Научная статья на тему 'Гуманизм в структуре правовой системы'

Гуманизм в структуре правовой системы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2618
274
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВО / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / ПРАВОВОЙ ГУМАНИЗМ / LAW / HUMAN RIGHTS / LAW SYSTEM / HUMANISTIC PRINCIPLE IN LAW / LAW HUMANISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мусаев Магомед Алаудинович

В статье рассматривается проблема гуманизма в структуре правовой системы. Автор устанавливает связь между правовым механизмом реализации прав и свобод человека и уровнем институционализации правового гуманизма. Такая постановка проблемы позволяет сформулировать принципиально новый подход к изучению правовой системы, в рамках которого правовой гуманизм рассматривается как ее состояние.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Humanism in the legal system structure

The article studies the problem of humanism in structure of law system. Author statements the connection between mechanism of human rights realization and level of law humanism institualization. That clarification of the problem allows finding new approach to law system studying in frames of which law humanism clearing as a condition of law system.

Текст научной работы на тему «Гуманизм в структуре правовой системы»

Гуманизм является существенным началом современного права, а в структуре правовой системы его следует рассматривать в качестве важнейшего фактора, определяющего закономерности правообразования, правореализации и правоприменения, развития и функционирования права. В основе гуманизма лежит идея человека как универсального существа и автономной личности, основанная на признании человека в качестве высшей ценности. Очевидно, что понимание человека как субъекта общественных отношений является квинтэссенцией гуманизма и его ценностнонормативного значения, укорененного в институциональной и неинституциональной системах регуляции.

В силу ценностно-нормативной природы гуманизма его нельзя сводить к субъективному уровню общественных отношений. Учитывая его объективированную форму в системах нормативной регуляции, необходимо констатировать и его объективный уровень в виде совокупности принципов и норм, институтов, содержанием которых являются гуманистические ценности. По нашему мнению, гуманизм следует рассматривать как нормативную систему, определяющую моральные, политические, правовые и другие установки регулирования общественных отношений, регламентирующих самоценность человеческой личности в ее отношениях с природой, обществом и государством. Основой нормативного содержания гуманизма является совокупность доктринальных представлений о роли и месте человека в мире, раскрывающих его универсальную природу и автономность. Генезис современного права, начало которому положено эпохой модерна, происходил под воздействием гуманизма, что нашло свое выражение в теории естественного права как важнейшем для формирования концепции правового государства типе правопонимания. Нормативная система гуманизма может рассматриваться в качестве основного контекста модернизационных процессов, происходящих в современном мире.

Таким образом, гуманизм представлен совокупностью нравственных норм в виде системы неинституциональной регуляции, а также норм, санкционируемых государством в виде системы институциональной регуляции, конституируясь в субъективной сфере как совокупность ценностей, теорий и доктрин, правосознании и правопонимании, и в объективной сфере - как совокупность норм, институтов, законодательных и иных нормативных актов. Так, в настоящей статье нас будут интересовать правовой гуманизм и его роль в правовой системе, определяющая многие закономерности ее функционирования.

Предварительно следует отметить, что правовой гуманизм не следует отождествлять с принципом гуманизма, последний из которых по своему содержанию значительно эже первого. Если обратиться к российскому законодательству, то принцип правового гуманизма нашел свое официальное закрепление лишь в ст. 7 Уголовного кодекса РФ, «принцип гуманизма» которого устанавливает такое его содержание: «1. Уголовное законодательство Российской Федерации обеспечивает безопасность человека. 2. Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью применение физических страданий или унижение человеческого достоинства» [2].

Между тем если исходить из содержания понятия гуманизма, то им пронизано все международное и российское законодательство, базирующееся на признании безусловной ценности человеческой личности. Всеобщая декларация прав человека ООН, формулируя совокупность основных прав и свобод, исходит из следующего принципа: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг к другу в духе братства» (ст. 1). Очевидно, что признание правосубъектности человека в качестве свойства его природы является основным признаком правового гуманизма: «Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности» (ст. 6).

Конституция РФ в полном соответствии с международным законодательством также находится в поле правового гуманизма: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» (ст. 2) [1].

В контексте вышесказанного правовой гуманизм мы рассматриваем как систему ценностей, признающую человека субъектом общественных отношений, личностью, которая, воплощаясь в соответствующем качестве правосознания и правопонимания, находит правовую легитимацию в институте прав и свобод человека, играющем ведущую роль в процессе формирования правовых

систем современных обществ. Под принципом же гуманизма в праве подразумевается элемент правового гуманизма, содержание, структура и функционирование которого определяется системой таких принципов как свобода, равенство, справедливость, законность и др. Принцип гуманизма в праве есть правовая идея, выражающая право человека на жизнь, безопасность, достоинство, неприкосновенность частной жизни. Принцип гуманизма, выражая закономерности правового регулирования определенной совокупности общественных отношений, в совокупности с другими правовыми принципами раскрывает содержание и вектор правового регулирования общественных отношений. Последовательная реализация принципа гуманизма в праве, его непротиворечивая институционализация возможны лишь в рамках правового гуманизма.

Итак, очевидно, что гуманизм в правовой системе играет большую роль, оказывая существенное влияние не только на интерпретацию права, определяя содержание правосознания и правопонимания, но и на процесс формирования права, его реализацию, правоприменение. Обратимся к более детальному рассмотрению отношения правовой системы и правового гуманизма.

Предварительно следует отметить нерешенность проблемы определения как самого понятия правовой системы, так и выделения ее системообразующих признаков, компонентов, элементов и состояний как явлений правовой действительности и как способа регулятивно-правового воздействия на общественные отношения. Между тем данный термин активно используется в нормативноправовых актах, научной литературе, далеко не всегда получая свое определение.

Очевидно, разночтения в этом вопросе обусловлены нерешенностью и более фундаментальной задачи. То есть речь идет о понимании права, его сущности, коренящейся в различных концепциях правопонимания, таких как естественноправовая, историческая, нормативистская, социологическая, психологическая, марксистская. В то же время в фундаментальной правовой теории культивируются два основных подхода к пониманию права, которые, очевидно, можно рассматривать в контексте указанных концепций. Это нормативное и широкое понимание права, которые в целом удовлетворяют потребности в его интерпретации в том или ином контексте социальной практики и правовой теории. Согласно первому из них право рассматривается как «система общеобязательных формально определяемых норм, которые выражают государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер...» [6, с. 145]. В широком же смысле право есть вся совокупность правовых явлений, где правовые нормы рассматриваются лишь как его частное проявление: правосознание, правоотношения, субъективные права, правоприменение и пр. При этом основным аргументом в пользу широкого понимания права является довод в пользу первичности правоотношений, а не правовых норм [10]. Ведь правоотношения возникают в контексте общественных отношений, формируя, таким образом, и правовые нормы.

Приведенные подходы во многом объясняют разночтения в интерпретации правовой системы, которые базируются на соответствующем понимании права и его сущности. В справочной литературе термин «система», как правило, определяется как «. множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство» [9, с. 1113]. Так, система как целостное образование включает в себя соответствующую совокупность элементов, перечень и качество которых обусловливаются феноменом права как нормативной системы и как общественного явления. Устойчивое сочетание данных элементов формирует свойства этой системы и ее качество, отличающие данное явление от других рядоположных явлений. Основываясь на анализе научного дискурса, можно утверждать, что данный термин употребляется, во-первых, в контексте характеристики свойств права, его качественного состояния в пространственно-временном контексте и, во-вторых, для выяснения закономерностей его функционирования. Но и в первом и во втором случаях не выработано единого критерия и научных оснований интерпретации термина. Обратимся к наиболее распространенным точкам зрения, встречающимся в литературе.

Данный термин употребляется при раскрытии феномена права по географическому признаку, например в контексте выделения континентальной (романно-германской), англосаксонской (англоамериканской), мусульманской правовых систем [11; 12; 13]. Иногда он используется для характеристики правозащитной системы [4; 7]. Однако большое методологическое значение этот термин имеет при раскрытии закономерностей права отдельного государства. В контексте указанной задачи, как правило, правовая система изучается в ряду системы права и системы законодательства,

что можно рассматривать в качестве сложившейся дидактической традиции изложения материала в учебниках по теории права.

С другой стороны, очевидна методологическая потребность в данном понятии, которое на категориальном уровне позволяет отражать правовые явления в их целостности. Для этого необходимы два условия: во-первых, достаточно высокий уровень развития правовой

действительности, позволяющий рассматривать право в его целостности и, во-вторых, уровень развития правовой теории [3].

Обратимся к анализу определяющих тенденций категориального определения правовой системы. Так, ряд авторов рассматривают правовую систему как синтезированное понятие, отражающее весь комплекс юридических явлений, встречающихся в обществе [5; 8; 14]. Очевидно, именно этот подход следует считать основным в отечественной правовой теории. Правовая система здесь выступает как отражение всей совокупности правовых явлений в их целостности. При этом не всегда имеет значение, является ли данная целостность объективной или есть плод теоретического моделирования, не коррелирующего с реальностью.

По нашему мнению, тенденция современного научного дискурса понимания правовой системы как совокупности элементов, компонентов и состояний, содержание которых определяется совокупностью урегулированных правом общественных отношений, является определяющей и наиболее продуктивной в исследовании закономерностей формирования, функционирования и развития права. Исходя из этого можно сказать, что правовая система включает в себя взаимосвязанные правовые явления и процессы, такие как позитивное право, правообразование, реализация права, правосознание, правовая культура, правовой нигилизм, которые характеризуют правовое воздействие на общественные отношения.

Учитывая, что правовой гуманизм в данной интерпретации относится к явлениям правовой действительности, оказывающим существенное воздействие на общественные отношения, не вызывает сомнения и то, что он входит в структуру правовой системы. Вопрос заключается в том, является ли он относительно самостоятельным компонентом правовой системы или выступает одним из ее элементов.

Из приведенного выше определения гуманизма следует, что он не может быть отождествлен с правосознанием в качестве его свойства, хотя данный компонент правовой системы, так же как и правовая культура в современных обществах, имеет гуманистическую направленность. Так, правосознание, которое относится к субъективной сфере жизни общества, является основой реализации права и правообразования. Охватывая правовую психологию и правовую идеологию, правосознание выступает активным компонентом правовой системы, во-первых, как условие регулятивного воздействия на общество и, во-вторых, играя существенную роль в процессе правоприменения, правореализации и правообразования. Однако если правосознание реализует свои функции в контексте отношения к праву, что и является его сущностью, то правовой гуманизм - это характеристика самого права и правовой системы в целом. Правовой гуманизм выражает степень реализации в праве правовых ценностей и идеалов правопорядка, когда человек, его права и свободы рассматриваются в качестве высшей безусловной ценности. По сути дела правовой гуманизм в правовой системе выражается, во-первых, в степени реализованности гуманизма в позитивном праве; во-вторых, в содержании правосознания и правовой культуры; в-третьих, в уровне правового нигилизма; в-четвертых, в количестве пробелов, противоречий и правовых коллизий, являющихся препятствием эффективной правореализации.

Таким образом, можно утверждать, что правовой гуманизм нельзя отнести ни к компонентам, ни к элементам правовой системы. Данная категория отражает состояние правовой системы, характеризующейся высокой степенью правовой институционализации гуманистических ценностей и идеалов, и соответствующее качество правосознания и правовой культуры.

В заключение следует отметить, что сформулированный подход дает методологический ключ к анализу правовой системы в ее историческом и пространственном измерениях. В контексте правового гуманизма как идеала правопорядка и законности историческая эволюция правовых систем представляет собой процесс формирования правовой институционализации гуманистических ценностей, а модернизация правовых систем современных обществ есть не что иное, как гуманизация

права на основе данного критерия. Это актуально и для России, правовая система которой находится в стадии модернизации. К сожалению, формальный подход к данной сфере, который был характерен для 90-х гг. прошлого века, оборачивающийся формально-юридическими рецепциями западных образцов правового регулирования, породил множество негативных явлений и, как это ни парадоксально, дегуманизацию права. Сегодня гуманизация права стала одним из главных направлений правовой реформы нашей страны. Полагаем, что сформулированный подход может выступить эффективной методологической основой оценки состояния правовой системы, определения путей и способов ее дальнейшего совершенствования.

Литература

1. Конституция Российской Федерации. М., 2010.

2. Уголовный кодекс РФ от 24 мая 1996 г. // Полный сборник кодексов Российской Федерации. М., 2006.

3. Алексеев С.С. К понятию правовой системы современного общества // Вестник Гуманитарного университета. 1998. № 1. Сер.: Право.

4. Анисимов П.В. Права человека и правозащитное регулирование: проблемы теории и практики. Волгоград, 2004.

5. Богданова Н.А. Новые подходы к характеристике науки конституционного права на современном этапе // Актуальные проблемы юридической науки. Курск, 1998.

6. Байтин М.И. Теория государства и права: Курс лекций. Гл. 8: Сущность права. М., 2001.

7. Ветютнев Ю.Ю. Несколько замечаний о теории правозащитной системы // Российская и европейская правозащитные системы: соотношение и проблемы гармонизации: Сборник статей. Н. Новгород, 2003.

8. Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 1987.

9. Новый энциклопедический словарь. М., 2005.

10. Пашуканис Е.Б. Избранные произведения по общей теории права и государства. М., 1980.

11. Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник. М., 2001.

12. Романов А.К. Правовая система Англии. М., 2002.

13. Румянцев О.Г., Додонов В.Н. Юридический энциклопедический словарь. М., 1997.

14. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. Екатеринбург, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.