Таким образом, степень жизнеспособности государства и общества зависит не только от материальных условий его существования, но и от духовных. Поэтому духовные ценности, передаваемые из уст в уста, из поколения в поколение должны стать своего рода духовной призмой, через которую воспринимается мир. Вместе с тем, совершенно очевидно, что возвращение народа к духовности, нравственности возможно только через материально благополучных и физически здоровых членов общества.
Подчеркивая детерминирующую роль духовности в социальных процессах, не следует забывать положение отечественной и западной философии о том, что возрождение личности не может осуществляться лишь как индивидуально-духовная работа. Необходимы соответствующие социальные условия, которые возможны только в сильном, жизнеспособном государстве. В условиях российской действительности после решительного отказа от государственного вмешательства в общественную жизнь, после многолетнего погружения в нестесненную никакими правилами рыночную стихию, особенно остро стоит вопрос не просто о государстве (и его реабилитации), а о жизнеспособном государстве. Такое государство должно иметь духовные основы, без которых оно лишается нравственных критериев и ориентиров. Оно должно опираться на базовые моральные ценности и главную идею - идею мощной державной государственности как гаранта успешного развития страны, ее защиты перед лицом многочисленных вызовов - внутренних и внешних.
Сегодняшнее российское государство вплотную столкнулось с необходимостью создавать новую стратегию развития общества, проводить модернизацию. Но при этом важно вернуть людям их духовные сокровища, вокруг которых только и возможно какое-либо положительное созидание. Речь идет об использовании стабилизирующих факторов традиционного общества (семейные, хозяйственные традиции, духовные ценности) в качестве каркаса для создания современного постиндустриального общества с качественно иным по отношению к традиционному обществу содержанием.
Теребихин В.М.
к. филос.н., доцент Коми республиканской академии государственной службы и управления
ДУХОВНЫЙ КРИЗИС КАК ДЕСТРУКТИВНЫЙ ФАКТОР, УГРОЗА И ВЫЗОВ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИИ: НЕКОТОРЫЕ ИДЕИ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПОЛИТИКИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПРЕОБРАЖЕНИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
«Имея дело с проблемой прогрессирующей нравственной деградации части общества, мы стоим не только перед задачей улучшения морального климата, но и перед вопросом национального выживания...»
«Модернизация страны должна осуществляться в связке с укреплением нравственности
в обществе... нравственность - основа модернизации».
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Актуальность исследования заявленной в данном докладе проблемы, детерминируется тем, что «духовно-нравственное состояние общества имеет многокомпонентный статус» (А.В. Юревич). Духовный потенциал страны является одним из сущностных так называемых «несиловых» потенциалов российской государственности, важнейшим фактором осуществления инновационной модернизации государства. Кроме того, духовно-нравственные процессы являются индикатором состояния общества, следствием происходящих в обществе процессов и основой того, что ожидает общество в будущем;
Помимо этого она определяется и необходимостью преодоления сложившейся системы противоречий: между кризисным состоянием духовно-нравственных процессов в российском обществе и отсутствием эффективной государственной политики в сфере духовного преображения России, а также, между системной комплексностью проблем духовно-нравственного развития и узковедомственным характером государственного управления процессами в сфере духовно-нравственного развития социума.
Результаты исследования духовно-нравственного здоровья нации, осуществленного автором доклада, изучение содержания монографических исследований, докторских и кандидатских диссертаций, материалов научных конференций, посвященных научной рефлексии проблем развития духовной сферы, позволяют сделать вывод, что интегральной и интегративной характеристикой современной духовной ситуации в России, духовно-нравственного состояния нации, является духовный кризис.
Учитывая, что данная категория, несмотря на ее активное использование, не имеет общепризнанного статуса в обществоведческом дискурсе, а существующие дефиниции не в полной мере соответствуют целям нашего доклада, мы предприняли попытку концептуализировать (эксплицировать) этот антропофеномен следующим образом:
Духовный антропокризис как многоаспектный, многокомпонентный, интегральный антропофеномен - «форма отражения современной духовно-нравственной ситуации и интегральная оценка духовного состояния России -составная часть системного антропологического кризиса, интегративная целостность (системоинтегрированность) двух относительно самостоятельных, но когерентных, взаимозависимых и взаимообусловленных кризисов: духовно-нравственного и духовно-аксиологического (духовно-ментального, духовно-экзистенциального).
Духовно-нравственный кризис - есть составная часть системного духовного кризиса, интегративная целостность относительно самостоятельных, но когерентных, взаимосвязанных кризисов: кризиса «нормативного духовно-нравственного поведения» населения, в том числе многих элитных групп, кризиса системы воспроизводства морали, а также, кризиса (дисфункциональности) традиционных фидуциарных институтов - субъектов, призванных генерализировать ценности, транслировать идентичности и обеспечивать создание условий для духовно-нравственного развития населения, духовной консолидации и «духовной навигации» общества: традиционной семьи (семейных отношений), массового образования (прежде всего, его аксиолого-воспитательных, антропологически-экзистенциальных функций), масс-медиа («нравственный кризис информационного пространства России» (А. Щипков), кризиса политики в сфере воспитания, обеспечения идеологической, воспитательной функции государства, кризиса системы межпо-коленческих отношений и др.
Духовно-аксиолого-экзистенциальный кризис - составная часть общего духовного кризиса российского социума, интегративная целостность, симбиоз относительно самостоятельных, но когерентных, взаимозависимых и взаимообусловленных кризисов: комплекса идентификационных кризисов, экзистенциального кризиса («экзистенциального, аксиологического хаоса» (О. Генисаретский), ментального кризиса, «тяжелого психологического кризиса» (А. Л Журавлев, А.В. Юревич), «рефлексивной катастрофы (В.Е. Лепский), «духовной катастрофы» (И. Л. Полотов-ская), телеологического кризиса, кризиса доверия, кризиса «миропонимательных» идеологических конструкций и др.
Концепт «духовный антропокризис», как антропореальность, характеризует многовекторный антропопроцесс негативных (в определенной степени - деградационно-патологических) изменений в функционировании духовно-нравственной сферы российского социума процессы.
Духовный антропокризис имеет «системокомплекс» феноменологически номинированных, идентифицированных, ярко выраженных многокачественных форм проявления.
В наиболее «системно-аргументированном изложении» формы проявления духовно-нравственного кризиса, «испарения морали» (Э. Гидденс), духовно-ценностной параномии приведены в статье «Нравственность в современной России» известных российских психологов А.В. Юревича и Д.В. Ушакова, а также, в проекте «Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в РФ, и защите их нравственности», подготовленной Общественным Советом Центрального федерального округа»1
Доминирующей тенденцией духовно-нравственного антропокризиса является усиление процессов дегуманизации и брутализации общественных отношений.
При этом, «брутализация общественных отношений» понимается как «процесс, в ходе которого в социальных связях всех уровней, под воздействием резко возросшей стрессогенности и рискогенности среды начинают доминировать, в общем и целом, деструктивные практики, характеризующиеся такими признаками, как: неправовой характер, нанесение как психологического, так и физического ущерба другой личности, группе, ослабление контроля со стороны позитивных социальных норм неформального типа, фетишизация агрессивности и силовых способов решения проблем, фактическое превращение брутальности в адаптационный ресурс как символического, так и прямого дейст-вия»2.
Эмпирически, феноменологически духовно-нравственный кризис выражается в интенсивном росте и повышении уровня всех видов и форм делинквентного поведения населения при снижении его численности.
Пик данной антропотенденции наблюдался в начальный период спонтанной социетальной трансформации (1990-1995 гг.). Так, уровень убийств возрос в 1995 по отношению к 1990 году в 2 раза (к 2009 году - в 1,3 раза). Уровень самоубийств увеличился в 1995 году к 1990 году в 1,6 раза (в 2009 году он вернулся к уровню 1990 года). Смертность от убийств к 2002 году увеличилась в 2,2 раза (и в целом, в 1,3 раза за последние 18 лет).
По оценке руководителя ФСКН В. Иванова, в стране наступил «наркологический апокалипсис». По его данным в последние 20 лет количество поставленных на учет наркозависимых, вовлеченных в наркопотребление, выросло в 10 раз и составило величину в 7-10 раз превышающую соответствующие показатели стран Европейского сообщества. Число преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, за 15 лет увеличилось в 4 раза (с 53 тысяч в 1993 и до 232 тысяч в 2008 году). Постоянное население Российской Федерации при этом сократилось за 18 лет на 4,4 процента.
Исследователи (Павлов В.П.) отмечают такие «предельные духовно- антропологические проявления в поведении как «галлюциногенная и наркотическая релаксация», игровое отношение к правонарушению, виртуальная «сетевая» жизнь, а также типичные правонарушения (хулиганство, грабеж, разбой, но совершаемые по таким мотивам, как демонстративное нарушение норм морали с культивированием ценностей определенных субкультур (готы, эмо, тол-кинисты, кислотники), немотивированная преступность, культовая символика суицида, совершение преступлений в форме развлечений ради острых ощущений, маргинальное отношение к правопорядку как условие принадлежности к определенной группе, увеличение доли виктимологических факторов в причинном комплексе преступности и др.
Выступая с Посланием Федеральному Собранию 30 ноября 2010 года, Президент России Д.А. Медведев назвал «поистине страшной проблему насилия в отношении детей. По официальным данным МВД, в 2009 году от преступ-
1 Юревич А.В., Ушаков Д.В Нравственность в современной России [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2009. - № 1 (3); Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности. Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по социальной и демографической политике. Общественный Совет Центрального Федерального округа. - М., 2008.
2
Кобжицкий В.В. Общественные отношения в современном российском обществе в свете негативных адаптационных практик. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. - Иркутск, 2007. - С. 15.
ных посягательств пострадали более 100 тысяч детей и подростков. ...Многие факты просто переворачивают душу. Детей, чаще всего сирот, детей из неблагополучных семей, вовлекают в наркоманию, проституцию, в другие криминальные сферы»1. Добавим к этому, что в стране, по оценкам Общественной палаты РФ, ежегодно выявляется 115— 120 тысяч детей оставшихся без попечения родителей.
В публикациях посвященных анализу экзистенциальных, духовно-аксиологических проблем современного российского социума, отмечаются такие формы проявления духовного антропокризиса как «ценностная дезориентация», «моральная поливалентность личности «среднего» россиянина (Ю.В. Артюхович), «культурный» и «смысловой вакуум», «утрата социетальных ориентиров», «потеря российским обществом смысловых координат своего бытия» (В.Н. Кузнецов), «эрозия идейно-духовного состояния общества», «утрата смысла жизни страны» (С. С. Сулакшин), «посттрансформационный идеологический, когнитивный вакуум», «рассогласованность ценностных установок и устремлений», «диссолидация общества», «гламуризация публичной сферы и культуры», «массовизация культурной продукции и культурной коммуникации», «шопоголизм, «игромания», «мобиломания» (как психическое расстройство) и др.
Как полагает член-корреспондент РАН, главный редактор журнала «Социологические исследования» Ж.Т. Тощенко, определяющей чертой жизни в России является антиномия (раскол) общественного сознания. Данным исследователем отмечаются такие негативные «явления - новации» в духовной жизни, общественном сознании и социальной практике как: рост ксенофобии, мигрантофобии, «макдонализация сознания», «архаизация социальных практик и др.
Известный российский политический психолог А.И. Юрьев отмечает «катастрофическое падение отечественной системы воспитания и образования», «превращение страны в помойку этических, эстетических, философских отходов мира», «синдром тотального общественно-политического пессимизма, «уклонение от ответственности за сторону жизни общества» и ряд других. Исследователь В. Л. Романов выявляет такие «травмогенные изменения в социуме» как вытеснение из общественного сознания настроя на социальную солидарность и формирование индивидуалистических установок, актуализация частного интереса, не сбалансированного с интересами общества, культивирование насилия, «мафиозный корпоративизм» и др.
Вся совокупность форм проявления духовно-нравственного кризиса нашла отражение в массовом убийстве людей (в том числе 4 детей) в казачьей станице Кущевская Краснодарского края, совершенном в День народного единства 4 ноября 2010 года.
По многим мониторируемым индикаторам, характеризующим духовно-нравственное состояние социума, Российская Федерация в мировом «табеле о рангах» занимает крайне негативные рейтинговые позиции:
• 3-4 место (2007 год) по уровню самоубийств, как наиболее точному индикатору духовно-психологического самочувствия населения (после Китая, Белоруссии и Литвы). Предельно-критический уровень социально-психологического самочувствия россиян, как один из индикаторов проявления психологического кризиса, подтверждается и исследованиями Института психологии РАН. На основании анализа уровня и динамики разработанного учеными этого института «композитного индекса макропсихологического состояния общества» и «индекса нравственного состояния общества» в России и ряде зарубежных стран, психологами был сделан вывод, что, в России этот интегральный индикатор психологического и нравственного состояния общества имеет самые негативные параметры2.
• по данным, опубликованным на сайте Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования, Россия занимает 47 место (из 57 обследованных государств), по «индексу счастья» (отрицательный ответ на вопрос «Чувствуете ли ВЫ себя счастливыми»?
По данным исследования британской компании «Легатум», определившей по 79 индикаторам рейтинг счастья» 104 государств, Россия занимает 69 место3.
• Россия по уровню убийств, как индикатору гомицидального насилия, агрессии, жестокости в обществе, входит в первую пятерку государств (коэффициент убийств, примерно в 4 раза выше, чем в США, в 15 раз выше, чем в Великобритании и Франции, в 20 раз выше, чем в Японии);
• Российская Федерация занимает 1 место по уровню смертности от причин, связанных с образом жизни среди стран Европы, Азии и Америки;
• В России отмечается один из самых высоких уровней разводов, что характеризует кризисное состояние се-мейно-брачных отношений;
• В 2010 году Российская Федерация, по данным международной организации Transparency International, занимает 154 место (из 180 обследованных государств) по уровню коррупции в государственном секторе (индекс восприятия коррупции) - (в 2003 году - 86, 2008 - 145, 2009 - 146 место);
• Россия занимает 138 место (из 153 обследованных государств) по уровню благотворительности и помощи незнакомым людям (по данным международной организации Charities Aid Foundation и института Гэллапа);
• Россия имеет также негативные лидирующие позиции по уровню смертности от причин, связанных с образом жизни, в том числе смертности от алкоголизма, а также по темпам роста наркотической и экономической преступности, прежде всего коррупционной направленности, инфантициду и другим делинквентным видам отклоняющегося поведения населения.
1 Послание Президента Российской Федерации Д. А. Медведева Федеральному Собранию РФ 30 ноября 2010 г. // www. kremlin.ru
2 Макропсихология современного российского общества / Под ред. А.Л. Журавлева, А.В. Юревича. - М.: Институт психологии РАН, 2009. - С. 291.
3 http://delofon.ru/news/finance
В этой связи мы в полной мере разделяем мнение В. Петрова о том, что «духовно-нравственные вызовы российской цивилизации велики как никогда, а ее духовная сфера во всем ее разнообразии оказалась наиболее незащи-
щенной»1
Несмотря на снижение уровня убийств, самоубийств, разводов, числа внебрачных семей (сожительств), смертности от алкогольных отравлений и ряда других индикаторов делинквентного поведения населения в период «постреволюционной релаксации» (С. Сулакшин) 2000-2007 годы и, в кризисные 2008-2010 годы, все основные интегральные (композитные) и частные мониторируемые индикаторы, характеризующие негативные процессы в духовно-нравственном развитии российского общества превышают предельно-допустимые, пороговые, среднемировые и среднеевропейские значения духовной безопасности (в частности, уровень убийств - в 3,5 раза, самоубийств - в 1,4 раза и т.д.).
В уже цитированном нами проекте «Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защите их нравственности», отмечается, что «масштабы этого кризиса таковы, что по ряду показателей, характеризующих его проявления, российское общество вплотную приблизилось к грани физической деградации, фактического вырождения российского народа»2.
Духовно-нравственный кризис - одна из актуальных проблем и угроз не только духовной безопасности страны, но и в целом, национальной безопасности России, в том числе, и потому, что кризисное состояние духовной сферы оказывает системное негативное влияние на развитие экономической, социальной и политической подсистем общества, затрудняет процессы инновационной модернизации России, поскольку, «конкретное состояние экономической, политической и социальной жизни во многом определяется ее духовно-нравственными составляющими»3
Духовный кризис - один из множества деструктивных факторов (угроз) затрудняющих «запуск» и осуществление процессов инновационной модернизации России.
Кроме того, духовно-нравственный кризис - одна из субстанциальных причин как российского, так и в целом, мирового экономического кризисов. В этой связи, мы в полной мере согласны с авторитетным мнением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: что «первопричина кризиса - это кризис человеческой личности, кризис нравственного чувства, это кризис потери ценностей... это «результат отхода общества от нравственных, духовных ценностей»4
Углубляющийся духовный кризис свидетельствует также о системных ошибках в государственном управлении, низком уровне научной обоснованности, а, следовательно, и соответствующем качестве и эффективности реализации государственных политик, которые должны создавать условия для духовного развития социума.
В ситуации духовно-нравственного кризиса органы государственной власти пока не осуществляют системных, адекватных духовному кризису мер по демпфированию кризиса, повышению роли и влияния государства на процессы духовно-нравственного развития, несмотря на то, что в Послании Президента Российской Федерации 2009 года, посвященного проблемам модернизации России был сделан важный вывод, о том, что нравственные установки предопределяют успешность развития личности и, нации в целом.
Духовная составляющая инновационного развития, модернизации страны в целом, остается за пределами внимания высшего политического класса и общественных сил, претендующих на формирование общественно-политического процесса.
Известный российский культуролог, академик РАО А.С. Запесоцкий считает, что «в 1990-е годы власть вывела заботу о нравственности в стране за рамки функций государства»5
Поскольку выше мы представили свое видение ответа на вопрос Что случилось? и Кто виноват? - сформулируем ряд предложений при ответе на вопрос Что делать?
Как мы полагаем, при проектировании комплекса мер в сфере духовно-нравственного преображения (в контексте модернизации России), необходимо базироваться на следующих основоположениях:
• «главная модернизация должна быть в головах, сознании... Главное - это модернизация человека, человеческой личности. Вот куда нужно направлять усилия»6.
• «любая модернизация, любая реформа, перемена должна осуществляться на основе фундаментальных ценностей. А поскольку самой фундаментальной ценностью является нравственность, потому что без нее нет человеческой личности, мы должны так модернизировать страну, чтобы одновременно сохранять и укреплять нравственное измерение личной, семейной и общественной жизни»7
По нашему мнению, в систему действий органов государственной власти и управления в сфере демпфирования духовного кризиса и создания системы национальной духовной безопасности, духовно-нравственного оздоровления и
1 Петров В.В. Стратегия как совокупность теоретических знаний, принципов и организационных практик // Материалы научной Интернет-конференции «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации: доктринальный документ и реалии» // Информационно-аналитический журнал «Политическое образование». http:// www.politobras.ru
Проект «Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в РФ и защите их нравственности». - Общественный Совет Центрального федерального округа. - М., 2008. - С. 12.
3 Возьмитель А.А. Духовная безопасность: актуальные теоретико-методологические и практические вопросы // Безопасность Евразии. - М., 2005. - № 3. - С. 229-251.
4 Патриарх. Выступления и послания. Официальный сайт Русской Православной Церкви // http://www.patriachia. Ru
5 Запесоцкий А.С. СМИ как фактор трансформации российской культуры / Научный доклад. - Санкт-Петербург, 2009. - С. 24.
6 Интервью с директором Института российской истории РАН, профессором, членом-корреспондентом РАН А.Н. Сахаровым // Информационно-аналитический журнал "Политическое образование», 20.09.2010.
7 Патриарх. Выступления и послания. Официальный сайт Русской Православной Церкви // http://www.patriachia. Ru
преображения необходимо включить следующий комплекс первоочередных научно-организационных и государственно-управленческих мер, в том числе:
• Осуществить, при активном скоординированном участии научных институтов РАН и научной общественности проектирование концепции «Духовное преображение России в XXI веке» а, также, концепций и целевых программ государственных политик, обеспечивающих создание условий для духовного развития российского социума в том числе: политики духовного развития народа (Сулакшин С.С.), социокультурной политики, государственной образовательной политики, политики в сфере государственно-конфессиональных отношений, свободы совести и вероисповедания, политики в сфере укрепления межпоколенческой толерантности и социальной солидарности, духовно-нравственной гуманистически ориентированной информационной политики, политики в сфере духовной безопасности, в том числе, информационно-психологической (В.Е. Лепский), «консциентальной» (М. Крупнов), идентификационной безопасности, политики безопасности в сфере идейно-мировоззренческого состояния общества, политики формирования установок толерантного сознания и профилактики экстремизма, антикриминальной политики, и ряда других гуманитарных, человекоориентированных субполитик. Обеспечить практическую реализацию утвержденных правительством России государственных концепций антинаркотической политики, политики дезалкоголизации населения, антикоррупционной политики и др.
В этой связи, заслуживает поддержки деятельность Общественной палаты России и Общественного Совета Центрального федерального округа по разработке «Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защите их нравственности» и деятельность комиссии по духовной безопасности Экспертного совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе.
Завершение работы по обсуждению, внесению необходимых, по нашему мнению, изменений и дополнений в данную концепцию, ее утверждение и принятие комплекса государственных решений - программ для ее реализации, в том числе, национальной программы «Формирование системы духовно-нравственных ценностей новой России» (ее проектирует рабочая группа Общественной палаты РФ), позволит создать систему государственной политики духовно-нравственного воспитания населения и, прежде всего, молодежи.
Акцентируя внимание на необходимости разработки концепций и доктрин, мы исходим из критерия, сформулированного В.Е. Лепским: «я не могу говорить об объекте, если у меня нет концепции, если нет общего системного взгляда на тот элемент системы, о котором я говорю». Следовательно, если, «нет концепции, нет доктрины, как управленческого документа, нет и соответствующей, научно-обоснованной, планомерной, целенаправленной политики, а есть набор, хотя и важных, но разрозненных мероприятий, акций, проведение «годовщин»: молодежи, семьи, учителя, дней детей, матерей, пожилых людей и т.д. Именно об этом, по нашему мнению, говорил в третьем Послании Федеральному Собранию 30 ноября 2010 года Д. А. Медведев, формулируя цели и задачи создания и осуществления эффективной государственной политики в области детства.
Актуальность государственного (государственно-общественного) управления в сфере духовного развития научно обоснована в целом комплексе трудов Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования. Как справедливо полагает один из ведущих экспертов этого центра, д.и.н. В.Э. Багдасарян: «управление идейно-духовным потенциалом, психологическим тонусом народа имеет для русской цивилизации особое значение... идеология, управление через нее сознанием и психологическим тонусом масс - это тот фактор, который может мобилизовать народ на исторический прорыв».
• учитывая аксиолого-духовную каузацию мирового и российского экономического кризисов, актуализируется необходимость государственной поддержки реализации концептуальных основ и государственно-управленческих решений, изложенных в не имеющем аналогов пятитомном труде «К умной и нравственной экономике», изданном Центром проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования, а также, концепции нравственной, гуманистической экономики, сформулированной в работах академика РАН Д.С.Львова, монографии «Гуманистические ориентиры России», подготовленной учеными института экономики РАН и ряда других научных изданий, посвященных духовно- нравственным проблемам экономики, в том числе, готовящейся к изданию под общей редакцией академика РАН О.Т.Богомолова концептуальной монографии: «Неэкономические грани экономики», (представленному научному сообществу для обсуждения на официальном сайте института экономики РАН). В данной монографии представлен раздел «Духовно-нравственные основы общественного развития».
• учитывая, что в процессах инновационной модернизации возрастающую роль играют духовные факторы и качества населения, для проектирования концепции и политики духовного преображения России значимыми являются теоретические идеи и практические рекомендации концепции «экономики счастья» - новой интегративной отрасли экономической науки, основанной на междисциплинарном синтезе экономики, социологии, гуманистической психологии, аксиологии и др.
В российском научном дискурсе одной из обобщающих работ по «хеппиномике» является монография д.э.н. Е.Е. Румянцевой: «Экономика счастья»1. Для реализации целей духовного развития важны сформулированные этим автором «законы экономики счастья», в том числе, закон о духовно-нравственном развитии человека как первооснове развития общества и экономических отношений.
Значительный интерес для разработки концепции и политики духовного преображения России и, прежде всего, ее регионов-субъектов, представляют в частности, теоретические основоположения и практические рекомендации докторской диссертации В.С. Бочко «Теоретико-методологические основы интегративного стратегического развития
1 Румянцева Е.Е. Экономика счастья. - М.: Инфра-М, 2010.
389
территорий». Этим исследователем сформулированы методологические основы интегративной экономики, как «скоординированного и социально ориентированного экономического развития для достижения человеческого счастья», выдвижение человеческого счастья в качестве целевого вектора развития территории». Диссертант доказывает, что «непременным условием существования системы интегративного стратегического развития территорий является духовное обогащение и гармоничное развитие личности, т. е. включение нравственно-культурной составляющей в систему развития территории»1.
• Для разработки концепции «Духовного преображения России» актуализируется необходимость проведения Всероссийской научной конференции по проблемам духовного развития России в XXI веке.
• По нашему мнению, адекватной методологической основой для проектирования и осуществления политики духовно-нравственного развития страны является концепция духовной безопасности, сформулированная авторским коллективом под руководством д.соц.н. А. А. Возьмителя2.
• Для формирования институциональной системы государственно-общественного механизма политики духовно-нравственного развития предлагается создать общественно - государственный Совет при Президенте Российской Федерации по проблемам духовно-нравственного развития. Создание данного межведомственного института обеспечит координацию деятельности органов государственной власти и институтов гражданского общества в осуществлении политики духовно-нравственного развития страны, и в определенной степени, снимет противоречие между системной комплексностью проблем духовного развития и узковедомственным характером государственного управления процессами в духовно-нравственной сфере.
Подобные структуры необходимо создать на региональном уровне при главах субъектов Российской Федерации, а также на уровне глав муниципальных образований.
• По нашему мнению, органам региональной государственной власти и местного самоуправления следует использовать опыт ряда регионов России по проектированию концепций, принятию и практической реализации комплексных целевых региональных программ духовно-нравственного воспитания населения.
В этой связи, по нашему мнению, представляет интерес: концепция программы «Основы духовно-нравственного воспитания населения Белгородской области», концепция «Стратегии духовно-нравственного развития населения города Хабаровска в 2006-2015 гг.», концепция духовно-нравственного воспитания детей и молодежи Республики Марий-Эл, программа гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики ксенофобии, укрепления толерантности Правительства Санкт-Петербурга на 2006-2010 гг. и др.
Следует использовать опыт органов государственной власти Белгородской, Новосибирской областей и ряда других регионов по формированию нормативно-правовых основ духовно-нравственного воспитания населения. Так, в Белгородской области принят ряд нормативных актов, касающихся духовно-нравственного воспитания. Среди них: постановление Правительства области от 7 февраля 2007 года об утверждении областной целевой программы «Основы духовно-нравственного воспитания населения Белгородской области на 2007-2010 годы»; распоряжение Губернатора Белгородской области от 30.09.2005 № 791-р «О системе мер по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения, обеспечению духовной безопасности молодежи Белгородской области на 2006-2008 годы», постановление Губернатора области от 09.12.2004 № 224 «О мерах по совершенствованию духовно-нравственного воспитания детей и молодежи». В числе этих мер: создание Координационного Совета по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи; подготовка и повышение квалификации педагогических работников с ориентацией на православное воспитание; введение в штатное расписание государственных должностей должности главного специалиста по духовно-нравственному воспитанию.
В Новосибирской области действует Постановление Губернатора области от 06.12.2004 № 720 «Об утверждении основных задач и мероприятий по нравственному воспитанию детей и учащейся молодежи Новосибирской области на 2005-2006 годы». При этом мероприятия разбиты на две направления: 1) создание единой воспитательной среды, направленной на формирование нравственных качеств личности; 2) создание условий для формирования нравственных качеств личности.
Вместе с тем, следует отметить, что многие правовые акты и система деятельности органов региональных государственной власти по их реализации (даже эталонных) при отсутствии интегральной федеральной концепции и доктрины духовно-нравственного преображения России, далеко не совершенны, а, следовательно, и недостаточно эффективны.
• Мы поддерживаем предложение А. Юревича и Д. Ушакова о том, что «в условиях характерного для современного российского общества дефицита внутренних - нравственных - регулятивов, следовало бы прибегнуть к их «экстернализации» путем придания моральным нормам статуса законов». Следует отметить, что в российском правовом пространстве наблюдается острый дефицит подобных законодательных актов. Актуализируется проблема формирования системы нравственной, гуманитарной экспертизы принимаемых органами государственной власти нормативных актов, учитывающих их возможные негативные нравственные последствия, «морально-экзистенциального изме-
1 Бочко В. С. Теоретико-методологические основы интегративного стратегического развития территорий. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. На правах рукописи. - Екатеринбург, 2010.
2 Духовная безопасность России: актуальные теоретико-методологические и практические проблемы духовной безопасности. Архиепископ Иоанн (Попов), Возьмитель А. А., Хвыля-Олинтер А.И. / Комиссия по духовной безопасности Экспертного совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе; Институт социально-политических исследований РАН. - М., 2005.
рения политики» (Б. Коваль). Для реализации этих рекомендаций должен быть разработан и принят соответствующий нормативный акт.
• Мы полагаем, что органам государственной власти и местного самоуправления необходимо обеспечить системную работу по практическому применению «Типового кодекса этики и служебного поведения государственного служащего Российской Федерации», подготовленного экспертами Минздравсоцразвития и осуществить принятие этических кодексов государственных служащих федеральных и региональных органов государственной власти, местного самоуправления. Подобные этические кодексы используются органами государственной власти во многих странах мира.
В связи с этим, автор полагает весьма значимой и актуальной идею директора института психологии РАН А.Л. Журавлева о разработке и реализации проекта развития и целенаправленного формирования нравственной элиты российского общества.
• по нашему мнению не менее важно стимулировать разработку и принятие региональных нравственных кодексов населения, а также, принятие кодексов корпоративной этики, кодексов чести журналистского сообщества, институтов гражданского общества, в том числе партий (по примеру «Кодекса этики Общественной палаты России», «Кодекса этики гражданской ассамблеи» Красноярском края, «Кодекс этики Общественной Палаты Республики Коми» и др.).
В настоящее время в Томской области принят «Кодекс томича». Общественным движением «Мы петербуржцы» с привлечение общественности осуществляется разработка «Нравственного кодекса петербуржца».
• в условиях системного духовно-аксиологического кризиса, «антиномии общественного сознания», «аксиологического и эксистенциального хаоса» актуализируется задача научного проектирования концепции национальной идеи России, как интегративного и интегрального образа желаемого будущего страны, «важнейшего параметра порядка в пространстве смыслов и ценностей общества». Учитывая чрезвычайную сложность решения этой задачи, необходимо провести общенациональную дискуссию, серию научных конференций и других научно-информационных мероприятий. Одна из таких научных конференций по этой актуальнейшей проблеме была проведена Центром проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования (С.С. Сулакшин) и ИНИОН РАН (Ю.С. Пивоваров) в ноябре 2010 года. Участникам конференции был представлен комплекс материалов «Национальная идея России», которые (вместе с итогами их обсуждения участниками конференции) могут быть предложены для дальнейшего обсуждения в процессе общенациональной дискуссии. По нашему мнению, в этот процесс должно быть включено и монографическое исследование профессора МГУ В. Кузнецова «Идеология развития России» - одна из наиболее фундаментальных монографий, посвященным проблемам формирования «народной (национальной) российской объединяющей патриотической, государственнической идеологии развития России в XXI веке1 и, ряд других изданий, в том числе материалов международных и всероссийских научных конференций, проводимых ИНИОН РАН «Россия: тенденции и перспективы развития»2.
В докладе изложены лишь некоторые рекомендации по проблемам выхода из духовного кризиса и создания системы политики духовно-нравственного воспитания населения. Проектирование целостной, интегральной концепции политики духовного преображения России возможно лишь при синергийном сложении усилий и участия российского научного сообщества, институтов гражданского общества совместно с пассионарной частью общественности. Как справедливо полагает главный редактор журнала «Политическое образование» А. Аринин: «модернизация страны требует духовного подъема. без духовно-нравственных усилий элиты, бизнеса, каждого из нас, всего российского народа модернизация страны невозможна»3.
Трушков В.В.
д.филос.н., профессор, зав. кафедрой Московского государственного института электроники и математики (ТУ)
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ В УСЛОВИЯХ СОЗДАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК СТАНОВЛЕНИЯ
ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ
В современной России нет ни одной социальной группы, которая настаивала бы на полном сохранении status quo и была бы готова провозгласить: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!». Поэтому вброшенная Кремлём в лице президента Д.А. Медведева идея модернизации была широко подхвачена, вызвала заметные дискуссии не только в политических, но и в «деловых» и в научных кругах. Уже на этом основании, казалось, можно было бы утверждать, что модернизация способна стать современной национальной идеей нашей страны. Однако...
Первые сомнения порождает политическая история появления этого лозунга в 2010 году. Призыв к модернизации прозвучал из Кремля как замещение другого его же лозунга - призыва к созданию инновационной экономики, у которого вроде бы были такие же основания занять место национальной идеи. Тем более что в последние годы нас усиленно уверяют, будто российское общество очень жаждет вооружить себя национальной идеей. Более того, идея
1 Кузнецов В.Н. Идеология развития России. - М.: Книга и бизнес, 2010.
2
См., например, Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 5. Часть 1. Редкол.: Пивоваров Ю.С. (отв. ред.) и др. - М.: ИНИОН РАН, 2010.
3 Аринин А. Задачи федеральной, региональной и местной элиты в модернизации России //http://www.lawinrussia.ru/ аок1а&/2010-04-01