Научная статья на тему 'Реализация модели общекультурного развития личности в университетском образовательном пространстве'

Реализация модели общекультурного развития личности в университетском образовательном пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация модели общекультурного развития личности в университетском образовательном пространстве»

должен быть снабжен подходящими методиками, техниками и приемами. И это - главная задача учебного центра, корпоративного университета.

- учебные отделы, корпоративные университеты развиваются от неуправляемого («волевого») варианта к более управляемым, в пределе -самоуправляемым. Это одна из форм повышения идеальности.

- подавляющее количество неудач и ошибок в корпоративном обучении связано с тем, что внутри корпоративной системы обучения не выстроены информационные взаимосвязи.

Литература

1. Альтшуллер, Г.С. Творчество как точная наука / Г.С. Альтшуллер. - Москва: Сов. радио, 1979. - 116 с.

2. Викентьев, И.Л. Приемы рекламы и public relations. Программы-консультанты: 400 примеров, 200 учебных задач и 20 практических приложений, 7-е изд. / И.Л. Викентьев - Санкт-Петербург: Бизнес-пресса, 2004. - 384 с.

3. Пропп, В.Я. Морфология сказки / В.Я. Пропп. - Ленинград: Академия, 1928. - 152 с.

4. Сонин, В.А. Классики мировой психологии. Биографический энциклопедический словарь / В.А. Сонин, Л.М. Шлионский. - Санкт-Петербург: Речь, 2001. - С.96-97.

5. Шлянчак, Дм. T and D director - мода или необходимость для современной компании / Дм. Шлянчак // Журнал T and D director. -2008. - № 27: [Электронный ресурс]. - URL: http: // hrm.ru / db / hrm / 6D225CFD02DD20B2C32575AC0057A5A5 / print.html (14.11.2012).

И.А. Ивлиева

Реализация модели общекультурного развития личности в университетском образовательном пространстве

Исследование проблем общекультурного развития личности в системе высшего профессионального образования на первоначальном этапе ставило перед собой весьма ограниченные задачи выявления роли и места культуры на этапе обретения профессии. Однако, по мере изучения степени разработанности темы и осуществления опытноэкспериментальной работы, логика научного поиска заставила преодолеть узость представлений о предмете исследования и выйти на решение ряда узловых проблем педагогики XXI века. Это, в первую очередь, проблемы принципиального различия методологии обучения основам профессии и постижения культуры; опережающего общекультурного развития как условия успешности профессиональной деятельности; специфики

89

педагогического механизма вовлечения индивида в мир культуры и усвоения ее ценностей; оптимизации соотношения базового и дополнительного образования в условиях формирования личности как субъекта культуры и т. д. [1, 2].

В процессе проведения исследования были получены результаты, несомненно, способствующие их раскрытию и, в значительной мере, -решению.

1. Обоснована и разработана концепция общекультурного развития личности в условиях непрерывного профессионального образования как самостоятельной социально-педагогической категории, отражающей систему взаимосвязанных идей, закономерностей, принципов, терминологии, детерминирующих установку на творческое, проблемнометодологическое освоение культуры; приоритет формирования культурной компетентности специалиста в процессе его профессионального становления; преемственность институциональных и неформальных форм образования и самообразования.

2. Определен терминологический аппарат исследования, раскрыта сущность и структура образующих его основных понятий: «общекультурное развитие личности», «культурная компетентность специалиста», «актуальная культура», «культурная компетентность специалиста», «профессиональная компетентность специалиста», «профессиональная культура», «профессиональные ценности», «социальные ценности» и др.

3. Обоснована модель общекультурного развития личности в системе непрерывного профессионального образования, установлены следующие функции модели:

- профессионально-развивающая функция, реализация которой направлена на углубление и совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков; формирование творческого отношения к труду, осознанного стремления к приобретению новых знаний, повышению квалификации; развитию профессионального мышления и т.д.;

- коммуникативная функция - создание среды профессионального общения, осуществления неформального общения в коллективе единомышленников, общения с социальными партнерами, в процессе которого происходит усвоение норм и традиций, принципов и правил поведения, сложившихся в профессиональной среде и в среде учебного заведения;

- культурно-творческая функция, обеспечивающая возможности более полной реализации индивидуальных творческих способностей, интересов, потребностей студентов; находит свое выражение в формировании актуальной и профессиональной культуры, культуры познания и т. д.;

- информационно-просветительская функция, направленная на расширение источников информации и развитие универсальных умений

их использования, овладение новыми информационными технологиями в целях повышения своей общей культуры и овладения профессией;

- рекреативная функция, обеспечивающая организацию досуга, отражающего потребности и умения конструктивно использовать свое свободное время, реализовать его в активном отдыхе, направленном на духовное и физическое развитие.

Особенностями концептуального построения модели педагогической системы общекультурного развития личности являются: ее многофункциональность; программно-целевая ориентированность, связывающая ее компоненты как по вертикали (уровни образования), так и по горизонтали (от институциональных форм образования к неформальным); мотивационно-ценностная направленность на развитие личности студента.

4. Выявлены характерные особенности общекультурного развития личности в системе высшего профессионального образования; установлены факторы активного духовно-интеллектуального развития учащейся молодежи; обоснована потребность в расширении образовательных и воспитательных функций учебных заведений путем включения сферы досуга в единую систему развития общей культуры будущего специалиста.

Реализация модели общекультурного развития личности будущего профессионала в университетском образовании требует его ориентации на выполнение следующих требований:

- всемерное повышение статуса университетского образования как центров развития культуры, образования и науки, как социального института, оказывающего влияние на все сферы развития общества, сохранение и приращение его культурного потенциала;

- усиление культуросозидательной направленности содержания университетского образования: обновление его регионального компонента в направлении отражения в нем уникальности и самобытности культуры региона, его культурно-исторических традиций; раскрытие целостности процесса развития культуры во всех многообразиях ее проявления; реализацию действенной межпредметной интеграции знаний, умений и навыков; расширение кругозора обучаемых; формирование у них гуманистически ориентированного мировоззрения; развитие интереса к познанию окружающего мира;

- включение сферы досуга в единую систему формирования общей культуры будущего специалиста, поиск новых форм организации досуга учащейся молодежи, ориентированных на развитие личности студента, раскрытие его творческого потенциала и формирование культурной компетентности в процессе углубленного освоения профессии (профессионально-творческие мастерские, профессионально-творческие клубы);

- создание культурно-образовательной среды университета как педагогической системы, в границах которой осуществляется процесс об-

щекультурного развития студентов через: овладение системой общекультурных и профессиональных компетентностей (образовательный процесс); выбранную стратегию функционирования и развития образовательного учреждения как центра науки и культуры (управленческий процесс); развитие актуальной и профессиональной культуры (система дополнительного образования); социально и профессионально значимое самоутверждение и творческое самовыражение студентов (сфера студенческого досуга);

- расширение спектра педагогических технологий применяемых в культурно-образовательной среде университета, переосмысление арсенала используемых технологий воспитания в направлении их ориентации на актуализацию и развитие ценностно-смысловой сферы субъектов образовательного процесса; на формирование профессиональных и жизненных ценностей студентов, на создание самой культурно -образовательной среды учебного заведения.

Таким образом, реализация модели общекультурного развития личности студента в процессе его профессионального становления позволит усилить культурологическую направленность содержания профессионального образования; скоординировать цели функционирования систем базового и дополнительного образования в обеспечении целостности и непрерывности процесса общекультурного развития будущего специалиста; вывести социально-культурную среду учебного заведения из пассивного состояния и превратить ее в структурообразующий фактор общекультурного развития субъектов образовательного процесса; включить сферу досуга в единую систему формирования общей культуры будущих специалистов; осуществить психологическую перестройку инженернопедагогических кадров в отношении к обучаемым как субъектам культуротворческой деятельности и понимании своей роли в педагогическом процессе общекультурного развития личности будущего специалиста.

Литература

1. Ариарский М. А. Общекультурное развитие личности в системе непрерывного профессионального образования / М. А. Ариарский, И. А. Ив-лиева. - Казань: Изд-во «Данис» ИПП ПО РАО, 2007. - 156 с.

2. Ивлиева И.А. Общекультурное развитие личности в системе непрерывного профессионального образования (концептуальные основы) / И.А. Ивлиева // Человек и образование: академич. вестник Ин-та образования взрослых РАО. - 2010. - №4. - С. 163-169.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.