Способы урегулирование конфликтов подростков и родителей в полных и неполных
семьях
Ways to resolve conflicts between adolescents and parents in full and incomplete families
Стяжкина Н.А.
Магистр 2 курса, ф-т конфликтологии семьи, ДВФУ Дальневосточный Федеральный Университет,
РФ г. Владивосток e-mail: 2588884@mail. ru
Styazhkina N.
Master of 2 courses, faculty of conflictology of the family, FEFU far Eastern Federal University, Russia Vladivostok e-mail: [email protected]
Аннотация.
В статье рассматриваются проблемы конфликтного взаимодействия подростков и родителей в полных и неполных семьях и способы урегулирования конфликтов. Неполная семья является самой уязвимой ячейкой общества, так как испытывает различные трудности в связи с отсутствием одного из родителей. Между тем, семья как психологический объект, состоит из многочисленных взаимоотношений. Родительско - подростковые отношения могут иметь как положительный, так и негативный характер, и во многом зависят от стиля воспитания и поведения самих родителей. Между тем, выстраиваемые отношения между подростками и родителями имеют воспитательный характер и варьируются с каждым возрастным этапом ребенка, каждому из которых свойственно возникновение конфликтов по тем или иным причинам. Что так же влечет за собой и разные способы урегулирования конфликтов.
Annotation.
The article deals with the problems of conflict interaction between adolescents and parents in full and incomplete families and ways to resolve conflicts. An incomplete family is the most vulnerable unit of society, as it has various difficulties due to the absence of one of the parents. Meanwhile, the family as a psychological object consists of numerous relationships. Parent - adolescent relationships can be both positive and negative, and largely depend on the style of education and behavior of the parents themselves. Meanwhile, the relationships between adolescents and parents are educational in nature and vary with each age stage of the child, each of which is characterized by the occurrence of conflicts for one reason or another. This also entails different ways of resolving conflicts.
Ключевые слова: неполная семья, подростки, дети, семья, конфликты, способы урегулирования.
Key words: incomplete family, teenagers, children, family, conflicts, ways of settlement.
Неполная семья относится к социально неблагоприятной среде воспитания и развития ребенка. Сегодня это из 17 млн семей около 6 млн— неполные. При этом 5 млн.— это матери-одиночки. То есть, почти треть.
На сегодняшний день неполная семья является одной из основных типов современный семьи. Конфликты родительско - детских отношений в неполной семье существенно отличаются от конфликтов в полной семье, что и являет актуальность изучения данной темы среди специалистов.
Неполная семья создает трудности различного характера в адекватной социализации детей и их построении взаимоотношений с родителями. А если же в семье воспитывается подросток, то такие взаимоотношения могут стать гораздо сложнее.
Подростковый или еще его называют пубертатный возраст - это сложный период, в жизни каждого человека, так как под воздействием физиологических перемен происходят перемены, как на психологическом, так и на социальном уровне притом развитие происходит не равномерно. Усугубляется все эмоциональной
неустойчивостью и колебаниями настроения. Подростки, чувствуя свою взрослость могут бурно отстаивать свои права.
Гипотеза исследования: что факторы, влияющие на урегулирование конфликтов между одинокими родителями и подростками, имеют отличительную специфику, нежели стили урегулирования конфликтов в полных семьях.
Наиболее распространенным типов конфликтов в отношениях родителей и подростков в неполной семье является конфликт, появляющийся в следствия ограничения подростка. Дети в неполной семье вынуждены брать на себя часть ответственности и обязанностей, характерных для родительской роли. Наложенные обязанности вынуждают подростка поступиться своими интересами, увлечениями, в некоторых ситуациях и учебой. В результате таких ограничений подросток испытывает раздражительность и неудовлетворительность собственной жизнью, перерастающей в конфликт с родителем, который «ничего не успевает».
Конфликты родителей и подростков в неполной семье чаще всего связаны с обвинением подростка себя или родителя в произошедшей ситуации.
Как было описано ранее, наиболее часто встречаемой является тип разведенной неполной семьи, где основной воспитатель ребенка - мать.
Раздражительность и нервозность - главные сопутствующие жизни одинокого родителя. Часто поводом для ссор между ней и подростком служит упоминание отца как такового. Матери редко держат в себе обиды по поводу ухода мужчины из дома, и подросток становиться свидетелем негативных отзывов в сторону отца. Бывают и другие ситуации, при которых мать наоборот, старается как можно больше времени посвящать ребенку. При этом она не забывает делать акцент на одиночестве ребенка, и что именно поэтому он так заслуживает пристального внимания и ласки. В таких случаях и без того раздраженный подросток чувствует себя еще более одиноким и несправедливо покинутым. В результате в семье часто вспыхивают скандалы, а подросток делает все, чтобы быстрее покинуть дом. .[1; 2]
Внутренние смятение в отношении отсутствия у подростка одного из родителей ведет к появлению обиды у подростка на своего родителя. В случае отсутствия должной психологической поддержки родителя, подросток начинает ощущать нарастающую напряженность, выливающуюся в закрытый конфликт. Позже этот конфликт может стать открытым не только с родителем, но и с кругом общения.
В рамках данного исследования нами была выбрана методика:
Тест «Стиль поведения в конфликте» К. Томаса
База исследования: 15 семей полных, исследование проводится с матерями и детьми, и 15 семей неполных, исследование проводится среди матерей и детей. Подростки по периодизации Д.Б. Эльконину возраст с 11 до 15 лет. Все подростки посещают среднюю общеобразовательную школу. Матери по периодизации ДЖ. Бирренко это шестая фаза зрелости от 25до 50 лет. Все семьи живут отделано от прародителей, все матери работающие. В тестировании всего приняли участие 2 группы мама и подросток по 15 человек из полных и не полных семей, всего 60 человек.
Опросник «Стиль поведения в конфликте» разработан К. Томасом и предназначен для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению, выявления определенных стилей разрешения конфликтной ситуации. Методика может использоваться в качестве ориентировочной для изучения адаптационных и коммуникативных особенностей личности, стиля межличностного взаимодействия. В России тест адаптирован Н.В. Гришиной [3].
В полученных результатах мы ориентировались на максимально выраженные стратегии поведения в конфликте. В случае двойственности значений полученных данных, мы учитывали оба как наиболее часто
встречающиеся стратегии поведения в конфликте. В представленной ниже таблице 1 показаны данные на основании полученных данных был проведён анализ.
Таблица 1. Частота использования стратегии поведения в конфликте подростков и родителей в полных
и неполных семьях
Способ урегулирования конфликта Соперничество Сотрудничес тво Компромисс Избегание Приспособле ние
неполные семьи Подросток 3 3 6 3
Родитель 6 5 2 2
П+Р 9 0 8 8 5
полные семьи Подросток 5 9 2 5
Родитель 3 11 1 3
П+Р 5 3 20 3 8
Анализ полученных значений показал:
- неполные семьи предпочитают стратегии урегулирования конфликта соперничества; компромисса; избегания. Полные семьи предпочитают стратегию урегулирования конфликта компромисс.
Ниже на рисунке 1 более детально представлены полученные результаты, которые показывают, что в неполных семьях у подростков более выраженным стилем поведения в конфликтах является стиль избегания, у родителей преобладает стиль поведения соперничество
И-г
Неполные семьи подросток Неполные семьи родитель
X»" ^ .
/ </ / У /
7
Рисунок 1. Распределение стиля поведения в конфликте в неполных семьях
Ниже на рисунке 2 более детально представлены полученные результаты, которые показывают, что в полных семьях у подростков более выраженным стилем поведения в конфликтах является стиль компромисса, у родителей преобладает стиль поведения так же компромисс
Вопросы студенческой науки
Выпуск №6 (34), июнь 2019
12
10
I
/ / / У
¿Г
Полные семьи подросток полные семьи родитель
8
6
Рисунок 2. Распределение стиля поведения в конфликте в неполных семьях.
Поскольку представлены данные по двум выборкам, мы выбираем критерий Фишера для оценки различий в процентных долях, и выявленные оценки различий значимости по Критерию ф* - угловое преобразование Фишера (критерий Фишера) статистическая значимость определил частоту встречаемости выбора поведения в компромиссном стиле поведения, данные представлены в таблице 2. Однако данный статистический метод имеет ограничения. Ни одна из сопоставляемых долей не должна быть равной нулю.
Таблица 2. Результаты математических расчетов при помощи критерия Фишера. Для ведущей различий уровень статистической значимости (р=0.05 или р=0.01) равен (р=1,64 или р = 2,31)
Способ урегулирования конфликта Соперничество Сотрудничес тво Компромисс Избегание Приспособле ние
Подросток 0,83 - 2,314 1,703 0,830
Родитель - - 2,262 0,611 0,493
Анализ полученных значений показал:
- с учетом того что ф*кр (р=1,62 или р=2,31) полные семьи имеет более выраженные значения по стратегии поведения в конфликте как «компромисс», нежели неполные семьи, остальные же различия в уровнях выборок можно считать не существенными, так как ф*эмп > ф*кр (р<0,05).
В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делает акцент на следующих аспектах: исследование формы поведения в конфликтных ситуациях, характерных для людей; какие из них являются более продуктивными или деструктивными; каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение.
Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях автор применяет двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов.
К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как конкуренция и приспособление выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают. И только в ситуации сотрудничества и компромисса обе стороны оказываются в выигрыше.
На основании полученных данных был проведён анализ таблица 3, результаты которого представлены
ниже.
Таблица 3. Способ урегулирования конфликтов по двухмерной модели К.Томоса по частоте использования стратегии поведения в конфликте подростков и родителей в полных и неполных семьях
Способ урегулирования Продуктивный сотрудничество + компромисс Деструктивный избегание + приспособление + соперничество
Исследуемая выборка
Неполные семьи Подросток 3 12
Родитель 5 10
П+Р 8 22
Полные семьи Подросток 9 12
Родитель 14 4
П+Р 23 16
Анализ полученных значений показал:
- неполные семьи предпочитают стратегии урегулирования конфликта деструктивные. Полные семьи предпочитают стратегию урегулирования продуктивные.
Ниже на рисунке 3 более детально представлены полученные результаты, которые показывают, что в неполных семьях у подростков более выраженным стилем поведения в конфликтах является стиль избегания, у родителей преобладает стиль поведения соперничество
25
20
15
10
■
1
Г. 1 ■ I р
1 г ¥ п
1
I продуктивным спосою I деструктивный способ
Подросток Родитель П+Р Подросток Родитель П+Р
Неполные семьи Полные семьи
5
0
Рисунок 3. Распределение стиля поведения в конфликте в неполных семьях Поскольку представлены данные по двум выборкам, данные представлены в таблице 4, мы выбираем
критерий Фишера для оценки различий в процентных долях, и выявленные оценки различий значимости по
Критерию ф* - угловое преобразование Фишера (критерий Фишера) статистическая значимость определил
частоты встречаемости выбора поведения в продуктивных стилях поведения.
Таблица 4. Результаты математических расчетов при помощи критерия Фишера. Для ведущей различий уровень статистической значимости (р=0.05 или р=0.01) равен (р=1,64 или р = 2,31)
Способ урегулирования конфликта Продуктивный сотрудничество + компромисс Деструктивный избегание + приспособление + соперничество
Подросток 2,314 -
Родитель 3,801 2,259
П+Р 4,059 1,623
Анализ полученных значений показал:
- с учетом того что ф*кр (р=1,62 или р=2,31) полные семьи имеет более выраженные значения по продуктивным стратегия поведения в конфликте, нежели неполные семьи, остальные же различия в уровнях выборок можно считать не существенными, так как ф*эмп > ф*кр (р<0,05).
Из полученных данных видно, что факторы, влияющие на урегулирование конфликтов между одинокими родителями и подростками, имеют отличительную специфику, нежели стили урегулирования конфликтов в полных семьях.
Список используемой литературы:
1. Кон, И.С. Психосексуальное развитие и половая социализация. В кн.: Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях - Л., 2003. - 122 с.
2. Воспитание детей в полной и неполной семье / под. ред. Н.М. Ершовой - М.: Прогресс, 2013. - 204 с.
3. Кашапов, М. М. Психология конфликта : учебник и практикум для академического бакалавриата / М. М. Кашапов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016 — 184 с. — Серия : Бакалавр. Академический курс.