Н
аучные проекты . Концепции
И. А. Ивлиева
(Санкт-Петербург)
ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ)
В работе представлены концептуальные основания общекультурного развития специалиста в контексте его профессионального становления - ведущие идеи, закономерности, модель системы, условия ее реализации.
ХХ1 век стал началом новой информационной цивилизации с новой системой ценностей, изменяющих статус человека и общества, который определяется уже не количеством накопленных материальных благ, а уровнем культуры, образования, сбережения и воспроизводства ресурсов. Возведение образования в ранг важнейшего цивилизационного фактора развития наций отражает факт переосмысления ценности самого образования от декларативных заявлений о понимании его как инвестиции в будущее до осознания жизнеобеспечивающей функции образования в социально-культурной, социальноприродной общественной эволюции.
1. Актуальность проблемы
Анализ тенденций развития профессионального образования позволил установить общие приоритеты, определяющие выбор стратегий развития образовательных систем и осуществить обоснование концепции общекультурного развития личности в системе непрерывного профессионального образования.
Концепция общекультурного развития личности базируется на принципе создания целостного культурно-образовательного пространства и ориентирована на развитие обучаемых, на овладение ими духовным и материальным богатством, которое обеспечит сознательное строительство жизненной сре-
ды, разумные отношения с природой, обществом, государством.
Реализация концепции общекультурного развития личности ставит перед системой среднего и высшего профессионального образования новые цели и ориентиры. Смыслом и ценностью образования становится личность обучаемого, развитие ее индивидуальности, введение обучаемых в мир общечеловеческой культуры - материально-практической, социальной, духовной, формирование у них способностей к ее сохранению и развитию.
Однако анализ тенденций развития профессионального образования специалистов среднего и высшего звена позволил установить не только позитивные, но и негативные тенденции, к которым прежде всего следует отнести:
- повышенный интерес в процессе профессиональной подготовки специалистов высшего и среднего звена к прикладному, «полезному» знанию в ущерб фундаментальному;
- склонность к инструментальному обучению будущих профессионалов-функционе-ров, быстро достигающих прагматических целей, принципиально не связанных со смысложизненным гуманитарным контекстом;
- понимание задач воспитания, развития личности как сопутствующих процессу становления личности будущего профессионала.
2. Ведущие идеи и закономерности
Ведущие идеи концепции общекультурного развития личности:
- взаимодействие культуры и образования, определяющее сущность человека, его базовые качества личности, перспективы ее развития на протяжении всей жизни;
- доминирование общей культуры в современном мире и максимальное использование ее потенциала в содержании профессионального образования;
- культурная преемственность всех компонентов системы непрерывного образования;
- первичность общекультурного развития личности в процессе ее гражданского и профессионального становления;
- поступательное развития личности, реализующее потенциальные возможности получения каждым человеком планируемого им уровня образования, обеспечивающее системное формирование мотивационно-по-требностного ядра личности и продуктивность профессиональной деятельности;
- принципиальная незавершенность образования, раскрывающаяся в постоянном стремлении человека к познанию, освоению мира и реализации в нем;
- целевое единство и ресурсная взаимодополняемость учреждений образования и культурно-досуговой сферы в процессе общекультурного развития личности.
Основными социально-педагогическими закономерностями, обеспечивающими фундаментальный теоретический базис концепции общекультурного развития личности, являются: взаимообусловленность культуры и образования, проявляющаяся в том, что уровень развития культуры определяет смысл, ценности и содержание образовательного процесса, а образование сохраняет культуру, передает ее достижения от одного поколения к другому; единство всех компонентов непрерывного образования в поступательном развитии общей культуры личности, скоординированность их целей на всех ступенях становления и развития индивида; взаимосвязь и взаимозависимость профессиональной компетентности специалиста и уровня его актуальной культуры.
Общекультурное развитие представляет собой процесс формирования культурной компетентности личности, которая предполагает:
- освоение закономерностей развития природы, общества и человека; отечественной и мировой культуры и ее ценностей, национальных и общечеловеческих культурных традиций; принятой в обществе системы ценностей и норм; технологий информационнопознавательной, социальной и профессиональной деятельности;
- формирование мотивационной сферы личности, выражающейся в определении своего места в жизни, мировоззрения, социальных и профессиональных ценностных ориентаций;
- развитие творческих способностей личности и т.д. [6].
Сущность категории общекультурного развития раскрывается через способность человека видеть актуальные проблемы духовного, экологического, нравственного, правового, политического, общественного устройства; потребность к самообразованию как интегральному выражению умения самоорганизации своей познавательной и творческой деятельности, к постоянному продолжению образования; умение творческого преобразования информации, владение языками межличностной коммуникации [1].
Формирование системы ценностей личности будущего специалиста в рамках концепции общекультурного развития обуславливает следующие требования к его личностным качествам:
- духовность - как внутреннее состояние человека; открытость как способность к постоянному духовному обогащению, освоению ценностей культуры; традиционность, которая проявляется в опоре на семейные и национально-культурные традиции, на сохранение академической традиции [4];
- фундаментальность как способность видения целостности картины мира, осуществления анализа окружающей действительности в контексте развития культуры человечества; как уровень сформированности конвергентного типа мышления, обеспечивающего преобразование окружающей действительности на основе разумного сочетания традиций и инноваций;
- социальная мобильность как нравственная и психологическая готовность к профессиональной деятельности в условиях современного информационного общества;
- инновационность как умение трансформировать собственную профессиональную
деятельность в связи с изменениями социально-культурных потребностей общества, адаптироваться к новым условиям жизни;
- коммуникативность как способность к ведению диалога, обеспечивающая успешность социального и профессионального взаимодействия, как уровень сформирован-ности таких качеств личности, как общительность, доброжелательность, инициативность, толерантность.
Концепция общекультурного развития личности предопределяет пересмотр принципов профессиональной подготовки человека, обновление системы базового профессионального образования, гуманизацию содержания образования.
3. Модель системы общекультурного развития личности
Российская профессиональная школа входит в ХХ1 век с осознанием того, что обеспечение ею глубокого и прочного освоения содержания образования - не самоцель, а лишь средство формирования интеллектуально развитой, духовно богатой, высоконравственной и социально активной личности. Именно это выступает как сверхзадача и смысл ее функционирования, что, в свою очередь, диктует необходимость пересмотра некоторых методологических позиций современного профессионального образования.
Усиление культурологического аспекта образования детерминирует разработку и реализацию новых педагогических технологий, внедрение нетрадиционных способов обучения. Общекультурное развитие требует владения общенаучными знаниями как фундаментом мировоззренческой, нравственной и гражданской позиции личности, что предопределяет переход от предметно-центристской ориентации содержания образования к интегративной, междисциплинарной системе образования.
Культурный уровень как динамичное образование подвержен наибольшему воздействию на начальных стадиях формирования специалиста, тесно связанных с периодом профессионального и социального самоутверждения. Однако проблема роста общекультурных знаний, умений и навыков не теряет своей актуальности и на последующих уровнях профессионального образования, когда эрудиция личности и ее общая культура активно сказываются на качестве профессиональной деятельности, на характере деловых
отношений, на способности оперативно осваивать новые технологии и эффективно откликаться на инновационные процессы.
Модель системы общекультурного развития будущего специалиста в рамках данной концепции детерминирует установку:
- на творческое проблемно-методологическое освоение культуры;
- непрерывность процесса освоения духовной культуры;
- формирование системы ценностных координат личности;
- раскрытие творческого потенциала будущего специалиста;
- формирование готовности к поиску, открытости к новому, самостоятельности в принятии решений, достижению конструктивных результатов профессиональной деятельности и т.д.
Целостность модели общекультурного развития личности обеспечивается включением в ее структуру компонентов, образующих культурно-образовательное пространство профессионального становления и развития личности будущего специалиста: содержание профессионального образования, культурная среда образовательного учреждения, система дополнительного образования, сфера досуга.
Рассмотрим более подробно каждый компонент модели общекультурного развития личности будущего специалиста.
Культуросозидающая направленность содержания профессионального образования. Реализация модели общекультурного развития личности в системе среднего и высшего профессионального образования требует внедрения элементов знания о культуре и специфике ее проявления во все компоненты профессионального образования, во все учебные дисциплины, во все формы учебной деятельности. Культуросозидающая направленность содержания образования должна, по возможности, смягчить негативные последствия технической цивилизации, которая односторонне гипертрофирует развитие технико-технологических знаний в ущерб гуманитарному знанию. В этой ситуации проблемы человекознания в системе профессионального образования должны решаться не только средствами специальных культурологических дисциплин, но и путем освещения вопросов культуры в рамках всех учебных предметов. Идея единства общекультурной, про-
фессиональной и нравственной подготовки человека к выполнению своих гражданских и профессиональных функций требует разработки принципиально новых подходов к определению целей образования, отбору содержания обучения и организации процесса его усвоения.
Сегодня, в начале XXI века, наиболее общей тенденцией развития отечественного образования является его гуманизация.
В широком общественно-философском плане результатом гуманизации образования как социального института должны стать преодоление технократических ориентаций в обществе и производстве, гармонизация гуманитарной и технической подготовки будущих специалистов; формирование гуманитарного стиля сознания и технологического типа мышления.
На личностном уровне гуманизация образования должна привести к воспитанию человека, который, по мысли М. К. Мамардашви-ли, есть «человек возможный» - «человек в культуре и в истории, человек, который должен постоянно превосходить себя, чтобы быть самим собой» [2].
Такой подход к целям и содержанию образования позволит реализовать основные принципы общекультурного развития личности будущего специалиста:
- культуросообразности, обуславливающий внедрение элементов знаний о культуре и специфике ее проявления во все компоненты профессионального образования;
- гуманитаризации, обеспечивающий насыщение содержания профессионального образования компонентами этического (нравственного), эстетического, экономического, экологического и правового профессионального воспитания. «Гуманитаризация всех учебных программ приводит к тому, что преподавание каждой дисциплины обретает нравственный смысл, то есть развернуто к человеку как центру мироздания, а не описывает ее содержание от его реального отношения к человеческому бытию» [5, с. 44];
- фундаментализации, ориентирующий на углубление теоретической, общеобразовательной, общенаучной, общепрофессиональной подготовки студентов и расширение профиля их профессиональной подготовки;
- деятельностной направленности образования, позволяющий формировать такую систему знаний, которая обеспечит полно-
ценное овладение основами профессиональной деятельности, углубление взаимосвязи составляющих ее чувственных и рациональных элементов, дальнейшее саморазвитие личности обучаемого.
Культурная среда образовательного учреждения как педагогическая система. В рамках концепции общекультурного развития среда образовательного учреждения рассматривается как педагогическая система, системообразующим фактором которой являются формируемые ценностные ориентации.
Важнейшим условием формирования социально и профессионально значимых ценностей является создание культурно-образовательного пространства образовательного учреждения, в границах которого происходит процесс их присвоения через: систему знаний и компетентностей (образовательный контекст); выбранную стратегию функционирования образовательного учреждения (управленческий контекст); развитие общей и профессиональной культуры (система дополнительного образования); социально значимое самоутверждение и творческое самовыражение обучаемых (контекст социально-культурного творчества).
Таким образом, культурная среда образовательного учреждения - пространство общекультурного развития участников образовательного процесса, создание которого обеспечивается реализацией следующих условий:
- открытости и вариативности, обеспечивающих расширение видов деятельности участников образовательного процесса;
- коммуникативного насыщения культурной среды образовательного учреждения, способствующего развитию культуры диалога, расширению круга межличностного общения;
- доверия, уважения к мнению оппонента и свободы высказывания собственной точки зрения;
- творческого сотрудничества, гуманистической направленности взаимоотношений между всеми участниками образовательного сообщества.
Дополнительное образование в системе общекультурного развития специалиста. Реализация концепции общекультурного развития требует изменения статуса дополнительного образования. Как органическая часть единой структуры непрерывного образования учреждения среднего и высшего профес-
сионального образования реализуют функции формирования специалиста, но в то же время стимулируют потребность в приобретении общекультурных, общетехнических и специальных знаний, выходящих за пределы образовательных программ. Целями дополнительного образования становятся общекультурное развитие и компенсация дефицита знаний в различных областях экономики и духовной жизни. В этом проявляется социальная защита будущих специалистов, реальная забота об эффективном включении последних в динамично обновляющийся мир производственных и общественных отношений.
Система дополнительного образования наряду с традиционным решением профессиональных задач, связанных с подготовкой, переподготовкой, повышением квалификации специалистов, фокусирует внимание на овладении механизмами мониторинга и анализа социально-культурной практики, чему способствует создание рефлексивно-инновационной среды, ставящей специалиста в условия необходимости постоянного обновления своих знаний и проявления творческого потенциала.
Роль дополнительного образования состоит в углублении базового образования, расширении его палитры, адаптации человека к новым видам деятельности, техническим и технологическим инновациям; в реализации творческих возможностей личности и ее индивидуальных потребностей к самообразованию и самосовершенствованию; в формировании мотивов пожизненного обучения.
Такой подход позволяет конкретизировать понятие «система дополнительного образования» и доказать зависимость уровня общекультурного развития специалиста от востребованности дополнительных знаний, умений и навыков, которыми он обладает.
Сфера досуга в системе развития общей культуры будущего специалиста. Новая социально-культурная ситуация, новые требования к общекультурному развитию личности специалиста предопределяют развитие культуры досуга на основе расширения образовательных и воспитательных функций учреждений среднего и высшего профессионального образования:
- развитие у студентов осознанных потребностей и мотивов рациональной организации досуга;
- формирование культуры досуга как качества личности, отражающего потребности и умения конструктивно использовать свое свободное время, реализовывать его в активном отдыхе, духовно насыщенном общении;
- непосредственная организация досуга, который обеспечивает рекреацию и дальнейшее духовное и физическое развитие личности (вовлечение студентов в систему дополнительного образования, различные виды и формы любительского творчества и зрелищно-игровой деятельности).
Концепция общекультурного развития требует расширения образовательных и воспитательных функций учебных заведений за счет включения в модель ее реализации сферы досуга.
Включение сферы досуга в целостную систему развития общей культуры будущего специалиста позволит не только разработать программы общекультурного развития личности, ориентированные на раскрытие ее творческого потенциала в процессе углубленного освоения профессии, но и внедрить в практику учреждений профессионального образования направления культурно-воспитательной работы, ориентированной на формирование у каждого обучаемого культуры досуга, мотивов и способов рационального использования своего свободного времени.
Представленная модель общекультурного развития личности в системе высшего и профессионального образования обладает следующими особенностями: междисциплинарным взаимодействием всех своих компонентов; многофункциональностью; программноцелевой ориентированностью, связывающей все ее компоненты как по вертикали (уровни образования), так и по горизонтали (от институциональных форм образования до неформальных); мотивационно-ценностной направленностью на достижение личностноориентированного, социального и профессионального самоопределения обучаемых; культурологической, социально-экономической, профессиональной, психолого-педагогиче-ской обусловленностью.
4. Условия эффективности реализации модели
В процессе исследования были определены следующие организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективную реализацию модели общекультурного разви-
тия личности в учреждениях среднего и высшего профессионального образования:
1. Скоординированность целей функционирования систем базового и дополнительного образования, обеспечивающая целостность и непрерывность процесса общекультурного развития будущего специалиста.
Данное условие предопределяет объективную необходимость развития и совершенствования наряду с базовым образованием системы дополнительного образования как единой организационной структуры, включающей в себя систему повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров, программы и проекты учебно-воспитательного характера, деятельность культурно-досуговых учреждений.
Единство целей функционирования систем базового и дополнительного образования, их скоординированность на всех ступенях профессионального становления и развития индивида обеспечивают непрерывность процесса общекультурного развития личности на протяжении всей жизни, обогащают новыми интегративными качествами саму систему непрерывного образования.
2. Выведение социально-культурной среды учебного заведения из пассивного состояния и превращение ее в структурообразующий фактор общекультурного развития личности обучаемого. Следует помнить о роли «живого» взаимодействия преподавателя и студентов, о роли личности педагога, его общей и профессиональной культуре, убежденности, нравственности, эмоциональном богатстве.
Главная задача в формировании духовности молодежи заключается в преодолении разрыва между учебными и воспитательными целями, что требует педагогического и методического обеспечения образовательного процесса с целью соединения различных позиций преподавателя и студента, его построения на основе раскрытия внутренних
образовательных потребностей и способностей учащихся. Исходя из этого, при создании образовательной среды, реализующей гуманистический подход, основной акцент должен быть сделан на организации субъект-субъектных отношений участников образовательного процесса и реализации конкретных целевых программ, обеспечивающих соответствующий уровень взаимодействия участников образовательного процесса.
3. Психологическая и нравственная подготовка учащейся молодежи к профессиональной деятельности в условиях современного информационного общества.
Переход в новое информационное общество значительно усложнило требования к интеллектуальной, политической, экономической, технической, правовой, экологической и физической культуре специалиста. Совокупность ценностно-ориентированных общекультурных знаний, умений и навыков и постоянной потребности интенсивного освоения актуальной культуры в сочетании с социально-культурной активностью представляется сегодня не просто желательным, а важнейшим профессиональным качеством специалиста любой сферы профессиональной деятельности.
Основной задачей приведения личностных качеств специалиста в соответствие с новыми требованиями выступает саморазвитие в профессиональной деятельности, стержнем которой является диалектическое единство профессионального мастерства и общекультурного развития.
4. Психологическая перестройка инженерно-педагогических кадров на отношение к обучаемым как субъектам культуротворческой деятельности, на понимание своей роли в педагогическом процессе общекультурного развития личности будущего специалиста как профессионала, как носителя духовного богатства, как эталона культуры, на который необходимо равняться.
Литература
1. Ариарский М. А. Прикладная культурология. - 2-е изд. -СПб.: Изд-во «Эго», 2001. - 288 с.
2. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. - М.: Прогресс, 1990. - С. 162.
3. Никандров Н. Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века. - М.: Мирос, 1997. - 140 с.
4. Савельев А. Я. Высшее образование: состояние и проблемы развития. - М.: НИИВО, 2001. - 120 с.
5. Триодин В. Е. Проблемы сохранения преимуществ российской системы образования при включении высшей школы в Болонский процесс // Проблемы развития личности будущего специалиста в условиях интеграции высшей школы в европейское образовательное пространство. - Казань: Изд-во «Данис» ; ИПП ПО РАО, 2008. - 130 с.
6. Флиер А. Я. «Культура мира» и культурная компетентность личности // Теория и история культуры. - М.: Вестник МГУКИ. -2004. - №1.- С. 18-33.