение к добру», которую они интерпретируют в соответствии со своими ценностями (например, противостояние взрослым, приобщение к алкоголю, наркотикам).

Обнаружены значимые прямые корреляции шкалы «приспособление» с октантами «IV - подозрительный» (р < 0,05) и «V - подчиняемый» (р < 0,01). Прямая связь указывает на взаимовлияние этих переменных, причем в положительную сторону, т. е. повышение показателей по данным октантам приводит к выбору стратегии поведения в конфликте «приспособление». При проявлении черт «подозрительного» типа межличностных отношений, т. е. критичности к социальным явлениям и людям, девиантные подростки стремятся приспособиться к другим в конфликте. При этом обнаруженная значимая обратная связь «подозрительного» типа межличностных отношений со стратегией поведения «соперничество» свидетельствует о том, что девиантные подростки с чертами «подозрительного» типа межличностных отношений менее всего предрасположены к конфликтному поведению, проявляющемуся в соперничестве.

Подростки, склонные к «подчиняемому» типу межличностных отношений, изначально уже готовы приспосабливаться и жертвовать своими интересами ради других вследствие застенчивости, боязни сильного, стремясь най-

ти в нем своего покровителя. Именно поэтому у них отмечается низкий уровень конфликтности и «приспособление» является удобной позицией в силу их личностных особенностей. При этом обнаруженная значимая обратная корреляция данного октанта со шкалой «соперничество» подтверждает факт невозможности противостояния другой стороне конфликта, т. е. у подростков с чертами «подчиняемого» типа межличностных отношений менее всего будет выражена конфликтность.

Значимая прямая корреляционная связь октанта «VI - зависимый» с предрасположенностью личности к конфликтам, проявляющейся в выборе стратегии «компромисс», свидетельствует о том, что девиантные подростки, склонные к «зависимому» типу межличностных отношений, готовы к компромиссу, если конфликт затрагивает их интересы. Личностные черты данного типа: крайняя неуверенность в себе, страхи, тревожность, беспомощность -способствуют снижению конфликтности.

Мы предполагаем, что сниженная конфликтность при выборе стратегии «компромисс» у подростков, склонных к «зависимому» типу межличностных отношений, в большей степени будет зависеть от использования оппонентом стратегий «сотрудничество» или «компромисс» в конфликтной ситуации. Если же оппонент соперничает и борется за свои интересы, проявляя высокую конфликтность, то подростки с высокими показателями по октану «VI - зависимый» пойдут на уступки и выберут комфортный для себя тип реагирования - отступление от собственных интересов. Это связано с тем, что при высоких показателях по октанту «VI - зависимый» личность не способна соперничать. Это подтверждает и обнаруженная значимая обратная связь данной предрасположенности личности с октантом «VI - зависимый», т. е. при данном типе межличностных отношений значительно снижается вероятность соперничества в конфликтных отношениях.

Обнаружены значимые обратные корреляционные связи октанта «VII - дружелюбный» со склонностью личности к компромиссу. Это объясняется характеристикой личностных черт данного типа: при «умеренных» показателях межличностных отношений фиксируется склонность к сотрудничеству, кооперации, гибкости и компромиссу при решении проблем в конфликтных ситуациях. При значительном росте показателей по октанту «VII - друже-

любный» отмечается дружелюбие, проявляющееся в подчеркнутой любезности по отношению к другим людям, в ориентации на принятие и социальное одобрение, в стремлении «быть хорошим» для всех. При таком проявлении «дружелюбного» типа межличностных отношений личность не способна к компромиссу, умение уступать исчезает из поведенческого репертуара, так как для индивида важнее «быть хорошим» для других, а его собственные интересы уходят на второй план, самое главное - сохранить «социальный фасад».

6. Выводы

Подводя итоги, можно констатировать, что девиантные подростки в межличностных отношениях ориентированы на соперничество, борьбу с окружающими, проявляют критичность и неприятие по отношению к определенным социальным явлениям и ситуациям, когда они не могут реализовать свои потребности.

Эмпирическим путем установлены значимые прямые связи между такими типами межличностных отношений, как «авторитарный» и «альтруистический», и склонностью личности к конфликтному поведению, проявляющемуся в выборе стратегии «соперничество». Деви-антным подросткам, склонным к «авторитарному» и «альтруистическому» типам межличностных отношений, свойственна повышенная конфликтность, для них важна ориентация только на свои интересы в конфликтных отношениях. Они не способны учитывать интересы других (обратная связь со стратегией «приспособление»). Именно поэтому в таких отношениях высок уровень конфликтности. При «альтруистическом» типе межличностных отношений предрасположенность личности к соперничеству связана с тем, что девиантные подростки нередко пытаются использовать вместо подлинного альтруизма «принуждение к добру», которое интерпретируют в соответствии со своими ценностями.

Существуют значимые прямые связи типов межличностных отношений «подозрительный» и «подчиняемый» со стратегией поведения «приспособление» и «зависимого» типа межличных отношений со стратегией поведения «компромисс», что свидетельствует о низком уровне конфликтности при данных типах отношений. В то же время выявлены значимые обратные связи октантов «подозрительный», «подчиняемый», «зависимый» со шкалой «соперничество», т. е. при выраженности таких

черт личности, как неуверенность, тревожность, покорность, подозрительность, страх перед окружающими, индивид не склонен к соперничеству в межличностных отношениях вследствие сниженного уровня конфликтности.

Выявлена значимая обратная связь октанта «дружелюбный» со шкалой «компромисс». Это говорит о том, что при крайнем проявлении любезности по отношению ко всем и ориентации на социально одобряемое поведение может существовать внутренняя конфликтность, и поэтому компромиссный тип реагирования перестает использоваться индивидом, хотя при умеренном проявлении дружелюбия этот тип является ведущим.

Для лиц с девиантным поведением характерно преобладание «доминантного», «эгоистичного», «агрессивного» типов межличностных отношений, когда подростки отстаивают только свои цели и интересы, но при встрече с более «доминантными» соперниками они уклоняются от отношений или принимают позицию другого и приспосабливаются.

7. Заключение

Анализ межличностных отношений как социально-психологического феномена позволяет рассматривать их как определенные типы взаимодействия людей, проявляющегося в форме чувств, суждений и обращений друг к другу. На каждом этапе онтогенетического развития характер складывающихся межличностных отношений оказывает влияние на психическое развитие личности. Переживание дисгармонии в отношениях выступает как предконфликтная ситуация, которая выражается в напряженности, отчужденности, агрессивности. Данная дисгармония может являться депривационной и провоцировать проявление деструктивных моделей поведения. Высокий уровень конфликтности у подростков выступает индикатором возрастного кризиса и может обуславливать склонность к девиантному поведению, т. е. высокая конфликтность может выступать показателем девиантного поведения в подростковом возрасте.

В ходе проведенного эмпирического исследования были выявлены значимые связи межличностных отношений с предрасположенностью подростков-девиантов к конфликтному поведению. При «авторитарном» типе межличностных отношений у респондентов был выявлен высокий уровень конфликтности и склонности к соперничеству и

отсутствие склонности к ориентации на чужие интересы в конфликтной ситуации. При «альтруистическом» типе межличностных отношений стратегия «соперничество» интерпретируется в соответствии со своими ценностями и используется девиантными подростками как «принуждение к добру» вместо подлинного альтруизма. При выраженности «зависимого» и «подчиняющегося» типов межличностных отношений наблюдается низкий уровень конфликтности подростков. При «зависимом» типе межличностных отношений они прибегают к компромиссу в конфликте, а при «подчиняемом» - к стратегии «приспособление». Для подростков с де-виантным поведением характерно преобладание «доминантного», «эгоистичного», «агрессивного» типов межличностных отношений, свидетельствующих о высоком уровне конфликтности и соперничества. Профиль межличностных отношений подростков с деви-антным поведением указывает на экстремальность интерперсонального поведения.

На основе данных эмпирического исследования возможна разработка программы коррекции конфликтности подростков с деви-антным поведением, которая может быть направлена на создание условий, снижающих уровень конфликтности, и гармонизацию их межличностных отношений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ломброзо Ч. Человек преступный / пер. с ит. Г. Гордон, Н. Житкова, К. Толстой. - М. : Родина, 2022. - 353 с.

2. Фрейд З. Я и Оно : соч. : пер. с нем. - М. : ЭКСМО - Пресс ; Харьков : Фолио, 2004. -859 с.

3. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд / пер. с фр. А. Н. Ильинского ; под ред. В. А. Базарова. - М. : Мысль, 1994. - 399 с.

4. Мертон Р. Социальная структура и аномия // Социология преступности. (Современные буржуазные теории) / пер. с фр. Е. А. Самарской. - М. : Прогресс, 1966. - С 299-313.

5. Смелзер Н. Социология : пер. с англ. - М. : Феникс, 1998. - 688 с.

6. Шибутани Т. Социальная психология / пер. с англ. В. Б. Ольшанского. - Ростов н/Д : Феникс, 1998. - 544 с.

7. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ. ; общ. ред. А. В. Толстых. - М. : Прогресс, 1996. - 344 с.

8. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов / пер с англ. А. А. Валеев, Р. А. Ва-леева. - Ростов н/Д : Феникс, 1998. - 448 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло») : пер. с нем. - М. : Прогресс, Уни-верс, 1994. - 272 с.

10. Eysenck H. J. Personality Theory and the Problems of Criminality // Psychological Explanations of Crime / ed. by D. Farrington. -Cambridge : Dartmouth Pub. Co., 1994. -P. 11-14.

11. Нортман А. Р. Девиация - вирус современного общества // Молодой ученый. - 2020. -№ 27.1 (317.1). - С. 61-63. - URL: https: //moluch.ru/archive/317/72447/ (дата обращения: 08.07.2023).

12. Кошенова М. И. Несовершеннолетние правонарушители: лечить, наказывать или... ищем другие варианты? // Современная социальная реальность: вызовы, риски, перспективы : монография / под науч. ред. О. А. Белобрыкиной. - Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2019. - С. 85-99.

13. Мясищев В. Н. Психология отношений. -М. : МОДЭК, 2011. - 356 с.

14. Салливан Г. С. Интерперсональная теория в психиатрии. - М. : КСП+ ; СПб. : Ювента, 1999. - 154 с.

15. Мухина B. C. Возрастная психология. Феноменология развития. - М. : Академия, 2013. - 608 с.

16. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб. : Питер, 2008. -398 с.

17. Тетерский С. В. Введение в социальную работу : учебное пособие. - 5-е изд. - М. : Академический Проект, 2020. - 496 с.

18. Самсонова Н. В., Дейнега Е. В. Девиантное конфликтное поведение подростков // МНКО. - 2018. - № 6 (73). - С. 188-189.

19. Юшкова М. А. Взаимосвязь внутриличност-ной конфликтности подростков и уровня их агрессивного поведения // Молодой ученый. - 2022. - № 51 (446). - С. 305-307. -URL: https://moluch.ru/archive/446/98121/ (дата обращения: 07.07.2023).

20. Белобрыкина О. А., Белобрыкина Е. А. Специфика мотивации общения подростков с отклонениями в поведении // Актуальные проблемы психологического знания. - 2014. -№ 2 (31). - С. 47-58.

21. Абросимов И. Н. Стиль межличностных отношений и риск саморазрушающего поведения в подростковом возрасте // Медицинская психология в России. - 2019. - T. 11, № 4 (57). - URL: http://mprj.ru (дата обращения: 08.07.2023).

22. Furlong V. J. The Deviant Pupil: Sociological Perspectives. - Philadelphia : Open University Press, 1985. - 226 p.

23. Заика Е. В., Крейдун Н. П., Ячина А. С. Психологическая характеристика личности подростков с отклоняющимся поведением //

Вопросы психологии. - 1990. - № 4. -С. 83-85.

24. Зиновьева Л. В. Структура ролевых диспозиций подростков, склонных к девиантному поведению : автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Ярославль, 2019. - 26 с.

25. Чикова И. В., Мантрова М. С. Психологические особенности конфликтности современных подростков // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. -Т. 8, № 4 (29). - С. 386-389. - DOI: 10. 26140/anip-2019-0804-0091.

26. Визель Т. Г. Девиантное поведение подростков: теория и эксперименты. - Тула : Тула, 2007. - 343 с.

27. Психологические тесты : в 2 т. / под ред. А. А. Карелина. - М. : ВЛАДОС, 2001, 1999. -Т. 2. - 247 с. [1] : ил.

REFERENCES

1. Lombroso Ch. Criminal man. Moscow, Rodina publ., 2022. 353 p. (In Russian).

2. Freud Z. The Ego and the Id. Moscow, EKSMO - Press publ.; Kharkiv, Folio publ., 2004. 859 p. (In Russian).

3. Durkheim E. Suicide, a study in sociology. Moscow, Mysl' publ., 1994. 399 p. (In Russian).

4. Merton R. Social structure and anomie, in: Sociology of crime (Modern bourgeois theories). Moscow, Progress publ., 1966, pp. 299-313. (In Russian).

5. Smelzer N. Sociology. Moscow, Feniks publ., 1998. 688 p. (In Russian).

6. Shibutani T. Social psychology. Rostov-on-Don, Feniks publ., 1998. 544 p. (In Russian).

7. Erickson E. Identity: youth and crisis. Moscow, Progress publ., 1996. 344 p. (In Russian).

8. Adler A. Education of children. Cooperation between the sexes. Rostov-on-Don, Feniks publ., 1998. 448 p. (In Russian).

9. Lorenz K. Aggression (the so-called "evil"). Moscow Progress publ., Yunivers publ., 1994. 272 p. (In Russian).

10. Eysenck H.J. Personality Theory and the Problems of Criminality in: Farrington D. (ed.). Psychological Explanations of Crime, Cambridge, Dartmouth Pub. Co., 1994, pp. 11-14.

11. Northman A. R. Deviation - the virus of modern society. Molodoi uchenyi = Young scientist, 2020, no. 27.1 (317.1), pp. 61-63, available at: https://moluch.ru/archive/317/ 72447/ (date of access: July 8, 2023). (In Russian).

12. Koshenova M.I. Juvenile delinquents: treat, punish or... are we looking for other options?, in: Belobrykina O.A. (ed.). Modern social reality: challenges, risks, prospects, monograph. Novosibirsk NGPU publ., 2019, pp. 85-99. (In Russian).

13. Myasishchev V.N. Psychology of relations. Moscow, MODEK publ., 2011. 356 p. (In Russian).

14. Sullivan G.S. Interpersonal theory in psychiatry. Moscow, KSP+ publ.; St. Petersburg, Juventa publ., 1999. 154 p. (In Russian).

15. Mukhina B.C. Age psychology. Phenomenology of development. Moscow, Akademia publ.,

2013. 608 p. (In Russian).

16. Bozhovich L.I. Personality and its formation in childhood. St. Petersburg, Piter publ., 2008. 398 p. (In Russian).

17. Tetersky S.V. Introduction to social work, textbook, 5th ed. Moscow, Akademicheskii Proect publ., 2020. 496 p. (In Russian).

18. Samsonova N.V., Deynega E.V. Deviant conflict behavior of adolescents. MNKO, 2018, no. 6 (73), pp. 188-189. (In Russian).

19. Yushkova M.A. Interrelation of intrapersonal conflict of adolescents and the level of their aggressive behavior. Molodoi uchenyi = Young scientist, 2022, no. 51 (446), pp. 305-307, available at: https://moluch.ru/archive/446/ 98121/ (date of access: July 7, 2023). (In Russian).

20. Belobrykina O.A., Belobrykina E.A. Specifics of motivation of communication of adolescents with behavioral deviations. Aktual'nye problemy psikhologicheskogo znaniya = Actual problems of psychological knowledge,

2014, no. 2 (31), pp. 47-58. (In Russian).

21. Abrosimov I.N. The style of interpersonal relationships and the risk of self-destructive behavior in adolescence. Meditsinskaya psikhologiya v Rossii, 2019, Vol. 11, no. 4 (57), available at: http://mprj.ru (date of access: July 8, 2023). (In Russian).

22. Furlong V.J. The Deviant Pupil: Sociological Perspectives. Philadelphia, Open University Press, 1985. 226 p.

23. Zaika E.V., Kreydun N.P., Yachina A.S. Psychological characteristics of the personality of adolescents with deviant behavior. Voprosy psikhologii, 1990, no. 4, pp. 83-85. (In Russian).

24. Zinovieva L.V. The structure of role dispositions of adolescents prone to deviant behavior, author's abstract. Yaroslavl, 2019. 26 p. (In Russian).

25. Chikova I.V., Mantrova M.S. Psychological features of conflict among modern adolescents. Azimut nauchnykh issledovanii: pedagogika i psikhologiya = Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology, 2019, Vol. 8, no. 4 (29), pp. 386-389. DOI: 10.26140/anip-2019-0804-0091. (In Russian).

26. Wiesel T.G. Deviant behavior of adolescents: theory and experiments. Tula, Tula publ., 2007. 343 p. (In Russian).

27. Karelin A.A. (ed.). Psychological tests, in 2 volumes. Moscow, VLADOS publ., 1999. Vol. 2. 247 p. (In Russian).

Информация о статье Дата поступления 7 августа 2023 Дата принятия в печать 10 октября 2023

Сведения об авторе

Антилогова Лариса Николаевна - доктор психологических наук, профессор кафедры общей и педагогической психологии Омского государственного педагогического университета (Омск, Россия). Адрес для корреспонденции: 644099, Россия, Омск, наб. Тухачевского, 14. E-mail: [email protected]. ORCID: https://orcid.org/0000-0000-5940-4372. SPIN-код: 9015-5529.

Article info

Received August 7, 2023 Accepted October 10, 2023

About the author

Antilogova Larisa Nikolaevna - Doctor of Psychological Sciences, Professor at the Department of General and Pedagogical Psychology, Omsk State Pedagogical University (Omsk, Russia). Postal address: 14, Tukhachevskogo nab., Omsk, 644099, Russia. E-mail: [email protected]. ORCID: https://orcid.org/0000-0000-5940-4372. RSCI SPIN-code: 9015-5529.

Для цитирования

Антилогова Л. Н. Характер межличностных отношений и уровень конфликтности деви-антных подростков // Вестник Омского университета. Серия «Психология». - 2023. -№ 4. - С. 39-48. - БОГ 10.24147/24106364.2023.4.39-48.

For citations

Antilogova L.N. The Nature of Interpersonal Relationships and the Level of Conflict of Deviant Adolescents. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Psikhologiya" = Herald of Omsk University. Series "Psychology", 2023, no. 4, pp 39-48. DOI: 10.24147/2410-6364. 2023.4.39-48. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.