Научная статья на тему 'Традиции и инновации в подготовке современных бакалавров и магистров социально-культурной деятельности'

Традиции и инновации в подготовке современных бакалавров и магистров социально-культурной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
327
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БАКАЛАВР / МАГИСТР / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СФЕРА / SOCIO-CULTURAL ACTIVITY / BACHELOR / MAGISTER / SOCIO-CULTURAL SPHERE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьева Елена Ивановна

В статье рассматриваются традиционные и инновационные формы обучения, способствующие совершенствованию структуры учебного процесса, его организации на стадии промежуточной аттестации. Среди наиболее эффективных форм обучения предлагаются кейс-технологии, эссе, дискуссия, деловые и ролевые игры, мозговой штурм, моделирование и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Григорьева Елена Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONS AND INNOVATIONS IN PREPARATION OF MODERN BACHELORS AND MAGISTERS OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITY

The article considers the traditional and innovation forms of studying enabling the perfection of structure of studying process, its organization on stage of intermediate attestation. Among the most effective forms of studying the case-technologies, essay, discussion, business and role games, brainstorm, modeling etc. are supposed.

Текст научной работы на тему «Традиции и инновации в подготовке современных бакалавров и магистров социально-культурной деятельности»

УДК 378.22

ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В ПОДГОТОВКЕ СОВРЕМЕННЫХ БАКАЛАВРОВ И МАГИСТРОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Елена Ивановна ГРИГОРЬЕВА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор культурологии, профессор кафедры социально-культурной

деятельности, e-mail: grigorev-tmb@list.ru

В статье рассматриваются традиционные и инновационные формы обучения, способствующие совершенствованию структуры учебного процесса, его организации на стадии промежуточной аттестации. Среди наиболее эффективных форм обучения предлагаются кейс-технологии, эссе, дискуссия, деловые и ролевые игры, мозговой штурм, моделирование и др.

Ключевые слова: социально-культурная деятельность; бакалавр; магистр; социально-культурная сфера.

В современной России приоритетными направлениями развития являются: экономика, здравоохранение, демографические вопросы и жилищные проблемы. Однако развитие этих направлений нельзя осуществить без качественного современного образования, которое способно обеспечить подготовку квалифицированных специалистов. В связи с этим в России должна быть организована особая конкурентоспособная образовательная система, имеющая в своей основе разработку механизмов и условий, позволяющих оптимизировать содержание вузовской подготовки студентов, активизировать самостоятельную подготовку будущих специалистов социально-культурной сферы; совершенствовать качество контроля учебной деятельности обучаемых.

Важным шагом в решении данных проблем стало присоединение России в 2003 г. к Болонскому процессу. Признав декларацию о создании единого европейского пространства высшего образования, Россия приняла на себя обязательство преобразовать национальную систему образования в соответствии с мировыми стандартами и решать задачи по реформированию российского образования, которые регламентированы «Концепцией модернизации российского образования до 2010 года»; законами РФ «Об образовании»; «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»; «Национальной доктриной образования в РФ»; «Федеральноцелевой программой развития образования на 2006-2010 годы»; Образовательными стандартами.

Если проанализировать рынок образовательных услуг в сфере подготовки специалистов социально-культурной деятельности, то следует отметить высокую популярность вузов культуры и искусств у выпускников школ в регионах России, рост количества специальностей вузов культуры и искусств в вузах гуманитарного профиля, а также возросший интерес молодежи к творческим специальностям.

В связи с этим педагогическая система подготовки бакалавров и магистров социально-культурной деятельности требует переориентации на решение задачи формирования личности, мотивированной в целом на вид деятельности, легко обучаемой, которая владеет навыками самостоятельного приобретения знаний; успешно адаптируемой в сложной обстановке и принимающей обоснованные решения в любых, самых неординарных ситуациях, т. е. формирование компетентной универсальной личности, а для этого требуется существенное изменение методик обучения и методов оценки качества образования, а также развитие у студентов в первую очередь профессиональной компетенции.

По мнению А. А. Пожарского «модернизация образовательного процесса в вузе на компетентностной основе является ответом на изменения, которые мы наблюдаем в сферах материального и духовного производства, на рынках труда, в профессиональных структурах, области социальных коммуникации и т. д.» [1, с. 188].

Чтобы обеспечить создание данных условий необходимо активизировать учебный

процесс за счет введения интерактивных форм обучения и проведения промежуточных аттестаций в компетентностном формате.

Для промежуточной аттестации бакалавров и магистров социально-культурной сферы могут использоваться разнообразные виды деятельности (подготовка реферата, доклада, презентации проектов, сценарных разработок, эссе, постановочно-режиссерская работа, домашние задания, дискуссия, деловые и ролевые игры, метафорические действия, мозговой штурм, моделирование, упражнения для развития практических навыков, практическая работа в реальных условиях, большинство психологических технологий (гештальттерапия, психодрама, сказкоте-рапия, творческая, танцевальная, музыкальная терапия, психоконсультирование, проективные методики и т. д.).

Так, например, написание эссе осуществляется студентами в процессе изучения наиболее важных тем курса, которые требуют от студента не просто формирования определенного массива знаний, но и глубокого их осмысления, а также выработки и изложения своей собственной позиции по изучаемой проблеме.

Эссе в дословном переводе означает -опыт, очерк, попытка (франц. - essai, англ. -essay). Целесообразность использования этой формы самостоятельной работы в процессе обучения подтверждается, прежде всего, тем, что она позволяет преподавателям выявлять способность и умение студентов излагать изученный материал своими словами, оценивать уровень понимания и усвоения ими полученной информации. Студенты получают возможность (особенно на младших курсах, когда у них еще недостаточно развит навык системного изложения материала) в свободном, доступном для них стиле высказать свое мнение о предмете.

Другая интересная форма обучения является кейс-технология, которая представляет собой интерактивную технологию обучения, основанную на анализе конкретных ситуаций. Для организации обучения используются описания конкретных ситуаций. Обучаемым предлагается осмыслить реальную ситуацию практики социально-культурной деятельности, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует оп-

ределенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.

Данная технология стимулирует появление таких профессионально-значимых качеств, как инициативность, самостоятельность в освоении теоретическими положениями и практическими навыками, что активизирует профессионализацию бакалавров, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию к учебе.

Ситуация из практики социально-культурной деятельности дается в описании, от обучаемого требуется ее осмыслить (последствия, эффективность) и предложить способ разрешения проблемы. Данная технология направлена на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала. Кейс-технология подразумевает привнесение в учебный процесс «псевдо» ситуаций, так называемых «примеров из жизни», что делает ее реальным средством повышения профессиональной компетентности обучаемого, способом соединения учебного, образовательного и исследовательского содержания в обучении.

Анализируемая социально-культурная

ситуация как правило имеет потенциал к изменению, и эти изменения зависят от деятельности людей, участвующих в ней.

Данная технология позволяет использовать различные виды анализа. Проблемный анализ способствует выделению, классификации проблемы, формированию проблемного поля. Он необходим для анализа проблемного содержания, условий и последствий конкретной социально-культурной ситуации. Системный анализ необходим для рассмотрения той или иной проблемной ситуации как некоторой системы, характеризующейся определенными структурой и функциями. То есть осуществляется структурно-функциональный анализ социально-культурной ситуации. Праксеологический анализ предполагает рассмотрение деятельностных аспектов социально-культурной ситуации с точки зрения их оптимизации, что позволяет создать оптимальную модель конкретной деятельности в конкретных условиях. Прогностический анализ направлен на формирование предположений относительно будущего развития социально-культурной ситуации,

для чего используются нормативный (задается будущее состояние системы и определяются способы его достижения) или поисковый (построение трендовых моделей будущего) прогностический анализ. Помимо комплексного анализа и моделирования кейс-технология опирается на мысленный эксперимент, описание, проблематизацию, классификацию ситуации. Разрешение ее может быть достигнуто посредством дидактической деловой игры, мозговой атаки или специально организованной дискуссии.

Источниками ситуации в кейс-технологии является реальная практика социальнокультурной деятельности, образовательная практика в сфере социально-культурной деятельности, а также достижения фундаментальных и прикладных исследований педагогики досуга. Соответственно выделяются практические, обучающие и научно-исследовательские кейсы.

Практические кейсы создают «действующую» модель реальной ситуации, на основе чего становится возможным тренинг обучаемых, закрепление их знаний, умений и навыков поведения и принятия решений.

Обучающий кейс отражает типовые наиболее часто встречающиеся социально-культурные ситуации, с которыми непременно придется столкнуться специалисту в профессиональной деятельности. Однако на первый план в подобном кейсе выступает формирование профессионально-значимых личностных качеств обучаемого, что делает этот вид кейса условным за счет некоторой искусственности, порождаемой аккумулированием наиболее важных и реалистичных деталей. Такой кейс позволяет видеть в социальнокультурных ситуациях типичное и анализировать их посредством применения аналогии.

Исследовательский кейс выступает моделью для получения нового знания о социально-культурной ситуации и поведения в ней. Он направлен на формирование навыков научного исследования посредством применения метода моделирования. Соответственно и строится этот кейс по принципам создания исследовательской модели. Большинство кейсов должно базироваться на местном материале. Обучаемые чувствуют себя увереннее, если они хорошо знают среду и контекст, в котором происходят события, описанные в кейсах, при обсуждении таких кей-

сов существует уникальная возможность пригласить руководителя предприятия сферы культуры и искусства. Научность и строгость кейсу придают статистические материалы, сведения о состоянии рынка сферы досуга, социально-экономические характеристики

деятельности предприятия социально-культурной сферы.

При всем многообразии видов кейсов, все они имеют типовую структуру, включают социально-культурную ситуацию (случай, проблема, фактография реальной практики организации досуга), контекст социальнокультурной ситуации (хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации), комментарий ситуации, представленный автором, вопросы или задания для работы с кейсом и необходимые для анализа приложения.

К учебным результатам кейс-технологии можно отнести освоение новой информации, методов сбора данных, их анализа, формирование умения работать с текстом, соотносить теоретические и практические знания. Образовательными результатами являются повышение уровня профессиональной компетентности, формирование опыта принятия решений, решения проблем и действий в новой ситуации.

Кейс-технология в наибольшей степени способствует формированию следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

- владеть культурой мышления, быть способным к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- быть способным находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность (ОК-4);

- использовать основные законы гуманитарных научных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы научного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10);

- быть способным к обобщению и пропаганде передового опыта учреждений социально-культурной сферы по реализации задач федеральной и региональной культурной политики (ПК-16);

- быть готовым осуществлять прикладные научные исследования социальнокультурной деятельности, основных тенденций социального, культурного и духовного развития общества, делать на этой основе продуктивные прогнозы и принимать правильные управленческие решения (ПК-20);

- быть готовым к оказанию консультативной помощи специалистам социальнокультурной сферы (ПК-29).

Особое внимание следует уделять использованию тренинговых методов обучения, что позволяет обеспечить формирование эрудированной, свободной и ответственной личности, сочетающей профессиональную компетентность с гражданской ответственностью, обладающей широким кругозором, нравственным сознанием, необходимой суммой знаний, навыков, умений.

Изменение и реализация новой методики обучения вызывают необходимость совершенствования управления, структуры учебного процесса, его организации. Сегодня уже имеется комплекс научных разработок в данном направлении, в которых особое внимание обращается на использование тренингов специалистами социально-культурной сферы. Как правило, в них разработаны пути активизации и интенсификации практической деятельности, носящей узкопрофильный характер и направленной на выработку навыков для достижения конкретных целей, решения конкретных задач.

Деловая игра соответствует имитации реальной деятельности специалиста в тех или иных ситуациях. В вузе деловая игра выступает как средство и метод подготовки и адаптации к будущей профессиональной деятельности. В отличие от традиционных методов обучения, обучающие возможности деловой игры гораздо выше. Это обусловлено тем, что в игре становится возможным воссоздать основные закономерности специальной деятельности на реальном, практически не отличимом от действительных жизненных профессиональных ситуаций материале.

Деловые игры в настоящее время используются в учебном процессе вузов как педагогическая технология или один из методов активного обучения. Их цель: формирование познавательных и профессиональных мотивов и интересов; воспитание сис-

темного мышления специалиста, включающее целостное понимание не только природы и общества, но и себя, своего места в мире; передача целостного представления о профессиональной деятельности и ее крупных фрагментах с учетом эмоционально-личностного восприятия; обучение коллективной мыслительной и практической работе, формирование умений и навыков социального взаимодействия и общения, навыков индивидуального и совместного принятия решений; воспитание ответственного отношения к делу, уважения к социальным ценностям и установкам коллектива и общества в целом.

Разработка модели (схемы) как метод промежуточной аттестации.

При освоении курсов предметов направления «Социально-культурная деятельность» моделированию могут быть подвержены различные аспекты содержания конкретной учебной дисциплины. При этом моделирование выступает средством обобщения учебного материала, представления его в свернутом виде, а также его логического упорядочения, построения семантических схем, представления учебной информации в наглядной форме. Модель отражает внутреннюю, сущностную организацию процесса (явления) социальнокультурной деятельности.

Моделирование (схематизирование)

должно быть направлено на конкретизацию основных категорий социально-культурной деятельности; выявление закономерностей, принципов, целей, содержания и методы педагогического процесса; формирование представлений об общих формах организации социально-культурной деятельности; различных средствах и способах коммуникации.

При изучении той или иной темы схема (модель) может отражать: категориальнопонятийный аппарат темы; методологию проблемы; логико-структурное отображение закономерностей динамики, функций и принципов социально-культурного явления / процесса; классификацию теоретических

подходов к проблеме; классификацию технологических подходов к решению проблемы; логику педагогического процесса; построение «древа целей» в развитии социальнокультурного процесса / явления; структурирование содержания процесса (явления).

Модель в теории социально-культурной деятельности - это искусственно созданный

объект в виде схемы, знаковых форм или формул, который, будучи подобен изучаемому в учебном курсе объекту или явлению, отображает и воспроизводит в более простом и огрубленном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами. Модель процесса или явления в социально-культурной деятельности можно определить как логически последовательную систему соответствующих элементов, включающих цели, задачи, принципы и функции, которым подчиняется динамика данного процесса (явления), содержание процесса, соответствующие ему технологические компоненты (средства, методы, приемы, формы), возможные результаты критерии их оценки и методы фиксации.

Эффективность моделирования зависит от данных преподавателем предварительных инструкций, касающихся использования теоретического и эмпирического материала, допустимых при моделировании границ и упрощений.

Моделирование может быть направлено и на прогнозирование планируемых (будущих) изменений процессов и явлений социально-культурной деятельности.

Разработка модели (схемы) в наибольшей степени способствует формированию следующих общекультурных и профессиональных компетенций: владеть культурой мышления, быть способным к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); использовать основные законы гуманитарных научных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы научного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10); владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12); быть готовым к разработке целей и приоритетов творческо-производственной деятельности учреждений культуры, реализующих социально-культурные технологии культуроохранные, культурно-досуговые (культурно-просветительные, рекреативные) (ПК-15); быть способным к научно-методическому обеспечению учебновоспитательного процесса и проведении воспитательных мероприятии с различными ка-

тегориями участников социально-культурной деятельности (ПК-28).

Как отмечает К.Ю. Сидоровский, «менеджер, у которого хорошо развиты организационно-управленческие способности, способен выстраивать систему формальных и неформальных отношений, управлять ими таким образом, чтобы достичь цели организации наиболее быстро и эффективно» [2, с. 176].

Следует отметить, что приоритетной задачей современного социокультурного образования выступает обеспечение качества его уровней, объективной оценкой которого является успешная адаптация выпускников к конкретным условиям профессиональной деятельности, возможность карьерного роста и творческой самореализации на рабочем месте.

Таким образом, трудоустройство выпускников является перспективным целевым ориентиром деятельности системы непрерывного социокультурного образования, достичь которого можно только консолидированными усилиями вузов и работодателей. Это предполагает выстраивание образовательных программ, исходя из реальных потребностей рынка труда, и грамотную кадровую политику культурно-образовательных учреждений, способных направить энергию молодых специалистов в русло профессионального созидания и стать платформой для их профессионального становления и самосовершенствования.

В процессе модернизации системы социокультурного образования необходимо соблюдать оптимальный баланс между внедряемыми образовательными инновациями и сохранением лучших достижений отечественной общеобразовательной, средней специальной и высшей школы.

Исходя из задач реализации компетент-ностного подхода в социокультурном профессиональном образовании, требуется обеспечить широту и фундаментальность образования наряду со свободным выбором студентами учебных курсов; стимулировать дальнейшее развитие творческой инициативы посредством участия студентов в конкурсах социальных проектов; совершенствовать содержание воспитательной работы со студентами с целью формирования их активной

гражданской позиции и лидерских качеств личности.

1. Пожарский А.А. Педагогические условия формирования профессиональных компетенций будущих специалистов рекламы в вузе культуры и искусств // Вестник Московского

государственного университета культуры и искусств. 2010. № 3 (35).

2. Сидоровский К.Ю. Основные подходы к формированию организационно-управленческих способностей у менеджеров // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 2 (40).

Поступила в редакцию 4.10.2011 г.

UDC 378.22

TRADITIONS AND INNOVATIONS IN PREPARATION OF MODERN BACHELORS AND MAGISTERS OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITY

Elena Ivanovna GRIGORYEVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Culturology, Professor of Social and Cultural Activity Department, e-mail: grigorev-tmb@list.ru

The article considers the traditional and innovation forms of studying enabling the perfection of structure of studying process, its organization on stage of intermediate attestation. Among the most effective forms of studying the case-technologies, essay, discussion, business and role games, brainstorm, modeling etc. are supposed.

Key words: socio-cultural activity; bachelor; magister; socio-cultural sphere.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.