Научная статья на тему 'Гуманизация медицинского образования посредством филологических дисциплин'

Гуманизация медицинского образования посредством филологических дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / HUMANISTIC APPROACH / ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PHILOLOGICAL EDUCATION / МЕДИЦИНСКИЙ ВУЗ / MEDICAL SCHOOL / ГУМАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / HUMANIZATION OF MEDICAL EDUCATION / СТУДЕНТЫ-МЕДИКИ / MEDICAL STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Митрофанова Ксения Александровна

Представлены основные положения гуманистического подхода в образовании. Целью данной работы было определение ключевых принципов гуманистической парадигмы применительно к филологическому образованию в медицинском вузе. Обобщен опыт отечественной и зарубежной педагогической науки по вопросам гуманизации и гуманитаризации образования. Описаны главные принципы гуманистического подхода, необходимые для построения эффективной системы высшего образования. Определена роль филологических дисциплин в медицинском вузе. Выделены фундаментальные положения гуманистического подхода, которые станут основой для развития модели филологического образования в системе высшего медицинского образования, а именно признание абсолютной ценности личности студента и преподавателя, свобода выбора для студента и преподавателя в процессе обучения, развитие эмоциональной сферы студентов, демократизация образовательного процесса и развитие мотивационных установок студентов-медиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMANAZING MEDICAL EDUCATION BY PHILOLOGICAL DISCIPLINES

The paper presents the basic points of the humanistic approach in education. The aim of this work was to determine key principles of the humanistic paradigm concerning philological education in the medical school. We summarized the experience of native and foreign researchers in pedagogy studying the humanization and humanitarization of education. The main principles of the humanistic approach to develop an efficient system of higher education have been described. The role of philological education in the medical school has been determined. The fundamental points of the humanistic approach to develop a model of philological education in the system of higher medical education have been described. They include recognition of absolute personal value of both teachers and students, freedom of choice in educational process, development of students’ emotional intelligence, democratization of teaching and learning, and development of motivation in students.

Текст научной работы на тему «Гуманизация медицинского образования посредством филологических дисциплин»

УДК 378.147 ББК 74.480.26

DOI 10.7442/2071-9620-2016-1-68-74

К.А. Митрофанова

(Уральская государственная медицинская академия, г. Екатеринбург, Россия)

ГУМАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Представлены основные положения гуманистического подхода в образовании. Целью данной работы было определение ключевых принципов гуманистической парадигмы применительно к филологическому образованию в медицинском вузе. Обобщен опыт отечественной и зарубежной педагогической науки по вопросам гуманизации и гуманитаризации образования. Описаны главные принципы гуманистического подхода, необходимые для построения эффективной системы высшего образования. Определена роль филологических дисциплин в медицинском вузе. Выделены фундаментальные положения гуманистического подхода, которые станут основой для развития модели филологического образования в системе высшего медицинского образования, а именно признание абсолютной ценности личности студента и преподавателя, свобода выбора для студента и преподавателя в процессе обучения, развитие эмоциональной сферы студентов, демократизация образовательного процесса и развитие мотивационных установок студентов-медиков.

Ключевые слова: гуманистический подход, филологическое образование, медицинский вуз, гуманизация высшего образования, студенты-медики.

K.A. Mitrofanova

(Ural State Medical University, Yekaterinburg, Russia)

HUMANAZING MEDICAL EDUCATION BY PHILOLOGICAL DISCIPLINES

The paper presents the basic points of the humanistic approach in education. The aim of this work was to determine key principles of the humanistic paradigm concerning philological education in the medical school. We summarized the experience of native and foreign researchers in pedagogy studying the humanization and humanitarization of education. The main principles of the humanistic approach to develop an efficient system of higher education have been described. The role of philological education in the medical school has been determined. The fundamental points of the humanistic approach to develop a model of philological education in the system of higher medical education have been described. They include recognition of absolute personal value of both teachers and students, freedom of choice in educational process, development of students' emotional intelligence, democratization of teaching and learning, and development of motivation in students.

Keywords: humanistic approach, philological education, medical school, humanization of medical education, medical students.

На современном этапе развития система образования России и высшего медицинского образования, в частности, основывается на гуманистической идее. Многие исследователи говорят о гуманистическом подходе (И.А. Зимняя, О.Н. Кантур, Е.М. Куроленко, А.К. Тша-нов, С.В. Иванова, Л.А. Веретенникова, С.С. Гиль, Н.М. Дзгоева и др.) или о гуманистической парадигме (Е.Н. Баранова, Л.И. Млочешек, А.В. Орлов, О.Л. Под-линяев и М.А. Гунько, С.В. Власова, А.Р. Абдрафикова и др.) как о фундаменте для построения эффективной образовательной системы.

Гуманистически направленное образование способствует отражению связей: человек - общество, человек - среда, человек - природа, наука - культура, - что влечет за собой развитие у обучаемых качеств творческой, мобильной, эстетической личности [3], которая обладает субъективными характеристиками, такими, как автономность, независимость, саморегуляция, способность к выбору и рефлексии [1]. В настоящее время, проходя через процесс реформирования, система образования выстраивается на основе антропологического подхода, в рамках которого передаются гуманистические традиции отечественной и мировой культуры, способствующие самоидентификации личности. Педагогическая антропология и гуманистические идеи становятся неразрывно связанными при построении модели образования 21 века и являются необходимой основой для разработки системы филологического образования в медицинском вузе.

Высшее образование находится на стадии внедрения новой философии обучения, адекватной природе человека [2], и медицинское высшее образование не стало исключением. Гуманизация образования связана с моралью, культурой, гуманистическими мотивами человека и следует из понятия гуманизма, которое утверждает отношение к человеку как к высшей ценности, определяет его права на свободу, самоопределение

и творческую реализацию. В педагогике гуманизм также определяется как система мировоззрения, которая основана на признании высшей ценности личности человека. Необходимость того, чтобы образование стало гуманным, сводится к потребности воспитать духовного, нравственного гражданина мира. Как следствие этого, гуманистическая парадигма предполагает полное признание культурных ценностей каждого народа, что влечет за собой соответствующий выбор методов и технологий обучения. Гуманистический подход в образовании отражает связь личности со своей душой и через нее - с душами всех людей, в свою очередь, гуманитаризация образования подразумевает «выход из влияния технократической парадигмы обучения и переход образования к гуманистической парадигме» [2, с. 28]. В полной мере гуманистический подход в медицинском образовании может быть реализован в рамках филологических дисциплин, которые предполагают одновременное развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы студентов.

Определяя педагогические концепции гуманистического подхода в образовании, необходимо обратиться к опыту исследователей. Так, большую роль для становления гуманистической педагогики сыграли работы Дж. Дьюи, который сформулировал основные принципы гуманистического образования: 1) прямота (применение таких педагогических методов, которые дают возможность концентрировать внимание обучающегося на том, что он должен делать, а не на том, как педагог относится к его деятельности); 2) непредубежденность (разрешение и поощрение разнообразия в деятельности обучающихся при решении учебных задач); 3) целеустремленность (полная заинтересованность и поглощенность содержанием предмета); 4) ответственность (способность оценить возможные последствия каждого проектируемого действия и учитывать их в своей деятельности, а не только призна-

с

о ^

X ^

о ф

т ^

о ц

о с;

о со

13

О О

ГО со о

СО

го

ю о

0

1

ф

го

вать вероятность их наступления). В нашем исследовании мы будем опираться на предложенные выше принципы гуманистического образования для развития филологического компонента в высшем медицинском образовании.

Формирование гуманистических идей образования также связано с именем американского психолога и педагога К. Роджерса, который полагал, что нельзя изменить человека, передавая ему готовый опыт, а необходимо создавать атмосферу, способствующую его развитию; также к основным положениям его гуманистической модели можно отнести следующие: уважительное отношение педагога к себе и обучающимся, распределение ответственности за обучение между педагогом и обучающимися, активное участие обучающихся в разработке и реализации своей программы обучения, выбор ими направления собственного обучения с осознанием ответственности за его последствия, формирование открытой атмосферы обучения, акцент внимания на поддержании учебно-воспитательного процесса, измерение результата обучения в контексте личностного развития обучающегося, замена директивных методов поддержания дисциплины формированием самодисциплины обучающихся, ориентация личности обучаемого на саморазвитие и самообразование.

В отечественной педагогической и психологической науках схожие идеи высказывали Л.С. Выготский, который считал, что в процессе обучения важнее научить человека мыслить, а не передавать ему готовые знания, В.А. Сухомлинский полагал, что гуманные отношения формируются из интереса к личности учащегося, сочувствия, высокой требовательности к его образовательной деятельности и <о озабоченности развитием его личности, | тем самым учащийся приобретает опыт

гуманного отношения к людям. ^ Гуманистические идеи получили

^ свое дальнейшее развитие в работах ^ А. Маслоу, выдвинувшего теорию разви-

тия способностей под влиянием стремления личности к самоактуализации, под которой автор рассматривал актуализацию потенциала, способностей и талантов, полноценную реализацию миссии, призвания, судьбы или профессии, увеличение знаний о человеческой природе, непрерывное движение к целостности и интеграции внутри личности. Самоактуализация рассматривается как один из компонентов формирования гуманистической личности, к которым, помимо нее, относятся чувства, социальные отношения, ответственность и интеллект обучающегося. Ш. Амонашвили в рамках личностно-гуманной основы педагогического процесса предложил выделить следующие педагогические позиции: управление процессом обучения с позиции интересов обучающихся, постоянное проявление веры в возможности каждого учащегося, сотрудничество с учащимся в процессе обучения, этичное отношение к учащимся.

Изложенные выше гуманистические идеи не теряют своей актуальности и для медицинского вуза, опираясь на них, в своем исследовании мы будем создавать систему филологического образования.

Идеи гуманистической педагогики и психологии разрабатываются и в современных исследованиях К.В. Гавриловец, М.Г. Иванова, В.Т. Кабуш, Л.Г. Кожевниковой, Е.Н. Шиянова, И.М. Румянцевой, Л.Н. Куликовой, Н.А. Мыльцевой, С.С. Корнеенкова и др.

Н.А. Мыльцева выделяет следующие принципы гуманистической педагогики, которые должны учитываться при построении системы образования [4]: 1) признание высшей ценности личности, приоритет интересов обучаемых;

2) взаимоуважение педагогов и обучающихся, создание психологического климата доверия, безусловного позитивного приятия и эмпатического понимания;

3) обеспечение сотрудничества в совместной познавательной деятельности;

4) актуализация мотивационных ресурсов обучения, развитие навыков самодис-

циплины и самообучения, стимулирование личностного роста; 5) формирование ответственности студентов за отношение к учебе, развитие навыков критической оценки собственных знаний.

С.С. Корнеенков главными идеями гуманистической парадигмы образования считает четыре базовых положения [2]: 1) развитие, обучение и воспитание человека должно строиться на общечеловеческих ценностях, принятие которых означает деидеологизацию, акцент на интеллектуальное, духовно-нравственное и эстетическое развитие личности;

2) представление о личности как о целостности, о ее безусловной ценности и уникальности, основанное на идее того, что возможности личности безграничны;

3) положение о сотрудничестве во всех видах деятельности и общения; 4) идея саморазвития человека, под которым понимается постоянное совершенствование процессов восприятия, мышления, памяти, воображения, повышение уровня интеграции личностных качеств, развития нравственности, мотивов и потребностей.

В нашем исследовании мы учитываем эти современные принципы и идеи гуманистического подхода, которые будут реализованы в модели филологического образования в медицинском вузе посредством разработки специальных методик и технологий обучения.

На сегодняшний день в рамках антропологической педагогики и гуманистической парадигмы в системе образования в России продолжают развивать и внедрять личностно-ориентированный подход (И.А. Зимняя, Л.И. Млочешек, С.М. Гульянц, О.В. Агошкова и др.), философско-антропологический подход (Л.А. Веретенникова, И.А. Би-рич, В.А. Сметанин и др.), компетент-ностный подход (Л.С. Перевозчикова, Е.Н. Баранова и др.), гуманистический психолого-педагогический подход (С.С. Гиль, Н.М. Дзгоева и др.), рефлексивный подход (И.М. Войтик, А.О. Сам-сонова и др.), личностно-гуманисти-ческий подход (В.А. Осин, А.Я. Осин,

А.К. Тшанов, С.В. Иванова, Е.В. Рыбакова, Н.А. Ивнцова и др.), системный подход к общечеловеческим ценностям (Л.П. Гирфанова и др.). Основными общими характеристиками данных подходов является ориентация на личность, восприятие человека как высшей ценности в процессе обучения, они направлены на создание такой образовательной среды, которая будет способствовать общекультурному, социально-нравственному, профессиональному и личностному развитию обучаемого.

Несмотря на очевидную необходимость гуманизации образования в России, применение различных гуманистических подходов остается в большей степени теоретическим. Пытаясь определить причины данного процесса, стоит обратиться к философии образования. На протяжении многих десятилетий образовательная система была направлена на социализацию подростка, на развитие скорее среднестатистической социально-ориентированной личности, результатом чего стало оскудение творческого и нравственного потенциала подрастающего поколения.

Реализация гуманистического подхода в образовании, как мы видим, основана на свободе, которая выражается во всех аспектах процесса обучения: свобода личности, свобода творчества, свобода выбора, свобода общения и т.д. Именно абсолютная степень свободы позволяет воспитать гармоничную личность, стремящуюся к самопознанию, самовыражению и творчеству. Благодаря философским гуманистическим идеям мы можем реализовать принципы гуманистического подхода даже в условиях стандартизации образования. Гуманистические принципы стоит учитывать при разработке программ обучения, более того, сама атмосфера при обучении должна стать высокодуховной, может зародиться с создания миссии и концепции образовательного учреждения, в основе которых будет заложена идея интеллектуального и духовного саморазвития личности [2].

с

о ^

X ^

о ф

т ^

о ц

о с;

о со

13

О О

ГО со о

СО

го

ю о

0

1

ф

го

Система высшего медицинского образования не должна стать исключением из общей тенденции гумнизации образования, несмотря на ее ориентацию на формирование знаний и практических навыков. Медицинский работник сегодня - это, прежде всего, гармонично развитая личность как на ментальном, так и психическом уровне, способная к постоянному духовному саморазвитию. Особый вклад в данный процесс вносит стремление самих преподавателей внедрять принципы гуманистического подхода в процесс обучения и развиваться в профессии. Одним из эффективных способов развития собственных педагогических навыков может стать интеграция внутри вуза, когда преподаватели разных дисциплин активно обсуждают существующие методы обучения, делятся опытом и совместно выстраивают наиболее эффективную модель обучения.

В свою очередь, филологическое образование в медицинском вузе, рассматриваемое нами как система, может стать основой для целостного восприятия высшего образования, послужить фундаментом для гуманитарного знания и интеграции между общекультурным и профессиональным циклами обучения [5]. Традиционно медицинское образование строится на позитивистской парадигме, однако в клинической практике врачи сталкиваются с менее определенным миром, где понимание различных толкований истины становится необходимостью. И именно здесь филологические дисциплины могут сыграть ключевую роль, формируя во врачах способность к анализу того, что скрыто, смотреть на проблему с разных точек зрения и не опираться только лишь на объективную реальность и научные знания. Филологические науки расширяют кругозор, фор-го мируя мировоззрение будущих врачей. | Таким образом, анализ научной ли-

тературы позволил нам выделить общие ^ положения гуманистического подхода, 5 которые являются принципиальными ^ для создания в будущем системы фило-

логического образования в медицинском вузе.

1. Признание абсолютной ценности личности, ее уникальности и безграничности возможностей, являясь основополагающим принципом гуманистического подхода; рассматривается в нашем исследовании, направленном на разработку системы филологического образования в медицинском вузе как приоритетное положение в гуманизации медицинского образования. Стоит отметить, что здесь речь идет не только о личности обучаемого, но и о личности преподавателя. Именно сочетание индивидуальности и таланта педагога и уникальных способностей студента становится фундаментом для построения системы филологического образования, основанной на взаимоуважении и безоценочных отношениях, где центральное место будет занимать человек, его потребности в воплощении своих талантов и развитии личных характеристик. Реализация данного принципа посредством внедрения новых методик и технологий обучения в рамках филологических дисциплин позволит в большей степени ориентироваться на формирование личных качеств будущего врача на основе профессиональных знаний.

2. Личные качества студента-медика будут быстрее развиваться в условиях, где появляется возможность открыто выражать свою точку зрения. Таким образом, свобода в образовательном процессе, регулируемая личной ответственностью и внутренней мотивацией обучаемого и преподавателя, является обязательным условием эффективной системы медицинского образования. Предоставляя свободу выбора в образовательном процессе для всех его участников, мы выходим за рамки стереотипов, убирая ограничения для реализации творческого потенциала личности. Внутренние мотивационные установки студентов и преподавателей медицинского вуза приведут к внедрению разнообразных форм и методов обучения, которые,

возможно, сделают образовательный процесс более открытым, динамичным и интересным. Здесь важнейшим условием станет способность отвечать за свой выбор, доказательность его эффективности и результативности, что приведет к осознанному и взвешенному решению со стороны участников образовательного процесса. На данный момент в медицинском образовании слабо реализуется данный принцип, существует необходимость усилить именно этот компонент, особенно в преподавании гуманитарных дисциплин. Филологические дисциплины как часть гуманитарного блока дисциплин позволят развить гуманистичекую составляющую медицинского образования в целом за счет их ярко выраженной коммуникативной и эмоциональной направленности в процессе обучения.

3. Развитие эмоциональной сферы наравне с интеллектуальной, профессиональной, творческой в атмосфере доверия и защищенности становится особенно актуальным в реализации образовательных программ, направленных на обучение специалистов в медицинской сфере. Создание комфортной образовательной среды, в которой обучаемый будет чувствовать себя безопасно как на физическом, так и на психическом уровнях, является условием для благоприятного развития и становления личности. Именно развитие эмоциональной сферы студента-медика на основе свободы выбора и самоопределения формирует его гуманное отношение к окружающим. В этом случае система непрерывного филологического образования будет способствовать постоянному совершенствованию навыков коммуникации, развитию чувства эмпатии, которые являются основополагающими в профессиональной деятельности медицинского работника.

4. Способность эффективно общаться на всех уровнях невозможно сформировать без готовности к сотрудничеству в образовательной сфере и демократизации отношений в вузе, что позволит уйти от авторитарного стиля преподавания,

давая возможность установить равноправие между преподавателем и студентом в образовательном процессе, где каждый его участник будет нести ответственность за результат обучения и достижение образовательных целей. Более того, диалог между обучаемым и педагогом сформирует благоприятную обстановку для обсуждения возникающих вопросов и решения проблем посредством дискуссий в условиях взаимоуважения и взаимопонимания. Благодаря системному подходу к преподаванию филологических дисциплин в медицинском вузе будет возможно добиться диалогичности в процессе обучения в рамках всего гуманитарного блока, а также в дальнейшем и на уровне профессионального цикла.

5. Развитие мотивационных установок и целеустремленности, ориентация на самообучение и саморазвитие становятся важнейшими в процессе обучения в медицинском вузе. Стремление обучаемого и педагога к самореализации в научной и педагогической среде требуют развитых навыков самостоятельной организации своей деятельности. Осознание важности постоянного саморазвития и грамотное определение мотивов своей деятельности способствуют быстрому достижению результата в профессиональной и социальной сферах, а также формированию качеств личности и компетенций высококвалифицированного специалиста. Данное положение приобретает особую актуальность в рамках филологических дисциплин, а именно стремление реализовать свой потенциал на мировом уровне должно быть подкреплено развитой иноязычной коммуникативной компетенцией, без которой современный врач рискует отстать от общей тенденции прогресса в международной медицинской среде.

Представленные выше положения гуманистического подхода могут являться фундаментом для разработки концептуальной модели филологического образования в медицинском вузе, направленной на повышение качества обучения и раз-

с

о ^

X ^

о ф

т ^

о ц

о с;

о со

13

ч

ф

О О

ГО со о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СО

го

ю о

0

1

ф

го

витие личности будущего работника в

сфере здравоохранения.

Библиографический список:

1. Баранова Е.Н. Компетентностный подход в контексте гуманистической парадигмы образования // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н А. Добролюбова. 2012. № 18. С. 139-149.

2. Корнеенков С.С. Гуманистическая парадигма в системе высшего образования // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 7. С. 26-37.

3. Куроленко Е.М. Некоторые аспекты гуманистического подхода в высшем

образовании // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. № 12. С. 171-173.

4. Мыльцева Н.А. Система языкового образования в неязыковых специализированных вузах (на материале английского языка): дисс. ... д.п.н. - М.: 2008. - 433 с.

5. Сергеева Н.Н., Митрофанова К.А. Проблема филологического образования в неязыковых вузах // Педагогическое образование в России. 2013. № 3. С. 111-115.

Поступила 16.02.16

Об авторе:

Митрофанова Ксения Александровна, доцент кафедры иностранных языков государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Россия, г. Екатеринбург, ул. Репина д. 3), кандидат педагогических наук, [email protected]

Для цитирования: Митрофанова К.А. Гуманизация медицинского образования посредством филологических дисциплин // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2016. № 1. С. 68-74. DOI 10.7442/2071-9620-2016-1-68-74

References:

1. Baranova E.N. Competency approach in the context of the humanistic paradigm of education // Bulletin of Nizhegorodskiy State Linguistic University. № 18. 2012. P. 139-149. [in Russian]

2. Korneenkov S.S. Humanistic paradigm in the system of higher education // Siberian pedagogical journal. № 7. 2011. P. 26-37. [in Russian]

3. Kurolenko E.M. Some aspects of humanistic approach in higher education // Bulletin of Tomskiy State Pedagogical University. № 12. 2010. P. 171-173. [in Russian]

4. Myltseva N.A. The system of language education in non-linguistic specialized universities (on the material of the English language). Doct. Diss. M., 2008. [in Russian]

5. Sergeeva N.N., Mitrofanova K.A. The problem of philological education in non-linguistic universities // Pedagogical education in Russia. № 3. 2013. P. 111-115. [in Russian]

About the author:

Mitrofanova Ksenia Aleksandrovna, Associate Professor, Department of Foreign Languages, Ural State Medical University (Russia, Yekaterinburg, Repina Str., 3), Candidate of ° Sciences (Education), [email protected]

X

ro -&

о

For citation: Mitrofanova K.A. Humanazing medical education by philological disciplines // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. 2016. № 1. P. 68-74. DOI 10.7442/2071-

^ 9620-2016-1-68-74

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.