С.М. Юткина,
председатель судебной коллегии по уголовным делам Волгоградского областного суда YutkinaSM@gmail.com
Гуманизация государственного принуждения как приоритет правовой политики Российского государства
Аннотация: в работе представлен теоретико-правовой анализ гуманизации государственного принуждения как приоритета правовой политики в контексте исследования проблематики понятий правовой политики и государственного принуждения.
Ключевые слова: правовая политика, приоритет правовой политики, государственное принуждение, правовое принуждение, государственно-правовое принуждение, стратегия, тактика.
Summary: this article presents a theoretical and legal analysis of the humanization of state coercion as a priority in the context of legal policy research perspective concepts of legal policy and state coercion.
Key words: legal policy, the priority of legal policy, state enforcement, law enforcement, public law enforcement, strategy, tactics.
Принимая Конституцию РФ, Российское государство установило, что права человека и гражданина «являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием» (ст. 18). В качестве основ конституционного строя Российской Федерации был утвержден принцип гуманизма, согласно, которому «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» (ст. 2).
Представляется, что в современных условиях формирования правовой государственности в России особую актуальность приобретает вопрос о гуманизации государственного принуждения как направлении правовой политики Российского государства. Одновременно с этим вызывают научный интерес исследовательские работы, позволяющие раскрыть сущность государственного принуждения и дать определение данному социальному явлению1.
В конце XX в. B.C. Серегина сделала вывод о том, что государственное при- 13
нуждение — это физическое, психическое или иное воздействие уполномоченных -
на то органов государства, должностных лиц, представителей общественности на сознание и поведение субъектов путем применения к ним в установленном порядке принудительных мер, указанных в санкциях (диспозициях) правовых норм и связанных с наступлением для них отрицательных последствий личного, 1 См.: Бабаев В.К. Право и государственное принуждение // Теория государства и права / под ред. К. Бабаева. М., 2007. С. 224—227; Зобова Т.В. Государственное принуждение и проблемы финансово-правовой ответственности // Современное право. 2008. № 8. С. 96—98; Каплунов А.И. Об основных чертах и понятии государственного принуждения // Государство и право. 2004. № 12. С. 10—17; Овсепян Ж.И. Государственное принуждение как правовая категория (теоретическая формула отношения принуждения к государству и праву) // Государство и право. 2007. № 12. С. 5-14 и др.
-Q X
со
имущественного или организационного порядка в целях борьбы с правонарушениями, охраны общественной безопасности и правопорядка1.
Еще ранее А.И. Козулин заявил, что под государственным принуждением следует понимать «основанное на организованной силе, осуществляемое специальным аппаратом воздействие на поведение отдельных субъектов, ограничивающее их самоопределение в целях подчинения их поведения воле государства»2.
С точки зрения А.И. Каплунова, «государственное принуждение — это метод воздействия, состоящий в применении государственными органами и их должностными лицами установленных законом мер, представляющих собой систему правовых ограничений, лишений, обременений или иных действий, которые позволяют заставить обязанных лиц исполнять возложенные на них поручения и соблюдать установленные законом запреты, а также обеспечить правопорядок, безопасность личности, общества от потенциальных и реальных угроз»3.
И.П. Жаренов считает, что «государственное принуждение представляет собой политико-правовую систему властно-силового воздействия, состоящую из нормативно-институционального обеспечения, определяющего основания, формы и порядок действий органов власти в целях охраны интересов личности, общества, государства и осуществляемого по отношению к субъектам права в случаях совершения правонарушений или возникновения условий, ^ угрожающих установленному порядку»4. к По справедливому мнению Ю.А. Тихомирова, современные требования к осуществлению государственного принуждения, предъявляемые в связи m с построением правового государства в России, говорят о необходимости ^ не только исчерпывающего нормативного правового регулирования при-s менения государственно-принудительных мер, но и обеспечения высокого < уровня законности этой деятельности, при котором только и возможно, s пожалуй, эффективное обеспечение прав и свобод человека и гражданина5. Это позволяет гарантировать гуманизацию государственного принуждения в качестве задачи правового государства. к В отечественной юридической литературе проблема правовой формы g государственного принуждения рассматривалась еще в работах А.Г. Талюпы6, ш Б.Т. Базылева7, С.Н. Кожевникова8 и др. Однако категории «правовая форма с государственного принуждения» и «правовое принуждение» имеют разные предметные сферы.
14 1 См.: Серегина B.C. Государственное принуждение по советскому праву. Воронеж, 1991. С. 47.
- 2 Козулин А.И. Правовое принуждение (правовые начала государственного принуждения в советском обществе) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Свердловск, 1986. С. 6. СО 3 Каплунов А.И. Указ. соч. С. 17.
q 4 Жаренов И.П. Государственное принуждение в условиях демократизации общества : автореф. см дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 5.
5 См.: Тихомиров Ю.А. Правовое регулирование: теория и практика. М., 2010. С. 346.
6 См.: Талюпа А.Г. Убеждение и принуждение в период перехода от социализма к коммунизму и их роль в обеспечении советского правопорядка : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1966.
7 См.: Базылев Б.Т. Государственное принуждение и правовые формы его осуществления в советском обществ :. автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Киев, 1968.
8 См.: Кожевников С.Н. Социальное назначение, структура и формы государственного принуждения // Сборник ученых трудов Свердловского юридического института. Вып. 22. Свердловск, 1973. С. 133.
с О IZ
А.И. Козулин предложил одновременное использование категорий «государственное принуждение» и «правовое принуждение», указывая при этом, что правовое принуждение — это государственное принуждение, опосредованное правом. Другие авторы, к примеру, И.П. Жаренов, считают, что «введение в категорию "государственное принуждение" дополнения "правовое" является излишним»1. Иные представители юридической науки полагают, что в юридической науке необходимо использовать категорию «государственно-правовое принуждение»2.
Решение проблемы разграничения государственного и правового принуждения нам видится во введении категории «государственно-правовое принуждение». Данная категория позволяет четко обозначить границу между государственным произволом и правомерным применением государственно-принудительных мер и обеспечить процесс гуманизации государственного принуждения.
Государственно-правовое принуждение с соответствующими ему признаками и свойствами формируется в результате реализации эффективной 1 правовой политики. |
Правовая политика — особая форма выражения государственной поли- Ц тики, средство юридической легитимации, закрепления и осуществления я политического курса страны. Будучи осознанной, консолидированной, ° эта политика воплощается, прежде всего, в конституциях, законах, других В а основополагающих нормативных правовых актах, направлена на охрану и защиту данного конституционного строя, развитие общественных отношений з < е
л н
1 Жаренов И.П. Указ. соч. С. 11.
2 Чашников В.А. Государственно-правовое принуждение: общетеоретические вопросы. Екатеринбург, 2008.
3 Кудрявцев В.Н. Право и поведение. М., 1978. С. 163.
по пути формирования правового государства и гражданского общества, где права человека приобретают высшую ценность. | 3
к п
"О н О у
Отечественной юридической наукой наработан значительный теоретический материал по вопросу о сущности, социальном назначении, месте и роли правовой политики в системе средств государственного управления и | обществом. При этом современное понимание категории «правовая поли- К Я тика» является достаточно многозначным и в правовой науке употребляется § к в нескольких различных смысловых контекстах. § 3
Необходимо согласиться с В.Н. Кудрявцевым, который полагает, что от- д и личие правовой политики от иных видов политики состоит в том, что она С -§ «всегда предполагает использование методов правового регулирования»3. Из йт] этого следует, что государственная политика вообще, и правовая в частности должны рассматриваться не только с точки зрения объекта политического воздействия (экономика, социальная сфера, наука и т. д.), но и с позиций средств и методов, которые государственная власть или иной субъект политики использует при осуществлении своих функций по политическому ^ управлению (руководству) обществом. В этом аспекте правовая политика " характеризуется качественной определенностью как объекта, так и метода ^ политического воздействия. |
15
Подавляющая часть современных интерпретаций правовой политики укладывается в рамки трех основных подходов: 1) ценностно-нормативного (аксиологического); 2) инструментального; 3) предметно-функционального1.
Ценностный подход наиболее явно представлен в исследованиях правовой политики, акцентирующих внимание на таких свойствах рассматриваемого явления, как «законность», «легитимность», «справедливость», «моральность», «разумность» и т. д. Под правовой, согласно рассматриваемому подходу, следует понимать такую государственную политику, которая соответствует основополагающим нравственно-правовым требованиям и направлена на их последовательную реализацию в общественной жизни.
Иное значение термин «правовая политика» приобретает в контексте инструментального подхода, ориентирующего на восприятие права и правовой системы в качестве специфичных средств (инструментов) реализации государственной политики. Назначение правовой политики при таком подходе видят в совершенствовании действующего права с учетом его оптимального приспособления к решению задач экономического, социального, политического характера и т. п.2 Инструментальный подход, таким образом, утверждает инструментальную ценность права.
i Очевидно, что это весьма важный аспект в понимании правовой по-^ литики. Во-первых, он акцентирует внимание на том, что данная политик ка должна подключаться к решению лишь наиболее важных, социально ^ значимых задач, реализация которых объективно требует вовлечения всего § государственно-правового механизма. Во-вторых, речь идет об определении □l объективных пределов и выборе эффективных способов правового воздей-s ствия на конкретные сферы общественной жизни.
< Широкое распространение в российской научной литературе получил s также предметно-функциональный подход к правовой политике, который вы-g ражается в том, что существование правовой политики обосновывается на° личием правовой сферы, выступающей в качестве объективной предпосылки к и непосредственного предмета воздействия указанной политики. m Стратегия рассматривается как ядро правовой политики, определяющий m и наиболее устойчивый элемент ее содержания. Основу стратегии составля-[Зь ют исходные цели и принципы деятельности государства в правовой сфере, сфере правового регулирования и правового развития общества, вопросы 1g долгосрочного прогнозирования основных тенденций социально-правового
- развития общества, перспективного планирования деятельности государства
в сфере правотворчества, правоприменения, правового воспитания и пр.
По мнению В.Н. Кудрявцева, содержание юридической политики включает в себя: 1) определение видов общественных отношений, подлежащих правовому регулированию; 2) определение методов правового регулирования соответствующих видов общественных отношений; 3) планирование основных направлений законодательной деятельности на текущую и долго-
1 См. об этом: Рудковский В.А. Правовая политика и осуществление права / под ред. Н.Н. Во-пленко. Волгоград, 2009.
2 См.: Овчинников А.И., Дугина Е.В. Конфликтогенный потенциал либеральной правовой политики современного Российского государства // Правовая политика России: теория и практика / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2006. С. 161.
СО
О
0J
вр
й В
го
п н
временную перспективу; 4) разработку оптимальных систем организации правотворческой и правоприменительной деятельности государственных органов; 5) определение основных методов правового воспитания населения и повышения его правовой культуры1.
Указанные направления, безусловно, являются составной частью правовой политики, однако, думается, полностью не исчерпывают ее содержания.
Можно признать, что правовая политика в сфере государственного принуждения включает в себя и определение задач (целей), принципов, методов и направлений деятельности в сфере права, и саму практическую деятельность по реализации идеологических установок, и ее результаты.
Например, Н.И. Матузов пишет, что правовая политика — это «комплекс идей, мер, задач, целей, программ, принципов, установок, реализуемых в сфере действия права и посредством права» и тут же отмечает, что «правовая политика — это область отношений, связей и интересов, охватываемых по- _ нятием "правовое пространство" и объективно нуждающихся в регулятивном 1 опосредовании (упорядочении) со стороны публичной власти»2. |
К.В. Шундиков считает, что «под правовой политикой понимается сово- | купность правовых идей, установок, принципов, целей, задач, приоритетов, а 3 также правовых средств, направленных на обеспечение оптимального уровня р 3 развития и функционирования общественных отношений. Отличительной В а чертой правовой политики является то, что она основана на праве и выражается в принятии государством соответствующих нормативных актов и осуществлении на их основе правоприменительной деятельности»3. -, 0
Таким образом, правовая политика, направленная на совершенствование и 3 государственного принуждения, представляет собой деятельность государства 3 в сфере правового регулирования государственного принуждения, специфика о < которой состоит в выработке и (или) претворении в жизнь правовых идей й е стратегического характера в отношении государственного принуждения (т. е. идей, определяющих направления функционирования и развития механизма 3 а правового регулирования). 33 *
Следовательно, правовая политика в области государственного принужде- а "§ ния — это деятельность, в основе которой лежат концептуально оформленные С и правовые идеи стратегического характера, т. е. идеи, определяющие направле- а Т ния функционирования правового механизма государственного принуждения.
Особая роль правовой политики в утверждении определенных систем 17
правовых ценностей проявляется в нескольких аспектах. Во-первых, указан- -
ная политика легализует ведущие идеи правосознания, вводя их в систему действующих нормативных актов и иных источников права. Именно в результате целенаправленной деятельности субъектов правовой политики в ^ области правотворчества обеспечивается становление тех или иных право- ^ вых взглядов как официальной идеологии государства. В качестве таковой | выступает идеология гуманизации государственного принуждения.
1 См.: Кудрявцев В.Н. Указ. соч. С. 166
2 Российская правовая политика : курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2003. С. 77.
3 Шундиков К.В. Концепция правовой политики // Правовая политика России: теория и практика / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2006. С. 149.
О
Правовая политика обеспечивает практическую реализацию требований официальной правовой идеологии в действующую систему общественных отношений. Она определяет приоритеты в указанной сфере, вырабатывает оптимальные пути и средства их достижения, обеспечивает планомерную и согласованную деятельность правотворческих и правоприменительных органов, ориентирует юридическую практику на единообразное понимание и неуклонное следование основополагающим требованиям государственного принуждения.
По мнению М.А. Викут, приоритеты — это «обусловленные историческими, экономическими и социальными условиями направления законодательной деятельности»1. В свою очередь, Н.И. Матузов определяет приоритеты как первоочередные задачи, проблемы, вопросы, которые необходимо решать сейчас и в перспективе2.
Некоторые авторы прямо определяют категорию «приоритет» как «направление». Так, В.В. Соловьев пишет: «Приоритеты политики — это определяющие направления, акценты, предпочтения в деятельности государственной власти, выстроенные в соответствии с ее представлениями об иерархии социальных ценностей, которые подлежат защите и обеспечению правом в первую очередь (прежде всего). Поэтому приоритеты правовой политики можно рассматривать как тактику, создающую благоприятные условия для реализации государством правовой политики, как решение им тактических (промежуточных) задач, направленных на достижение страте-§ гических целей»3.
Среди наиболее актуальных задач (приоритетов) правовой политики в ^ Российской Федерации Н.И. Матузов, А.В. Малько и К.В. Шундиков назы-< вают совершенствование механизма реального обеспечения и защиты прав
X
со
к
с
о
IZ
и законных интересов человека и гражданина4.
По мнению С.Б. Мкртычева, современное право вступило в новый этап своего развития — гуманистический, когда юридическая система выстраи-к вается в соответствии с началами прав человека — признается приоритет m и высшая юридическая значимость неотъемлемых прав и свобод человека. m В России модернизация права в рамках указанной тенденции предполага-[Зь ет: гуманизацию идей права; развитие общественного и индивидуального правосознания и правовой культуры; совершенствование правоотношений5. 1g В итоге можно признать, что гуманизация государственного принуж-
- дения — это обусловленная историческими, политическими и социально-
экономическими условиями тактическая задача в деятельности государственной власти, определяющая содержание правовой политики в области государственного принуждения.
1 Викут М.А. Актуальные вопросы гражданского процессуального права // Правоведение. 1998. № 1. С. 162.
2 См.: Российская правовая политика : курс декций. С. 87.
3 Соловьев В.В. Значение государства. Соч. : в 2 т. М., 1989. Т. 2. С. 149.
4 См.: Матузов Н.И, Малько А.В., Шундиков K.B. Проект концепции правовой политики в Российской Федерации до 2020 г. / под ред. А.В. Малько. М., 2008. С. 18.
5 См.: Мкртычев С.Б. Философско-правовой анализ гуманизма в современном российском правопонимании : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2007.
СО
О
0J