УДК 378.1
ЦЕННОСТЬ ФУНДАМЕНТАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
© Ёлгина Лариса Сергеевна кандидат философских наук, доцент кафедры теории социальной работы Бурятского государственного университета Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: elgina66@bk.ru
В статье рассматриваются ценность фундаментализации образования и ее роль в процессе обучения студентов в высших учебных заведениях, а также раскрываются основные отличия академического образования от образования целостного, названного в статье фундаментальным. Кроме того, в статье раскрываются методологические и мировоззренческие основания современной науки в условиях модернизации образовательной системы. А также их основные направления: демократизация, гуманизация (включая гуманитаризацию), интенсификация (в частности, более полное использование проблемного метода обучения), фундаментализация, информатизация, компетентность, интеграция учебного процесса, инклюзивное образование. Автор делает заключение, что ценность образования есть важнейший инструмент для культивирования необходимых человеку качеств. Оно является уникальным трансфером целей развития общества, баз знаний и методов в комплекс способностей и возможностей обучающихся и будущих специалистов. Ключевые слова: методология, мировоззренческие основания, ценность, фундаментализация образования, гуманизация, гуманитаризация, модернизация образования, образовательная парадигма.
VALUE OF EDUCATION FUNDAMENTALIZATION AND ITS ROLE IN LEARNING UNIVERSITY STUDENTS IN THE CONDITIONS OF THE EDUCATIONAL SYSTEM MODERNIZATION
Larisa S. Elgina PhD, A/Professor
of the Department of the theory of social work,
Buryat State University
24a Smolina St., Ulan-Ude, 670000 Russia
We discussed the value of education fundamentalization and its role in the learning process of university students, as well as revealed major differences of academic education from the holistic education, which had been named fundamental in the article. In addition, the methodological and philosophical foundations of modern science in the condi-
tions of modernization of the educational system were described, as well as their main directions - democratization, humanization, intensification (particularly more complete use of the problem method of teaching), fundamentalization, informatization, competence, integration of educational process, inclusive education. We concluded that the value of education is an essential tool for cultivation of the necessary human qualities. Education is a unique transfer of social development objectives, knowledge bases and methods in the complex of students' and future professionals' abilities and capabilities.
Keywords: methodology, philosophical grounds, fundamentalization of education, humanization, modernization of education, educational paradigm.
Постиндустриальное общество предъявляет специалистам жесткие требования. К ним относятся потребность в универсальных знаниях и навыках специалиста, способность быстро изменять узкоспециальную направленность образованности в зависимости от потребностей общества. Не менее важным условием в подготовке специалиста нового типа стали способность и потребность выпускника овладевать новыми знаниями, расширять профессиональный кругозор, иметь возможность быстро осваивать новые научные разработки, технологии и сферы деятельности.
Сегодняшнее образование не удовлетворяет требованиям, предъявляемым сфере образования постиндустриальным обществом. Традиционный институт образования уже давно сориентирован на чисто внешние к образованию задачи, поэтому образование не выполняет своего предназначения, оно не располагает возможностями для вхождения человека в культуру, становления действительно духовного человека
Для развития подобных навыков требуется пересмотреть всю систему университетского образования. Еще в октябре 1994 г. в Москве проходил международный симпозиум ЮНЕСКО по разработке концепции фундаментализации современного университетского образования. Результатом работы стало принятие меморандума. Текст меморандума ориентирует на проблему: «...сложившаяся в мире ситуация делает актуальной проблему поиска новой парадигмы образования, сущность которой во многом определяют фундаментальность, целостность и направленность на удовлетворение интересов личности» [2, с. 46].
За 20 лет многое уже стало внедряться в образовательные университетские программы. На современном этапе идет процесс модернизации системы образования, поиск новой модели образования, которая могла бы удовлетворять потребности будущих поколений землян и всего человечества, поставившего целью свое выживание и сохранение окружающей природной среды. Образование в своем современном развитии должно «предвидеть» и определенным образом удовлетворять потребности следующих поколений, реализуя принцип «равенства поколений» в будущем социоэкоразвитии.
Данный подход позволит в процессе обучения получить необходимые знания не только применительно к специальности, но и применительно ко всему комплексу связанных с нею наук, включая естественно-научные и гу-
манитарные знания, формирующие не только профессиональные навыки, но и личностные потребности и ответственность.
Процесс профессионального становления специалиста в университете связан с преодолением сложностей. Можно выделить общие сложности, связанные с обучением и образованием студента. Условно они могут быть представлены как сложности двухуровнего характера: во-первых, сложности, связанные с общественно-экономической и культурно-технической ситуацией современного общества; во-вторых, это сложности, связанные с личностью самого студента, его способностями, представлениями, ценностями и мотивами поведения.
Образование — это важнейший социальный институт, который не только занимается подготовкой человека к определенному виду деятельности, но и оказывает влияние на формирование ценностных ориентаций и его социализацию в современном мире. Именно через образование общество проектирует, прогнозирует и моделирует свое будущее.
Образование справедливо связывают с усвоением фундаментальных принципов и законов научного познания. В процессе разработки новой стратегии образования, его модернизации осуществляется широкий спектр реформ. Их основные направления: демократизация, гуманизация (включая гуманитаризацию), интенсификация (в частности, более полное использование проблемного метода обучения), фундаментализация, информатизация, компетентность, интеграция учебного процесса, инклюзивное образование [1, с. 117].
Нарастание темпов общественного развития требует все более тесной координации деятельности в области образования со всеми сферами социальной деятельности. В этом контексте представляется важным выяснить значение и определить функции фундаментального и прикладного научного знания. Фундаментализация образования — это образовательная тенденция, направленная на создание цельного, обобщающего знания, которое являлось бы ядром и основой всех полученных знаний, которое объединяло бы получаемые в процессе обучения знания в единую мировоззренческую систему, основанную на базе современной методологии.
Фундаментализация образования как процесс реформирования образовательной парадигмы университета может осуществляться в двух направлениях. Во-первых, позволит органически соединить функции образования, воспитания и саморазвития личности студента, во-вторых, посредством реализации самого механизма фундаментализации станет возможным целостное изложение курсов на основе интеграции всех его разделов вокруг стержневых методологических концепций и теорий.
Уровень образования населения и обеспечение возможностей его получения признаны мировым сообществом базовыми показателями развития человеческого потенциала. Благодаря образованию происходит наследование, накопление, воспроизводство научных знаний, культурных ценностей, нравственных норм и духовных ценностей.
Переход к современной модели образования вызывается фундаментальными противоречиями развития как общества, так и самого образования. Таким об-
разом, мировой образовательный процесс оказался чреватым основными противоречиями, имеющими отношение к проблеме времени. Во-первых, образование, нередко мыслимое как передача знаний и культуры от прошлых поколений к настоящим, оказалось неспособным удовлетворить потребности современности. Как отмечалось, слишком много традиционного, устаревшего (и даже архивного) циркулирует в образовательных программах школ и вузов. Знания прошлого и о прошлом не могут удовлетворить современное человечество в условиях, когда объем научной информации удваивается каждый год.
В условиях модернизации современного общества давно должно быть ясно, что современное образование должно быть сориентировано на ценности научных концепций, лежащих в основе стратегии преодоления глобальных, в том числе экологических и нравственных, проблем.
Фундаментализация определяет многие важные черты новой образовательной системы, в совокупности которых она и видится. Среди них непрерывность образования во времени и глобальность в пространстве, обучение человека творческому развитию в течение всей его жизни с превалированием самообучения, индивидуализация и увеличение разнообразия образовательных стандартов, переход от формально-дисциплинарного к проблемно-активному типу обучения и т. д.
Образовательная парадигма, ориентированная на принцип фундаментали-зации образования, позволит решить следующие задачи. Во-первых, она сыграет роль основания, посредством которого будет создана база, фундамент для своеобразного накопления многочисленных узкоспециальных знаний на основе единой методологии. Кроме того, фундаментализация университетского образования даст возможность создать единую мировоззренческую систему, в которой могло бы быть определено место любого знания, что, с одной стороны, усиливает понимание и проникновенность в специальность, а с другой — формирует в человеке биоцентристские и этические взгляды, развивает ответственное отношение к результатам своей деятельности.
Реализация принципа фундаментализации университетского образования даст возможность преодолеть исторически сложившийся разрыв между гуманитарными и естественными науками, что, по сути, также ведет к созданию цельного образа восприятия мира и культуры. Роль фундаментализации образования в университете позволит студенту в процессе обучения менять при желании направления подготовки, что, в свою очередь, может вызвать повышенный интерес к изучаемым предметам и более глубокому их освоению.
Следует рассмотреть связь фундаментализации с другими образовательными направлениями и проследить процесс возможной реализации этого принципа в университетской образовательной практике. Понять существо изменений в университетской образовательной системе можно лишь в случае, если сопоставить принцип фундаментализации образования с другими принципами, определяющими существо университетского образования, такими как гуманизация и гуманитаризация.
Гуманизация и гуманитаризация образования направлена на конструирование содержания, форм и методов обучения и воспитания, которые обеспечивают эффективное развитие индивидуальности студента, его познаватель-
ных интересов, личностных качеств и создание таких условий, при которых студент хочет и может учиться. Цель гуманизации образования — выявить основополагающие требования, направленные на формирование у студентов гуманистического мировоззрения. Цель фундаментализации образования — освоить модель миропорядка и усвоить фундаментальные принципы и законы научного знания.
Современная фундаментализация образования связана с его неклассической этизацией и аксиологизацией, которые, в свою очередь, непосредственно связаны с усвоением ценностей ноосферного мышления и целостного мировоззрения. Значимость современной фундаментализации образования обусловлена необходимостью глубокой переоценки ценностей и самого смысла жизнедеятельности.
Таким образом, определяя ценность фундаментализации образования и ее роль в подготовке студентов в вузе, мы считаем, что фундаментализация занимает особое место в иерархии основных направлений реформирования и модернизации современного образования, является необходимым условием реализации гуманизации и других направлений реформирования образования.
Фундаментализация образования позволяет современному человеку понять мир и человека в этом мире на основе принципов постклассической науки. Она в отличие от классической науки понимает фундаментализацию как процесс реализации понимающего, опережающего образования.
Литература
1. Балханов В. А. Встреча с прошлым и будущим (наука и фундаментализация образования в контексте целостного мировоззрения). Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2002. С. 117.
2. Долженко О. В. Очерки по философии образования: учебное пособие. М.: Промо-Медиа, 1995. 239 с.
3. Ёлгина Л. С. Фундаментализация образования в контексте устойчивого развития общества: сущность, концептуальные основания: дис. ... канд. филос. наук. Улан-Удэ, 2000. 154 с.
4. Философия образования для XXI века / под ред. Н. Н. Пахомов, Ю. Б. Тупта-лов. М.: Логос, 1992. 208 с.