УДК 159.9
Минакова Г.К.
студент института педагогики и психологии Оренбургский государственный педагогический университет
(г. Оренбург, Россия)
ВЗАИМОСВЯЗЬ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ ПОДРОСТКОВ С РАЗНОЙ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТЬЮ
Аннотация: в статье обсуждается проблема конфликтности в межличностных отношениях между подростками. Описываются особенности влияния социокультурных факторов на формирование гендерной идентичности личности и ее поведенческих стратегий в конфликтных ситуациях. Также предоставляются результаты исследования, целью которого является выявление особенностей стратегий поведения в конфликте у подростков с разной гендерной идентичностью.
Ключевые слова: гендерная идентичность, конфликт, стратегия поведения в конфликте.
В условиях современного мира все чаще проявляется конфликтность в межличностных отношениях. Индивидуальные особенности личности, низкий уровень культуры общения, тревожные состояния и различные ситуативные факторы влияют на то, как человек ведет себя в ситуации конфликта.
Оказаться в конфликтной ситуации может каждый человек, независимо от возраста, но особенно актуальной данная проблема является в подростковом возрасте. Этот возраст является сложным этапом перехода от детства к взрослости, сопровождающийся нарастанием внутренних противоречий развития и напряженности межличностного взаимодействия со сверстниками, взрослыми и родителями. [3] Это возраст самоутверждения среди сверстников, протеста и бунта против старших, проявления сильных эмоций и переживаний.
Для подростка, отмечает в своих работах Л.И. Божович, особую значимость приобретает отношение со стороны сверстников, реакция на деструктивное поведение, мнение о поступке и о самом подростке, что делает конфликт для подростка способом утверждения своей позиции, как в отношениях со сверстниками, так и в отношениях со взрослыми. [2] Это способствует формированию самосознания и идентичности самого подростка, так как именно в конфликте он учится выбирать оптимальный для конкретной ситуации стиль поведения. Из этого следует, что особенность и грамотность в выборе стратегий в конфликте формируется в именно в подростковом возрасте.
На выбор стратегий поведения в конфликте подростков огромное влияние оказывает окружающий социум. Формирование гендерных качеств человека происходит в процессе гендерной социализации, то есть под влиянием социокультурной среды, которая предъявляет личности определенные требования как к представителю определенного пола. Гендерная идентичность выступает как продукт социального конструирования и, одновременно, как один из ключевых факторов, опосредующих поведенческую активность и установки личности в контексте межличностных отношений я в том числе в конфликтных ситуациях.
Все вышесказанное и определило цель нашего исследования - выявление особенностей стратегий поведения в конфликте подростков с разной гендерной идентичностью.
Исследование было проведено на базе МОАУ «Средняя общеобразовательная школа № 87». Выборку составили старшие подростки в количестве 60 человек.
Гипотеза нашего исследования заключается в том, что при выраженной маскулинности у подростков проявляется склонность к проявлению способа конфронтации в конфликтной ситуации, а при выраженной фемининности проявляется склонность к проявлению способов приспособления в конфликте.
В исследовании были использованы следующие методики: опросник полоролевой идентичности С. Бэм и тест Томаса - Килменна «Стратегии поведения в конфликтной ситуации» в адаптации Н. В. Гришиной.
Результаты исследования показали, что у 91,7% подростков прослеживается андрогинный тип гендерный идентичности, у 1,7% - умеренный маскулинный тип и у 6,7% умеренный фемининный тип.
Фемининный тип гендерной идентичности характеризуется такими качествами как уступчивость, мягкость, чувствительность, застенчивость, нежность, сердечность, способность к сочувствию, сопереживанию и др. К типично маскулинным чертам традиционно относятся такие, как независимость, напористость, доминантность, агрессивность, склонность к риску, самостоятельность, уверенность в себе и др. Андрогинный тип же гендерной идентичности в себя включает фемининные и маскулинные черты. Считается, что такая гармоничная интеграция маскулинных и фемининных черт повышает адаптивные возможности андрогннного типа.
В соответствии с полученными данными, дальнейший анализ осуществлялся на основе сравнения трех групп, которые были сформированы в зависимости от гендерного типа идентичности подростков.
Согласно результатам методики «Поведение в конфликтной ситуации», во всей совокупности выборки самыми распространенными способами поведения в конфликте являются сотрудничество (30%), уклонение (23,3%) и компромисс (23,3%). Выбор конфронтации как стратегии поведения в конфликте составляет 18,3%, приспособления - 5,1%. Это может быть связано с умением принимать чужую точку зрения и её плюсы, принимают во внимание нужды и желания оппонентов и находят подходящее для всех решение, желают сохранить отношения между конфликтующими сторонами при взаимных уступках.
Среди подростков с андрогинностью самые распространённые стратегии поведения сотрудничество- 27,3%, компромисс - 25,5%. У подростков с
фемининностью в равной степени распространены сотрудничество и уклонение, а у подростков с маскулинностью - сотрудничество и компромисс. Таблица 1 - Сравнение стратегий поведения в конфликте у подростков с разной гендерной идентичностью
Тип гендерной идентичност и Конфронта ция Сотрудничес тво Компром исс уклонен ие Приспособле ние
Андрогинно сть 20% 27,3% 25,5% 21,8% 5,5%
Фемининно сть 50% 50%
Мускулинно сть 50% 50%
Обобщая результаты по двум методикам, можно выделить, что гипотеза исследования подтвердилась лишь частично в связи с небольшим количеством подростков с мускулинным и фемининным типом, что делает затруднительным сравнить их выбор стратегии поведения в конфликте.
Полученные результаты возможно объяснить тем, что существовавшие ранее традиционные образцы мужественности и женственности в современных условиях во многом изменились и продолжают меняться. Современный подросток, выстраивая собственную картину мира, свой новый образ «Я», не ограничивается пассивным усвоением гендерных норм и ролей, а стремится самостоятельно активно осмысливать, и формировать свою гендерную идентичность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Белкин A.C. Конфликтология: наука о гармонии. М.: Академия, 2015. 261 с.
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте М. : Питер, 2008. 398 с.
3. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 2016.№2. С.21-26.
4. Данакин Н.С. Конфликты и технология их предупреждения. М.: Академия, 2015. 347 с.
5. Ожегов С. И.Словарь русского языка. М.: Мир и Образование, 2015. 734 с.
6. Семёнов А. В. Половозрастные различия и динамика представлений подростков в конфликтах: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2002. 24 с.
7. Тарасова Е. А. Гендерные отличия в конфликтном взаимодействии. Воронеж, 2002. 203 с.
Minakova G.K.
Student of the Institute of Pedagogy and Psychology Orenburg State Pedagogical University (Orenburg, Russia)
INTERRELATION OF BEHAVIORAL STRASTEGIES IN CONFLICT OF ADOLESCENTS WITH DIFFERENT GENDER IDENTITIES
Abstract: the article discusses the problem of conflict in interpersonal relationships between adolescents. The features of the influence of socio-cultural factors on the formation of a person's gender identity and her behavioral strategies in conflict situations are described. The results of the study are also provided, the purpose of which is to identify the features of conflict behavior strategies in adolescents with different gender identities.
Keywords: gender identity, conflict, strategy of behavior in conflict.