ХРОНИКА НАУЧНОЙ ЖИЗНИ
Международный форум «Гуманизация образовательного пространства»: итоги научного диалога
Л. И. Черемисинова
Черемисинова Лариса Ивановна, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой начального языкового и литературного образования, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, 1апБа. [email protected]
Подведены итоги международного форума «Гуманизация образовательного пространства», состоявшегося 14-15 марта 2019 г. в СГУ имени Н. Г. Чернышевского и посвященного 110-летнему юбилею СГУ и 100-летию высшего педагогического образования в Саратовской области. Организаторами конференции выступили Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского и Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО.
Ключевые слова: форум, гуманизация, педагогика, образовательное пространство. 001: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-3-284-289
Международный форум «Гуманизация образовательного пространства», организованный Саратовским национальным исследовательским государственным университетом имени Н. Г. Чернышевского и Институтом изучения детства, семьи и воспитания РАО и проходивший 14-15 марта 2019 г., был приурочен к празднованию 110-летия СГУ и 100-летия высшего педагогического образования в Саратовской области.
Такой масштабный форум проводится на факультете психолого-педагогического и специального образования второй год. Он вырос из нескольких более «мелких», но регулярно проходивших (с 2005 г.) международных и всероссийских конференций педагогической направленности: международной научной конференции «Гуманизация образовательного пространства», Всероссийской научной конференции «Проблемы филологического образования», Всероссийских очно-заочных научно-практических конференций: «Этнокультурное образование в современном мире», «Актуальные проблемы непрерывного экологического образования», «Ноосферная парадигма развития образовательного пространства регионов России» и др.
Основной целью форума явилось обсуждение методологических оснований воспитания, развития и обучения личности в изменяющемся образовательном пространстве. Форум позволил провести сравнительный анализ различных подходов к гуманизации образовательного пространства, систематизировать результаты научных разысканий по организации воспитательного и учебного процесса в современных образовательных реалиях, обсудить различные аспекты методологии формирования воспитывающего пространства, проанализировать стратегии гуманизации и гуманитаризации образования с позиций средового, этнокультурного, экологического и проектного подходов, рассмотреть вопрос о модернизации роли и функции педагога в современном обществе.
В работе форума приняли участие ведущие ученые, преподаватели высших и средних учебных заведений России и СНГ, специалисты, обучающие людей с различными образовательными возможностями,
© Черемисинова Л. И., 2019
педагоги дошкольного, начального, среднего общего, среднего специального, инклюзивного, дополнительного и высшего образования, представители общественных организаций. Общее количество участников форума - 552, в том числе 14 представителей научных и образовательных организаций Абхазии, Белоруссии, Египта, Израиля, Казахстана, Украины, 122 представителя из разных городов России: Астрахань, Брянск, Владикавказ, Владимир, Волгоград, Воронеж, Екатеринбург, Казань, Камышин, Кострома, Курск, Москва, Новгород, Новодвинск, Оренбург, Пенза, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Тольятти, Ханты-Мансийск, а также ученые и педагоги из различных районов Саратовской области: Базарный Карабулак, Балашов, Вольск, Духовницкое, Екатериновка, Петровск, Пугачев, Хвалынск, Шиханы, Энгельс и др.
Международный научный форум «Гуманизация образовательного пространства» открыла вокально-хоровая студия факультета психолого-педагогического и специального образования «Гармония плюс». Художественный руководитель - А. И. Чернышов. Прозвучал гимн Кириллу и Мефодию композитора П. И. Чайковского, посвященный исполнителями 110-й годовщине со дня основания Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского.
Пленарное заседание началось с выступления проректора по учебной работе И. Г. Малинского, который передал слова приветствия участникам форума от ректора Саратовского университета А. Н. Чумаченко и отметил, что гуманизация образовательного процесса сегодня - основополагающий фактор модернизации образования в целом. И. Г. Малинский обратил внимание на востребованность форума, проводимого факультетом психолого-педагогического и специального образования СГУ и Институтом изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, свидетельством чего является интерес к нему российских и зарубежных коллег. От имени руководства университета И. Г. Малинский выразил благодарность факультету и пожелал всем участникам новых открытий и интересных знакомств.
Председатель форума - руководитель приоритетных проектов и программ СГУ Е. Г. Ели-на - подчеркнула знаковость данного события: большая научная конференция проводится в юбилейный для университета год и посвящена одной из магистральных проблем современной науки - гуманизации образования. «Когда мы говорим об учителях и вузовских преподавателях, все чаще звучит мотив профессионального выгорания, - обозначила одну из дискуссионных тем Елена Генриховна. - Какие бы профессиональные подпорки мы ни дали нашим студентам, работа на практике вносит свои коррективы. В связи с этим возникает много проблем, связанных с подготовкой школьного учителя. Как сделать, чтобы
на протяжении многих лет этот огонек, эта искра и это желание работать с детьми и со студентами не пропадали, а, наоборот, разгорались с новой силой? Проблемы гуманизации касаются и другой стороны образовательного процесса. Пришло новое поколение, которое больше смотрит, чем слушает и читает. Появилось даже такое понятие какразвизуализация молодого поколения. Думаю, нам не удастся это сделать, надо думать о том, как ребят, выросших в условиях Интернета, глобального мира, приблизить к той высокой науке, которую мы пытаемся им преподать. Очень важно, что вместе с авторитетными учеными и преподавателями в конференции принимают участие студенты, которые завтра станут нашими коллегами». Е. Г. Елина в своем выступлении обозначила комплекс актуальных для современной педагогики проблем, которые впоследствии обсуждались на различных площадках форума.
Декан факультета психолого-педагогического и специального образования Р. М. Шамионов в своем приветственном слове к участникам форума напомнил, что раньше педагогов готовили под лозунгом «Образовывая, воспитываем - воспитывая, образовываем», но реалии сегодняшней изменившейся жизни требуют внесения корректив: сейчас важно «не навредить». «Мы обладаем многими технологиями, реформируем образование, вводим новые стандарты», - отметил Р. М. Шамионов, подчеркнув, что важно в процессе всех этих трансформаций «не навредить» образованию, создавать по-настоящему гуманное образовательное пространство. На факультете действуют пять педагогических кафедр, которые реализуют эту парадигму в своих научных исследованиях и методических трудах. «Мы ждем от участников конференции плодотворной дискуссии, новых идей и познавательного напряжения, которое рано или поздно приведет к изменениям в самой системе образования», - этим словами завершил свое выступление Р. М. Шамионов.
Эмоциональный тон дискуссии задал профессор Воронежского государственного педагогического университета, заслуженный деятель науки РФ Е. П. Белозеров. Заявленная им тема «Гуманизация в педагогическом образовании: мечта, надежда, концепт» заострила многие вопросы повестки дня форума: «Мы настаиваем на гуманизации отечественного образования, мы просто обязаны найти правильный вариант наших профессиональных действий, - заявил Евгений Петрович. - Мы в своей образовательной деятельности сегодня подвергнуты риску, опасности потери субъектности, профессиональной идентичности; существо нашего сегодняшнего состояния, увы, зачастую характеризует "имитация образовательной деятельности". Но у нас много и оптимистического историко-педагоги-ческого материала, который помогает выживать и работать». Большой интерес у присутствующих
Прпложенпя
285
вызвало предложенное им осмысление концепта современного педагогического университета.
Его коллега по Воронежскому университету -профессор М. В. Шакурова приоткрыла некоторые «профессиональные тайны», посвятив свое выступление педагогическим и антипедагогическим смыслам скрытого содержания образовательного пространства. Школа, по ее мнению, порождает определенный жизненный уклад, дух, атмосферу. От них во многом зависит успех образования. Она поделилась наблюдениями, полученными в Великобритании в процессе посещения различных школ, и проанализировала скрытые смыслы, которые таит в себе организация школьного пространства, прежде всего, - коридоров, классов, так называемых «зон ненаблюдаемости», где ребенок мог бы отдохнуть от коллектива.
М. П. Воюшина, профессор Санкт-Петербургского государственного педагогического университета имени И. А. Герцена, координатор проекта «Школа диалога», автор учебников по литературному чтению для начальных классов, рассказала об эксклюзивном метаметодическом подходе к построению курсов «Русский язык» и «Литературное чтение» в образовательной системе «Школа диалога». М. П. Воюшина посвятила свой доклад организации работы с текстом учебника, который, вслед за М. М. Бахтиным, рассматривается ученым как «объект для исследования и мышления».
Профессор Владимирского государственного университета Л. К. Фортова посвятила свое выступление эффективности учебной деятельности в школе и вынесла на обсуждение вопрос о том, как формируется «защищенная нравственность», помогающая ребенку не стать жертвой социализации.
Профессор Ф. Г. Мухаметзянова из Казанского (Приволжского) федерального университета представила магистратуру как модель обучения взрослого человека: она проанализировала соотношение личностно ориентированного и субъ-ектно-деятельностного подходов в подготовке будущих магистров.
Интересными исследованиями поделился профессор департамента педагогики Московского городского педагогического университета Б. В. Куприянов, который провел социально-педагогическую реконструкцию деятельности вожатого в советском пионерском лагере в 1960-80 годах.
По окончании пленарного заседания работа форума продолжилась на различных секциях: десять секций проводились на базе СГУ, пять секций - во Дворце творчества детей и молодежи имени О. П. Табакова, секция «Современные тенденции гуманизации дошкольного образования» проводилась в МДОУ «ЦРР - детский сад № 101 «Жар-птица», секция «Гуманизация военного образования» - в Саратовском военном ордена Жукова Краснознаменном институте войск национальной гвардии РФ. В соответствии с программой секций обсуждались вопросы педагогической
психологии и психологии социальной активности личности и группы, гуманистические подходы к проблемам физической культуры в образовательном процессе, а также ноосферная парадигма гуманизации образования, дискутировались современные тенденции гуманизации специального инклюзивного, а также технологического, филологического, естественно-математического образования и речевого развития.
Особый интерес представляли научно-образовательные мероприятия форума, проводившиеся 14 марта на территории СГУ и на различных выездных площадках. Так, большой резонанс получил мастер-класс «Диагностика и психокоррекция профвыгорания работников образовательных учреждений», проводившийся М. В. Лысогорской (практический психолог, кандидат психологических наук, директор Психологического центра РОСТ, г. Саратов), Т. В. Сурковой (психолог отделения экстренной помощи ГБУ СО СРЦ «Возвращение») и студентом 4-го курса факультета психологии СГУ Богланом Назаровым. Участники мастер-класса смогли практически познакомиться с диагностикой, профилактикой и терапией синдрома эмоционального выгорания, самостоятельно выявить наличие у себя степени выраженности данного проявления, опробовать на себе некоторые техники саморегуляции, получить знания и представления о профилактике самовыгорания, что крайне важно в условиях современного образования.
В Свято-Покровской православной классической гимназии г. Саратова проводился мастер-класс «Растить в себе человека: урок литературного чтения». М. П. Воюшина (доктор пед. наук, профессор кафедры ЮНЕСКО «Образование в поликультурном обществе» РГПУ имени А. И. Герцена (Санкт-Петербург)) провела урок в 3 классе на тему «Рассказ В. Ю. Драгунского "Красный шарик в синем небе"», на котором присутствовали учителя начальных классов из разных школ г. Саратова, а также студенты факультета психолого-педагогического и специального образования, обучающиеся по профилю «Начальное образование». Урок М. П. Воюшиной представлял собой образец эстетического подхода к словесному искусству, при котором неразрывно анализируются художественная форма и содержание, выявляются эмоциональное наполнение текста и реакция на него школьников. Участники мастер-класса на практике увидели технологию «медленного чтения» произведения и реализацию диалога изобразительного и словесного искусства на уроке литературного чтения.
В МОУ «СОШ № 6» проводился профориен-тационный марафон «Динамика профессиональных биографий» (ведущие: зам. директора по УР МОУ «СОШ № 6», учитель начальных классов С. Н. Шарапова и канд. пед. наук, доцент кафедры начального естественно-математического образо-
вания СГУ имени Н. Г. Чернышевского О. А. Федорова). В мероприятии приняли участие преподаватели факультета психолого-педагогического и специального образования, выпускники факкуль-тета разных лет, студенты 4-го курса направления подготовки «Педагогическое образование».
В жанре свободного микрофона выступили доценты кафедры начального естественно-математического образования П. М. Зиновьев и Т. И. Фаддейчева, а также выпускники разных лет: О. А. Линникова, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 84», почетный работник общего образования (выпуск 1992 г.), О. С. Банникова, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 84», почетный работник общего образования (выпуск 1992 г.), М. С. Егорова, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 6», победитель конкурса на приз детских симпатий «Признание - 2016», учитель высшей квалификационной категории; Н. Ю. Золотухина, учитель информатики МБОУ «СОШ № 32 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Энгельса (выпуск 2009 г.); В. В. Кузьмина, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 6», учитель первой квалификационной категории; А. П. Несторишена, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 6»; К. С. Прыгина, учитель начальных классов МОУ «Гимназия № 7» (выпуск 2014 г.); В. В. Мезяк, учитель начальных классов «Лицея № 53» (выпуск 2016 г.); Д. И. Андрощук, учитель начальных классов «Лицея № 15» (выпуск 2016 г.) и др.
Все выступления сопровождались презентациями, видеороликами в форме боб-трейлера, представившими динамику профессиональных биографий гостей. Участники мероприятия пришли к выводу о том, что жизнь в педагогической профессии — это неустанный труд души; что труд педагога, полный тревог и волнений, радостей и печалей, дерзаний и поисков, - это вечное испытание на мудрость и терпение, профессиональное мастерство и человеческую незаурядность. Учитель, педагог, воспитатель - это не только профессия. Это высокая миссия, предназначение которой - сотворение личности, утверждение человека в человеке.
Комплекс мероприятий прошел во Дворце творчества детей и молодежи имени О. П. Табакова г. Саратова. В работе выездного заседания секции «Педагогика вне обучения: деятельность воспитателя, вожатого, классного руководителя» приняли участие ученые и педагоги Саратова, Москвы, Воронежа, Астрахани, Волгограда, Казани, студенты факультета психолого-педагогического и специального образования. Открыл работу секции музыкальный театр «Детский остров» (рук. Е. А. Гладырева). В приветственном слове директора Дворца творчества детей и молодежи имени О. П. Табакова И. Е. Иванцова отмечены особая значимость и потенциал дополнительного образования в воспитании подрастающего поколения на принципах гуманизма.
Профессор департамента педагогики МГПУ Б. В. Куприянов сделал сообщение на тему «Педагогика приключений», в котором отметил важность для детей воспитательных мероприятий с «приключенческой» основой, показал их соответствие природе и познавательным потребностям ребенка.
Докладчики в своих выступлениях затронули разные аспекты моделирования гуманного воспитывающего пространства: профессор В. П. Косырев (Москва) рассказал о современных тенденциях развития форм музейной педагогической деятельности и коммуникации; доцент А. Н. Махинин (Воронеж) раскрыл границы и возможности воспитательного пространства образовательной организации в формировании российской гражданской идентичности старшеклассников; ст. преподаватель С. А. Морозова (Волгоград) показала инновационные формы взаимодействия образовательной организации с родителями обучающихся; ст. преподаватель М. Р. Ибляминова (Астрахань) определила педагогическую философию классного руководства в современных условиях; профессор Е. А. Александрова (Саратов) оценила роль образовательного пространства организации в воспитании личности ребенка. В ходе обсуждения докладов состоялся продуктивный диалог между представителями педагогической науки и педагогами образовательных организаций города Саратова.
Продолжением научной части стали мастер-классы педагогов Дворца творчества детей и молодежи имени О. П. Табакова, которые продемонстрировали интересные воспитывающие практики: показали образовательный потенциал театральной деятельности для развития коммуникативных качеств личности (Е. А. Гладырева, актриса, худ. рук. театра «БалаганчикЪ»); раскрыли роль краеведческой работы для познавательного развития и культурного просвещения обучающихся (Е. Н. Пакалина, методист по музейно-об-разовательной деятельности Центра музейной педагогики СГХМ имени А. Н. Радищева); значение народной музыки в духовном воспитании подрастающего поколения (А. В. Дормидонтов, руководитель Оркестра русских народных инструментов «Полифон», профессор кафедры народных инструментов СГК имени Л. В. Собинова) и др.
Присутствовавшие на мастер-классах студенты в атмосфере открытости, доброжелательности, сотворчества водили хороводы и постигали тайны этого уникального жанра, рисовали кофе, разгадывали секреты саратовского края, пробовали себя в роли музыканта и играли на домре, осваивали методику развития выразительного голоса и красивой речи. Впоследствии студенты отметили, что такие мероприятия помогают лучше понять педагогическую профессию, пробуждают «добрые, радостные чувства» и желание «еще раз прогуляться по городу и по-новому взглянуть на знакомые
Прпеожения
287
места», «побольше узнать о родном городе», «желание развиваться», «много работать над собой, чтобы стать хорошим педагогом». Приобретенные знания и педагогический опыт, по мнению студентов, непременно пригодятся в их деятельности на ближайшей летней вожатской практике.
Работа форума «Гуманизация образовательного пространства» продолжилась 15 марта. В этот день прошла Всероссийская научная конференция «Проблемы филологического образования», собравшая ученых из разных городов и вузов страны, а также учителей начальных классов г. Саратова и Саратовской области.
Открыл пленарное заседание доклад доктора филологических наук, заведующего кафедрой русского языка и литературы Балашовского института (филиала) СГУ имени Н. Г. Чернышевского М. Р. Шумариной, которая поделилась опытом организации модульного обучения при подготовке будущих педагогов в Балашовском институте.
Доклад доктора филологических наук, профессора кафедры начального языкового и литературного образования СГУ имени Н. Г. Чернышевского И. А. Тарасовой был посвящен проблеме читательской некомпетентности. Докладчик предложила систему критериев некомпетентности читателей: прагматический подход к чтению художественной литературы; нежелание трудиться над текстом; восприятие произведения только на уровне сюжета; отношение к героям как к реальным людям («наивный реализм»); непонимание связи между поступками героев и авторской концепцией; требование эксплицитной моральной оценки со стороны автора и др. Эти критерии были выделены на основе анализа читательских отзывов о книгах.
В докладе кандидата филологических наук, декана филологического факультета Балашов-ского института (филиала) СГУ С. И. Шумарина было проанализировано изложение вопросов мор-фемики и словообразования в учебниках русского языка для средней школы. В фокусе его внимания оказались как известный учебно-методический комплекс Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др., созданный на основе учебника под научной ред. Н. М. Шанского, так и учебники совершенно новые, созданные новыми авторскими коллективами (например, учебник, входящий в систему «Алгоритм успеха», под ред. А. Д. Шмелева). Докладчик обратил внимание на спорные трактовки статуса некоторых морфем, на принципы и порядок морфемного анализа в средней школе.
В докладе доктора филологических наук, профессора кафедры филологического образования Саратовского областного института развития образования С. Б. Козинца были обозначены «проблемные зоны» в школьных учебниках по русскому языку. К числу этих зон были отнесены отсутствие метапредметных заданий, заданий исследовательского и проблемного характера;
слабый характер интрапредметных связей между годами обучения; устаревший иллюстративный материал и др.
В докладе кандидата филологических наук, доцента кафедры начального языкового и литературного образования СГУ имени Н. Г. Чернышевского А. Б. Щербакова был раскрыт методологический смысл выражения «диалог искусств». Докладчик призвал к более широкому пониманию выражения «диалог искусств», включив в него не только традиционные межпредметные связи, но и сложные диалогические отношения внутри каждого вида искусства: литературы, музыки, живописи и т. д.
Пленарное заседание завершилось подведением итогов конкурса рецензий-открыток на произведения современных детских писателей, проводившегося в рамках форума «Гуманизация образовательного пространства». Участниками конкурса стали студенты разных курсов факультета психолого-педагогического и специального образования. Победители были торжественно награждены грамотами и ценными призами (книгами).
По окончании пленарного заседания работа конференции продолжилась в секциях, на которых обсуждались теоретические и методические основы языкового и литературного образования, а также актуальные проблемы современной филологии.
Научно-образовательные мероприятия этого дня преимущественно сконцентрировались в МОУ «Гимназия № 7» г. Саратова. Здесь прошло заседание выездной секции форума «Проектная деятельность в образовательном пространстве современной школы» (модераторы: директор МОУ «Гимназия № 7» И. А. Орлова и канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой педагогики детства на базе МОУ «Гимназия № 7» СГУ имени Н. Г. Чернышевского М. П. Зиновьева), на которой своими разработками и проектными методиками поделились учителя различных школ г. Саратова.
Городской семинар учителей начальных классов «Роль учебника литературного чтения в развитии диалогового мышления младших школьников» провела М. П. Воюшина, доктор пед. наук, проф. РГПУ им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург). На семинаре присутствовало около 50 действующих педагогов начальной школы, а также будущие педагоги, студенты факультета психолого-педагогического и специального образования. Знакомство с диалоговыми технологиями, которые активно продвигаются авторским коллективом инновационной образовательной системы «Школа диалога», открыло новые перспективы гуманизации образовательного пространства. М. П. Воюшина представила структуру своего нового учебника по литературному чтению, показала возможности применения диалоговой технологии в процессе изучения жанра басни на уроках литературного чтения. Мастерская интерпретация басенных сюжетов, тонкость филологического
анализа, разнообразие методических решений, доброжелательный тон ведения диалога не оставили равнодушными учителей начальных классов.
Педагогическая мастерская «Краеведческий компонент в начальном образовании» была представлена докладами зав. кафедрой начального естественно-математического образования СГУ имени Н. Г. Чернышевского, доктора биол. наук Е. Е. Морозовой, доцентов кафедры начального естественно-математического образования О. А. Исаевой и Т. И. Фаддейчевой, а также докладами студентов факультета психолого-педагогического и специального образования. Все доклады были объединены общностью разрабатываемой тематики и посвящены исследованию возможностей применения в практике начального образования проектных технологий с краеведческим содержанием.
В МАОУ «Лицей № 37» состоялась районная научно-практическая конференция обучающихся, осваивающих ФГОС НОО «Мой Мир» в образовательной области «Окружающий мир. Естествознание». Младшие школьники представили свои исследовательские проекты, слушателями и ценителями которых стали преподаватели и студенты факультета ППиСО СГУ имени Н. Г. Чернышевского.
Научная дискуссия, развернувшаяся в рамках международного научного форума «Гуманизация образовательного пространства», была плодотворна и значима не только для представителей научных сообществ нашей страны и других государств. Она важна для будущих педагогов - студентов, участвовавших в различных мероприятиях форума, которым предстоит реализовывать на практике гуманитарную образовательную парадигму.
Образец для цитирования:
ЧеремисиноваЛ. И. Международный форум «Гуманизация образовательного пространства»: итоги научного диалога // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8, вып. 3 (31). С. 284-289. БО!: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-3-284-289
International Forum "Humanization of the Educational Space": Overall Results of the Scientific Dialogue
Larisa I. Cheremisinova
Larisa I. Cheremisinova, https://orcid.org/0000-0001-7727-8973, Saratov State University, 83 Astrakhanskaya St., Saratov 410012, Russia, [email protected]
The article summarizes the results of the International forum "Humanization of educational space", which was held at Saratov State University on March 14-15, 2019 and was dedicated to the 110th anniversary of SSU and 100th anniversary of higher pedagogical education in Saratov Oblast. National Research Saratov State University and the Institute of Childhood, Family and Upbringing of the Russian Academy of Education acted as the organizers of the forum. Keywords: forum, humanization, pedagogy, education space.
Cite this article as:
Cheremisinova L. I. International Forum "Humanization of the Educational Space": Overall Results of the Scientific Dialogue. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2019, vol. 8, iss. 3 (31), pp. 284-289 (in Russian). DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-3-284-289
Прпложенпя
289