Библиографический список
1. Батышев С.Я. Профессиональная педагогика. Москва, 2005.
2. Булах К.В., Бурцева Е.Т. Педагогическое обеспечение развития инновационных процессов в профессиональном образовании. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2017; № 4 (208): 50 - 56.
3. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. Исследования мышления в современной психологии. Москва, 1966.
4. Кудрявцев Т.В. Психология профессионального обучения и воспитания. Москва, 1985.
5. Шкодин М.М. Применение микро-ЭВМ, программирования и автоматизированных обучающих систем в средних профессионально-технических училищах: учебное пособие. Москва: ВНМ Центр ПТО молодежи, 1985.
References
1. Batyshev S.Ya. Professional'naya pedagogika. Moskva, 2005.
2. Bulah K.V., Burceva E.T. Pedagogicheskoe obespechenie razvitiya innovacionnyh processov v professional'nom obrazovanii. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psihologiya. 2017; № 4 (208): 50 - 56.
3. Gal'perin P.Ya. Psihologiya myshleniya i uchenie o po'etapnom formirovanii umstvennyh dejstvij. Issledovaniya myshleniya v sovremennojpsihologii. Moskva, 1966.
4. Kudryavcev T.V. Psihologiya professional'nogo obucheniya i vospitaniya. Moskva, 1985.
5. Shkodin M.M. Primenenie mikro-'EVM, programmirovaniya i avtomatizirovannyh obuchayuschih sistem v srednih professional'no-tehnicheskih uchilischah: uchebnoe posobie. Moskva: VNM Centr PTO molodezhi, 1985.
Статья поступила в редакцию 12.10.19
УДК 378
Katyukova T.V., senior lecturer, Department of Information Technology and Applied Informatics and Economics, Dagestan State Technical University
(Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF MODERN HIGHER EDUCATION IN RUSSIA. The article considers the main directions of development of the national educational system in the process of practical implementation of the leading ideas of the new educational paradigm. The author concludes that the educational process at all levels of education, starting from preschool, should be carried out in the interests of the state, society, and everyone. The humanistic paradigm, the practical tools which are practiced in the education system of the Russian Federation the last several decades, aims that every citizen had the opportunity for their development and realizing potential. The article presents the main directions of improving the educational process in order to resist the fact that the leading ideas of the humanistic paradigm would not have a declared character.
Key word: humanistic paradigm, humanization, humanitarization, multilevel, differentiation, diversification, standardization, multivariability, fundamen-talization, Informatization, individualization, continuity.
Т.В. Катюкова, ст. преп., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный технический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
В статье рассмотрены основные направления развития отечественной образовательной системы в процессе практической реализации ведущих идей новой образовательной парадигмы. Автор делает вывод о том, что образовательный процесс на всех уровнях обучения, начиная с дошкольного, должен осуществляться в интересах государства, общества, каждого человека. Гуманистическая парадигма, механизмы практической реализации, которые отрабатываются в системе образования РФ последние несколько десятилетий, направлены на то, чтобы каждый гражданин получил возможность для своего развития и раскрытия потенциальных возможностей. В статье представлены основные направления совершенствования образовательного процесса с целью противостояния тому, чтобы ведущие идеи гуманистической парадигму не носили задекларированный характер.
Ключевые слова: гуманистическая парадигма, гуманизация, гуманитаризация, многоуровневость, дифференциация, диверсификация, стандартизация, многовариативность, фундаментализация, информатизация, непрерывность.
Система высшего образования в России за последние десятилетия подверглась ряду кардинальных реформ (переход на многоуровневую систему образования, появление новых форм обучения, использование инфокоммуни-кативных и Интернет-технологий, разработка и внедрение новых ФГОС, Профессиональных стандартов по различным видам профессиональной деятельности и др.).
Новая образовательная парадигма, которая стала формироваться в России в период, начиная с 90-х годов XX в., носит личностно ориентированный, т.е. гуманистический характер. Согласно этой парадигме, в основе образовательного процесса должен находиться сам обучаемый. При этом процесс обучения должен быть направлен на развитие, становление творческой индивидуальности, а также максимальное удовлетворение образовательных потребностей и интересов всех обучающихся (школьников, студентов, взрослых на переподготовке и т.д.).
В данной статье мы попытались отразить цели и основные ценности отечественного образования, представленные в работах Н.В.Бордовской, А.А. Реан [1], Н.В. Горбуновой [2] и др., а также основные направления развития отечественной образовательной системы в процессе практической реализации ведущих идей новой образовательной парадигмы, такие как гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, диверсификация, стандартизация, многовариативность, многоуровневость, фундаментализация, информатизация, индивидуализация, непрерывность.
Основные положения современной образовательной парадигмы нашли отражение в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» N 273-Ф3 от 29 декабря 2012 года с изменениями 2019 года [3], в котором определены основные принципы (направления) реформирования отечественной образовательной системы. Данные направления реализуются в отечественной системе образования в XXI веке, в настоящий момент этот процесс ещё не за-
кончен и требует корректировки. Рассмотрим указанные направления подробнее.
Гуманизация системы образования ориентаирована на развитие образовательного процесса и взаимное уважение учащихся (студентов) и учителей (преподавателей), основанное на соблюдении прав каждого участника образовательного процесса, сохранении и укреплении здоровья, соблюдении чувства собственного достоинства (как учащихся, так и преподавателей) и, в целом, - на развитии личностного потенциала каждого обучаемого.
Выделяют следующие закономерности гуманизации образования [4] (табл. 1).
Гуманитаризация - это ориентация всей системы образования на освоение его содержания, способствующего решению социальных проблем и позволяющего бесконфликтно осуществлять жизнедеятельность в современном социуме.
Информатизация основана на повсеместном и широком использовании вычислительной техники в образовательном процессе учреждений любого уровня, начиная с дошкольного. В процессе информатизации предполагается использование аудио-, видео- и компьютерной техники в учебном, воспитательном процессах, а также во внеучебной деятельности.
Дифференциация - ориентация образовательных учреждений любого типа и уровня на достижения обучаемых (учащихся, студентов), учёт их интересов, способностей и склонностей. В высшем образовании дифференциация предполагает разделение учебных дисциплин на базовые (инвариант) и вариативные (по выбору) в зависимости от специфики вуза, региона, личностных интересов студентов.
Диверсификация предполагает наличие широкого выбора различных форм организации обучения и образовательных программ.
Стандартизация - ориентация всей образовательной системы на каждом её уровне на реализацию Федеральных государственных образовательных стан-
Таблица 1
Основные закономерности гуманизации образования
№ Содержание закономерности
1. Образование как процесс становления психических свойств и функций обусловлен взаимодействием обучаемого с преподавателем и социальной средой. С целью овладения достижениями материальной и духовной культуры, человек вступает в определенные отношения с явлениями окружающего мира через других людей. По своим функциям это является процессом воспитания.
2. Главная тенденция развития системы образования - ориентация на развитие личности. Гармоничное общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности делает человека свободным и творческим.
3. Образование будет удовлетворять личностные запросы, если оно ориентировано на «зону ближайшего развития», т. е. психические функции, которые уже созрели у обучаемого и готовы к дальнейшему развитию.
4. Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от уровня освоения базовой гуманитарной культуры. Данная закономерность обусловливает культурологический подход к отбору содержания образования.
5. Культурологический принцип требует повышения статуса гуманитарных дисциплин, их обновления, влияния духовности н общечеловеческих ценностей на процесс обучения. Важнейшим условием конструирования новых учебных планов и программ является учет культурно-исторических традиций народа, их единства с общечеловеческой культурой.
6. Чем разнообразнее и продуктивнее значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение общечеловеческой и профессиональной культурой.
7. Процесс обшего, социально-нравственного и профессионального развития приобретает оптимальный характер в том случае, если обучаемый становится субъектом обучения. Личностный подход предполагает, что и педагог и обучаемый относится к каждому человеку как социальной ценности, признает за каждым право быть непохожим на других.
8. Принцип диалогического подхода предполагает преобразование позиции педагога и позиции обучаемого в личностно-равноправные, в позиции сотрудничающих людей. Педагог не воспитывает, не учит, а активизирует, стимулирует стремления, формирует мотивы обучаемого к саморазвитию, изучает его активность, создает условия для самовыражения.
9. Саморазвитие личности зависит от степени творческой направленности образовательного процесса. Данная закономерность составляет основу принципа индивидуально-творческого подхода. Реализация этого принципа предполагает непосредственную мотивацию учебной и других видов деятельности, организацию самореализации личности, диагностику и развитие ее творческих возможностей..
10. Готовность участников педагогического процесса принять на себя заботы других людей. Данный принцип требует такого уровня внутренней собранности личности, при которой человек не идет на поводу у обстоятельств, складывающихся в педагогическим процессе, а вырабатывает личную стратегию, сознательно и планомерно совершенствует себя.
дартов, в которых чётко определён набор обязательных для освоения учебных дисциплин в определённом объёме часов.
Индивидуализация (персонофикация) - максимальный учёт в образовательном процессе и ориентация на всестороннее развитие личностных особенностей обучаемых (учащихся, студентов) при организации различных форм взаимодействия с ними; учёт специфических личностных особенностей, способностей при планировании образовательной траектории.
Многовариативность - создание в образовательной системе условий для выбора темпа, формы обучения, возможностей достигать различного уровня образованности, выбирать тип образовательного учреждения (в условиях общего образования - гимназий, лицеев, классов с углублённым изучением отдельных предметов; в условиях высшего образования - выбор образовательных учреждений: институтов, университетов, академий, форм обучения: очной, заочной, дистанционной) и т. д.
Многоуровневость - организация в условиях высшего образования многоэтапного образовательного процесса, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе образования того уровня образованности, который соответствует возможностям и интересам личности. В настоящее время в системе высшего образования в РФ предусмотрено трёхуровневое обучение - бакалавриата - магистратура - аспирантура.
Фундаментализация - повышение взаимосвязи теоретической и практической подготовки обучаемых к условиям современной жизнедеятельности. Направлена, прежде всего, на усвоение теоретических знаний по всем дисциплинами, предусмотренных учебными планами.
Профессионализация - это ориентированность всех учебных дисциплин на будущую профессиональную деятельность обучаемых [3].
Непрерывность подразумевает направление обучаемых на постоянное профессиональное и личностное совершенствование в течение всей сознательной жизни, способность осуществлять профессиональную деятельность с учётом меняющихся условий и достижений научно-технического прогресса.
В соответствии с определёнными направлениями реформирования образовательной системы определена общая цель профессиональной подготовки - реализация личностно-ориентированного подхода к обучению, оптимизации образовательного процесса, подготовка конкурентноспособного специалиста. Кроме того, в рамках конкретизации общей цели профессиональной подготовки следует отметить и ряд целей объективного и субъективного характера.
Так, к объективным целям относятся:
• овладение профессиональными знаниями в тех областях, которые являются общими для будущей профессии;
• подготовка к творческой работе, практическое овладение методами, средствами и формами деятельности, типичными для данной профессии;
• формирование гражданственных принципов и научных убеждений с учётом области будущей профессиональной деятельности.
К субъективным целям относятся:
• развитие у студентов специальных способностей, важных для работы в рамках получаемой профессии;
• развитие потребностей, мотивов, связанных с будущей профессиональной деятельностью, с целью достижения высокого профессионального уровня;
• привитие навыков постоянного совершенствования профессиональной компетентности, нацеленность на достижение вершин профессионализма [4].
Большая роль в оптимизации профессионально-личностного развития студентов принадлежит их профессиональному отбору. Как показал наш опыт, наилучших результатов в учебной и научной деятельности добиваются студенты и магистранты, которые получили качественное довузовское дополнительное образование и добивались определённых результатов на городских, краевых, всероссийских предметных олимпиадах, участвовали в научно-практических конференциях. Как правило, опыт, полученный при довузовской подготовке, помогает быстрее адаптироваться в вузе, стать лучшими, успешно закончить бакалавриат и пройти по конкурсу в магистратуру.
В условиях многоуровневого обучения ещё на уровне бакалавриата необходимо выявлять студентов, склонных к преподавательской деятельности, привлекать их к подготовке семинаров, дидактических игр и т.д.
Обобщённо условия, необходимые для эффективной подготовки студентов в условиях многоуровневого обучения, представлены в табл. 3.
Тем самым нами рассмотрены основные условия оптимизации профессионально-личностного развития студентов в системе многоуровневого обучения.
Между тем анализ практики показал, что многие принципы новой парадигмы были внедрены формально, что подчас несколько искажает те идеи, которые были заложены изначально. С учётом необходимости корректировки в настоящий момент в вузах выделяют следующие перспективы развития высшего образовании в Российской Федерации [5 - 7 и др.]
- направленность на усиление практической составляющей преподаваемых предметов, учёт современных реалий производства и прочих объектов профессиональной деятельности, согласованность содержания обучения по специальным дисциплинам с работодателями, совместное с работодателями определение тематики учебных, курсовых, дипломных проектов для студентов, привлечение к преподаванию специальных дисциплин преподавателей-практиков.
- создание условий для повышения мобильности студентов и преподавателей, предполагающей возможность широкого перенятие опыта в процессе
Таблица 3
Условия организации эффективной профессиональной подготовки в процессе многоуровневого обучения
№ Условия Реализация условий
1. Создание обучающей среды Создание в высшем учебном заведении учебноматериальной базы дидактических средств обучения, соответствующих всем требованиям эффективной профессиональной подготовки.
2. Создание научно — исследовательской среды Создание условий для проведения студентами и магистрантами научно — исследовательской работы (необходимой материальной базы для исследований, возможности выполнять совместные с преподавателями научно — исследовательские проекты, Гранты, Принимать участие в исследовательских экспедициях, участвовать в научно — практических конференциях)
3. Гуманизация обучения Социальная зашита развивающегося человека, приоритет человеческих ценностей над технократическими, производственными, экономическими, административными
4. Индивидуализация обучения Организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей студентов и магистрантов.
5. Компьютеризация педагогического процесса Организация процесса обучения с опорой на новые информационные технологии.
6. Информирование Своевременное информирование студентов и магистрантов о сущности многоуровневого обучения, о возможности получить дополнительные квалификации, определённые знания, умения и навыки, которые сможет получить студент (магистрант), закончив определённый уровень
7. Профессионализац ия обучения Создание в процессе профессиональной подготовки условий, близких к условиям будущей профессиональной деятельности
обмена студентов и стажировок преподавателей в различных ведущих вузах, в том числе и зарубежных.
- более активное и продуманное использование в образовательном процессе интерактивных методов обучения, онлайн-курсов, тренингов и др.
- создание материальной базы для повсеместного применения в учебном процессе систем визуализации - мультимедийных технологий и др., внедрение технологий дистанционного и электронного обучения, особенно для лиц, которые получают второе образование, проходят повышение квалификации и т.д.
- постоянная корректировка содержания вузовских образовательных программ с целью их соответствия современному социально-экономическому уровню развития страны и требованиям мировой образовательной практики;
- работа администрации учебных учреждений по противостоянию протекционизму, злоупотреблению служебным положением; созданию условий для
Библиографический список
более объективного распределения учебной нагрузки по кафедрам; организации постоянной работы, направленной на повышение профессиональной компетентности преподавателей и соответствия их профессионализма требованиям ФГОС, работодателей, студентов.
Резюмируя вышеизложенное, отметим, что в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 года) образовательный процесс на всех уровнях обучения, начиная с дошкольного, должен осуществляться в интересах государства, общества, каждого человека. Гуманистическая парадигма, механизмы практической реализации которой отрабатываются в системе образования РФ последние несколько десятилетий, направлена на то, чтобы каждый гражданин получил возможность для своего развития и раскрытия потенциальных возможностей.
1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебное пособие. Санкт-Петербург, 2006.
2. Горбунова Н.В. Проектирование и создание инновационной образовательной среды высшего учебного заведения. Проблемы современного педагогического образования. 2015; № 46-1: 223 - 229.
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-Ф3 от 29 декабря 2012 года с изменениями 2019 года. Available at: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/
4. Сорокопуд Ю.В. Педагогика высшей школы: учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2011.
5. Боброва Т. А. Современная система высшего образования Российской Федерации: основные проблемы и пути их решения. Молодой ученый. 2018; № 45: 127 - 130. Available at: https://moluch.ru/archive/231/53422/
6. Горбунова Н.В. Личностно-профессиональное становление будущего учителя в контексте современной парадигмы образования. Проблемы современного педагогического образования. 2015; № 49-1: 55 - 65.
7. Горбунова Н.В. Подготовка кадров высшей квалификации: от начала пути к успеху. Проблемы современного педагогического образования. 2016; № 51-2: 127 - 131.
References
1. Bordovskaya N.V., Rean A.A. Pedagogika: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg, 2006.
2. Gorbunova N.V. Proektirovanie i sozdanie innovacionnoj obrazovatel'noj sredy vysshego uchebnogo zavedeniya. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2015; № 46-1: 223 - 229.
3. Federal'nyjzakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» N 273-FZ ot 29 dekabrya 2012 goda s izmeneniyami 2019 goda. Available at: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/
4. Sorokopud Yu.V. Pedagogika vysshej shkoly: uchebnoe posobie. Rostov-na-Donu, 2011.
5. Bobrova T.A. Sovremennaya sistema vysshego obrazovaniya Rossijskoj Federacii: osnovnye problemy i puti ih resheniya. Molodoj uchenyj. 2018; № 45: 127 - 130. Available at: https://moluch.ru/archive/231/53422/
6. Gorbunova N.V. Lichnostno-professional'noe stanovlenie buduschego uchitelya v kontekste sovremennoj paradigmy obrazovaniya. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2015; № 49-1: 55 - 65.
7. Gorbunova N.V. Podgotovka kadrov vysshej kvalifikacii: ot nachala puti k uspehu. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2016; № 51-2: 127 - 131.
Статья поступила в редакцию 25.08.19
УДК 378
Kirichenko N.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Karachay-Cherkess State University n.a. U.D. Aliev (Makhachkala, Russia),
E-mail: [email protected]
DEVELOPMENT OF CREATIVITY AMONG DESIGN STUDENTS IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING. The article deals with various approaches, methods of development of creativity among design students in the process of professional training. The author concludes that the development of creative abilities of students requires a systematic approach. Following the researchers once again we note that the specificity of the professional activity of the designer lies in the unity of mutually exclusive characteristics: on the one hand, the need to work on existing samples and approved production schemes in accordance with the