Научная статья на тему 'Гуманитарная составляющая технического образования в XXI веке'

Гуманитарная составляющая технического образования в XXI веке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1063
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / техническое образование / гуманитарная составляющая образование / всесторонне развитая личность / всесторонне образованная личность

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колоницкая О. Л.

Потребности личности специалиста и общества несут в себе заказ образовательным учрежде-ниям на формирование специалистов необходимого уровня. Акцент делается на личность и ее всестороннюю образованность. Чрезвычайно актуально включение гуманитарной составляющей в процесс обучения в техническом вузе, так как она важна для понимания личностью своего места в мире, культуры и особенностей других народов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Needs of the society and a specialist place an order for formation of a new generation of specialists. The accent is made on the all-round education of a personality. It is extremely important to introduce the humanitarian component into technical education especially in the 21s" century, as it enables a person to find the place in the society and understand various cultures.

Текст научной работы на тему «Гуманитарная составляющая технического образования в XXI веке»

О. Л. Колоницкая

ГУМАНИТАРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В XXI ВЕКЕ

Работа представлена кафедрой прикладной лингвистики факультета иностранных языков Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор М. А. Акопова

Потребности личности специалиста и общества несут в себе заказ образовательным учреждениям на формирование специалистов необходимого уровня. Акцент делается на личность и ее всестороннюю образованность. Чрезвычайно актуально включение гуманитарной составляющей в процесс обучения в техническом вузе, так как она важна для понимания личностью своего места в мире, культуры и особенностей других народов.

Needs of the society and a specialist place an order for formation of a new generation of specialists. The accent is made on the all-round education of a personality. It is extremely important to introduce the humanitarian component into technical education especially in the 21st century, as it enables a person to find the place in the society and understand various cultures.

Перемены, происходящие в мире и в России в частности, ведут к глубоким междисциплинарным изысканиям в области педагогики, психологии, социологии и методики преподавания. В последние годы все больше и больше исследований направлены на поиск путей и методов формирования у обучаемых образа окружающего мира и способов действия в нем. Влияние мировых тенденций на образование велико и в основном связано с переносом акцентов с сугубо профессионального образования на его интеграцию с общим и культурологи -ческим образованием. В центр внимания ставится студент, его развитие, внутренний мир, общение внутри образовательной среды, диалог с окружающим миром, социализация и самоактуализация.

В настоящее время в высшей школе происходит поиск путей перехода к новой образовательной парадигме, который вызван рядом предпосылок.

К экономическо-политическим предпосылкам относятся следующие:

• после развала Советского Союза в России происходит реформирование экономики, возникает необходимость ее интеграции в мировое экономическое пространство;

• становление предпринимательства, так же как и развитие государственного сектора экономики, привело к изменениям на рынке труда в стране;

• признание успешности социально-экономического развития России привело к повышению ее кредитного рейтинга до уровня инвестиционного, а также к предоставлению ей статуса страны с рыночной экономикой. Поэтому сейчас на первый план в России выходят проблемы роста качества и модернизации различных областей. Власти считают необходимым обеспечить переход к инновационному развитию, для чего заявлены цели по продвижению реформ и повышению качества человеческого капитала;

• влияние разнообразных актуальных в настоящее время мировых тенденций на все сферы и сектора деятельности современной России;

• доклад международной организации «Программа развития ООН» (ПРООН), который был опубликован в конце 2006 г., показывает, что Россия в контексте международного показателя «Уровень человеческого развития», который характеризует возможности реализации человека как лич-

ности и как члена данного общества, находится на 65-м месте из 177 стран мира, относительно которых ПРООН располагает необходимыми данными1.

К личностно-социальным предпосылкам относятся:

• потребность личности в получении профессии, которая котируется на современном рынке труда, исходя из политической и экономической обстановки в стране;

• нахождение способов и возможностей для развития качеств личности, с помощью которых возможно продуктивное и безопасное ориентирование в современном мире;

• в современном обществе существует потребность в конкурентоспособных творческих личностях, обладающих такими качествами, как социальная и профессиональная мобильность, адаптивность, способность к самообразованию, высокий личностный потенциал, и рядом компетентнос-тей: профессиональной, коммуникативной, социокультурной и др., которые обеспечивают успех, повышение конкурентоспособности на рынке труда как внутри страны, так и за ее пределами;

• формирование в обществе представлений о специалисте нового поколения, квалифицированном и владеющем общей и профессиональной культурой.

На сегодняшний день общепризнанным является тот факт, что специалист приобретает в вузе не только профессионально-значимые качества и знания по специальности, но выпускник вуза должен быть образованным, т. е. обладать как обширными знаниями в различных областях, так и в смежных с выбранной специальностью. Это связано с тем, что в современных условиях высшее профессиональное образование развивается и разрешает противоречия, возникшие между:

• потребностями личности, запросами рынка труда и уровнем и качеством образования;

• объемом содержания высшего технического образования и методами, средствами и способами обучения;

• стандартным императивным обучением и инновационными подходами и технологиями в области обучения.

В связи с этим, с нашей точки зрения, основными задачами высшего профессионального образования являются:

1. Координация деятельности образова-тельного учреждения с потребностями личности и общества.

2. Повышение качества образования и формирование всесторонне развитой личности специалиста, адекватной современному уровню знаний, и создание условий для самоактуализации и самообучения личности не только в стенах вуза, но и на протяжении всей жизни.

3. Формирования ключевых компетенций специалиста.

4. Развитие умения применять полученные знания на практике.

Одними из средств, которые чрезвычайно важны для высшего технического обра -зования и отражают глобальные тенденции, являются гуманизация и гуманитаризация. Как отмечает Дж. Дьюи, «гуманизм означает наполненность разумным смыслом человеческих интересов», и каждая дисциплина, изучение которой повышает интерес к ценностям жизни, любой учебный предмет, обостряющий гражданскую чуткость, а также желание способствовать общественному благу является гуманным2. По нашему мнению, гуманизация высшего технического образования призвана обеспечивать развитие индивидуальности и личностных качеств, при которых личность в своей жизнедеятельности будет учитывать общественные потребности, регулировать и соотносить свои запросы с запросами общества, быть толерантной к другим народам и народностям. Отметим, что гуманизация образования тесно связана с его гуманитаризацией. Применительно к высшему техническому образованию гуманитаризация представляет собой процесс целенаправленного формирования личности, ее саморазвитие, формирование способностей ставить и решать проблемы и задачи в об-

щественной и профессиональной сферах, определять национальный характер и национальную идентичность, становление личности через культуру, формирование общекультурной компетентности и т. д.

Для достижения наибольшей эффективности высшего технического образования и для его гуманизации и гуманитаризации огромное значение имеет создание гуманитарной среды (ГС) вуза, в которой реализуются цели и задачи, поставленные перед современным высшим профессиональным образованием. По нашему мнению, ГС - это комплекс психологических, педагогических, профессиональных, организационных и морально-правовых мер, которые в совокупности представляют собой объединение разнообразных условий, факторов, средств, технологий и методик активизации и интенсификации в пределах вуза, которые способствуют формированию и развитию личности . Поскольку в ГС вуза реализуются цели и задачи, поставленные перед современным высшим профессиональным образованием, то они, в свою очередь, напрямую соприкасаются с целями ГС, такими как гуманизация педагогического процесса и внеучебной деятельности, как отражение основной тенденции высшего профессионального образования начала XXI в.; создание условий для самоактуализации личности студента путем освоения гуманистических идей и ценностей; создание благоприятной обстановки для профессиональной подготовки специалистов путем влияния не только на качество и интенсивность обучения, но и на социальные и личностные аспекты, которые несет образова-ние в высшем учебном заведении; освоение студентами гуманитарных знаний, что становится возможным через преподавание гуманитарных дисциплин на различных этапах обучения; определение понятия национальная идентичность и развитие таких качеств, как чувствительность и терпимость к различным народностям, расам и национальным меньшинствам; привитие либерального понимания моделей поведения,

культуры, ценностей, менталитета других людей, признание плюрализма. Отметим, что цели гуманитарной среды определяют то, что она выступает как совокупность элементов, которые воздействуют на обучение и взаимодействуют с другими компонентами образовательного процесса.

По нашему мнению, наиболее полной классификацией подсистем является система разработанная Р. М. Петруневой, но необходимо отметить ее односторонний характер. Все подсистемы ГС направлены на толкование действий педагогов и администрации, но не предусматривают, что ГС вуза - это процесс, который характеризуется взаимодействием студентов с каждым отдельным элементом, таким как процесс подготовки специалиста технического вуза, педагогические технологии и подходы, структурой подразделений вуза, порядками и традициями, административными действиями и регионально-этнические особенностями вуза (см. табл. 1). По нашему мнению, необходимо отметить, что на характер и структуру ГС вуза влияет его история и традиции, организационная структура ГС, используемые технические средства, а также регион, в котором находится данное учебное заведение. Отметим, что огромное значение имеет цикл социально-гуманитарных дисциплин, потому что без них невозможно сформировать полноценного куль -турного и образованного человека, адекватно реагирующего на обстановку в современном обществе и умеющего адаптироваться в нем.

В связи со всем сказанным выше следует отметить, что ГС вуза направлена на создание комфортных условий для обучения будущих специалистов. Также для успешного функционирования ГС необходимо обратить внимание на процесс интеграции человека и культуры, так же как и на мышление человека в контексте культуры. Поскольку студент должен овладеть самой необходимой частью культуры, то образованию должна быть присуща такая функция, как культуротрансляционная, которая в

Таблица 1

Структуры гуманитарной среды вуза

Подготовка специалиста технического вуза Общетехническая, и специальная подготовка Цели и задачи общетехнической и специальной подготовки сводятся к формированию у будущих специалистов профессиональной компетентности и информационной культуры. Отметим, что с помощью специальной подготовки формируются основополагающие понятия, модели, методы, навыки, знания, чтобы будущие специалисты, используя сформированные основы, могли бы быстро вникнуть в ту или иную предметную область, а также могли бы осознанно развивать свою профессиональную и информационную культуру

Гуманитарная подготовка Совокупность действий студента и преподавателя, которые обеспечивают развитию личности специалиста, его культуры, толерантного отношения к другим культурам и народностям. Гуманитарная подготовка - это «совокупность форм, средств и методов образования и практики, стимулирующих развитие общей и профессиональной культуры личности, ее творчества, способности к продуктивному освоению всего объема новейшей информации, разнообразию и диапазону знаний, к грамотному и эффективному решению разнообразных социально-профессиональных задач»3. Она определяет полноценное развитие наиболее сложных и тонких сторон духовной сферы человека - нравственных и эстетических качеств. Таким образом, гуманитарная подготовка - это средство, способ повышения эффективности высшего технического образования для обеспечения максимальной конкурентоспособности специалиста на рынке труда, которая реализуется как через изучение дисциплин социально-гуманитарного блока, так и через внеучебную работу, которая направлена на развитие и поддерживание гуманитарного интереса студентов. Огромное значение в этой подсистеме имеет взаимодействие студента и преподавателя. Так, например, по результатам анализаанкет (в исследованииучаствовали 120 человек) студентов первых курсов Санкт-Петербургского государственного политехнического университета факультета экономики и менеджмента, 93% студентов считают, что личность преподавателя и его стиль общения играют огромную роль в процессе усвоения знаний, также как и общая культура преподавателя и способность преподносить материал, а творческая атмосфера на занятии влияет на работоспособность и эффективность усвоения материала

Современные педагогические технологии и подходы В настоящее время широко используются гуманитарно-ориентированные и личностно-ориентированныетехнологии; компетентностный подход кобучению; культурологический подход к построению содержания образования в высшем техническом учебном заведении

Система подразделений технического вуза Структура вуза должна быть жизнеспособной, гибкой и динамичной, потому что она влияет на поведение студентов и преподавателей, способствует эффективному функционированию высшего учебного заведения. Система подразделений вуза состоит из двух частей: учебные подразделения (кафедры и факультеты) и внеучебные подразделения, которые напрямую не участвуют в образовательном процессе, а их задача состоит в том, чтобы поддерживатьучебный процесс. Однако внеучебные подразделения способствуют реализации личностных устремлений студентов, раскрытию их нравственных, физических и художественных способностей через творческий процесс. Огромное значение для студентов имеет возможность получения второго высшего образования в стенах родного вуза

Заведенные порядки и традиции вуза Большинство высших учебных заведений имеют этнокультурные корни, культурные и профессиональные традиции. Так, например, в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете «Вечера в Политехническом» и концерты в Белом зале стали уже неотъемлемой частью культурной жизни. Хорошо известна традиция 1 сентября проводить на стадионе праздник посвящения в студенты. Что касается научной жизни, то в университете проходит огромное количество конференций (например, «Неделя науки»), есть возможность для студентов участвовать в международных образовательных программах и т. д.

Административ ные действия Действия, направленные со стороны администрации и властей на поддержание гуманитарной среды, включают научную деятельность членов администрации, которая отражается на жизни вуза

Региональные и этнические особенности вуза Национально-региональная система образования выступает как структура, обеспечивающая включение этнокультурных образовательных систем в поликультурное образовательное пространство государства. В общем и целом, на данном этапе развития общества и образования возникает необходимость становления студента как личности и профессионала, принимая во внимание то, что мы живем в поликультурном обществе. Так, важны географические, политические и этнические особенности региона, в котором находится данное высшее учебное заведение, и наличие в вузе полиэтнической образовательной среды, которая имеет огромное значение для формирования гуманитарной среды, являясьосновным фактором при формировании, во-первых, этнокультурной компетентности, а во-вторых, толерантной личности.

техническом вузе является чрезвычайно важной, потому что выпускаемые специалисты должны иметь представление о разнообразии культур, их особенностях и основных чертах. Следовательно, высшее техническое учебное заведение должно готовить людей, настроенных на активную деятельность и творчество в сфере своей специальности, тонко чувствующих культурную среду. Более того, высшее профессиональное образование должно помогать усваивать культуру и ее реалии, прививать толерантное отношение к другим культурам, учить человека быть полноценным носителем культурных ценностей данного народа. Поэтому в настоящее время происходит культуроведческая социологизация содержания высшего профессионального образования, которая предполагает, что образование - это средство передачи индивиду универсальных и национальных культурных ценностей на основе сопоставительного изучения цивилизаций и культур, разницы менталитетов, влияние культур друг на друга. В свою очередь, для достижения культуроведческой социологизации как основополагающей используется культурологический подход в высшем профессиональном образовании.

По нашему мнению, культурологический подход - это совокупность определенных технологий, методик и приемов преподавания дисциплин, которые направлены на развитие гуманитарной культуры будущего специалиста, который представляет собой определенную систему разви-тия профессиональных и личностных качеств, построенную на принципах гуманизма и толерантного отношения к самому себе и окружающему миру и признание его плюрализма. Заметим, что задачами образования в контексте культурологического подхода являются: во-первых, овладение общей культурой, адекватной мировому уровню, и, во-вторых, интеграция личности в субнациональную, национальную, общероссийскую и мировую культуру.

Как известно, интеграция человека и культуры влияет на все институты общества, и в частности на образование. Внедрение культурологического подхода в высшее профессиональное образование обусловлено, во-первых, потребностями специалистов, так же как и потребностями современного общества, которое нуждается не только в высококвалифицированных специалистах определенного профиля, но и в образованных, гибких, коммуникабельных, конкурентоспособных личностях, знающих культуру и историю своей страны, толерант-но относящихся к другим культурам и на -родностям. Специалисты часто сталкиваются с рядом факторов культуры, которые влияют на успех в работе и общении. Соответственно, кроме высокого профессиона-лизма, необходимо обладать некоторыми личностными и культурными качествами, такими как интерес к культуре, толерантность и т. д., которые, в свою очередь, зависят от накопленного культурного опыта и позволяют успешно осуществлять профессиональные задачи. Мы считаем, что культурологический подход в высшем профессиональном образовании является перспективным направлением развития системы высшего профессионального образования и адекватно отражает тенденции, происходящие в современном обществе.

В настоящее время в молодежной среде наблюдается интерес к литературе, искусству, истории и языкам, потому что гуманитарные дисциплины помогают обрести надежные ориентиры в мире, открыть и познать его. Как показывает анализ анкет 120 студентов первых курсов Санкт-Петербургского государственного политехнического университета факультета экономики и менеджмента, 74% считают, что общий культурный уровень необходим не только для их повседневной жизни, но и для работы по специальности; 97% из них в список обязательных дисциплин, которые помогут им стать образованными и культурными, включили философию, историю, социологию и иностранный язык.

Необходимость изучения гуманитарных дисциплин в техническом вузе важна еще и потому, что при недостатке духовности невозможно сформировать полноценного специалиста, а самое главное - личность и человека. Поэтому философская, историческая, культурно-эстетическая подготовка, экологическая, правовая культура, социологические знания имеют огромное значение. Технические знания формализованы, поэтому так важен гуманитарный компонент, изучение которого облагораживает душу человека, развивает мышление. Гуманитарные дисциплины расширяют кругозор, способствуют формированию мировоззрения и развитию личностного потенциала. Именно они знакомят с ценностями мировой и региональной культуры, дают понимание закономерностей развития общества и процессов, происходящих в нем, влияют на социализацию, самоактуализацию и самоидентификацию личности.

Отметим, что пренебрежение гумани-тарной составляющей в образовании ведет к появлению национальной и расовой нетерпимости, ксенофобии. В Санкт-Петербурге в последнее время отмечен всплеск тяжких преступлений, совершенных на почве национализма. Ксенофобия является проблемой как в России, так и во всей Европе. В ряде стран предпринимаются попытки бороться с нетерпимостью и преступлениями, связанными с возбуждением ненависти, на основе законодательства, работы полиции и информационных программ, а самое главное - с помощью образования. Совет Европы и Бюро по демократическим институтам и правам человека дают обзор общих рекомендаций и отмечают, что, для того чтобы бороться с ксенофобией, так же как и обеспечивать знания для поддержки терпимости и уважения к другим народам, необходимо предоставить соответствующие средства и возможности школам, профессиональным и высшим учебным заведениям4. По нашему мнению, изучение национальных особенностей различных стран и народностей призвано привносить в про-

цесс образования в техническом вузе мировоззренческий и ценностно-ориентацион-ный аспект, так же как и направлять потенциал каждого студента изучать и соотносить деятельность и существование своего этноса с жизнью других и человечества в целом.

Отметим, что изучение иностранных языков влияет на общую культуру обуча-емого, что немаловажно в условиях современного общества. Огромные изменения во всех аспектах жизни России в последние 10 лет привели к тому, что вырос социальный статус иностранного языка (ИЯ), так же как и признание острой необходимости владения языками международного общения. Поскольку именно язык обеспечивает доступ к сознанию, то, следовательно, изучение языка и мышления имеет огромный потенциал, являясь своеобразным ключом к пониманию менталитета и национальных особенностей. Также чрезвычайно важен тот факт, что овладение системными знаниями о языке и явлениях культуры позволяет зафиксировать содержание культуры, представить масштабы и глубину ее ценностей, постичь подтекст каждого слова. В связи с этим можно сделать предположение о том, что человеку, постигшему культурные особенности определенной нации, ее историю, раскроется понимание термина «менталитет» и барьеров между разными национальностями станет намного меньше. Более того, изучение языка своим предметом имеет культуру. В свою очередь, язык, история и культура неразрывно связаны, и, следовательно, необходимо их изучать комплексно. Важным фактом является то, что ИЯ как учебный предмет является инструментом поликультурного развития личности студентов. Вслед за Н. Е. Бу-ланкиной подчеркнем, что понимание культуры родного народа невозможно без зна-комства с культурой и языком других стран. Поэтому современное высшее профессиональное образование имеет установку на изучение ИЯ. Это важно в связи с тем, что в данный момент мы живем в по-

ликультурном обществе, которое балансирует на грани между сохранением национальной идентичности и процессами интернационализации и глобализации. Этот факт, который влияет на процесс образования в высших учебных заведениях, говорит о том, что преподаватель должен выбирать методы и методики преподавания дисциплин, принимая во внимание культурные, этнические, политические составляющие. Так, ИЯ влияет на то, что студент может через национальную идентичность увидеть, что находится за ее пределами, узнать культуры изнутри, не только научиться изъясняться на ИЯ, но и понять людей с другим менталитетом.

В настоящий момент молодые специалисты понимают, что без хорошего образования выжить в условиях рыночной экономики очень сложно. Становится очевидно, что квалифицированному специалисту необходимо не только иметь знания по специальности, но и обладать развитой логикой, быть целеустремленным, владеть общей и профессиональной культурой, быть мобильным, а самое главное - он должен понимать, что образование - это непрерывный процесс, длящийся всю жизнь. Более того, чрезвычайно важно знать родной язык в совершенстве, так же как и хотя бы один ИЯ, так как понимание родной культуры и своего места в мире невозможно без изучения языков, культур и особенностей других стран.

Что касается современного общества, тенденции и направления развития отражаются на его потребностях. В плане человеческих ресурсов обществу необходимы конкурентоспособные, творческие, адаптивные личности, имеющие высокий профессиональный и общекультурный уровень, способные к самообразованию на протяжении всей жизни. Потребности личности специалиста и общества несут в себе заказ образовательным учреждениям на формирование специалистов необходимого уровня.

Эффективному функционированию высших технических учебных заведений способствует наука, в рамках которой разрабатываются технологии и подходы для интенсификации процесса обучения в вузе. На данный момент разрабатывается ряд подходов к обучению, например, таких как, культурологический, когнитивный и т. д., для реализации которых необходимо создание гуманитарной среды в вузе. По нашему мнению, она влияет на полноту и комфортность получения знаний, активизацию и модернизацию процесса обучения как дисциплинам общетехнического и специального характера , так и социально-гуманитарным, которые являются одним из важнейших элементов гуманитарной среды вуза. Гуманитарные дисциплины является неотъемлемой частью профессиональной культуры специалиста.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 По индексу человеческого развития Россия на 65-м месте // Экспертный канал ОПЕК [Электронный ресурс] <http://www.opec.ru/news doc.asp?d по=61885> (13.03.07)

2 Дьюи Дж. Демократия и образование / Пер. с англ. М.: Педагогика - Пресс, 2000. С. 262.

3 Гороеая В. И., Уляев С. И. Гуманитаризация образования и профессиональная культура специалиста. М.: Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2004. С. 41.

4 Хаммарберг Т. Ксенофобия - теневая сторона Европы [Электронный ресурс] // Собр. материалов общественной кампании, направленной на преодоление расизма: [Электронный ресурс]. М., 2007 <http://www.hro.Org/actions/nazi/2007/01/11-2^р> (12.01.07)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.