Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СРЕДСТВАХ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ'

К ВОПРОСУ О СРЕДСТВАХ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
75
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / СРЕДСТВА ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ / LEGAL POLICY / MEANS OF A LEGAL POLICY / КЛАССИФИКАЦИЯ / ПРАВОВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / LEGAL INFLUENCE / GROUPING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рысина Е.П.

в статье рассмотрены вопросы сущности средств правой политики, их возможная классификация, а также значение всей совокупности средств в процессе достижения целей правовой политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO A QUESTION ON MEANS OF A LEGAL POLICY

in the article questions on essence of means of the legal policy, their possible classification, and also value of all set of means in the course of achievement of the purposes of a legal policy are considered

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СРЕДСТВАХ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ»

сайтах, предвещая возрождение «розничной политики», которая позволит кандидатам или их виртуальным воплощениям непосредственно взаимодействовать с потенциальными избирателями.

Блог — это самая демократическая из революций, которую когда-либо переживали масс-медиа1. В отличие от бумажных изданий, создание блога не требует существенных вложений капитала. Разбить свой «огородик» в сетевом пространстве, а также найти необходимое программное обеспечение можно совершенно бесплатно. Существуют также довольно доступные и дешевые сервисы, которые могут за небольшую плату разместить рекламу в блоге, а затем перевести деньги от корпорации за рекламу. Теоретически любой создатель блога может рассчитывать на крупный финансовый успех. Но на практике он должен приложить немало усилий и воображения, чтобы найти нишу, приносящую доход. Следующие парламентские выборы пройдут в 2011 г., президентские — в 2012 г., и уже сейчас появляется все больше блогов политиков, начинается предвыборная гонка. Создание блогов — недорогой процесс. В то же время блог — многосторонняя политическая коммуникация, что открывает ряд преимуществ использования в предвыборной агитации именно этого метода.

1 См.: Boehlert E. Bloggers on the bus. Free Press, 2009. Р. 103.

Е.П. Рысина,

аспирант Саратовской государственной академии права, младший научный сотрудник Саратовского филиала Института государства и права РАН igp@sgap.ru

К вопросу о средствах правовой политики

Аннотация: в статье рассмотрены вопросы сущности средств правой политики, их возможная классификация, а также значение всей совокупности средств в процессе достижения целей правовой политики.

Ключевые слова: правовая политика, средства правовой политики, классификация, правовое воздействие.

Summary: in the article questions on essence of means of the legal policy, their possible classification, and also value of all set of means in the course of achievement of the purposes of a legal policy are considered.

Key words: the legal policy, means of a legal policy, grouping, legal influence.

99

Понятие «средство» является общенаучным, междисциплинарным, его этимологическое происхождение заключено в словах «средний», «срединный», «посредник». Иначе говоря, средство выступает посредником между идеальным предполагаемым образом и реальным практическим результатом. Средствами могут быть любые инструменты, предметы, явления, технологии, способствующие достижению намеченной цели.

Проблема используемых средств в правовой политике представляется сложной и мало разработанной. По-видимому, это связано с самой сущностью явления правовой политики, допускающей одновременное существование в юридической науке различных подходов к ее изучению, толкованию и использованию.

Как уже было отмечено, феномен правовой политики содержит в себе сущностные характеристики и права, и политики, поэтому представляется, что в правовой политике могут быть одновременно использованы средства из этих двух сфер жизни общества.

Виды средств, применяемых в политике, во многом зависят от особенностей конкретного общества, его политической культуры и менталитета. В литературе в качестве основных средств, употребляемых политической властью, можно выделить: 1) средства, возникающие вне сферы политики (традиции, обычаи, деньги, доверие, этические нормы и т. п.); 2) средства, возникающие в сфере политики, создаваемые самой властью или в связи с ней (политическая символика и ритуалы, выборы, переговоры и обещания, митинги и демонстрации, протесты, пропагандистские кампании, лоббирование интересов и т. п.)1. Однако ответ на вопрос, являются ли вышеперечис-

I ленные средства проведения политики одновременно и средствами поли-§ тики правовой, не столь очевиден. Какова грань между политическими и ^ правовыми средствами, каково их соотношение, при каких обстоятельствах < возможна их подмена и каковы последствия — это, безусловно, дискуссионен ные моменты, требующие дальнейшего изучения и правового разрешения. ^ По нашему предположению, перечисленные политические средства можно с: рассматривать и как средства правовой политики в силу того, что они имеют ^ потенциальную (косвенную) способность оказывать влияние на правовую || сферу в целом, на формирование и содержательные характеристики законо-s дательства, на устройство государства и механизм его функционирования о и т. п. Суждение о том, что любое политическое решение получает (должно к получить) соответствующее нормативное закрепление, стало общепризнанным. Причем общественные трансформации могут быть направлены как в § положительную сторону, т. е. на расширение различного рода прав и свобод □Е людей и их объединений, их гарантированность и обеспеченность, так и в отрицательную — на более сильное ограничение, что тоже следует признать определенной правовой политикой2.

В научных публикациях можно найти как сторонников классификации средств правовой политики на правовые и внеправовые, так и противников такого раз° граничения. Более единодушны современные представители юридической нау-о ки в том, что касается применения в правовой политике юридических средств ^ (Н.И. Матузов, А.П. Коробова и др.)3. Понятием «правовая политика» обозначается законность (легитимность) не столько самой политики в целом, сколько

1 См.: Малько А.В., Шундиков К.В. Цели и средства в праве и правовой политике. Саратов, 2003. С. 200.

2 См., например: Борисов Д. Сами с голосами // Независимая газета. 2010. 18 нояб.; Родин И. В закон о массовых мероприятиях внесут изменения // Независимая газета. 2010. 17 нояб.

3 См.: Матузов Н.И. Понятие и основные приоритеты правовой политики // Правоведение. 1997. № 4. С. 15; Коробова А.П. Понятие и структура правовой политики // Правовая политика: теория и практика. М., 2006. С. 97.

IZ

100

применяемых средств, методов, инструментов, т. е. правовая политика — это политика, осуществляемая с помощью правовых средств. При этом одни ученые выводят за пределы правовой политики неправовые средства, например организационные и материально-технические1. Другие, напротив, признают, что психологические, религиозные, нравственные, технические и иные воздействия на общественные процессы приобретают все большее значение. Следовательно, система средств правовой политики должна включать все многообразие инструментов не только юридического характера, но и тех, которые условно можно определить как предлегитимационные (обеспечивающие процесс легитимации), т. е. средства технологического характера (политические, культурные, экономические и т. д.), создающие реальные условия для последующего формирования и закрепления правовой идеи на законодательном уровне2. Под внеправовыми средствами правовой политики М.А. Костенко предлагает понимать средства, напрямую не установленные законодательством, но служащие обеспечительными мерами для формирования и реализации правовой политики и действующие в правой сфере. Следовательно, фактором, объединяющим их с правовыми средствами, является их воздействие в итоге на изменения в правовой сфере и направленность на реализацию целей правовой политики. Мы придерживаемся того мнения, что вне-правовые средства могут применяться на всех стадиях осуществления правовой политики, однако безусловное предпочтение должно отдаваться именно правовым средствам. о

Понятие «правовые средства» признается в современной научной лите- О ратуре одной из фундаментальных категорий в области юридических зна- р ний3. Проблема правовых средств возникла и получила разработку в рам- о ках инструментальной теории права, представляющей новой, современный ш подход к пониманию права4. В трудах русских правоведов дореволюцион- П ного периода встречается термин «юридические средства», которым обозначались практически любые явление правовой сферы, имеющие регу- о лятивное значение, возможность какого-либо воздействия. Как и многие !< другие юридические понятия, правовые средства начали анализироваться О на отраслевом уровне и только затем — в теории права5. Лишь с началом т

"U

1 См.: Горшунов Д.Н. Правовая политика // Взаимодействие политики и права. Казань, 2009. С. 186.

2 См.: Костенко М.А. Классификация средств правовой политики // Современное право. 2010. № 8. С. 7-9.

3 См.: Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М., 2004. С. 242. _

4 См.: Его же. Правовые средства: постановка проблемы, понятие, классификация // Советское государство и право. 1987. № 6; Пугинский Б.И. Правовые средства обеспечения эффективности ^ производства. М., 1980; Сапун В.А. Инструментальная теория права в юридической науке // Со- ^ временное государство и право. Вопросы теории и истории : сб. науч. трудов. Владивосток, 1992. ^ С. 22; Малько А.В. Проблемы правовых средств // Проблемы теории государства и права : учебное Е пособие / под ред. Н.М. Марченко. М., 2002. С. 354-372; ШундиковК.В. Инструментальная теория s права — перспективное направление научного исследования // Правоведение. 2002. № 2. С. 16-23. а

5 См., например: Жижиленко А.А. Наказание, его понятие и отличие от других правоохранительных средств. СПб., 1914; Петражицкий Л.И. Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии. СПб., 1908. С. 4; Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. М., 1911. С. 148; Его же. Общая теория права : философия права. Часть теоретическая. М., 1910. Т. 1. С. 639; Элькинд П.С. Цели и средства их достижения в советском уголовно-процессуальном праве. Л., 1976.

101

102

развития инструментального подхода понятие «правовые средства» приобрело самостоятельное значение, собственное смысловое содержание1. В правовой системе объективно обособляются различного рода инструменты, образующие относительно самостоятельные механизмы, режимы регулирования, определяющие особенности действия права на различных участках и стадиях правового регулирования2, весь диапазон правовых феноменов рассматривается не с позиций нужд юридической практики, а с позиций их функционального предназначения3.

Характеризуя термин «правовые средства», его можно назвать предельно широким, т. к. он обобщает все правовые явления (инструменты и процессы), направленные на обеспечение достижения установленных в законодательстве правовых и социальных целей. По выражению А.В. Малько, рассматриваемое понятие под известным углом зрения унифицирует все те многообразные явления, из которых состоит право4.

Социально-политический смысл постановки проблемы правовых средств состоит в том, что они являются не только социальной необходимостью, своего рода объективной закономерностью, но и оптимальным, адекватным способом решения задач, стоящих перед обществом, способом, который I выражает социальную ценность права как регулятора общественных от-s ношений. С.С. Алексеев, классифицируя правовые средства, особо подчер-^ кивает то, что они имеют различный состав и в связи с этим — различный < уровень. По составу следует различать отдельные правовые средства и их § комплексы (те или иные юридические механизмы и правовые режимы). □l С учетом сказанного в зависимости от общности и значимости правовых средств можно выделить: уровень основных элементов механизма правового регулирования в целом — юридические нормы, правоотношения, индивидуальные правоустанавливающие веления и предписания, акты правоприменительных органов и др.; уровень целостных правовых режимов, которые ö направлены на реализацию специальных задач в процессе правового регу-к лирования и состоят из блока правовых средств, обеспечивающих льготный m или ограничительный порядок в регулировании; уровень операционального оз юридического инструментария, используемого в оперативной деятельности должностных лиц, граждан (жалоба, иск, штраф и т. д.)5.

В юридической литературе встречается несколько точек зрения на терминологическую трактовку данного явления, осветить которые в одной статье не представляется возможным. Нам наиболее близка позиция А.В. Малько и К.В. Шундикова, определяющих юридические средства ° как взятую в единстве совокупность правовых установлений (инстру-° ментов) и форм правореализационной практики, с помощью которых

^ 1 См.: Шундиков К.В. Цели и средства в праве : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 1999.

2 См.: Сапун В.А. Указ. соч. С. 18.

3 См.: Алексеев С.С. Теория права. М., 1995. С. 217.

4 См.: Малько А.В. Правовые средства: вопросы теории и практики // Журнал российского права. 1998. № 8. С. 67.

5 См.: Алексеев С.С. Правовые средства: постановка проблемы, понятие и классификация // Советское государство и право. 1987. № 6. С. 16.

IZ

с

удовлетворяются интересы субъектов права и обеспечивается достижение социально полезных целей1.

Условно все юридические средства можно разделить на две категории: средства-инструменты и средства-правореализации (деяния)2. Средства-инструменты непосредственно входят в содержание правовой материи. Это юридические термины, правовые конструкции, дефиниции, сведения о должном и запрещенном поведении и т. п. Средства-правореализации выражаются в актах практической реализации установленных в законе положений и в юридически значимых поступках, действиях. В связи с этим средства-пра-вореализации подразделяются на средства-документы (иски, приговоры, заявления, распоряжения, решения и др.) и средства-деяния3 (юридически значимое действие или бездействие, например, воздержание от совершения запрещаемого деяния, выполнение возложенной обязанности, подача иска, заключение соглашения и др.).

Кроме того, юридические средства можно классифицировать на основные и вспомогательные, регулятивные и охранительные, материальные и процессуальные, однократного и многократного действия, нормативные и индивидуальные и т. д. Особую значимость имеет классификация юридических средств на правовые стимулы и правовые ограничения4, а для исследований в рамках правовой политики представляется важным деление на в средства ее формирования и средства ее реализации. §

Таким образом, средствами правовой политики являются объективно суще- о ствующие явления, предметы, технологии как правового, так и внеправового О содержания, составляющие единую совокупность (систему), обеспечивающие р формирование и реализацию правовой политики и служащие достижению S обозначенных данной политикой целей. 0

В результате исследования средств правовой политики можно сделать сле- § дующий вывод. Цель, обозначенная в самом праве, еще не предопределяет g практического достижения результата, который этой целью предусматривал- о ся. Для перехода идеальных целей правовой политики в реально существу- !< ющие состояния общественных отношений необходимо использование си- О стемы средств, причем они должны быть столь же динамичны, как и проис- т ходящие в обществе процессы, разнообразны, многоплановы. Эффективная и система средств должна обеспечиваться следующими условиями: полнотой, подкрепленностью, сочетаемостью и последовательностью применения5. Ю3

Использование юридических средств как универсального регулятора широко- -

го спектра социальных связей позволяет обеспечить наиболее цивилизованное и результативное решение поставленных обществом и государством задач.

1 См.: Малько А.В., Шундиков К.В. Цели и средства в праве и правовой политике. Саратов, ^ 1999. С. 13. Е

2 См.: Малько А.В. Основы теории правовых средств // Вестник Волжского ун-та им. В.Н. Та- S тищева. Сер.: Юриспруденция. 1998. Вып. 1. С. 138-139. а

3 См.: Теория государства и права : курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2001. С. 415.

4 См.: Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. М., 2003.

5 См.: Костенко М.А. Указ. соч.

m m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.