МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ТЕОРИИ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ
РЫБАКОВ Олег Юрьевич
Аннотация. Рассмотрены два основных подхода к пониманию сущности правовой политики. Показано, что подходы не противоречат друг другу в силу многоаспектности понятия «правовая политика». Предложено авторское понимание правовой политики. Обосновывается понимание правовой политики как научной теории и ее методологическое значение.
Annotation. Two basic approaches of the essence of legal policy comprehension are considered in the article. It is shown that the approaches do not contradict each other due to complexity of the concept of "legal policy". The author gives his own understanding of legal policy as well as the understanding of legal policy as a scientific theory and its methodological significance.
Ключевые слова: теория правовой политики, методологическое значение, естественное право, доктрина, право.
Kew words: theory of legal policy, methodological significance, natural law, doctrine, law.
Развитие теории правовой политики в современном Российском государстве осуществляется за счет эмпирических, отраслевых исследований, особенно актуальных в условиях интенсивной социальной динамики. Вместе с тем существуют объективные потребности решения практических вопросов в сфере правотворчества и правореализации, необходимость обновления правовой доктрины. Очевидно, что все эти и другие обстоятельства влияют на попытки нового методологического осмысления как самой правовой политики, так и ее роли, категориального влияния на методологию, используемую в юридических исследованиях. Продолжается поиск методологического инструментария. В настоящее время правовая политика как научный термин встраивается в следующий категориальный ряд: правовое развитие, правовая идеология, юридическая доктрина, правовая культура. Усилия исследователей направлены на выяснение связей, преемственности правовой политики с родственными феноменами и одновременно на поиск тех специфических черт, которые обеспечивают ей самостоятельный статус.
Современное понимание правовой политики, по нашему мнению, не может быть представлено в единственном изложении в силу ее многосложности и неодномерности. Предложим наше понимание правовой политики в ее четырех воплощениях.
Во-первых, правовая политика может пониматься как явление правовой реальности.
В данном случае она выступает в качестве инструмента, способа, средства решения практических и теоретических проблем, стоящих перед личностью, обществом, государством в сфере права, его развития и реализации. Политическая составляющая определяет стратегию, направленность действий ее субъектов, предполагаемые результаты и их значение.
Во-вторых, правовая политика как юридическая категория есть понятие юридической науки. Оно отражает сложившиеся соотношения между понятиями, определениями понятий, категориями юридической науки в целом. Очевидно, что термин «правовая политика» соотносится с такими понятиями, как «правотворчество», «правоприменение», «правовая культура», «правовая доктрина», «правовая концепция».
В-третьих, правовая политика как научная теория представляет форму организации и воспроизводства научного знания и систему научных принципов, категорий, идей, направленных на формирование программ правового развития. Как научная теория правовая политика включает совокупность мероприятий, научно обоснованных действий по реализации стратегических задач в области права. Стратегии реализации правовой научно обоснованной политики основаны на обобщении практического опыта и в конечном итоге предлагают рациональные пути развития и совершенствования различных элементов системы права, системы законодательства, правовой системы.
В-четвертых, правовая политика как деятельность понимается следующим образом: это основанная на ценностях, идеалах естественного права и достижениях современной науки и реализуемая в целях охраны прав и свобод личности деятельность, которой присущ публичный, динамичный, прогнозируемый характер. Уточним, что это вид деятельности, который реализуется в сфере права с использованием юридических методов и средств органами государственной власти федерального и регионального уровней, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, направленный на сохранение и достижение правовых ценностей. В данном случае необходимо отметить, что формирование и реализация правовой политики возможны только в условиях официального юридического и фактического признания со стороны государства естественного права, его идеалов и ценностей. Таким признанием государство соглашается подчинить позитивное право праву естественному. В силу этого система законодательства, правовая система в целом обретают ценностные основания и критерии функционирования. Определяются и устанавливаются юридические границы взаимодействия человека и государства. Охрана и гарантии прав и свобод личности, ее достоинство и уважение суть идеал и главный критерий воспроизводства права в виде нормативных правовых актов.
Все четыре определения правовой политики лишь подчеркивают многозначность данного феномена и устраняют необоснованные споры о различных по существу ее проявлениях.
Актуализация методологического потенциала правовой политики связана с пониманием ее как научной теории. В целом сложились два основных направления ее изучения, предполагающих различные методологические интерпретации исследователей. Обозначим их как теоретико-идеологический (доктриналь-ный) и праксеологический (деятельностно-прак-тический) подходы.
Теоретико-идеологический подход акцентирует внимание исследователей на идейно-доктринальном уровне правовой политики. Одним из наиболее характерных для него является определение правовой политики, выдвинутое А.В. Поляковым: «Правовая политика (политика права) - это совокупность представлений о том, какими путями и средствами можно воздействовать на правовую ситуацию
в обществе»1. Совокупность представлений основывается на определенном мировоззрении, идеологических установках, теоретических положениях, отражающих аксиологическую конструкцию феномена правовой политики, чаще всего актуальных в конкретный исторический период.
Как отмечает К.В. Шундиков, в научном мире сложилось понимание правовой политики как идейной абстракции, понятия, отражающего, главным образом, должное состояние правовой формы, ее идеальную модель2. В этой связи правовая политика является исторически сложившейся формой организации правового развития общества, благодаря которой достигается последовательность формулирования идеологически ангажированных целей, поиска средств, их применения и оценки достигнутого результата.
В целом в рамках идеологического направления правовая политика выступает как определение концептуальных основ развития права. Эвристический потенциал данного подхода определяется характером объективации правовой политики: исследователю она доступна главным образом через формулирование целей, принципов, понятий, используемых в нормативных правовых актах.
Праксеологический (деятельностный) подход акцентирует внимание на характеристике правовой политики как феномена, значимого для субъектов правотворчества и правореали-зации, и предполагает ее осуществление в правовой жизни, отражение в принципах и целях законодательства. С этой точки зрения правовая политика предстает как совокупность мер, направленных на решение конкретных задач в правовом пространстве. Подобной точки зрения придерживается А.В. Малько, предлагающий понимать под правовой политикой «научно обоснованную, последовательную и системную деятельность государственных органов и институтов гражданского общества по созданию эффективного механизма правового регулирования по цивилизованному использованию юридических средств» в достижении
1 Поляков А.В. Введение в общую теорию государства и права : курс лекций. СПб. : Юриспруденция, 2000. URL : http://lawdiss.org.ua/books/107.doc.html#_ftn2
2 Шундиков К.В. О некоторых проблемах формирования, развития и реализации концепции правовой политики // Правовая политика: от концепции к реальности / под ред. Н.И. Мату-зова, А.В. Малько. М. : Юрист, 2004. C. 27.
заданных целей3. Данное понимание правовой политики представлено широким кругом исследователей. Однако отметим, что теоретико-идеологический (доктринальный) и праксеоло-гический (деятельностно-практический) подходы не противоречат друг другу. Их методологическое назначение состоит в обеспечении доступности исследовательскому анализу избранного аспекта объекта изучения и объясняется внутренними потребностями развития научного знания. Более того, в существующей научной литературе не редкостью являются определения правовой политики, объединяющие элементы обоих подходов. Например, В.С. Нерсесянц определяет правовую политику как государственную политику в области развития права (внутреннего и международного), стратегию и тактику правового пути развития общества, государства, страны; систему идей, принципов, норм, форм и процедур признания, осуществления и развития начал и требований господства права в общественной и государственной жизни4. В этом определении фиксируется специфическая деятельность государства в правовой сфере, опирающаяся на определенную систему правовых идей.
Н.И. Матузов строит, как нам представляется, совершенно обоснованно, свою дефиницию правовой политики через указание на ее значение и реализацию в сфере права и с его помощью: «Правовая политика - это комплекс целей, мер, задач, программ, установок, реализуемых в сфере действия права и посредством права»5. Здесь отсутствует отождествление правовой политики и деятельности, но предполагается, что цели, задачи и т. д. реализуются, т. е. деятельностно воплощаются обязательно в сфере права и посредством его.
Сложившиеся подходы не являются исчерпывающими. Они не отменяют потребности в новых методологических разработках. Во-первых, в силу неизбежности общественных изменений, прогресса, совершенствования права и государственных форм организации жизни людей, неизбежно влекущих усложне-
3 Малько А.В. Теория правовой политики : моногр. М., 2012. С. 29.
4 См.: Нерсесянц В.С. Правовая политика Российской Федерации: основные направления и задачи // Правовая политика и пути совершенствования правотворческой деятельности в Российской Федерации / Г.И. Муромцев, В.С. Нерсесянц, Е. А. Лукаше-ва [и др.] ; отв. ред. Н.С. Соколова. М. : Изд-во РУДН, 2006. С. 69.
5 Матузов Н.И. Понятие и основные приоритеты россий-
ской правовой политики // Правоведение. 1997. № 4. С. 8.
ние общественных отношений, урегулированных в определенных случаях правом, будут изменяться оба базовых компонента правовой политики. Появятся новые идеи, учения, концепции, теории на фоне общего усложнения социальной структуры, специализации и дифференциации социальной деятельности. Соответственно, необходимо учитывать общий контекст социального, в том числе правового, развития, его возможные трансформации. Во-вторых, теория правовой политики на определенном уровне своего развития должна выработать целостную отражающую изучаемое явление картину, в которой адекватно будет показано его зарождение, развитие, современное состояние и главное - содержать прогнозирование в развитии права и оценки возможных путей его развития. Иными словами, в ней должен быть представлен как диахронический, так и синхронический уровень теоретического обобщения.
Мы предлагаем новый методологический подход к исследованию правовой политики, отвечающий обозначенным требованиям.
Сложность формирования такого подхода во многом связана с многообразием исторических форм, типов и видов правовой политики. Их изучение невозможно без привлечения достижений в области общей теории права, истории политических и правовых учений, истории государства и права России и зарубежных стран в силу необходимости проведения сравнительно-правового анализа, методологии правовых исследований. Сама теория правовой политики предложена в рамках общей теории права, но в каждом конкретном случае анализа той или иной формы или вида правовой политики необходимо поднимать вопрос о его хронологических и пространственных рамках. Пространственные границы, как правило, определяются развитием национальной правовой системы. Можно вести речь о межнациональном пространстве права, в связи с чем активно развивается сравнительное правоведение.
Вопрос о хронологических границах более сложный. Историко-правовые исследования правовой политики, проводившиеся в последнее время, обнаружили неоднозначность ее темпоральных границ6. Историко-правовой
6 Правовая политика как научная теория в историко-правовых исследованиях / под ред. О.Ю. Рыбакова. М. : Статут, 2011. С. 8.
ракурс исследования необходим и в подходе к определению правовой политики. Без сравнения правовой политики разных эпох и народов, без соотнесения ее с процессом развития государственности с учетом характера и специфики различных исторических периодов сложно уловить ее сущность. Ретроспективный анализ правовой политики демонстрирует ее универсальность, системность, детерминированность факторами экономики, нравственности, зависимость от идеологии, характера избранных форм правления и политических режимов. В то же время сама правовая политика влияет на изменения в содержании идеологических постулатов, на экономические процессы, происходящие в конкретных обществах и государствах. Могут различаться виды, формы, средства и даже цели правовой политики в зависимости от общей политики государства и принципов его развития.
В любом случае правовая политика направлена на совершенствование системы права и правовой системы и характерна для любого
государства. Собственно правовая политика возможна в тех социумах, где официально, фактически и юридически государством признано естественное право, а значит, существует задача подчинить позитивное право естественному праву, согласовать одно с другим. Иначе говоря, эталоном развития права является реализация и защита естественных прав. Процесс признания естественного права государствами начинается с периода буржуазных революций. В современном мире, где подавляющее большинство стран признают естественные права, понятия права и правовой политики чаще всего совпадают по содержанию и объему.
Таким образом, использование эвристического методологического потенциала теории правовой политики представляется актуальным и обоснованным. Предлагаемый подход носит междисциплинарный характер, и, возможно, будет служить трансформации теории правовой политики в методологическую платформу отраслевых исследований.
Библиографический список
1. Малько, А.В. Теория правовой политики : моногр. - М., 2012.
2. Матузов, Н.И. Понятие и основные приоритеты российской правовой политики // Правоведение. - 1997. - № 4.
3. Нерсесянц, В.С. Правовая политика Российской Федерации: основные направления и задачи // Правовая политика и пути совершенствования правотворческой деятельности в Российской Федерации / Г.И. Муромцев, В.С. Нерсесянц, Е. А. Лукашева [и др.] ; отв. ред. Н.С. Соколова. -М. : Изд-во РУДН, 2006.
4. Поляков, А.В. Введение в общую теорию государства и права : курс лекций [Электронный ресурс]. - СПб. : Юриспруденция, 2000. - Режим доступа : http://lawdiss.org.ua/books/107.doc. Мш1#_йи2
5. Правовая политика как научная теория в историко-правовых исследованиях / под ред. О.Ю. Рыбакова. - М. : Статут, 2011.
6. Шундиков, К.В. О некоторых проблемах формирования, развития и реализации концепции правовой политики // Правовая политика: от концепции к реальности / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. - М. : Юрист, 2004.