T. H. Шевченко
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СПЕЦИАЛИСТА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ
Работа представлена кафедрой социально-культурной деятельности
Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств.
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор А. А. Сукало
Статья посвящена проблеме формирования педагогической культуры специалистов социально-культурной сферы. Автор рассматривает педагогическую культуру как системное образование личности профессионала, определяет ее сущность, структуру, функции, условия формирования в вузе культуры и искусств.
The article deals with forming of pedagogical culture of a specialist in the sociocultural sphere. The author considers pedagogical culture as system education of a professional and determines its essence, structure, functions and forming conditions in a university of culture and arts.
Необходимость формирования педагогической культуры специалиста социально-культурной сферы (СКС) обусловлена спецификой профессиональной деятельности, в процессе осуществления которой он часто выступает руководителем социокультурных общностей (руководитель коллектива, руководитель культурного проекта, педа-
гог-организатор и т. д.) 1 . Осуществление человекотворческой, культуро-развиваю-щей функций специалистом социально-культурной деятельности (СКД) предполагает доминирование профессионала в процессе взаимодействия, сотворчества, направленных на стимулирование развития других посредством вовлечения в мир
культуры. В «социокультурном лидерстве»2 на первый план выходят развиваю-ще-стимулирующие функции. Для менеджера социально-культурных технологий, как специалиста педагогически направляемой и организуемой деятельности, особую значимость приобретает педагогическая культура.
Педагогическая культура лидера-специалиста социально-культурной сферы обеспечивает гуманистическую направленность профессиональной деятельности, ценностно-нравственный уровень социокультурного воздействия, меру ответственности специалиста, качество овладения социально-культурными технологиями, готовность к непрерывному самосовершенствованию. Такой подход к пониманию педагогической культуры специалиста дает возможность представить ее как условие и предпосылку успешной профессиональной деятельности.
В настоящее время накоплен богатей -ший опыт профессиональной подготовки специалистов социально-культурной деятельности. Однако он нуждается в теоретическом осмыслении прежде всего с учетом современных процессов культурного развития и новых требований, предъявляемых образовательными стандартами третьего поколения.
Актуальность обращения к данной проблеме также предопределена несоот-ветствием между предусмотренными государственным образовательным стандартом подготовки специалистов социально-культурной сферы педагогическими функциями и недостаточным уровнем педагогической культуры при осуществлении ведущей функции - человекотворческой, направленной на формирование и развитие сущностных сил - способностей и дарований человека.
Анализируя опыт формирования педагогических качеств лидеров СКС в процессе подготовки по специальности, нужно
отметить, что культурологическое (культурно-просветительное) образование всегда было направлено на подготовку специалистов, способных осуществлять просвещение и воспитание масс. Однако долгие годы цели, задачи, содержание профессиональной деятельности определялись решениями партии и сводились к идеологической обработке масс или упрощались до развлекательных функций массовика-затейника. Кардинальные реформы в системе профессионального образования в 8090-е гг. XX в., когда были уточнены квалификационные требования к организаторам социально-культурной деятельности, параметры общекультурной, общегуманитарной, психолого-педагогической и специальной подготовки студентов, изменили подходы к подготовке специалистов СКД. Педагогическая парадигма культурологического образования распространилась на область сферы свободного времени, определила педагогический статус специалистов СКД, стала методологическим фундаментом в разработке новых направлений, новых технологий.3 Сегодня квалификационные требования образовательного стан -дарта к специалисту социально-культурной деятельности очень высоки. Они включают подготовку в области основ гуманитар -ных, социально-политических, культурологических, психолого-педагогических, искусствоведческих, художественно-творческих и управленческих знаний.4
Однако, как показывают результаты исследования, студенты вуза имеют невысокий уровень развития педагогической культуры, хотя более половины из них связывают свою дальнейшую работу с педагогикой, многие предполагают возможность работы в качестве педагога-организатора досуга, педагога дополнительного образования, руководителей различных любительских коллективов, социальных педагогов. Среди причин студенты называют недостаточность знаний в области пе-
45 1
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
дагогической теории, отсутствие практических педагогических навыков и опыта. В связи с этим необходимость формирования педагогической культуры лидера-специалиста СКД обусловлена:
• педагогической направленностью социально-культурной деятельности, что подчеркивается в исследованиях М. А. Ариар-ского, Е. И. Григорьевой, Т. Г. Киселевой, Ю. Д. Красильникова, В. Е. Триодина, Б. А. Титова, Н. Н. Ярошенко и др;
• всевозрастающими требованиями к педагогической компетентности специалиста СКД в условиях повышения их роли в гуманизации общества, в развитии его культурного потенциала;
• референтным статусом лидера-специалиста СКД, осуществляющего социально-культурное воздействие с целью вовлечения в мир культуры, который обязывает принятие и соблюдение лидером педагогических норм, присвоения гуманистических и педагогических ценностей, развития социально-значимых качеств личности.
На основе анализа теоретико-методологических исследований феномена «педагогическая культура» (Бенин В. Л, Бондарев-ская Е. В., Исаев И. Ф., Исаева Т. Е. и др.) предпринята попытка определить структуру, функции педагогической культуры лидера-специалиста СКД, условия ее формирования.
Педагогическая культура лидера-специалиста СКД - это совокупность качеств личности профессионала, включающая ценностные ориентации, степень овладения социально-культурными технологиями вовлечения человека в мир культуры, гуманизации отношений между людьми и социальными группами в процессе осуществления различных видов социально-педагогической деятельности.
Структура педагогической культуры лидера-специалиста СКД представлена:
• ценностно-нормативным компонентом как совокупностью культурно-твор-
ческих, нравственно-эстетических, духовно-гуманистических ценностей и норм, определяющих методологию и методику осуществления социально-культурной деятельности как педагогического процесса;
• содержательно-технологическим ком -понентом, включающим все направления социально-культурной деятельности, связанные с освоением, трансляцией, воспроизводством, хранением, созданием ценностей культуры;
• личностно-творческим компонентом как единством актуальных свойств и качеств личности профессионала, осуществляющего человекотворческие и культуро-развивающие функции.
Функциями педагогической культуры лидера-специалиста СКС выступают: чело-векотворческая, гуманистическая, аксиологическая, познавательно-информационная, коммуникативная, регулятивная.
Уровень педагогической культуры оп-ределяется как мерой освоения знаний, их преобразования в умения и навыки, уровнем сформированное™ профессионально-педагогических качеств, следованием этическим нормам, так и влиянием культурно-образовательной среды, задающей гуманистическую, педагогическую, культуротвор-ческую направленность профессиональной подготовки, референтной ролью преподавателей вуза в духовном становлении будущего специалиста.
Реализация концепции вуза культуры и искусств по формированию педагогической культуры специалиста СКД может быть достигнута при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:
• направленности образовательного процесса на формирование мотивированного и осознанного отношения к профессиональной деятельности как «педагогически направляемой и педагогически организуемой »;
• интегративности культурологической и психолого-педагогической подготовки,
выражающейся в овладении в равной мере социокультурными и педагогическими технологиями, позволяющими комплексно использовать приемы и методы социально-культурного и педагогического воздействия в социально-культурной сфере;
• углубленности теоретической психолого-педагогической подготовки в рамках общепрофессионального и специального блока;
• использования потенциала учебной практики, выражающегося в разработке педагогического компонента программы практики, включения индивидуальных заданий, направленных на закрепление педагогических умений и навыков, комплексного использования социально-культурных и педагогических технологий;
• поддержки и стимулирования самоуправления и самоорганизации студентов, деятельности студенческих общественных объединений, форми-рующих инициативность, самодеятельность, активность студентов;
• развития и закрепления в социально-культурной практике вуза нравственно-развивающих форм: волонтерского движения, благотворительных акций;
• информирования об участии студентов и преподавателей в социально-значимых акциях, культурных и благотворительных проектах, о деятельности общественных объединений, творческих коллективов, способствующих формированию имиджа вуза;
• психолого-педагогического сопровождения в целях оказания помощи и поддержки студентам и выпускникам вуза.
Теоретическое и опытно-эмпирическое изучение данной проблемы предполагает качественно новое переосмысление социально-педагогических проблем и устоявшихся позиций, в числе которых определение роли педагогической культуры лидера СКД как условия, обеспечивающего его профессиональную коммуника-цию в социуме, референтную значимость в сфере досуга и общественной жизни. Дальнейшего исследования, теоретико-методологического анализа требуют содержание и технологии образовательного процесса, способствующие формированию педагогических качеств будущего специалиста СКД, его педагогической культуры.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Исаенко В. П. Развитие лидерской направленности специалиста СКД в процессе дополнительного профессионального образования. Дис....д-ра. пед. наук: 13.00.05. М.: РГБ, 2003.
2 Дюмазедье Ж. Досуг как сфера духовной деятельности / Ж. Дюмазедье. М.: Прогресс, 1987. С. 132.
3 Кисилева Т. Г. Социально-культурная деятельность: Учебник. / Т. Г. Кисилева, Ю. Д. Кра-сильников. М.: МГУКИ, 2004. С. 72.
4 Ариарский М. А. Общекультурное развитие личности в системе непрерывного профессионального образования / М. А. Ариарский, И. А. Ивлиева. Казань, 2006. С. 75.