Научная статья на тему 'Гуманитарное преображение России: Пролегомены к проектированию концепции'

Гуманитарное преображение России: Пролегомены к проектированию концепции Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
157
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гуманитарное преображение / антропологический кризис / желаемый гуманитарный образ России / гуманитарная макрополитика (антропополитика) / человеко-ориентированное государство / humanitarian transformation / anthropological crisis / humanitarian policy (anthropopolicy) / personcentered state.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Теребихин В. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гуманитарное преображение России: Пролегомены к проектированию концепции»

Теребихин В.М1.

ГУМАНИТАРНОЕ ПРЕОБРАЖЕНИЕ РОССИИ: ПРОЛЕГОМЕНЫ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ КОНЦЕПЦИИ

Ключевые слова: гуманитарное преображение, антропологический кризис, желаемый гуманитарный образ России, гуманитарная макрополитика (антропополитика), человеко-ориентированное государство.

Keywords: humanitarian transformation, anthropological crisis, humanitarian policy (anthropopolicy), person-centered state.

«Преображение — это мечта, это надежда и это задание... это та программа, которую Бог дал роду человеческому, и вся наша жизнь должна быть направлена на то, чтобы преображать себя и окружающий нас мир, преображать личные, семейные, общественные отношения...».

Святейший Патриарх Всея Руси Кирилл «Преображение нас самих неотделимо от преображения нашей культуры,

институтов и общественной жизни».

П.А. Сорокин

«Глубоко убеждён в том, что в сердце нашей философии должно быть развитие человека, развитие моральное, интеллектуальное и физическое». «Вопрос демографии - важнейший, определяющий развитие страны на десятилетия вперёд. Мы должны и будем проводить здесь активную политику, предусмотрев для этого необходимые ресурсы»

В. В. Путин

Актуальность проектирования и реализации концепции гуманитарного преображения России как составной части стратегии гуманитарного развития страны, формирования человеко-ориентированного государства, имеет «множественную каузацию» (П.Сорокин).

Во-первых, проектирование и практическая реализация концепции детерминируется необходимостью преодоления сложившегося противоречия между кризисностью социогуманитарной (антропологической) ситуации в России и отсутствием в российском законодательном пространстве и системе государственного управления интегральной концепции стратегии гуманитарного развития, доктрины гуманитарного преображения России.

Системный анализ современных антропопроцессов позволяет сделать вывод о том, что с начала 90-х годов страна устойчиво находится в пространстве «гуманитарной неуспешности», что интегральной, интегративной оценкой современного уровня гуманитарного развития страны, ее социогуманитарной жизнеспособности, является социогума-нитарный (гуманитарный, антропологический) предкризис.

Антропологический предкризис как многоаспектный, поликомпонентный, интегральный антропофеномен - современная антропогенная реальность, форма отражения современной антропоситуации и интегративная оценка со-циогуманитарного (антропологического) состояния России концептуализируется автором как «системокомплекс», системная целостность синхронизированных по времени возникновения и протекания, относительно самостоятельных, но при этом когерентных, всесторонне взаимозависимых антропокризисов: «демографического кризиса», кризиса популяционного здоровья, духовного кризиса (как единства когерентных, всесторонне взаимозависимых кризисов: духовно-нравственного и духовно-аксиолого-экзистенциального), «тяжелого психологического кризиса» (А.Л. Журавлев, А.В. Юревич), комплекса кризисов идентичности, телеологического кризиса (кризиса цели), аксиологического, «экзистенциального кризиса» (В.В. Пастухов), «рефлексивной катастрофы» (В.Е. Лепский), кризиса межпоколен-ческой солидарности, кризиса системы фидуциарных институтов - субъектов, которые призваны генерализировать ценности и создавать условия для процесса устойчивого человеческого развития: институционального кризиса традиционной семьи и семейных отношений (П.А. Сорокин), системы воспитания граждан, морального контроля, кризиса массовой культуры (Святейший Патриарх Кирилл), кризиса современной модели массового образования, здравоохранения, СМИ, и целого ряда других, доминирование негативных антропотенденций над позитивными.

Антропопредкризис имеет системный, многомерный характер, является одной из актуальных угроз гуманитарной, человеческой безопасности России. Несмотря на ряд значимых позитивных антропотенденций в период 20002016 годов, кризисные тренды антропологических процессов, прежде всего, демографических и духовно-нравственных в 2017 году и на прогнозируемую среднесрочную перспективу сохранят основные негативные интегративные

1 Теребихин Владимир Михайлович - к.филос.н., эксперт Общественной палаты Республики Коми и ГБУ Центр «Наследие» имени Питирима Сорокина. E-mail: [email protected]

характеристики. Развернутое определение и характеристика антропопредкризиса представлена в ряде публикаций автора доклада1

Во-вторых, актуальность проектирования и практической реализации концепции социогуманитарного преображения России обусловлена объективной необходимостью практической реализации высшей стратегической цели государственного управления - «создание условий для свободного развития человека» (в соответствии со ст.7 Конституции РФ).

В Указе Президента РФ «Об основах государственной культурной политики», зафиксировано, что главной целью государственной культурной политики России является «формирование гармонично развитой личности»2.

Поскольку эти взаимосвязанные и взаимообусловленные стратегические цели являются системными, комплексными, многосложными, поэтому необходимо проектирование, принятие и практическая реализация интегральной концепции и стратегии гуманитарного преображения, включающей все основные направления и государственные гуманитарные субполитики, обеспечивающие создание условий для свободного человеческого развития как одного из важнейших условий формирования гармонично развитой личности.

В-третьих, стимулирующим фактором социопроектирования и реализации концепции социогуманитарного преображения России является необходимость формирования гуманистической, социогуманитарной, «человеко-центрированной» парадигмы и человеко-ориентированной модели политико-административного управления. обеспечивающей переход от «человекопотребляющего» типа развития к «человековоспроизводству», формированию, развитию и повышению качества человеческого потенциала, становлению «человеко-центричной модели» человеко-ориентированного государства.

В данном контексте мы в полной мере согласны с авторами монографии «Антропологическое измерение российского государства» в том, что «важно перевернуть пирамиду детерминации, перейти от общества экономической детерминации, порождающей отчужденные формы отношений между людьми, беспомощность человека перед безличными социальными структурами, информационным манипулированием, к «постэкономической детерминации, когда целью общественного развития станет развитие самого человека»3

Архитектоника, институциональный дизайн концепции имеют сложную полиструктуру, каждый элемент которой является системным и входит в состав «системокомплекса», включающего: каузальный, теоретико-методологический, аксиологический, телеологический комплексы, а также принципы, основные направления, институты, механизмы и процедуры реализации концепции, включающие комплекс высоких социогуманитарных «человеко-ориентированных» технологий и критериально-индикативный комплекс (система квалиметрии и квантификации оценки эффективности реализации концепции и, в целом, гуманитарной успешности страны, гуманитарного преображения России).

Человек, его развитие, является парадигмальной установкой осуществления гуманитарного преображения России в соответствии с основополагающими конституционными основоположениями и системой политико-управленческих, ценностно-критериальных установок, своеобразным государственно-управленческим «гуманистический кодексом» Президента России В.В. Путина:

♦ «Главное для нас - это люди, самые простые рядовые граждане, проживающие в городах, на всей необъятной нашей территории»;

♦ «Смысл всей нашей политики - это сбережение людей, умножение человеческого капитала как главного богатства России».

♦ «Источником благополучия и процветания России является народ. Государство же обязано сделать так, чтобы это было не на словах, а на деле»;

♦ «В сердце нашей философии должно быть развитие человека, развитие моральное, интеллектуальное и физическое»;

♦ «Развитие человека - это и основная цель, и необходимые условия прогресса современного общества. Это и сегодня, и в долгосрочной перспективе - наш абсолютный национальный приоритет",

♦ «Человек - цель и миссия развития - именно образованные, творческие, духовно и физически здоровые люди -будут главной силой России этого и последующего веков»;

♦ Что такое страна? Это, прежде всего, люди. Демография - это интегральный, во многом ключевой показатель состояния экономики и социальной сферы, чувствительный индикатор любых перемен в государстве и обществе.

♦ «Мы должны создавать гармоничные условия для развития человеческого потенциала нашей страны как

4

главного залога национального успеха и прогресса»

Субстанциальное, методологическое основание концепции - понимание сущности человека как сверхсложной, многоуровневой, многомерной архитектонически функционирующей космо-био-психо-социо-культурно-экзистенци-

1 Теребихин В.М. Концепция «качество качеств населения» в контексте проектирования концептосферы социоинновацион-ной «человеческой» модернизации России: контуры исследовательского поля. - http://www.gosbook.ru/node/53464

2 Об утверждении Основ государственной культурной политики / Указ Президента РФ от 24.12.2014 № 808. -http://news.kremlin.ru/media/events/files/41d526bc0d7d43e934f4.pdf

3 Антропологическое измерение российского государства / Рос. акад. наук, Ин-т философии; Отв. ред. В.Н. Шевченко. - М.: ИФРАН, 2009. - 145 с.

4 В.В. Путин: «главное для нас - это люди / Автор-составитель В.М. Теребихин. - http://op.rkomi.ru/dictionaries/mnenie_ ekspertov/155270

альной антропосистемы, «удивительно интегрального существа», «совпадения противоположностей» (П. А. Сорокин), высшей ценности и самоцели общественного развития, главного достояния государства и его ключевой движущей силой.

В общем комплексе научной и научно-практической деятельности по проектированию «Концепции социогума-нитарного преображения России», как мы полагаем, необходимо:

• разработать систему концептообразующих, основополагающих понятий проектируемого документа, в том числе: «преображение», «гуманитарное преображение», «человеко-ориентированное государство», «гуманитарная успешность России», «желаемый, интегральный социогуманитарный образ России», государственная гуманитарная политика («антропополитика») и другие «категориальные» теоретические понятия концепции;

• определить стратегические цели;

• сформулировать «желаемый, интегральный гуманитарный образ России», ее «гуманитарную футуромодель» как «итоговое видение» гуманитарной успешности процессов реализации концепции и стратегии гуманитарного преображения и др.

Для экспертного обсуждения предлагаются следующие варианты номинирования некоторых из перечисленных выше понятий:

Во-первых, автор рассматривает концепт «преображение» как глубоко укорененное в архетипах традиционной российской ментальности и русской (российской) духовной культуре) понятие, в следующих смыслах:

• как комплекс всесторонне взаимозависимых, многомерных качественных, позитивных пре(про)образований всех сфер общественной жизни с целью обеспечения устойчивого процветания России и реализации ее цивилизаци-онной миссии;

• как процесс возрождения российской цивилизационной идентичности, реализации идентификационной сущности России, заложенных в ней многомерных потенциалов жизнеспособности;

• как духовно-аксиологическую, интегративно-интегральную форму российского прогресса, развития России, условие ее процветания;

• как «духовную основу стратегии России», «идею и принцип духовного смысла изменений к лучшему в России».

• как сложнокомпонентную, многомерную, «идеалоемкую» категорию, обладающую системными свойствами эмерджентности, «синергийного модернизма» (Багдасарян В.Э.);

• как междисциплинарную, многомерную, полисемантическую, полифункциональную и одновременно интегральную категорию синтезирующую всю гамму многообразных, когерентных форм, процессов и векторов преображающего развития: пре(про)образование, возрождение, гармонизация, инновация, модернизация, трансформация и др.

• как качественно изменяющий страну и обеспечивающий ее устойчивое процветание процесс солидарной деятельности институтов государственной власти и местного самоуправления, гражданского общества и граждан по преображению «сущностных атрибутов», «образующих начал страны» (С.С.Сулакшин): территории (повышение территориальной витальности), народонаселения (антропологическое, гуманитарное, духовно-нравственное преображение), государственного управления (повышение качества власти, ее качеств и способностей, нравственности, компетентности власти, качества и эффективности властвования»;

• как категорию, обозначающую прогрессивный, направленный, необратимый процесс позитивных качественных изменений в человеческом развитии, процесс свободного, всестороннего и гармонического развития человека. Это понимание развития человека как процесса реализации его сущности, заложенных в нем многомерных потенциалов, расширения поля человеческой идентичности;

• это сложный комплекс когерентных, взаимообусловленных, всесторонне взаимозависимых, многомерных позитивных процессов человеческого развития, процесс актуализации заложенного в человеке потенциала, развития пассионарности.

Понятие «гуманитарное преображение России» концептуализируется и эксплицируется автором следующим образом:

• это «системокомплекс» когерентных, взаимообусловленных, всесторонне взаимозависимых процессов развития «целеориентированных» на создание условий для опережающего, динамически устойчивого, сбалансированного человеческого развития России;

• это гуманистическое, человеко-ориентированное, социокультурное, духовно-нравственное развитие страны;

• это «гуманистически ориентированная модернизация» (С. А. Кравченко) нацеленная на раскрытие многогранных духовных и интеллектуальных потенций Человека в сложном современном социуме;

• это такое развитие страны, которое расширяет возможности населения получить хорошее образование, прожить долгую и здоровую жизнь, иметь интересную и достойную работу, способную обеспечить духовное и материальное благополучие.

Понятие «гуманитарное преображение России», с точки зрения государственного управления, понимается нами как осуществляемый органами государственной власти и местного управления при конструктивном, солидарном участии политически активного населения и институтов гражданского общества, синхронный, интерактивный, общественно-одобряемый, согласованный процесс научно-обоснованных, инновационных, креативных институциональных, структурно-функциональных преобразований в системе управления гуманитарным развитием страны, процесс формирования новой «несырьевой модели социального государства» (В.В. Путин), нравственного, «этико-ответствен-ного» государства (В. А. Волкова), формирование гуманистической, социогуманитарной, «человеко-центрированной» парадигмы государственной политики и человеко-ориентированной модели политико-административного управления,

в соответствии с заявленной Президентом России стратегической установкой: «смысл всей нашей политики - это сбережение людей», «умножение человеческого капитала как главного богатства России», процесс модернизации всех сфер (подсистем) социальной и духовной жизни страны, социальных и гуманитарных (человеко-ориентированных) государственных политик, использования технологий кластерного управления социогуманитарной сферой, ценностно-ориентированного, креативного управления, инкорпорирование высоких гуманитарных технологий (креативных социогуманитарных, социокультурных инноваций) в практику государственного управления и местного самоуправления.

• это такое человеко-ориентированное государственное управление развитием страны, при котором обеспечивается существенный и опережающий рост «гуманитарных инвестиций» превосходящих по уровню, и опережающих по темпам инвестиции в материальные производственные фонды, рост абсолютных размеров нематериального накопления в человеко-ориентированные инвестиционные сферы, обеспечивающих создание необходимых инфраструктурных, «средовых» условий для гармоничного развития человека, повышения качества человеческого потенциала, формирования «инновационного человека», процесс модернизации всех сфер (подсистем) социальной и духовной жизни страны, процесс формирования новой российской идентичности, целостности социогуманитарного пространства, «создания новой культурной среды функционирования социума» (Астафьева О.Н), преображения российского социокультурного ландшафта, обеспечение гуманитарной успешности страны.

В развернутом изложении понятие «гуманитарная успешность страны» концептуализируется автором как важнейший структурный компонент системы интегральной успешности страны или «абсолютной интегрированной успешности страны» (С. С. Сулакшин), интегративная оценка гуманитарной жизнеспособности страны, уровня гуманитарного развития, качества государственного управления гуманитарным строительством, эффективности осуществления государственной гуманитарной политики, характеристика уровня гуманитарного (человеческого) потенциала страны, народосбережения, «качества качеств» населения, развития культуры, образования, гуманитарных наук, оценка духовно-нравственного состояния общества, социального здоровья населения, социально-психологического самочувствия социума, его духовного психо-эмоционального состояния и, в целом, создания условий для гармоничного, свободного развития человека, характеристика современного уровня успешности гуманитарного развития и уровня достижения основных целей и параметров гуманитарного развития к нормативной модели российского нравственного, человеко-ориентированного государства.

Стратегической целью осуществления концепции гуманитарного преображения страны является обеспечение расширенного воспроизводства условий: социальных, экономических, политических, правовых, гуманитарных и других для свободного развития человека как высшей, приоритетной цели государственного управления, диалектического перехода от самодостаточной цели повышения качества жизни к системе повышения «качества качеств» человеческого потенциала, реализации заложенных в человеке многомерных способностей и потенций, «формирования гармонично развитой личности», «креативного», «инновационного человека» (Э. Хаген), человека, способного адаптироваться к постоянным изменениям, быть активным инициатором и производителем этих изменений, человека здорового (в плане телесного, душевного, духовного), человека пассионарного (обладающего волей к лучшей жизни), человека культурного, человека обладающего гражданской ответственностью, человека общественно активного, человека толерантного, предприимчивого, человека рефлексивного, умеющего конструировать свою жизнь, карьеру, собственную идентичность, человека, человека нравственного, человека компетентного, создание условий для формирования у граждан компетенций инновационной деятельности;

«Первоцелями» практической реализации концепции или ее «минимакс - стратегией» являются:

• демпфирование кризисности социогуманитарной ситуации, смягчение остроты социально-антропологической напряженности в стране;

• формирование гуманистической, социогуманитарной, «человеко-центрированной» парадигмы государственной политики и человеко-ориентированной модели политико-административного управления обеспечивающей переход от «человекопотребляющего» типа развития к «человековоспроизводству», повышению гуманитарной успешности страны, формирование человеко-ориентированного государства.

Индикативными целями концепции гуманитарного преображения России могут быть цели приближения основных качественных индикаторов человеческого развития российского общества к уровню государств, достигших лучших показателей по основным параметрам развития человека: здоровья, образования, уровня социального самочувствия, культуры, нравственности, демографическим показателям (рождаемости, смертности, состояния семейно-брач-ных отношений и др.), эталонным международным интегральным социогуманитарным индексам: социального прогресса, счастья, человеческого развития, подлинного прогресса, уровня и качества жизни, качества человеческого потенциала, индексу «лучших стран для жизни», «индексу процветанию стран мира», индексам устойчивого развития, индексам уровня коррупции, эффективности здравоохранения и другим.

Для определения хронотелеологических параметров, темпоральной перспективы реализации концепции гуманитарного преображения целесообразно исходить из «вывода - оценки» П.А. Сорокина, что «преображение человеческих существ... не может совершиться в полной мере автоматически, за короткий отрезок времени. В истории человечества ничто и никогда не совершалось автоматически. Каждая осознанная ценность требует напряженных усилий со стороны своих создателей»1.

Для проектирования темпоральных целей достижения некоторых позитивных результатов реализации концепции, можно воспользоваться временными рамками, предложенными в Указе Президента РФ «Основы государствен-

1 Сорокин П.А. Американская сексуальная революция. - М.: Проспект, 2006. - С. 125.

72

ной культурной политики». В данном документе предполагается, что «достижение целей и задач государственной культурной политики потребует не менее 15-20 лет, в течение которых сформируется новое поколение»1.

Основными интегрированными, взаимозависимыми и взаимообусловленными направлениями стратегии социо-гуманитарного преображения, гуманитарного развития, обеспечивающими реализацию ее целей, по нашему мнению, являются:

• духовно-нравственное, социокультурное преображение России;

• демографическое и социальное преображение России;

• преображение общественных отношений в России.

• «Желаемый интегральный социогуманитарный образ России» может быть номинирован и репрезентирован следующим образом:

• «Россия есть человеко-ориентированное, нравственное, демократическое, правовое государство, в котором целевым вектором интегративного стратегического развития является человеческое счастье;

• Россия - это страна, в которой органами государственной власти и местного самоуправления осуществляется системная работа по созданию условий для развития человека;

• Россия - это страна, в которой реализуются принципы социальной справедливости, социогуманизма, преемственности поколений, солидарности, социальной сплоченности, обеспечивается сохранение культурного разнообразия и поддержка межкультурного диалога, гражданский мир, межнациональное и межконфессиональное согласие, реализация конституционных прав и свобод граждан, их активное участие в государственном управлении и местном самоуправлении, страна, в которой сформировано справедливое общество с равным правом на доступ к общественным благам и работающая система социальных лифтов, «общество для всех возрастов», в котором различные поколения способствуют своему совместному развитию на основе двуединого принципа взаимности и справедливости.

Комплекс научно-обоснованных идей к формированию образа будущей России (в том числе, и социогумани-тарного), предложен генеральным директором Центра научной политической мысли и идеологии, С.С. Сулакшиным2.

Учитывая, что одной из стратегических целей осуществления концепции социогуманитарного преображения России и стратегии гуманитарного развития является формирование человеко-ориентированного государства, важнейшим теоретическим компонентом концепции, рассматриваемой в данном докладе, является понятие «человеко-ориентированное государство».

Поскольку, в российском социогуманитарном научном дискурсе нет единой точки зрения на номинацию данной категории, а имеющиеся не удовлетворяют целям концепции, представим авторский предварительный вариант этого понятия как «желаемый, модельный, идеальный образ человеко-ориентированного государства».

• В политико-философском контексте категория «человеко-ориентированное государство» концептуализируется автором как «высшее проявление, степень развития и форма государства, государственная политика которого направлена на создание условий для свободного развития человека, формирования гармонично развитой личности, развития и повышения качества человеческого потенциала страны, реализации заложенных в человеке потенций, достижения человеком избранных им смысложизненных стратегий.

• В политико-правовом аспекте понятие «человеко-ориентированное государство» трактуется нами как «государство, в котором основополагающим конституционным принципом является «человекоцентризм». Это государство, в котором каждый человек «равноценен и равнодостоин». Это государство, в котором в соответствии с высшим конституционным принципом человекоцентризма осуществляется комплекс мер, направленных на создание условий для свободного развития человека, формирования гармонично развитой личности, качества жизни, и государство несет конституционную ответственность перед гражданами.

• Это государство, в котором функционирует «институт общественной оценки (порицания, предупреждения) деятельности государственных органов» (С.С. Сулакшин), а «общество по результатам публичной оценки деятельности государственных органов, их должностных лиц может вынести им общественное порицание и, наряду с иными государственными органами, их должностными лицами инициировать применение к ним мер ответственности»3.

• «Главная цель социогуманитарного государства и общества (человеко-ориентированного государства -В. Т.) - гармоничное развитие человека, рост его позитивных качеств. Гармоничное развитие человека предполагает сопряженный рост составляющих человеческого капитала - витального, интеллектуального и духовного. Они характеризуют качество человека как биологического, социального и духовного субъекта, соответственно. Экономика в социогуманитарном государстве - не цель, а средство гармоничного развития человека»4.

• Это государство, в котором «финансовые вложения» в развитие человека, повышение «качества качеств человека» (всех групп населения страны) превосходят по уровню и опережают по темпам инвестиции в материальные производственные фонды. Человеко-ориентированное государство - это государство, в основа-

1 Об утверждении Основ государственной культурной политики / Указ Президента РФ от 24.12.2014 № 808. -http://news.kremlin.ru/media/events/files/41d526bc0d7d43e934f4.pdf

2 Сулакшин С.С. Образ будущей России. - http: //rusrand.ru/docconf/obraz-buduschej-rossii

3 Нравственное государство. От теории к проекту / Сулакшин С. С., Багдасарян В.Э., Вилисов М.В., Нетесова М.С., Пономарева Е.Г., Сазонова Е.С., Спиридонова В.И / Под общ. ред. С.С. Сулакшина. - М.: Наука и политика, 2015. - 424 с. - http://rusrand. ru/library/monographs/nravstvennoe-gosudarstvo-ot-teorii-k-proektu

4 Бушуев В.В., Голубев В.С., Коробейников А.А., Скляренко Б.В., Тарко А.М. Будущее России: Социогуманитарный проект. -М.: ЛЕНАНД, 2011. - 72 с.

нии которого, заложена человеко-ориентированная парадигма государственного управления, обеспечивающая единство реализации целей, задач, функций демократического, правового, «активного» социального государства» (В.И.Спиридонова), гуманистического, светского и нравственного государства. При этом нравственное государство трактуется как «государство, доминантно целеполагающее в своей деятельности достижение в общественных отношениях преобладания нравственных ценностей-мотиваторов»1.

• В государственно-управленческом «преломлении» понятие «человеко-ориентированное государство», рассматривается нами как государство, в котором сформирована человеко-ориентированная модель государственного управления, а государственная власть («верховная», исполнительная, законодательная, судебная, правоохранительная), высший политический класс, система государственной службы и управления страны), обладая ресурсами и качествами власти нравственной, высоким уровнем морально-политической легитимности, мо-рально-компетентностного авторитета, политической этики и нравственности (превосходящей общий уровень и стандарты духовно-нравственного развития современного российского социума), осуществляет системное, компетентное, ответственное, эффективное человеко-ориентированное, «нравственное государственное управление» научно-обоснованной, «умной», нравственной, гуманистичной, транспарентной государственной гуманитарной (антропологической) мегаполитикой, обеспечивающей «возрождение духовного, культурного кода нации» (Святейший Патриарх Кирилл), мобилизацию духовной «иммунной системы страны» (С.С. Сулакшин), «подъем духовных энергий», «национального сознания» (Агеев А.И.), «духовно-нравственную консолидацию общества» (Л.А. Гореликов), духовно-нравственное преображение, расширенное воспроизводство условий для свободного духовно-нравственного развития граждан.

• Человеко-ориентированное государство - государство нравственное. «Государство и общество в России обеспечивают нравственное содержание всех общественных отношений, их направленность на воплощение высших ценностей России, а также, социальность целеполагания и деятельности всех государственных органов и их должностных лиц, организаций. Государственные институты, государственное строительство, целе-полагание и деятельность государственных органов и их должностных лиц основываются на важности и ценности каждого человека вне зависимости от возрастной, религиозной, национальной, языковой и профессиональной принадлежности, социального статуса, индивидуальных особенностей, а также признаков пола и места проживания»2.

• В человеко-ориентированном, нравственном государстве эффективно функционирует вся совокупность обладающих высокой моральной легитимностью фидуциарных институтов (институтов, занимающихся генерализацией ценностей и смыслостроительством): семья, образование, воспитание, СМИ, культура, традиционные религиозные конфессии (при ведущей, смыслообразующей роли РПЦ) и других гуманитарных конститу-ентов, что позволяет им обеспечивать создание условий для духовно-нравственного развития и воспитания граждан.

• Человеко-ориентированное государство осуществляет государственную политику гуманитарного развития страны, «формирование идейно-духовного ресурса в качестве государственного управления» (В.И. Якунин,

B.Э.Багдасарян, С.С.Сулакшин) на основе системы научно-обоснованных концепций, доктрин, политик, имеющих общественно-государственную модель их осуществления.

• Человеко-ориентированное государство - это сильное, гуманистическое, социогуманитарное государство. Доминантной аксиолого-духовной основой государственной политики государства является социальный гуманизм, социальная справедливость, социальная солидарность, социальная сплоченность, свобода, достоинство, Отчизна и комплекс «ценностей-мотиваторов: труд, стремление к совершенству, коллективизм, душа, креативность, сопереживание, любовь (семья, дети), терпимость, альтруизм, нематериальные ценности» (С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

C.Сулакшин).

• Человеко-ориентированное государство занимает лидирующие позиции в мировом рейтинге государств по всем индикаторам, характеризующих качество развития человеческого потенциала и качество жизни, в том числе по абсолютным размерам нематериального накопления, то есть вложений в развитие человеческого потенциала страны, затрат в человеко-ориентированные инвестиционные сферы - образования, науку и здравоохранение, культуру, систему воспитания.

Реализацию целей концепции гуманитарного преображения обеспечивает государственная гуманитарная макрополитика (антропополитика) включающая комплекс (более 30) государственных «человеко-ориентированных», гуманитарных политик, имеющих научно-обоснованные, нормативно оформленные концепции или доктрины, программно-целевой комплекс, бюджетное финансирование, государственно-общественную модель управления и единую систему государственного управления, в том числе и координации всех многосубъектных институтов, участвующих в осуществлении гуманитарной макрополитики (антропополитики), а также систему средств - современных высоких социогуманитарных, «человеко-ориентированных» технологий на основе интеграции гуманитарных и естественнонаучных областей знаний, (в том числе и гуманитарных технологий рефлексивного управления), и критериально-

1 Нравственное государство. От теории к проекту / Сулакшин С. С., Багдасарян В.Э., Вилисов М.В., Нетесова М.С., Пономарева Е.Г., Сазонова Е.С., Спиридонова В.И / Под общ. ред. С.С. Сулакшина. - М.: Наука и политика, 2015. - 424 с. http://msrand. ru/librar•y/monographs/nravstvennoe-gosudarstvo-ot-teorii-k-proektu

2 Нравственное государство. От теории к проекту / Сулакшин С. С., Багдасарян В.Э., Вилисов М.В., Нетесова М.С., Пономарева Е.Г., Сазонова Е.С., Спиридонова В.И / Под общ. ред. С.С. Сулакшина. - М.: Наука и политика, 2015. - 424 с. - http://rusrand. ru/library/monographs/nravstvennoe-gosudarstvo-ot-teorii-k-proektu

индикативную систему оценки эффективности целедостижения. Ее нормативная модель представлена автором в ряде научных публикаций1

В представляемом научной общественности докладе тезисно сформулированы некоторые основания, пролегомены для проектирования концепции гуманитарного преображения России, имеющие дискуссионный, предварительный характер. Дальнейшая их проработка потребует более углубленной теоретической рефлексии, солидарных, креативных и скоординированных усилий гуманитарного сообщества.

Автор убежден, что материалы и рекомендации Всероссийской научно-практической конференции «Демографические процессы и сбережение нации» внесут вклад в проектирование концепции гуманитарного преображения России, практическая реализация которой должна создать условия для сбережения нации, формирования гармонично развитой личности.

1 Теребихин В.М. Антропополитика - гуманитарная мегаполитика развития человеческого потенциала как цели и условия системной модернизации России: идеи к проектированию концепции // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып.8. / РАН, ИНИОН. Отд. научного сотрудничества и международных связей; Отв. ред. Ю.С. Пивоваров. - М., 2013. - Ч. 1. -С. 145-151.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.