13.2. ГУМАНИТАРНЫЕ АСПЕКТЫ СЕРБСКОЙ КОНСТИТУЦИИ 1869 ГОДА
Половченко Константин Анатольевич, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного права Место работы: МГИМО (У) МИД России
kpolovchenko@gmail.com
Аннотация: Конституция 1869 года являлась сплавом консервативного конституционного законодательства времен князя Михаила Обреновича и умеренно либеральных идей Йована Ристича. Так, согласно статье 1 Конституции 1869 года «Княжество Сербия является наследственной конституционной монархией с народным представительством. В Части II Конституции была установлена «система» основных прав, свобод и обязанностей граждан. К ним относились: право на свободу личности, неприкосновенность жилища, свобода слова и печати, право на рассмотрение дела надлежащим судом. Конституция предусматривала «постепенное введение суда присяжных». При этом ряд традиционных для Европы этого периода прав и свобод не были предусмотрены. Так, в Конституции 1869 года не упоминались свобода передвижения и выбора места жительства, которая уже была предусмотрена Конституцией 1835 года. Не упоминалась в Конституции 1869 года и тайна переписки. Кроме того, отдельные права и свободы могли быть ограничены на «определенное время», что ставило под вопрос их гаранти-рованность. В статье представлен анализ гуманитарных аспектов Конституции 1869 года.
Ключевые слова: Сербское княжество, история сербского конституционализма, Конституция Сербии 1869 года, Османская империя, борьба сербского народа за независимость, князь, Скупщина, Министерский совет, Кассационный суд Сербии.
THE HUMANITARIAN ASPECTS OF THE SERBIAN CONSTITUTION OF 1869
Polovchenko Konstantin A., PhD in Law, Associate Professor. Position: Associate Professor. Department: Department of Constitutional Law
Place of employment: MGIMO University, Moscow, Russian Federation
kpolovchenko@gmail.com
Abstract: the Constitution of 1869 was a combination of conservative constitutional legislation of the time of Prince Michael Obrenovich and moderately liberal ideas of Jovan Ristich. According to article 1 of the Constitution of 1869 «the Principality of Serbia is a constitutional monarchy with popular representation. Part II of the Constitution contained the «system» of fundamental rights, freedoms and duties of citizens. These included: the right to liberty, inviolability of residence, freedom of speech and press, the right to a trial in a proper court. The Constitution provided for «the gradual introduction of trial by jury». A number of the traditional rights and freedoms were not provided. The Constitution of 1869 did not mention the privacy of correspondence, the freedom of movement and choice of residence, which was already provided by the Constitution of 1835. In addition, individual rights and freedoms could be restricted for «some time» that questioned their warranty. The article presents the analysis of the humanitarian aspects of the Constitution of 1869.
Keywords: Serbian Principality, history of the Serbian constitutionalism, Constitution of Serbia of 1838, Ottoman Empire, struggle of the Serbian people for independence, prince, Assembly, Ministerial Council, Court of cassation.
С возвращением на престол амбициозного князя Михаила в 1860 году, он сразу же озвучил свои далеко идущие планы, первым пунктом которых была отмена «турецкой» Конституции 1838 года, принятие которой, по мнению профессора Слободана Йовановича, ознаменовало то, что «Период единовластия», характерный для времени действия Конституции 1835 был сменен «периодом чиновничьей олигархии1». Уже к осени 1860 года проект новой конституции был готов и отправлен для ознакомления в Петроград. Однако не встретив поддержку и не став дожидаться более благоприятного момента, князь Михаил решил действовать посредством принятия законов, формально сохраняя действие Конституции 1838 года2. В результате, был принят ряд законов, среди них Закон о Народной скупщине, Закон об општинах, Закон о чиновниках. В итоге, этими законами были принципиально измене-
1 Jовановиl^ С. Држава 1-11. Београд. 1936. С. 127.
2 Половченко К. А. Роль Конституции 1838 года в развитии сербского конституционализма //Социально-политические науки. №4. 2017. С. 75. Половченко К. А. Первая конституция Сербского княжества // Пробелы российского законодательства. №4. 2017. С. 115.
ны положения Конституции 1838 года, однако в них было учтено мало что из решений Святоандреевской скупщины. Так, Народная скупщина вопреки решениям Святоандреевской скупщины в соответствии с вновь принятым законом обладала исключительно совещательными функциями. А органы самоуправления на уровне општин стали еще более зависимыми, чем даже при уставобранителях, исполнителями воли центральных властей. Чиновники также утратили стабильность статуса и стали послушными исполнителями воли князя, поскольку в любое время могли быть уволены, если этого «требовали интересы службы». Фактически с принятием вышеописанных законов, по справедливому мнению профессора Николича, князем Михаилом был создан абсолютистский режим. Ссылаясь на закон, как на высшую волю в Сербии, Михаил ликвидировал свободу преподавания и печати, а также предал репрессиям еще недавно послушных либералов. Дело дошло до того, что князь отправил на скамью подсудимых и далее в заключение судей Высшего суда за то, что (в так называемом деле о Майсторови-чевой афере) при вынесении решения придержива-
лись закона и истолковали и применили Уголовный кодекс не так, как хотелось князю .
Последней каплей терпения либерально настроенной молодежи, еще недавно поддерживавшей князя, стал его прямой конфликт с Обществом сербской словесности и Объединенной молодежью, ведущих либеральных сил Сербии. Оставшись один на один с сербским обществом без опоры и сподвижников, князь Михаил попробовал изменить ситуацию, затеяв конституционную реформу. Проект конституции, сочиненный по приказу князя Радивое Милойковичем, председателем Апелляционного суда предусматривал, в частности, значительное повышение роли Народной скупщины в законотворческом процессе, расширение либеральных свобод. Однако менять положение дел и настроения передовых групп сербского общества было уже поздно.
В 1869 году Михаил Обренович в результате заговора был жестоко убит, к власти на время несовершеннолетия его наследника князя Милана пришли либералы во главе с Йованом Ристичем и Миливоем Блазнавацем. Им удалось добиться принятия новой Конституции, так называемой Регентской конституции 1869 года. Формальным поводом для ее принятия были требования Большой народной скупщины, созванной сразу после убийства князя Михаила, внести изменения в порядок проведения Народной скупщины (проводить ее каждый год), расширить ее полномочия, нормативно урегулировать свободу печати, а также установить ряд других прав и свобод. При этом следует учитывать то, что Йо-ван Ристич, основной автор Конституции 1869 года осознавал, по словам Слободана Йовановича, невозможность создания как режима личной власти по типу того, который был при князе Михаиле, так и той скупщинской системы, создание которой мечтали добиться «свято-андреевские» либералы.
Так, согласно статье 1 Конституции 1869 года «Княжество Сербия являлось наследственной конституционной монархией с народным представительством. Таким образом, в государственную жизнь Сербии помимо князя и Государственного совета была включена в соответствии с Конституцией 1869 года Народная скупщина, осуществлявшая народное представительство и получившая в связи с этим ряд весомых полномочий, прежде всего в сфере законодательства. Тем не менее, в Княжестве не действовал режим парламентаризма: правительство было правительством монарха, а не правительством парламента4.
Что же касается прав, свобод и обязанностей граждан по Конституции 1869 года, то она стала первой независимо созданной Конституцией Сербии, в которой была установлена «система» основных прав, свобод и обязанностей граждан5. Так, Часть II Конституции «О правах и обязанностях граждан в целом», посвященная этому вопросу, была расположена в тексте сразу же после положений, регулирующих основы системы государственной власти, и перед Частью III, посвященной народному представительству в Сербии. Кроме того, за пределами Части II отдельные индивидуальные права и их гарантии можно найти в положениях Конституции 1869 года, регулирующих организацию государственной власти: например, в Часть III «О
3 Николи^ Д. Устав од 1869. године („Намеснички устав») // Устави Кнежевине и Кралевине Србиуе 1835 - 1903. Београд. 1989. Стр. 84.
4 Половченко К. А. Особенности организации власти в сербском княжестве по Конституции 1869 года // Пробелы в российском законодательстве. №5. С. 124
5 Там же
Народной представительстве», а также в Части VII, регулирующей судебную систему.
Объем прав лица по Конституции 1869 года во многом зависел от наличия сербского гражданства. При этом, согласно статье 22 Конституции условия приобретения и прекращения сербского гражданства, а также права, предоставляемые в связи с его наличием определялись законом. Так, согласно статье 23 Конституции все сербы объявлялись равными перед законом. Они имели равные права на все государственные должности при условии, если соответствовали требованиям, предусмотренным законом, и обладали необходимыми способностями. При этом иностранные подданные могли быть приняты на службу только по контракту и только на определенные должности, что более детально регулировалось законом.
Конституция 1869 года закрепила достаточно широкий спектр личных прав и свобод. В соответствии с Конституцией каждому гарантировалась личная свобода, которая не подлежала каким-либо другим ограничениям, кроме предусмотренных законом (ст. 25). Кроме того, гарантировалась неприкосновенность жилища серба. Никто не вправе был против воли владельца проникать в жилище или осуществлять обыск, за исключением случаев, предусмотренных законом, и в порядке, установленном законом (ст. 28). Конституцией предусматривались гарантии права собственности, которое не подлежало никаким другим ограничениям, кроме предусмотренных законом. Так, статьей 29 Конституции запрещалось наказание в виде конфискации имущества. Но при этом могли быть конфискованы отдельные предметы, явившиеся результатом правонарушения или орудием правонарушения или предназначенные для его совершения. Никто не может быть принужден к уступке своего имущества для государственных или другим публичных потребностей за исключением случаев, предусмотренных законом и с возмещением по закону (ст. 30 Конституции). Впервые в сербской истории провозглашалась свобода выражения мнения как право каждого гражданина «выражать свою мысль устно, в письменной, печатной форме или путем изображения символов, руководствуясь при этом положениями закона». Что же касается свободы печати, в соответствии с частью 2 статьи 32 Конституции должен был быть принят специальный закон «О печати». Конституция 1869 года предусматривала право каждого серба обжаловать противозаконные действия властей. При этом, если орган, в котором обжаловалось незаконное действие, устанавливал, что жалоба является необоснованной, то он обязан был уведомить в своем решении заявителя об основаниях, по которым жалоба не была удовлетворена. Кроме того, Регенская конституция предусматривала право каждого обратиться с прошением в компетентный орган. При этом прошение должно было быть направлено заявителем от своего имени. Если же лицо направляло прошение от имени другого и группы, то в этом случае требовалось наличие доверенности. При этом юридические лица (корпорации) могли обратиться только по вопросам, относящимся к их компетенции (ст. 34 Конституции).
Конституция 1869 года предусматривала ряд процессуальных гарантий. Так согласно статье 26 Конституции никто не может быть осужден, пока не будет выслушан и ему законным образом не будет предоставлено право на защиту. Никто не может быть заключен под стражу, за исключением обстоятельств и в соответствии с положениями, установленными зако-
ном. Кроме того, в Части VII «О судах», регулирующей основы судебной системы также имелись отдельные элементы права на независимый и законный суд. Так, согласно статье 111 Конституции Никто не мог быть подсуден иному суду, кроме установленного законом. Не допускалось, чтобы судьи одного суда являлись кровными родственниками как по восходящей, так и нисходящей линии до четвертой степени родства включительно. Судьей могло стать лицо, достигшее двадцатипятилетнего, а высших судов - тридцатилетнего возраста. Согласно статье 114 Конституции при отправлении правосудия в судебном процессе должно участвовать не менее трех судей. При этом в законе могли быть установлены малой важности значение, как уголовные, так и гражданские, которые рассматривались одним судьей. Судебное разбирательство в суде являлось публичным, за исключением случаев, когда закон в интересах общественного порядка и морали, устанавливал иное; при этом судьи совещались и голосовали тайно, а решение объявлялось публично. В судебном решении должны быть изложены основы принятия решения и положения закона, на основании которого решение было вынесено (ст. 115 Конституции). Кроме того, при рассмотрении уголовных дел в судах обвиняемый имел право пользоваться услугами защитника в суде, а в случаях, установленных законом, суд должен был назначить защитника в соответствии с его официальной обязанностью. Согласно статье 117 Конституции за грабеж, опасные кражи и поджоги постепенно должны были вводиться суды присяжных, порядок введения которых специально должен был быть установлен законом.
Особое внимание в Конституции уделялось вопросам религиозного определения и свободы. Несмотря на то, что в статье 31 Конституции было установлено, что православие является государственной религией в Сербии. При этом свободно можно было исповедовать другую религию и исполнять ее обряды6. В то же время ссылка на исповедование другой религии не освобождала от исполнения гражданских обязанностей. Конституцией очерчивалась четкая граница свободы вероисповедания: так, запрещалась любая деятельность, которая могла нанести вред православной вере, в том числе и прозелитизм. В части VIII Конституции развивались положения, регулирующие религиозную свободу в Сербском княжестве. Так, согласно статье 119 Конституции правом на свободное публичное исполнение религиозных обрядов обладали религии, признанные в Сербии или которые прошли процедуру признания в соответствии со специальным законом. Князь, как глава государства, являлся защитником всех религий, признанных государством. В соответствии с Конституцией 1869 года было образовано специальное министерство по делам церкви, которое осуществляло надзор за деятельностью духовного руководства всех религиозных общин. Жалобы в отношении злоупотреблений духовного руководства любой из признанных религиозных общин направлялись министру по делам церкви. Деятельность духовенства, в связи с гражданскими отношениями и распоряжением имуществом, регулировалась общими законами Княжества.
При оценке содержания положений Части II Конституции 1869 сразу «бросается в глаза» то, что в ней отсутствовало значительное количество традицион-
6 Половченко К. А. Генезис сербского конституционализма: истоки // Право и управление. XXI век. 2015. №4. С. 31.
ных личных прав. Так, в Регентской конституции не упоминается свобода передвижения и выбора места жительства, которая, кстати, уже была предусмотрена Сретенской конституцией. Не упоминалась в Конституции 1869 года и тайна переписки. Как справедливо замечает профессор Стоянович, не было предусмотрено каких-либо существенных гарантий защиты Ха-беас корпус, которые в первую очередь касаются гарантий законности при задержании и принятии судом решения об ограничении или лишении свободы7. Как справедливо замечает профессор Ратко Маркович «это конечно недостаточно для того чтобы гражданин почувствовал себя по истине свободным8».
Что же касается политических прав, то в Регентской конституции вообще отсутствовало упоминание о свободе собраний и других публичных мероприятий, свободе объединений. Когда речь заходит об избирательном праве, то, как указывалось выше, Конституция 1869 года предусмотрела образование Народной скупщины как органа народного представительства, поэтому в Часть III «О Народной представительстве» было включено избирательное право. Народная скупщина избиралась ежегодно. Согласно статье 46 активным избирательным правом обладали совершеннолетние сербы мужского пола, которые являлись плательщиками гражданских податей. Пассивным избирательным правом обладали граждане мужского пола, достигшие тридцатилетнего возраста и платившие государственные подати не менее шести талеров, а также обладали иными качествами, предусмотренными избирательным законом. При выборах народных депутатов избиратели голосовали лично и в специально отведенном для голосования месте (ст. 49). Несмотря на то, что в Части III были установлены как принципы избирательного права, так и порядок пользования активным и пассивным избирательным правом, тем не менее, профессор Стоянович справедливо отмечает, что полномочия народного представительства и правовой статус народного представителя убедительно демонстрировали, что ценность этого наиболее важного политического права граждан была заметно занижена. Позднее принятые органические законы, которыми было введено открытое голосование, заужен парламентский иммунитет и введен трехлетний представительский мандат, еще более ограничили содержание избирательного права9.
Кроме того, в соответствии со статьей 38 Конституции в случае угрозы общественной безопасности правительство вправе было приостановить «на определенное время» действие положений:
- статьи 27, касающейся свободы личности;
- статьи 28, предусматривающей неприкосновенность жилища;
- статьи 32, касающейся свобода слова и печати;
- статьи 111, определяющей юрисдикция суда, т.е. приостановить действие важнейших личных свобод, провозглашенных Конституцией.
Таким образом, гражданские и политические права в Части II Конституции 1869, учитывая довольно расплывчатые положения статьи 38, не были гарантированы должным образом10.
7 Стоjановиl^ Д. Устав Србие од 1888. и лудска права. Београд. 2011. С. 244.
8 Markovic R. Ustavno pravo. Beograd. 2014. Стр. 97.
9 Стоjановиl^ Д. Устав Србие од 1888. и лудска права. Београд. 2011. С. 244.
10 Николип Д. Устав од 1869. године («Намеснички устав») // Устави
Кнежевине и Кралевине Срб^е 1835 - 1903. Београд. 1989. Стр. 87.
Весьма заметным при знакомстве с Конституцией 1869 года является то, что в ней содержались принципиальные или рамочные положения, регулирующие правовой статус личности, при том, что реализация принципов и наполнение конституционных рамок предполагалось в большинстве случаев путем принятия специальным законов. При этом Конституция не установила правовой механизм, который бы гарантировал верховенство конституционных прав граждан по отношению к законодательному органу. Таким образом, в Конституции 1869 года был сохранен ранее действовавший принцип, согласно которому все основные права действительны в рамках закона, а не наоборот - законы действуют в рамках основных прав граждан, что бы исключало вмешательство законодателя в основные права или, по крайней мере, ограничивало такое вмешательство конституционными нормами материального или процессуального характера. В результате, в ряде случаев законодательное регулирование приводило к ограничению или вообще сущностному выхолащиванию конституционных прав и свобод. Так, например, законами, принятыми во исполнение Конституции 1869 года на Народной скупщине 1870 года, было введено открытое голосование на выборах и избрание депутатов на три года, заужен депутатский иммунитет, фактически было отменено право на свободу печати путем введения института цензуры11.
Помимо прав и свобод в Конституции 1869 года были предусмотрены и обязанности. Так, согласно статье 39 Конституции каждый серб и каждое юридическое лицо обязано было платить государственные подати и нести другие обременения, распределяемые на равных для всех основаниям. Только князь и престолонаследник освобождались от уплаты налогов. Важнейшей обязанностью лиц, обладавших сербским гражданством, была воинская повинность. Так, согласно статье 35 Конституции каждый серб являлся воином, и обязан был служить в регулярной или народной армии, за исключением лиц, освобожденных от службы. Народная армия, как один из наиболее важных институтов, ни при каких обстоятельствах не могла быть распущена.
В главе посвященной правам и обязанностям граждан содержались и специальные права и обязанности военнообязанных и военнослужащих. Так, согласно статье 37 Конституции уголовные преступления, совершенные военнослужащими, были подсудны военным судам, специально созданным для рассмотрения подобного рода дел. Положения статей 27, 28 и 32 Конституции, регулировавшие вопросы свободы слова, неприкосновенности жилища и судебно-процессуальных гарантий, применялись к военнослужащим только в той мере, в какой они не противоречили военным законам и дисциплинарным актам, издаваемых исключительно в форме княжеских указов (ч. 3 ст. 32 Конституции).
Отдельное внимание в Конституции 1869 года уделено правам чиновников. Так, согласно статье 107 чиновник, который по старости или в силу физического или психического заболевания не мог осуществлять свои должностные обязанности, имел право на пенсию. А в остальном права и обязанности государственных чиновников должны были быть определены специальным законом.
Особое внимание в Конституции 1869 года отводи-
11 Николи^ Д. Устав од 1869. године («Намеснички устав») // Устави Кнежевине и Кралевине Срб^е 1835 - 1903. Београд. 1989. Стр. 89.
лось вопросам организации общественной жизни в општинах, наиболее мелких административно-территориальных единицах Княжества. В соответствии со статьей 126 Конституции новая општина и, по общему правилу, не могла быть образована без одобрения государственной власти. Кроме того, существующая општина, без одобрения государственной власти, не вправе была изменить свою территорию, в том числе и в порядке деления на несколько более мелких општин. Каждый гражданин должен был в рамках общественных отношений принадлежать к какой-либо општине и нести обременения општины. Општина как и отдельные лица, обладала собственным имуществом. Органы самоуправления општины обязаны были, помимо дел општины, осуществлять в своих оп-штинах и государственные дела, предусмотренные законами (ст. 130 Конституции). Наиболее важным является то, что Конституция 1869 года предусмотрела независимое самоуправление внутри општины. Однако согласно статье 127 Конституции порядок осуществления општинского самоуправления должен был быть урегулирован специальным законом. Однако за все время Регентства Закон об општинах так и не был принят, несмотря на то, что правительство пообещало парламентскому комитету во время обсуждения проекта статьи 127 Конституции, что он будет принят в числе первых. В результате, в течение более десяти лет после принятия Регенской конституции продолжал действовать Закон об општинах 1866 года, что препятствовало осуществлению конституционной декларации о самостоятельности општин.
В заключение следует обратить внимание на то, что согласно статье 40 Конституции 1869 года каждый серб был вправе выйти из сербского гражданства после исполнения обязанностей военной службы в регулярной армии, а также иных своих обязанностей, как перед государством, так и перед частными лицами.
Итак, Конституция 1869 (Регентская конституция) года была первой, самостоятельно разработанной и принятой конституцией Сербского княжества. В специальной Части II Конституции была установлена «система» основных прав, свобод и обязанностей граждан12 Впервые в конституционной практике Сербии в тексте Конституции была провозглашена свобода выражения мнения как право каждого гражданина «выражать свою мысль устно, в письменной, печатной форме или путем изображения символов. Конституция 1869 года предусматривала принятие специального закона «О печати». Статья 117 Конституции предусматривала «постепенное введение суда присяжных». Конституцией 1869 года была создана представительная система: Скупщина являлась органом народного представительства и становилась важным участником законодательного процесса. Как результат, сербский народ получил избирательные права. Кроме того, в статье 127 Конституции было провозглашено право на самоуправление општин. При этом в статье 38 Конституции предусматривались условия, при наступлении которых ряд важнейших прав могли быть временно ограничены, однако нечеткость положений вышеуказанной статьи ставила под вопрос гарантированность соответствующих прав и свобод. Пожалуй «ахиллесовой пятой» Конституции 1869 года стал способ провозглашения конституционных прав и свобод: права граждан устанавливались с помощью
12 Попович Д. Упоредни поглед на српске уставе // Уставни развитак Срб^е 1835 - 1903. Београд. 1989. Стр. 42.
кратких формулировок с обязательной отсылкой к закону, который должен был наполнить конституционные принципы содержанием. При этом Конституция 1869 года не установила правовой механизм, который бы гарантировал верховенство конституционных прав граждан по отношению к законодательству. В результате, в ряде случаев законодательное регулирование приводило к ограничению или вообще сущностному выхолащиванию конституционных прав и свобод. Так, например, законами, принятыми во исполнение Конституции 1869 года на Народной скупщине 1870 года, было введено открытое голосование на выборах и избрание депутатов на три года, заужен депутатский иммунитет, фактически было отменено право на свободу печати путем введения института цензуры, а Закон об општинах вообще и не был принят. Правда, к началу 80-х годов XIX века ситуация значительно изменилась с принятием нового, более либерального законодательства. Тем не менее, убедительно звучат замечание профессора Стояновича о том, что в положениях о правах и обязанностях граждан была выражена одна из целей и планируемый результат конституционных реформ: дать народу что-то от свободы, чтобы он не взял все. Таким образом, с принятием Конституции 1869 года борьба сербского народа как за государственную независимость, так и за демократизацию государственного режима вступала в свою новую фазу.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 90,42%.
Список литературы:
1. Jовановиt^ М. Политички систем Срби]е. Хрестома-ти]а. Београд. 2008.
2. Jовановиt^ С. Држава I-II. Београд. 1936.
3. Markovic R. Ustavno pravo. Beograd. 2014.
4.Канди1й Ж Устав од 1838 године. «Турски Устав». Устави Кнежевине и Кралевине Срби|е 1835 - 1903. Београд. 1989
5. НиколиЬ Д. Устав од 1869. године («Намеснички устав») // Устави Кнежевине и Кралевине Срби]е 1835 -1903. Београд. 1989.
6. Половченко К. А. Генезис сербского конституционализма: истоки // Право и управление. XXI век. 2015. №4.
7. Половченко К. А. Первая Конституция Сербского княжества // Пробелы в российком законодательстве. №4. 2017.
8. Половченко К. А. Роль Конституции 1838 года в развитии сербского конституционализма //Социально-политические науки. №4. 2017.
9. Половченко К. А. Конституционные основы судебной власти в Республике Сербия // Социально-политические науки. №2. 2017.
10. Половченко К. А. Избирательная система Сербии // Современные избирательные системы. Чурсина Т. И., Орлов А. Г., Ракитская И. А., Половченко К. А. Научная редакция А. В. Иванченко, В. И. Лафитский. Москва. 2009.
11. Половченко К. А. Особенности формирования и ответственность Правительства Республики Сербия // Пробелы в российском законодательстве. 2016. №5.
12. ПоповиЬ Д. Упоредни поглед на српске уставе // Уставни развитак Срб^е 1835 - 1903. Београд. 1989
13. Сто]ановиЬ Д. Устав Србие од 1888. и лудска права. Београд. 2011.
14. Сто]ановиЬ Д. Уставно право. Ниш. 2009.