Научная статья на тему 'Отношения с родителями как фактор социального самочувствия подростков'

Отношения с родителями как фактор социального самочувствия подростков Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1566
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВ / SOCIALIZATION OF ADOLESCENTS / СЕМЬЯ / FAMILY / ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ / FAMILY RELATIONSHIPS / СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ / SOCIAL WELL-BEING / ПОДРОСТКОВ / ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОГО САМОЧУВСТВИЯ / FACTORS OF SOCIAL WELL-BEING / ADOLESCENTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Цветкова Ирина Викторовна

В статье проанализированы аспекты социального самочувствия старшеклассников. Рассмотрены методологические подходы к социальному самочувствию, которые сформировались в современной науке. Отмечено, что категория «социальное самочувствие» имеет сложный междисциплинарный характер. С одной стороны, критерии социального самочувствия отображают эмоциональное отношение как индивидов, так и общества к каким -либо социальным явлениям. С другой стороны, понятие социального самочувствия имеет содержание, которое включает удовлетворенность условиями социальной жизни. В статье сделан вывод о том, что важным фактором социального самочувствия подростков являются отношения с родителями. На основе материалов эмпирического исследования проверена гипотеза о том, что характер отношений в семье подростков во многом определяет уровень их социальной адаптации к социуму. Эмпирическим базисом статьи послужили материалы социологического исследования, которое было проведено среди старшеклассников Тольятти. При анализе социального самочувствия установлены взаимосвязи между оценкой отношений с родителями и представлениями подростков о будущем. Оценка отношений в семье выступает индикатором социального благополучия, она свидетельствует об отношении юношей и девушек к возможностям решения проблем, с которыми им приходится сталкиваться в жизни. В центре внимания находится взаимосвязь самооценки отношений с родителями и социального оптимизма. Низкие показатели социального самочувствия подростков находят проявление в конфликтах с окружающими. Они также проявляются в недоверии к окружающим, в низком уровне самооценки. Сделан вывод о том, что показатели социального самочувствия подростков свидетельствуют о жизненных перспективах и социальном здоровье подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Цветкова Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIPS WITH PARENTS AS A FACTOR IN SOCIAL WELL-BEING OF ADOLESCENTS

The article analyzes the aspects of social well-being of seniors. Methodological approaches to social well-being that have developed in modern science. Noted that the category "social wellbeing" is a complex interdisciplinary character. On the one hand, the criteria of social wellbeing reflect the emotional attitude of individuals and society to some social events. On the other hand, the concept of social well-being has a social content which includes satisfaction with the conditions of social life. The article concludes that an important factor of social well-being of adolescents are relationships with parents. Based on the empirical study tested the hypothesis that the nature of family relationships adolescents largely determines the level of their social adaptation to society. The empirical basis of the article is based on the materials of sociological research which was conducted among high school students. In the analysis of social well-being correlation between rating the relationship with their parents and teenagers ' perception of the future. Assessment of family relationships serve as an indicator of social well-being, it testifies to the attitude of boys and girls to the capabilities of the solutions of the problems they face in life. The focus is the relationship of self-relations with parents and social optimism. Low indicators of social well-being of adolescents manifest themselves in conflicts with others. They also manifest in distrust of others, low self-esteem. It is concluded that the indicators of social well-being of adolescents testify to the life prospects and social health of the younger generation.

Текст научной работы на тему «Отношения с родителями как фактор социального самочувствия подростков»

Tsvetkova Irina Viktorovna RELATIONSHIPS WITH PARENTS ..

sociological sciences

УДК 316.614.6

ОТНОШЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОГО САМОЧУВСТВИЯ ПОДРОСТКОВ

© 2017

Цветкова Ирина Викторовна, доктор философских наук, профессор кафедры «История и философия»

Тольяттинский Государственный Университет (445020, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 14, e-mail: aleksandr.kozlov@mail.ru)

Аннотация. В статье проанализированы аспекты социального самочувствия старшеклассников. Рассмотрены методологические подходы к социальному самочувствию, которые сформировались в современной науке. Отмечено, что категория «социальное самочувствие» имеет сложный междисциплинарный характер. С одной стороны, критерии социального самочувствия отображают эмоциональное отношение как индивидов, так и общества к каким -либо социальным явлениям. С другой стороны, понятие социального самочувствия имеет содержание, которое включает удовлетворенность условиями социальной жизни. В статье сделан вывод о том, что важным фактором социального самочувствия подростков являются отношения с родителями. На основе материалов эмпирического исследования проверена гипотеза о том, что характер отношений в семье подростков во многом определяет уровень их социальной адаптации к социуму. Эмпирическим базисом статьи послужили материалы социологического исследования, которое было проведено среди старшеклассников Тольятти. При анализе социального самочувствия установлены взаимосвязи между оценкой отношений с родителями и представлениями подростков о будущем. Оценка отношений в семье выступает индикатором социального благополучия, она свидетельствует об отношении юношей и девушек к возможностям решения проблем, с которыми им приходится сталкиваться в жизни. В центре внимания находится взаимосвязь самооценки отношений с родителями и социального оптимизма. Низкие показатели социального самочувствия подростков находят проявление в конфликтах с окружающими. Они также проявляются в недоверии к окружающим, в низком уровне самооценки. Сделан вывод о том, что показатели социального самочувствия подростков свидетельствуют о жизненных перспективах и социальном здоровье подрастающего поколения.

Ключевые слова: социализация подростков, семья, отношения в семье, социальное самочувствие, подростков, факторы социального самочувствия

RELATIONSHIPS WITH PARENTS AS A FACTOR IN SOCIAL WELL-BEING OF ADOLESCENTS

© 2017

Tsvetkova Irina Viktorovna, doctor of philosophical Sciences, Professor of the Department "History and philosophy" Togliatti State University (445020, Russia, Tolyatti, Belorusskaya str, 14, e-mail: aleksandr.kozlov@mail.ru)

Abstract. The article analyzes the aspects of social well-being of seniors. Methodological approaches to social well-being that have developed in modern science. Noted that the category "social wellbeing" is a complex interdisciplinary character. On the one hand, the criteria of social wellbeing reflect the emotional attitude of individuals and society to some social events. On the other hand, the concept of social well-being has a social content which includes satisfaction with the conditions of social life. The article concludes that an important factor of social well-being of adolescents are relationships with parents. Based on the empirical study tested the hypothesis that the nature of family relationships adolescents largely determines the level of their social adaptation to society. The empirical basis of the article is based on the materials of sociological research which was conducted among high school students. In the analysis of social well-being correlation between rating the relationship with their parents and teenagers ' perception of the future. Assessment of family relationships serve as an indicator of social well-being, it testifies to the attitude of boys and girls to the capabilities of the solutions of the problems they face in life. The focus is the relationship of self-relations with parents and social optimism. Low indicators of social well-being of adolescents manifest themselves in conflicts with others. They also manifest in distrust of others, low self-esteem. It is concluded that the indicators of social well-being of adolescents testify to the life prospects and social health of the younger generation.

Keywords: socialization of adolescents, family, family relationships, social well-being, adolescents, factors of social well-being

Введение

Понятие «социальное самочувствие» в социальных и гуманитарных исследованиях является предметом междисциплинарного изучения. Социальное благополучие, с одной стороны, фиксирует эмоциональные аспекты восприятия жизненной ситуации, связанной с состоянием общества. С другой стороны, включает оценку возможностей удовлетворения различных потребностей в конкретных условиях. Думается, что критерии и параметры социального самочувствия связаны с социально-психологическими особенностями социальных слоев, социальных групп, их социальным положением. Факторы, влияющие на социальное самочувствие подростков, во многом определяются их социальным окружением, в первую, очередь, семьей. Несмотря на то, что старшеклассники при выборе моделей поведения во многом ориентируются на примеры и образцы, которые формируются в среде их сверстников, отношения с родителями выступают базисом их социализации[1].

Для современной науки актуальны проблемы обоснования показателей и критериев социального самочувствия, а также изучения факторов, которые оказывают влияние на его оценку представителями различных

социальных групп. Функции чувственных и эмоциональных факторов развития личности недостаточно изучены в социальных и гуманитарных науках.

Социальное самочувствие выступает интегративной характеристикой поведения людей, поскольку находит проявление в жизненных стратегиях индивидов, их жизненных целях и ценностях[2]. Показатели социального самочувствия являются индикаторами адаптации молодежи к обществу. Они дают возможность выделить основные факторы, определяющие системы ценностей подростков, которые находят проявление в поведенческих установках по отношению к родителям, педагогам, сверстникам.

Актуальность изучения социального самочувствия подростков обусловлена ситуацией неопределенности, возникающей в результате сочетания разнообразных факторов, влияющих на социализацию подрастающего поколения. Не случайно, современные ученые определяют современное общество как «общество риска» [3]. Современный подросток подвергается влиянию различных по своей направленности информационных потоков, которые не дают четких жизненных ориентиров и нравственных образцов. Отношения в семье подростка, могут выступать в качестве социально-психологических

428

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 4(21)

социологические науки

Цветкова Ирина Викторовна ОТНОШЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ...

стабилизаторов социализации, если они основываются на доверии, любви, уважении[4],[5]. Однако обстановка в семье может рассматриваться как фактор дезадаптации подростка. Это может быть связано как с «социальным сиротством», когда родители в силу различных обстоятельств не уделяют должного внимания своим детям, а также с чрезмерной опекой и контролем [6].

В последние десятилетия в молодежной среде появляется ряд негативных тенденций. Они оказывают влияние на неблагоприятную демографическую ситуацию в России, снижение показателей здоровья молодежи, возрастание девиаций в молодежной среде. Актуальность проблемы социального самочувствия молодежи находит проявление в том, что Россия занимает лидирующие позиции в мире по количеству самоубийств среди подростков и молодежи[7],[8]. Современное состояние общественного сознания характеризуется отсутствием четких нравственных ориентиров, это способствует усилению влияния факторов риска, ставит под угрозу безопасность подрастающего поколения[9]. В этих условиях свобода личности нередко воспринимается как вседозволенность, которая базируется на ценностях массовой культуры. Молодежь становится объектом манипулирования со стороны технологий масс- медиа, в которых молодежь рассматривается как потребитель информации, товаров и услуг [10]. Манипулирование общественным сознанием состоит в том, что все системы ценностей рассматриваются с позиций удовлетворения потребностей «человека массового общества». В этом контексте семья, родители и близкие люди также рассматриваются как ресурс, обеспечения престижного потребления.

Проблемы социального самочувствия связаны с различными аспектами социального здоровья. Их изучение имеет непосредственное отношение к анализу адаптации различных слоев населения к социальным изменениям, к возможностям реализации человеческого потенциала. Характеристики социального самочувствия молодежи, рассмотренные в контексте социального здоровья, акцентируют внимание исследователей на факторы, обеспечивающие физическое, духовное и социальное благополучие. Они находят проявление в семейном укладе, характере взаимоотношений между представителями различных поколений. Семья формирует многие поведенческие стереотипы, которые подростки воспринимают как образы действий в различных жизненных ситуациях. Параметры социального самочувствия выступают индикаторами социального здоровья не только отдельных индивидов, но также их социального окружения. Хорошее социальное самочувствие характеризует гармоничные отношения между целями, ценностями, способами их реализации в процессе деятельности, а также их соответствие интересам развития общества[11]. Важным фактором хорошего социального самочувствия подростков выступает семейное благополучие, поддержка и понимание со стороны родителей. Плохое социальное самочувствие юношей и девушек характеризуется не только внешним конфликтным поведением, но также внутренними переживаниями, которые выражаются в отчуждении, недоверии к окружающим, чувстве одиночества[12]. Негативные проявления социального самочувствия подростков могут не доставлять проблем взрослым, однако быть причиной внутренних конфликтов юношей и девушек, связанных с недовольством своей внешностью, неверием в свои силы, страхом перед будущим, неумением решать проблемы[13]. В конечном итоге, плохое социальное самочувствие снижает потенциал социального здоровья молодежи, поскольку создает препятствия для самореализации[14]. В процессе создания методологии изучения социального самочувствия большую роль сыграли психологические исследования. В рамках социально-психологических исследований социальное самочувствие трактуют как синтез чувственного и рационального отношения к действительности, которое определяет социальные установки индивида. В

структуру социального самочувствия включают показатели психологического и эмоционального комфорта, которые находят проявление в жизненном настрое индивида, в социальном оптимизме или пессимизме[15]. Для подростков этот аспект социального самочувствия включает отношение к настоящему, будущему, оценку сложности проблем, с которыми подросткам приходится сталкиваться в жизни[16].

Трактовка социального самочувствия включает не только эмоциональный настрой, но, главным образом, социальные чувства. Они характеризуют оценку отношений с представителями различных социальных групп, общностей, социальных структур. Социальные чувства характеризуют уровень интеграции индивидов в те или иные сообщества, готовность к взаимодействию, уровень доверия, возможность сотрудничать и т.д. В отличие от эмоций, социальные чувства характеризуют рефлексивные качества индивида, которые предполагают возможность оценки поведения индивида со стороны, с позиций других людей[17].

В условиях модернизации российского общества происходит трансформация социальных институтов, в том числе, института семьи. Это оказывает существенное влияние на социализацию подрастающего поколения. Важной функцией социального института семьи является трансляция социального опыта от старшего поколения к младшему, в процессе которого происходит становление системы ценностей. Трансформация данной функции проявляется в разрушении ценностных семейных устоев. Семья важна для обеспечения социально-психологического комфорта личности, однако часто встречается потребительское отношение к ней. В сознании подрастающего поколения семья подчас воспринимается как средство удовлетворения материальных и социальных потребностей и запросов, однако мнения родителей, старших членов семьи не воспринимаются как значимые. Ослабление семейных коммуникаций негативно влияет на социальное самоопределение подростков, формирование их ценностей, эффективность взаимодействия с социальным окружением [18].

Концепция исследования.

Предметом анализа в данной статье послужили материалы исследования «Мой жизненный идеал», проведенного отделом мониторинга МОУ ДПОС "Ресурсный центр" в 2015 году. Исследование посвящено проблеме суицидального риска среди школьников седьмых и девятых классов школ Тольятти. В анкетировании приняли участие 1396 обучающихся. Цель статьи состоит в выявлении факторов, влияющих влияния на социальное самочувствие подростков, которые характеризуют отношения с родителями. Исследование нацелено на проверку гипотез о том, что оценка подростками отношений с родителями свидетельствует как о степени удовлетворения их базовых потребностей, так и об уровне социального оптимизма. Обстановка в семье выступает основным фактором, определяющим адаптационные механизмы подрастающего поколения к социуму.

Результаты исследования.

В ходе исследования респондентам предлагалось оценить отношения, которые сложились у них в семье, выбрав одну из четырех позиций. В нашей интерпретации первая оценка «в нашей семье любовь и взаимопонимание» - отношения в семье «хорошие»; вторая «у нас хорошие, уважительные друг к другу отношения» - «нормальные»; третья «в нашей семье каждый живет сам по себе» - «неблагоприятные» и четвертая позиция «часто происходят ссоры и скандалы» соответствует крайне неблагоприятной ситуации.

46% учащихся считают, что в их семье любовь и взаимопонимание. Столько же опрошенных респондентов высказались менее позитивно, выбрав позицию «у нас хорошие, уважительные друг к другу отношения».

Как видим, большая часть опрошенных респондентов в той или иной степени удовлетворены взаимоотно-

Tsvetkova Irina Viktorovna sociological

RELATIONSHIPS WITH PARENTS ... sciences

шениями с родителями.

Тем не менее, 5 % отметили, что в семье часто происходят ссоры и скандалы и примерно столько же учащихся (3%) придерживаются мнения, что в семье каждый живет сам по себе. Таким образом, 8% респондентов указывают на наличие проблем в семейных взаимоотношениях.

Юноши характеризовали свои отношения в семье как «хорошие» в половине анкет, тогда как девушки выбирали данный вариант ответа в 43% случаев. Девушки чаще определяют характер своих отношений с родителями как «нормальные». Девушки оказались более критично настроены по отношению к своей семье. Семиклассники на 6% чаще, чем девятиклассники, выбирали вариант «в нашей семье любовь и взаимопонимание». А девятиклассники чаще отмечали среднюю позицию «у нас хорошие, уважительные друг к другу отношения». По данным исследования, характер семейных взаимоотношений непосредственно влияет на успеваемость респондентов.

Старшеклассники, у которых сложились хорошие отношения в семье, по показателям учебной деятельности значительно выше, чем у тех, у кого отношения с родителями нормальные или неблагоприятные. Полученные данные свидетельствуют о том, что именно семья является мощным ресурсом, дающей эмоциональную поддержку подростку для успешной самореализации в школе.

Как оказалось, качество жилищных условий семьи заметно влияет на характер межличностных отношений. Респонденты, у которых хорошие жилищные условия, есть своя отдельная комната, чаще удовлетворены своими взаимоотношениями с родителями. И, наоборот, дефицит жизненного пространства снижает удовлетворенность внутрисемейными отношениями.

Следующими параметрами, определяющими характер отношений, является состав семьи и ее материальное положение.

Старшеклассники из полных семей чаще отмечали, что в их семье любовь и взаимопонимание. А подростки из неполных семей или воспитывающиеся с матерью и отчимом (отцом и мачехой) чаще указывают на нормальные или неблагоприятные взаимоотношения в семье. Микроклимат лучше в полных семьях.

Подростки из семей с высоким уровнем доходов чаще считают, что отношения с родителями хорошие. Респонденты со средним достатком семьи охарактеризовали свои отношения с родителями как нормальные. А учащиеся из семей с уровнем доходов ниже среднего чаще не довольны своими взаимоотношениями с родителями.

Таким образом, жизнь в стесненных жилищных условиях, низкий материальный достаток семьи служат дополнительным источником стрессов, провоцирует семейные ссоры, скандалы или ведет к тому, что в семье каждый живет сам по себе.

Также необходимо отметить, что характер взаимоотношений между родителями и детьми формирует устойчивые способы действия, поведения ребенка в сложных ситуациях.

Таблица 1 показывает: чем лучше взаимоотношения в семье, тем чаще подростки находят конструктивные способы выхода из сложных ситуаций - стараются спокойно и рационально разрешить возникающие проблемы, не углубляясь в эмоции. Подростки, у которых нормальные или неблагоприятные взаимоотношения в семье, в сложных ситуациях прибегают к стратегии «игнорирования», то есть пытаются не обращать на проблемы внимания, считают, что они как-нибудь разрешатся.

А старшеклассники, которые отмечали неблагоприятные взаимоотношения в семье, чаще остро переживают сложные ситуации, но верят, что наступит «белая полоса», полностью погружаются в негативные переживания, «опускают руки» или пытаются привлечь внимание других людей неожиданными поступками, сильными эмоциями. 430

Таблица 1 - Зависимость поведения подростков в сложных ситуациях от отношений с родителями (в % по столбцам)

Поведение в сложных ситуациях Хорошие Нормальные Неблагоприятные

Стараюсь спокойно и рационально разрешить возникающие проблемы, не углубляюсь в эмоции 76 66 50

Пытаюсь не обращать на проблемы внимания, как-нибудь разрешатся 13 18 20

Остро переживаю, но верю, что наступит 21 26 36

Полностью погружаюсь в негативные переживания, «опускаю руки» Ъ 5 13

Пытаюсь привлечь внимание других людей неожиданнымипоступками, сильными эмоциями ъ 6 12

Исходя из вышесказанного, следует отметить, что модель поведения родителей формирует устойчивые способы действия, поведения детей в сложных ситуациях, т.е. подростки копируют образцы поведения, которые видят в своей семье.

Таблица 2- Зависимость психологического самочувствия подростков от взаимоотношений в семье

Отношения к будущему отношения «Нормальные» «Н еблагоприятные»

смотрю в будущее 58 35 26

Дела обстоят нормально, без особых 38 60 48

Настроение неважное, много проблем 4 5 26

Как видно из таблицы 2, непосредственное влияние на психологическое самочувствие респондентов оказывает микроклимат в семье. Чем лучше складываются отношения в семье, тем оптимистичней респонденты оценивают свое будущее. И, наоборот, чем хуже взаимоотношения в семье, тем чаще у подростков доминирует плохое настроение.

Аналогичная тенденция прослеживается при рассмотрении влияния межличностных взаимоотношений в семье на внутренние переживания подростков. Полученные результаты свидетельствуют о том, что чем хуже атмосфера в семье, тем чаще подростки испытывают внутренние переживания.

Анализ данных выявил корреляцию между отношением к жизни подростка и его взаимоотношениями в семье (См. таблицу 3). Для удобства интерпретации мы объединили две позиции: « сейчас у меня есть серьезные проблемы, пока не вижу выхода» и «жизнь скучна, бессмысленна, не интересна», которые демонстрируют тревожно-депрессивные состояния подростков по отношению к жизни в настоящее время.

Таблица 3-Зависимость отношения к жизни респондентов от взаимоотношений в семье

Отношение к жизни «Неблагоприятные»

Жизнь легка и интересна 46 30 17

Сейчасуменя есть трудности,но они преодолимы 46 59 54

Сейчасуменя есть проблемы, пока не вижу выхода; Жизнь скучна, 3 6 23

Затрудняюсь ответить 6 6 7

Старшеклассники, которые имеют неблагоприятные взаимоотношения в семье, пессимистично относятся к жизни в 23% случаев, тогда как респонденты, у которых преобладают хорошие или нормальные взаимоотношения, только в 3%-6% случаев.

Подростки, которые имеют хорошие взаимоотношения в семье, чаще выбирали суждения: «Все трудности можно преодолеть»; «Чтобы ни случилось, надо жить и быть счастливым»; «Мои родители всегда на моей стороне. Даже если весь мир от меня отвернется, я не останусь один».

Юноши и девушки, которые дают негативную оценку отношениям в семьях, чаще выбирали суждения: «Моя жизнь скучна и однообразна. Ничто меня не увлекает»; «Никому до меня нет никакого дела. Меня замечают только, когда со мной что-то случается»; «В жизни лю-

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 4(21)

социологические науки

Цветкова Ирина Викторовна ОТНОШЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ...

бого человека могут быть ситуации, о которых никому не расскажешь, ни родителям, ни близкому другу», и даже «Можно оправдать людей, выбравших добровольный уход из жизни».

В зависимости от характера взаимоотношений в семье у подростков формируются привычные формы отношений к другим людям. В семьях, в которых преобладают любовь и взаимопонимание, подростки чаще имеют хорошие, доверительные отношения с педагогами. Там, где часто происходят ссоры и скандалы, подростки чаще отмечают, что с большинством учителей у них сугубо деловые отношения или многие педагоги вызывают у них антипатию. В семьях, где каждый живет сам по себе, учащиеся чаще говорили о том, что со многими учителями у них нет контакта и взаимопонимания.

Подростки, у которых сложились хорошие взаимоотношения в семье, чаще положительно оценивают микроклимат в школьном коллективе. А те, кто утверждает, что обстановка в семье неблагоприятная, чаще отмечали напряженные взаимоотношения с одноклассниками.

Выводы и заключения:

Как показывают полученные данные, чем хуже взаимоотношения в семье, тем чаще подростки указывают на наличие тревожно-депрессивного отношения к жизни, которое свидетельствует о плохом социальном самочувствии. Подростки, воспитывающиеся в семьях, где каждый живет сам по себе, более склонны к тревожно-депрессивным переживаниям. Они чаще считают, что в жизни бывают безвыходные ситуации, в их окружении есть люди, которые унижают и оскорбляют, у них нет друзей, которые бы смогли помочь в сложной ситуации, люди не могут оценить их по достоинству. Плохое социальное самочувствие подростков проявляется в стремлении доказать любовь, рискуя всем, даже жизнью. Показатели плохого социального самочувствия находят отражение в суждении о том, душевная боль хуже, чем физическая.

Подростки из семей, где часто происходят ссоры и скандалы, чаще отмечали, что им часто не везет в жизни, неудачи могут привести их в отчаяние и чтобы добиться от родителей выполнения своих желаний, они готовы на любые поступки.

Респонденты, имеющие конфликтные взаимоотношения в семье, отмечают, что со стороны родителей довольно часто бывают чрезмерная строгость, придирчивость, несправедливость, грубость, нечестность, чрезмерная опека, множество запретов и контроля. Они чаще, чем остальные, считают, что в их семье существуют такие проблемы, как высокая требовательность, суровость родителей, низкий уровень материального благосостояния, равнодушие к делам и проблемам друг друга, несправедливое распределение домашних обязанностей, обзывание детей, рукоприкладство. Они чаще отмечают в качестве причины осложнений их отношений с родителями - желание следовать молодежной моде.

Участники опроса из семей, в которых каждый сам по себе, чаще подчеркивали безразличие родителей к делам и проблемам детей, а среди причин разногласий чаще отмечали требование денег или какой-нибудь вещи, курение, способы проведения свободного времени, употребление спиртного, неопрятность. Они чаще жаловались на отсутствие в семье общих интересов, пьянство родителей, грубость в обращении.

Таким образом, нередко именно безразличное или конфликтное поведение взрослых, их нежелание понимать закономерность происходящего с детьми, приводит к ухудшению психологического состояния подростков, порождает внутренние переживания, чувство одиночества, тревожно-депрессивное отношение к жизни.

Подростки, которые имеют неблагоприятные отношения в семье, чаще испытывают трудности в обучении, не находят взаимопонимания с учителями, одноклассниками, т.е. некомфортно ощущают себя в школьном коллективе. Они чаще крепко охраняют свой внутренний

мир от внешнего вторжения, чаще негативно относятся к людям, чаще переживают по поводу своей внешности, фигуры, чаще испытывают чувство одиночества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Карамельский Р. В. Проблемы измерения социального самочувствия // Вестник Чувашского государственного университета. 2011. №4. С.178-182.

2. Тилинина Т. В. Причины кризиса ценностных ориентаций в современных российских семьях // Теория и практика общественного развития. 2012. №6. С.49-52.

3. Кирпиченко А. А., Барышев А. Н. Суицидальный риск среди подросткового населения г. Витебска // Вестник ВГМУ. 2015. №1. С.91-96

4. Горбачева Н.Б. Межпоколенный конфликт между родителями и детьми.// Карельский научный журнал. 2015. № 2 (11). С. 21-23.

5. Лукаш С. Н. Роль семьи в формировании лидерских качеств у подрастающего поколения // Научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. №110. С.1471-1480.

6. Борисенков В. П., Гукаленко О.В. Институт семьи и семейная политика в современной России: проблемы, тенденции и перспективы // Интернет-журнал Науковедение. 2014. №5 (24).

7. Чепелева Л. М., Дружинина Э. Л. Причины выбора суицидального поведения современными подростками // Общество и право. 2014. №3 (49). С.242-245.

8. Лукашук А.В., Байкова М.А. Современный взгляд на проблему подростковых суицидов // Здравоохранение Югры: опыт и инновации. 2016. №2.

9. Васильева Р. Е. Модель готовности студентов к формированию безопасного поведения подростков // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. №1. С.87-90

10. Антипина Н.Л. Молодежь в условиях изменяющегося общества // Здоровье и образование в XXI веке. 2017. №5. С.150-152.

11. Морев М. В. Социальное здоровье российского общества: тенденции и проблемы // Проблемы развития территории. 2014. №5 (73). С.28-46.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Минуллина А.Ф., Сарбаева О.Ю. Взаимосвязь факторов семейного воспитания и суицидальной активности подростков // Практическая медицина. 2015. №5 (90).

13. Таранова Е.И. Семья как фактор, влияющий на формирование аутоагрессивного, суицидального поведения в подростковом возрасте // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Медицина. Фармация. 2011. №10 (105). С.44-50.

14. Яковлева Е.Л. Эксклюзивная инклюзивность творческой личности// Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 27-30.

15. Собкин В.С., Смыслова М.М. Социальное самочувствие подростка: оценка успешности жизненных перспектив (по материалам кросскультурного исследования) // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2014. №8. С.19-27.

16. Попова И.П. Влияние социально-психологического самочувствия на суицидальное поведение обучающихся суворовского военного училища // Тюменский медицинский журнал. 2013. №3. С.33-34.

17. Васильева Р.Е. Модель готовности студентов к формированию безопасного поведения подростков // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. №1. С.87-90.

18. Борисенков В.П., Гукаленко О.В. Институт семьи и семейная политика в современной России: проблемы, тенденции и перспективы // Интернет-журнал Науковедение. 2014. №5 (24).

Статья поступила в редакцию 29.09.2017

Статья принята к публикации 25.12.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.