Теребихин В.М.1
ГУМАНИТАРНАЯ МАКРОПОЛИТИКА СЕВЕРНОГО РЕГИОНА: ПРОЛЕГОМЕНЫ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ КОНЦЕПЦИИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ)
Ключевые слова: гуманитарная макрополитика, человекоцентризм; свободное, гармоничное развитие человека, повышение «качества качеств» человеческого потенциала региона.
«Мы намерены строить нашу политику вокруг человека, его благополучия, интересов и запросов.
В.В. Путин
Актуальность проектирования и практической реализации концепции государственной гуманитарной макрополитики северного субъекта России как важнейшего компонента системы региональной государственной политики имеет «множественную каузацию» (П. Сорокин).
Во-первых, стимулирующим фактором социопроектирования и реализации концепции государственной гуманитарной макрополитики (антропополитики) является необходимость дальнейшей «гуманизации» региональной политики, формирование «человеко-центрированной» парадигмы и человеко-ориентированной, общественно-государственной модели политико-административного управления в соответствии с конституционными основоположениями и гуманистическими политическими установками Президента РФ о человеке «как высшей цели, смысле политики, миссии развития страны, абсолютном национальном приоритете», о необходимости «самым серьезным образом обновить государственную гуманитарную политику .
Кроме того, это детерминируется целями практической реализации стратегической задачи, сформулированной Президентом России о необходимости «совершить мощный рывок в развитии, войти в число передовых стран по продолжительности и качеству жизни граждан»3, задачами практического обеспечения в среднесрочной перспективе высшей стратегической цели государственного управления - создания условия для свободного развития человека, повышение качества человеческого потенциала в Республике Коми и других северных субъектах России.
Во-вторых, проектирование и практическая реализация концепции гуманитарной макрополитики Республики Коми детерминируется объективной необходимостью осуществления научно-обоснованной, системной, эффективной, скоординированной, солидарной деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и гражданского общества по обеспечению гуманитарной безопасности региона, смягчению негативных последствий социогума-нитарного кризиса, сформировавшегося во всех северных субъектах России и, в том числе, в Республике Коми в начале 90-х годов периода социетальной трансформации российского общества, а также по демпфированию современных социогуманитарных угроз и проблем региона, в том числе преодоления кризиса воспроизводства населения.
Несмотря на целый комплекс позитивных тенденций в социогуманитарном развитии республики, наметившихся после избрания Главой РК С.А. Гапликова, общая социально-гуманитарная ситуация в регионе оценивается как достаточно сложная.
Республика Коми «входит» в группу «регионов-аутсайдеров» по уровню сбалансированности развития экономической и социальной сфер. В регионе отмечается существенная асимметрия, межсферная поляризация, «ножницы» между уровнем экономического и социально-гуманитарного развития, несбалансированное развитие экономической и социогуманитарной сфер общественной жизни. Так, по целому ряду важнейших качественных показателей социогу-манитарного т.е. человеческого развития, регион занимает в «российском субъектном табеле о рангах», рейтинговые позиции, неадекватные его экономическому потенциалу. При 8 месте в РФ по валовому внутреннему продукту на душу населения, и 25 месте по интегральному индексу социально-экономического развития по целому ряду интегральных индикаторов качества жизни и «качества качеств» населения, (по данным за 2016-2017 годы и первый квартал 2018 года), регион занимает низкие рейтинговые позиции среди субъектов РФ и СЗФО:
• 65 место по интегральному рейтингу качества жизни (2016 - 59) и 8 место в СЗФО4.
1 Теребихин Владимир Михайлович - к.филос.н., эксперт Общественной палаты Республики Коми. E-mail: v.terebikhin@
mail.ru
2 Владимир Путин. Главное для нас - это люди. Электронное издание / Составитель В. Теребихин. - Сыктывкар, 2018. -https://cloud.mail.ru/public/HGUY/wExqyDk6G
3 Путин В.В. Выступление на пленарном заседании XXII Петербургского международного экономического форума 25 мая 2018 года. - http://kremlin.ru/events/president/news/copy/57556
4 Рейтинг регионов РФ по качеству жизни - 2017. - http://riarating.ru/regions/20180214/630082372.html
• 69 место по продолжительности жизни как интегральному индикатору качества жизни (2017 год)1
• 10 место по уровню смертности от самоубийств (2-е в СЗФО)2
• 17 место по уровню смертности от убийств и 2-е в СЗФО)3
• 25 место по уровню смертности от внешних причин (14 место в 1 кв. 2018 года)4
• 74 место по приверженности населения здоровому образу жизни5
• 78 место в рейтинге эффективности систем здравоохранения (2016 год)6
• 53 место по развитию спорта7
• 55 место по эффективности молодежной политики (2016 год - 46 место)8
• 75 место во всероссийском рейтинге субъектов Российской Федерации по развитию туризма9
• 53-54 место по развитию государственно-частного партнерства10
• 83 место в рейтинге трезвости российских регионов (2016 год - 74 место). 3 место после Магаданской области и Чукотского автономного округа11.
• Республика входит в состав 10 регионов с наибольшим удельным весом преступлений, совершенных в со-
12
стоянии алкогольного опьянения
• «В структуре неестественных причин смерти случайные отравления алкоголем по республике в 2017 году составили 17,4% (по России - 8,4%)»13.
• 3 место в РФ (1 - в СЗФО) по интенсивности обращений населения (коэффициенту обращений) к Уполномоченному по правам человека РФ на нарушения прав человека в РК14
В республике, наряду с достижением некоторых позитивных изменений в «качестве качеств населения», например, повышении продолжительности жизни, снижении уровня смертности, отмечается ухудшение ряда качественных характеристик населения, что выражается в «тенденциях-процессах» демографического старения населения, превышении удельного веса пожилого поколения над детским в структуре населения, снижении уровня и потенциала здоровья, снижении репродуктивного потенциала, в том числе уменьшении удельного веса трудоспособного населения и женщин фертильного возраста, увеличения мужского бесплодия, высокий разрыв в продолжительности женщин и мужчин, снижении потенциала здоровья детей, полученного при рождении.
В регионе отмечается гендерная диспропорция, сверхсмертность населения от предотвратимых причин смерти, высокая смертность трудоспособного населения, повышение уровня инвалидизации, высокий уровень внебрачных сожительств и др. Значительны масштабы экономических потерь от заболеваемости, инвалидности и смертности. Предположительно, эти потери составляют от 5 до 8 процентов ВРП.
Высокий (в 2 раза превышающий среднероссийский) уровень и рост смертности от самоубийств, существенное снижение рождаемости, высокий уровень миграционной убыли, уменьшение браков, высокий уровень убийств (в 2 раза превышающий среднероссийский и средний по СЗФО) и ряд других индикаторов, свидетельствуют о дискомфортном социо-психологическом настроении, об ухудшении социально-психологического самочувствия населения региона, общественного психического здоровья.
Согласно Государственному докладу «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2017 году »Республика Коми относится к группе 10 субъектов Российской Федерации с наибольшим уровнем влияния комплекса негативных санитарно-гигиенических факторов на состояние здоровья населения», в том числе, «факторов образа жизни, формирующих негативные тенденции в состоянии здоровья населения»15.
1 Рейтинг регионов РФ по качеству жизни - 2017. - http://riarating.ru/regions/20180214/630082372.html
2
Сведения о числе умерших от внешних причин смерти на 100000 населения по субъектам РФ за 2017 год. -www.gks.ru/free_doc/2017/demo/t3_5.xls
3 Там же.
4 Там же.
5 Рейтинг регионов по приверженности населения здоровому образу жизни. - http://riarating.ru/infografika/20170921/63007 3305.html
6 Высшая школа организации и управления здравоохранением. - http://www.vshouz.ru/news/105.html?SSr=140133ee2c2 fff27c_07e20518140e2d
7 Спортивный рейтинг регионов газеты «Советский спорт». - https://www.sovsport.ru/others/articles/948889-sportivnyj-rejting-regionov
8 Итоговый ежегодный рейтинг регионов в сфере эффективности реализации молодежной политики за 2017 год. - https:// fadm.gov.ru/news/40735
9 Рейтинг развития туризма в субъектах Российской Федерации (2016 год) Минкультуры. - https://www.mkrf.ru/ press/news/reyting-subektov-rossiy skoy-federatsii-po-razvitiyu 20171006160552/
10 Исследование «Государственно-частное партнерство в России 2016-2017: текущее состояние и тренды, рейтинг регионов» / Ассоциация «Центр развития ГЧП». - М.: Ассоциация «Центр развития ГЧП», 2016. - С.24-25.
11 Рейтинг трезвости российских регионов. - https://ria.ru/infografika/20171127/1509696354.html?inj=1
12 Состояние преступности в России за январь-декабрь 2017 года. - https://мвд.рф/reports/item/12167987
13
Государственный доклад «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия в Российской Федерации» по Республике Коми в 2017 году» / Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми. - Сыктывкар, 2018. - С. 27.
14 Доклад Уполномоченного по правам человека за 2017 год. - http://ombudsmanrf.org/content/doclad2017
15 О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2017 году: Государственный доклад. - М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2018. - С. 10.
Основными негативными факторами, отмеченными в докладе, являются: чрезмерное злоупотреблением алкоголем, табакокурение, несбалансированное питание.
В регионе многие качественные индикаторы, характеризующие социо-психологическое, духовно-нравственное здоровье (самоубийства, убийства, преступность, алкоголизация, наркотизация, аборты, разводы, внебрачные сожительства и др.), превышают пороговые, критические значения «параметров порядка» социогуманитарного развития.
В республике сохраняется на относительно высоком уровне социальное неравенство, избыточная социальная поляризации населения, социальная дисгармония, разрыв в доходах бедных и богатых (индекс Джини, коэффициент фондов, индекс Кейтца), высока численность населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, что противоречит конституционному статусу Республики Коми как социального субъекта.
В регионе, как и в целом по Российской Федерации, не обеспечено достижение всего комплекса целевых индикаторов человеко-ориентированных «майских указов» Президента РФ 2012 года.
Негативные тренды социогуманитарных процессов в регионе сохраняют в 2018 году основные интегративные «характеристики-состояния».
В 2018 году в регионе отмечается:
• демографический кризис - превышение смертности над рождаемостью, естественная убыль, переход в режим кризисного воспроизводства населения;
• увеличение темпов снижения рождаемости;
• сохранение тенденции высокого уровня и продолжающегося роста миграционной убыли населения, «более половины уехавших - специалисты с высшим образованием»1
• снижение реальных доходов населения;
• увеличение численности бедного населения;
• существенный рост самоубийств.
В-третьих, проектирование и осуществление концепции региональной гуманитарной политики обусловлено также отсутствием в теории и практике государственного регионального управления категории «государственная гуманитарная макрополитика (антропополитика)». Это понятие пока не имеет общепризнанного институционального научного статуса и тем более официального статуса государственной политики, несмотря на использование этого понятия в выступлениях Президента РФ. Применяемое в практике государственного управления понятие «социальная политика» по своей структуре, целям и задачам не охватывает весь комплекс государственных субполитик, обеспечивающих «создание условий для свободного развития человека» (в соответствии со ст.7 Конституции РФ) и «формирование гармонично развитой личности»2. Например, в действующую структуру социальной политики, не включены такие важнейшие субполитики входящие в систему интегральной гуманитарной мегаполитики, как политика в сфере духовно-нравственного преображения региона, государственная региональная информационная политика, государственная алкогольная политика, государственная символьная политика, государственная историческая политика, политика в сфере защиты и обеспечения прав и свобод человека, политика формирования регионального солидарного общества, политика поддержки и развития институтов гражданского общества и комплекс многих других гуманитарных региональных субполитик, которые должны обеспечивать создание «системокомплекса» условий для повышения «качества качеств» человеческого потенциала региона. Как нам представляется, региональная социальная политика является лишь одним из важнейших и существенных компонентов общего институционального дизайна интегральной государственной региональной гуманитарной макрополитики.
Архитектоника, институциональный дизайн концепции - многоуровневый, интерсекторальный комплекс, детерминированный многокачественным и интегральным феноменом человека и терминальными целями концепции, включающий: каузальный, теоретико-методологический, аксиологический, телеологический комплексы, а также принципы, основные направления, институты, механизмы и процедуры реализации концепции, комплекс высоких социогуманитарных, «человеко-ориентированных» технологий и критериально-индикативный комплекс оценки эффективности реализации концепции.
Сущностное, стержневое аксиологическое основание концепции - «человекоцентризм» как философия гуманистически ориентированной политики, как практический и мировоззренческий ориентир, который должен стать основным измерением государственной региональной политики.
Важнейшим компонентом концепции является понятие «государственная гуманитарная политика (антропополитика). Учитывая, что эта категория, являющаяся объектом рефлексии данного доклада, не институционализирована и не номинирована в политологическом дискурсе, в теории и официальной практике политико-административного управления, автор предлагает ее следующую формулировку.
В широком, политико-философском смысле государственная гуманитарная макрополитика - это человеко-центрированная политика, обеспечивающая расширенное воспроизводство условий для самореализации и самоактуализации, свободного, гармоничного развития физических и духовных сил человека, реализации заложенных в человеке многомерных способностей и потенций, достижения человеком избранных им жизненных смыслов, расширения поля человеческой идентичности, повышения «качества качеств населения», формирования гармонично развитой личности.
1 Молодежь на рынке труда Республики Коми. Пресс-выпуск. - http://komi.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/komi/ru/publi
cations/
2 Об утверждении Основ государственной культурной политики. Указ Президента РФ от 24.12.2014 № 808. - http://news. kremlin.ru/media/events/files/41d526bc0d7d43e934f4.pdf
В узком, политико-управленческом контексте, государственная гуманитарная политика (антропологическая политика государства) - это относительно самостоятельное, важнейшее направление в общей структуре государственной региональной политики, имеющее государственно-общественную систему управления, целенаправленная, планомерная, непрерывная и скоординированная система совместной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, институтов гражданского общества по интегрированному и синхронному осуществлению комплекса (более 30) гуманитарных, человеко-ориентированных политик, (в их единстве, взаимосвязи и взаимодополняемости) в целях практической реализации ее стратегической цели - создания условий для свободного развития человека, формирования гармонично развитой личности, повышения «качества качеств населения», развития человеческого потенциала, антропологического преображения республики, создание условий для достижения ценностно-целевых параметров успешности гуманитарного развития, гуманитарной успешности региона.
Гуманитарная политика должна иметь статус интегральной и интегративной макрополитики поскольку при ее проектировании учитывается многомерность, многогранность взаимообусловленных и взаимосвязанных целей и задач человеческого развития, объективная необходимость интеграции, синтезирования сложного комплекса государственных гуманитарных субполитик для реализации ее целей.
Проектируя телеологический комплекс концепции гуманитарной политики, автор полагает, что стратегическими, терминальными целями государственной гуманитарной макрополитики являются:
• обеспечение расширенного воспроизводства условий для самореализации и самоактуализации, свободного, гармоничного развития физических и духовных сил человека, реализации заложенных в человеке многомерных способностей и потенций, достижения человеком избранных им жизненных смыслов, расширения поля человеческой идентичности;
• повышение «качества качеств населения», сохранение и наращивание духовно-нравственных, интеллектуальных и физических возможностей человека;
• обеспечение перехода от «экономико-центристской», «человеко-потребляющей» парадигмы государственной политики - к «человеко-центрированной» парадигме, человеко-ориентированной модели государственного управления;
• обеспечение задач социогуманитарного преображения республики.
Индикативными целями концепции гуманитарной политики региона могут быть цели приближения основных качественно-количественных параметров человеческого развития к границе уровня «human development» северных и финно-угорских европейских государств.
Реализацию системы целей гуманитарной макрополитики должен обеспечить комплекс (более 30) государственных «человеко-ориентированных», гуманитарных субполитик, имеющих: научно-обоснованные, нормативно оформленные концепции или доктрины; программно-целевой комплекс, бюджетное финансирование; государственно-общественную модель управления; единую систему координации всех многосубъектных институтов, участвующих в осуществлении гуманитарной макрополитики; систему средств: современных "высоких социогуманитарных технологий государственного и муниципального управления; критериально-индикативную систему оценки эффективности целедостижения, комплекс мониторингов и ряд других компонентов.
Создание условий для духовного-нравственного преображения регионального социума обеспечивает практическая реализация следующих гуманитарных субполитик: государственная культурная политика, государственная образовательная политика, государственная политика в области воспитания, в том числе, политика в сфере духовно-нравственного воспитания населения, прежде всего, молодежи, обеспечения духовной, гуманитарной безопасности, государственная «фелицитарная политика» - политика, стратегическая цель которой, создание условий для достижения человеческого счастья, а также, комплекс политик в сфере снижения уровня делинквентности: антикриминальная политика, антинаркотическая политика, государственная политика по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения, антикоррупционная политика и др.
В комплекс политик, обеспечивающих создание условий для демосоциального преображения региона, должны быть включены: демографическая политика, политика управления антропотоком (миграционная политика), политика социокультурной интеграции, политика в сфере укрепления популяционного здоровья, политика, развития физкультуры и спорта, семейная политика, единая детская и молодежная политика, геронтополитика, политика обеспечения равных прав и возможностей мужчин и женщин, политика в сфере повышения благосостояния населения, уровня и качества жизни, политика социального обслуживания, социальной поддержки и помощи различным категориям населения, политика в сфере создания условий для высокопроизводительного труда, политика в рекреационно-релакса-ционной сфере, политика в сфере ритуально-похоронного дела, жилищная политика и ряд других.
Демократическое политическое преображение региона, гармонизацию общественных отношений обеспечивает следующий комплекс политик: политика в сфере развития общественных отношений, связей с общественностью, политика формирования культуры общественной жизни, гражданского образования, государственная демократическая, гуманистически ориентированная информационная политика, политика патриотического воспитания населения, символическая политика, имиджевая политика, государственная историческая политика, политика поддержки институтов гражданского общества, гражданского участия, политика социального партнерства, преемственности и солидарности поколений, электоральная политика, политика в сфере обеспечения прав и свобод граждан, политика в сфере межконфессиональных отношений (государственная конфессиональная политика), национальная политика, политика формирования солидарного общества, политика формирования российской гражданской идентичности и целый ряд других.
Отметим, что многие из перечисленных человеко-ориентированных гуманитарных политик пока не реализуются в практике регионального государственного управления, не обладают статусом государственных, нормативно не «зафиксированы», не имеют научно-обоснованных концепций и соответствующих целевых программ и т.д.
Гуманистические, консолидационные, консенсусные, духовно-психологические ресурсы гуманитарной макрополитики позволяют осуществлять функции гуманизации, интеграции, консолидации и солидаризации, социальной сплоченности регионального социума, обеспечения гуманитарной безопасности, а также, культурно-воспитательную, социально-аксиологическую, смыслоориентирующую, мировоззренческую, социально-психологическую функции и ряд других.
Важнейшим условием эффективной реализации гуманитарной политики является создание на региональном и местном уровнях институциональной интегрально-межотраслевой, государственно-общественной системы управления, в том числе координации деятельности многосубъектных (государственных, муниципальных, общественных) институтов, участвующих в процессах регионального гуманитарного развития на основе функционирования регионального социогуманитарного кластера.
Одним из компонентов концепции является «комплекс требований к качествам власти, субъектам и институтам, осуществляющим гуманитарную макрополитику. Как мы полагаем, власть, осуществляющая гуманитарную политику, должна быть:
• властью «высокого качества», властью интеллектуальной, «ноократией»,
• властью гуманной, моральной;
• властью «понимающей», «отзывчивой»;
• властью «прозрачной»;
• властью «цифровой» - системно использующей современные высокие инфо-инновационные, цифровые, аналитические и другие управленческие технологии и методы;
• властью легитимной и эффективной;
• властью демократически и гуманитарно-ориентированной;
• властью, в основе функционирования которой лежит современная парадигма управления - «новое публичное управление», включающая проектно-ориентированное управление.
В структуру концепции и системы (модели) государственной гуманитарной политики (антропополитики) входит многофункциональная аналитическая система индикаторов оценки качества и эффективности государственного управления гуманитарной политикой, имеющая сложный системологический характер и состоящая из 6 основных подсистем:
• подсистемы интегральных (композитных, синтетических, агрегированных) индексов человеческого развития, интегральных индексов количественных и качественных изменений в населении количественно определяющих интегральные качественные характеристики развития человеческого потенциала, позволяющих выявлять более сложные тенденции и флуктуации человеческого развития для принятия научно-обоснованных управленческих решений;
• подсистемы частных индексов, каждый из которых отражает и измеряет отдельные аспекты развития человеческого потенциала (сгруппированных по тематическим, проблемным блокам в соответствии с основными интегрированными направлениями гуманитарной макрополитики;
• подсистемы «пороговых», «предельно-критических» индикаторов-показателей гуманитарной, человеческой безопасности;
• подсистемы индикаторов - «ориентиров-эталонов» гуманитарного, человеческого развития;
• подсистемы рейтинговых показателей уровня и качества гуманитарного развития региона в системе российского рейтингового «табеля о рангах»;
• подсистемы мониторингов оценки гуманитарной успешности региона, эффективности осуществления гуманитарной политики.
Автор полагает, что интегральным критерием практического осуществления концепции региональной гуманитарной макрополитики и, в целом, гуманитарной успешности развития региона, может быть признано достижение следующих желаемых характеристик «социогуманитарного образа республики к 2035 году, последнему году реализации «Стратегии социально-экономического развития Республики Коми на период до 2035 года»:
• Республика Коми к 2035 году - регион, имеющий статус одного из лучших субъектов в Северо-Западном федеральном округе по основным индикаторам качества жизни и качества «качеств населения», территория наиболее комфортная для проживания, труда и отдыха населения, территория высокого и повышающегося качества жизни для нынешних и будущих поколений, регион, в котором созданы условия равных возможностей для самореализации и жизненного успеха каждого жителя республики.
• Республика Коми к 2035 году - социально здоровый, гуманитарно успешный регион, в котором органами государственной власти и местного самоуправления осуществляется системная работа по созданию условий для развития человека как высшей ценности, «меры всех вещей» на основе эффективной гуманитарной макрополитики, развития культуры, образования, здравоохранения, политики здорового образа жизни, заботы о детях, молодежи, семье и старшем поколении, преемственности и солидарности поколений, повышении качества и уровня жизни, улучшении условий труда, укрепления института семьи, интеллектуализации, духовно-нравственного развития и воспитания населения, регион, в котором реализуются принципы социальной справедливости, социального гуманизма, социальной сплоченности.
В представляемом экспертному сообществу докладе изложены некоторые значимые компоненты проектируемой концепции современной гуманитарной макрополитики одного из северных субъектов России. Автор планирует продолжить дальнейшую рефлексивную деятельность по завершению проектирования данной концепции. Материалы IX Международной научно-практической конференции «Регионы России: стратегии и механизмы модернизации, инновационного и технологического развития» будут использованы нами в этой деятельности.