Теребихин В.М.
к.филос.н., эксперт ГБУ «Центр Наследие» имени Питирима Сорокина
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ ПОЛИТИКА (АНТРОПОПОЛИТИКА) КАК МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ЧЕЛОВЕКООРИЕНТИРОВАННОГО ГОСУДАРСТВА: ИДЕИ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ КОНЦЕПЦИИ
Ключевые слова: гуманитарная политика, человеческий потенциал, социально-экономическое развитие, социогуманитарный кризис.
Причинный комплекс, детерминирующий актуальность проектирования и реализации концепции современной государственной гуманитарной политики (антропополитики) как составной части концепции стратегии гуманитарного развития страны, ее социогуманитарного (антропологического) преображения, одного из важнейших механизмов формирования человеко-ориентированного государства, имеет «множественную каузацию» (П.Сорокин).
Во-первых, проектирование и реализация концепции обусловлены необходимостью преодоления сложившегося противоречия между кризисностью антропологической ситуации в России и отсутствием в российском законодательном пространстве и системе госуправления интегральной комплексной государственной концепции и стратегия развития человеческого потенциала, стратегии гуманитарного развития, доктрины антропологического преображения России, а также, концепции и стратегии формирования российского человеко-ориентированного государства.
Принятая и реализуемая концепция демографического развития до 2025 года, судя по ее содержанию, это концепция демографической политики, осуществление которой даже в полном объеме не обеспечит комплексную, системную, многосложную задачу развития человеческого потенциала, и, тем более, цели гуманитарного развития, антропологического преображения России, поскольку, демографическое развитие - лишь один из структурных компонентов многомерного человеческого развития.
Утвержденные Указом Президента РФ «Основы государственной культурной политики» являются значимым вкладом в проектирование системной государственной гуманитарной политики. Так, впервые в практике современного российского государственного управления главной целью культурной политики признается «формирование гармонично развитой личности», а целями государственной культурной политики: укрепление гражданской идентичности; создание условий для воспитания граждан; сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования; передача от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения; создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала; обеспечение доступа граждан к знаниям, информации, культурным ценностям и благам. Впервые категория «культура» и культурная политика трактуются в широком, философско-культурологическом, аксиологическом аспекте. Впервые формулируется задача приоритетного развития гуманитарных наук, как наук о человеке, его развитии, «его духовной, нравственной, культурной и общественной деятельности»1.
Вместе с тем, новая государственная культурная политика страны, основные идеи которой сформулированы в данном Указе, является лишь одной из множества государственных гуманитарных субполитик, входящих в состав многомерной и одновременно, интегральной государственной гуманитарной политики (антропополитики). Поэтому принятие данных основ не означает, что в системе государственного управления гуманитарным развитием страны появилась объективно необходимая интегральная, комплексная государственная концепция, стратегия гуманитарного развития, стратегия развития человеческого потенциала, доктрина социогуманитарного (антропологического) преображения России.
Системный анализ современных антропопроцессов позволяет сделать вывод о том, что с начала 90-х годов страна устойчиво находится в пространстве гуманитарной неуспешности, что интегральной, интегративной оценкой современного уровня гуманитарного развития страны, ее социогуманитарной жизнеспособности, является социогума-нитарный (антропологический) кризис.
Антропологический кризис, как, многоаспектный, поликомпонентный, интегральный антропофеномен - современная антропогенная реальность, форма отражения современной антропоситуации и интегральная оценка антропологического состояния России и интегральная характеристика кризиса человеческого развития, концептуализируется автором, как «системокомплекс», системная целостность синхронизированных по времени возникновения и протекания, относительно самостоятельных, но при этом, когерентных, всесторонне взаимозависимых антропокризисов: «де-
1 Указ Президента РФ «Основы государственной культурной политики». - http://news.kremlin.ru/media/events/files/41d526bc 0d7d43e934f4.pdf
мографического кризиса», кризиса популяционного здоровья, духовного кризиса (как единства когерентных, всесторонне взаимозависимых кризисов: духовно-нравственного и духовно-аксиолого-экзистенциального кризисов), «тяжелого психологического кризиса» (А. Л. Журавлев, А.В. Юревич), комплекса кризисов идентичности, телеологического кризиса (кризиса цели), аксиологического, «экзистенциального кризиса» (В.В. Пастухов), «рефлексивной катастрофы» (В.Е. Лепский), кризиса межпоколенческой солидарности, кризиса системы фидуциарных институтов - субъектов, которые призваны генерализировать ценности и создавать условия для процесса устойчивого человеческого развития: институционального кризиса традиционной семьи и семейных отношений (П. А. Сорокин), системы воспитания граждан, морального контроля, кризиса массовой культуры (Святейший митрополит Кирилл), кризиса современной модели массового образования, здравоохранения, СМИ, и целого ряда других, доминирование негативных антропо-тенденций над позитивными. Следует отметить, что Президент России В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию 12 декабря 2012 год впервые в основном программном документе высшего уровня признал, что «в начале XXI века мы столкнулись с настоящей демографической и ценностной катастрофой, с настоящим демографическим и ценностным кризисом» (1).
В выступлении на заседании международного дискуссионного клуба «Валдай» 19 сентября 2013 года Президент России сделал вывод о том, что «сегодня нужно признать: полностью переломить негативные демографические тенденции пока и нам не удалось, мы только немного отступили от опасной черты утраты национального потенциала»1.
В утвержденных 24 декабря 2014 года Указом Президента РФ «Основах государственной культурной политики» отмечается, что «в недавнем прошлом такие вложения (инвестиции в человека, в «качественное обновление личности». - В.Т.) были явно недостаточными, что создало угрозу гуманитарного кризиса. К наиболее опасным для будущего России возможным проявлениям этого кризиса относятся: снижение интеллектуального и культурного уровня общества; девальвация общепризнанных ценностей и искажение ценностных ориентиров; рост агрессии и нетерпимости, проявления асоциального поведения; деформация исторической памяти, негативная оценка значительных периодов отечественной истории, распространение ложного представления об исторической отсталости России; атомизация
общества - разрыв социальных связей (дружеских, семейных, соседских), рост индивидуализма, пренебрежения пра-
2
вами других» .
Несмотря на ряд относительно позитивных антропотенденций в период 2000-2014 гг., кризисные тренды антропологических процессов сохраняют основные негативные интегративные характеристики.
Одним из множества интегральных «индикаторов-компонентов» характеристик антропологического кризиса является тот факт, что Российская Федерация по всем основным мониторируемым показателям, характеризующим процессы человеческого развития, занимает крайне негативные рейтинговые позиции в «табеле о рангах» стран Европы3.
Еще одним свидетельством, формой проявления антропологического кризиса в России является тот факт, что многие «количественно-качественные» параметры гуманитарного, человеческого развития, прежде всего, характеризующие духовно-нравственное, ментальное, социально-психологическое состояние социума, индикаторы делинквент-ного поведения превышают научно-обоснованные предельно-критические, пороговые значения.
Антропокризис имеет системный, многомерный характер, является одной из актуальных угроз гуманитарной, человеческой безопасности России (обстоятельный анализ антропокризиса - тема специального научного доклада).
Во-вторых, - актуальность проектирования и практической реализации концепции государственной гуманитарной политики (антропополитики) обусловлена объективной необходимостью практической реализации высшей стратегической цели государственного управления - «создание условий для свободного развития человека» (в соответствии со ст.7 Конституции РФ). А в уже цитируемом выше Указе Президента РФ от 24 декабря 2014 года «Об основах государственной культурной политики», зафиксировано, что главной целью государственной культурной политики России является формирование гармонично развитой личности. Поскольку эти взаимосвязанные и взаимообусловленные стратегические цели являются системными, комплексными, многосложными, то, как мы полагаем, даже эффективная реализация новой культурной политики не обеспечит их достижения. Поэтому, как мы уже отмечали, необходимо проектирование, принятие и практическая реализация стратегии интегральной государственной гуманитарной политики (антропополитики), обеспечивающей интегрирование и координацию управленческих действий стратегических субъектов России по осуществлению всех видов «человеко-ориентированных», гуманитарных субполитик (более 30) в их единстве, взаимодействии и взаимосвязи.
В-третьих, стимулирующим фактором социопроектирования и реализации концепции государственной гуманитарной политики (антропополитики) является необходимость принципиальной реконструкции существующей в России «экономикоцентристской» модели государственной политики и формирование гуманистической, социогумани-тарной, «человекоцентрированной» парадигмы и человекоориентированной модели политико-административного управления, обеспечивающей переход от «человекопотребляющего» типа развития к «человековоспроизводству», формированию, развитию и повышению качества человеческого потенциала, становлению человекоцентричной моде-
1 Путин В.В. Выступление на заседании международного дискуссионного клуба «Валдай». - http://www.kremlin.ru/video/
1594
2 Указ Президента РФ «Основы государственной культурной политики». - http://news.kremlin.ru/media/events/files/41d526bc 0d7d43e934f4.pdf
3 Ястребов Г .А., Красилова А.Н., Черепанова Е.С. «Здоровье наций»: оценка физического, социального и духовного благосостояния в странах Европы и СНГ: препринт ШР17/2013/02 / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2013. - 64 с. - (Серия ШР17 «Научные доклады Лаборатории сравнительного анализа развития постсоциалистических обществ») (на англ. яз.).
ли человеко-ориентированного государства. Необходимо заметить, что в определенной степени «экономикоцентрист-ский подход» просматривается даже в утвержденных Президентом России человеко-ориентированных основах государственной культурной политики. Так, в преамбуле этого документа отмечается, что «государственная культурная политика призвана обеспечить приоритетное культурное и гуманитарное развитие как основу экономического процветания, государственного суверенитета. А во введении утверждается, что «в современном мире культура становится значимым ресурсом социально-экономического развития»1. Таким образом, экономикоцентристский подход продолжает доминировать в системе российского государственного управления, что затрудняет процессы формирования че-ловеко-ориентированного государства.
В данном контексте мы в полной мере согласны с авторами монографии «Антропологическое измерение российского государства» в том, что «важно перевернуть пирамиду детерминации, перейти от общества экономической детерминации, порождающей отчужденные формы отношений между людьми, беспомощность человека перед безличными социальными структурами, информационным манипулированием, к «постэкономической детерминации, когда целью общественного развития станет развитие самого человека»2.
Архитектоника, институциональный дизайн концепции имеют сложную полиструктуру, каждый элемент которой является системным и входит в состав «системокомплекса», включающего: каузальный, теоретико-методологический, аксиологический, телеологический комплексы, а также, принципы, основные направления, механизм реализации концепции, комплекс высоких социогуманитарных «человекоориентированных» технологий («антропотехник») и критериально-индикативный комплекс (система квалиметрии и квантификации оценки эффективности реализации концепции и, в целом, гуманитарной успешности страны.
Концептосфера проектируемой концепции государственной гуманитарной политики
Социопроектирование концепции гуманитарной политики (антропополитики) как полипарадигмального, системного объекта и предмета исследования осложняется отсутствием единых интегральных концептуальных рамок и теоретико-методологических оснований, что обусловливает использование, интеграцию и взаимодополнительность различных непротиворечивых концептуальных антропопарадигм и подходов, теоретико-методологического потенциала многих гуманитарных, общественных наук, всей «суммы антропологий». Учитывая максиму Н. Бора, что никакое сложное явление нельзя описать с помощью какой-либо одной интерпретации или на основе одной парадигмы, одним из основных методологических, исследовательских оснований проектирования концепции является междисциплинарный синтез на основе метасистемного подхода.
Методологические подходы к проблеме социогуманитарного, антропологического преображения детерминированы работами российских и зарубежных авторов по философской, социальной, культурной, политической антропологии, поднимающих вопросы сущности человека, его сложной социокультурной и психосоматической природы, ценностей и идеалов в их субстанциальном и процессуальном контекстах.
Концепция, по нашему мнению, должна базироваться на антропоцентристских, гуманистических методологических максимах о человеке, как «мере всех вещей» (Протагор)», «центре всей методологии» (Л. Фейербах), «мере всех наук» (И.Т. Фролов).
Субстанциальным, методологическим основанием концепции является понимание сущности человека как сверхсложной, многоуровневой, многомерной архитектонически функционирующей космо-био-психо-социо-культурно-экзистенциальной антропосистемы, «удивительно интегрального существа», «совпадения противоположностей» (П. А. Сорокин), высшей ценности и самоцели общественного развития.
Сущностный, стержневой аксиологический принцип (основание) концепции - «человекоцентризм». По мнению президента Национальной академии педагогических наук Украины, доктора философских наук Василия Кременя: «это философия гуманистически ориентированной политики и практики создания государства».... «человекоцен-тризм» - это и «практический и мировоззренческий ориентир, который должен стать основным измерением государственной политики в новейшей истории Украины» (и России. - В.Т.)3. Важнейшим компонентом концепции является государственная гуманитарная политика (антропополитика). Учитывая, что категория «антропополитика», являющаяся объектом рефлексии данной статьи, не институционализирована и не номинирована в политологическом дискурсе, теории и практике политико-административного управления, автор предлагает ее следующие формулировки:
• В политико-философском смысле антропополитика - это государственная гуманитарная мегаполитика (государственная антропопологическая политика), практическая реализация которой создает условия для свободного развития и самоактуализации, самоосуществления человека, устойчивого, опережающего человеческого развития, повышения «качества качеств населения», формирования гармонично развитой личности.
• В узком, государственно-управленческом контексте, государственная гуманитарная политики (антропологическая политика государства) - это целенаправленная, планомерная, непрерывная и скоординированная система совместной деятельности федеральных, региональных органов государственной власти и местного самоуправления, ин-
1 Указ Президента РФ «Основы государственной культурной политики». - http://news.kremlin.ru/media/events/files/41d526bc 0d7d43e934f4.pdf
2 Антропологическое измерение российского государства / Рос. акад. наук, Ин-т философии ; Отв. ред. В.Н. Шевченко. - М.: ИФРАН, 2009. - С. 92.
3 Кремень В. Философия человекоцентризма как теоретическая составляющая национальной идеи // Зеркало недели. Украина. 2005. - № 31, 12 августа.
ститутов гражданского общества по интегрированному и синхронному осуществлению комплекса (более 30) гуманитарных, человекоориентированных политик, (в их единстве, взаимосвязи и взаимодополняемости), в целях практической реализации ее стратегической цели - создания условий для свободного развития человека, формирования гармонично развитой личности, повышения «качества качеств населения», развития человеческого потенциала, антропологического преображения России, формирования основ социогуманитарного, человекоориентированного государства, создание условий для достижения ценностно-целевых параметров успешности гуманитарного развития страны (гуманитарной успешности страны).
Концепция гуманитарной политики (антропополитики) основана на принципе, одновременного решения широкого спектра проблем человеческого развития, имеющих тесную связь между собой. В практическом воплощении это предполагает, что решение определенных задач в рамках отдельных направлений антропополитики будет одновременно способствовать реализации задач других направлений и получению более весомых результатов. Поэтому важнейшим условием реализации концепции, достижения ее целей и требованием к органам государственной власти является то, что все направления и весь комплекс «человекоразвивающих» политик должен осуществляться в их единстве, системности, синхронизации действий и взаимосвязи.
Антропополитика должна иметь статус интегральной и интегративной «мегаполитики», поскольку при ее проектировании учитывается многомерность, многогранность взаимообусловленных и взаимосвязанных целей и задач человеческого развития, объективная необходимость интеграции, синтезирования сложного комплекса государственных гуманитарных и социальных субполитик для реализации ее целей.
Проектируя телеологический комплекс концепции гуманитарной политики (антропополитики) автор полагает, что стратегическими целями данной концепции и государственной гуманитарной политики в целом, являются:
• обеспечение расширенного воспроизводства условий для самореализации и самоактуализации, свободного, гармоничного развития физических и духовных сил человека, реализации заложенных в человеке многомерных способностей и потенций, достижения человеком избранных им жизненных смыслов, расширения поля человеческой идентичности;
• формирование гармонично развитой личности;
• повышение качества качеств населения, сохранение и наращивание духовно-нравственных, интеллектуальных и физических возможностей человека;
• обеспечение перехода от «экономикоцентристской», «человекопотребляющей» парадигмы государственной политики к «человекоцентрированной», «человекоразвивающей» парадигме, человекоориентированной модели государственного управления, перехода к политике «человекосбережения» и «человековоспроизводства», устойчивому человеческому развитию.
«Первоцелями» практической реализации концепции или ее «минимакс - стратегией» (Лапин Н.И.) являются: демпфирование кризисности антропологической ситуации, смягчение остроты «социально-антропологической напряженности», «минимизации «нестерпимых человеческих бед» (Лапин Н.И.).
Индикативными целями концепции гуманитарной политики России могут быть цели приближения основных качественных параметров человеческого развития к границе уровня «human development» передовых европейских государств.
Для определения хронотелеологических параметров, темпоральной перспективы реализации концепции антропологического преображения целесообразно исходить из «вывода-оценки» П.А.Сорокина о том, что «преображение человеческих существ... не может совершиться в полной мере автоматически, за короткий отрезок времени. В истории человечества ничто и никогда не совершалось автоматически. Каждая осознанная ценность требует напряженных усилий со стороны своих создателей»1. Для проектирования темпоральных целей достижения некоторых позитивных результатов реализации концепции, можно воспользоваться временными рамками, предложенными в Указе Президента РФ «Основы государственной культурной политики». В данном документе предполагается, что «достижение
целей и задач государственной культурной политики потребует не менее 15-20 лет, в течение которых сформируется
2
новое поколение» .
Основными интегрированными, взаимозависимыми и взаимообусловленными направлениями государственной гуманитарной политики (антропополитики), обеспечивающими реализацию ее целей, по нашему мнению, являются:
• духовное и нравственное преображение России;
• демографическое и социальное преображение России;
• преображение общественных отношений в России;
Реализацию целей гуманитарной политики (антропополитики) должен обеспечить комплекс (более 30) государственных «человекоориентированных», гуманитарных политик, имеющих научно-обоснованные, нормативно оформленные, концепции или доктрины, программно-целевой комплекс, бюджетное финансирование, государственно-общественную модель управления, и единую систему государственного управления, в том числе, и координации всех многосубъектных институтов участвующих в осуществлении гуманитарной политики (антропополитики), а также, систему средств - современных «высоких социогуманитарных», «человекоориентированных» технологий на основе интеграции гуманитарных и естественно - научных областей знаний, (в том числе и гуманитарных технологий рефлексивного управления), применяемых в соответствии с критерием философа Ж. Маритена - «средства должны быть
1 Сорокин П.А. Американская сексуальная революция. - М.: Проспект, 2006. - С. 125.
2 Указ Президента РФ «Основы государственной культурной политики». - http://news.kremlin.ru/media/events/files/41d526bc 0d7d43e934f4.pdf
соразмерны цели и, соответствовать ей, поскольку они являют путь к цели» и критериально-индикативную систему оценки эффективности целедостижения.
Духовное и нравственное преображение обеспечивает практическая реализация следующих политик: государственная образовательная политика, государственная культурная политика, государственная политика в области воспитания (С.С. Сулакшин), в том числе, политика в сфере духовно-нравственного и патриотического воспитания населения, прежде всего молодежи, обеспечения духовной безопасности, государственная «фелицитарная политика» (А. Фрумкин) - политика, стратегическая цель которой - создание условий для достижения человеческого счастья, как «равновесной жизни», когда человек находится в равновесии, согласии с самим собой, другими людьми и природой, выдвижение человеческого счастья в качестве целевого вектора развития территории (В. Бочко), а также комплекс политик в сфере снижения уровня делинквентности: антикриминальная политика, антинаркотическая политика, государственная политика дезалкоголизации населения (алкогольная политика, государственная политика по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения), антикоррупционная политика и др.
В комплекс политик обеспечивающих демосоциальное преображение, включены: демографическая политика, политика управления антропотоком (миграционная политика: иммиграционная политика, политика «натурализации», политика социокультурной интеграции), политика в сфере укрепления популяционного здоровья, политика в сфере развития физкультуры и спорта, семейная политика, ювенальная - единая детская и молодежная политика), геронто-политика, гендерная политика, политика в сфере повышения благосостояния населения, уровня и качества жизни, политика в сфере социального обслуживания, социальной поддержки и помощи различным категориям населения, политика в сфере создания условий для высокопроизводительного труда, политика в рекреационно-релаксационной сфере, жилищная политика и ряд других;
Гармонизацию, преображение политических общественных отношений обеспечивает следующий комплекс политик: политика в сфере развития общественных отношений, связей с общественностью, политика формирования культуры общественной жизни, гражданского образования, государственная демократическая, гуманистически ориентированная информационная политика, символическая, имиджевая политика, государственная историческая политика (Э. Багдасарян), политика поддержки институтов гражданского общества, гражданского участия, политика социального партнерства, электоральная политика, политика в сфере обеспечения прав и свобод граждан, политика в сфере межконфессиональных отношений (государственная конфессиональная политика), этнополитика, политика противодействия интолерантности, формирования толерантной культуры, политика формирования солидарного общества, политика формирования российской гражданской идентичности и целый ряд других.
Отметим, что многие из перечисленных человекоориентированных гуманитарных политик пока не реализуются в практике государственного управления, не имеют статус государственных, нормативно не «зафиксированы», не имеют научно-обоснованных концепций и соответствующих целевых программ и т.д.
Как мы уже отмечали, включение предложенного комплекса «человекоразвивающих» политик в структуру ан-тропополитики объясняется многомерностью, многокачественностью целей и задач антропологического преображения России.
Важнейшим условием эффективной реализации антропополитики является создание институциональной интегрально-межотраслевой системы управления процессами гуманитарного развития, развития человеческого потенциала на федеральном, региональном и местном уровнях.
Гуманистические, консолидационные, консенсусные, духовно-психологические ресурсы антропополитики позволяют осуществлять следующие функции: гуманизации, интеграции, консолидации и солидаризации общества, обеспечения гуманитарной и психологической безопасности, а также, культурно-воспитательную, социально-аксиологическую, смыслоориентирующую, мировоззренческую, социально-психологическую функции и ряд других.
Учитывая, что гуманитарная политика (антропополитика) является основным механизмом формирования чело-веко-ориентированного государства, важнейший теоретический компонент концепции, рассматриваемой в данной статье - понятие «человеко-ориентированное государство».
Поскольку, в российском социогуманитарном научном дискурсе нет единой точки зрения на номинацию данной категории, а имеющиеся не удовлетворяют целям данной концепции, представим авторский, первоначальный, развернутый вариант этого понятия, как «желаемый, модельный, идеальный образ человекоориентированного государства».
• В политико-философском контексте категория «человеко-ориентированное государство» концептуализируется автором, как «высшее проявление, степень развития и форма государства, государственная политика которого направлена на создание условий для свободного развития человека, формирования гармонично развитой личности, развития и повышения качества человеческого потенциала страны, реализации заложенных в человеке потенций, достижения человеком избранных им смысложизненных стратегий.
• В политико-правовом аспекте понятие «человекоориентированное государство» трактуется нами как «государство, в котором основополагающим конституционным принципом является «человекоцентризм» (антропоцентризм) - признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. Это государство, в котором каждый человек «равноценен и равнодостоин». Это государство, в котором в соответствии с высшим конституционным принципом человекоцентризма государство осуществляет комплекс мер, направленных на создание условий для свободного развития человека, формирования гармонично развитой личности, качества жизни и несет конституционную ответственность перед гражданами. Это государство, в котором «общество по результатам публичной оценки деятельности государственных органов, их должностных лиц может вынести им общественное порицание и, наряду с иными госу-
дарственными органами, их должностными лицами инициировать применение к ним мер ответственности в соответствии с законодательством России» (Сулакшин С.С.).
• «Главная цель социогуманитарного государства и общества (человеко-ориентированного государства. - В.Т.) -гармоничное развитие человека, рост его позитивных качеств. Гармоничное развитие человека предполагает сопряженный рост составляющих человеческого капитала - витального, интеллектуального и духовного. Они характеризуют качество человека как биологического, социального и духовного субъекта, соответственно. Экономика в социогу-манитарном государстве - не цель, а средство гармоничного развития человека»1
• Это государство основанное на человекоориентированной парадигме социально-экономического развития и имеющее человекоориентированный тип социально-экономического развития. Это государство, в котором вложения в развитие человека (всех групп населения страны) превосходят по уровню и опережают по темпам инвестиции в материальные производственные фонды. В государственно-управленческом «преломлении», понятие «человекоориенти-рованное государство», рассматривается нами, как государство, в котором сформирована человекоориентированная модель государственного управления, а государственная власть («верховная», исполнительная, законодательная, судебная, правоохранительная), высший политический класс, система государственной службы и управления страны), обладая ресурсами и качествами власти нравственной, высоким уровнем морально-политической легитимности, морально-компетентностного авторитета, политической этики и нравственности (превосходящей общий уровень и стандарты духовно-нравственного развития современного российского социума), осуществляет системное, компетентное, ответственное, эффективное человекоориентированное, «нравственное государственное управление» научно-обоснованной, «умной», нравственной, гуманистичной, транспарентной государственной гуманитарной (антропологической) мегаполитикой, обеспечивающей «возрождение духовного, культурного кода нации» (Патриарх Кирилл), мобилизацию духовной «иммунной системы страны» (С.С. Сулакшин), «подъем духовных энергий» национального сознания (Агеев А.И.), «духовно-нравственную консолидацию общества» (Л.А. Гореликов), духовно-нравственное преображение, расширенное воспроизводство условий для свободного духовно-нравственного развития граждан.
• Человекоориентированное государство - это государство, в основании которого заложена человеко-ориенти-рованная парадигма государственного управления, обеспечивающее единство реализации целей, задач, функций демократического, правового, «активного» социального государства» (В.И. Спиридонова), гуманистического, светского и нравственного государства (при этом нравственное государство трактуется как «государство, доминантно целе-полагающее в своей деятельности достижение в общественных отношениях преобладания нравственных ценностей-мотиваторов») (С. Сулакшин)
• Человекооориентированное государство - государство нравственное. «Государство и общество в России обеспечивают нравственное содержание всех общественных отношений, их направленность на воплощение высших ценностей России, а также, социальность целеполагания и деятельности всех государственных органов и их должностных лиц, организаций. Государственные институты, государственное строительство, целеполагание и деятельность государственных органов и их должностных лиц основываются на важности и ценности каждого человека вне зависимости от возрастной, религиозной, национальной, языковой и профессиональной принадлежности, социального статуса, индивидуальных особенностей, а также признаков пола и места проживания» (С.С. Сулакшин).
• В человекоориентированном, нравственном государстве эффективно функционирует вся совокупность обладающих высокой моральной легитимностью фидуциарных институтов (институтов, занимающихся генерализацией ценностей и смыслостроительством): семья, образование, воспитание, СМИ, культура, традиционные религиозные конфессии (при ведущей, смыслообразующей роли РПЦ) и других гуманитарных конституентов, что позволяет им обеспечивать создание условий для духовно-нравственного развития и воспитания граждан.
• Человекоориентированное государство осуществляет государственную антропологическую политику гуманитарного развития страны, «формирование идейно-духовного ресурса в качестве государственного управления» (В.И. Якунин, В.Э. Багдасарян, С.С. Сулакшин) на основе системы научно-обоснованных концепций, доктрин политик, имеющих общественно-государственную модель их осуществления.
• Человекоориентированное государство - это сильное, гуманистическое, социогуманитарное государство. Доминантной аксиолого-духовной основой государственной политики государства является социальный гуманизм, социальная справедливость, социальная солидарность, социальная сплоченность, свобода, достоинство, Отчизна и комплекс «ценностей - мотиваторов: труд, стремление к совершенству, коллективизм, душа, креативность, сопереживание, любовь (семья, дети), терпимость, альтруизм, нематериальные ценности» (С. Сулакшин).
• Человекоориентированное государство занимает лидирующие позиции в мировом рейтинге государств по всем индикаторам, характеризующих качество развития человеческого потенциала и качество жизни, в том числе, по абсолютным размерам нематериального (или невещного) накопления, то есть вложений в развитие человеческого потенциала страны, затрат в человекоориентированные инвестиционные сферы - образования, науки и здравоохранения.
• Категория «человеко-ориентированное государство» имеет множество совпадений с основными характеристиками «социогуманитарного государства», идеи, формирования которого разработана группой ученых2.
1 Бушуев В.В., Голубев В.С., Коробейников А.А., Скляренко Б.В., Тарко А.М. Будущее России: Социогуманитарный проект.
М.: ЛЕНАНД, 2011. - 72 с.
2 Там же.
• Как мы уже отмечали, «человеко-ориентированное государство» - есть государство нравственное. Идеи проекта строительства нравственного государства разработаны коллективом Центра научной и политической мысли и идеологии (руководитель С. С. Сулакшин)1.
• В структуру концепции государственной гуманитарной политики (антропополитики) входит многофункциональная система индикаторов оценки качества и эффективности государственного управления гуманитарной политикой, повышение уровня гуманитарной успешности страны (система индикаторного управления), имеющая сложный системологический характер и состоящая из 5 основных подсистем:
• подсистемы интегральных (композитных, синтетических, агрегированных) индексов человеческого развития, количественно определяющих интегральные качественные характеристики развития человеческого потенциала, позволяющих выявлять более сложные тенденции и флуктуации человеческого развития;
• подсистемы частных индексов, каждый из которых отражает и измеряет отдельные аспекты развития человеческого потенциала (сгруппированных по тематическим, проблемным блокам в соответствии с основными интегрированными направлениями гуманитарной политики (антропополитики);
• подсистемы «пороговых», «предельно-критических» индикаторов-показателей гуманитарной, человеческой безопасности;
• подсистемы индикаторов - «ориентиров-эталонов» гуманитарного, человеческого развития;
• подсистему рейтинговых показателей уровня и качества гуманитарного развития России (страны) в мировых, европейских рейтингах, в мировых «табелей о рангах»;
• подсистемы мониторингов оценки гуманитарной успешности страны, эффективности осуществления антро-пополитики и антропологического преображения России, в целом.
В представляемом научной общественности докладе сформулированы некоторые «идеи - основания» проектирования концепции государственной гуманитарной политики (антропополитики) имеющие дискуссионный, предварительный характер. Дальнейшая их проработка потребует более углубленной теоретической рефлексии, солидарных, креативных и скоординированных усилий гуманитарного сообщества в контексте проектирования концептосферы социоинновационной «человеческой модернизации - преображающего развития» России.
1 Нравственное государство. От теории к проекту / Сулакшин С. С., Багдасарян В.Э., Вилисов М.В., Нетесова М.С., Пономарева Е.Г., Сазонова Е.С., Спиридонова В.И / Под общ. ред. С.С. Сулакшина. - М.: Наука и политика, 2015. - 424 с. -http://rusrand.ru/library/monographs/nravstvennoe-gosudarstvo-ot-teorii-k-proektu.