такой фактор, как непредсказуемость ситуации, элемент неопределенности в отношении развития событий, огромный простор для фантазии, воображения.
Психокорректирующий потенциал КВН дает возможность отнести эту игру к формам самопрезентации личности. В народе по этому поводу говорят: «Людей посмотреть и себя показать». Участники выступлений демонстрируют свой социальный статус, интеллектуальный уровень, творческий потенциал. Притягательность этой игры заключается в том, что в ней можно показать достижения, положительный и отрицательный опыт, многое, чем характеризуется эмоциональная сторона жизни.
КВН - довольно сложный социально-личностный и структурный конструкт. Игра протекает во времени и в пространстве, следовательно, ее можно рассматривать как процесс: выделить несколько этапов, каждый из которых имеет свою специфику. Все начинается с выбора проблемы (идеи), затем следует осмысление действий субъекта по осуществлению задуманного игрового проекта и т. д. Если поиск, выбор и другие этапы формирования выступления прошли успешно, то выступление ждут с особым, позитивным настроением. Успех на сцене будет зависеть от артистизма и фантазии участников выступления. По завершении игры участники сверяют свои ожидания с достигнутым результатом. Итоговая картина может быть совершенно разной. Если выступление было неудачным и ожидания не сбылись, то следует разочарование. Когда все получилось, возни-
кает чувство удовлетворения не только от самой игры, но и от своей прозорливости, позволившей все предугадать и спланировать. Когда игра превосходит или не оправдывает ожидания, это показывает «планку оценки» (заниженную или, наоборот, слишком завышенную). На наш взгляд, в этом состоит самый важный этап: участники игры анализируют прошедшее мероприятие, выявляют шероховатости, нестыковки и делают выводы.
Рассматривая игру КВН как направленную на определенный результат действий, нужно учесть внутреннюю структуру и специфику цикла реприз, наполнение, интенсивность, функциональность частей выступления. Цикличность задает ритм игре, делает возможным заблаговременно ее спланировать. Наполнение элементов игры касается ее внутреннего содержания (не только количества материала, но и его качества).
Итак, можно с уверенностью сказать, что игра КВН формирует культуру общения студентов в досуговом пространстве, дает возможность сформировать самосознание молодежи, усилить чувство ответственности и другие положительные качества.
Литература
1. Клейн П. Актуальные проблемы современного досуга // Российская культура глазами молодых ученых. Вып. 17. СПб., 2006. С. 64-70.
2. Ариарский М. А. Прикладная культурология. СПб., 2000. С. 23-24.
3. Мосалев Б. Досуг: методология и методика социологических исследований. М., 1995. С. 91.
K. SH. MUKHTAROV. KVN AND THE CULTURE OF COMMUNICATION IN THE YOUTH LEISURE-TIME
In the article culture of student-youth communication is analyzed on the example of one of the forms of leisure-time, the peculiarities of the game KVN are shown.
Key words: the culture of communication, leisure-time, youth subculture.
н. В. КАРПУК
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОТКРЫТОЙ МОДЕЛИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
Автор анализирует возможности использования моделей дистанционного обучения при повышении квалификации преподавателей педагогического колледжа без отрыва от профессиональной деятельности.
Ключевые слова: профессиональная переподготовка педагогов, непрерывное педагогическое образование, модель дистанционного обучения.
Инновации в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей призваны усовершенствовать цепь звеньев непрерывного педагогического образования: педагогический колледж - высшее учебное заведение - последующая педагогическая деятельность. Так как учитель, мало интересующийся
тем, что происходит за пределами школы, не может успешно работать, основной идеей образовательных реформ, проводимых в настоящее время в европейских странах, выступает улучшение качества преподавания.
Для концепции ЮНЕСКО характерно стремление включить в понятие «образование» все воз-
действия, формирующие личность человека. В данном случае процесс имеет приоритет над результатом, а результат образования рассматривается вне жесткой связи со способом его получения. Подразумеваются не только все виды учебных заведений и образовательных программ, но также специальное и производственное окружение, учреждения культуры, книги, средства массовой коммуникации, сфера межличностного общения. Важными факторами признаны свобода выбора средств, методов и форм обучения (дневная, вечерняя, заочная, дистанционная, самообразование на основе различных информационных источников) и возможность воспользоваться услугами системы образования в любом возрасте, после значительного перерыва.
Идеи непрерывного образования, оказывающие влияние на цели, организацию, содержание и методы обучения на всех ступенях современной системы образования в развитых странах, актуальны для повышения квалификации преподавателей, работающих в среднем звене отечественного педагогического образования. Среди проверенных временем, теоретически обоснованных и подтвержденных практикой путей можно назвать:
- систему непрерывного педагогического образования (А. А. Вербицкий, В. Г. Онушкин, Е. П. Тонконогая и др.);
- систему повышения квалификации (М. А. Ариарский, П. В. Худоминский и др.);
- самообразование и исследовательскую деятельность (Г. С. Альтшуллер, М. Е. Дуранов, В. И. Загвязинский, Г. С. Сухобская, В. П. Ушачев, Н. М. Яковлева и др.).
Качество образования преподавателя педагогического колледжа во многом зависит от доступа к информационным и коммуникационным технологиям. В современных условиях невозможно обеспечить качественную подготовку и переподготовку специалиста другими способами. Дистанционное образование (ДО) становится глобальным явлением информационной культуры [1]. Индустрия соответствующих образовательных услуг бурно развивается во многих странах мира. Это направление признано одним из ключевых в программах ЮНЕСКО «Образование для всех», «Образование через всю жизнь», «Образование без границ».
Образовательная парадигма вообще и способы передачи культурологических знаний в частности основываются на тех же технократических предпосылках, что и сама современная культура, дистанцированная от потребителя, использующая электронные средства коммуникации. Дистанционное обучение представляет собой целенаправленный интерактивный, асинхронный процесс взаимодействия субъектов и объектов обучения, независимый от их пространственной локализации. Будучи объективным следствием информатизации общества, этот процесс вбирает в себя лучшие черты как наиболее перспективная, синтетическая, гуманистическая, интегрированная форма получения образования в XXI веке.
Классификация видов ДО должна основываться на различении синхронной, асинхронной и комбинированной (смешанной) моделей дистанционного образования.
Под синхронным ДО (on-line) понимается модель, необходимым элементом которой являются занятия, осуществляемые на основе синхронной двухсторонней коммуникации. Синхронную модель называют также групповой (поскольку дистанционные занятия проводятся в основном в виде групповых аудиторных лекций в удаленных аудиториях), или моделью удаленных распределенных аудиторий.
Преобладающей технологией в синхронной модели до последнего времени являлась прямая телевизионная трансляция с применением спутникового или кабельного телевидения. Обратная связь удаленной аудитории с лектором (экзаменатором) обеспечивалась телефонной или факсимильной связью. В настоящее время телевизионные технологии вытесняются технологиями видеоконференций через Интернет. С использованием синхронной двухсторонней телекоммуникации, как правило, проводятся лекции, коллоквиумы, промежуточная и итоговая аттестация. Семинарские и практические занятия, индивидуальные и групповые консультации, самостоятельная работа студентов в библиотеке организуются в учебных центрах головного управления дистанционным обучением (УДО) и проводятся в очной форме. Самостоятельная работа студента обеспечивается учебно-методическими комплексами, разработанными или рекомендованными головным УДО.
По мнению специалистов, без ущерба для качества лекции преподаватель может работать не более чем с шестью удаленными аудиториями одновременно. Если курс транслируется из головного УДО, собственные лекторы (профессора) в учебных центрах могут отсутствовать, однако в удаленной аудитории для работы со студенческой группой в момент трансляции лекций и при проведении семинарских, практических занятий необходимы преподаватели достаточно высокой квалификации.
Синхронная модель задействована по преимуществу для реализации образовательных программ университетского уровня и в общем школьном образовании как составляющая очного обучения, в среднем профессиональном образовании она применяется реже. Данная разновидность очного и очно-заочного обучения базируется на традиционных образовательных технологиях (с использованием средств и технологий интерактивной телекоммуникации).
Интерактивные и не интерактивные учебные телепрограммы приобретают важное значение в структуре асинхронного ДО при дополнительном образовании.
Под смешанной моделью ДО имеется в виду комбинированная форма организации образовательного процесса, включающая в себя опосредованный и непосредственный, асинхронный индивидуальный и синхронный групповой типы ком-
муникации. Такая модель повышения квалификации преподавателей педагогического колледжа рассчитана на применение телекоммуникационных («трансляционных») форм занятий с обучающимися, которые проживают вдали от крупных образовательных центров.
В идеале технология повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования представляет собой упорядоченную и структурированную совокупность действий, операций и процедур, обеспечивающих корректно измеримый и гарантированный результат.
Один из видов такой деятельности - обучение на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Каков должен быть уровень квалификации преподавателя педагогического колледжа, на какие стандарты следует ориентироваться при подготовке и переподготовке специалистов этого профиля? Сегодня весьма распространенным является компетентностный подход к данному вопросу.
Особый интерес представляет международный университетский проект «Настройка образовательных структур в Европе», предлагающий методологию разработки, реализации и оценки образовательных программ на каждом из перечисленных уровней. Эта платформа выработки параметров (требований) по предметным областям обеспечивает сопоставимость, совместимость и прозрачность программ. Согласованные параметры выражаются в терминах результатов обучения и компетенций. Результаты обучения - это ожидаемые (и сопровождаемые критериями оценки) показатели того, что обучаемый должен знать, понимать и быть в состоянии выполнить после процесса обучения. Под компетенцией подразумевают динамичное сочетание знания, понимания, навыков и способностей. Целью образовательных программ является развитие компетенции. Компетенции подразделяются на общие и специфические для конкретных направлений обучения.
Различают три типа общих компетенций: инструментальные, межличностные и системные. Наиболее значимыми в них признаются: способность к анализу и синтезу понятий, к обучению, к решению проблем; умение применять знания на практике, адаптироваться к новым ситуациям; ответственность за качество; навыки управления информацией. Работодатели на особое место ставят умение работать самостоятельно, способность работать в команде, навык организации и планирования работ, хорошее владение устной и письменной речью, коммуникабельность и навыки межличностного общения.
Перечни специфических компетенций в настоящее время разработаны для девяти предметных областей: деловое администрирование, химия, науки об образовании, европейские исследования, история науки о Земле, математика, медсестринское дело, физика.
Все вышеперечисленные компетенции важны для преподавателя педагогического колледжа. В
динамично меняющемся мире взаимозависимость и конкуренция, развитие широко используемых технологий придают стратегическое значение навыкам управления информацией (формированию информационной компетентности педагогов). В рамках реализуемой Министерством образования РФ программы «Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования» действует подпрограмма «Информационные технологии в образовании». Ее основные направления:
- информатизация процессов обучения в системе общего и профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки кадров;
- разработка педагогико-эргономических аспектов информационных технологий;
- создание учебно-методических комплексов по различным дисциплинам для подготовки студентов к профессиональной деятельности, развитие информационно-образовательной среды с использованием Интернет-ресурсов;
- информационное и организационно-методическое обеспечение отраслевой сертификации в области информационных технологий.
Все это подчеркивает особое внимание, уделяемое такому пути приобретения и развития информационной компетентности человека. Под информационной компетентностью в современных исследованиях понимается интегрированное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности с помощью компьютера (компетентность в области информационных технологий) [2].
Низкая компьютерная грамотность преподавателей, которые давно окончили вузы, является существенным препятствием на пути применения современных технологий в учебном процессе [3]. Поскольку большая часть педагогов применяет компьютер лишь как средство, дополняющее традиционные педагогические методы и практику, этот фактор негативно влияет на качество обучения, снижает эффективность введения новых образовательных технологий. Особо отметим, что сегодня знания и умения учителя в области создания и использования информационных технологий в образовании необходимо рассматривать как элемент профессионального педагогического мастерства. Педагогические вузы, курсы повышения квалификации учителей должны обеспечить опережающую подготовку студентов и преподавателей в этой области. Понимая, что вышесказанное справедливо для работников образовательных учреждений севера Ростовской области, коллектив Вешенского педагогического колледжа имени М. А. Шолохова поставил как насущно необходимую задачу повышения компьютерной грамотности и создания благоприятствующей этому информационно-образовательной среды.
Для повышения квалификации преподавателей ГОУ СПО «Вешенский педагогический колледж имени М. А. Шолохова» в течение нескольких лет действует система поддержки практических разработок в этом стратегически важном направлении. Научно-методический совет колледжа с 2001 года уделял внимание разным аспектам многогранной проблемы. Но поскольку достичь целостного результата невозможно без формирования информационно-образовательной среды и повышения информационной компетентности преподавателей, все это время центральной оставалась тема «Информационная компетентность преподавателей как фактор качества подготовки специалистов».
Было выделено пять этапов на пути к решению заявленной научно-методической проблемы:
- диагностирование состояния проблемы и проектирование деятельности;
- изучение и осмысление теоретических основ проблемы;
- практическая реализация темы в педагогической деятельности каждого преподавателя;
- систематизация и обобщение полученных результатов;
- разработка дистанционного курса «Формирование информационной компетентности преподавателей колледжа в системе дистанционного образования».
Начальный этап (анкетирование преподавателей с целью выявления уровня владения информационными технологиями) позволил в соответствии с полученными результатами организовать группы разноуровневого обучения. В разработанной его общей модели нами выделены пользовательский, дидактический и мировоззренческий блоки информационной компетентности преподавателя. Данные блоки, соответствующие составляющим информационной культуры, пред-
полагают формирование ее коммуникативного и ценностно-смыслового компонентов на теоретическом уровне.
Практически формирование информационной компетентности проявилось в том, что преподаватели-предметники стали использовать полученные знания при приеме, переработке, выдаче и преобразовании учебной информации, включать в учебно-воспитательный процесс мультимедийные технологии и современные информационные ресурсы. Под информационными ресурсами понимается совокупность образовательных материалов и средств доступа к ним, снабженная методикой по их использованию. В комплекс методик могут входить рабочие программы, перечни вопросов, тем, глоссарии, конспекты лекций, вопросы для самопроверки и проверки, образцы творческих работ учащихся, методические материалы, рекомендации, инструкции и т. д.
Более эффективному применению новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе способствует диск «Банк электронных иллюстративных приложений к урокам», а также курс ДО «Формирование информационной компетентности преподавателей колледжа в системе дистанционного образования».
Литература
1. Овсянников В. И. Исследование концептуальных основ дистанционного образования в условиях развития электронного обучения. URL: http://www. mgopu.ru
2. Гудкова Т. А. Формирование информационной компетенции будущего учителя информатики в процессе обучения в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Чита, 2007.
3. Образование взрослых на рубеже веков: вопросы методологии, теории и практики: в 2 т. Т. 2. СПб., 2000.
N. V. KARPUK. THE DIDACTIC BASES OF THE DESIGNING OF THE OPEN MODEL OF ADVANCED TRAINING OF TEACHERS OF PEDAGOGICAL COLLEGE
The author analyzes opportunities of use of models of remote training as way of improvement of professional skill of teachers of pedagogical college without separation from professional work.
Key words: professional retraining of educators, the continuous pedagogical education, model of remote training.
М. с. БАБУГОЕВА
ПРИНЦИП ДИВЕРСИФИКАЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТСКОМ КОМПЛЕКСЕ
в статье рассматриваются концептуальные основания модернизации системы высшего профессионального образования в аспекте диверсификации, актуализировавшем проблему регионального университетского комплекса.
Ключевые слова: региональный университетский комплекс, диверсификация, система высшего профессионального образования.
Разрабатываемая на современном этапе в контексте Болонского процесса вариативная модель системы высшего профессионального образования (ВПО) включает в себя реализацию регионального университетского комплекса (РУК). Стратегия этой модели должна соответствовать следующим требованиям постиндустриального общества: диверсификация, открытость и демократизм, мульти-культурность и толерантность, инновационность и непрерывность, гуманитарность и фундаментальность, диалогичность и субъектность.
Поиски адекватных новому типу культуры моделей образования, отвечающих перечисленным требованиям, составляют одну из актуальных проблем современной педагогики. «Центральным звеном любой национальной системы высшего образования мира на протяжении длительного исторического периода остается многопрофильный крупномасштабный исследовательский региональный университет (областной или республиканский <.. .> штата, земли и т. п.). Эти университеты, кроме решения общих задач высшего образования населения, обеспечивают крайне дорогостоящее, основанное на научных исследованиях воспроизводство научных и педагогических кадров, без которого невозможно существование всей образовательной системы в целом» [1].
Анализируя основные тенденции, обозначенные в разнообразных программных документах, можно сделать вывод о диверсификации современной системы высшего образования или, по В. Г. Кинелеву, «университизации высшего образования, регионализации университетского образования, развитии интегративных социокультурных функций университетов» [2] (возрождении и преимущественной поддержке университетских форм). А. Б. Суворинов, В. И. Сергеев, В. И. Черковский отмечают, что следует закрепить приоритет за развитием университетов как региональных центров образования, науки и культуры, ведущего звена в подготовке и переподготовке широко эрудированных и высококвалифицированных специалистов. Н. С. Ладыжец в книге «Университетское образование: идеалы, цели, ценностные ориентации» (1992) подчеркивает, что принцип диверсификации должен определять стратегию развития ВПО как поддержание
существенных различий в программах и функциях вузов в соответствии с многообразными социально-культурными и социально-экономическими запросами.
В «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года» определены новые требования, предъявляемые к высшей ступени системы российского образования. Высшая школа (в широком смысле этого слова) должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Необходимо воспитывать современно образованных, нравственных людей, которые в ситуации выбора смогут самостоятельно принимать ответственные решения, прогнозируя их возможные последствия. Специалистов, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающих развитым чувством ответственности за судьбу страны. Важно использовать потенциал образования для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства, преодоления этно-национальной напряженности и социальных конфликтов, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства, формирования профессиональной элиты на началах приоритета прав личности.
Модернизацию российской высшей школы можно представить, как минимум, двумя направлениями, одно из которых характеризует институционально-организационные изменения на основе принципа диверсификации высшего образования, в том числе и создания регионального университетского комплекса; другое - институционально-содержательные изменения (фунда-ментализация, гуманитаризация, непрерывность, информатизация и т. п.). В этом плане находит объяснение изменившаяся роль РУК в связи с новыми целями образования, процессами демократизации и регионализации. Принцип диверсификации в образовании направлен на расширение прав образовательных учреждений (ОУ), усиление конкуренции между ними, развитие и расширение профессионального поля деятельности.
Социально-экономические процессы, связанные с выделением субъектности регионов, по-