УДК 371.9:371
Корнеева Наталья Юрьевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования Челябинского государственного педагогического университета, [email protected], Челябинск
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ФИЗИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Korneeva Natalia Yurievna
Candidade of pedagogical sciences, assistant professor of the department of ‘‘Pedagogics and Psycology of professional education", Chelyabinsk state pedagogical university, kny.ppi@ mail.ru, Chelyabinsk
MODERN PROBLEMS OF TEACHING OF CHILDREN WITH THE LIMITED PHYSICAL POSSIBILITIES
По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов человек с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часть жителей нашей планеты (из них около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями).
Более того, в нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей-инвалидов. В России частота детской инвалидности за последнее десятилетие увеличилось в два раза.
Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками.
Одной из актуальных социально-педагогических и демографических проблем современного российского социума является включение людей с ограниченными возможностями в общество. Актуальность этой проблемы объясняется многими обстоятельствами, сложившимися в современной России.
Численность детей-инвалидов с физическими, интеллектуальными, психическими и сенсорными отклонениями среди населения страны неуклонно возрастает. Если в 1995 г. численность детей-инвалидов в России составляла 453,7 тыс. человек, то к 2010 г. она возросла до 780 тыс. человек, что составляет 2,8% детского населения. Ежегодно в России рождается около 50 тыс. детей, признанных инвалидами с детства. В Челябинской области численность детей-инвалидов составляет 8,4 тыс. человек, т. е. 1,4% от общей численности детей области. Все это свидетельствует о том, что в условиях перехода к рыночным отношениям в российском обществе активизировались неблагоприятные объективные условия и субъективные факторы, негативно влияющие на демографичес-
кую ситуацию. Во многих регионах ухудшается экологическая обстановка, растет травматизм, ухудшается здоровье населения страны, особенно женщин репродуктивного возраста. Кроме того, переход на платные медицинские услуги, трансформация жизненного уклада россиян, смена ценностных ориентаций и культурно-нравственных устоев общества позволяют предположить, что в этих условиях тенденция к увеличению численности инвалидов может сохраниться и в ближайшие годы.
Актуальность данной темы определяется также характерным для всего мира процессом гуманизации отношений между всеми элементами социальной структуры общества. Поэтому создание оптимальных условий для успешной адаптации детей-инвалидов является важнейшей социально-экономической и политической задачей всех государственных и общественных структур.
В современном российском обществе наблюдается не только стабильное сокращение числа трудоспособного населения, но и сохраняется тенденция ухудшения его качественного состава на фоне роста инвалидизации детей и молодежи, что становится ощутимым ограничением экономического развития страны. В связи с этим, решение основных социально-педагогических проблем детей и подростков с ограниченными возможностями, в том числе их обучение и трудоустройство, позволит во многом изменить не только положение этой группы в обществе, сформировать определенный уровень социокультурной толерантности к ним, но и стабилизировать трудовые ресурсы страны.
Современное российское законодательство, формирующее определенный уровень толерантности к людям с ограниченными возможностями, отвечает общепризнанным международным стандартам и имеет гуманистическую направленность. В России создается и функционирует сеть реабилитационных учреждений, школ-интернатов, центров социальной помощи семье и ребенку-инвалиду, спортивно-адаптивных школ для инвалидов и т. д. Тем не менее, существующая государственная система реабилитации детей с ограниченными возможностями недостаточно эффективно решает их социальные и образовательные проблемы и требует разработки нового подхода.
Для повышения эффективности решения социальных проблем детей-инвалидов необходим пересмотр подходов к явлению детской инвалидности, согласно сложившейся в регионах ситуации, с учетом их индивидуальных потребностей и типов семьи, видов инвалидности и других факторов. Формирование и развитие социального и трудового потенциала детей с ограниченными возможностями, их активное участие в жизни общества могли бы способствовать дальнейшему развитию экономики страны и ее стабильному функционированию.
В настоящее время накоплен достаточно богатый опыт по исследованию детской инвалидности во многих отраслях научного знания, в том числе и социально-экономической. Особое внимание уделяется анализу причин
возникновения детской инвалидности детей с ограниченными возможностями и изучению проблем их адаптации к условиям социума.
По данным статистики, значительное число учащихся с ограниченными физическими возможностями здоровья не получает профессионального образования, поэтому актуализируется проблема профориентации и консультирования учащихся специализированных учреждений общего образования, детских домов, интернатов, формирования у них готовности получать начальное и среднее профессиональное образование.
Большая часть таких детей, получив образование в специальных школах-интернатах или специальных группах колледжей, имеет повышенный риск деградации по следующим причинам:
- узкий круг общения (семья, интернат, сообщество инвалидов); особенности воспитания окружающего мира и определения в нем своего места; страх выхода за рамки сложившегося сообщества (глухих, слепых и др.);
- отсутствие в обществе культуры отношения к таким детям, а у них коммуникативного опыта в новой для себя среде;
- ограниченные, конкурентные возможностями в сравнении со здоровыми сверстниками;
- специфические сложности, определяемые патологией;
- заниженная самооценка на фоне ярко выраженного потребительства.
На современном этапе образование детей с ограниченными возможностями может быть организовано по нескольким вариантам:
Обучение в специальных (коррекционных)школах-интернатах, что позволяет обеспечить качественное обучение большого числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Эффективность функционирования таких школ можно повысить за счет оснащенности образовательного процесса специальным оборудованием, привлечения квалифицированных специалистов, в том числе, дефектологов, психологов и педагогов, владеющих технологиями специального образования.
Но, на наш взгляд, переводя выпускников из одного коррекционного учреждения в другое, пусть другого образовательного уровня, нельзя предотвратить их изолированность от здоровых детей, что сводит к минимуму все попытки изменить отношение к ним общества, работодателей и ограничивает возможность адаптироваться в социуме.
В Челябинской области на протяжении длительного времени функционирует система специального (коррекционного) образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Существует дифференцированная сеть специализированных образовательных учреждений, созданы специальные (коррекционные) классы в общеобразовательных школах, организовано обучение на дому детей-инвалидов. В системе коррекционного образования реализуется предпрофессиональная подготовка выпускников специальных учреждений, внедряются интеграционные формы совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей общеобразова-
тельных классов. Успешно реализуется областная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов Челябинской области» на 2007-2010 гг., включающая раздел развития и поддержки образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Обучение в специальных (коррекционных) классах обычной школы (интегративное обучение), обеспечивающее возможность использования в подобных классах специальных технологий, доброжелательные отношения со здоровыми детьми, приобретение социальных, коммуникативных навыков, участие вместе с другими обучающимися в различных конкурсах, спортивных мероприятиях. Все это вместе взятое стирает грань между разными категориями учащихся, создает высокий уровень психологического комфорта.
Сегодня в России существует около 2 тысяч коррекционных школ, где обучается 210 с лишним тысяч детей с различными недостатками в физическом и психическом развитии. В то же время ежегодно на дому обучается свыше 40 тысяч детей-инвалидов с приходящими педагогами. В последнее время государство активно развивает дистанционное обучение таких ребят с помощью современных информационных технологий, Интернета.
По словам директора департамента госполитики в сфере воспитания, дополнительного образования и соцзащиты детей Алины Левитской: «Количество детей, которые будут учиться дистанционно в домашних условиях, за три года вырастет в десять раз - с трех тысяч в 2009 г. до 30 тысяч к концу 2012 г. Программа развития дистанционного обучения инвалидов внесена в нацпроект «Образование» на 2009-2012 г. Дистанционное обучение - это и современные компьютеры, которые должны быть у каждого ребенка-ин-валида, и специальные лицензионные образовательные программы, и зарплата педагогам, которые работают с такими детьми. Предполагается, что в каждом российском регионе вскоре появятся специальные центры дистанционного образования
18 февраля 2011 г. Министерством образования и науки Челябинской области был дан старт проекту «Дистанционное обучение детей-инвалидов на территории Челябинской области». В этом мероприятии принимали участие сотрудники Регионального Центра научно-методического сопровождения дистанционного обучения детей-инвалидов, являющегося структурным подразделением ГОУ ДПО ЧИППКРО. Сегодня в проекте участвуют: 43 ребенка, 8 сетевых преподавателей и 31 педагог-куратор ( по количеству школ, в чьем контингенте состоят дети-инвалиды).
Одной из важных проблем образования в обществе является его доступность для ряда социальных групп, имеющих «невыгодные» стартовые условия. Среди них особое место занимают дети со специальными потребностями и дети с ограниченными возможностями здоровья (называемые ранее «дети-инвалиды»). Получению качественного образования такими детьми препятствуют множественные структурные ограничения, так или иначе связанные с социальным неравенством. Тем не менее, в современных нормативно-правовых документах отмечено, что школы должны оказывать
образовательные услуги всем детям, несмотря на их физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые или другие особенности. Именно в этой связи возникла концепция инклюзивного образования. Инклюзивное, или «включенное», образование - термин, используемый для обозначения процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах и детских садах общего типа.
Международный опыт показывает, что развитие системы инклюзивного образования - долгосрочная стратегия, требующая терпения и терпимости, последовательности, непрерывности, поэтапности и комплексного подхода для ее реализации.
В Российской Федерации обсуждение идей инновационных подходов к образованию детей с ограниченными возможностями сводится к дискуссии по поводу предоставления возможности выбора родителям детей с ограниченными возможностями двух путей социально-реабилитационного сопровождения: через организацию коррекционного пространства в стенах специальной школы или в условиях обычной массовой школы со всеми со-циально-психологическими рисками для такого ребенка. Социологические исследования показали, что второй маршрут активизирует механизмы взаимодействия ребенка со средой и только потом - коррекцию нарушенных функций и тем самым способствует более эффективному сопровождению не только самого ребенка, но и всей его семьи.
В Челябинской области традиционным является первый путь - много лет существует отлаженный механизм обучения детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях различных видов. Однако уже появляются некоторые предпосылки к организации в регионе инклюзивного обучения: разрабатывается программно-методическое обеспечение процесса инклюзивного обучения, проводится профессиональная переподготовка учителей общеобразовательных учреждений, внедряются новые технологии и оборудование, позволяющие расширить образовательные возможности детей с особыми образовательными потребностями.
В связи с выше сказанным актуальной задачей становится выявление, культурное оформление, осмысление и пропаганда имеющеюся опыта инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями и разработка и внедрение механизмов организации данного процесса в Челябинской области.
Инклюзия в образование составляет актуальное направление российской социальной политики: и по количеству проблем, которые сходятся в теме интеграции, и по необходимости осуществить мероприятия по усилению механизмов интеграции людей в образование.
Современные западные исследования социальной проблемы непременно оперируют темой «контексты»: во что встроена изучаемая проблема, в связи с какими другими более общими или рядоположенными проблемами имеет смысл рассматривать данную проблему. Инклюзивное образование не существует обособленно. Как минимум можно выделить три значимых контекста:
- развитие образования в целом и весь комплекс изменений, которые влияют как на все образование, так и на инклюзивное образование;
- развитие системы обеспечения социальных прав, и в частности, права на образование;
- социальный маркетинг продвинутых идей организации жизни общества (приемная семья, волонтерство, совместное обучение людей «в норме» и с особым вариантом развития).
Невнимание к каждому из контекстов формирует риски в проведении исследования.
Эти и многие другие вопросы отражают необходимость встраивания изучения инклюзивного образования в контекст преобразования системы образования в целом. Интегрированное образование за рубежом состоялось и потому, что развивалось в соответствие с общими тенденциями развития образования. И если кто-то из общественников или исследователей полагает, что общая образовательная политика только препятствует инклюзии, то это может стать темой отдельного исследования: «Как тренды российского образования мешают инклюзии детей». Насколько этот контекст отражен в представленных заявках? Следов практически нет - скорее, инклюзивное образование приравнивается к миссии гуманизации образовательной среды. Оставаясь миссией, инклюзивное образование еще долго будет существовать как исключение из общих правил, чем устойчивая тенденция развития.
По данным Министерства образования и науки РФ, в 2008-2009 гг. модель инклюзивного образования внедряется в порядке эксперимента в образовательных учреждениях различных типов в ряде субъектов Федерации: Архангельской, Владимирской, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Самарской, Томской и других областях.
На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с детьми общеобразовательного класса (интегрированное обучение) развивается медленно, остается на достаточно низком уровне качество обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном классе.
Остается актуальной проблема обеспечения специальными квалифицированными кадрами как органов управления образованием, так и общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Требует совершенствования нормативно-правовая база организации интегрированного и профессионального образования.
В России не готовят студентов педвузов массово работать с инвалидами. Представьте себе ситуацию, когда в обычную школу в обычный класс при-
водят несколько человек из коррекционной школы. У одного ДЦП, другой-слепой... А педагогов учили работать с физически здоровыми детьми.
В российских вузах есть отделения коррекционной педагогики (дефектологии): 36 высших учебных заведений готовят студентов по этой специальности. Тем же занимаются 22 ссуза. Ежегодно дипломы педагога-дефек-толога получают около 5 тысяч молодых людей. Но этого мало. Тем более в большинстве мест готовят только олигофренопедагогов и логопедов. Но олигофренией и проблемами в развитии речи, список проблем со здоровьем не ограничивается...
В 2008 г. Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.
Статусная позиция детей с ограниченными возможностями определяется наличием социальных барьеров со стороны общества, замедляющих процесс их социализации и включения в социум, маргинализацией этой группы населения. В этой связи актуальной является проблема адаптации детей с ограниченными возможностями к реалиям современной России.
Основной целью обучения учащихся с ограниченными физическими возможностями здоровья является формирование прочных базовых знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем адаптироваться (интегрироваться) в обществе. Учебный процесс строиться на следующих принципах: педагогического оптимизма; коррекционно-компенсирующей, социально-адаптирующей направленности обучения; деятельностного подхода к обучению и воспитанию; дифференциации и индивидуализации; специального педагогического руководства.
Практика показывает, что не каждый преподаватель может работать с такими учащимися, эффективно организовывать учебный процесс, добиваться ощутимых результатов и изменения их поведения, в освоении профессии, не у всякого педагога или мастера хватает готовности, эмоционально-психологической устойчивости, толерантности во взаимоотношениях с учащимися. Часто трудно найти контакт, наладить доверительные отношения, управлять ситуацией, находить нестандартные приемы в решении конкретных задач.
Таким образом, современные проблемы обучения учащихся с ограниченными физическими возможностями определяются следующими факторами:
1. Развитие интегрированных форм обучения инвалидов в регионах не всегда носит спланированный, последовательный характер, зачастую не сопровождается созданием необходимых условий.
2. Условия для беспрепятственного доступа инвалидов в соответствии с требованиями Федерального закона «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации» созданы не более чем в 5 процентах региональных и муниципальных образовательных учреждений.
3. В образовательных учреждениях недостаточно квалифицированных педагогических кадров, знающих специфику работы с инвалидами. Большинство дефектологических факультетов и отделений готовит олигоф-ренопедагогов и логопедов, лишь ряд вузов осуществляет подготовку по нескольким направлениям коррекционной педагогики. Система повышения квалификации во многих регионах ориентирована главным образом на педагогов коррекционных учреждений, в то время как именно педагоги обычных школ и учреждений профессионального образования испытывают острую потребность в специальной подготовке для работы с обучающими-ся-инвалидами.
4. Существуют трудности с обеспечением коррекционных учреждений учебниками, при этом по ряду учебных предметов для разных классов учебники не разработаны.
Для решения перечисленных проблем мы считаем необходимым реализовать ряд первоочередных мер по следующим направлениям.
В качестве приоритетного направления развития системы образования инвалидов следует рассматривать организацию их интегрированного обучения и воспитания.
Вместе с тем интегрированное образование не должно становиться самоцелью, тем более приобретать формальный характер - интеграция ради интеграции.
Развитие интегрированных форм обучения инвалидов должно осуществляться постепенно, на основе планирования и реализации комплекса мер, обеспечивающих соблюдение требований к организации этой деятельности (включая наличие соответствующей материальной базы, специальных образовательных программ, подготовку педагогического коллектива, проведение разъяснительной работы с обучающимися и их родителями). Иначе подобная мера не только не позволит обеспечить полноценную интеграцию инвалидов, но и негативно скажется на качестве работы образовательного учреждения с другими обучающимися.
Кроме того, приоритет развития совместного образования инвалидов и здоровых обучающихся не означает отказа от лучших достижений российской системы специального образования. Мы считаем необходимым обеспечить сохранение и совершенствование существующей сети коррекционных учреждений. Помимо того, что для части детей более целесообразным является обучение именно в коррекционном учреждении, такие учреждения на современном этапе могут выполнять функции учебно-методических центров, оказывающих методическую помощь педагогическим работникам общеобразовательных учреждений, психолого-педагогическую помощь детям и их родителям.
Вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута ре-бенка-инвалида, в том числе об определении формы и степени его интег-
рации в образовательную среду, должен решаться исходя прежде всего из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей.
Кроме того, особенности отношений, связанных с получением образования инвалидами, включая интегрированное образование, должны быть максимально полно урегулированы в проекте нового базового акта в системе законодательства в области образования - федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Важной задачей является создание в образовательных учреждениях условий для беспрепятственного доступа инвалидов. Для ее решения мы считаем необходимым предусмотреть соответствующие мероприятия в проекте концепции федеральной целевой программы «Доступная среда» на 2011-2015 гг., разрабатываемой Минздравсоцразвития России совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в соответствии с поручением Президента.
Чрезвычайно важно организовать на региональном уровне взаимодействие органов и учреждений системы образования, социальной защиты населения, здравоохранения, федеральной службы медико-социальной экспертизы в решении вопросов образования инвалидов.
Блок задач в области защиты права инвалидов на образование связан с совершенствованием содержания образования лиц этой категории.
В настоящее время Министерством ведется работа по подготовке федеральных государственных образовательных стандартов. Принципиальная позиция заключается в следующем - новые стандарты должны в максимально возможной степени учитывать особенности развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В частности, предусматривать специальные условия обучения и воспитания таких обучающихся, а также их комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение во время образовательного процесса.
Также стоит задача - обеспечить расширение и обновление федеральных перечней учебников для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Для совершенствования кадрового обеспечения деятельности по созданию условий для получения образования инвалидами мы считаем необходимым:
- увеличить приём студентов на факультеты и отделения коррекционной педагогики, а также увеличить объём учебных курсов по вопросам коррекционной педагогики в вузах, ведущих подготовку по педагогическим специальностям;
- организовать на постоянной основе повышение квалификации руководителей и педагогических работников образовательных учреждений по вопросам образования инвалидов. В том числе ввести обязательные разделы по этой проблематике в программы повышения квалификации работников обычных образовательных учреждений.
В целях координации и организационно-методического обеспечения развития инновационной деятельности в области образования инвалидов представляется целесообразным обеспечить создание сети региональных ресурсных центров по данному направлению.
Принципиальным моментом, на наш взгляд, является то, что эти предложения основаны на данных научных исследований, мониторингов и, что особенно важно, учитывают реальный практический опыт органов и учреждений российской системы образования.
Основная задача на этом направлении нашей деятельности сформулирована Д. А. Медведевым в его выступлении на заседании Совета при Президенте по делам инвалидов 7 апреля 2009 года - «Мы просто обязаны,
- подчеркнул Президент, - создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества».
Библиографический список
1. Борисова, Е. М. Индивидуальность и профессия [Текст]/ Е. М. Борисова, Г. П. Логинова, - М: Изд-во «Маяк», 2005. - 80 с.
2. Буякас, Т. М. Процесс обучения как диалог между профессиональным и личностным становлением [Текст]/ Т. М. Буякас. // Вестн. Моск. ун-та Сер. 14. Психология. - 2007. - № 2. - С. 69-77.
3. Социальная работа с инвалидами [Текст]/ под ред. Е. И. Холостовой, А. И. Осадчих. - М.: Изд - во АПО, 2008. - 280 с.