ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ^^ЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙ^^
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Г.В. Агапова, зам. начальника Главного управления образования администрации Воронежской области
Статья освещает современное состояние, проблемы и особенности работы по организации системного подхода к реализации процесса патриотического воспитания на территории Воронежской области, содержит рекомендации по внедрению в практику разработанной автором концептуальной модели патриотического воспитания. Раскрывает подходы к оптимизации процесса патриотического воспитания подростков и молодежи в системе образования на территории Воронежской области при формировании единого межведомственного требования к данной деятельности с учетом специфики региона.
The article covers the state, problems, and specificity of organization of the system approach to patriotic education in Voronezh Oblast, gives recommendations for introduction in of the developed conceptual model of patriotic education. Presented are approaches to optimization of patriotic education of the teenagers and youth in the system of education in Voronezh Oblast aimed at formation of the uniform interdepartmental requirements.
Какие бы процессы ни происходили в нашем обществе, как бы ни складывались отношения между различными поколениями людей, всегда будет необходимость в воспитании, соответствующем требованиям времени.
Анализ состояния патриотического воспитания на территории Воронежской области показал, что в настоящее время актуальной и достаточно острой остается проблема создания механизма системного подхода к процессу воспитания. Новые социальные условия, в рамках которых проводится работа по патриотическому воспитанию, требуют существенного переосмысления теории и методики решения вопросов социализации личности, подготовки молодежи к патриотической деятельности.
Патриотическое воспитание в настоящее время становится одним из приоритетных направлений в деятельности государственных институтов. Важным достижением является тот факт, что начались изменения в общественном сознании по отношению к воспитанию патриотизма, духовности, нравственности. Это находит подтверждение в принятой постановлением Правительства Российской Федерации № 122 от 16 февраля 2001 г. государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001—2005 годы».
Инновационные подходы к процессу патриотического воспитания требуют более значительных системных преобразований не только в теории воспитания, но и в содержании, формах, методах и средствах деятельности. Работа по патриотическому воспитанию будет эффективна, если она охватывает все возрастные группы населения, но при этом основной упор делается на молодежь, поскольку в зависимости от того, какие ценности будут сформированы у молодежи сегодня, зависит путь развития нашего общества в настоящий период и в будущем.
Основным институтом, обеспечивающим организацию всей системы данного направления воспитания, функционирование и осуществление контроля ее эффективности и конечного результата, является государство. В его задачи входят проведение работы по формированию и развитию в процессе обучения и воспитания социально значимых ценностей, патриотизма, координация деятельности по организации массовой патриотической и военно-патриотической работы, осуществляемой государственными и общественными структурами, соответствующими воспитательными органами Вооруженных Сил, военкоматами, всеми заинтересованными организациями.
© Г.В. Агапова, 2003
11111111111* № 4,
Проведенная работа по выявлению объекта и субъекта воспитательной деятельности на территории Воронежской области дала возможность разработать организационную структуру системы патриотического воспитания в соответствии со спецификой региона и составить схему поэтапной деятельности по реализации процесса патриотического воспитания.
Специфика Воронежской области такова, что из 948 тыс. детей, подростков и молодежи, проживающих на территории региона, 45,3 % составляет учащаяся и студенческая молодежь; 16,4 % — дети от года до семи лет. Результаты разработки вопроса, касающегося организации процесса патриотического воспитания в системе образования, позволяют определить следующие пути его практического решения:
а) через стандарты программных предметов; преподавание в первую очередь наук социально-гуманитарного цикла;
б) через учебный и учебно-воспитательный процесс, связанный с основными направлениями патриотического воспитания и использованием учебной, материальной базы военно-учебных заведений, воинских частей, клубов и других учреждений социальной сферы.
Отсутствие стабильности в экономической, политической и социальной сферах жизни общества в предыдущее десятилетие способствовало появлению ряда факторов, оказывающих отрицательное воздействие на качество воспитательного процесса. Ситуацию усугубляли недооценка на протяжении нескольких лет роли и значения воспитания; отрыв воспитания от обучения, подход к ним как к двум параллельным процессам; взгляд на воспитание как на сопутствующую обучению второстепенную деятельность; применение авторитарного стиля воспитания. Кроме того, в деятельности образовательных учреждений различного типа были выявлены внутренние и внешние противоречия социально-педагогического, психолого-педагогического плана, влияющие на результативность работы по воспитанию патриотизма и связан-
ное с ним социальное становление молодежи:
— между предъявлением обществом новых требований к личности, связанных с изменениями условий социально-экономического и политического порядка, ориентацией молодежи на общение в неформальной среде и неготовностью педагогов к обозначившейся ситуации;
— между развитием процесса патриотического воспитания и однообразием предлагаемых различными социальными институтами форм работы;
— между интересом к получению высшего образования и отсутствием системы воспитательной работы в вузе;
— между наметившимися тенденциями интереса к патриотическому воспитанию и ослаблением механизмов трансляции опыта поколений, который имеет неоспоримое воздействие на молодое поколение в процессе воспитания, и др.
Указанные негативные моменты вызвали необходимость разработки концепции взаимодействия различных социальных институтов (семьи, образовательных учреждений всех типов, учреждений дополнительного образования, клубов разной направленности, общественных, религиозных организаций и объединений), подкрепленной соответствующими технологиями, которые позволили бы реализовать потенциал работы по воспитанию патриотизма для социализации становления личности. При этом были сформулированы современные требования к воспитанию патриотизма, которые реализуются в практической деятельности:
— развитие высокоинтеллектуальной, нравственно зрелой, социально активной личности;
— воспитание граждан на общечеловеческих ценностях, социально-экономических, исторических, нравственных, идеологических, политических и военных примерах, соответствующих современному развитию общества;
— формирование любви к Родине, родному краю, родным и близким, гордости за народ, его историю и достижения;
— воспитание у молодежи твердой убежденности в необходимости защиты
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
России и ее интересов; формирование патриотической личности и «личности долга» — защитника Отечества;
— формирование мировоззренческой и психолого-педагогической установки на осознание значимости укрепления позиций Российского государства в рамках социально-экономического и политического развития страны.
В числе главных вопросов социально-идеологических, мировоззренческих основ деятельности в работе по развитию патриотизма, гражданственности, готовности к достойному служению Отечеству — вопрос о цели воспитания. Она заключается в формировании социальных и личностных качеств молодого человека для наиболее полной их реализации на благо духовного, экономического возрождения России; воспитания гражданина, патриота своей Родины, защитника Отечества. Отсюда следует одна из ведущих задач патриотического воспитания — формирование волевых качеств личности, определяющих ее нравственную состоятельность и способность к социальному выбору на основе личной ответственности.
Система принципов патриотического воспитания составляет фундамент применения теории комплексного подхода в практике воспитательной работы. Среди принципов, в соответствии с которыми строится работа по патриотическому воспитанию, необходимо выделить следующие:
1) общие— научности, законности, демократизма, приоритетности исторического и культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций;
2) психолого-педагогические — системности, поэтапности и преемственности в воспитании патриотизма, учета возрастных особенностей и интересов различных групп молодежи, индивидуального подхода, конкретности, непрерывности и оперативности, гибкости в выборе и применении средств, многообразии форм, методов этой деятельности, их направленности на развитие личности гражданина — патриота России;
3) связанные с проведением социальной политики, заложенные в природе
развития общества, компонентами которой являются духовная наполненность, державность, соборность, народность, социальная ориентированность, просвещенность, гуманизм, милосердие, миротворчество.
Система работы по патриотическому воспитанию предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и вне учреждений. Она существует не изолированно, а в тесной связи с другими системами как социального, так и природного порядка. Внешняя среда оказывает существенное влияние на процесс функционирования и развития, являясь одновременно источником обновления и пополнения элементов системы патриотического воспитания.
Повышение эффективности деятельности по патриотическому воспитанию обеспечивается путем создания совокупности общих и специфических условий для ее осуществления. При этом важна оценка результативности процесса патриотического воспитания как системы накопления, фиксации и обобщения сведений о различных категориях граждан, учета уровня их патриотичности на основе объективных критериев.
Необходимо отметить, что педагогические условия, при которых формы работы по патриотическому воспитанию эффективно влияют на социальное становление подростков и молодежи, определяются широкой интеграцией воспитательного и образовательного процессов, воздействующей на развитие системы патриотического воспитания.
Таким образом, патриотическое воспитание представляет собой сложную, относительно самостоятельную, целостную, самоуправляемую, активную и развивающуюся систему, которая требует взвешенного комплексного подхода к ее реализации.
Организация работы по патриотическому воспитанию в системе образования делится на несколько этапов в соответствии с возрастными и психологическими особенностями подростков и молодежи.
№ 4,2003
Первый этап начинается с дошкольного возраста. Цель работы состоит в формировании у детей представлений о «малой» и «большой» Родине, о победе добра над злом.
В учебных заведениях общего образования в учебное и внеучебное время продолжается формирование взглядов и убеждений патриотической направленности. Второй этап приходится на младший школьный возраст (7—11 лет). Основная цель работы с учащимися в данном направлении — формирование элементарного понимания Родины, Отечества, представлений о Российском государстве, его боевых, трудовых, культурных традициях; воспитание чувства естественной привязанности и любви к родным местам, к Родине.
На третьем этапе, соответствующем подростковому возрасту (11—15 лет), происходят формирование понимания Родины как Российского государства и народа; привитие чувства любви к родной земле, национальной территории, гордости за историческое прошлое нашей страны и родного края. Осуществляется ознакомление с символами Российского государства, традициями и ценностями российской культуры.
Основная цель четвертого этапа — этапа ранней юности (15—17 лет) — формирование конкретных установок на личное участие в реализации функции защиты Отечества, выполнение определенных обязанностей; профессиональное самоопределение, самостоятельное и осознанное нахождение смысла выбираемой или уже выполняемой работы, всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической ситуации.
Пятый этап, приходящийся на возраст 18—19 лет, является наиболее социально значимым для личности по сравнению с четырьмя предыдущими. С одной стороны, для определенной категории молодых людей — это выполнение функции защитника Отечества. С другой — продолжение обучения в системе среднего и высшего профессионального образования. Деятельность по патриотическому воспитанию в вузе должна стать продолжением той работы, которая велась в до-
вузовский период. Что же касается реализации ее основных направлений, то необходимо развитие институциональной системы воспитания на базе взаимодействия организаций, учреждений и социальных служб патриотической направленности. Для осуществления этого взаимодействия требуется создание целой взаимообусловленной системы, которая могла бы объединить все заинтересованные структуры, занимающиеся проблемой патриотического воспитания подростков и молодежи, была бы связующим звеном в работе с силовыми структурами и исходной точкой в создании методологической основы патриотического воспитания. Такой системой стала разработанная нами и представленная ниже концептуальная модель процесса патриотического воспитания, позволяющая организовать этот процесс с учетом социально-экономической трансформации и социальной дифференциации общества и девальвации духовных ценностей.
В организации процесса патриотического воспитания задействованы государственные и негосударственные структуры социальной сферы, социальные службы для молодежи патриотической направленности, военно-учебные заведения и воинские части, общественные, религиозные организации и другие структуры, заинтересованные в проведении данной работы.
Совершенствование процесса патриотического воспитания потребовало создания в регионе соответствующей научно-методической базы. К данной исследовательской работе органами исполнительной власти привлекаются группы профотбора и научно-исследовательские отделы высших военно-учебных заведений, преподавательский состав и студенты высших учебных заведений, занимающиеся научной деятельностью. Результаты исследований находят отражение в учебных и методических пособиях, оглашаются на научно-практических конференциях, учебно-методических семинарах, заседаниях ученых советов высших учебных и военно-учебных заведений. Все это дает возможность определить и выработать наиболее приори-
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Цель: формирование социальных и личностных качеств молодого человека для наиболее полной их реализации на благо духовного, экономического возрождения России; воспитание гражданина, патриота своей Родины, защитника Отечества
Задачи:
формирование волевых качеств, определяющих нравственную состоятельность личности и способность к социальному выбору на основе личной ответственности; развитие качеств, отвечающих общественно-государственным интересам; формирование моральной и психологической готовности к защите Отечества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени
і
Содержание:
— формирование научного мировоззрения;
— нравственное развитие личности, составной частью которого является формирование исторического самосознания, патриотической личности защитника Отечества
Принципы:
— общие;
— психолого-педагогические;
— связанные с проведением социальной политики
Система программных мероприятий:
— создание нормативно-правовой и научно-методической базы патриотического воспитания;
— создание системы функционирования органов государственной власти и негосударственных учреждений по совершенствованию процесса патриотического воспитания;
— координация деятельности общественных объединений и организаций в системе патриотического воспитания;
— противодействие экстремистским проявлениям в молодежной среде;
— информационное обеспечение функционирования системы патриотического воспитания
Система работы
Объект
управле-
ния:
педагоги, воспитанники; основные виды, функции, содержание, направления, формы, средства, методы патриотического воспитания
Субъект управления:
отдельные лица, социальные группы, институциональные государ-ственно-полити-ческие структуры общества, планирующие и реализующие целенаправленное воздействие в системе патриотического воспитания
Обучение
Воспитание
А.
Основные
направления:
— организация деятельности по патриотическому воспитанию в различных формах учебного процесса;
— организация воспитания патриотической деятельности в различных формах учебного и внеучебного процесса;
— повышение готовности к патриотической (воинской) деятельности
Этап Цель
1. Дошкольный возраст Формирование представлений о «малой» и «большой» Родине, о победе добра над злом
2. Младший школьный возраст (7—11 лет) Формирование элементарного понимания Родины, Отечества; представлений о Российском государстве, его боевых, трудовых, культурных традициях; чувства естественной привязанности и любви к родным местам, к Родине
3. Подростковый возраст (11—15 лет) Формирование понимания Родины как Российского государства и народа; любви к родной земле, национальной территории, гордости за Отечество и родной край
4. Ранняя юность (15— 1 7 лет) Формирование конкретных установок на личное участие в реализации функции защитника Отечества
5. Юношеский возраст (18— 19 лет) Выполнение функции защитника Отечества; профессиональное самоопределение
Методы патриотического воспитания:
— убеждение;
— организация поведения;
— принуждение;
— стимулирование;
— оценка
Средства:
— социально-педагогические;
— материально-технические;
— организационные
Формы:
общевоспитательного характера:
— специализированные предметы (факультеты) гуманитарного профиля, олимпиады,
— работа кружков, секций; беседы, вечера, «круглые столы», встречи с ветеранами и военнослужащими; расширенного характера:
— практические занятия,
— военно-технические кружки,
— тактико-строевые занятия,
— прикладные виды спорта,
— военно-спортивные игры,
— совместные мероприятия с военно-учебными заведениями и воинскими частями
і
Структура и организация процесса патриотического воспитания
Органы образования и молодежной политики
г
X
X
X
Военно-учебные заведения, воинские части
е
те
с
и
о
* 5 к §.
^ 8 ее & В
I ® ®
« ^ м °о 8 « & & к
ев о
рдь чр е л
О ЕВ
1
її о«
есн
тса
К »0Н о соз
о. то * СЧ К
н ого е ого днг
аЗо
*53
Г
^ о 3
м ио ни
те си ан
ни п о
еоо
чий
* а ■£
ё а 5
р с ль
нГ
і
Оценка эффективности
| Программные мероприятия
Р и с. Концептуальная модель процесса патриотического воспитания
і
№ 4,2GG3
тетные направления работы по патриотическому воспитанию на территории региона, используя научную базу.
Одной из форм такой работы является создание на территории региона военно-патриотических, спортивных, профильных клубов, клубов по месту жительства, социальных служб, которые должны стать базами, с одной стороны, реализации системы мероприятий исторической, досуговой, спортивной, патриотической направленности, а с другой — получения первых профессиональных навыков подготовки к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации. Данный подход позволил пересмотреть деятельность государственных структур по организации социальных учреждений
патриотической направленности через призму их взаимодействия с воинскими частями, военно-учебными заведениями, военкоматами, разработать программные мероприятия по организации совместной работы по патриотическому воспитанию молодежи допризывного и призывного возраста.
Системный подход к реализации процесса патриотического воспитания в регионе отражает важнейшие пути совершенствования процесса воспитательного воздействия и наиболее приоритетные направления этого процесса с учетом динамики развития, комплексного решения проблемы на основе консолидации деятельности заинтересованных структур и организаций.
Поступила 04.08.03.
ИСТОРИЯ ПРАВОЗАЩИТНОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
А.И. Лушин, зам. директора Средне-Волжского филиала Российской правовой академии Министерства юстиции РФ, доцент
В статье рассматриваются этапы становления правозащитного движения в России 1960— 1980-х гг., показывается необходимость использования материалов его истории в образовательной и воспитательной деятельности учебных заведений в целях формирования у учащихся историко-правового сознания гражданственности.
Stages of formation of human rights movement in Russia in the 60s—80s of the previous century are considered in the article. The necessity to use the materials of the movement history in activities of educational institutions is emphasized. The author indicates exact topics in academic courses of history and law studying which the teacher has an opportunity to utilise materials of opposition movement history with the purpose of formation of historical and legal conscience and civicism in students.
Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству. Поэтому образовательная политика должна учитывать следующие тенденции:
— ускорение темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору;
— возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рам-
ках международного сообщества, что требует формирования у молодого поколения современного мышления.
В основных документах, определяющих цели, задачи, ориентиры образования, — Законе РФ «Об образовании», Национальной доктрине образования, Федеральной программе развития образования — актуализируется проблема формирования историко-правового сознания, гражданственности молодого поколения. Ее содержание в соответствии с современным видением раскрывается в Концепции модернизации российского образования.
© А.И. Лушин, 2003 125