Научная статья на тему 'Гуманизация образовательного пространства: итоги международного Форума'

Гуманизация образовательного пространства: итоги международного Форума Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРУМ / НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Александрова Екатерина Александровна

Состоявшийся международный форум «Гуманизация образовательного пространства» позволил актуализировать и обсудить ряд вопросов, связанных с выявлением и конкретизацией методологических оснований воспитания, развития и обучения личности в изменяющемся образовательном пространстве. Направления работы форума были ориентированы на обсуждение методологических вопросов, связанных с разработкой стратегий гуманизации и гуманитаризации образования с позиций средового, этнокультурного, экологического и проектного подходов, его филологической парадигмы. С позиций этих подходов были сделаны попытки осмыслить такие фундаментальные проблемы педагогической науки, как: выявление методологических оснований формирования и развития воспитывающего пространства, в том числе возможность сравнительного анализа подходов к гуманизации образовательного пространства, систематизации научных представлений об организации воспитательного и учебного процессов в современном образовательном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Александрова Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гуманизация образовательного пространства: итоги международного Форума»

Е. А. Александрова. Гуманизация образовательного пространства

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

УДК 37.01

ГУМАНИЗАЦИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА: ИТОГИ МЕЖДУНАРОДНОГО ФОРУМА

Е. А. Александрова

Александрова Екатерина Александровна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой методологии образования, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, alexkatika@mail.ru

Состоявшийся международный форум «Гуманизация образовательного пространства» позволил актуализировать и обсудить ряд вопросов, связанных с выявлением и конкретизацией методологических оснований воспитания, развития и обучения личности в изменяющемся образовательном пространстве. Направления работы форума были ориентированы на обсуждение методологических вопросов, связанных с разработкой стратегий гуманизации и гуманитаризации образования с позиций средового, этнокультурного, экологического и проектного подходов, его филологической парадигмы. С позиций этих подходов были сделаны попытки осмыслить такие фундаментальные проблемы педагогической науки, как: выявление методологических оснований формирования и развития воспитывающего пространства, в том числе возможность сравнительного анализа подходов к гуманизации образовательного пространства, систематизации научных представлений об организации воспитательного и учебного процессов в современном образовательном пространстве.

5-16 марта 2018 г. состоялся Международный форум «Гуманизация образовательного пространства» (далее - Форум), соорганиза-тором которого выступил Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО (г. Москва). Форум явился логическим продолжением ранее проведенных в Саратовском университете международных конференций (2005-2012, 2016 гг.), посвященных изучению проблем гуманизации образовательного пространства, в частности, возможностей и рисков продуктивного образования. Материалы этих конференций опубликованы в 5 выпусках журнала «Новые ценности образования» и в 14 выпусках альманаха «Продуктивное образование», которые вызвали широкий отклик со стороны научной общественности. Основной целью Форума явилось обсуждение методологических оснований воспитания, развития и обучения личности в изменяющемся образовательном пространстве.

Был осуществлен сравнительный анализ подходов к гуманизации образовательного пространства, представлены результаты систематизации научных представлений об организации воспитательного и учебного процессов в современном образовательном пространстве, проанализированы стратегии гуманизации и гуманитаризации образования с позиций средового, этнокультурного, экологического и проектного подходов, его филологической парадигмы.

Мероприятия, проводимые в рамках Форума, способствовали и решению ряда актуальных научно-методических проблем: исследованию механизмов и технологий модернизации образовательного пространства в условиях инклюзивного обучения; выявлению возможностей воспитания и обучения дошкольников и младших школь-

© Александрова Е. А., 2018

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 18, вып. 3

ников в условиях образовательного пространства поликультурного региона; анализу ресурсов образовательных организаций и учреждений культуры в системе подготовки будущего педагога и психолога образования; консолидации научных усилий лингвистов, литературоведов, методистов, педагогов для решения основных проблем современного филологического образования, выявлению актуального круга проблем преподавания словесности в школе и вузе.

Работа Форума проводилась в режиме трех пленарных заседаний, восьми мастер-классов, девятнадцати секций, вебинара и трех видеолекций.

Было зарегистрированы 393 заявки, в том числе и от представителей научных и образовательных организаций Белоруссии, Казахстана, России, Чехии и др. География российских участников представлена городами - Астраханью, Владимиром, Волгоградом, Вологдой, Воронежем, Екатеринбургом, Ельцом, Камышином, Краснодаром, Красноярском, Курском, Москвой, Новосибирском, Оренбургом, Пензой, Ростовом-на-Дону, Санкт-Петербургом, Саратовом, Тюменью, Ульяновском, а также городами Саратовской области: Вольском, Красноармейском, Хвалынском, Энгельсом и др.

Участники конференции представили следующие научные и образовательные организации: Академию социального управления (Москва), Академию дополнительного профессионального образования (кафедра практической логопедии и детской речи, Москва), Детский сад комбинированного вида № 232 (Саратов), Детский сад комбинированного вида № 170 (Саратов), Детский сад компенсирующего вида № 126 (Саратов), Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, среднюю общеобразовательную школу села Перекопное Ершовского района Саратовской области им. Героя Советского Союза В. И. Киреева, Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО (Москва), Центр развития ребенка - детский сад № 215 «Капельки солнца» (Саратов), Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Дворец творчества детей и молодежи (Саратов), Дом детского творчества Волжского района (Саратов), Поволжский институт управления имени П. А. Столыпина (Саратов), Международный культурный институт «Ключ» (Прага, Чешская Республика), Институт истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета, Медико-биологический лицей (Саратов) и многие другие образовательные организации Саратовской области.

Приветствовал гостей и участников конференции проректор по научно-исследовательской работе Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского А. А. Короновский, который особо отметил целеполагающее значение Форума в связи с тем, что «гуманизация образовательного процесса сегодня - основополагающий фактор модернизации образования в целом».

Значимость нового взгляда на процессы образования была подчеркнута и в приветственном адресе депутата Государственной думы, заместителя председателя комитета Государственной думы по образованию и науке Л. Н. Тутовой, который озвучила председатель Совета регионального отделения Всероссийской общественной организации «Воспитатели России» Е. В. Иванова.

В рамках пленарных заседаний тема гуманизации образовательного пространства звучала в докладах: «Профессионализм педагога как воспитателя в современных условиях: проблемы и перспективы» Татьяны Александровны Ромм, доктора педагогических наук, профессора, заведующей кафедрой педагогики и психологии Института истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета; «Международные детские и молодежные проекты, способствующие укреплению мира и сотрудничества: традиции и поиск нового формата взаимодействия» Анны Ев-синой из Международного культурного института «Ключ» (Прага, Чешская Республика); «Парадоксы гуманизации воспитывающей среды» Екатерины Александровны Александровой, доктора педагогических наук, профессора, заведующей кафедрой методологии образования Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского; «Обучающие проекты как пространство для развития деятельностного подхода у студентов и преподавателей (в рамках обновленного содержания образования в Республике Казахстан)» Светланы Мендыгалиевны Бахишевой, директора Департамента по контролю в сфере образования Западно-Казахстанской области (Уральск, Казахстан); «Социально-психологические факторы гуманизации образовательной среды» Марины Владимировны Григорьевой, доктора психологических наук, профессора, заведующей кафедрой педагогической психологии и психодиагностики Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского; «Наставничество в системе профессионального роста молодых педагогов: традиции и современное переосмысление» Марии Павловны Зиновьевой, кандидата педагогических наук, доцента,

360

Приложения

Е. А. Александрова. Гуманизация образовательного пространства

заведующей кафедрой педагогики детства на базе гимназии № 7 Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского; «Возрождение системы наставничества в рамках гуманизации процесса взаимодействия субъектов современной системы образования» Александра Георгиевича Носова, кандидата педагогических наук, доцента Поволжского института управления имени П. А. Столыпина (Саратов).

По завершении пленарного заседания работа Форума продолжалась в режиме всероссийской научно-методической конференции «Проектная деятельность в образовательном пространстве современной школы», всероссийской научной конференции «Проблемы филологического образования», городского фестиваля логопедического мастерства, мастер-классов, секций, вебинара, видеолекций, междисциплинарных семинаров.

По проблемам Форума сотрудниками отраслевого учебного отдела общественных и педагогических наук Зональной научной библи-

отеки СГУ имени В. А. Артисевич подготовлена выставка « Становление и развитие идей гуманистической педагогики в России».

Участники конференции подчеркнули, что их общение проходило в атмосфере научного диалога и понимания. По итогам конференции будет издан электронный сборник научных статей. Сборник планируется разместить на сайте конференции: https://www.sgu.ru/ conference/mezhdunarodnyy-forum-gumanizaciya-obrazovatelnogo. Часть материалов конференции будет также опубликована в журналах, главные редакторы которых выразили желание оказать конференции информационную поддержку: «Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия. Акмеология образования. Психология развития» (Izvestiya of Saratov University. New Series, Series Educational Acmeology. Developmental Psychology, «Сибирский педагогический журнал» (Siberian Pedagogical Journal) (оба журнала входят в перечень ведущих рецензируемых научных изданий ВАК).

Приложения

361

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.