Научная статья на тему 'ГУМАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ КАК ПРИОРИТЕТ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА'

ГУМАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ КАК ПРИОРИТЕТ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
70
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / ПРИОРИТЕТ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ / LEGAL POLICY / THE PRIORITY OF LEGAL POLICY / ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ / STATE ENFORCEMENT / ПРАВОВОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ / СТРАТЕГИЯ / STRATEGY / ТАКТИКА / TACTICS / LAW ENFORCEMENT / PUBLIC LAW ENFORCEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юткина С.М.

В работе представлен теоретико-правовой анализ гуманизации государственного принуждения как приоритета правовой политики в контексте исследования проблематики понятий правовой политики и государственного принуждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMANIZATION OF STATE COERCION AS PRIORITY LEGAL POLICY OF THE RUSSIAN STATE

This article presents a theoretical and legal analysis of the humanization of state coercion as a priority in the context of legal policy research perspective concepts of legal policy and state coercion.

Текст научной работы на тему «ГУМАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ КАК ПРИОРИТЕТ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА»

С.М. Юткина,

председатель судебной коллегии по уголовным делам Волгоградского областного суда YutkinaSM@gmail.com

Гуманизация государственного принуждения как приоритет правовой политики Российского государства

Аннотация: в работе представлен теоретико-правовой анализ гуманизации государственного принуждения как приоритета правовой политики в контексте исследования проблематики понятий правовой политики и государственного принуждения.

Ключевые слова: правовая политика, приоритет правовой политики, государственное принуждение, правовое принуждение, государственно-правовое принуждение, стратегия, тактика.

Summary: this article presents a theoretical and legal analysis of the humanization of state coercion as a priority in the context of legal policy research perspective concepts of legal policy and state coercion.

Key words: legal policy, the priority of legal policy, state enforcement, law enforcement, public law enforcement, strategy, tactics.

Принимая Конституцию РФ, Российское государство установило, что права человека и гражданина «являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием» (ст. 18). В качестве основ конституционного строя Российской Федерации был утвержден принцип гуманизма, согласно, которому «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» (ст. 2).

Представляется, что в современных условиях формирования правовой государственности в России особую актуальность приобретает вопрос о гуманизации государственного принуждения как направлении правовой политики Российского государства. Одновременно с этим вызывают научный интерес исследовательские работы, позволяющие раскрыть сущность государственного принуждения и дать определение данному социальному явлению1.

В конце XX в. B.C. Серегина сделала вывод о том, что государственное при- 13

нуждение — это физическое, психическое или иное воздействие уполномоченных -

на то органов государства, должностных лиц, представителей общественности на сознание и поведение субъектов путем применения к ним в установленном порядке принудительных мер, указанных в санкциях (диспозициях) правовых норм и связанных с наступлением для них отрицательных последствий личного, 1 См.: Бабаев В.К. Право и государственное принуждение // Теория государства и права / под ред. К. Бабаева. М., 2007. С. 224—227; Зобова Т.В. Государственное принуждение и проблемы финансово-правовой ответственности // Современное право. 2008. № 8. С. 96—98; Каплунов А.И. Об основных чертах и понятии государственного принуждения // Государство и право. 2004. № 12. С. 10—17; Овсепян Ж.И. Государственное принуждение как правовая категория (теоретическая формула отношения принуждения к государству и праву) // Государство и право. 2007. № 12. С. 5-14 и др.

-Q X

со

имущественного или организационного порядка в целях борьбы с правонарушениями, охраны общественной безопасности и правопорядка1.

Еще ранее А.И. Козулин заявил, что под государственным принуждением следует понимать «основанное на организованной силе, осуществляемое специальным аппаратом воздействие на поведение отдельных субъектов, ограничивающее их самоопределение в целях подчинения их поведения воле государства»2.

С точки зрения А.И. Каплунова, «государственное принуждение — это метод воздействия, состоящий в применении государственными органами и их должностными лицами установленных законом мер, представляющих собой систему правовых ограничений, лишений, обременений или иных действий, которые позволяют заставить обязанных лиц исполнять возложенные на них поручения и соблюдать установленные законом запреты, а также обеспечить правопорядок, безопасность личности, общества от потенциальных и реальных угроз»3.

И.П. Жаренов считает, что «государственное принуждение представляет собой политико-правовую систему властно-силового воздействия, состоящую из нормативно-институционального обеспечения, определяющего основания, формы и порядок действий органов власти в целях охраны интересов личности, общества, государства и осуществляемого по отношению к субъектам права в случаях совершения правонарушений или возникновения условий, ^ угрожающих установленному порядку»4. к По справедливому мнению Ю.А. Тихомирова, современные требования к осуществлению государственного принуждения, предъявляемые в связи m с построением правового государства в России, говорят о необходимости ^ не только исчерпывающего нормативного правового регулирования при-s менения государственно-принудительных мер, но и обеспечения высокого < уровня законности этой деятельности, при котором только и возможно, s пожалуй, эффективное обеспечение прав и свобод человека и гражданина5. Это позволяет гарантировать гуманизацию государственного принуждения в качестве задачи правового государства. к В отечественной юридической литературе проблема правовой формы g государственного принуждения рассматривалась еще в работах А.Г. Талюпы6, ш Б.Т. Базылева7, С.Н. Кожевникова8 и др. Однако категории «правовая форма с государственного принуждения» и «правовое принуждение» имеют разные предметные сферы.

14 1 См.: Серегина B.C. Государственное принуждение по советскому праву. Воронеж, 1991. С. 47.

- 2 Козулин А.И. Правовое принуждение (правовые начала государственного принуждения в советском обществе) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Свердловск, 1986. С. 6. СО 3 Каплунов А.И. Указ. соч. С. 17.

q 4 Жаренов И.П. Государственное принуждение в условиях демократизации общества : автореф. см дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 5.

5 См.: Тихомиров Ю.А. Правовое регулирование: теория и практика. М., 2010. С. 346.

6 См.: Талюпа А.Г. Убеждение и принуждение в период перехода от социализма к коммунизму и их роль в обеспечении советского правопорядка : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1966.

7 См.: Базылев Б.Т. Государственное принуждение и правовые формы его осуществления в советском обществ :. автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Киев, 1968.

8 См.: Кожевников С.Н. Социальное назначение, структура и формы государственного принуждения // Сборник ученых трудов Свердловского юридического института. Вып. 22. Свердловск, 1973. С. 133.

с О IZ

А.И. Козулин предложил одновременное использование категорий «государственное принуждение» и «правовое принуждение», указывая при этом, что правовое принуждение — это государственное принуждение, опосредованное правом. Другие авторы, к примеру, И.П. Жаренов, считают, что «введение в категорию "государственное принуждение" дополнения "правовое" является излишним»1. Иные представители юридической науки полагают, что в юридической науке необходимо использовать категорию «государственно-правовое принуждение»2.

Решение проблемы разграничения государственного и правового принуждения нам видится во введении категории «государственно-правовое принуждение». Данная категория позволяет четко обозначить границу между государственным произволом и правомерным применением государственно-принудительных мер и обеспечить процесс гуманизации государственного принуждения.

Государственно-правовое принуждение с соответствующими ему признаками и свойствами формируется в результате реализации эффективной 1 правовой политики. |

Правовая политика — особая форма выражения государственной поли- Ц тики, средство юридической легитимации, закрепления и осуществления я политического курса страны. Будучи осознанной, консолидированной, ° эта политика воплощается, прежде всего, в конституциях, законах, других В а основополагающих нормативных правовых актах, направлена на охрану и защиту данного конституционного строя, развитие общественных отношений з < е

л н

1 Жаренов И.П. Указ. соч. С. 11.

2 Чашников В.А. Государственно-правовое принуждение: общетеоретические вопросы. Екатеринбург, 2008.

3 Кудрявцев В.Н. Право и поведение. М., 1978. С. 163.

по пути формирования правового государства и гражданского общества, где права человека приобретают высшую ценность. | 3

к п

"О н О у

Отечественной юридической наукой наработан значительный теоретический материал по вопросу о сущности, социальном назначении, месте и роли правовой политики в системе средств государственного управления и | обществом. При этом современное понимание категории «правовая поли- К Я тика» является достаточно многозначным и в правовой науке употребляется § к в нескольких различных смысловых контекстах. § 3

Необходимо согласиться с В.Н. Кудрявцевым, который полагает, что от- д и личие правовой политики от иных видов политики состоит в том, что она С -§ «всегда предполагает использование методов правового регулирования»3. Из йт] этого следует, что государственная политика вообще, и правовая в частности должны рассматриваться не только с точки зрения объекта политического воздействия (экономика, социальная сфера, наука и т. д.), но и с позиций средств и методов, которые государственная власть или иной субъект политики использует при осуществлении своих функций по политическому ^ управлению (руководству) обществом. В этом аспекте правовая политика " характеризуется качественной определенностью как объекта, так и метода ^ политического воздействия. |

15

Подавляющая часть современных интерпретаций правовой политики укладывается в рамки трех основных подходов: 1) ценностно-нормативного (аксиологического); 2) инструментального; 3) предметно-функционального1.

Ценностный подход наиболее явно представлен в исследованиях правовой политики, акцентирующих внимание на таких свойствах рассматриваемого явления, как «законность», «легитимность», «справедливость», «моральность», «разумность» и т. д. Под правовой, согласно рассматриваемому подходу, следует понимать такую государственную политику, которая соответствует основополагающим нравственно-правовым требованиям и направлена на их последовательную реализацию в общественной жизни.

Иное значение термин «правовая политика» приобретает в контексте инструментального подхода, ориентирующего на восприятие права и правовой системы в качестве специфичных средств (инструментов) реализации государственной политики. Назначение правовой политики при таком подходе видят в совершенствовании действующего права с учетом его оптимального приспособления к решению задач экономического, социального, политического характера и т. п.2 Инструментальный подход, таким образом, утверждает инструментальную ценность права.

i Очевидно, что это весьма важный аспект в понимании правовой по-^ литики. Во-первых, он акцентирует внимание на том, что данная политик ка должна подключаться к решению лишь наиболее важных, социально ^ значимых задач, реализация которых объективно требует вовлечения всего § государственно-правового механизма. Во-вторых, речь идет об определении □l объективных пределов и выборе эффективных способов правового воздей-s ствия на конкретные сферы общественной жизни.

< Широкое распространение в российской научной литературе получил s также предметно-функциональный подход к правовой политике, который вы-g ражается в том, что существование правовой политики обосновывается на° личием правовой сферы, выступающей в качестве объективной предпосылки к и непосредственного предмета воздействия указанной политики. m Стратегия рассматривается как ядро правовой политики, определяющий m и наиболее устойчивый элемент ее содержания. Основу стратегии составля-[Зь ют исходные цели и принципы деятельности государства в правовой сфере, сфере правового регулирования и правового развития общества, вопросы 1g долгосрочного прогнозирования основных тенденций социально-правового

- развития общества, перспективного планирования деятельности государства

в сфере правотворчества, правоприменения, правового воспитания и пр.

По мнению В.Н. Кудрявцева, содержание юридической политики включает в себя: 1) определение видов общественных отношений, подлежащих правовому регулированию; 2) определение методов правового регулирования соответствующих видов общественных отношений; 3) планирование основных направлений законодательной деятельности на текущую и долго-

1 См. об этом: Рудковский В.А. Правовая политика и осуществление права / под ред. Н.Н. Во-пленко. Волгоград, 2009.

2 См.: Овчинников А.И., Дугина Е.В. Конфликтогенный потенциал либеральной правовой политики современного Российского государства // Правовая политика России: теория и практика / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2006. С. 161.

СО

О

0J

вр

й В

го

п н

временную перспективу; 4) разработку оптимальных систем организации правотворческой и правоприменительной деятельности государственных органов; 5) определение основных методов правового воспитания населения и повышения его правовой культуры1.

Указанные направления, безусловно, являются составной частью правовой политики, однако, думается, полностью не исчерпывают ее содержания.

Можно признать, что правовая политика в сфере государственного принуждения включает в себя и определение задач (целей), принципов, методов и направлений деятельности в сфере права, и саму практическую деятельность по реализации идеологических установок, и ее результаты.

Например, Н.И. Матузов пишет, что правовая политика — это «комплекс идей, мер, задач, целей, программ, принципов, установок, реализуемых в сфере действия права и посредством права» и тут же отмечает, что «правовая политика — это область отношений, связей и интересов, охватываемых по- _ нятием "правовое пространство" и объективно нуждающихся в регулятивном 1 опосредовании (упорядочении) со стороны публичной власти»2. |

К.В. Шундиков считает, что «под правовой политикой понимается сово- | купность правовых идей, установок, принципов, целей, задач, приоритетов, а 3 также правовых средств, направленных на обеспечение оптимального уровня р 3 развития и функционирования общественных отношений. Отличительной В а чертой правовой политики является то, что она основана на праве и выражается в принятии государством соответствующих нормативных актов и осуществлении на их основе правоприменительной деятельности»3. -, 0

Таким образом, правовая политика, направленная на совершенствование и 3 государственного принуждения, представляет собой деятельность государства 3 в сфере правового регулирования государственного принуждения, специфика о < которой состоит в выработке и (или) претворении в жизнь правовых идей й е стратегического характера в отношении государственного принуждения (т. е. идей, определяющих направления функционирования и развития механизма 3 а правового регулирования). 33 *

Следовательно, правовая политика в области государственного принужде- а "§ ния — это деятельность, в основе которой лежат концептуально оформленные С и правовые идеи стратегического характера, т. е. идеи, определяющие направле- а Т ния функционирования правового механизма государственного принуждения.

Особая роль правовой политики в утверждении определенных систем 17

правовых ценностей проявляется в нескольких аспектах. Во-первых, указан- -

ная политика легализует ведущие идеи правосознания, вводя их в систему действующих нормативных актов и иных источников права. Именно в результате целенаправленной деятельности субъектов правовой политики в ^ области правотворчества обеспечивается становление тех или иных право- ^ вых взглядов как официальной идеологии государства. В качестве таковой | выступает идеология гуманизации государственного принуждения.

1 См.: Кудрявцев В.Н. Указ. соч. С. 166

2 Российская правовая политика : курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2003. С. 77.

3 Шундиков К.В. Концепция правовой политики // Правовая политика России: теория и практика / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2006. С. 149.

О

Правовая политика обеспечивает практическую реализацию требований официальной правовой идеологии в действующую систему общественных отношений. Она определяет приоритеты в указанной сфере, вырабатывает оптимальные пути и средства их достижения, обеспечивает планомерную и согласованную деятельность правотворческих и правоприменительных органов, ориентирует юридическую практику на единообразное понимание и неуклонное следование основополагающим требованиям государственного принуждения.

По мнению М.А. Викут, приоритеты — это «обусловленные историческими, экономическими и социальными условиями направления законодательной деятельности»1. В свою очередь, Н.И. Матузов определяет приоритеты как первоочередные задачи, проблемы, вопросы, которые необходимо решать сейчас и в перспективе2.

Некоторые авторы прямо определяют категорию «приоритет» как «направление». Так, В.В. Соловьев пишет: «Приоритеты политики — это определяющие направления, акценты, предпочтения в деятельности государственной власти, выстроенные в соответствии с ее представлениями об иерархии социальных ценностей, которые подлежат защите и обеспечению правом в первую очередь (прежде всего). Поэтому приоритеты правовой политики можно рассматривать как тактику, создающую благоприятные условия для реализации государством правовой политики, как решение им тактических (промежуточных) задач, направленных на достижение страте-§ гических целей»3.

Среди наиболее актуальных задач (приоритетов) правовой политики в ^ Российской Федерации Н.И. Матузов, А.В. Малько и К.В. Шундиков назы-< вают совершенствование механизма реального обеспечения и защиты прав

X

со

к

с

о

IZ

и законных интересов человека и гражданина4.

По мнению С.Б. Мкртычева, современное право вступило в новый этап своего развития — гуманистический, когда юридическая система выстраи-к вается в соответствии с началами прав человека — признается приоритет m и высшая юридическая значимость неотъемлемых прав и свобод человека. m В России модернизация права в рамках указанной тенденции предполага-[Зь ет: гуманизацию идей права; развитие общественного и индивидуального правосознания и правовой культуры; совершенствование правоотношений5. 1g В итоге можно признать, что гуманизация государственного принуж-

- дения — это обусловленная историческими, политическими и социально-

экономическими условиями тактическая задача в деятельности государственной власти, определяющая содержание правовой политики в области государственного принуждения.

1 Викут М.А. Актуальные вопросы гражданского процессуального права // Правоведение. 1998. № 1. С. 162.

2 См.: Российская правовая политика : курс декций. С. 87.

3 Соловьев В.В. Значение государства. Соч. : в 2 т. М., 1989. Т. 2. С. 149.

4 См.: Матузов Н.И, Малько А.В., Шундиков K.B. Проект концепции правовой политики в Российской Федерации до 2020 г. / под ред. А.В. Малько. М., 2008. С. 18.

5 См.: Мкртычев С.Б. Философско-правовой анализ гуманизма в современном российском правопонимании : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2007.

СО

О

0J

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.