Научная статья на тему 'Традиции и новации: международный форум «Гуманизация образовательного пространства – 2019»'

Традиции и новации: международный форум «Гуманизация образовательного пространства – 2019» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
форум / гуманизация образования / традиции и новации. / forum / humanization of education / traditions and in- novations.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Александрова Екатерина Александровна, Фирсова Татьяна Геннадьевна

Представлена информация о международном форуме «Гуманизация образовательного пространства – 2019», состоявшемся 14–15 марта 2019 г., целью которого является обсуждение методологических оснований педагогической деятельности в изменяющемся образовательном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Александрова Екатерина Александровна, Фирсова Татьяна Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Traditions and Innovations: International Forum “Humanization of the Educational Space – 2019”

Information is presented on the upcoming March 14–15, 2019 international forum “Humanization of the Educational Space – 2019”, the purpose of which is to discuss the methodological basis of pedagogical activity in a changing educational space.

Текст научной работы на тему «Традиции и новации: международный форум «Гуманизация образовательного пространства – 2019»»

Хроника научной жизни

ХРОНИКА НАУЧНОЙ ЖИЗНИ

Традиции и новации: международный форум «Гуманизация образовательного пространства - 2019»

Е. А. Александрова, Т. Г. Фирсова

Александрова Екатерина Александровна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой методологии образования, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Россия, [email protected]

Фирсова Татьяна Геннадьевна, кандидат филологических наук, доцент, кафедра начального языкового и литературного образования, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Россия, [email protected]

Представлена информация о международном форуме «Гуманизация образовательного пространства - 2019», состоявшемся 14-15 марта 2019 г., целью которого является обсуждение методологических оснований педагогической деятельности в изменяющемся образовательном пространстве.

Ключевые слова: форум, гуманизация образования, традиции и новации. 001: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-2-189-192

14-15 марта 2019 г. на базе факультета психолого-педагогического и специального образования Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского состоялся международный форум «Гуманизация образовательного пространства - 2019», целью которого является обсуждение методологических оснований педагогической деятельности в изменяющемся образовательном пространстве.

Международный форум «Гуманизация образовательного пространства» становится уже традиционным мероприятием для факультета психолого-педагогического и специального образования ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского». В этом году форум проводился под эгидой празднования 110-летия СГУ и 100-летия педагогического образования в нем.

Задуманный как площадка для обсуждения концептуальных основ внедрения в образовательный процесс новых ФГОС, методик, технологий, форматов обучения и воспитания, сегодня он становится территорией модерирования новых идей, связанных с выявлением и конкретизацией методологических оснований воспитания, развития и обучения личности в изменяющемся образовательном пространстве. Этому способствовало включение в программу форума традиционной для факультета Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы филологического образования», серии научных и научно-методических семинаров, мастер-классов, дискуссионных площадок, конкурсов, модераторами которых выступили не только представители вуза-организатора, но и гости форума из научных и образовательных организаций разных городов России.

Важность и значимость данного мероприятия подтверждает и то, что в состав программного комитета вошли ученые, исследователи и педагоги из разных стран - России, Чехии, Беларуси, Казахстана; разных городов России - Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Казани, Новосибирска, Владикавказа, Мичуринска, Елецка, Воронежа, Балашова, Смоленска, Курска, Ишима.

© Александрова Е. АФирсова Т. Г., 2019

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8, вып. 2(30)

Уже традиционно партнером в проведении форума в рамках подписанного договора о сотрудничестве выступил ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО» (http:// ippdrao.ru/).

В 2019 г. концептуальное наполнение мероприятий форума было обусловлено ориентацией на процессы воспитания личности растущего человека, причем не столько в учебной, сколько во внеурочной и внеклассной деятельности. Это связано, в первую очередь, с тем, что внимание педагогической общественности вновь обращается к столь важному направлению педагогической деятельности, как работа вожатого не только в летних оздоровительных лагерях, но и в школах, гимназиях, колледжах.

В образовательный процесс Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского еще в прошлом учебном году внедрены педагогический модуль «Основы вожатской деятельности», предполагающий теоретико-методическое изучение дисциплины «Основы вожатской деятельности», прохождение рассредоточенной учебной организационно-педагогической практики, целью которой является подготовка студентов к осуществлению воспитательных функций педагога; к учебному процессу привлечены работодатели, координаторы Центра молодежных инициатив. Возрождена традиция проведения итоговой конференции по летней вожатской практике.

Очевидно, что в связи с изменением социокультурных условий за последние два десятка лет, практическим отсутствием данного явления в образовательных организациях решение этого вопроса требует глубокого и тщательного методологического анализа. Это обусловило выделение кафедрой методологии образования такой секции, как «Педагогика вне обучения: деятельность воспитателя, вожатого, классного руководителя».

На пленарном заседании проблема методологических основ вожатской деятельности обсуждалась в докладах «Свобода и принуждение в пионерских лагерях СССР 60-80 гг.: опыт социальной педагогической реконструкции» Бориса Викторовича Куприянова, доктора педагогических наук, профессора департамента педагогики Института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО « Московский городской педагогический университет», «Культурно-гуманистический потенциал воспитательной деятельности: выбор и обоснование действий вожатого» Валентины Ивановны Поповой, доктора педагогических наук, профессора ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет». Не остались в стороне и вопросы, связанные с образом педагога. Данная проблема наша освещение в докладе «Нравственный пример педагога как проводника идей гуманизма и социокультурной

190

толерантности» Любови Константиновны Фортовой, доктора педагогических наук, кандидата юридических наук, профессора ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (ВлГУ).

Значимым стало выступление доктора педагогических наук, профессора кафедры ЮНЕСКО Марии Павловны Воюшиной. В своем докладе она раскрыла концептуальные основы новой образовательной системы «Школа диалога», полностью построенной на гуманистической модели обучения, приоритетом которой становятся диалогические технологии как на уровне содержания, так и на уровне реализации. Кафедра начального языкового и литературного образования давно сотрудничает с творческим коллективом данной образовательной системы, участвуя в научной экспертизе ее учебников по литературному чтению и русскому языку. Встреча М. П. Воюшиной со студентами и широкой педагогической общественностью позволила расставить приоритеты современного образования, наглядно продемонстрировала преимущества курируемого образовательного проекта.

Программа форума включала в себя самые разнообразные формы, позволяющие активно участвовать в данном мероприятии всем субъектам образовательного процесса - ученым, исследователям, преподавателям, практикующим учителям, студентам, младшим школьникам.

Студенты были включены в различные конкурсы - методических разработок урочных и внеурочных занятий, посвященных 110-летию Саратовского университета, рецензий-открыток по произведениям современных авторов для детей дошкольного, младшего школьного и среднего школьного возраста.

Были проведены образовательные экскурсии для гостей форума и студентов в МАОУ «Лицей № 37», МОУ «Гимназия № 7» и МАУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи имени О. П. Табакова». Это позволило перевести отвлеченные понятия в живые образы профессиональной деятельности, наблюдать специфику моделирования образовательного пространства в зависимости от контекста и традиций того или иного учреждения, включиться в разнообразные формы урочной и внеурочной деятельности, познакомиться с основами реализации дополнительного образования детей и взрослых.

На базе Центра развития психолого-педагогического образования СГУ (МАОУ «Лицей № 37») 15 марта состоялась открытая районная научно-практическая конференция младших школьников, осваивающих ФГОС НОО «Мой Мир» в образовательной области «Окружающий мир. Естествознание», ставшая органичной частью комплекса мероприятий форума. Свои проекты ребята представили в секциях «Мир увлечений», «Живая и неживая природа», «Краеведение»,

Приложения

Хроника научной жизни

«Экологические проблемы», «Гаджеты в жизни современного человека», «История обыкновенных вещей».

Младшие школьники продемонстрировали свое видение современного педагога в конкурсе детских рисунков на тему «Учитель: вчера-сегодня-завтра».

Особое внимание было уделено работе педагогической площадки на базе МОУ «Гимназия № 7». Под руководством заведующей и сотрудников кафедры педагогики детства были проведены секция школьных учителей и профориентационный марафон «Школа выживания молодого педагога», в рамках которого состоялись встречи и проблемные дискуссии студентов выпускных курсов с выпускниками факультета разных лет, которые работают по специальности.

В рамках настоящего форума студенты получили возможность посетить установочный семинар «Методика проведения структурированного интервью как метода антропологического исследования истории детства», который провел профессор Б. В. Куприянов. Семинар заложил основу для исследовательской деятельности студентов по изучению феномена «советское детство» в рамках курсовых работ и выполнения ВКР с помощью презентованного диагностического материала по итогам опроса респондентов из пяти регионов России.

Ежегодно материалы форума публикуются в одноименном сборнике, в сборнике «Проблемы филологического образования», отдельные материалы - в журналах, являющихся его информационными партнерами: «Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия. Акмеология образования. Психология развития» [Izvestiya Saratovskogo Universiteta. (N. S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology. http://akmepsy.sgu. ru/] (входит в перечень ведущих рецензируемых журналов); «Сибирский педагогический журнал» [Siberian Pedagogical Journal http://www.sp-journal. ru] (входит в перечень ведущих рецензируемых журналов). В этом году к данному перечню добавились такие значимые научные журналы, как «Вестник православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия IV: Педагогика. Психология» http://periodical.pstgu.ru/en/series/ index/4 (входит в перечень ведущих рецензируемых журналов) и «Практика управления ДОУ» http:// doy.direktor.ru/journal.

Форум позволил актуализировать и обсудить ряд вопросов, связанных с выявлением и

конкретизацией методологических оснований воспитания, развития и обучения личности в изменяющемся образовательном пространстве. Ряд направлений работы форума ориентирован на обсуждение вопросов, связанных с разработкой стратегий гуманизации и гуманитаризации образования с позиций средового, личностно-дея-тельного, экологического и проектного подхода, его филологической парадигмы.

Проведенные в рамках форума мероприятия призваны способствовать решению ряда фундаментальных проблем - выявлению методологических оснований модернизации роли и функции педагога в процессе формирования и развития воспитывающего пространства, в том числе сравнительному анализу подхода к гуманизации образовательного пространства, систематизации научных представлений о взаимодействии детей и взрослых в современном образовательном пространстве во внеклассной, внеурочной деятельности, в ситуации летнего отдыха и дополнительного образования.

Основные направления работы форума:

- теоретико-методологический анализ сре-дового, личностно-деятельного, экологического и проектного подхода;

- исследование механизмов и технологий модернизации образовательного пространства в условиях инклюзивного обучения;

- выявление возможностей воспитания и обучения дошкольников и младших школьников в условиях образовательного пространства поликультурного региона;

- анализ ресурсов образовательных организаций и учреждений культуры в системе подготовки будущего педагога, в том числе вожатого и психолога сферы образования;

- выявление и анализ инструментов организации психологически безопасной образовательной среды;

- консолидация научных усилий лингвистов, литературоведов, методистов, педагогов, психологов для решения основных проблем современного филологического образования, выявление актуального круга проблем преподавания словесности в школе и вузе.

Программа, хроника форума и материалы по его итогам представлены на сайте ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» (https://www.sgu.ru/ conference/mezhdunarodnyy-forum-gumanizaciya-obrazovatelnogo-0).

Образец для цитирования:

АлександроваЕ. А., Фирсова Т. Г. Традиции и новации: международный форум «Гуманизация образовательного пространства - 2019» // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8, вып. 2 (30). С. 189-192. БО!: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-2-189-192

Приложения

191

H3B. CapaT. yH-Ta. Hob. cep. Cep. Ameonorm 06pa30BaHnn. ncnxonorm pa3Bnmn. 2019. T. 8, Bbin. 2(30)

Traditions and Innovations: International Forum "Humanization of the Educational Space - 2019"

Ekaterina A. Alexandrova, Tatyana G. Firsova

Ekaterina A. Alexandrova, https://orcid.org/ 0000-0002-2101-7050, Saratov State University, 83 Astrakhanskaya St., Saratov 410012, Russia, [email protected]

Tatyana G. Firsova, https://orcid.org/ 0000-0002-0493-0227, Saratov

State University, 83 Astrakhanskaya St., Saratov 410012, Russia, [email protected]

Information is presented on the upcoming March 14-15, 2019 international forum "Humanization of the Educational Space - 2019", the purpose of which is to discuss the methodological basis of pedagogical activity in a changing educational space. Keywords: forum, humanization of education, traditions and innovations.

Cite this article as:

Alexandrova E. A., Firsova T. G. Traditions and Innovations: International Forum "Humanization of the Educational Space -2019". Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2019, vol. 8, iss. 2 (30), рр. 189-192 (in Russian). DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-2-189-192

192

npnnomeHnB

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.