Научная статья на тему 'Гуманизация профессионального образования как фактор повышения качества подготовки студентов в вузе'

Гуманизация профессионального образования как фактор повышения качества подготовки студентов в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1251
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ГУМАНИЗАЦИЯ / ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ / ФУНДАМЕНТАЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПАРАДИГМА / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ЦЕННОСТИ / EDUCATION / HUMANIZATION / HUMANITARIZATION / FUNDAMENTALIZATION / PROFESSIONAL TRAINING / PARADIGM / THE AXIOLOGICAL APPROACH / WORLD OUTLOOK / VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ёлгина Лариса Сергеевна

В статье рассматривается смысл гуманистического подхода в профессиональном образовании. Дается анализ проблемы поиска содержания гуманистически направленного образовательного процесса. Обосновывается необходимость внедрения гуманистической парадигмы в образовательный процесс, которая имеет принципиальное значение для современного профессионального образования, является личностно-ориентированной и меняет взгляд на место и роль студента в образовательном процессе. Цель такого подхода создание условий для свободного развития творческой и ответственной личности. Дается определение гуманизации образования как эффективного принципа образования, который предполагает субъект-субъектные отношения и рост личностного потенциала каждого из субъектов. В парадигмах современного образовательного процесса субъект-субъектные отношения рассматриваются как педагогическое и философское восприятие мировоззрения и формирование гуманистической ориентации, которая становится условием выживания человека в современном мире. Также гуманизация образования направлена на конструирование содержания, форм и методов обучения и воспитания, которые обеспечивают эффективное развитие индивидуальности и способствуют повышению уровня и качества образования студентов в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMANIZATION OF VOCATIONAL EDUCATION AS A FACTOR IN IMPROVING THE QUALITY OF STUDENTS’ TRAINING IN HIGH SCHOOL

In the article we considered the value of humanistic approach in vocational education. The problem of finding the content of humanistic oriented educational process was analyzed. Implementation of the humanistic paradigm in educational process has fundamental importance for modern vocational education. The humanistic paradigm is person-centered, it changes a look at the place and role of the student in educational process and aims to create the conditions for free development of a creative and responsible person. We defined humanization of education as an effective principle of education, which involves subject-subject relations and personal growth of each of them. In the paradigms of modern educational process subject-subject relations are considered as pedagogical and philosophical perception of world outlook and formation of humanistic orientation as a condition for survival in the modern world. Also, the humanization of education is aimed at development of education content, forms and methods, which provide the effective personal growth and improve standards and quality of high school education.

Текст научной работы на тему «Гуманизация профессионального образования как фактор повышения качества подготовки студентов в вузе»

УДК 378.01

doi: 10.18101/1994-0866-2016-1-25-32

ГУМАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

© Ёлгина Лариса Сергеевна

кандидат философских наук, доцент кафедры теории социальной работы, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail:[email protected]

В статье рассматривается смысл гуманистического подхода в профессиональном образовании. Дается анализ проблемы поиска содержания гуманистически направленного образовательного процесса. Обосновывается необходимость внедрения гуманистической парадигмы в образовательный процесс, которая имеет принципиальное значение для современного профессионального образования, является личностно-ориентированной и меняет взгляд на место и роль студента в образовательном процессе. Цель такого подхода — создание условий для свободного развития творческой и ответственной личности. Дается определение гуманизации образования как эффективного принципа образования, который предполагает субъект-субъектные отношения и рост личностного потенциала каждого из субъектов. В парадигмах современного образовательного процесса субъект-субъектные отношения рассматриваются как педагогическое и философское восприятие мировоззрения и формирование гуманистической ориентации, которая становится условием выживания человека в современном мире. Также гуманизация образования направлена на конструирование содержания, форм и методов обучения и воспитания, которые обеспечивают эффективное развитие индивидуальности и способствуют повышению уровня и качества образования студентов в вузе. Ключевые слова: образование, воспитание, гуманизация, гуманитаризация, фундаментализация, профессиональная подготовка, парадигма, аксиологический подход, мировоззрение, ценности.

Кризисная ситуация, сложившаяся сегодня в системе высшего образования, ставит вопрос о трансформации образовательной парадигмы современной высшей школы, о преодолении того несоответствия, которое столь очевидно проявляется сегодня. Существующее положение в системе высшего образования не удовлетворяет требованиям, предъявляемым сфере образования постиндустриальным обществом. Несоответствие это нужно преодолеть. Гуманизация и фундаментализация образования являются основными направлениями, по которым и следует реформировать современное образование. Реформа в образовании «должна опираться на усиление фун-даментализации и целостности образования на базе перехода ее в междисциплинарную стадию» [1, с. 45]. Принцип фундаментализации по своей значимости, на наш взгляд, во многом совпадает по содержанию с принципом гуманизации, являясь необходимым условием его реализации. Поэтому мы

выделяем ему особое место в системе реформирования современного образования.

Современная концепция модернизации российского образования предъявляет к подготовке специалистов жесткие требования: потребность в универсальных знаниях и навыках специалиста, способность быстро изменять узкоспециальную направленность образованности в зависимости от ценностно-потребностных интересов общества и производства. Не менее важным условием становления специалиста нового типа стала способность и естественная потребность выпускника овладевать профессиональными компетенциями, расширять профессиональный кругозор, иметь возможность схватывать и быстро осваивать новые научные разработки, технологии, сферы деятельности. Для развития подобных навыков требуется пересмотреть всю систему университетского образования, смещение акцента с обучения студента преподавателем на взаимообогащающую и взаимодополняющую систему образования и самообразования будущего специалиста. Современному российскому обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их последствия, готовые к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью и обладающие чувством ответственности. Большинство исследователей сходятся во мнении, что система университетского образования должна перейти на новый уровень, сделать скачок, который позволит ей соответствовать потребностям общества.

При гуманизации, фундаментализации, информатизации и других направлениях реформирования образования должно уделяться особое внимание аксиологическому аспекту. Аксиологический подход к построению образовательной модели опирается на ряд ценностных принципов:

- равноправие всех философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей (при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей);

- равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения и использования учений прошлого и возможности открытия в настоящем и будущем;

- равенство людей, прагматизм вместо споров об основаниях ценностей, диалог вместо безразличия или отрицания друг друга [5, с. 73].

Разработке указанного направления был посвящен Международный симпозиум ЮНЕСКО, прошедший 17-19 октября 1994 г. в Москве. Результатом его работы стало принятие меморандума, посвященного гуманизации и фундаментализации университетского образования. Текст меморандума ориентирует на проблему: сложившаяся в мире ситуация делает актуальным поиск новой парадигмы образования, сущность которой во многом определяют фундаментальность, целостность и направленность на удовлетворение интересов личности. В меморандуме признано, что фундаментальное университетское образование должно формировать глубокие теоретические знания, критическое мышление, быть направлено на решение проблем гло-

бальной этики и глобальной ответственности как принципиальных норм нового гуманизма.

Экзистенциальный смысл новой концепции образования заключается в «преодолении прошлого», которое следует понимать не как отказ или отрицание его, а как способ вхождения в мировую культуру, использования и переосмысления своей истории. Поэтому гуманизация и гуманитаризация есть рефлексия исторического самосознания.

Традиционная, классическая модель образования во всех своих вариантах основывалась на двух принципах: сциентизме и социоцентризме. Именно они определяли весь смысл образования. Современное же образование должно способствовать созданию общества и человека, осознающего себя как личность.

Гуманизация образования — более широкое понятие, включающее в свое содержание формирование гуманистической ориентации, которая становится условием выживания человека в современном мире. Говоря о процессе гуманизации образования, необходимо сказать, что он направлен на конструирование содержания, форм и методов обучения и воспитания, которые обеспечивают эффективное развитие индивидуальности студента, его познавательных интересов и процессов, профессионально-личностных качеств и создание таких условий, при которых студент хочет и может учиться.

В основе гуманизации образования должны лежать гуманистическая системная философия и целостное мировоззрение, которые способны сочетать субстанциональность и самоценность.

Цель гуманизации образования — выявление основополагающих требований, направленных на формирование у студентов гуманистического мировоззрения. Конкретизацией цели является разработка организационно-правовых средств, направленных на решение непосредственных задач гуманизации и гуманитаризации. Реализация задач гуманизации усложняется тем, что, с одной стороны, необходимо формирование духовной сущности студента, влияющей на его жизненную смыслообразующую мотивацию, с другой — необходимо воспитать и обучить социально-адаптированную личность, высококвалифицированного специалиста, ориентированного на рыночные отношения [1, с. 49].

Объектом гуманизации образования являются студенты и преподаватели вузов. Предметом — их сознание, воздействуя на которое, только и возможно реализовать основную идею гуманизации.

Рассмотрим гуманистический подход профессиональной подготовки студентов по направлению подготовки «бакалавр социальной работы».

Специалист по социальной работе, чья деятельность направлена на гармонизацию личных и общественных отношений, должен обладать фундаментальными знаниями. Теория социальной работы находится на стыке традиционных направлений социальных наук — философии, социологии, педагогики, психологии, этики и других.

Введение понятия гуманизации образования имеет для образования большое методологическое (и методическое) значение. Оно выражает эффективность образования, результативность и включенность студентов в

образовательный процесс, а также позволяет осуществлять оценку теоретической подготовленности и умение применять знание в практических ситуациях.

Гуманизация образования как процесс опирается на сущностную «субстанцию» — гуманизм. В широком философско-мировоззренческом контексте гуманизм — это человеколюбие. Поэтому для людей, работающих в системе «человек — человек» (педагоги, врачи, социальные работники), определяется не только базовыми (научными) знаниями и умениями, но и ценностными ориентациями специалиста, мотивами его деятельности, стилем взаимоотношений с людьми, с которыми он работает, его общей культурой, способностью к развитию своего творческого потенциала.

Разнообразие задач и функций, многогранность деятельности социального работника усложняют процесс его профессиональной подготовки. Совершенствование содержания, форм и методов работы с будущими специалистами является задачей преподавателей образовательного учреждения.

Мотивы и факторы выбора профессии служат непременным условием и предпосылкой управления процессом профессиональной подготовки. Многие студенты задумываются о потребностях общества в специальности данного профиля. Они планируют свою жизненную и профессиональную перспективу (материальную обеспеченность, творческую реализацию, уважение в обществе), поэтому, выбирая профессию, студент одновременно выбирает и образ жизни, который часто оказывается ведущим. Удовлетворенность выбранной профессией, возможность реализовать и развивать творческий потенциал порождают у студента благоприятные установки по отношению ко всей системе профессиональных ценностей.

Таким основанием может стать, по мнению многих независимых исследователей, направленность на гуманизацию образования, благодаря которой будущие социальные работники в процессе обучения смогут получить необходимые для самообразования фундаментальные базовые знания, сформированные в единую мировоззренческую научную систему на основе современных представлений о науке и ее методах.

Одним из путей внедрения гуманистической парадигмы в образовательный процесс, имеющим принципиальное значение для современного профессионального образования, является личностно-ориентированный подход, который меняет взгляд на место и роль студентов и преподавателей в образовательном процессе. Цель такого подхода — создание условий для свободного развития творческой и ответственной личности. В рамках лич-ностно-ориентированного подхода Е. И. Исаев и В. И. Слободчиков рассматривают личность как «человека, самостоятельно и ответственно определяющего свое место в жизни, обществе и культуре» [4, с. 58]. Однако становление личности — это процесс внутренний, не всегда доступный наблюдению, он имеет противоречивый характер, ему свойствены взлеты и падения, приобретения и потери. Важнейшим принципом личностно-ориентированного обучения является центрированная на обучающихся позиция педагога. Знания же при этом становятся лишь частью целого — образования личности.

К. Роджерс, основатель гуманистического подхода в педагогике и психологии, опираясь на собственный терапевтический опыт, выделил пять условий личностно-ориентированного учения. Они базируются на представлении процесса обучения как общения между педагогом и обучающимся, выстроенном на основе гуманистического взаимодействия, взаимопонимания, взаимоуважения, внутреннего (глубинного) диалога [3, с. 74].

В дополнение к этому следует отметить редкостную интенсивность постоянной смены современных технологий. Сам темп изменения социальной жизни делает невозможным подготовку специалистов для немедленного включения в технологическую цепочку или систему, ибо невозможно предугадать состояние технологий, которое будет сформировано к моменту выпуска специалиста. Отсюда проблема: обучать специалиста так, чтобы он сам умел быстро адаптироваться в изменяющейся ситуации; дать ему знания, универсальные по своей сути, на основе которых можно быстро изменить себя в новой сложной технологической ситуации. Ориентация системы образования на выпуск узких специалистов приводит зачастую к тому, что выпускники не знают смежных областей, специальностей. Они не способны быстро изменить профиль своей работы и, как следствие, не могут найти работу на свободном рынке труда: новые технологии делают полученную профессию невостребованной. Реально защищенным в социальном отношении может быть лишь хорошо образованный человек, способный гибко перестраивать направление и содержание своей деятельности. К данному комплексу проблем следует отнести необходимость и важность для каждого образованного человека ориентироваться в обволакивающем потоке информации, захлестнувшем сегодня любое общество, умение выбирать необходимую компоненту информации, умение совершенствоваться на ее основе. Получение подобных навыков, по сути, недоступно современной системе образования, и не только в университете.

Нарастание темпов общественного развития требует все более тесной координации деятельности в области образования со всеми сферами социальной деятельности. В этом контексте представляется важным выяснить значение и определить функции фундаментального и прикладного научного знания в общей и специальной подготовке студентов по социальной работе в системе университетского образования.

Таким образом, фундаментализация образования является принципом, ориентированным на выведение фундаментального знания на приоритетные позиции и придание этому знанию значения основы или стержня для накопления множества знаний и навыков. Фундаментализация — это образовательная тенденция, направленная на создание цельного, обобщающего знания, которое являлось бы ядром и основой всех полученных студентом знаний, которое объединяло бы получаемые в процессе обучения знания в единую мировоззренческую систему, основанную на базе современной методологии.

Практика студентов в вузе как целенаправленный процесс формирования профессиональной компетентности является внешним воздействием и, с

одной стороны, влияет на развитие личности будущего специалиста, а с другой — создает новую образовательную среду [4, с. 78].

Именно гуманизация и фундаментализация системы университетского образования позволят органически соединить функции образования, воспитания и саморазвития личности студента и будут способствовать повышению качества подготовки студентов в вузе [2, с. 133]. Посредством реализации самого механизма гуманизации и фундаментализации станет возможным целостное изложение теоретических курсов и практики.

Образовательная парадигма, ориентированная на принцип гуманизации образования, позволит, во-первых, сыграть роль основания, посредством которого будет создана база, фундамент для своеобразного накопления многочисленных узкоспециальных знаний на основе единой методологии. Тем самым будет создана предпосылка осуществления процесса самообразования, благодаря которому студенты университета смогут ориентироваться в изменяющихся технологиях и при необходимости достаточно легко менять специальность, то есть будут в определенном смысле универсалом. Во-вторых, гуманизация университетского образования даст возможность создать единую мировоззренческую систему, в которой могло бы быть определено место любого знания, что, с одной стороны, усиливает понимание и проникновение в «специальность», а с другой, — формирует в человеке космобиоцентристские и эколого-этические взгляды, развивает ответственное отношение перед человечеством и планетой за результаты своей деятельности.

В-третьих, реализация принципа гуманизации и фундаментализации университетского образования даст возможность преодолеть исторически сложившийся разрыв между гуманитарными и естественными науками, что, по сути, также ведет к созданию цельного образа восприятия мира и культуры. Отметим также, что образование в университете позволит студенту в процессе обучения менять при желании специальность, направленность образования, это, в свою очередь, может вызвать повышение интереса к изучаемым предметам и, соответственно, более глубокое их освоение.

Гуманизация и фундаментализация университетского образования как процесс реформирования образовательной парадигмы университета, по сути, могут осуществляться в двух направлениях. Во-первых, в процессе обучения студенту дается разностороннее гуманитарное и естественнонаучное образование, объединенное на основе наиболее общих фундаментальных дисциплин, — все то, что способствует формированию общенаучной картины мира. Во-вторых, возникает сама возможность объединять узкоспециальные части изучаемой науки на фундаментальных принципах современной методологии [4, с. 62].

Гуманистические ценности в современном профессиональном образовании могут и должны стать смыслообразующим ядром познавательной деятельности. Их важность в должной степени на теоретическом уровне раскрывают теория личностно развивающего обучения, конкретные методы и методики [1, с. 72].

Современному обществу требуются люди, подготовленные чрезвычайно широко и вместе с тем глубоко. Другими словами говоря, обществу требуются люди не просто квалифицированные, а компетентные в своей области. Компетентность наряду с другими характеристиками представляет одну из значимых нетрадиционных ценностей современного образования. Понятие компетентности, будучи весьма динамичным, подвижным, исторически изменчиво, антиинерционно. Знания и умения, даже определенные творческие способности устаревают со временем, становятся неадекватными изменившейся ситуации.

При современном темпе жизни подобное отставание воспроизводит и углубляет перманентный кризис образования. Поэтому в современных условиях система знаний, умений, навыков оказывается малоэффективной, неактуальной. «Компетентность же не привязана жестко к определенным образовательным содержаниям, знаниям или иным ценностям. Меняются ситуации, меняются культурные образцы, меняются сами люди, их запросы и возможности — при всем этом инвариантным остается требование компетентности. Сама эта ценность крайне устойчива, при подвижности наполнения компетентности в меняющемся времени» [1, с. 36].

Введение понятия компетентности имеет для образования большое методологическое (и методическое) значение. Оно выражает, помимо всего прочего, эффективность образования, результативность «включенности» студентов в образовательный процесс и позволяет осуществлять операциональную оценку теоретической подготовленности студентов и их умений применять знания в различных ситуациях.

Таким образом, гуманизация образования направлена на конструирование содержания, форм и методов обучения, которые будут способствовать качеству подготовки студентов в вузе, а также развитию индивидуальности студента, его познавательных интересов.

Литература

1. Ёлгина Л. С. Фундаментализация образования в контексте устойчивого развития общества: сущность, концептуальные основания: дис. ... канд. филос. наук. — Улан-Удэ, 2000. — 154 с.

2. Балханов В. А. Встреча с прошлым и будущим. — Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2002. — 234 с.

3. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М.: Логос, 1994. — 482 с.

4. Садовников Н. В. Теоретико-методологические основы методической подготовки учителя математики в педвузе в условиях фундаментализации образования: дис. ... д-ра пед. наук. — Саранск, 2007. — 360 с.

5. Тихонов В. И. Гуманизация как стратегия профессионального образования // Инновации в образовании. — 2014. — № 2. — С. 73-76.

HUMANIZATION OF VOCATIONAL EDUCATION AS A FACTOR IN IMPROVING THE QUALITY OF STUDENTS' TRAINING IN HIGH SCHOOL

Larisa S. Elgina PhD, A/Professor

Department of Social Work Theory, Buryat State University 24a Smolina st., Ulan-Ude 670000, Russia

In the article we considered the value of humanistic approach in vocational education. The problem of finding the content of humanistic oriented educational process was analyzed. Implementation of the humanistic paradigm in educational process has fundamental importance for modern vocational education. The humanistic paradigm is person-centered, it changes a look at the place and role of the student in educational process and aims to create the conditions for free development of a creative and responsible person.

We defined humanization of education as an effective principle of education, which involves subject-subject relations and personal growth of each of them. In the paradigms of modern educational process subject-subject relations are considered as pedagogical and philosophical perception of world outlook and formation of humanistic orientation as a condition for survival in the modern world. Also, the humaniza-tion of education is aimed at development of education content, forms and methods, which provide the effective personal growth and improve standards and quality of high school education.

Keywords: education, humanization, humanitarization, fundamentalization, professional training, paradigm, the axiological approach, world outlook, values.

References

1. Elgina L. S. Fundamentalizatsiya obrazovaniya v kontekste ustoichivogo razvitiya obshchestva: sushchnost', kontseptual'nye osnovaniya. Dis. ... kand. filos. nauk [Funda-metalization of Education in the Context of Society Sustainable Development: the Essence and Conceptual Bases. Cand. philos. sci. diss.]. Ulan-Ude, 2000. 154 p.

2. Balkhanov V. A. Vstrecha s proshlym i budushchim [Meeting with the Past and the Future]. Ulan-Ude: Buryat State Univ. Publ., 2002. 234 p.

3. Rogers C. On Becoming a Person: A Therapist's View of Psychotherapy. Mariner Books, 1961. 448 p.

4. Sadovnikov N. V. Teoretiko-metodologicheskie osnovy metodicheskoi podgotovki uchitelya matematiki vpedvuze v usloviyakh fundamentalizatsii obrazovaniya: dis. ... d-ra ped. nauk [Theoretical and Methodological Bases of Mathematics Teacher Methodical Training in Pedagogical University in the Conditions of Fundamentalization. Dr pedagogical sci. diss.]. Saransk, 2007. 360 p.

5. Tikhonov V. I. Gumanizatsiya kak strategiya professional'nogo obrazovaniya [Humanization as a Strategy for Vocational Training]. Innovatsii v obrazovanii — Innovations in Education. 2014. No. 2. Pp. 73-76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.