Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ ПОДРОСТКОВ С РАЗНОЙ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТЬЮ'

ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ ПОДРОСТКОВ С РАЗНОЙ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
274
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ / ПОДРОСТКИ / СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коротаева Анастасия Игоревна

В статье рассмотрена проблема выбора стратегий поведения в конфликте подростков с разной гендерной идентичностью. В качестве испытуемых выбраны учащиеся десятых классов в возрасте 16 лет. Подростковый возраст является наиболее конфликтным. Именно подростковый кризис признан самым сложным, на данном этапе происходит перестройка отношений не только в общественной системе, но и на внутриличностном уровне. Во многом является закономерным тот факт, что подобные изменения могут привести к острым конфликтным ситуациям. Становление гендерной идентичности для подросткового возраста является необходимым условием развития личности и самосознания. Традиционно выделяет маскулинную, феминную и андрогинную идентичность. В результате проведенного исследования обнаружены взаимосвязи между разной гендерной идентичностью и стратегиями, способами реагирования в конфликте. Кроме исследовательского компонента работы, также осуществлена и практическая составляющая работы, проведены система занятий, направленных на формирование конфликтной компетентности старшеклассников. Занятия были проведены в форме лекции, также диагностических процедур, самостоятельным построением профиля конфликтного поведения. Созданные игровые ситуации позволили рассмотреть конфликты различного происхождения, выявить стратегии поведения. Содержание занятий было практикоориентированным и актуальным для данного возрастного периода, основой выступали реально существующие конфликтной ситуации, учитывалась социокультурная обстановка. Вследствие этого на протяжении цикла занятий возникали запросы в консультациях, индивидуальная работа была организована как в ходе проведенной системы занятий, так и после их окончания. Продуктами деятельности выступили практические компетенции, конструируемые на занятиях, различного характера презентации и самопрезентации, памятки, собственное моделирование и решение конфликтов. Исследованы различные компоненты конфликта. Для магистрантов данный вид деятельности обогатил профессиональный опыт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF BEHAVIORAL STRATEGIES IN CONFLICT OF ADOLESCENTS WITH DIFFERENT GENDER IDENTITIES

The article considers the problem of choosing behavioral strategies in the conflict of adolescents with different gender identities. Tenth grade students aged 16 were selected as subjects. Adolescence is the most conflicted. It is the adolescent crisis that is recognized as the most difficult, at this stage there is a restructuring of relations not only in the social system, but also at the intrapersonal level. In many ways, it is natural that such changes can lead to acute conflict situations. The formation of gender identity for adolescence is a necessary condition for the development of personality and self-awareness. Traditionally distinguishes masculine, feminine and androgynous identity. As a result of the conducted research, the interrelationships between different gender identities and strategies, ways of responding to conflict were found. In addition to the research component of the work, the practical component of the work was also carried out, a system of classes aimed at optimizing the conflict competence of high school students was conducted. The classes were held in the form of lectures, diagnostic procedures, and self-construction of a conflict behavior profile. The created game situations allowed us to consider conflicts of various origins, identify behavioral strategies. The content of the classes was practice-oriented and relevant for this age period, the basis was the actual conflict situations, the socio-cultural situation was taken into account. As a result, during the cycle of classes, there were requests for consultations, individual work was organized both during the conducted system of classes and after their completion. The products of the activity were practical competencies constructed in the classroom, various types of presentations and self-presentations, memos, own modeling and conflict resolution. Various components of the conflict are investigated. For undergraduates, this type of activity has enriched professional experience.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ ПОДРОСТКОВ С РАЗНОЙ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТЬЮ»

Психология

УДК 159.9, 316.6

кандидат психологических наук, доцент Коротаева Анастасия Игоревна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского» (г. Ярославль)

ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ ПОДРОСТКОВ С РАЗНОЙ ГЕНДЕРНОЙ

ИДЕНТИЧНОСТЬЮ

Аннотация. В статье рассмотрена проблема выбора стратегий поведения в конфликте подростков с разной гендерной идентичностью. В качестве испытуемых выбраны учащиеся десятых классов в возрасте 16 лет. Подростковый возраст является наиболее конфликтным. Именно подростковый кризис признан самым сложным, на данном этапе происходит перестройка отношений не только в общественной системе, но и на внутриличностном уровне. Во многом является закономерным тот факт, что подобные изменения могут привести к острым конфликтным ситуациям. Становление гендерной идентичности для подросткового возраста является необходимым условием развития личности и самосознания. Традиционно выделяет маскулинную, феминную и андрогинную идентичность. В результате проведенного исследования обнаружены взаимосвязи между разной гендерной идентичностью и стратегиями, способами реагирования в конфликте. Кроме исследовательского компонента работы, также осуществлена и практическая составляющая работы, проведены система занятий, направленных на формирование конфликтной компетентности старшеклассников. Занятия были проведены в форме лекции, также диагностических процедур, самостоятельным построением профиля конфликтного поведения. Созданные игровые ситуации позволили рассмотреть конфликты различного происхождения, выявить стратегии поведения. Содержание занятий было практикоориентированным и актуальным для данного возрастного периода, основой выступали реально существующие конфликтной ситуации, учитывалась социокультурная обстановка. Вследствие этого на протяжении цикла занятий возникали запросы в консультациях, индивидуальная работа была организована как в ходе проведенной системы занятий, так и после их окончания. Продуктами деятельности выступили практические компетенции, конструируемые на занятиях, различного характера презентации и самопрезентации, памятки, собственное моделирование и решение конфликтов. Исследованы различные компоненты конфликта. Для магистрантов данный вид деятельности обогатил профессиональный опыт.

Ключевые слова: стратегии поведения в конфликте, подростки, система занятий.

Annotation. The article considers the problem of choosing behavioral strategies in the conflict of adolescents with different gender identities. Tenth grade students aged 16 were selected as subjects. Adolescence is the most conflicted. It is the adolescent crisis that is recognized as the most difficult, at this stage there is a restructuring of relations not only in the social system, but also at the intrapersonal level. In many ways, it is natural that such changes can lead to acute conflict situations. The formation of gender identity for adolescence is a necessary condition for the development of personality and self-awareness. Traditionally distinguishes masculine, feminine and androgynous identity. As a result of the conducted research, the interrelationships between different gender identities and strategies, ways of responding to conflict were found. In addition to the research component of the work, the practical component of the work was also carried out, a system of classes aimed at optimizing the conflict competence of high school students was conducted. The classes were held in the form of lectures, diagnostic procedures, and self-construction of a conflict behavior profile. The created game situations allowed us to consider conflicts of various origins, identify behavioral strategies. The content of the classes was practice-oriented and relevant for this age period, the basis was the actual conflict situations, the socio-cultural situation was taken into account. As a result, during the cycle of classes, there were requests for consultations, individual work was organized both during the conducted system of classes and after their completion. The products of the activity were practical competencies constructed in the classroom, various types of presentations and self-presentations, memos, own modeling and conflict resolution. Various components of the conflict are investigated. For undergraduates, this type of activity has enriched professional experience.

Key words: strategies of behavior in conflict, adolescents, the system of classes.

Введение. В продолжение исследования конфликтоустойчивости школьников с разной гендерной идентичностью (ранее было проведено исследование младших школьников и учеников среднего звена с разной гендерной идентичностью). на базе МОУ «Средняя школа №4 им. Н.А. Некрасова с углубленном изучением английского языка» г. Ярославля происходило исследование среди десятых классов совместно с магистрантами второго курса. В исследовании приняли участие 68 учеников в возрасте 16 лет. Темой исследования выступили стратегии поведения в конфликте подростков с разной гендерной идентичностью. Разнообразные конфликтные ситуации являются неизбежным результатом сложного процесса социального взаимодействия. Конструктивные отношения с окружающими и решение различных столкновений является важным показателем развития личности. Характерные способы поведения в конфликтных ситуациях начинают складываться на ранних этапах онтогенеза, в процессе активного включения ребенка в широкую систему социальных отношений, осознания себя и своего места в ней. Подростковый возраст традиционно рассматривается как наиболее конфликтный. Именно подростковый кризис признан самым сложным, на данном этапе происходит перестройка отношений не только в общественной системе, но и на внутриличностном уровне, что приводит, зачастую, к острым конфликтным ситуациям. Приобретаемый подростком опыт общения служит основанием для усвоения разных по конструктивности способов решения конфликтных ситуаций. Выбираемые подростками стратегии поведения могут служит причиной удовлетворенности своим положением в классном коллективе, или, напротив, желанием улучшить статус во взаимоотношениях.

Становление гендерной идентичности для подросткового возраста является необходимым условием развития личности и самосознания. Традиционно выделяет маскулинную, феминную и андрогинную идентичность. Выявленные особенности гендерной идентичности, позволили определить доминирующий тип гендерной идентичности - андрогинный.

Необходимо отметить тот факт, что неумение разрешать конфликты в подростковой среде может привести к серьезным последствиям, которые способны деформировать личность, приводить к неконтролируемым вспышкам агрессии, в том числе не только вербальной, но и физической, что может перерастать в буллинг. Нередкими в подростковой среде являются и проявления аутоагрессии, причинение вреда собственному здоровью. Как правило, причиной этого выступает неразрешенный внутриличностный конфликт.

В качестве методик исследования выступали следующие: тест определения стратегии поведения в конфликте (К. Томаса), методика BSRI (С. Бэм), тест конфликтоустойчивости (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов), тест руки Вагнера.

Изложение основного материала статьи. Обратимся к анализу полученных результатов. Согласно результатам методики «Стратегии поведения в конфликте» наиболее распространенный вариант решения конфликтов для подростков -сотрудничество (53%) и приспособление (19%), следующими по выраженности идут избегание (13%), соревнование (9%) и приспособление (6%). Подростки мужского пола также предпочитают решать проблему конфликта с помощью сотрудничества (47%), девочки выбирают сотрудничество, однако близка к предпочитаемым и стратегия соревнования (38%).

Таблица 1

Результаты теста определения стратегии поведения в конфликте (К. Томаса)

Критерии оценки методики/Гендерная идентичность соревнование (конкуренция) приспособление (уступчивость) компромисс избегание сотрудничество

Маскулинный тип 0,432 (р<0,01) 0,256 0,521 0,431 0,342

Феминный тип 0,237 0,347 0,536 0,265 0,328 (р<0,001)

Андрогинный тип 0,254 0,287 (р<0,001) 0,634 0,854 0,345

Проанализировав полученные взаимосвязи (таблица 1), можно отметить, что обнаружена взаимосвязь между маскулинным типом гендерной идентичности и стратегией соревнование. Феминный тип идентичности связан со стратегией сотрудничества, андрогинный с приспособлением. Взаимосвязь маскулинной идентичности и конкурентной стратегией является нормотипичной для данного возраста - с одной стороны подростки ожидают признание со стороны сверстников, референтной группы, с другой - для них является принципиально важным отличаться от других и быть «уникальным», конкуренция может проявляться как на внешнем, так и внутриличностном уровнях. Конкуренция представителей маскулинной идентичности носит, как правило, более открытый, «явный» характер, чем у представителей доминирующего типа феминной идентичности. Сотрудничество - наиболее предпочитаемая стратегия поведения в конфликте, для подростков с феминной идентичностью в большей степени, чем для мальчиков характерно формулирование социально одобряемых ответов, что может привести к подобным результатам. Однако нельзя исключать, что сотрудничество больше характерно для феминной идентичности. Андрогинная идентичность, совмещающая черты феминной и маскулинной, коррелирует с приспособлением, данный тип идентичности имеет высокие адаптивные возможности.

Таблица 2

Результаты теста конфликтоустойчивости (Н.П. Фетискин., В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов)

Критерии оценки методики/Гендерная идентичность Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Очень низкий уровень

Маскулинный тип 0,345 0,534 0,442 0,224

Феминный тип 0,423 0,297 (р<0,001) 0,338 0,357

Андрогинный тип 0,362 0,156 (р<0,01) 0,253 0,448

По результатам теста конфликтоустойчивости (таблица 2) выявлены прямые взаимосвязи с показателями средний уровень конфликтоустойчивости и феминный тип идентичности, а также средний уровень конфликтоустойчивости и андрогинный тип идентичности. Данные результаты можно интерпретировать следующим образом: андрогинный тип идентичности представляет собой совокупность как маскулинных, так и феминных черт, способность человека успешно адаптироваться к изменяющимся условиям, поэтому средний уровень конфликтоустойчивости может выступать показательным для данного типа идентичности.

Результаты теста руки Э. Вагнера.

Таблица 3

Критерии оценки методики/Гендерная идентичность агрессия указания страх привязанность коммуникация зависимость описание

Маскулинный тип 0,457 (p<0,05) -0,332 0,521 0,553 0,244 0,211 0,334

Феминный тип 0,236 0,246 0,326 0,342 0,455 (p<0,01) 0,435 -0,421

Андрогинный тип 0,451 0,235 0,451 0,221 0,265 -0,521 (p<0,01) 0,335

По результатам данной методики (таблица 3) проявились взаимосвязи между маскулинным типом и агрессией, между феминным типом и коммуникацией, а также обратная взаимосвязь между андрогинным типом и зависимостью. Традиционно, агрессия рассматривается как компонент маскулинной идентичности, поэтому агрессивная стратегия представляется в данном случае логичной. Большинство психолого-педагогических исследований обосновывают способность к взаимодействию, коммуникацию на разных уровнях, характеристикой именно феминной идентичности. Зависимая стратегия конфликтного поведения обратно взаимосвязана с андрогинной идентичностью: чем сильнее выражена андрогинная идентичность, тем уверенней, независимей проявляет себя подросток. Результаты диагностики определили цели и содержания работы с подростками. Главной целью работы выступало формирование конфликтной компетентности.

При реализации практической части работы был проведен цикл занятий с привлечением магистрантов второго курса. Занятия были проведены в форме лекции, также диагностических процедур, самостоятельным построением профиля конфликтного поведения. Созданные игровые ситуации позволили рассмотреть конфликты различного происхождения, выявить стратегии поведения. Существенно, что учащиеся познакомились с причинами конфликтов, в том числе внутриличностных. Анализ обучающих видео по заранее созданным критериям познакомил с этапами конфликта, возможностями их разрешений. Полученные знания позволили учащимся самостоятельно моделировать ситуации, где требовалось решить проблему. Учащиеся презентовали свои варианты путей решения конфликтных ситуаций. Познакомились с институтом медиаторства и арбитража. Часто используемой формой была работы в мини -группах до четырех человек. Содержание занятий было практикоориентированным и актуальным для данного возрастного периода, основой выступали реально существующие конфликтной ситуации, учитывалась социокультурная обстановка. Вследствие этого на протяжении цикла занятий возникали запросы в консультациях, индивидуальная работа была организована как в ходе проведенной системы занятий, так и после их окончания. Гибкость в ответе на реально действующий запрос позволили добиться большей эффективности. Исходя из реальных потребностей учащихся были проведены консультационная работа. Всего было проведено двенадцать занятий.

Итоговыми занятиями были тренинги, где ребята продемонстрировали сформированные компетенции. Данная форма работы была новой для них, вызвала интерес. Можно отметить высокую степень вовлеченности в работу, активность, положительную обратную связь. Проведена заключительная диагностика.

Понятие гендерной идентичности также вводилось на занятиях для ознакомления, но не рассматривалась с научных позиций, так как контингент с котором проводилась работа - учащиеся школы. Осуществлена диагностика гендерной идентичности.

Выводы. В результате проделанной работы получилось увидеть связь между отдельными параметрами стратегий конфликтного поведения и гендерной идентичностью в подростковом возрасте. Выявлено, что существуют такие значимые взаимосвязи между показателями гендерной идентичности и стратегиями поведения в конфликте, конфликтоустойчивостью и агрессивностью.

Осуществлена практическая психолого-педагогическая деятельность. Продуктами деятельности выступили практические компетенции, конструируемые на занятиях, различного характера презентации и самопрезентации, памятки, собственное моделирование и решение конфликтов. Исследованы различные компоненты конфликта. Для магистрантов данный вид деятельности обогатил профессиональный опыт.

Литература:

1. Коротаева, А.И. Особенности социально-психологической адаптации школьников с разной гендерной идентичностью / А.И. Коротаева, М.Ю. Кузьмин // Педагогический ИМИДЖ. - 2020. - №4 (49). - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/osobennosti-sotsialno-psihologicheskoy-adaptatsii-shkolnikov-s-raznoy-gendemoy-identichnostyu (дата обращения: 12.02.2022).

2. Кузьмин, М.Ю. Особенности динамики идентичности младших школьников, подростков и лиц юношеского возраста / М.Ю. Кузьмин // Сибирский психологический журнал. - 2016. - №62. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/osobennosti-dinamiki-identichnosti-mladshih-shkolnikov-podrostkov-i-lits-yunosheskogo-vozrasta (дата обращения: 13.02.2022).

3. Лапкина, Е.В. Об организованности и возратсной изменяемости защитно - совладающего поведения личности / Е.В. Лапкина // Казанский педагогический журнал. - 2020. - №5 (142). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-organizovannosti-i-vozrastnoy-izmenyaemosti-zaschitno-sovladayuschego-povedeniya-lichnosti (дата обращения: 13.02.2022).

4. Маркова, Н.Г. Конфликтоустойчивость личности как индикатор безопасности в поликультурном мире / Н.Г. Маркова // Международный научно-исследовательский журнал. - 2013. - №12-3 (19). - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/konfliktoustoychivost-lichnosti-kak-indikator-bezopasnosti-v-polikulturnom-mire (дата обращения: 10.02.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.