Научная статья на тему 'Особенности самооценки подростков в межличностных конфликтах'

Особенности самооценки подростков в межличностных конфликтах Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3349
480
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Ключевые слова
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ / ПОДРОСТКИ / САМООЦЕНКА / ADOLESCENTS / AND INTERPERSONAL CONFLICTS / SELF-ESTEEM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Горбунова Ольга Сергеевна

В статье представлен анализ особенностей поведения подростков в межличностных конфликтах в зависимости от их самооценки, а также коррекция самооценки. Показано, что самооценка подростков определяет основные стратегии поведения подростков в конфликтной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the self-esteem of adolescents in interpersonal conflicts

The article presents the analysis of the behavior of adolescents in interpersonal conflicts, depending on their self-assessment and self-correction. It is shown that the self-esteem of adolescents defines the basic strategy of behavior of adolescents in conflict situations.

Текст научной работы на тему «Особенности самооценки подростков в межличностных конфликтах»

КОНЦЕПТ

Горбунова О. С. Особенности самооценки подростков в межличностных конфликтах // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 01. - ART 75046. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75046.htm. - Гос. рег. Эл №

научно-методический электронный журнал. ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ART 75046 УДК 159.9

Горбунова Ольга Сергеевна,

студентка факультета психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск

Особенности самооценки подростков в межличностных конфликтах

Аннотация. В статье представлен анализ особенностей поведения подростков в межличностных конфликтах в зависимости от их самооценки, а также коррекция самооценки. Показано, что самооценка подростков определяет основные стратегии поведения подростков в конфликтной ситуации. Ключевые слова: подростки, самооценка, межличностные конфликты. Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

В жизни человек часто сталкивается с трудно разрешаемыми проблемами, противоречиями в межличностном общении, которые приводят к конфликтам. Особо остро конфликты проявляются в подростковом возрасте.

На основе анализа работ специалистов (Выготский Л. С., Дубровина И. В., Кулагина И. Ю., Байбуртянц Е. В., Бороздина Л. В., Долгова В. И., Аркаева Н. И., Цвет-кова Н. В. [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9]) можно утверждать, что подростковый возраст - это возраст серьезного кризиса, затрагивающего физиологическое и психическое здоровье ребенка. У подростков возникает интерес к себе, к качествам своей личности, потребность сравнивать себя с други ФГБОУ ВПО «(Челябинский государственный педагогический университет»ми, оценивать себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. На этой основе порой возникают конфликты, порождаемые противоречиями между уровнем притязаний подростка и его объективным положением в коллективе.

Поведение подростка регулируется самооценкой. Самооценка подростка формируется под влиянием оценок со стороны окружающих, прежде всего - ближайших взрослых и сверстников, семьи, а также в процессе собственной деятельности подростка и самостоятельной оценки ее результатов. Завышенная самооценка, склонность переоценивать себя может привести к конфликтам с окружающими. Она порождает такие качества, как обидчивость, подозрительность и даже агрессивность. Заниженная самооценка личности, напротив, может сформировать чувство неуверенности, тревожности, привести к безынициативности.

Часто самооценка оказывается у подростка внутренне противоречивой: сознательно он воспринимает себя как личность значительную, даже исключительную, верит в себя, в свои способности, ставит себя выше других людей. Вместе с тем внутри его гложут сомнения, которые он старается не допустить в свое сознание. Но эта подсознательная неуверенность дает о себе знать в переживании, подавленности, плохом настроении, упадке активности и пр. Причину этих состояний подросток сам не понимает, но они находят свое выражение в его обидчивости, грубости, частых конфликтах с окружающими взрослыми [1, 2].

Эффективность деятельности и развитие личности зависит от самооценки. Умение адекватно оценить себя, знание своих реальных возможностей и способностей помогает человеку легче найти свое место в жизни, добиваться поставленных целей и задач, выстраивать межличностные отношения.

Сказанное предъявляет конкретные требования к формированию адекватной самооценки подростков и конструктивного поведения в конфликте. Целью исследо-

f\j ■Л f\j

КОНЦЕПТ

Горбунова О. С. Особенности самооценки подростков в межличностных конфликтах // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 01. - ART 75046. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75046.htm. - Гос. рег. Эл №

нси^шо-м.етодический электронный журнал ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ART 75046 УДК 159.9

вания является изучение особенностей самооценки подростков и их поведения в

конфликте.

Материалы и методы

Исследование особенностей самооценки подростков и их поведения в конфликте проводили в естественных условиях учебно-воспитательного процесса МБОУ гимназии № 1.

Цель психологической деятельности - формирование у подростков адекватной самооценки и конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.

Задачи:

1) сформировать у подростков представление о собственной самооценке;

2) повысить уровень самооценки подростков в процессе целенаправленной психолого-педагогической коррекции;

3) развить навыки конструктивного поведения в конфликтной ситуации.

Данные задачи реализуются с помощью использования различных психологических факторов, включающих психодиагностику, тренинги, подготовку и распространение наглядных материалов, коррекцию личности и межличностных отношений.

Методы

- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, моделирование;

- эмпирические: анкетирование, тестирование;

- психодиагностические: тест поведения К. Томаса, методика самооценки С. А. Будасси, методика «Социометрия» Дж. Морено;

- методы формирующего эксперимента (комплексные образовательные и тренинговые взаимодействия с подростками);

- методы математико-статистического анализа, критерий корреляции Пирсона [9].

Результаты и обсуждение

Для определения статистической значимости выявленных взаимосвязей воспользуемся коэффициентом корреляции Пирсона (см. таблицу).

Результаты проверки достоверности связей между особенностями протекания конфликтов и самооценкой подростков с помощью коэффициента корреляции

Пирсона ( N = 46)

Исследуемые критерии Частота конфликтов Инициатива в конфликте Продолжительность конфликтов

Самооценка 0,52** 0,306* 0,34*

Конкуренция 0,42** 0,34* 0,37**

Сотрудничество -0,096 -0,01 -0,15

Компромисс 0,1 -0,01 0,04

Избегание -0,36** -0,34* -0,18

Приспособление -0,24 -0,12 -0,17

Для п= 46 , ^45 * при р > 0,05 (ркрит=0,28) ** - при р > 0,01 (ркрит=0,34).

Как видим из таблицы, существуют прямые связи между частотой конфликтов, самооценкой, выраженностью стремления к конкуренции, инициативностью в конфликте и продолжительностью конфликтов. То есть, чем более конфликтны под-

ART 75046

научно-методический электронный журнал

УДК 159.9

Горбунова О. С. Особенности самооценки подростков в межличностных конфликтах // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 01. - ART 75046. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75046.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ростки, чем выше их самооценка и чем более они стремятся к конкуренции, тем чаще у них возникают конфликты со сверстниками.

Обратная связь установлена между инициативой конфликта и избеганием: чем больше у подростков выражена стратегия избегания конфликта, тем меньше он стремиться обвинить другого в нем.

Таким образом, наличие у подростков неадекватно завышенной самооценки, неправильного представления о себе, способствует тому, что подростки часто стремятся к конфликтам, не признают своей вины и поэтому не желают сделать шаг к примирению и продолжительно конфликтуют со сверстниками. При этом у таких подростков отмечено стремление унизить и оскорбить собеседника во время конфликтного взаимодействия.

В свою очередь, если подростки умеют устанавливать контакт с окружающими, умеют быстро находить друзей, стремятся заниматься общественной деятельностью, помогать близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, они менее часто конфликтуют со сверстниками, готовы сами проявить инициативу к примирению, и поэтому их конфликты более скоротечны.

Для большинства подростков характерна активная позиция поведения в конфликте. Наименее характерными стратегиями для подростков являются стратегия избегание и приспособление.

У большинства подростков адекватная самооценка, то есть они правильно соотносят свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремятся реально смотреть на свои неудачи и успехи, стараются ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле.

В ходе данной работы, теоретически и экспериментально была доказана гипотеза, что самооценка подростков влияет на их поведение в конфликтных ситуациях.

Так, подростки с низкой самооценкой используют стратегии поведения в конфликтных ситуациях - приспособление и сотрудничество. Подростки с высокой самооценкой применяют данные стратегии поведения в конфликтных ситуациях: соперничество, компромисс.

Тема нашего исследования актуальна не только для учителей, школьных психологов, родителей, но и в целом для сегодняшнего изменяющегося общества, которое всегда ставило себе целью развитие личности, способной к саморазвитию и самопознанию.

Ссылки на источники

1. Байбуртянц Е.В. Изучение особенностей самооценки подростков с нарушением поведения //коррекционная педагогика. - М., 2007, №3, с.74.

2. Бороздина Л.В. Что такое самооценка // Психологический журнал. - 1992. №4. - С.99-100.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991.

4. Долгова В.И., Аркаева Н.И. Смысложизненные ориентации: формирование и развитие. - Челябинск: Искра, 2012. - 229 с.-

5. Долгова В.И., Цветкова Н.В. Влияние системы обучения младших школьников на формирование межличностной рефлексии в подростковом возрасте//Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. № 7. С. 89-98.

6. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Уч. пособие для студентов средн. пед. учебн. завед. - М.: Академия, 1999.

7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов ВУЗ. -М.: ТЦ Сфера, 2005.

8. Положинцев Б.И. Теория вероятностей и математическая статистика: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010.

Выводы

м Q м

КОНЦЕПТ

научно-ллетодический электронный журнал ART 75046 УДК 159.9

Горбунова О. С. Особенности самооценки подростков в межличностных конфликтах // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 01. - ART 75046. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75046.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

9. Формирование психологической безопасности общения в подростковом и юношеском возрас-тах//материалы Всероссийской студенческой олимпиады по направлению "Педагогика и психология", (28-29 марта 2008 г.) / Федеральное агентство по образованию РФ, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Челябинский гос. пед. ун-т ; [сост. : Долгова В. И., Долгов П. Т., Крыжановская Н. В.]. - Челябинск, 2008.

Olga Gorbunova,

student of psychology Department, Chelyabinsk State-Hydrated Pedagogical University, Chelyabinsk

Features of the self-esteem of adolescents in interpersonal conflicts Abstract. The article presents the analysis of the behavior of adolescents in interpersonal conflicts, depending on their self-assessment and self-correction. It is shown that the self-esteem of adolescents defines the basic strategy of behavior of adolescents in conflict situations.

Key words: adolescents, self-esteem, and interpersonal conflicts. Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»; Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук

ГУ r\J

977230412015913

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.