Гуманизация общества: задачи инклюзивного образования сегодня
ШАДЧИН
Игорь Владимирович,
заведующий лабораторией инклюзивного образования Челябинского института развития профессионального образования
СИДОРОВ
Виктор Викторович,
директор Златоустовского индустриального колледжа им. П. П. Аносова, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ
Коренные социально-экономические преобразования в стране, активизация социальной политики в направлении демократизации и гуманизации общества, развитие национальной системы образования обусловливают поиски путей совершенствования организации, содержания и методик обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями. Изменение подходов к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья направлено на формирование и развитие социально активной личности, обладающей навыками социально адаптивного поведения применительно к мобильной экономике. Одним из путей реализации этой задачи является инклюзивное образование.
Отношение общества к инвалидам показывает уровень готов ности идти по пути развития демократии и уважения прав человека
Инклюзивное образование — закономерный процесс развития системы образования в любой стране мира. В этот процесс вовлечены многие развитые страны, в том числе и Россия.
Нормативные основания
Самым значимым международным документом в области защиты прав лиц с ограниченными возможностями является «Конвенция о правах инвалидов» (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года). Конвенция трансформирует само понимание инвалидности, признавая, что инвалидность — эволюционирующее понятие. Она является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами, и которая мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.
Таким образом, в Конвенции признается, что человек является инвалидом не только в силу имеющихся у него ограничений, но и по причине тех барьеров, которые существуют в обществе. Отношение общества к инвалидам показывает уровень готовности — как государства, так и отдельных граждан — идти по пути развития демократии и уважения прав человека. 3 мая 2012 года Президентом Российской Федерации был подписан закон № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов». Ратификация Конвенции знаменует намерение государства создавать все необходимые
условия для полноценной жизни инвалида, а также развивать систему инклюзивного образования.
В статье 43 Конституции Российской Федерации провозглашается право каждого на образование. Принцип равноправия включает также запрещение дискриминации по состоянию здоровья. В Законе «Об образовании в Российской Федерации» в статье второй введено понятие инклюзивное образование, которое трактуется как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Инклюзивное образование как степень свободы
Инклюзивное образование — не форма, а новое образование со своей философией, образование возможностей и свободного выбора.
В основе практики инклюзивного обучения и воспитания лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного обучающегося, и, следовательно, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого члена социума. Инклюзивное образование делает акцент на персонализации процесса обучения, на разработке индивидуальной образовательной программы.
В настоящее время в образовательных организациях Челябинской области обучается 16 701 ребенок с ограниченными возможностями здоровья и 4 962 ребенка-инвалида. В профессиональных образовательных организациях
ИЗМЕНЕНИЕ ПОДХОДОВ
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
области обучаются 363 инвалида и 652 человека с ограниченными возможностями здоровья.
Министерство образования и науки Челябинской области серьезное внимание уделяет комплексному развитию системы профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 года № 1921-р «О комплексе мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования на 2012-2015 годы», Челябинским институтом развития профессионального образования были реализованы направления по выполнению «Плана мероприятий по формированию условий доступности обучения в учреждениях профессионального образования Челябинской области для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2013-2015 годы».
В рамках реализации субсидии обеспечено комплексное повышение квалификации 70 педагогических работников, ответственных за обеспечение доступной среды для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Научно-методическая поддержка
На базе Челябинского института развития профессионального образования работает лаборатория инклюзивного образования. Одним из направлений деятельности лаборатории является исследование широкого перечня проблем формирования условий доступности обучения в профессиональных образовательных организациях для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В 2013/2014 учебном году лабораторией инклюзивного образования были проведены научно-методические семинары и вебинары для педагогических работников по различным аспектам проблемы формирования доступной среды для обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья, организованы консультации по вариативным вопросам внедрения инклюзивных подходов в педагогическую практику профессиональных образовательных организаций.
Также были разработаны методические рекомендации для руководящих и педагогических работников профессиональных образовательных организаций: «Адаптация объектов социальной инфраструктуры с целью обеспечения их доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья».
Лабораторией инклюзивного образования сформирован и размещен на сайте института банк образовательных программ для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей в профессиональных образовательных организациях. В банке содержится 205 программ учебных дисциплин и профес-
сиональных модулей по следующим профессиям: каменщик, обувщик по ремонту обуви, плотник, слесарь механосборочных работ, столяр — строительный, цветовод, плодоовощевод, швея, штукатур.
Челябинским институтом развития профессионального образования издана серия методических рекомендаций по ряду проблем инклюзивного образования (нормативно-правовым, методическим, социальным, валео-логическим, психолого-педагогическим и др.). Проведен цикл книжных выставок «Инклюзивное образование: миф или реальность?». Сформирован и размещен на сайте института «Атлас профессий и специальностей», по которым ведется подготовка инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях Челябинской области.
На протяжении 2013/2014 учебного года осуществлялось научно-методическое сопровождение деятельности областного методического объединения педагогических работников, осуществляющих профессиональное обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе среднего профессионального образования Челябинской области, созданного на базе ГБОУ СПО (ССУЗ) «Златоустов ский индустриальный колледж им. П. П. Аносова». На заседаниях методического объединения был рассмотрен перечень вопросов, связанных с проблемой формирования доступной среды в профессиональных образовательных организациях Челябинской области для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. С полным текстом решений заседаний областного методического объединения можно ознакомиться на сайте Челябинского института развития профессионального образования (www.chirpo.ru).
Инклюзивное образование: практический опыт
Создание на базе Златоустовского индустриального колледжа областного методического объединения абсолютно не случайно. Уже не первый год в его стенах реализуется идея инклюзивного образования. На сегодняшний день это одно из немногих профессиональных образовательных организаций, на протяжении длительного времени осуществляющее профессиональное образование глухих и слабослышащих студентов. С 1948 по 1988 год подготовлены рабочие кадры по специальности «Холодная обработка металла». После
В основе практики инклюзивного обучения и воспитания лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного обучающегося.
Инклюзивное образование делает акцент на персонализации процесса обучения, на разработке индивидуальной образовательной программы.
Лабораторией инклюзивного образования сформирован и размещен на сайте института банк образовательных программ для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В банке содержится 205 программ.
продолжительного перерыва подготовка лиц с нарушением слуха возобновлена: в 2000 году в колледж приняты глухие и слабослышащие студенты на обучение по специальности «Программное обеспечение вычислительной техники и информационных систем», в 2004 году — по специальности «Автоматизированные системы обработки информации и управления», в 2009 году — по специальности «Технология машиностроения».
С 2004 года колледж является федеральным окружным учебно-методическим центром обучения студентов с нарушением слуха. Социальным партнером колледжа в области обучения лиц с ограниченными возможностями слуха является городское и областное отделение Всероссийского общества глухих.
Для успешного обучения преподавателями колледжа создана специальная безбарьерная образовательная среда — организационно, методически, технически и технологически приспособленная к специальным потребностям лиц с ограниченными возможностями здоровья, которая обеспечивает условия для освоения профессиональных образовательных программ, охрану здоровья, адаптацию. Эта среда полностью или частично компенсирует ограничение жизнедеятельности лиц (в общении, ориентации, обучении, трудоустройстве, самообслуживании) с ограниченными возможностями здоровья в получении образования, позволяя выступать им на рынке труда на равных конкурентных началах с другими специалистами.
Обязательным условием успешной подготовки обучающихся с нарушением слуха является использование мультимедийного оборудования, создание педагогами адаптированных наглядных опор — презентаций по всем темам изучаемых предметов. В учебном процессе используются технологии, учитывающие коммуникативные особенности данной категории студентов.
Также к услугам студентов — единая образовательная среда колледжа, представляющая собой виртуальную базу знаний, которая постоянно развивается и обновляется с учетом последних достижений в области образовательных и информационных технологий (мультимедийный словарь жестового языка, информационно-коммуникационные материалы, электронные пособия с элементами жестового языка и др.).
Воспитательная работа со студентами с ограниченными физическими возможностями построена таким образом, чтобы они, обучаясь
Обязательным условием успешной подготовки обучающихся с нарушением слуха является использование мультимедийного оборудования.
Для осуществления реабилитации и профессиональной адаптации студенты с дефектами слуха и речи привлекаются к участию во всех мероприятиях колледжа.
Главная задача инклюзивного образования сегодня - преодоление социальной эксклюзии инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
в колледже, приобретали уверенность в себе, в своих знаниях, способностях, чтобы в будущем стать конкурентоспособными на рынке труда и в обществе.
Для осуществления реабилитации и профессиональной адаптации студенты с дефектами слуха и речи привлекаются к участию во всех мероприятиях колледжа.
Городской фестиваль прессы, выставка научно-технического творчества молодежи НТТМ, Всероссийский инновационный форум «Евразийские ворота», конкурс исследовательских работ «Юность, наука, культура» — вот далеко не полный перечень мероприятий, дипломами которых были удостоены творческие проекты глухих и слабослышащих студентов.
С сентября 2013 года колледж приступил к обучению инвалидов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Был реализован комплекс мероприятий по созданию безбарьерной среды для обучения этой категории студентов.
На сегодняшний день доступность созданной среды обеспечивается следующим:
1) оформлена территория, прилегающая к зданию: имеются доступные и необходимые элементы информации, обеспечен путь движения, оснащены места для автостоянки и парковки специализированных транспортных средств;
2) оборудована входная группа: лестницы со специальными поручнями продублированы пандусами, приспособлены входная площадка и входная дверь, в распоряжении — тамбур с твердым покрытием пола;
3) оснащен наиболее рациональный (наиболее короткий и удобный) путь движения внутри здания к зонам целевого назначения: коридор, лестницы, пандусы, подъемные платформы, двери внутри помещения;
4) обустроены зоны целевого назначения: учебная аудитория со специализированной мебелью, обеденная зона столовой, санитарно-гигиеническая комната; ко всем зонам (санитарно-гигиенической комнате, медицинскому кабинету, столовой, спортивному залу) имеется свободный доступ;
5) в целях своевременного ориентирования и опознания объектов и мест посещения обеспечена система информации, включающая комплексные средства — визуальные, звуковые, тактильные;
6) создан центр реабилитации и релаксации, отвечающий всем необходимым требованиям.
Таким образом, созданные условия позволяют обеспечить досягаемость, безопасность, информативность и комфортность. Тем самым решается главная задача инклюзивного образования сегодня — преодоление социальной эксклюзии инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, создание социальных предпосылок для дестигматизации «инвалидности», формирование установок толерантного отношения в обществе к людям с особыми потребностями.