УДК 378.1
ББК Ч 448.0 ГСНТИ 14.35.07 Код ВАК 13.00.02
Сергеева Наталья Николаевна,
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой немецкого языка и методики его преподавания, Институт иностранных языков, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: [email protected]
Митрофанова Ксения Александровна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, Уральская государственная медицинская академия; 620028, г. Екатеринбург, ул. Репина, д. 3; e-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМА ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗАХ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: филологическое образование; лингвистическое образование; неязыковой вуз.
АННОТАЦИЯ. Рассмотрены различные аспекты определений понятий филологического и лингвистического образования в современных исследованиях. Выделены принципы, на которых должно основываться филологическое образование. Предложено понятие филологического образования в неязыковых вузах.
Sergeeva Natalia Nikolaevna,
Doctor of Pedagogy, Professor, Head of the Chair, German Language and Methods of Teaching It, Ural State Pedagogical University, Institute of Foreign Languages.
Mitrofanova Ksenia Aleksandrovna,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Chair of Foreign Languages, Ural State Medical Academy.
THE PROBLEM OF PHILOLOGICAL EDUCATION IN NON-LINGUISTIC UNIVERSITIES
KEY WORDS: philological education; linguistic education; non-linguistic university.
ABSTRACT. The problem of philological education in non-linguistic universities is described. Various aspects of definitions of philological and linguistic education in current studies were considered. The basic principles of philological education were identified. The definition of philological education in non-linguistic universities was suggested.
С'* оциально-экономические процессы, протекающие на данном этапе в России, потребовали изменений в различных социальных институтах страны, в том числе в системе образования, которое сейчас находится на стадии реформирования, о чем свидетельствует принятие нового Федерального закона об образовании, вступающего в силу с 1 сентября 2013 г., а также новых федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения.
Реформирование отечественного образования происходит с учетом основных мировых тенденций развития. Остается актуальной парадигма гуманизации высшего образования, предполагающая становление компетентности, эрудиции, творческих начал и культуры личности. Более того, сама сфера образования уже является областью международного сотрудничества. Данные тенденции нашли свое отражение в принципах, на которых основывается государственная политика и регулирование отношений в сфере образования, а именно гуманистический характер образования.
Система высшего образования также претерпевает ряд изменений. Одним из основных направлений научно-педагогической мысли сейчас остается фундаментализация высшего образования (В. И. Байденко, Э. Ги-лазова, С. Я. Казанцев, К. К. Колин, В. А. Са-
довничий, Н. В. Садовников, Ю. А. Шихов и др.). В качестве основы данного процесса предлагается создание системы образования, в которой особую ценность приобретают фундаментальные и инвариантные знания, способствующие целостному восприятию научной картины мира, развитию личности и ее адаптации к быстро изменяющимся социальным, экономическим, политическим и технологическим условиям. Следовательно, фундаментальность высшего образования рассматривается как совокупность научного знания и процесса образования, дающего понимание того, что мы живем по законам природы и общества, которые не следует игнорировать. Фундамента-лизация высшего образования направлена на преодоление разрыва между узкоспециализированными и методологически важными, долгоживущими знаниями, между техническим и гуманитарным образованием. Задачей фундаментализации образования является создание такой среды, в которой воспитывается гибкое мышление, происходит освоение информации и современной методологии осмысления действительности, формируется внутренняя потребность в саморазвитии и самообразовании человека на протяжении всей жизни.
Фундаментальное образование является инструментом достижения научной ком-
© Сергеева Н. Н., Митрофанова К. А., 2013
петентности и будет способствовать развитию творческой свободы, основанной на критическом восприятии опыта человеческого познания, на уверенности в своих возможностях использовать и трансформировать этот опыт.
В условиях процесса фундаментализа-ции образования нам необходимо определить, каким образом реализуется филологическое образование как компонент гуманитарного образования в неязыковом вузе и в чем его особенности. К неязыковым вузам мы относим вузы, готовящие специалистов в разных профессиональных областях, где иностранный язык преподается в объеме в рамках общевузовской дисциплины.
Прежде всего, рассмотрим понятие «образование». Под образованием нередко понимают систему, которая включает в себя процесс и результат обучения и воспитания членов общества, который направлен на овладение определенными знаниями, ценностями и связанными с ними навыками, умениями, нормами поведения, которые востребованы в современном мире и обусловлены социально-экономическим развитием государства. Таким образом, образование должно обладать такими признаками, как системность, целенаправленность и социальная обусловленность. Учитывая данные признаки, рассмотрим проблему филологического образования, прежде всего определив разницу между филологическим, лингвистическим и языковым образованием.
Достаточно много исследований посвящено вопросам филологического, лингвистического и языкового образования в современной российской системе образования (Н. Н. Сергеева, Н. А. Мыльцева, Г. А. Красно-щекова, К. А. Митрофанова, А. В. Подстрахо-ва, Т. Ф. Кузенная, Н. Л. Шубина, Д. Ю. Ильин, Д. В. Салмина и Н. В. Козловская, А. А. Колесников, А. А. Федоров и С. Е. Родионова, Л. И. Лурье, П. В. Сысоев, Л. А. Дейкова, Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез, Е. Н. Соловова, Н. Е. Ерофеева и др.).
В современной науке исследователи под языковым образованием часто понимают процесс и результат усвоения определенных знаний, навыков и умений, которые позволяют осуществлять речевую деятельность на иностранном языке в бытовой и профессиональной сферах общения (С. В. Мощева,
О. А. Митусова, Р. А. Готлиб, П. П. Ростовцева, Л. П. Загорулько и др.). Обычно, когда обращаются к определению понятия лингвистическое образование, предполагается, что речь идет об освоении языковой системы на разных уровнях. Неудивительно, что понятие «лингвистическое образование» рассматривается как синонимичное понятию
языковое образование. Ряд исследователей под лингвистическим образованием в высшей школе понимают процесс и результат подготовки специалистов, которые обладают комплексом компетенций, позволяющих решать теоретические и практические задачи, требующие знания языка (Л. А. Дейкова, И. И. Просвиркина, Е. В. Шевцова, С. Н. Ах-нина, Н. Н. Истомина, О. Е. Богданова, В. И. Клинг).
Как мы видим, с одной стороны, в основе определения как языкового, так и лингвистического образования лежат два понятия: процесс и результат. С другой стороны, мы не можем не обратить внимание на языковое образование как ценность.
Следуя точке зрения В. С. Гершунского, языковое образование как ценность предполагает рассмотрение следующих трех аспектов: языковое образование как государственная ценность; языковое образование как общественная ценность и языковое образование как личностная ценность. (4). Целесообразно говорить о том, что языковое образование не сводится только к изучению языка, а является сложной организованной системой, которая должна отвечать потребностям общества и индивида.
Говоря о системном характере языкового образования, авторы обращают внимание на его целостность, которая в вузах определяется интегративным характером, единством компонентов системы и их взаимосвязанностью, а также имеет иерархическую структуру (Н. А. Мыльцева, В. И. Клинг, А. В. Матиен-ко). Целостная система языкового образования «целесообразна, информационно открыта, динамична, стремится к реализации своих функций (функциональна) и коммуникации с другими системами для достижения формы зрелости, завершенности, результативности, удовлетворения определенному идеалу» (8, с. 31).
Принципами, лежащими в основе реализации системного характера языкового образования, являются его поликультурная и лингвокультурная направленность, что подразумевает изучение не только языка, но и культуры различных культурных групп в тесной связи друг с другом, способствуя развитию, воспитанию и культурному самоопределению учащихся. Следовательно, сущность определения языкового образования должна основываться на том, что изучение иностранного языка сопряжено с изучением культуры носителя данного иностранного языка, причем этот процесс носит интеграционный характер. В связи с этим мы можем говорить о языковом образовании скорее как о лингвокультурном образовании. Также языковое поликультур-ное образование способствует преодолению
отчуждения, формированию толерантного поведения, признанию демократических ценностей, развитию способности жить в условиях культурного многообразия, что влияет на опознание целостной картины мира (П. В. Сысоев, Н. Ю. Гутарева,
Н. Д. Гальская, Н. И. Гез, Е. Н. Соловова и др.). Лингвистическое образование расширяет границы социальной и экономической свободы человека. Благодаря поликультур-ному и лингвокультурному подходам к образованию в сфере преподавания современных языков у студента развиваются личностные качества, которые позволяют ему взаимодействовать с окружающей средой в информационном поле, делают его более мобильным в своих поступках и помогают адаптироваться к постоянно меняющимся условиям в мире.
И. А. Абрамова, рассматривая вопросы обучения русскому языку, ставит духовнонравственное развитие личности приоритетной задачей языкового образования, которое происходит благодаря приобщению учащегося к системе общественных ценностей, формированию чувства патриотизма, национального самосознания и поликуль-турного мышления, что будет способствовать эффективному межкультурному общению (1). По мнению А. А. Колесникова, лингвистическое образование в вузе должно иметь более практическую направленность и способствовать подготовке высококвалифицированного специалиста, обладающего необходимыми компетенциями для успешного самопродвижения на международном рынке труда, способного к переподготовке в рамках различных специализаций, готового к постоянному совершенствованию своих профессиональных знаний, умений и навыков, повышению своей квалификации, а также переквалификации, если этого потребуют социально-экономические условия окружающей среды (5).
Для нас особый интерес представляет понятие «филологическое образование» и его характерные особенности по сравнению с лингвистическим и языковым образованием.
Филологическое образование в отличие от языкового и лингвистического образования является более широким понятием и включает в себя не только обучение языку и культуре, но также и ряду других гуманитарных аспектов, способствующих духовному развитию личности и критическому мышлению.
Традиционно филологическое образование в высшей школе рассматривается как профессиональное, которое предполагает подготовку специалистов-филологов. С этой точки зрения, на современном этапе в профессиональном филологическом обра-
зовании можно выделить ряд тенденций: тенденция расширения функциональной сферы языка, при которой происходит рассмотрение языка не только как средства коммуникации, но и как феномена культуры, в котором отражаются духовные ценности и национальные особенности (6), тенденция непрерывности филологического образования, которая помогает поддерживать и развивать квалификацию специалиста (2), и тенденция интеграции филологического образования, способствующая целостному восприятию системы образования (3). Дополнительное филологическое образование Н. Н. Сергеева определяет как процесс и результат освоения студентами дополнительных знаний, умений и навыков, формирование у них определенных целей и мотивационных установок для освоения новой специальности на основе свободы выбора и самоопределения (9).
Несмотря на общую тенденцию рассматривать филологическое образование в рамках получения квалификации филолога, ряд исследователей говорят о филологическом образовании как о компоненте в системе любого профессионального образования.
Система непрерывного филологического образования востребована современными специалистами, поскольку оно помогает ликвидировать вторичную безграмотность, которая проявляет себя в неспособности к критическому осмыслению и созданию текстов в процессе непрерывного образования (2). Более того, значение филологического образования как средства успешной коммуникации между членами общества повышается в связи с общей тенденцией гуманитаризации образования, которая непосредственно связана формированием духовного и культурного мира современного человека, его личностных качеств и развитием творческого потенциала. Филологическое образование, сочетающееся естественным образом с профессиональной подготовкой, может стать основой для многих сфер прикладной деятельности, позволяя специалисту грамотно и успешно общаться (7).
На сегодняшний день в системе высшего образования в неязыковых вузах концепция филологического образования как неотъемлемого компонента обучения и воспитания будущего специалиста остается малоприменимой. Активно исследуются проблемы языкового образования, особенно связанные с обучением иностранным языкам, рассматриваются его лингвокультурные аспекты. Являясь частью гуманитарного образования в неязыковых вузах, дисциплины, направленные на обучение языкам, параллельно существует с другими дисциплинами гуманитарного и социально-экономического
цикла. Как правило, большее внимание в таких вузах уделяется профессиональным дисциплинам, и гуманитарный блок дисциплин часто становится обособленным. Более того в большинстве случаев гуманитарные дисциплины не составляют целостную систему гуманитарного знания, а реализуются как отдельные компоненты общей образовательной программы, которые не имеют точек соприкосновения. В таких условиях становится сложным формирование общекультурных и профессиональных компетенций будущего специалиста, способствующих развитию личности.
Филологическое образование в неязыковых вузах, рассматриваемое как система, может стать основой для целостного восприятия высшего образования, послужить фундаментом для гуманитарного знания и интеграции между общекультурным и профессиональным циклами обучения. Филологическое образование в неязыковом вузе базируется на принципах гуманизации, фундаментализации и системности.
Принцип гуманизации связан с приоритетным для филологического образования в неязыковом вузе является развитием личностных качеств, таких как толерантность, терпимость, эмпатия, а также формированием способности к самоопределению, самообразованию и самореализации. При гуманистической направленности образования во главу угла ставится индивидуальность и уникальность студента, которые в процессе обучения подкрепляются знаниями, умениями и навыками, что способствует формированию профессионально компетентной личности, которая будет залогом эффективной творческой и познавательной деятельности будущего специалиста, готового к общению и способного адаптироваться к социальноэкономическим условиям.
Принцип фундаментализации филологического образования обеспечивает развитие гибкого и критического мышления, создает условия для вариативности способов восприятия окружающего мира и формирует стремление к самообразованию на протяжении всей жизни. Фундаментальное образование гарантирует целостность процесса обучения и воспитания и органическое сочетание теоретической и практической подготовки будущего специалиста.
Принцип системности филологического образования предполагает наличие целевой установки для всего процесса обучения, поэтому учебные дисциплины интегрируются в единый цикл, основанный на междисциплинарных связях, а не существуют автономно. Системность обеспечивает целостность, глубину и взаимопроникновение гуманитарных, социально-экономических, естественнонаучных и профессиональных знаний при подготовке будущего специалиста.
Также немаловажным аспектом филологического образования в неязыковом вузе является ценностная ориентация. Во-первых, неоспорима ценность филологического образования на личностном уровне, где оно является залогом эффективной коммуникации во всех сферах жизни, позволяет специалисту оставаться конкурентоспособным на рынке труда и способствует национальному самоопределению. Во-вторых, филологическое образование как социальная ценность развивает общую грамотность населения и выступает фундаментом для формирования мыслящего общества. В-третьих, на государственном уровне филологическое образование определяет процесс межкультурного взаимодействия, а также зачастую влияет на основные социальные стратегии развития страны в таких сферах, как образование и культура.
Вышеизложенные положения подводят нас к уточнению понятия «филологическое образование» в рамках неязыковых вузов. Таким образом, под филологическим образованием в неязыковых вузах мы понимаем процесс подготовки специалиста, результатом которого является формирование фундаментальных гуманитарных знаний, коммуникативных компетенций, ценностных и мотивационных установок для успешного профессионального и социального взаимодействия.
Филологическое образование в неязыковом вузе является частью системы высшего образования, которое направлено на подготовку специалиста, отвечающего социально-экономическим требованиям современного мира, на основе гуманистической идеи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамова И. А. Развитие личности в процессе языкового образования: лингвокультурологический подход // Педагогическое образование в России. 2009. № 1.
2. Батожок Н. И. Непрерывное филологическое образование: приглашение к сотрудничеству // Филология и человек. 2006. № 1.
3. Белова Н. А. Обращение к интеграции как одно из условий совершенствования современного филологического образования // Интеграция образования. 2007. № 1.
4. Гершунский Б. С. Философия образования. М.: Флинта, 1998.
5. Колесников А. А. Современные тенденции в развитии непрерывного филологического образования и возможности его оптимизации на вузовском этапе // Иностранные языки в высшей школе. 2009. № 3.
6. Кузенная Т. Ф. Направления фундаментализации высшего филологического образования // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Калининград. 2007. № 4.
7. Митрофанова К. А. Систематизация лексического материала для обучения студентов медицинских специальностей иностранному языку // Известия Самарского научного центра РАН. 2010. Т 12. № 5(2) (37).
8. Мыльцева Н. А. Система языкового образования в неязыковых специализированных вузах (на материале английского языка) : дис. ... д-ра пед. наук. М., 2008.
9. Сергеева Н. Н. К вопросу о теоретических основах дополнительного филологического образования в вузе // Вестн. Урал. гос. тех. ун-та. 2004. № 6 (36).
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Ю. Н. Галагузова.