-\
68
Политическая культура и идеологии
А.Г. Масалов
Гуманитарные технологии
формирования гражданственности и патриотизма
современной российской молодежи
В статье рассматриваются теоретико-методологические основы гуманитарных технологий формирования гражданственности и патриотизма российской молодежи. Представлены методы пропаганды и агитации, особое внимание уделено использованию Интернета и социальных сетей. По мнению автора, гуманитарные технологии оптимально сочетают рациональные и иррациональные эмоциональные компоненты образовательно-воспитательного процесса. Главными проблемами автор считает недостаточную включенность молодых людей в систему общественных отношений, отсутствие знаний об исторических событиях и навыков объективного анализа процессов, происходящих в обществе, отсутствие устойчивых ценностных ориентаций и оценочных суждений.
Ключевые слова: гуманитарные технологии, гражданственность, патриотизм, образовательно-воспитательный процесс.
Гражданственность и патриотизм граждан (подданных) являются интегративными духовно-деятельностными компонентами структуры личности, определяющими ее социально-политическую позицию, нормативно-ценностную ориентацию сознания и деятельности. Гражданственность и патриотизм имеют психоэмоциональную природу, порождают взаимовыгодные отношения целого (общества, государства) и его частей (индивидуумов и социальных групп), ориентированы на получение пользы от сотрудничества людей в составе общества, государства. Очевидно, эмпирически определяемое благополучие членов общества, успехи их социально-политической, экономической, социокультурной жизни, удовлетворение интересов большей части граждан (подданных) формируют реальные предпосылки для генерирования
в индивидуальном, групповом и общественном сознании таких психоэмоциональных реакций, которые являются компонентами гражданственности и патриотизма [7-9]). Они проявляются в любви к Отчеству, готовности к верному служению интересам общества и государства, защите общих интересов и благополучия сограждан.
На субъективный характер оценочных суждений о компонентах гражданственности и патриотизма, их критериев большое влияние оказывают доминирующие в обществе идейно-политические, религиозные и иные культурно-исторические факторы. Например, во времена Французской революции 1789-1799 гг. противодействующие стороны в зависимости от их идейно-политической ориентации называли патриотами либо республиканцев, либо монархистов.
Одноименное обозначение термином «патриотизм» альтернативных политических взглядов и действий всегда вызывало дебаты в обществе. Так, в 1770-х гг. в высших кругах Великобритании проявлением патриотизма считалась критика короля Георга III. Против таких критериев патриотизма выступал известный писатель Сэмюэл Джонсон. Он называл таких патриотов «фальшивыми» и указывал, что «патриотизм того, кто демонстрирует взволнованность недостоверными вещами, справедливо вызывает сомнения» [13]. Противоположностью им, по мнению Джонсона, являются истинные патриоты, о которых он восторженно писал в 1774 г.: «Патриот - это тот, кто в своем общественном поведении руководствуется только одним мотивом - любовью к своей стране; это тот, кто как парламентарий не оставляет для себя ни надежды, ни страха, ни доброты, ни обиды, а отдает всего себя общественному благу» [Там же].
Как видим, Джонсон оценивал чувство патриотизма по поступкам и призывал критически относиться к «фальшивым патриотам», которые красивыми фразами прикрывают свои истинные интересы, именно о них он писал: «патриотизм - последнее прибежище негодяев» [Там же]. Игнорируя истинный смысл высказываний Джонсона, недобросовестные демагоги вырывают из контекста дискуссии 250-летней давности его афоризм, применяют его в качестве довода о порочности патриотизма и необходимости отказа от гражданско-патриотического воспитания.
В конце советского - начале постсоветского периода отечественная система гражданско-патриотического воспитания граждан была разрушена усилиями неолиберальных и иных идеологов, опорочивших советские критерии гражданственности и патриотизма за их коммунистическую идеологическую обоснованность. Вследствие этого, в общественном сознании стали стихийно формироваться неоднородные модели гражданственности и патриотизма, а в механизме гражданско-патриотического воспитания причудливо смешались элементы моделей
d о 2
^ -О
с 5
российско-имперского, советского, раннего постсоветского неолиберального, национал-социалистического, теократического и иных типов. При этом некоторые деятели продолжают доказывать социальную опасность таких человеческих качеств, как гражданственность и патриотизм.
Так, председатель Исламского комитета России Г. Джемаль настойчиво твердит о том, что «патриотизм - это оперативное оружие политического язычества, псевдорелигиозное политическое чувство, которое всегда направлено против Ислама» [4]. Но не для всех мусульман приемлемы доводы теории Джемаля о том, что «ислам - религия кочевой цивилизации» [Там же], ибо, например, историко-культурные факторы жизнедеятельности народов Северокавказского макрорегиона, исповедующих ислам, неразрывно связаны с такими показателями оседлости, как тейповые (родовые) горы, долины рек, урочища, башни, компактно проживающие территориальные сообщества с сильными кровнородственными и кунакскими связями. Заботливое отношение к ним признается одним из важнейших качеств добропорядочного человека, одной из главных благодатей. Поэтому во многих мусульманских общинах методами народной педагогики активно ведется работа по формированию патриотических чувств у верующих [15; 18].
Ярким массовым проявлением патриотизма граждан России, независимо от их национальности и вероисповедания, стали торжества, посвященные 70-летию Победы народов СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Акции гражданско-патриотического характера консолидируют граждан России. Сегодня они стали важным фактором противодействия идеологам непризнанного Исламского государства (ИГ) и иных экстремистских организаций, пытающихся использовать отдельные элементы исламского вероучения для противодействия гра-жданско-патриотическому воспитанию граждан России, оправдания террора и кровопролитной войны ИГ за нефтегазодобывающие районы Сирии, Ирака, Ливии. Поэтому по заказу идеологов экстремизма материалы, порочащие патриотизм, распространяются не только среди правоверных мусульман, но и среди православных христиан, иудеев, верующих других конфессий, которых вербовщики призывают к вероотступничеству и вступлению в экстремистские организации [1].
Современные технологии стигматизации чувств гражданственности и патриотизма разнообразны, отличаются изощренностью, применением нейролингвистических и иных интенсивных методов «промывания мозгов», подмены традиционных культурных ценностей мишурой словоблудия, использования красивых цитат, выхваченных из контекста выступлений авторитетных людей.
Особенно активно в современных условиях используются гуманитарные технологии. Они учитывают взаимозависимость всех компонентов жизнедеятельности человека, т. к. на поведение человека большое
влияние оказывает его психоэмоциональное состояние, которое, в свою очередь, зависит от ценностно-ориентирующих установок, культуры человека, его интеллекта и духовности.
Гуманитарные технологии включают методы пропаганды и агитации. Под пропагандой (от лат. propaganda - подлежащее распространению) понимается популяризация и распространение в обществе политических, философских, религиозных, научных, художественных или иных идей посредством устной речи, средств массовой информации, визуальных или иных методов воздействия на общественное сознание [17]. Пропаганда представляет собой процесс передачи пропагандистом (субъектом пропаганды) конкретных идеологических установок индивидам, группам или обществу в целом (объекту пропаганды) с целью формирования в сознании объекта желаемых для субъекта ценностей и целевых ориентаций (предмет пропаганды), доминирующих в мировоззрении объекта и оказывающих управляющее воздействие на его поведение. Т.к. объект и предмет пропаганды могут изменяться, то в соответствии с ними субъект должен корректировать, конкретизировать, адаптировать к изменениям цели, задачи и методы пропагандистской работы.
Технологии пропаганды создают систему устойчивых связей-отношений пропагандиста (субъекта) и объекта посредством регулярного общения, в ходе которого субъект передает объекту не только информацию, но и формирует в его сознании устойчивые образы, заданные стереотипы поведения.
Пропагандистские технологии предусматривают активное использование агитации (от лат. agitatio - приведение в движение, побуждение к чему-либо), под которой понимается распространение информации, способной активизировать сознание, воздействовать на общественную активность масс с помощью устных выступлений, средств массовой информации [12]. В агитации применяются методы психоэмоционального стимулирования и мотивации деятельности по осуществлению пропагандируемых идей и совершению конкретных действий, способных удовлетворять возбужденные эмоции. В связи с тем, что постепенно доминирующее воздействие эмоций на поведение человека снижается, в агитации используют методы, вызывающие желание человека незамедлительно реагировать на эмоции индивидуальными или коллективными действиями, предлагаемыми агитатором. Регулярное психоэмоциональное воздействие агитаторов на сознание и поведение человека формирует у него устойчивые модели реакций, указанных агитатором. При систематизации агитационной работы она становится неотъемлемым компонентом пропагандистских технологий.
По указанным причинам гуманитарные технологии предполагают, что в пропагандистское и агитационное сообщение включается информация, содержащая эмоциональную оценку конкретных социальных явлений
d о 2
с 5
и процессов. Форма выражения оценки может быть различной: от внешне нейтральной, но регулярно повторяемой акцентированной констатации фактов до эмоционального лозунга, призыва к немедленному действию. Для этого гуманитарные технологии используют методы психоэмоционального воздействия пропагандиста на сознание объекта с использованием специальных психолингвистических и психосемантических методов, а базовые методики адаптируются к конкретным условиям проведения образовательно-воспитательных мероприятий, структуре объекта, состоянию его психики, двигательной активности.
В пропагандистской работе субъект должен учитывать психологическое состояние объекта, его ответные реакции, мотивы общения. Об этом он может судить по жестам, мимике и иным формам поведения объекта. При обнаружении пропагандистом негативных реакций со стороны объекта на осуществляемые технологии субъекту необходимо оперативно определять причины этого, корректировать методы и методики пропаганды.
Широкое распространение в общественной практике компьютерных информационно-коммуникативных технологий заставило организаторов гражданско-патриотического образования и воспитания разрабатывать и использовать их. Как известно, органы государственной власти Украины тратят огромные средства на реализацию программ «кибервойн» против России, Республики Крым, самопровозглашенных республик Донбасса.
Скрытое идейно-мобилизующее значение приобрели и ставшие популярными среди молодежи развлечения, называемые флешмобами (от англ. flash mob, где flash - вспышка; миг, мгновение; mob - толпа). Они представляют собой заранее спланированную массовую акцию, в которой большая группа людей собирается в определенном организаторами общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия (сценарий), после чего быстро расходится. Оповещение участников флешмоба осуществляется, как правило, посредством связи через социальные сети по лавинообразному принципу.
Флешмобы стали эффективным средством быстрой мобилизации обособленных пользователей компьютеров на однотипные синхронные действия. В отличие от рядовых участников, непосвященных в истинные цели акции, организаторы флешмоба целенаправленно готовятся к ее использованию для реализации какой-то конкретной цели, известной только им. Технологии флешмоба доказали свою мобилизационную эффективность на киевском майдане осенью 2013 г. и на акциях общественных беспорядков, проведенных в нашей стране спортивными фанатами и оппозиционерами.
Компьютерные сети создают активное информационное пространство, которое может заполнять любая информация, включая информацию, оказывающую воздействие на сознание, эмоции, поведение пользователей. Поэтому они заслуживают адекватного внимания со стороны
технологов, специализирующихся на использовании компьютерных коммуникаций для целей гражданско-патриотического образования и воспитания граждан, а также со стороны специальных правоохранительных органов, работающих в сфере электронных коммуникационных сетей.
Особенную значимость эта работа приобретает в связи с массированными атаками технологов ИГ в интернет-сетях, где одновременно взаимозависимо работают не менее 40 ссылок на ресурсы с фотографиями и видеороликами, призывающими молодежь в ИГ. Кроме того, вербовочные материалы через приложения УШег и WhatsApp массово рассылаются на тысячи мобильных телефонов. Такие рассылки особенно часто получают молодые люди, исповедующие ислам [5].
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» МВД России за 2014 г. заблокировало 406 интернет-ресурсов, мотивирующих межнациональную и межконфессиональную рознь, вербующих молодежь в экстремистские организации. Предупреждено 345 фактов экстремистской деятельности с применением интернет-ресурсов, к административной ответственности привлечено 401 лицо, к уголовной - 258. За деятельность, содержащую признаки экстремизма (было расследовано 874 дел), 833 лица стали фигурантами уголовных дел [3]. Но, к сожалению, противодействие сторонникам экстремистских организаций в сети Интернет остается недостаточно эффективным. Это обусловлено и тем, что среди разработчиков электронных ресурсов много программистов, психологов и других специалистов по массовым коммуникациям, которые по идеологическим и материальным соображениям работают на экстремистские организации.
Агитационно-пропагандистская, вербовочная деятельность экстремистов социально опасна не только тем, что к октябрю 2015 г. более 2,7 тыс. молодых россиян оказались участниками войны ИГ против остального мира [2; 3], но и распространением среди российской молодежи радикально-экстремистских идей жестокой межконфессиональной борьбы. Несмотря на то, что правоохранительные органы уже возбудили 477 уголовных дел в отношении эмиссаров ИГ, значительная часть вернувшихся с войны на Ближнем Востоке россиян «оседает» на Северном Кавказе, внедряется в экстремистские организации и другие оппозиционные общественные объединения, занимает в них лидирующие позиции. В июне 2015 г. присягу лидеру ИГ Абу Бакру аль-Багдади принесли члены запрещенной в России организации «Имарат Кавказ», в т. ч. все боевики экстремистских организаций, созданных в Дагестане, Чечне, Ингушетии, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии [2].
Технологии вербовки молодежи в ИГ, прежде всего, направлены на молодых людей, проводящих много времени в сети Интернет,
2
^ -О
с 5
находящихся в трудных жизненных ситуациях, одиноких [5]. При виртуальной работе с молодежью широко используют психолингвистические технологии «промывания мозгов» и внедрения в мировоззрение молодых людей экстремистских ценностей, оформленных с применением религиозной, националистической или иной «благообразной» риторики.
Для установления постоянных контактов с молодыми пользователями Интернета и поддержания с ними доверительных дружеских отношений выявляются личные проблемы молодых людей и предлагаются варианты их решения посредством приобщения к «истинной вере» и совместной борьбы с «неверными» в ИГ, уничтожения коррумпированных чиновников, работников силовых структур. Вербовщики искусно используют и такое качество молодежи, как стремление к получению адреналина при участии в экстремальных военных действиях. На этот «крючок» часто попадаются пользователи Интернета, чрезмерно увлеченные аркадными играми. В контактах с одинокими девушками, как правило, разыгрываются сценарии виртуального ухаживания и сватовства с предложением переезда на территорию ИГ для воссоединения с «любимым» и создания семьи [1; 5].
Вместе с тем, консолидации общества и укреплению правопорядка способствуют такие качества граждан, как любовь к отчизне и готовность защищать ее, называемые патриотизмом. Патриотизм, имеющий психоэмоциональную природу, своеобразно формируется в разных сообществах с использованием учебно-воспитательных и агитационно-пропагандистских методов под влиянием политических идеологий, национально-культурных традиций, духовно-нравственных и иных факторов. Подчеркивая большое значение гражданственности и патриотизма россиян для консолидации общества, А.И. Солженицын писал: «Патриотизм - это цельное и настойчивое чувство любви к своей родине, с готовностью жертвовать ей, делить невзгоды, но со служением не угодливым, не поддержкою несправедливых притязаний, а откровенным в оценке ее пороков, грехов и в раскаянии за них... И как не может сохраниться общество, где не усвоена ответственность гражданская, так и не существовать стране, особенно многонациональной, где потеряна ответственность общегосударственная» [16].
Для придания процессу формирования гражданственности и патриотизма целенаправленной организованности требуется обновление российской системы гражданско-патриотического образования и воспитания, ибо эксперименты по полному замещению досоветской и советской систем организации такой работы в раннем постсоветском периоде принципиально отличающейся неолиберальной моделью оказались неудачными, привели к образованию современной переходной
модели, не ставшей достойной преемницей лучших многовековых традиций воспитательно-мировоззренческой работы в нашей стране. Признание недостатков такой переходной модели для современных условий активизации антироссийских выступлений зарубежных «партнеров», роста национального и религиозного самосознания народов Российской Федерации вызвало необходимость обращения президента России к Федеральному Собранию РФ и всему обществу с призывом об улучшении гражданско-патриотического воспитания россиян [11], а в июле 2014 г. В.В. Путин, отметив своевременность инициативы по созданию правовых основ противодействия нацистской идеологии, поручил Минобрнауки России ускорить разработку приоритетов молодежной политики и подумать над повышением качества реализации госпрограммы патриотического воспитания [14].
Поручения президента России конкретным министерствам, ведомствам и другим исполнителям придали новые импульсы работе по обновлению российской системы гражданско-патриотического образования и воспитания граждан России, заставили ученых и практиков совершенствовать традиционные методы образовательно-воспитательной деятельности, разрабатывать и вносить в социальную практику новые технологии, учитывающие изменения информационно-коммуникационного пространства, растущее влияние Интернета и социальных коммуникационных сетей на мировоззрение граждан, их психологическое состояние и общественно значимое поведение. Поэтому в проекте Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [14], ставшей обновленным вариантом ранее принятых государственных программ патриотического воспитания, указывается на необходимость сохранения непрерывности процесса формирования патриотического сознания россиян посредством внедрения в практику инновационных технологий воспитания патриотизма в современных условиях, а в целях регламентации взаимодействия институтов государственной власти и гражданского общества предполагается составить Стратегию патриотического воспитания граждан Российской Федерации до 2030 г., разрабатывать новые технологии гражданско-патриотического образования и воспитания, широко внедрять их в учебно-воспитательные процессы, проводить экспертизы гуманитарных и воспитательных программ с целью выявления особенностей формирования патриотических чувств у детей, юношества и других категорий граждан Российской Федерации.
Гуманитарные технологии, применяемые в учебно-воспитательной работе, используют методы и методики мобилизации рациональных и эмоциональных компонентов сознания, усиливающих восприятие информации, выделяющих в ней наиболее важные моменты, способные
2
^ -о
с 5
служить своеобразными «опорными сигналами», символами образного мышления, закреплять в памяти необходимые знания, умения, навыки.
Элементы гуманитарных технологий сознательно применяются средствами массовой информации. Так, телевидение сопровождает дикторские тексты демонстрацией видеоматериалов с мест событий в той форме, которая соответствует целям возбуждения у зрителей рефлексий, необходимых владельцам телерадиокомпаний.
При разработке гуманитарных технологий, ориентированных на цели гражданско-патриотического образования и воспитания, создаются компоненты патриотизма. Они проявляются в гордости за свою страну и героические поступки соотечественников, в осознании сопричастности с успехами и неудачами своего народа.
Значение личностных качеств человека усиливается в идентификационных процессах, когда определяется степень близости человека с сообществом, к которому он принадлежит, хотел бы быть причисленным или наоборот, не хотел бы иметь с ним ничего общего. Идентификационные признаки имеют конкретные, как правило, эмпирически определяемые признаки, которые утверждаются в нормативно-правовой форме органами государственной власти (например, гражданство), в форме национально-культурных традиций, обрядов, ритуалов (например, национальная принадлежность демонстрируется знанием языка, соблюдением традиций в поведении, одежде и т.д.). А для самоидентификации индивида никакие внешние признаки не нужны, ибо ее основой служат личные чувства, самосознание человека. Но самоидентификация нуждается в общественном признании социального статуса человека, что затрудняет идентификационные процессы.
Понимание сущности идентификационных процессов заставляет организаторов гражданско-патриотического образовательно-воспитательного процесса составлять нормативную модель личности, имеющую наглядные, эмпирически выражаемые критерии гражданственности и патриотизма в том понимании, которое считают приемлемым политические элиты и общественность, а не только сам человек. В идеале нормативная модель личности должна обладать способностями полной качественной реализации своих гражданских прав и обязанностей, изучать историю и состояние современной социально-политической обстановки, активно участвовать в общественных делах, защите интересов государства.
В гуманитарных технологиях формирования гражданственности и патриотизма молодежи особое внимание обращается на недостаточную включенность молодых людей в систему общественных отношений, отсутствие личных знаний об исторических событиях прошлого и отсутствие навыков объективного анализа реальных социально-политических, экономических, социокультурных и иных процессов,
происходящих в обществе, отсутствие устойчивых ценностных ориен-таций и оценочных суждений. Вследствие этого, гуманитарные технологии гражданско-патриотического образования и воспитания имеют двойственный характер, ориентируются на образовательные и воспитательные цели. Их специфика определяется, прежде всего, природой и содержанием образовательного процесса, обеспечивающего передачу и закрепление в индивидуальном, групповом и общественном сознании знаний, умений и навыков, накопленных человечеством за предыдущие периоды времени и отбираемых, закрепляемых практикой их применения. В таком значении термин «образование» отождествляется с широкой трактовкой термина «воспитание». Но в узком социально-политическом смысле под воспитанием понимается целенаправленно организованный процесс воздействия социальных институтов (семьи, культуры, образования и т.д.) на человека, обеспечивающий формирование у него заданных организаторами личностных качеств, определенного объема знаний, умений и навыков их практического применения, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, необходимых для жизни в обществе в качестве его активного полноправного члена.
Таким образом, формирование у членов общества гражданственности и патриотизма представляется целенаправленно организованным образовательно-воспитательным процессом воздействия социальных институтов на человека, социальную группу и все общество, ориентированным на выработку у людей личностных качеств, соответствующих идеализированным представлениям о гражданах, их общественно-полезной деятельности для сохранения и развития государства, общества. Следовательно, цели гражданско-патриотического образования и воспитания - ожидаемые государством и обществом изменения личности, осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий, обеспечивающих у граждан формирование культурно-исторических, социально-политических, психолого-педагогических, духовно-нравственных, военно-технических и физических компонентов модели гражданственности и патриотизма.
За последние годы разработаны многочисленные методические пособия по организации гражданско-патриотического образования и воспитанию граждан России [6; 10], в которых представлены традиционные и новые технологии организации гражданско-патриотического образования и воспитания, но не обобщался опыт разработки и реализации гуманитарных технологий, отличие которых состоит в том, что они оптимально сочетают рациональные и иррациональные эмоциональные компоненты образовательно-воспитательного процесса, целью
2
^ -о
с 5
которого является формирование у молодых людей знаний, умений, навыков, желаний следовать полученным установкам, нормативно-ценностным ориентирам.
С позиции методологии показателем эффективности образовательно-воспитательных технологий гражданско-патриотического образования и воспитания граждан является разница контролируемых показателей состояния и деятельности объекта до и после применения субъектом в отношении него целенаправленных образовательно-воспитательных методов и методик.
Примитивно-простыми показателями активности образовательно-воспитательной работы может служить количество лекций и бесед по гражданско-патриотической тематике, количественный и качественный состав их участников, слушателей. Но такие показатели не могут характеризовать эффективность проведенной работы.
Более сложными критериями оценки работы являются количество радио- и телепередач, публикаций в средствах массовой информации по гражданско-патриотической тематике, сокращение количества молодежи, уклоняющейся от призыва на службу в Вооруженные Силы РФ.
Об эффективности методов изложения материалов, актуальности рассмотренных в них тем, заинтересованности аудитории в их обсуждении судят по составу слушателей, письмам-отзывам, результатам специализированных социологических исследований.
Большое значение для активизации и повышения качества граждан-ско-патриотического образовательно-воспитательного процесса имеет применение проектно ориентированных технологий, предусматривающих создание правовых, социально-экономических и организационных условий для патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи и иных социальных групп, приобщения их творческого потенциала к решению общественно значимых проблем. В прошлые годы разрабатывались государственные программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20062010 годы», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» и региональные программы патриотического воспитания молодежи и иных групп населения России. Такие программы приняты в Москве, Санкт-Петербурге, Новгородской области, других регионах. Среди целевых программ и проектов можно выделить проект Минкультуры России «Дороги Победы»; VII Фестиваль «Юные таланты Отчизны», в котором участвовало около 15 тыс. учащихся суворовских училищ, кадетских корпусов и школ, казачьих корпусов и классов из 50 регионов Российской Федерации; Всероссийский конкурс патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!»;
молодежный конвент «Герои нашего времени»; федеральные проекты «Моя гордость - Россия» и «Наша Общая Победа», в рамках которого молодежь сделала видеозаписи интервью с более 20 тыс. ветеранов, и др.
Результативность государственной программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг. предполагается измерять степенью готовности и стремлением граждан Российской Федерации к выполнению своего общественного долга во всем многообразии форм его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания Отечества, и определять по динамике роста патриотизма и интернационализма в стране, обеспечения на ее основе благоприятных условий для духовного и культурного подъема в обществе, укрепления экономической стабильности государства и обороноспособности страны, повышение международного авторитета России. По замыслу разработчиков программы, о ее результатах можно судить по 18 количественным показателям, которые, однако, не позволяют оценивать такие личностные качества, как гражданственность и патриотизм [15]. Следовательно, разработка показателей эффективности образовательно -воспитательных технологий гражданско-патриотического воспитания молодежи и других социальных групп жителей России должна продолжаться.
Формирование гражданственности и патриотизма является актуальной общественно значимой проблемой. Для ее реализации представляется необходимым не только выявлять совокупность указанных критериев в их современном понимании, но и целенаправленно организовать образовательно-воспитательный процесс, направленный на выработку у людей гражданственности и патриотизма.
Гуманитарные технологии, использующие методы и методики мобилизации рациональных и эмоциональных компонентов сознания, способны значительно усиливать восприятие информации, закреплять в памяти необходимые знания, умения, навыки. Опыт их применения доказывает необходимость обязательной адаптации базовых технологий для конкретных коллективов слушателей, а также для разработки новых гуманитарных технологий гражданско-патриотического образования и воспитания граждан России с учетом изменяющихся материально-технических возможностей и потребностей идеологического противодействия враждебным проявлениям в сфере гуманитарного образования и воспитания.
Современные социально-политические запросы в совершенствовании гражданско-патриотического образования и воспитания граждан актуализировали потребности в подготовке в системе высшего профессионального и послевузовского образования высококвалифицированных
2
^ -О
J
гз а. >. i-.о
□с
кадров педагогов-воспитателей, специалистов по работе с молодежью, политологов для эффективного формирования гражданственности и патриотизма у молодежи и других категорий российских граждан.
Очевидно, в учебных программах образовательных организаций всех уровней должны увеличиваться объемы преподавания учебных дисциплин гуманитарной направленности, особенно политологии, истории, социальной философии и социологии.
Библиографический список
1. Амирова Р. Как и почему россиян успешно вербуют в ИГИЛ. URL: http:// sobesednik.ru/politika/20150617-kak-i-pochemu-rossiyan-uspeshno-verbuyut-v-igil (дата обращения: 10.09.2015).
2. Глава МВД назвал число воюющих на стороне ИГ россиян. URL: https:// news.mail.ru/politics/23340837/?frommail=1 (дата обращения: 12.09.2015).
3. Государственная программа РФ «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности». Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы за 2014 год // Официальный сайт МВД РФ. URL: https://mvd.ru/Deljatelnost/gosprogram/Gosprogramma/ Otchet_ o_hode_realizacii_Programmi_za_20 (дата обращения: 27.04.2015).
4. Джемаль Г. Ислам и патриотизм. URL: http://www/youtube.com/watch?v=K 3aKIGu3rTi (дата обращения: 11.09.2015).
5. Дорошев В. Как вступить в ИГИЛ: поэтапная вербовка. URL: http://wordyou. ru/igil/igil-i-mirovoe-soobshhestvo/kak-vstupit-v-igil (дата обращения: 10.10.2015).
6. Основные направления деятельности государственных институтов по патриотическому воспитанию граждан: теория и практика: Методическое пособие / Леванова Е.А., Серякова С.Б., Пушкарева Т.В., Лисецкая Е.В. М., 2011.
7. Масалов А. Г. Правовые и социально-политические аспекты противодействия деятельности экстремистских организаций на Северном Кавказе // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «История и политология». 2011. № 2. С. 5-10.
8. Масалов А.Г. Противодействие государства и общества экстремистским организациям: правовые и социально-политические аспекты // Народы Кавказа в пространстве российской цивилизации: Материалы Всероссийской научной конференции (13-15 сентября 2011 г., Ростов-на-Дону) / Отв. ред. акад. Г.Г. Матишов. Ростов-н/Д., 2011. С. 53-58.
9. Масалов А.Г. Гражданственность и патриотизм: теоретико-методологические основы исследования и формы проявления в современных условиях // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «История и политология». 2015. № 3. С. 73-86.
10. Новые методы подготовки кадров для организации и проведения воспитательной работы по развитию патриотизма с использованием компьютерных технологий в воинских коллективах, учреждениях образования и культуры: Методическое пособие. М., 2011.