Научная статья на тему 'ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА: ХРОНИКА МЕЖДУНАРОДНОГО ФОРУМА'

ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА: ХРОНИКА МЕЖДУНАРОДНОГО ФОРУМА Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
0
0
Поделиться
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ГУМАНИЗАЦИЯ / EDUCATIONAL SPACE / HUMANIZATION

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Александрова Екатерина Александровна

Представлена информация о международном форуме, который состоялся 15-16 марта 2018 г. на базе факультета психолого-педагогического и специального образования Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского под патронатом Института изучения детства, семьи и воспитания РАО (Москва). В качестве ключевых моментов обсуждения выделены: возможность сочетания средового, этнокультурного, экологического и проектного подходов, иерархия процессов воспитания и обучения современных детей, направления эффективной педагогической деятельности, в том числе и в свете новых ее функций поддерживающей, медиативной, коммуникативной, аналитической, проектной, коррекционной, как минимум. Намечены направления дальнейших научных исследований: модернизация образовательного пространства в условиях инклюзивного образования, поликультурного региона, а также в целях поиска вариантов сочетания педагогических ресурсов индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, поиска смысла и содержания поддерживающей педагогической деятельности, аксиологических оснований воспитательного процесса современных детей и молодежи, причем с учетом влияния цифровых источников информации, ее открытости, доступности и вариативности.

Humanization of Educational Space: Chronicles of the International Forum

The article presents information about the International Forum that took place on March 15-16, 2018 under the auspices of the Department of Psychological, Pedagogical and Special Needs Education of Saratov National Research University named after N. P. Chernyshevsky under the patronage of the Institute for the Study of Childhood, Family and Upbringing of the RAE (Moscow). The key points of the discussion were the possibility of combining environmental, ethnocultural, ecological and project approaches, the hierarchy of the processes of upbringing and education of modern children, the direction of effective pedagogical activities, including its new functions supportive, meditative, communicative, analytical, project, and correctional. The directions of further research are outlined. They include modernization of educational space under conditions of inclusive education, multicultural region, options for combining pedagogical resources of individualization and differentiation of the educational process, search for meanings and content of supporting pedagogical activities, axiological foundations of the educational process of modern children and young people, with consideration of influence of digital sources of information, its openness, accessibility and variability.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА: ХРОНИКА МЕЖДУНАРОДНОГО ФОРУМА»

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, вып. 4(28)

ХРОНИКА НАУЧНОЙ ЖИЗНИ

ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА: ХРОНИКА МЕЖДУНАРОДНОГО ФОРУМА

Е. А. Александрова

Александрова Екатерина Александровна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой методологии образования, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, alexkatika@mail.ru

Представлена информация о международном форуме, который состоялся 15-16 марта 2018 г. на базе факультета психолого-педагогического и специального образования Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского под патронатом Института изучения детства, семьи и воспитания РАО (Москва). В качестве ключевых моментов обсуждения выделены: возможность сочетания средового, этнокультурного, экологического и проектного подходов, иерархия процессов воспитания и обучения современных детей, направления эффективной педагогической деятельности, в том числе и в свете новых ее функций - поддерживающей, медиативной, коммуникативной, аналитической, проектной, коррекционной, как минимум. Намечены направления дальнейших научных исследований: модернизация образовательного пространства в условиях инклюзивного образования, поликультурного региона, а также в целях поиска вариантов сочетания педагогических ресурсов индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, поиска смысла и содержания поддерживающей педагогической деятельности, аксиологических оснований воспитательного процесса современных детей и молодежи, причем с учетом влияния цифровых источников информации, ее открытости, доступности и вариативности. Ключевые слова: образовательное пространство, гуманизация.

Проблемы гуманизации образовательного пространства продолжают оставаться в сфере внимания педагогической общественности в связи с тем, что являются следствием общественного запроса на повышение качества образовательного процесса.

Двоякое впечатление оставили в этой связи доклады, прозвучавшие на международном форуме в Саратовском национальном исследовательском университете имени Н. Г. Чернышевского (15-16 марта 2018 г.), ставшем традиционным и продолжающем разговор 393 участников из 33 городов России и иных стран, который длится с 2005 года на конференциях, организованных кафедрой методологии образования факультета психолого-педагогического и специального образования.

Проректор по научно-исследовательской работе А. А. Короновский в своем вступительном слове заметил, что процесс, заявленный в теме форума, является на настоящий момент основополагающиу фактором модернизации образования в целом, что придает данному научному собранию особое звучание.

В приветственном адресе депутата Государственной думы, заместителя председателя комитета Государственной думы по образованию и науке Л. Н. Тутовой, который озвучила председатель совета регионального отделения ВОО «Воспитатели России» Е. В. Иванова, также отмечалась необходимость и значимость поиска современных решений проблем образования.

Выступления методологов показали их сомнения и раздумья о необходимости и достаточности подхода и принципов воспитания, развития и обучения личности в изменяющемся образовательном пространстве, сочетания традиционных и инновационных методов воспитания. Дискуссии затрагивали такие проблемные моменты, как возможность сочетания средового, этнокультурного, экологического и проектного подхода, иерархия процессов воспитания и обучения современных детей, направления эффективной педагогической деятельности, в том числе

Хроника научной жизни

и в свете новых ее функций - поддерживающей, медиативной, коммуникативной, аналитической, проектной, коррекционной, как минимум.

В рамках пленарных заседаний прозвучали доклады: д-ра пед. наук, профессора Т. А. Ромм «Профессионализм педагога как воспитателя в современных условиях: проблемы и перспективы» (Новосибирск); А. Евсиной «Международные детские и молодежные проекты, способствующие укреплению мира и сотрудничества: традиции и поиск нового формата взаимодействия (Прага, Чешская Республика); д-ра пед. наук, профессора Е. А. Александровой «Парадоксы гуманизации воспитывающей среды» (Саратов); д-ра пед. наук С. М. Бахишевой «Обучающие проекты как пространство для развития деятельностного подхода у студентов и преподавателей (в рамках обновленного содержания образования в Республике Казахстан» (Уральск); д-ра психол. наук М. В. Григорьевой «Социально-психологические факторы гуманизации образовательной среды» (Саратов) и др.

В докладах же методистов прозвучала уверенность, что проектная деятельность, технологии создания проблемных ситуаций (называемых ими по-разному, например кейс-стади и проч.) и обращение к культурным традициям являются необходимыми составляющими успеха педагогической деятельности в контексте заявленной проблемы форума.

Впрочем, разнообразие форм общения участников форума (три пленарных заседания, восемь мастер-классов, девятнадцать секций, три видеолекции) позволило каждому их участников не только найти ответы на интересующие его вопросы, но главное, сформулировать для себя новые научные проблемы и наметить направление научного поиска.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Основными направлениями дальнейших научных исследований намечены такие, как модернизация образовательного пространства в условиях инклюзивного образования, поликультурного региона, а также в целях поиска вариантов сочетания педагогических ресурсов индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, поиска смысла и содержания поддерживающей педагогической деятельности, аксиологических оснований воспитательного процесса в отношении современных детей и молодежи, причем с учетом влияния цифровых источников информации, ее открытости, доступности и вариативности.

Участники конференции подчеркнули, что их общение проходило в атмосфере научного диалога, совместности и понимания.

Мы выражаем благодарность ФГНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО» (г. Москва) в лице директора Т. В. Волосовец, выступившей соорганизатором форума.

Образец для цитирования:

АлександроваЕ. А. Гуманизация образовательного пространства: хроника международного форума // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, вып. 4 (28). С. 398-399.

Humanization of Educational Space: Chronicles of the International Forum

Еkaterina А. Alexandrova

ORCID: https://0000-0002-2101-7050 Saratov State University

83, Astrakhanskaya Str., Saratov, 410012, Russia E-mail: alexkatika@mail.ru

The article presents information about the International Forum that took place on March 15-16, 2018 under the auspices of the Department of Psychological, Pedagogical and Special Needs Education of Saratov National Research University named after N. P. Chernyshevs-ky under the patronage of the Institute for the Study of Childhood,

Family and Upbringing of the RAE (Moscow). The key points of the discussion were the possibility of combining environmental, ethnocultur-al, ecological and project approaches, the hierarchy of the processes of upbringing and education of modern children, the direction of effective pedagogical activities, including its new functions - supportive, meditative, communicative, analytical, project, and correctional. The directions of further research are outlined. They include modernization of educational space under conditions of inclusive education, multicultural region, options for combining pedagogical resources of individualization and differentiation of the educational process, search for meanings and content of supporting pedagogical activities, axi-ological foundations of the educational process of modern children and young people, with consideration of influence of digital sources of information, its openness, accessibility and variability. Keywords: educational space, humanization.

Cite this article as:

Alexandrova E. А. Humanization of Educational Space: Chronicles of the International Forum. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2018, vol. 7, iss. 4 (28), рр. 398-399 (in Russian).