ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
2022, № 05 (май) Раздел 5.8. Педагогика (13.00.00 Педагогические науки) ART 221031 DOI: 10.24412/2304-120X-2022-11031 УДК 37.035
Формирование психологически безопасных коммуникаций подростков в условиях нестабильной эпидемиологической обстановки*
Study of psychologically safe communications of adolescents in an unstable epidemiological environment
Авторы статьи
Долгова Валентина Ивановна,
доктор психологических наук, декан факультета психологии ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Челябинск, Россия ORCID: 0000-0001-9059-5682 [email protected]
Леонов Павел Львович,
преподаватель ФГБОУ Во «Южно-Уральский государственный институт искусств имени П. И. Чайковского», г. Челябинск, Россия ORCID: 0000-0002-3415-2702 [email protected]
Леонова Александра Павловна,
артист драмы ОГБУк «Челябинский государственный академический театр имени Наума Орлова», г. Челябинск, Россия
ORCID: 0000-0002-3630-0561 [email protected]
Конфликт интересов
В. И. Долгова является членом редакционного совета журнала «Концепт».
Authors of the article Valentina I. Dolgova,
Doctor of Psychology, Dean of the Faculty of Psychology,
South Ural State Humanitarian Pedagogical University,
Chelyabinsk, Russia
ORCID: 0000-0001-9059-5682
Pavel L. Leonov,
Lecturer, South Ural State Institute of Arts named after P.I. Tchaikovsky, Chelyabinsk, Russia ORCID: 0000-0002-3415-2702 [email protected]
Alexandra P. Leonova,
Drama Actor, Chelyabinsk State Academic Theater named after Naum Orlov, Chelyabinsk, Russia ORCID: 0000-0002-3630-0561 [email protected]
Conflict of interest statement
V. I. Dolgova is a member of the editorial board of the "Concept" journal.
Поступила в редакцию Received 10.01.22 Получена положительная рецензия Received a positive review 30.03.22
Принята к публикации Accepted for publication 30.03.22 Опубликована Published 31.05.22
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2022 © Долгова В. И., Леонов П. Л., Леонова А. П., 2022
* Статья подготовлена в рамках Комплексной программы и плана научно-исследовательской, проектной и научно-организационной деятельности научного центра Российской академии образования на базе ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» на 2021-2024 годы «Педагогическое образование на Южном Урале: научные основы развития и инноваций» и Гранта Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсевьева (руководитель В. И. Долгова).
Для цитирования
L
For citation
Долгова В. И., Леонов П. Л., Леонова А. П. Формирование психологически безопасных коммуникаций подростков в условиях нестабильной эпидемиологической обстановки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2022. № 05. С. 14-29. URL: http://e-koncept.ru/2022/221031.htm. DOI:
10.24412/2304-120X^022-11031
Аннотация
L
V. I. Dolgova, P. L. Leonov, A. P. Leonova, Study of psychologically safe communications of adolescents in an unstable epidemiological environment // Scientific-methodological electronic journal "Concept". 2022. No. 05. P. 14-29. URL: http://e-kon-
cept.ru/2022/211031.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2022-11031
Abstract
В условиях нестабильной эпидемиологической обстановки личность вынуждена адаптироваться к изменениям в коммуникациях, особенно в подростковом возрасте, когда формируется самосознание и личность подростка. Цель статьи - исследовать психологически безопасные коммуникации подростков в условиях нестабильной эпидемиологической обстановки и разработать соответствующие рекомендации педагогам и родителям. Методы и методики: теоретические (анализ и обобщение психолого-педагогической литературы, целеполагание, моделирование); эмпирические (констатирующий и формирующий эксперименты, тестирование по двум методикам диагностики межличностных отношений Т. Лири, диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса). Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе ЮУрГИИ им. П. И. Чайковского, г. Челябинск. В эксперименте участвовали обучающиеся II курса хореографического творчества (п = 21). По данным куратора курса, в группе есть и лидеры, и дети, которые не популярны у своих одноклассников, есть микрогруппы. На основании полученных данных стратегии поведения в конфликтной ситуации у обучающихся в данном классе по преобладанию можно распределить таким образом: первая позиция (наиболее используемая стратегия) - приспособление. Избегание занимает вторую позицию, компромисс - третью, сотрудничество - четвертую, а соперничество - пятую. Это свидетельствует о том, что в данном классе подростки либо ущемляют свои интересы полностью, либо достигают их частично, либо уходят от решений проблемы вовсе, что означает отсутствие стремления к достижению своих целей. У подростков в разной степени проявлены все стратегии поведения по отношению к окружающим: избегание, приспособление, компромисс, сотрудничество, соперничество. Наиболее ярко выражены такие стратегии, как приспособление, избегание и компромисс. Это свидетельствует о том, что в данной группе подростки либо ущемляют свои интересы полностью, либо достигают их частично, либо уходят от решений проблемы вовсе, что означает отсутствие стремления к достижению своих целей. Полученные данные свидетельствуют о возможности проявления подростками склонности к сотрудничеству, быть гибкими и компромиссными при решении проблем в конфликтных ситуациях, быть отзывчивыми, ответственными по отношению к людям и в то же время быть упорными и настойчивыми. На основании полученных результатов даны психолого-педагогические рекомендации по разработке целевой программы с учетом возрастных и психологических особенностей подростков по формированию психологически безопасного общения, а также рекомендации родителям и педагогам по оптимизации психологически безопасного общения старших подростков.
In the context of an unstable epidemiological environment, a person has to adapt to changes in communication, and especially in older adolescent age, when the self-consciousness and personality of a teenager is being formed. Purpose of the article: to study psychologically safe communications of older adolescents in an unstable epidemiological situation. Methods and techniques: theoretical (analysis and generalization of psychological and pedagogical literature, goal-setting, modeling); empirical (diagnostic and forming experiments, testing according to two methods of diagnosing interpersonal relations by T. Leary, diagnosing the personal predisposition to conflict behavior by K. Thomas). Experimental research was conducted on the basis of the South Ural State Institute of Arts named after P.I. Tchaikovsky, Chelyabinsk. The experiment involved second-year students of the choreographic department (n = 21). According to the course curator, there are both leaders and children who are not popular with their classmates in the group, there are micro groups. Based on the data obtained, the strategies of behavior in a conflict situation among students in this class by predominance can be distributed as follows: the first position (the most often used strategy) is adaptation. Avoidance is ranked second, compromise is third, cooperation is fourth, and rivalry is fifth. This indicates that adolescents in this class either infringe on their interests completely or achieve them partially, or avoid solving the problem altogether, which means that they do not strive to achieve their goals. Adolescents manifest to varying degrees all strategies of behavior in relation to the others: avoidance, adaptation, compromise, cooperation, rivalry. The most obvious strategies are: adaptation, avoidance and compromise. This indicates that adolescents in this group either infringe on their interests completely or achieve them partially, or avoid solving the problem at all, which means that they have no desire to achieve their goals. The data obtained indicate the possible tendency among adolescents to cooperate, to be flexible and compromise when solving problems in conflict situations, to be responsive, responsible towards people, and at the same time to be persistent and insistent. Based on the results obtained, the authors give psychological and pedagogical recommendations for the development of a targeted program, taking into account the age and psychological characteristics of adolescents, for the formation of psychologically safe communication, as well as recommendations for parents and teachers on optimizing the psychologically safe communication of older adolescents.
Ключевые слова Key words
подростки, межличностное взаимодействие, межличностные отношения, общение, психологическая безопасность, конфликт, методические рекомендации, программа adolescents, interpersonal interaction, interpersonal relationships, communication, psychological safety, conflict, guidelines, program
Благодарности Acknowledgements
Авторы выражают благодарность коллективу ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный институт искусств имени П. И. Чайковского», г. Челябинск, за помощь в проведении опытно-экспериментальной работы. The authors express their gratitude to the staff of the South Ural State Institute of Arts named after P.I. Tchaikovsky, Chelyabinsk for their help in conducting experimental work.
Введение / Introduction
Одним из основных факторов создания акта продуктивной коммуникации, влияющей на жизнедеятельность общества, является общение, которое оказывает непосредственное влияние на психическое и социальное формирование личности.
Ввиду нестабильной обстановки в общественной жизни личность вынуждена подстраиваться под изменения, и особенно трудно это удается подросткам. В этом возрасте формируется самосознание и внешнее влияние оказывает мощное давление не только на формирование, но и в целом на развитие личности подростка, на поиск смысла жизни. Под этим давлением происходят конфликты, что неразрывно связано с проекцией ожиданий на реальность и наоборот. В таких ситуациях имеет большое значение общение с родителями, старшими наставниками, сверстниками, которое можно отнести к значимой сфере жизнедеятельности подростка.
Еще не устойчивая психика подвержена чужому мнению, и в результате внешнего воздействия может формироваться как уверенность в себе, мотивация, самостоятельность, так и страхи, тревожность, агрессивность, замкнутость. Результатом неосторожного влияния на формирующееся сознание может стать деструктивное поведение и отрицательное отношение к себе как к личности.
Поэтому проблема исследования обусловлена необходимостью формирования стратегий психологически безопасного взаимодействия, причем актуально её разрешение, по мнению A. Ньюмана, Р. Донохью, Н. Евы, и для зарубежной практики [1].
Цель - исследовать психологически безопасные коммуникации подростков в условиях нестабильной эпидемиологической обстановки и разработать соответствующие рекомендации педагогам и родителям.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют: теория возрастной периодизации развития личности, деятельностный подход, труды по проблемам формирования личности и взаимоотношений в группах.
Обзор литературы / Literature review
В отечественной психологии одним из первых, кто затронул проблему межличностного общения и межличностных отношений, был А. Ф. Лазурский. Его позиция убедительно представлена В. Ю. Слабинским, Н. М. Воищевой [2] и состоит в том, что отношения личности в процессе общения характеризуют психику в целом, определяя содержание всех сторон, процессов, мотивов, чувств, эмоций, воли, интересов, потребностей и т. д. При этом личность адаптируется к тем условиям, которые влияют на нее со стороны, находясь в ограниченных рамках экзопсихики; социальные условия определяют отношения психики. Общение несет в себе важную функцию выстраивания отношений между людьми в различных ситуациях, которые влияют на действия, мотивы, самооценку и сами зависят от индивидуально-типологических особенностей
участников общения. Последние представлены в исследовании Е. В. Сухаревой, С. Б. Перевозкина выводами о влиянии темперамента на формирование межличностных отношений [3].
В науке термин «отношение» характеризует особые взаимоотношения между человеком и окружающим миром, и эта специфика устанавливается тем фактом, что человеку присвоены чувства и интеллект, которые воздействуют на его взаимодействие с миром людей и вещей, динамика его развития представлена в работе Э. Р. Ши-хахмедовой [4].
С. Л. Рубинштейн взаимодействие между людьми определяет как специфическую форму отражения действительности [5] и рассматривает отношения в рамках сознания. Психическое переживание познается и осознается через свое отношение к объекту. Сознание человека в собственном внутреннем содержании определяется через свое отношение к объективному миру. Сознание формируется в процессе общественной практики и состоит из практического и теоретического отношения, также транслируемого в процессе общения.
В. Н. Мясищев представлял психологические отношения как целостную систему индивидуальных, избирательных связей личности с разнообразными сторонами объективной реальности, об этом говорят М. В. Базиков и И. Е. Задорожнюк, анализируя современное состояние и перспективы развития психологии отношения человека к жизнедеятельности [6].
Соотношение понятий «общение» и «отношение» проявляется во взаимодействии. Общение используется в рамках деятельностного подхода и рассматривается как особый вид деятельности. Специфику межличностного общения О. у. Гогицаева, В. К. Койдхи-сов, Д. А. Шибзухова, А. В. Небезева определяют в качестве своеобразного последствия и функций таких показателей, как содержание, задачи и цели совместной деятельности и уровень социально-психологического развития данного сообщества [7].
Исследования специалистов свидетельствуют о том, что чем чаще люди встречаются, тем привлекательнее они кажутся друг для друга. И наоборот, чем реже встречаются, тем быстрее слабеют между ними отношения. Пространственная близость особенно сильно влияет на межличностные отношения у подростков. Достаточно большое значение в формировании межличностных отношений имеют конкретные условия, в которых люди взаимодействуют. С. В. Духновский, Л. В. Куликов это связывают с видами совместной деятельности, в ходе которой устанавливаются межперсональные контакты (учеба, работа, отдых), с ситуацией (обычная или экстремальная), этнической средой (моно- или полиэтническая), материальными ресурсами, с социально-психологической дистанцией в межличностных отношениях [8].
Межличностные отношения имеют свою структуру и представляют собой многогранный в психологическом плане процесс, предполагающий прохождение периодов и этапов. Они могут быть ситуативные и могут изменяться в зависимости от различных видов коллективной деятельности и возникающих конфликтов. Периоды и этапы становления межличностных отношений в исследованиях, которые провели В. И. Долгова, Н. Г. Кутепова, Н. В. Крыжановская, З. М. Большакова, Н. Н. Тукибаева, задаются целями соответствующей деятельности [9].
Конфликт - это биполярное явление, противостояние двух начал, проявляющееся в активности сторон (субъектов конфликта), направленной на преодоление противоречий; актуализировавшееся противоречие, противостоящие ценности, уста-
новки, мотивы; процесс, развитие действий сторон на пути поиска средств для сбалансированности, достижения согласия и сотрудничества. Решающими для исхода конфликта, по мнению Т. А. Серебряковой, С. В. Десятовой, зачастую становятся стратегии взаимодействия, развиваемые его участниками [10]. При конструктивной стратегии одним из главных критериев является определение для себя в каждом конкретном случае, насколько важно достижение результата, с одной стороны, и отношения с оппонентом - с другой. В подростковом возрасте это сделать трудно.
Именно этот возрастной период описан Б. А. Эффроном, М. Раджем как период столкновения биологического и социального в человеке, когда вырываются наружу внутренние противоречия и подчиняют себе поведение и самоконтроль [11].
В подростковом возрасте возникает и развивается особая деятельность, заключающаяся в установлении интимно-личных отношений между подростками. Б. Б. Хали-лов подчеркивал ее отличие от других форм взаимоотношений, которые имеют место в деловом сотрудничестве товарищей, в этой деятельности ее основное содержание -другой подросток как человек с определенными личными качествами [12].
Важное значение для становления личностных качеств подростка приобретает формирование отношений в группе подростков на основе кодекса товарищества, который по своему объективному содержанию воспроизводит наиболее общие нормы взаимоотношений, существующих между взрослыми людьми в данном обществе.
Вместе с этим нельзя забывать предупреждение Д. Б. Эльконина о том, что в этом возрасте проявляется стремление к самоутверждению, желание доказать окружающим свою взрослость [13]. В этот период жизни происходит изменение отношений подростка к миру и к себе. Подросток формирует свое мировоззрение, свои жизненные планы, что в конечном счете позволит ему жить самостоятельно. Несмотря на то что подросток ни физически, ни психически, ни социально еще не может полноценно соответствовать критериям взрослости, он стремится занять равную со взрослыми социальную позицию. С одной стороны, это хорошо, потому что в процессе общения со старшими наставниками и родителями подросток получает необходимые ему советы, поддержку, информацию о внешнем мире. С другой стороны, в общении со сверстниками он делится своими мыслями и сомнениями, разделяет свои переживания с друзьями, лучше проявляет эмпатию. Зарубежные исследователи К. Вонг, Т. Сулей-ман, А. Ибрагим и соавторы так же характеризуют этот период [14].
В процессе психологически безопасного общения устанавливаются связи, которые помогают понять подростку, что он не одинок, что есть рациональные решения стоящих перед ним задач, что его переживания важны и не остаются без внимания, с точки зрения развития эмпатии это достаточно корректно описано И. О. Элеференко [15] и Ю. Н. Чжао, Х. М. Сун, Дж. В. Хуан с соавторами [16] Названное способствует развитию еще одного новообразования - самоопределения. Подросток начинает понимать себя и свои возможности, а также свое место в человеческом обществе и свое назначение в жизни.
В этот период подросткам свойственно, с одной стороны, расширение круга общения, а с другой - избирательность дружеских отношений. В целом же, пишут А. Ф. Королева, Н. С. Королева, в подростковом возрасте ребенок занимает качественно новую социальную позицию, характеризующуюся эмансипацией от взрослых [17].
Эмансипация сопровождается преобладанием эмоций над волей и разумом, импульсивными, сиюминутными, основанными на потребностях желаниями. Часто та-
кое поведение становится неприемлемым для общества и создает для ребенка дополнительные трудности взаимодействия с учителями, сверстниками и родителями и межличностные конфликты.
Особая группа факторов, провоцирующих конфликт, - это возрастные особенности. Принципы системного анализа школьных конфликтов сформулированы Д. И. Фельдштейном [18]. Те же варианты урегулирования конфликтов приняты подростками и в общении со сверстниками, но причины столкновений иные (предательство, измена группе или другу, нарушение данного слова, жадность).
Большое разнообразие конфликтных ситуаций, их острота и в основном неконструктивные способы разрешения, тем не менее, имеют важное значение для развития личности подростка, обогащают его социальный опыт. Но конфликт в подростковом возрасте, подчеркивает Е. Д. Божович, раскрывая структуру, механизмы развития, индивидуальные различия гармонической личности, имеет позитивное значение и является психологически безопасным только при педагогически грамотном и тонком поведении учителя и других взрослых [19].
При отсутствии позитивных условий непринятие подростка коллективом, непонимание, несовпадение ценностных ориентаций, при завышенном уровне притязаний и амбициозности самоутверждение взрослеющей личности может принимать негативные формы и приводить к протестному поведению и конфликтам. Особенно, согласно выводам Э. Г. Патрикеевой и Т. В. Калининой, это связано с воспитанием морально-нравственных ценностей у современных подростков в условиях образовательного учреждения [20].
К отсутствию позитивных условий можно отнести и ограничения, связанные с коммуникациями в условиях нестабильной эпидемиологической обстановки. Так, по результатам исследования Дж. Хоу, Ю. Цзян, С. Чэнь и др., большую часть времени подросток вынужден проводить в Интернете, вместе с тем межличностные отношения и одиночество являются важными факторами, влияющими на интернет-аддик-тивное поведение людей [21]. Интернет-наркоманы сообщают о значительно более высоких показателях одиночества, чем люди, не страдающие интернет-зависимостью. Эти результаты позволили предположить, что социальная когнитивная функция интернет-наркоманов, вероятно, нарушается, особенно в процессе познания межличностных конфликтов. Кроме того, интернет-наркоманы, скорее всего, будут поддерживать плохие межличностные отношения, что может привести к еще большему одиночеству и нарушению психологической безопасности растущего человека.
Межличностный конфликт в подростковом возрасте рассматривается при этом как ситуация интенсивного личностного развития, связанного с переструктурированием когнитивных образований, динамикой мотивов, ценностей и т. д., которая несет как позитивное, так и негативное влияние на развитие личности подростка. Последнее усугубляется нестабильными условиями сложившейся эпидемиологической обстановки.
Материалы и методы исследования / Materials and research methods
Опытно-экспериментальное исследование проводилось в три этапа: поисково-подготовительный, опытно-экспериментальный и контрольно-обобщающий, на базе ЮУрГИИ им. П. И. Чайковского, г. Челябинск. В эксперименте участвовали обучающиеся II курса хореографического творчества. Общее количество испытуемых - 21 человек.
Среди них один мальчик (5%) и 20 девочек (95%), два человека (10%) в возрасте 16 лет и 19 человек (90%) в возрасте 17 лет. Все (100%) испытуемых поступили в
2020 году на первый курс и продолжили совместное обучение. 12 (57%) человек проживают в общежитии, 9 (43%) подростков проживают с родителями. Большинство подростков росли в полных семьях. По данным куратора курса, в группе есть явные лидеры и дети, которые не популярны у своих одноклассников, есть микрогруппы.
Использовались методы, методики и инструменты диагностики из учебного пособия, составителями которого стали А. Г. Грецов и А. А. Азбель [22]:
1. Теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы, целеполагание, моделирование.
2. Эмпирические: констатирующий и формирующий эксперименты, тестирование по методике диагностики межличностных отношений Т. Лири, по методике диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса.
Результаты исследования / Research results
Диагностические показатели обследования межличностных отношений подростков по методике Т. Лири по их степени выраженности представлены на рис. 1.
Я Низкая н Умеренная У Высокая в Экстремальная
Рис. 1. Диагностические показатели межличностных отношений подростков (Т. Лири)
по степени их выраженности
Из рис. 1 видно, что в основном степень выраженности типов межличностного общения находится в низком и умеренном диапазонах.
Высокую степень выраженности получили типы межличностных отношений: авторитарный (14%), агрессивный (10%), подозрительный (5%), подчиняемый (10%), зависимый (14%), дружелюбный (24%), альтруистический (32%); экстремальную степень выраженности получили типы межличностных отношений зависимый (5% ) и дружелюбный (14%).
Восемь подростков в классе (38%) имеют высокую выраженность в альтруистическом типе отношения к окружающим. Эти подростки гиперответственны, приносят в жертву свои интересы, всегда стремятся помочь, но бывают и навязчивы в своей помощи.
Пять подростков (24%) имеют высокую и три подростка (14%) - экстремальную выраженность в дружелюбном типе отношения к окружающим. Такие подростки дружелюбны, любезны со всеми, ориентированы на принятие и социальное одобрение, стремятся «быть хорошими» для всех.
Четыре подростка (19%) имеют высокую выраженность в зависимом типе отношения к окружающим. Такие подростки послушны, но боязливы, беспомощны и не умеют проявлять сопротивление. Один подросток (5%) имеет экстремальную степень выраженности в этом типе отношения. Он имеет навязчивые страхи и опасения, тревожится по любому поводу, а поэтому зависим от чужого мнения.
Три подростка (14%) имеют высокую выраженность в авторитарном типе отношения к окружающим. Такие подростки успешны в делах, требуют к себе уважения, они энергичны и часто являются авторитетными лидерами.
Два подростка (10%) имеют высокую выраженность в агрессивном типе отношения к окружающим. Такие подростки прямолинейны, откровенны и раздражительны, склонны во всем обвинять окружающих.
Два подростка (10% ) имеют высокую выраженность в подчиняемом типе отношения к окружающим. Такие подростки застенчивы, легко смущаются, они склонны подчиняться более сильному без учета ситуации.
Один подросток (5%) имеет высокую выраженность в подозрительном типе отношения к окружающим. Критичный и скрытный.
Таким образом, распространенными типами отношения к окружающим в данном классе являются дружелюбный и альтруистический.
С помощью методики диагностики К. Томаса мы оценили у испытуемых стратегии, применяемые в конфликтном поведении. Диагностические показатели исследования по их степени выраженности отображены на рис. 2.
100
В Слабая н Умеренная и Сильная
£ 80
8 60 и 01 т
о 40
20
-20
Избегание Приспособление Компромисс Соперничество Сотрудничество -Вид стратегии поведения в конфликте
Рис. 2. Диагностические показатели исследования стратегии поведения подростков в конфликте (К. Томас)
по степени их выраженности
0
Из рис. 2 видно, что большему количеству обучающихся соответствуют стратегии умеренной степени выраженности. Сильную степень выраженности получили такие виды стратегий: приспособление (48%), избегание (33%), компромисс (28%), сотрудничество (28% ), соперничество (10%).
У 10 подростков в классе (48%) ярко выражена стратегия приспособления: подросток вынужденно или добровольно отказывается отстаивать собственные интересы либо ради сохранения хороших отношений с оппонентом, либо при сильной зависимости от него, либо при осознании своей неправоты или незначительности проблемы. Эту стратегию используют, когда исход дела чрезвычайно важен для одного подростка и не очень существенен для другого.
У семи подростков (33%) ярко выражена стратегия избегания: либо при отсутствии сил и времени для решения противоречия, либо при стремлении выиграть время, либо при наличии трудностей в определении линии своего поведения, либо при нежелании решать проблему вообще, у подростка отсутствует стремление к достижению своих целей и стремление к сотрудничеству. Подростки не отстаивают свои интересы и позиции или просто уклоняются от разрешения конфликта.
У шести подростков (28%) ярко выражена стратегия компромисса, при которой происходит обмен взаимными частичными уступками. Подросток частично отказывается от ранее выдвинутых им требований, но всё же частично их отстаивает. При понимании подростком, что он и оппонент обладают равными возможностями, либо при наличии взаимоисключающих интересов, либо при удовлетворении временным решением, либо при угрозе потерять всё стратегия компромисса позволяет подросткам сохранить взаимоотношения.
У шести подростков (28%) ярко выражена стратегия сотрудничества, при которой происходит совместный поиск решений, полностью удовлетворяющий интересы участников. Участники взаимоотношений не противники, а союзники в поиске решения. Это хороший способ поиска обоюдовыгодного результата и удовлетворения интересов всех сторон.
У двух подростков (10% ) ярко выражена стратегия соперничества, при которой сильно стремление во что бы то ни стало отстоять свои интересы. Используя стиль соперничества, подростки весьма активны и способны принимать волевые решения.
На основании полученных данных стратегии поведения в конфликтной ситуации у обучающихся в данном классе по преобладанию можно распределить таким образом: первая позиция (наиболее используемая стратегия) - приспособление. Избегание занимает вторую позицию, компромисс - третью, сотрудничество - четвертую, а соперничество - пятую. Это свидетельствует о том, что в данном классе подростки либо ущемляют свои интересы полностью, либо достигают их частично, либо уходят от решений проблемы вовсе, что означает отсутствие стремления к достижению своих целей.
У подростков в разной степени проявлены все стратегии поведения по отношению к окружающим: и избегание, и приспособление, и компромисс, и сотрудничество, и соперничество, то есть для них характерны и конструктивные стратегии межличностных отношений - компромисс и сотрудничество.
Полученные данные диагностического исследования свидетельствуют о необходимости формирования конструктивных стратегий межличностных отношений у определенной группы обучающихся и формулирования рекомендаций родителям и педагогам по формированию конструктивных стратегий межличностных отношений подростков.
Для определения состава такой группы все стратегии по типу поведения, по типу отношений к окружающим, по социометрическому статусу условно разделены на конструктивные, относительно конструктивные и деструктивные, результаты отражены в таблице.
Характеристики и стратегии межличностных отношений
' ———-_^^Страте гии ХарактеристиКи —— Конструктивные Относительно конструктивные Деструктивные
По типу поведения в конфликтных ситуациях Сотрудничество Компромисс Приспособление Соперничество Избегание
По типу отношений к окружающим Альтруистический Дружелюбный Эгоистический Зависимый Подчиняемый Авторитарный Агрессивный Подозрительный
К конструктивным были отнесены стратегии:
- по типу поведения в конфликтных ситуациях: сотрудничество и компромисс;
- по типу отношений к окружающим: альтруистический и дружелюбный.
К относительно конструктивным были отнесены стратегии:
- по типу поведения в конфликтных ситуациях: приспособление;
- по типу отношений к окружающим: эгоистический, зависимый, подчиняемый.
К деструктивным были отнесены стратегии:
- по типу поведения в конфликтных ситуациях: соперничество и избегание;
- по типу отношений к окружающим: авторитарный, агрессивный, подозрительный.
Принципиальных противоречий в полученных результатах у других исследователей мы не встретили.
Особенности этого исследования состоят в том, что проводилось оно в нестабильных условиях пандемии СОУГО-19. Изменилась жизнь людей и из-за пространственной близости домашней изоляции и удобства смартфонов; у людей, скорее всего, говорят К. Ху, К. Лю, З. Ван, развилась зависимость от смартфонов, то есть интенсивное или неконтролируемое внимание людей к смартфонам [23]. Однако хорошие межличностные отношения могут обеспечить своевременную помощь и уменьшить ущерб, наносимый людям во время эпидемии. И более того, низкий уровень межличностных расстройств и отчуждения способствует снижению риска зависимости от смартфонов.
Введение удаленного режима обучения и воспитания создает еще одну проблему межличностного взаимодействия, она сформулирована А. Лехнер, Ю. Т. Морт-лок: как создать психологическую безопасность в виртуальных командах [24]. Выявлено, что виртуальные команды с меньшей вероятностью смогут обеспечивать психологическую безопасность своих участников продолжительное время; что виртуальные команды должны активно и систематически вкладывать усилия в развитие своей психологической безопасности; любые явные и неявные правила виртуальной работы должны оперативно обсуждаться, а необходимые навыки для улучшения виртуальной командной работы должны изучаться и немедленно применяться; всем членам команды для того, чтобы чувствовать себя психологически в безопасности в виртуальном мире, нужно общаться на уровне межличностных отношений.
Сохранение позитивных отношений было и остается важнейшим фактором психологической безопасности детей, тем более что старшее поколение само очень пострадало. Так, по данным Г. Майон, П. Хайманн, М. Салетен, Б. Плауд, С. Байяр [25],
c начала пандемии только один из четырех жителей сказал, что они находятся в нормальном состоянии, более половины чувствовали усталость, а треть - беспокойство и/или стресс и/ или депрессию. Общий уровень выгорания составил 55% (п = 1050).
Повышение эмоциональной напряженности родителей в условиях пандемии, как отмечают М. Р. Брассар, С. Н. Харт, Д. Глейзер, сказывается на детско-родитель-ских отношениях, на проявлении жестокого психологического обращения, что принимает уже масштабы международного вызова безопасности и благополучию детей [26]. Сдвиги и изменчивость в повседневных межличностных отношениях, отстраненность, несправедливость, утверждают Й.-Ж. Ван, М. Форд, Я. Ван, Ц. Цзинь, наносят порою непоправимый вред межличностному взаимодействию [27].
Поэтому, предупреждают ^ Фопель [28] и М. Куркуруто, M. A. Гриффин [29], исключительно важно в этих тяжелых для всего населения условиях просоциальное и проактивное гражданское поведение психологов, педагогов, родителей и своевременная профессиональная психолого-педагогическая поддержка всех субъектов становления личности старшего подростка.
Полученные данные опытно-экспериментального исследования показали, что в большей степени подростки склонны выбирать сначала «приспособление» и «избегание», а затем уже «компромисс» и «сотрудничество».
Таким образом, старшим подросткам необходима помощь по формированию конструктивных стратегий межличностных отношений, которая будет заключаться в использовании экспериментальной программы с учетом возрастных и психологических особенностей подростков.
Сказанное требует разработки и внедрения целевых программ формирования психологически безопасных межличностных отношений подростков. В более ранних исследованиях, проведенных в 2017 году В. И. Долговой, представлены цели и содержание программы психолого-педагогической коррекции межличностного взаимодействия подростков [30]; а в 2018 году В. И. Долговой, О. А. Кондратьевой, Л. А. Сен-чевой - модель педагогической коррекции конфликтного поведения [31]. Такие программы актуализируют самоценность и самоуважение обучающихся, развивают коммуникативную культуру и благоприятный социально-психологический климат, сплоченность, групповое взаимодействие и взаимопонимание. Реализация программ помогает повысить уровни необходимых социально-психологических знаний, умений адекватного восприятия, преодоления трудностей межличностного взаимодействия и коммуникативных умений.
В программу входит комплекс упражнений и заданий для развития коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу, умения согласовывать свои действия с другими и решать поставленные задачи, для повышения самооценки с помощью позитивной обратной связи и групповой поддержки. А также включаются занятия по изучению различных стилей общения и их эффективности и изучению правил и способов бесконфликтного общения с людьми.
Рекомендации родителям: необходимо относиться к ребенку - подростку - как к личности, учитывая психологические особенности этого возраста, и перейти на новый стиль общения: общаться с ним как со взрослым и предоставить ему свободу для действий, но с ответственностью за свои поступки; необходимо выстраивать доверительные и дружеские взаимоотношения со взаимным уважением, помня, что авторитарность родителей порождает инциденты и агрессивность.
Рекомендации педагогам: при работе с классным коллективом необходимо учитывать психологические особенности подросткового возраста; работа должна проводиться с целью закрепления высокого статуса подростка в классе и повышения статуса тех детей, которые относятся к низкой статусной категории и быть направлена на регулирование подростковых взаимоотношений, создание в классе общей благожелательной атмосферы, выравнивание положения, занимаемого в классе разными детьми. Работа должна проводиться средствами создания успеха в коллективе для каждого ребенка, используя его интересы, хобби, полезные умения, включая его в ситуации совместного переживания с классом; необходимо научить подростков акцентировать внимание на совместном поиске решений в конфликтных ситуациях, полностью удовлетворяющих интересы участников; обеспечить включение подростков в личностно значимую разнообразную деятельность совместно со своим классом, при этом соблюдая условия выработки положительной мотивации у подростков относительно этой деятельности, тем самым обеспечивая эффективность воспитания культуры межличностных взаимоотношений подростков.
Можно предложить старшим подросткам упражнения на согласованность между членами группы, упражнение на развитие умения выражать свою точку зрения и развитие коммуникации.
Упражнения на восприятие себя и окружающих людей
Цель - выявление значения индивидуального восприятия, формирование навыка восприятия себя и своего оппонента в процессе взаимодействия, умения выражать свое мнение и выслушивать собеседника.
«Проективный рисунок». Задание участникам - нарисовать два рисунка в течение пяти минут: «я такой, какой есть» и «я такой, каким хочу быть». Рисунки выполняются анонимно. Рисунки перемешиваются, участникам предлагается выбрать один и показать всем. Каждый участник по очереди описывает выбранный им рисунок: что он видит, какие ощущения испытывает от изображения, каким, по его мнению, автор рисунка хотел показать себя. После того как все выскажут свои ощущения, можно предположить, кто из участников изображен. Только после этого автор может назвать себя и поделиться, чьи характеристики ему понравились и кто более точно описал его.
«Выявление соответствия индивидуального и общего мнения»
а) Участники образуют круг. Один из участников выходит в центр; его задача -рассадить всех участников, учитывая цвет глаз - от светлых до темных. Нельзя корректировать его действия, подсказывать, давать советы. Далее то же самое предлагается сделать другому участнику: рассадить по цвету глаз, но уже по-своему. По очереди проделать упражнение всем желающим. До момента, когда кто-нибудь не выскажет мысль, что сколько бы ни было ведущих в игре - каждый видит «по-своему». Если такого вывода не последует, руководитель сам должен подвести к этому.
б) Участники образуют круг. Один из участников выходит в центр; его задача -рассадить всех участников, учитывая тембр голоса. Каждый произносит «своим голосом» свое имя. Внимательно выслушав всех, ведущий рассаживает - от самого высокого голоса до самого низкого. Затем это проделывают все желающие. Итог подводится, как и в случае с цветом глаз.
Вербальное общение
Цель - показать закономерности восприятия вербальной информации.
«Дар убеждения». Цель - развить навыки ведения полемики, аргументации и контраргументации. Из всех участников выбираются двое (по желанию). Каждому в
руки дают спичечный коробок. Только в одном лежит цветная бумага. Поняв, у кого лежит бумага, те, у кого в руках коробок, начинают доказывать остальным, что именно у него в коробке заветный листок. Задача тех, кому доказывают, - догадаться, у кого действительно в коробке цветная бумага. В случае ошибки всем можно придумать общее задание (например, досчитать до 100 или прохлопать известную песенку). После можно выбрать двух других участников. По окончании задания обсудить и проанализировать, какие именно аргументы, вербальные и невербальные компоненты поведения помогли поверить в ложь.
«Зоопарк». Участники садятся в круг. Задание - поприветствовать соседа, опираясь на ассоциации с миром животных, птиц, насекомых. Говоря приветственные слова, участники должны выразить, с кем из животного мира он ассоциируется, и объяснить, что лежит в основе этой ассоциации с тем или иным образом.
«Инсценировки». Участники делятся на группы: 1-я - актеры, 2-я - зрители. Руководитель предлагает актерам темы инсценировок: идти по болоту, идти по ночному городу, открыть дверь, чтобы не разбудить маму и т. д. Зрители должны догадаться, кого показывают актеры. Затем группы меняются ролями, и предлагаются другие темы: мы куда-нибудь идем, и вдруг... (встреча с неожиданностью) обнаружили, что на одежде дырка; потеряли деньги; встретили старого знакомого, которого не рады видеть и т. д. Затем организуется обсуждение способов выражения чувств, эмпатии, систематизация невербальных реакций по распознаванию эмоций.
Заключение / Conclusion
Подростковый возраст - переходный период развития от детства к зрелости, который характеризуется более выраженными биологическими, психологическими и социально-ролевыми изменениями, чем любая другая стадия жизни. Уникальность подросткового возраста заключается именно в его спонтанности и огромном количестве изменений.
Использование методики диагностики межличностных отношений Тимати Лири помогло выявить у испытуемых преобладающие типы отношений к окружающим, в основном степень выраженности типов межличностного общения находится в низком и умеренном диапазонах, а распространенными типами отношения к окружающим в данном классе являются дружелюбный, альтруистический и авторитарный.
В результате исследования установлено, что в разной степени у подростков проявляются все стратегии поведения по отношению к окружающим: и приспособление, и избегание, и компромисс, и сотрудничество, и соперничество.
Наиболее ярко выражены такие стратегии, как приспособление, избегание и компромисс. Это свидетельствует о том, что в данной группе подростки либо ущемляют свои интересы полностью, либо достигают их частично, либо уходят от решений проблемы вовсе, что означает отсутствие стремления к достижению своих целей.
Полученные данные свидетельствуют о возможности проявления подростками склонности к сотрудничеству, быть гибкими и компромиссными при решении проблем в конфликтных ситуациях, быть отзывчивыми, ответственными по отношению к людям и в то же время быть упорными и настойчивыми.
На основании полученных результатов даны педагогические рекомендации по разработке целевой программы с учетом возрастных и психологических особенностей подростков по формированию психологически безопасного общения, а также рекомендации родителям и педагогам по оптимизации психологически безопасного общения старших подростков.
Ссылки на источники / References
1. Newman A., Donohue R., Eva N. Psychological safety: A systematic review of the literature // Human Resource Management Review. - 2017. - 27(3). - P. 521-535. - URL: https://doi.org/10.1016/j.hrmr.2017.01.001.
2. Слабинский В. Ю., Воищева Н. М. А. Ф. Лазурский. Теория личности: 100 лет забвения и развития. - СПб.: Невский Архетип. - 2017. - 490 с.
3. Сухарева Е. В., Перевозкин С. Б. Влияние темперамента на формирование межличностных отношений // СМАЛЬТА. - 2017. - № 1. - С. 59-63.
4. Шихахмедова Э. Р. Межличностные отношения // Конструктивизм в психологии и педагогике: сб. ст. Меж-дунар. науч.-практ. конф. - Уфа, 2017. - С. 249-251.
5. Рубинштейн С. Основы общей психологии. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2020. - 720 с.
6. Базиков М. В., Задорожнюк И. Е. Психология отношений и горизонты медицинской психологии // Современное состояние и перспективы развития психологии отношения человека к жизнедеятельности: сб. науч. тр., посвящ. 125-летию со дня рождения В. Н. Мясищева / Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых; Гуманитарный институт; Институт психологии Российской академии наук. - Владимир; М., 2018. - С. 9-13.
7. Gogitsaeva O. U., Kochisov V. K., Shibzukhova D. A., Nebezheva A. V. Psychological conditions of interpersonal relationships formation of teenagers // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. Conference: SCTCGM 2018 - Social and Cultural Transformations in the Context of Modern Globalism. Conference Chair(s): Bataev Dena Karim-Sultanovich - Doctor of Engineering Sciences, professor, director of the Complex Scientific Research Institute n. a. H.I. Ibragimov of the Russian Academy of Sciences. - 2019. - P. 2078-2086.
8. Духновский С. В., Куликов Л. В. ^циально-психологическая дистанция в межличностных отношениях: факторы и регуляция // Социальная психология: история и современность: хрестоматия. - М.: Издательский Дом «Инфра-М», 2021. - С. 222-231.
9. Dolgova V. I., Kutepova N. G., Kryzhanovskaya N. V. et al. Relationship between teachers' readiness for innovative activities and their creative potential and professional characteristics // Espacios. - 2018. - 39(5). - P. 31.
10. Серебрякова Т. А., Десятова С. В. Проблема конфликта в психологии // Бюллетень науки и практики. - 2017. -№ 1 (14). - С. 210-215.
11. Effron D. A., Raj M. Disclosing interpersonal conflicts of interest: Revealing whom we like, but not whom we dislke // Organizational Behavior and Human Decision Processes. - 2021. - 164. - P. 68-85. - URL: https://doi.org/10.1016Zj.obhdp.2021.01.005.
12. Халилов Б. Б. Влияние конфликтного поведения подростка на положение в группе сверстников // No-vaInfo.Ru. - 2016. - № 1 (48). - С. 323-327.
13. Эльконин Д. Б. Игра и психическое развитие // Альманах Института коррекционной педагогики. - 2017. -№ 28 (1). - С. 32-66.
14. Wong K., Sulaiman T., Ibrahim A. et al. Secondary school teachers psychological status and competencies in e-teaching during Covid-19 // Heliyon. - 2021. - 7(11). - P. e08238. - URL: https://doi.org/10.1016/j.heli-yon.2021.e08238.
15. Eleferenko I. O. Empathy as the basis of communication // Cultural life of the South of Russia. - 2010. - № 4. -P. 33-36. - URL: https: //cyberleninka.ru/artisle/n/empatiya-kak-osnovanie-kommunikatsii-1.
16. Shao Y. N., Sun H. M., Huang J. W. et al. Simulation-Based Empathy Training Improves the Communication Skills of Neonatal Nurses // Clinical Simulation in Nursing. - 2018. - URL: https://doi.org/10.1016/j.ecns.2018.07.003.
17. Королева А. Ф., Королева Н. С. Социально-психологические особенности подросткового возраста // Новая наука: стратегии и векторы развития. - 2016. - 118-3. - С. 76-78.
18. Фельдштейн Д. И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Образование и наука. - 2010. - № 5. - С. 3-14.
19. Божович Е. Д. Гармоническая личность: структура, механизмы развития, индивидуальные различия // Культурно-историческая психология. - 2019. - Т. 15. - № 2. - С. 91-98. - DOI: 10.17759/chp.2019150211.
20. Патрикеева Э. Г., Калинина Т. В. Воспитание морально-нравственных ценностей у современных подростков в условиях образовательного учреждения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. -№ 7 (июль). - С. 10-23. - URL: http://e-koncept.ru/2019/191049.htm. - DOI: 10.24411/2304-120X-2019-11049
21. Hou J., Jiang Y., Chen S. et al. Cognitive mechanism of intimate interpersonal relationships and loneliness in internet-addicts: An ERP study // Addictive Behaviors Reports. - 2019. - 10. - P. 100209.
22. Грецов А. Г., Азбель А. А. Познай себя. Психологические тесты для подростков. - СПб.: Питер, 2016. - 176 с.
23. Hu Q., Liu Q., Wang Z. Computers in Human Behavior. - 2022. - 127. - P. 107058. - URL: https://doi.org/10.1016/j.chb.2021.107058.
24. Lechner A., Mortlock J. T. How to create psychological safety in virtual teams // Organizational Dynamics. - 2021. - P. 100849. - URL: https://doi.org/10.1016/j.orgdyn.2021.100849.
25. Mion G., Hamann P., Saleten M. et al. Psychological impact of the COVID-19 pandemic and burnout severity in French residents: A national study // The European Journal of Psychiatry. - 2021. - 35(3). - P. 173-180. - URL: https://doi.org/10.1016/j.ejpsy.2021.03.005.
26. Brassard M. R., Hart S. N., Glaser D. Psychological maltreatment: An international challenge to children's safety and well being // Child Abuse & Neglect. - 2020. - 110(1). - P. 104611. - URL: https://doi.org/10.1016/j.chiabu.2020.104611.
27. Wang Y-R., Ford M. T., Wan Y., Jin J. Shifts and variability in daily interpersonal justice are associated with psychological detachment and affect at home // Journal of Vocational Behavior. - 2019. - 115. - P. 103307.
28. Fopel K. Team building. Psychological games and exercises. - M.: Genesis, 2016. - URL: http://www.iprbookshop.ru/89791.html 67.
29. Curcuruto M., Griffin M. A. Prosocial and proactive "safety citizenship behaviour" (SCB): The mediating role of affective commitment and psychological ownership // Safety Science. - 2018. - 104. - P. 29-38. - URL: https://doi.org/10.1016/j.ssci.2017.12.010.
30. Долгова В. И. Психолого-педагогическая коррекция межличностного взаимодействия младших подростков: программа и результаты // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2017. - 2 (29). - С. 90-96. - DOI: 10.18323/2221-5662-2017-2-90-96.
31. Долгова В. И., Кондратьева О. А., Сенчева Л. А. Модель педагогической коррекции конфликтного поведения студентов в образовательной среде колледжа // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2018. - № 9 (сентябрь). - С. 39-46. - URL: http://e-koncept.ru/2018/181060.htm.
1. Newman, A., Donohue, R. & Eva, N. (2017). "Psychological safety: A systematic review of the literature", Human Resource Management Review, 27(3), pp. 521-535. Available at: https://doi.org/10.1016/j.hrmr.2017.01.001 (in English).
2. Slabinskij, V. Yu. & Voishcheva, N. M. (2017). A. F. Lazurskij. Teoriya lichnosti: 100 let zabveniya i razvitiya [Personality theory: 100 years of oblivion and development], St. Petersburg Nevskij Arhetip, 490 p. (in Russian).
3. Suhareva, E. V. & Perevozkin, S. B. (2017). "Vliyanie temperamenta na formirovanie mezhlichnostnyh otnoshenij" [The influence of temperament on the formation of interpersonal relationships], SMAL'TA, № 1, pp. 59-63 (in Russian).
4. Shihahmedova, E. R. (2017). "Mezhlichnostnye otnosheniya" [Interpersonal relationships], Konstruktivizm v psi-hologii i pedagogike: sb. st. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Ufa, pp. 249-251 (in Russian).
5. Rubinshtejn, S. (2020). Osnovy obshchejpsihologii [Fundamentals of General Psychology], OOO "Izdatel'stvo AST", Moscow, 720 p. (in Russian).
6. Bazikov, M. V. & Zadorozhnyuk, I. E. (2018). "Psihologiya otnoshenij i gorizonty medicinskoj psihologii" [The psychology of relationships and the horizons of medical psychology], Sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya psihologii otnosheniya cheloveka k zhiznedeyatel'nosti: sb. nauch. tr., posvyashch. 125-letiyu so dnya rozhdeniya V. N. Myasishcheva / Vladimirskij gosudarstvennyj universitet imeni Aleksandra Grigor'evicha i Nikolaya Grigor'evicha Stoletovyh; Gumanitarnyj institut; Institut psihologii Rossijskoj akademii nauk, Vladimir, Moscow, pp. 9-13 (in Russian).
7. Gogitsaeva, O. U., Kochisov, V. K., Shibzukhova, D. A. & Nebezheva, A. V. (2019). "Psychological conditions of interpersonal relationships formation of teenagers", The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. Conference: SCTCGM 2018 - Social and Cultural Transformations in the Context of Modern Globalism. Conference Chair(s): Bataev Dena Karim-Sultanovich - Doctor of Engineering Sciences, professor, director of the Complex Scientific Research Institute n. a. H. I. Ibragimov of the Russian Academy of Sciences, pp. 2078-2086 (in English).
8. Duhnovskij, S. V. & Kulikov, L. V. (2021). "Cocial'no-psihologicheskaya distanciya v mezhlichnostnyh otnosheniyah: faktory i regulyaciya" [Socio-psychological distance in interpersonal relationships: factors and regulation], Social'naya psihologiya: istoriya isovremennost': hrestomatiya, Moscow Izdatel'skij Dom "Infra-M", pp. 222-231 (in Russian).
9. Dolgova, V. I., Kutepova, N. G. & Kryzhanovskaya, N. V. et al. (2018). "Relationship between teachers' readiness for innovative activities and their creative potential and professional characteristics", Espacios, 39(5), p. 31 (in English).
10. Serebryakova, T. A. & Desyatova, S. V. (2017). "Problema konflikta v psihologii" [The problem of conflict in psychology], Byulleten'naukiipraktiki, № 1 (14), pp. 210-215 (in Russian).
11. Effron, D. A. & Raj, M. (2021). "Disclosing interpersonal conflicts of interest: Revealing whom we like, but not whom we dislke", Organizational Behavior and Human Decision Processes, 164, pp. 68-85. Available at: https://doi.org/10.1016/j.obhdp.2021.01.005 (in English).
12. Halilov, B. B. (2016). "Vliyanie konfliktnogo povedeniya podrostka na polozhenie v gruppe sverstnikov" [The influence of conflict behavior of a teenager on the position in a peer group], NovaIn-fo.Ru, № 1 (48), pp. 323-327 (in Russian).
13. El'konin, D. B. (2017). "Igra i psihicheskoe razvitie" [Play and mental development], Al'manah Instituta korrekcion-noj pedagogiki, № 28 (1), pp. 32-66 (in Russian).
14. Wong, K., Sulaiman, T., Ibrahim, A. et al. (2021). "Secondary school teachers psychological status and competencies in e-teaching during Covid-19", Heliyon, 7(11), p. e08238. Available at: https://doi.org/10.1016/j.heli-yon.2021.e08238 (in English).
15. Eleferenko, I. O. (2010). "Empathy as the basis of communication", Cultural life of the South of Russia, № 4, pp. 3336. Available at: https: //cyberleninka.ru/artisle/n/empatiya-kak-osnovanie-kommunikatsii-1 (in English).
16. Shao, Y. N. & Sun, H. M., Huang J. W. et al. (2018). "Simulation-Based Empathy Training Improves the Communication Skills of Neonatal Nurses", Clinical Simulation in Nursing. Available at: https://doi.org/10.1016/j.ecns.2018.07.003 (in English).
17. Koroleva, A. F. & Koroleva, N. S. (2016). "Social'no-psihologicheskie osobennosti podrostkovogo vozrasta" [Socio-psy-chological characteristics of adolescence], Novaya nauka: strategii i vektory razvitiya, 118-3, pp. 76-78 (in Russian).
18. Fel'dshtejn, D. I. (2010). "Psihologo-pedagogicheskie problemy postroeniya novoj shkoly v usloviyah znachimyh izmenenij rebenka i situacii ego razvitiya" [Psychological and pedagogical issues of building a new school in the conditions of significant changes in the child and the situation of his/her development], Obrazovanie i nauka, № 5, pp. 3-14 (in Russian).
19. Bozhovich, E. D. (2019). "Garmonicheskaya lichnost': struktura, mekhanizmy razvitiya, individual'nye razlichiya" [Harmonic person: structure, mechanisms of development, individual differences], Kul'turno-istoricheskaya psi-hologiya, t. 15, № 2, pp. 91-98, DOI: 10.17759/chp.2019150211 (in Russian).
20. Patrikeeva, E. G. & Kalinina, T. V. (2019). "Vospitanie moral'no-nravstvennyh cennostej u sovremennyh podrostkov v usloviyah obrazovatel'nogo uchrezhdeniya" [Cultivation of moral values in modern adolescents in an educational institution], Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", № 7 (iyul'), pp. 10-23. Available at: http://e-koncept.ru/2019/191049.htm, DOI: 10.24411/2304-120X-2019-11049 (in Russian).
21. Hou, J., Jiang, Y. & Chen, S. et al. (2019). "Cognitive mechanism of intimate interpersonal relationships and loneliness in internet-addicts: An ERP study", Addictive Behaviors Reports, 10, p. 100209 (in English).
22. Grecov, A. G. & Azbel', A. A. (2016). Poznaj sebya. Psihologicheskie testy dlya podrostkov [Know yourself. Psychological tests for teenagers], Piter, St. Petersburg, 176 p. (in Russian).
23. Hu, Q., Liu, Q. & Wang, Z. (2022). Computers in Human Behavior, 127, p. 107058. Available at: https://doi.org/10.1016Zj.chb.2021.107058 (in English).
24. Lechner, A. & Mortlock, J. T. (2021). "How to create psychological safety in virtual teams", Organizational Dynamics, p. 100849. Available at: https://doi.org/10.1016/j.orgdyn.2021.100849 (in English).
25. Mion, G., Hamann, P., Saleten, M. et al. (2021). "Psychological impact of the COVID-19 pandemic and burnout severity in French residents: A national study", The European Journal of Psychiatry, 35(3), pp. 173-180. Available at: https://doi.org/10.1016/j.ejpsy.2021.03.005 (in English).
26. Brassard, M. R., Hart, S. N. & Glaser, D. (2020). "Psychological maltreatment: An international challenge to children's safety and well being", Child Abuse & Neglect, 110(1), p. 104611. Available at: https://doi.org/10.1016/j.chiabu.2020.104611 (in English).
27. Wang, Y-R., Ford, M. T., Wan, Y. & Jin, J. (2019). "Shifts and variability in daily interpersonal justice are associated with psychological detachment and affect at home", Journal of Vocational Behavior, 115, p. 103307 (in English).
28. Fopel, K. (2016). Team building. Psychological games and exercises, Genesis, Moscow. Available at: http://www.iprbookshop.ru/89791.html 67 (in English).
29. Curcuruto, M. & Griffin, M. A. (2018). "Prosocial and proactive "safety citizenship behaviour" (SCB): The mediating role of affective commitment and psychological ownership", Safety Science, 104, pp. 29-38. Available at: https://doi.org/10.1016/j.ssci.2017.12.010 (in English).
30. Dolgova, V. I. (2017). "Psihologo-pedagogicheskaya korrekciya mezhlichnostnogo vzaimodejstviya mladshih podrostkov: programma i rezul'taty" [Psychological and pedagogical correction of interpersonal interaction of younger adolescents: program and results], Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika, psihologiya, 2 (29), pp. 90-96, DOI: 10.18323/2221-5662-2017-2-90-96 (in Russian).
31. Dolgova, V. I., Kondrat'eva, O. A. & Sencheva, L. A. (2018). "Model' pedagogicheskoj korrekcii konfliktnogo povedeniya studentov v obrazovatel'noj srede kolledzha" [The model of pedagogical correction of students' conflict behavior in the educational environment of the college], Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", № 9 (sentyabr'), pp. 39-46. Available at: http://e-koncept.ru/2018/181060.htm (in Russian).
Вклад авторов
В. И. Долгова - научное руководство экспериментальным исследованием, определение методологии, подбор зарубежных источников, написание статьи.
П. Л. Леонов - практическое руководство экспериментальным исследованием.
А. П. Леонова - проведение экспериментального исследования, анализ отечественных источников.
Contribution of the authors
V. I. Dolgova - scientific supervision of experimental research, selection of methodology and foreign sources, writing an article.
P. L. Leonov - practical guide to experimental research.
A. P. Leonova - experimental research, analysis of domestic sources.