Научная статья на тему 'ОТНОШЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ КАК ФАКТОР ВЫБОРА СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ'

ОТНОШЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ КАК ФАКТОР ВЫБОРА СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
381
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / КОНФЛИКТ / СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ОТНОШЕНИЯ / ОТНОШЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Макарова Елена Юрьевна, Матюшина Любовь Алексеевна

Статья посвящена исследованию взаимосвязи родительского отношения в восприятии подростков и выбора ими стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Установлено, что в конфликтных ситуациях у подростков преобладают стратегии соперничества и избегания, а наименьшую выраженность имеет стратегия сотрудничества. Воспитательная стратегия родителей по типу авторитарной гиперсоциализации повышает вероятность выбора подростками стратегии соперничества в конфликтах и снижает перспективу выбора стратегии сотрудничества. Родительское отношение по типу занижения значимости интересов, чувств и увлечений подростков увеличивает вероятность использования ими стратегии избегания, ухода от проблем. Отношения по типу симбиоза повышают вероятность выбора подростками стратегии приспособления в конфликте. Отношения с родителями по типу принятия, кооперации способствуют тому, что подросткам в ситуациях конфликта свойственно выбирать стратегии поиска компромисса, взаимных договоренностей, сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Макарова Елена Юрьевна, Матюшина Любовь Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIP WITH PARENTS AS A CHOICE FACTOR FOR ADOLESCENTS’ BEHAVIORAL STRATEGY IN CONFLICTS

The article investigates the relationship between parental attitudes in the adolescent’s perception and their choice of behavioral strategies in conflicts. It is deemed that in conflicts, adolescents’ strategies of rivalry and avoidance prevail, and the least expressed strategy is the strategy of cooperation. Parents’ educational strategy of authoritarian hypersocialization type increases the probability of adolescents’ choice of rivalry strategy in conflicts and reduces the prospect of choosing cooperation strategy. Parental attitudes of the type of underestimating the importance of interests, feelings and hobbies of adolescents increases the likelihood of using the strategy of avoidance, escape from problems. Symbiosis-type relationships increase the likelihood that adolescents will choose an adaptation strategy in conflict. On the contrary, relationships with parents according to the type of acceptance and cooperation contribute to the fact that adolescents in conflict situations tend to choose strategies of search for compromise, mutual agreements, cooperation.

Текст научной работы на тему «ОТНОШЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ КАК ФАКТОР ВЫБОРА СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ»

Научная статья УДК 159.922.8

https://doi.org/10.24158/spp.2023.7.4

Отношения с родителями как фактор выбора стратегии поведения подростков в конфликтных ситуациях

Елена Юрьевна Макарова1, Любовь Алексеевна Матюшина2

1,2Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия [email protected], https://orcid.org/0000-0003-0461-0810 [email protected]

Аннотация. Статья посвящена исследованию взаимосвязи родительского отношения в восприятии подростков и выбора ими стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Установлено, что в конфликтных ситуациях у подростков преобладают стратегии соперничества и избегания, а наименьшую выраженность имеет стратегия сотрудничества. Воспитательная стратегия родителей по типу авторитарной гиперсоциализации повышает вероятность выбора подростками стратегии соперничества в конфликтах и снижает перспективу выбора стратегии сотрудничества. Родительское отношение по типу занижения значимости интересов, чувств и увлечений подростков увеличивает вероятность использования ими стратегии избегания, ухода от проблем. Отношения по типу симбиоза повышают вероятность выбора подростками стратегии приспособления в конфликте. Отношения с родителями по типу принятия, кооперации способствуют тому, что подросткам в ситуациях конфликта свойственно выбирать стратегии поиска компромисса, взаимных договоренностей, сотрудничества.

Ключевые слова: подростки, конфликт, стратегии поведения в конфликтной ситуации, детско-роди-тельские отношения, отношения, отношения с родителями

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Макарова Е.Ю., Матюшина Л.А. Отношения с родителями как фактор выбора стратегии поведения подростков в конфликтных ситуациях // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 7. С. 34-40. https://doi.org/10.24158/spp.2023.7.4.

Original article

Relationship with Parents as a Choice Factor for Adolescents' Behavioral Strategy in Conflicts

Elena Yu. Makarova1, Lyubov A. Matyushina2

12Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russia [email protected], https://orcid.org/0000-0003-0461-0810 [email protected]

Abstract. The article investigates the relationship between parental attitudes in the adolescent's perception and their choice of behavioral strategies in conflicts. It is deemed that in conflicts, adolescents' strategies of rivalry and avoidance prevail, and the least expressed strategy is the strategy of cooperation. Parents' educational strategy of authoritarian hypersocialization type increases the probability of adolescents' choice of rivalry strategy in conflicts and reduces the prospect of choosing cooperation strategy. Parental attitudes of the type of underestimating the importance of interests, feelings and hobbies of adolescents increases the likelihood of using the strategy of avoidance, escape from problems. Symbiosis-type relationships increase the likelihood that adolescents will choose an adaptation strategy in conflict. On the contrary, relationships with parents according to the type of acceptance and cooperation contribute to the fact that adolescents in conflict situations tend to choose strategies of search for compromise, mutual agreements, cooperation.

Keywords: adolescents, conflict, strategies of behavior in a conflict situation, child-parent relationships, relationships, relationships with parents

Funding: Independent work.

For citation: Makarova, E.Yu. & Matyushina, L.A. (2023) Relationship with Parents as a Choice Factor for Adolescents' Behavioral Strategy in Conflicts. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (7), 34-40. Available from: doi:10.24158/spp.2023.7.4 (In Russian).

Введение. Подростковый возраст - сложный этап взросления и становления личности, в это время человек проходит один из самых сложных кризисов в жизни. В данный период происходят интенсивные физиологические и психологические изменения, которые могут влиять на

© Макарова Е.Ю., Матюшина Л.А., 2023

настроение и поведение человека. Социальная ситуация развития предполагает переход от зависимого от родителей детства к самостоятельной взрослости, что влечет за собой трансформацию взаимоотношений подростка с родителями.

Тема стратегии поведения подростков в конфликтных ситуациях является актуальной в связи с быстро меняющимися отношениями в обозначенный период. В конфликтной ситуации они действуют в соответствии не только со своими установками и личностным выбором, но и с собственным восприятием воспитательной стратегии родителя. Многие подростки считают, что родители их не понимают, недооценивают, не слушают и не воспринимают как равных. В зависимости от того, как подростки воспринимают родительское отношение к себе, меняется их поведение.

Литературный обзор. Проблема конфликта волнует ученых многие тысячелетия. Например, Гераклит считал, что все в мире рождается через вражду. Конфликты, по его мнению, - важное, неизбежное условие общественной жизни, благодаря им человек растет и развивается. «...Все в этом мире состоит из противоречий и противоположностей. Поэтому главный закон мироздания -это борьба, конфликт. Вместе с тем борьба противоположностей не исключает, а, напротив, подразумевает их единство, которое Гераклит считал гармонией»1.

Н.В. Гришина выделила следующие структурные компоненты конфликта, без которых невозможно его существование: 1) стороны (участники); 2) условия; 3) предмет; 4) действия участников; 5) исход (результат) конфликта (2008: 182-185).

Конфликты являются одним из условий развития самого субъекта и его отношений. Они могут носить конструктивный и деструктивный характер. Конфликт в межличностных отношениях возникает при наличии несовместимых, противоположных интересов, потребностей, ценностей. Для участников характерно наличие внешней и внутренней позиций в конфликте. Внешняя позиция - открыто предъявляемые требования, описание ситуации. Внутренняя позиция содержит истинные мотивы, ценности, потребности, которые заставили индивида вступить конфликт2. В связи с этим особую значимость приобретает идея В.С. Мухиной о том, что «развитие личности определяется не только врожденными особенностями (если речь идет о здоровой психике), не только социальными условиями, но и внутренней позицией - определенным отношением к миру людей, к миру вещей и к самому себе»3. Наиболее напряженными являются конфликты, затрагивающие основные ценности личности. В связи с этим необходимо рассмотреть ключевые задачи подросткового возраста, а также ценности и идеи, которые подростки пытаются отстоять во взаимодействии с другими людьми.

Э. Эриксон, определивший подростковый возраст от 12 до 19 лет, считает, что он является самым трудным периодом жизни для человека: «Подросток особенно страстно ищет тех людей и те идеи, которым он мог бы верить» (Erikson, 1994: 86). И.С. Кон рассматривает статус подростка следующим образом: «Психологически этот возраст крайне противоречив. Для него характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах развития. Подростковое чувство взрослости -главным образом новый уровень притязаний, предвосхищающий положение, которого подросток фактически еще не достиг. Отсюда - типичные возрастные конфликты и их преломление в самосознании подростка. В целом это период завершения детства и начала "вырастания" из него»4. Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является общение со сверстниками. Л.С. Выготский, размышляя об особенностях формирования высших психических функций, писал о том, что «спор, столкновение, возникающее в детском коллективе, являются не только стимулом, пробуждающим логическую мысль, но и первоначальной формой ее возникновения. <...> Именно возникновение спора приводит ребенка к систематизации собственных мнений. <...> Таким образом, мы видим, что логическое размышление ребенка является как бы перенесенным внутрь личности спором, коллективная форма поведения становится в процессе культурного развития ребенка внутренней формой поведения личности, основным способом ее мышления» (1984: 222).

Кризис подросткового возраста характеризуется сложностями и конфликтами, возникающими в процессе становления личности подростка. Социальная ситуация, которая берет начало из отношений в семье, способствует проявлению тех или иных установок в конфликтах. С одной стороны, конфликтное поведение подростков можно рассматривать как нормальную часть семейных отношений, поскольку они служат проявлением подростковой автономности (Steinberg,

1 Трушников Д.Ю., Трушникова В.И. История конфликтологии : учеб. пособ. Тюмень, 2009. 197 с.

2 Сулимова Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов : учеб. пособ. для сут-дентов. М., 1996. С. 39-45.

3 Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : учеб. пособ. для студентов вузов : 7-е изд. М., 2006. 456 с.

4 Кон И.С. Психология ранней юности. Этапы подросткового и раннего юношеского возрастов : книга для учителя. М., 1989. С. 167-168.

2001). С другой стороны, большое количество конфликтов и их разрушающий характер могут быть одним из факторов риска социальной дезадаптации подростков.

Проблемное поведение детей также может быть связано со стратегией поведения родителей в конфликтных ситуациях. А.П. Соколова (2016), анализируя психологические трудности в отношениях подростков с родителями, пришла к выводу, что семья в этот период остается самым главным институтом в развитии ребенка. Качество автономности или сепарации от родительской семьи будет определяться в основном особенностями и стилем детско-родительских отношений. В.А. Капустина и В.В. Карманова (2018), исследуя конфликтную компетентность подростков, отмечают, что существует взаимосвязь между когнитивным компонентом конфликтной компетентности подростков и такими параметрами родительского воспитания, как гиперпротекция и чрезмерность требований-запретов и санкций. Если родители устанавливают для подростков минимальные обязанности, но вводят избыточные запреты и ограничения свободы и при этом заостряют внимание на борьбе с недостатками, которые типичны для самого родителя, то подростки склонны проявлять агрессивное и избегающее поведение в конфликтах с родителями. О.В. Коваль (2022), оценивая воспитательные установки родителей в контексте их представлений о конфликтах с детьми младшего подросткового возраста, указывает, что частота конфликтов зависит от эмоциональной дистанции с подростком и большой концентрации на ребенке. Те родители, которые первыми делают шаг навстречу в конфликтной ситуации, имеют лучший эмоциональный контакт с ребенком, меньше подавляют, контролируют собственную раздражительность и эмоционально включены в отношения с детьми. Родители, ожидающие в конфликтной ситуации проявления инициативы со стороны подростка, излишне концентрируются на ребенке, демонстрируют раздражительность, вспыльчивость, агрессивность, чрезмерно строги, не стремятся понять его позицию, показывают непринятие взрослости ребенка, а также опасаются за его безопасность.

В исследованиях зарубежных авторов было показано, что использование родителями стратегии агрессии и избегания приводит к более низкому уровню адаптации у детей (Camara, Resnick, 1989; Shek, 1997). Также выявлено, что конфликты с родителями обусловливают внутренние проблемы, трудности с адаптацией, могут провоцировать депрессию, тревожные расстройства, агрессивное и делинквентное поведение (Kempton et al., 1989). Кроме того, на действия родителей в конфликтных ситуациях с подростками оказывает влияние специфика межличностного взаимодействия самих родителей. Например, в исследованиях американских ученых выявлено, что если родители имеют частые конфликтные взаимодействия друг с другом, то они находятся и в более плохих отношениях со своими детьми (Branje et al., 2009). Однако поведение во время конфликта может идти как по конструктивному пути, так и по деструктивному. Деструктивный путь связан с враждебной словесной агрессией, в то время как конструктивный - с попыткой понять точку зрения другого (Krichnakumar, Buehler, 2000). М. Макгу с соавторами выяснили, что деструктивный межродительский конфликт объясняется ухудшением отношений между родителями и подростками, а конструктивный - высоким качеством отношений между родителями и подростками (McGue et al., 2005). Также в лонгитюдном исследовании, проведенном американскими учеными (Staats et al., 2018), установлено, что стиль управления конфликтами с родителями в подростковом возрасте коррелирует с таковым в более позднем возрасте в отношениях с друзьями и романтическими партнерами. Иными словами, то, как подростки справляются в конфликтах с родителями, предсказывает, как они будут разрешать конфликты позже во внесемейных отношениях. Следовательно, мы можем говорить о том, что стратегии конфликтного поведения, которыми пользуется подросток, могут стать доминирующими в его последующей жизни и привести к деструктивному поведению во взрослом возрасте. Так как через конфликтные ситуации подросток учится по-новому общаться с людьми, приобретает опыт, получает навыки эффективного взаимодействия, учится защищать и аргументировать свою точку зрения, то можно предположить, что взаимодействие подростка с людьми в конфликтных ситуациях во многом будет определяться также восприятием особенностей родительского отношения к нему.

Материалы и методы. Эмпирическое исследование особенностей стратегий поведения подростков в конфликтных ситуациях с родителями проводилось в феврале 2023 г. на базе общеобразовательных школ. Всего в исследовании приняли участие 50 человек в возрасте от 13 до 15 лет.

Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между восприятием подростками родительского отношения и их стратегиями поведения в конфликтных ситуациях.

Методики исследования: тест-опросник на поведение в конфликтной ситуации К. Томаса и Р. Килманна, целью которого выступает выявление предрасположенности человека к той или иной стратегии поведения в конфликтной ситуации (Thomas, Kilmann, 1978); тест «Отношения с родителями» Н.С. Ефимовой, цель которого - выявление родительского отношения к подростку1.

1 Ефимова Н.С. Психология взаимопонимания : психологический практикум. СПб., 2004 176 с.

- 36 -

Исследование осуществлялось с учетом всех правил диагностики. Методики предъявлялись испытуемым в письменном виде с соответствующими инструкциями и пояснениями.

Статистическая обработка данных выполнена с помощью программы Statistica. Для выявления взаимосвязей особенностей восприятия родительского отношения и стратегий поведения в конфликте у подростков был проведен корреляционный анализ по критерию Спирмена.

Результаты исследования. Тест Н.С. Ефимовой «Отношения с родителями» позволяет выявить, как подростки воспринимают отношение родителей к ним.

На вопросы отвечает сам подросток. По нормативам теста мы получили средний уровень по шкалам «принятие - отвержение», «кооперация», «отношение к неудачам ребенка». По шкале «симбиоз» обнаружен низкий уровень, а по шкале «авторитарная гиперсоциализация» - высокий. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Результаты изучения степени выраженности показателей восприятия отношений с родителями по тесту Н. С. Ефимовой «Отношения с родителями»

Table 1 - Results of the Study of the Severity of the Indicators of Perception of Relationships

with Parents According to the Test of N. S. Efimova "Relations with Parents"_

Показатель Среднее значение, балл

Принятие - отвержение 16,1

Кооперация 3,9

Симбиоз 2,8

Авторитарная гиперсоциализация 6,0

Отношение к неудачам ребенка 4,5

Примечание. Шкала «принятие - отвержение»: от 24 до 33 - высокий балл, от 9 до 23 -средний, от 0 до 8 - низкий; «кооперация»: 7-8 баллов - высокий уровень, 3-6 - средний, 1-2 -низкий; «симбиоз»: 6-7 баллов - высокий уровень, 3-5 - средний, 1-2 - низкий; шкала «авторитарная гиперсоциализация»: 6-7 баллов - высокий уровень, 3-5 - средний , 1-2 - низкий; шкала «отношение к неудачам ребенка»: 7-8 баллов - высокий уровень, 3-6 - средний, 1-2 - низкий.

По тесту К. Томаса и Р. Килманна, позволяющему выявить доминирующее поведение в конфликтной ситуации, мы получили результаты, приведенные в таблице 2. Наиболее выраженными для подростков 13-15 лет являются стратегии «соперничество» и «избегание». Затем по степени выраженности идут стратегии «компромисс» и «приспособление». Наименее выраженной выступает стратегия «сотрудничество».

Таблица 2 - Результаты изучения степени выраженности стратегий поведения в конфликте у подростков по тесту-опроснику на поведение в конфликтной ситуации К. Томаса и Р. Килманна

Table 2 - Results of the Severity of Conflict Behavior Strategies in Adolescents

Показатель Среднее значение, балл

Соперничество 7,5

Сотрудничество 3,5

Компромисс 4,6

Избегание 7,2

Приспособление 4,0

Примечание. Каждая из стратегий имеет значение в интервале от 5 до 7 баллов. Если стратегия выражена слабо, она имеет значение ниже 5 баллов, сильно выражена - выше 7 баллов.

Далее для выявления взаимосвязей особенностей восприятия родительского отношения и стратегий поведения в конфликте у подростков был проведен корреляционный анализ по критерию Спирмена. С помощью метода ранговой корреляции Спирмена можно определить силу и направление связи между двумя признаками. Результаты корреляционного анализа представлены в таблице 3.

Мы видим, что отрицательно взаимосвязаны шкалы «авторитарная гиперсоциализация» и «сотрудничество»; «принятие - отвержение» и «соперничество».

Положительно коррелируют шкалы «отношение к неудачам ребенка» и «избегание», «авторитарная гиперсоциализация» и «соперничество», «симбиоз» и «приспособление»; «кооперация» положительно связана со стратегиями «компромисс» и «сотрудничество»; шкала «принятие - отвержение» положительно взаимосвязана со стратегиями «компромисс» и «сотрудничество».

Таким образом, мы подтвердили гипотезу о том, что стратегии поведения в конфликтных ситуациях у подростков 13-15 лет взаимосвязаны с их восприятием родительского отношения к ним.

Таблица 3 - Взаимосвязи особенностей восприятия родительского отношения и стратегий поведения в конфликте у подростков

Table 3 - Correlations of Peculiarities of Parental Attitude Perception and Conflict Behavior Strategies among Adolescents_

Показатель Стратегия

Соперничество Приспособление Компромисс Избегание Сотрудничество

Принятие -отвержение -0,52* 0,53* 0,72**

Кооперация 0,69** 0,66**

Симбиоз 0,52*

Авторитарная гиперсоциализация 0,72** -0,76***

Отношение к неудачам ребенка 0,75**

Примечание. В таблице представлены только значимые результаты. *p < 0,05. ^ < 0,01. ***р < 0,001.

Обсуждение. В результате эмпирического исследования выявлены взаимосвязи между восприятием подростками отношения родителей к ним и доминирующими стратегиями поведения в конфликтных ситуациях.

В возрасте 13-15 лет меняется система ценностей и интересов, это переходный период от детства к юношеству. В формировании личности подростка наблюдаются существенные сдвиги, которые порой приводят к коренному изменению поведения и отношений. Это возраст интенсивных физических и психических изменений. Для подростков характерны переживания, связанные с отношением к собственной личности, процессом познания себя. Центральным и специфическим новообразованием данного возраста выступает появление чувства взрослости и потребности в признании взрослости родителями и окружающими. Происходит интенсивное формирование внутренней позиции отношения к себе, другим людям и миру в целом. В связи с этим становится важным понимание того, как подросток видит своих родителей и как он оценивает их отношение к себе.

Согласно результатам исследования, поведение подростков в конфликтной ситуации во многом опирается на их представлении о родительских фигурах. Чем больше подростки воспринимают родителей как принимающих, проявляющих искренний интерес к их жизни, тем больше в конфликтных ситуациях они демонстрируют стратегии компромисса и сотрудничества. Следовательно, с такими подростками легко договориться и прийти к взаимному соглашению. Чем чаще родители испытывают отрицательные чувства к детям и чем реже подростки чувствуют принятие со стороны родителей, тем больше у них выражена стратегия соперничества. Они пытаются доказать свою взрослость, часто прибегая к неконструктивным способам поведения.

Если родители отказываются от каких-либо других целей в жизни и живут только ради ребенка, демонстрируя чрезмерную эмоциональную слитность, то подросток родителями может неосознанно восприниматься как средство от одиночества и способ самоутверждения. В таких отношениях дети старательно оберегаются от агрессивного и опасного внешнего мира. Они стремятся найти защиту в материнской любви. В результате и для подростка, и для родителя подобные отношения становятся интенсивными, взаимозависимыми и несвободными. В итоге доминирующей стратегией поведения в конфликтной ситуации у таких подростков становится приспособление, оно проявляется в вынужденном или добровольном отказе от борьбы в результате зависимости от родителей и желания сохранить с ними хорошие отношения.

Если подростки видят, что родители воспринимают их как глупых маленьких детей, их интересы, чувства, увлечения кажутся родителям несерьезными, то после неудачных попыток отстоять свою правоту они склонны проявлять стратегию избегания. Конфликт в таком случае остается неразрешенным, но затухает на какое-то время или навсегда. У подростков появляется желание отдать решение на волю оппонента или не решать проблему совсем.

Если родители воспринимаются как слишком авторитарные, навязывающие свою волю и требующие безоговорочного послушания, то подростки не склонны к сотрудничеству и рассматривают противоположную сторону скорее как врага, чем как союзника для решения проблемы.

Заключение. Таким образом, стратегии поведения подростков в конфликтных ситуациях взаимосвязаны с их представлениями о том, как относятся к ним родители и какими они их видят. В возрасте 13-15 лет главным новообразованием является чувство взрослости. Кроме того, происходит интенсивное становление внутренней позиции личности, основанной на представлениях о

себе, других людях и мире в целом. Родительское отношение во многом определяет развитие стратегии взаимодействия в конфликтной ситуации. Подростки, чьи родители демонстрируют принятие, высоко оценивают их способности, поощряют самостоятельность и инициативу, способны идти на компромисс и завершать конфликт без перехода в состояние полномасштабной войны. Они также нацелены на конструктивное и эффективное поведение практически в любом конфликте.

Список источников:

Выготский Л.С. Педология подростка // Собрание сочинений : в 6 т. / гл. ред. А.В. Запорожец. Т. 4. М., 1984. C. 5-242.

Гришина Н.В. Психология конфликта : 2-е изд. М., 2008. 538 с.

Капустина В.А., Карманова В.В. Взаимосвязь конфликтной компетентности подростков с их представлениями о родительском воспитании // Современные исследования социальных проблем. 2018. Т. 9, № 12. С. 81-102. https://doi.org/10.l2731/2218-7405-2018-12-81-102.

Коваль О.В. Воспитательные установки родителей и их представления о конфликтах с детьми младшего подросткового возраста // Вестник практической психологии образования. 2022. Т. 19, № 4. С. 96-103. https://doi.org/10.17759/bppe.2022190405.

Соколова А.П. Психологические трудности в отношениях подростков с родителями // Вестник Таганрогского института им. А.П. Чехова. 2016. № 1. С. 112-116.

Branje S.J.T., Doorn M. van, Valk I. van der, Meeus W. Parent - adolescent conflicts, conflict resolution types, and adolescent adjustment // Journal of Applied Developmental Psychology. 2009. Vol. 30, no. 2. P. 195-204. https://doi.org/10.1016/j.appdev.2008.12.004.

Camara K.A., Resnick G. Styles of conflict resolution and cooperation between divorced parents: Effects on child behavior and adjustment // American Journal of Orthopsychiatry. 1989. Vol. 59, no. 4. P. 560-575. https://doi.org/10.1111/j.1939-0025.1989.tb02747.x.

Erikson E.H. Identity: Youth and crisis. N.Y., 1994. 336 p.

Kempton T., Thomas A.M., Forehand R. Dimensions of interparental conflict and adolescent functioning // Journal of Family Violence. 1989. Vol. 4, no. 4. P. 297-307.

Krichnakumar A., Buehler C. Interparental conflict and parenting behaviors: A meta-analytic review // Family Relations. Interdisciplinary Journal of Family Science. 2000. Vol. 49, no. 1. P. 25-44. https://doi.org/10.1111/j.1741-3729.2000.00025.x.

McGue M., Elkins I., Walden B., Iacono W.G. Perceptions of the parent - adolescent relationship: A longitudinal investigation // Developmental Psychology. 2005. Vol. 41, no. 6. P. 971-984. https://doi.org/10.1037/0012-1649.41.6.971.

Shek D.T.L. The relation of parent - adolescent conflict to adolescent psychological well-being, school adjustment, and problem behavior // Social Behavior and Personality. 1997. Vol. 25, no. 3. P. 277-290. https://doi.org/10.2224/sbp.1997.25.3.277.

Staats S., Valk I.E. van der, Meeus W.H.J., Branje S.J.T. Longitudinal transmission of conflict management styles across inter-parental and adolescent relationships // Journal of Research on Adolescence. 2018. Vol. 28, no. 1. P. 169-185. https://doi.org/10.1111/jora.12324.

Steinberg L. We know some things: Parent - adolescent relationships in retrospect and prospect // Journal of Research on Adolescence. 2001. Vol. 11. P. 1-19. https://doi.org/10.1111/1532-7795.00001.

Thomas K.W., Kilmann R.H. Comparison of four instruments measuring conflict behavior // Psychological Reports. Vol. 42, no. 3. P. 1139-1145. https://doi.org/10.2466/pr0.1978.42.3c.1139.

References:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Branje, S.J.T., Doorn, M. van, Valk, I. van der & Meeus, W. (2009) Parent - adolescent conflicts, conflict resolution types, and adolescent adjustment. Journal of Applied Developmental Psychology. 30 (2), 195-204. Available from: doi:10.1016/j.appdev.2008.12.004.

Camara, K.A. & Resnick, G. (1989) Styles of conflict resolution and cooperation between divorced parents: Effects on child behavior and adjustment. American Journal of Orthopsychiatry. 59 (4), 560-575. Available from: doi:10.1111/j.1939-0025.1989.tb02747.x.

Erikson, E.H. (1994) Identity: Youth and crisis. New York, W.W. Norton.

Grishina, N.V. (2008) Psychology of conflict. Moscow, Piter. (In Russian)

Kapustina, V.A. & Karmanova, V.V. (2018) The correlation between conflict competence of adolescents and their representations of parenting. Russian Journal of Education and Psychology. 9 (12), 81-102. Available from: doi:10.12731/2218-7405-2018-12-81-102. (In Russian)

Kempton, T., Thomas, A.M. & Forehand, R. (1989) Dimensions of interparental conflict and adolescent functioning. Journal of Family Violence. 4 (4), 297-307.

Koval, O.V. (2022) Educational attitudes of parents and their ideas about conflicts with children of younger adolescence. Bulletin of Psychological Practice in Education. 19 (4), 96-103. Available from: doi:10.17759/bppe.2022190405. (In Russian)

Krichnakumar, A. & Buehler, C. (2008) Interparental conflict and parenting behaviors: A meta-analytic review. Family Relations. Interdisciplinary Journal of Family Science. 49 (1), 25-44. Available from: doi:10.1111/j.1741-3729.2000.00025.x.

McGue, M., Elkins, I., Walden, B. & Iacono, W.G. (2005) Perceptions of the parent - adolescent relationship: A longitudinal investigation. Developmental Psychology. 41 (6), 971-984. Available from: doi:10.1037/0012-1649.41.6.971.

Shek, D.T.L. (1997) The relation of parent - adolescent conflict to adolescent psychological well-being, school adjustment, and problem behavior. Social Behavior and Personality. 25 (3), 277-290. Available from: doi:10.2224/sbp.1997.25.3.277.

Sokolova, A.P. (2016) Psychological Difficulties in Adolescents' Relationships with Parents. Journal of the A.P. Chekhov Taganrog Institute. (1), 112-116. (In Russian)

Staats, S., Valk, I.E. van der, Meeus, W.H.J. & Branje, S.J.T. (2018) Longitudinal transmission of conflict management styles across inter-parental and adolescent relationships. Journal of Research on Adolescence. 28 (1), 169-185. Available from: doi:10.1111/jora.12324.

Steinberg, L. (2001) We know some things: Parent - adolescent relationships in retrospect and prospect. Journal of Research on Adolescence. 11, 1-19. Available from: doi:10.1111/1532-7795.00001.

Thomas, K.W. & Kilmann, R.H. (1978) Comparison of four instruments measuring conflict behavior. Psychological Reports. 42 (3), 1139-1145. Available from: doi:10.2466/pr0.1978.42.3c.1139.

Vygotskii, L.S. (1984) Pedology of a teenager. In: Vygotskii, L.S. Collected works. Vol. 4. Moscow, Pedagogika, 5-242. (In Russian)

Информация об авторах Е.Ю. Макарова - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития личности Института педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, Москва, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=776059

Л.А. Матюшина - студентка 4-го курса Института педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, Москва, Россия.

Вклад авторов:

Е.Ю. Макарова - научное руководство, концепция исследования, научное редактирование текста, доработка текста, итоговые выводы.

Л.А. Матюшина - сбор и обработка материала, написание исходного текста.

Конфликт интересов:

авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors E.Yu. Makarova - Ph.D., Associate Professor, Department of Psychology of Personality Development, Institute of Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=776059

L.A. Matyushina - 4th year student of the Department of Psychology of Personality Development, Institute of Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russia.

Contribution of the authors: E.Yu. Makarova - academic advising, concept study, academic editing, revision of the text, final conclusions.

L.A. Matyushina - information search and processing, source text writing.

Conflicts of interests:

The authors declare no conflicts of interests

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 30.05.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 27.06.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 25.07.2023.

Авторами окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.