Научная статья на тему 'Методологические подходы к проблеме социально-культурной деятельности в военном вузе'

Методологические подходы к проблеме социально-культурной деятельности в военном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
983
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗАКОНОМЕРНОСТИ / ФУНКЦИИ / ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СЛУЖБА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / ВАРИАТИВНОСТЬ / ПРОЦЕСС / ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД / SOCIAL-CULTURAL ACTIVITY / REGULARITIES / FUNCTIONS / PRACTICAL ORIENTATION / EDUCATION HUMANIZATION / PROFESSIONAL SERVICE / INFORMATION SYSTEMS / VARIABILITY / PROCESS / INTEGRATIVE APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Машин Валентин Николаевич

Статья посвящена процессу воспитания и образования как с педагогических, так и с культурологических позиций, выявлению сущности процесса вхождения курсанта как будущего офицера вместе с профессорско-преподавательским составом и сотрудниками военного вуза в современную социально-культурную среду, в созданный человечеством и природой богатейший мир культуры и культурных ценностей, приобщению к национальным традициям и культуре, которые им предстоит чтить и охранять их суверенитет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Машин Валентин Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE PROBLEM OF SOCIAL-CULTURAL ACTIVITY IN MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Article is devoted to education and education process both from pedagogical and culturological positions, to identification of essence of process of occurrence of the cadet as future officer together with the faculty and the staff of military higher education institution in the modern social-cultural environment, to the richest world of culture and cultural values created by mankind and the nature, to familiarizing with national traditions and culture which they should honor and protect their sovereignty.

Текст научной работы на тему «Методологические подходы к проблеме социально-культурной деятельности в военном вузе»

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОЕННОМ ВУЗЕ

В. Н. МАШИН

Статья посвящена процессу воспитания и образования как с педагогических, так и с культурологических позиций, выявлению сущности процесса вхождения курсанта как будущего офицера вместе с профессорско-преподавательским составом и сотрудниками военного вуза в современную социально-культурную среду, в созданный человечеством и природой богатейший мир культуры и культурных ценностей, приобщению к национальным традициям и культуре, которые им предстоит чтить и охранять их суверенитет.

Ключевые слова: социально-культурная деятельность, закономерности, функции, практическая направленность, гуманизация образования, профессиональная служба, информационные системы, вариативность, процесс, интегративный подход.

Научный статус и общественное признание любой науки в значительной степени зависит от разработанности ее теоретико-методологических основ, раскрывающих ее предмет, цели, закономерности, функции, практическую направленность [1].

Социально-культурная деятельность как самостоятельное фундаментальное научное и образовательное направление в этом плане не является исключением.

Как и любая наука, теория, методика и организация социально-культурной деятельности выстраиваются на новых методологических основаниях и подходах.

Несколько десятилетий назад исследователи культурно-просветительной работы ограничивались использованием дефиниций типа «половозрастной» или «индивидуальный» подход, в настоящее время в изучении социально-культурной деятельности мы наблюдаем существенное расширение этого перечня. Представления о природе и возможностях социально-культурной деятельности претерпели не только прогрессивные, но поистине революционные изменения благодаря системному, синергетическому, средовому, коммуникативному, ситуационному и целому ряду других подходов.

Избранный нами интегративный подход на воспитательный и образовательный опыт в сфере досуга и творчества позволил определить сам процесс воспитания и образования, как с педагогических, так и с культурологических позиций, выявить сущность этого процесса как вхождение курсанта как будущего офицера вместе с профес-

сорско-преподавательским составом, сотрудниками военного вуза в современную социальнокультурную среду, в созданный человечеством и природой богатейший мир культуры и культурных ценностей, приобщение к национальным традициям и культуре, которые им предстоит чтить и охранять их суверенитет [2].

Непременными слагаемыми этого процесса являются освоение, усвоение и присвоение профессионального опыта, культурных ценностей. Основу его содержания составляет выработка у курсантов активного, заинтересованного отношения к духовному богатству народов мира, России, умений и навыков творческой деятельности и взаимодействия с этим миром.

Развитие личности в условиях социальнокультурной деятельности, с одной стороны, стимулирует ее стремление к познанию нового, творчеству, саморазвитию, а с другой, стремительно меняющееся восприятие мира и самого себя приводит личность порой к негативным тенденциям: смене ценностных ориентиров, сепаратизму, национализму, поиску решения возникающих жизненных проблем в алкоголе и наркотиках, дезориентации в окружающей обстановке.

Особая опасность подстерегает молодых людей, так как противоречия в обществе, социальная несправедливость, порождающие огромную духовную опустошенность личности, интенсифицируют рост отклонения в поведении личности, повышают тревожность, агрессивность, существенные сдвиги в межличностных, межгрупповых отношениях.

Как целостное явление понятие социальнокультурной деятельности раскрывается с помощью ряда системных признаков (по В. Г. Афанасьеву): историчность, компоненты; интегративные качества и коммуникативные свойства, присущие каждому из элементов; функциональные характеристики [3].

В настоящее время в нашей стране осуществляется реформа различных сфер общества, в том числе всей системы образования. Основная направленность этой реформы состоит в гуманизации образования, преодолении его прежней технической ограниченности и естественно-научной однобокости.

Образовательные учреждения военного профиля должны обеспечить такие условия учебного процесса, чтобы выпускник мог стать самостоятельным, ответственным субъектом общественной жизни и подлинным творцом собственной судьбы. Задача военных вузов - готовить не просто специалиста в каком-либо направлении служебной деятельности и управления, а личность, способную проявить себя в различных сферах служебной деятельности.

Сегодня, как никогда, востребован высокий уровень профессиональной и культурной компетентности специалиста, его способности принимать целесообразные решения в сложных ситуациях, прогнозировать и оценивать социальные последствия своих действий.

Важное место в профессиональной подготовке военных специалистов отводится социальнокультурной деятельности, которая призвана восполнить тот пробел в области изучения и понимания культуры, который еще недавно характеризовал как систему высшего образования, так и все общественные науки в целом.

Период цивилизационного слома сопровождается трансформацией системы ценностей, изменением мировоззренческих ориентиров, выработкой новых духовных практик, перестройкой мировидения и менталитета. Игнорирование факта детерминированности социальных изменений культуросозидающей деятельностью привело к подлинному духовному кризису, дегуманизации общественных отношений, нравственной дезориентации, поэтому наша страна оказалась во многом неподготовленной к проводимым во всех сферах общественной жизни реформам.

Процессы демократизации и духовного обновления общества объективно связаны с повышением роли духовной культуры. Восстановлению гуманистического смысла существования должна предшествовать работа по пониманию и

осознанию значения и ценности культуры. Человек как носитель и творец культуры вправе рассчитывать на предоставление необходимых условий для свободного развертывания своей культурно-созидательной деятельности. Культура призвана стать движущей силой исторически необходимых перемен, средством интеграции общества.

Термин «социально-культурная деятельность» в обыденной жизни употребляется в трех значениях: как общественная практика, в которой задействовано множество профессий, необходимых для современной социокультурной сферы; как учебный предмет, обладающий определенной логикой и структурой; как исторически сложившаяся отрасль научных знаний, теория, которая развивается благодаря усилиям большого отряда ученых и практиков.

Рассмотрим понятие «социально-культурная деятельность» в третьем значении.

Возникновение и развитие категории «социально-культурная деятельность» связаны с философским, культурологическим, педагогическим, социально-психологическим обоснованием термина.

Французским социологом и культурологом Ж.-Р. Дюмазедье впервые в середине 50-х гг. прошлого столетия для обозначения функциональной потребности общества в постижении и освоении культуры с помощью социальнокультурной деятельности был сделан шаг к приобщению социума (общества) к культуре. Эта попытка была предпринята с помощью интегрального термина «социально-культурная деятельность».

Однако, ограничив его целевое назначение лишь адаптационной функцией вхождения или приобщения человека к огромному миру культуры, Ж.-Р. Дюмазедье не смог показать, что последует за адаптацией, каким образом, приобщившись к культуре, личность сумеет максимально использовать неисчерпаемые креативные резервы своего постадаптационного самоутверждения и самореализации, семантический смысл которых заложен в слове «деятельность» [4].

Именно этим обстоятельством и был инициирован дальнейший поиск наиболее адекватных вариантов трактовки понятия «социально-культурная деятельность» (работы М. С. Кагана, А. Моля, М. Вертхеймера, Д. Б. Эльконина и др.).

В отечественной науке данное понятие пришло на смену понятию «культурно-просветительная работа», являющемуся в советское время одним из инструментов идеологической работы по коммунистическому воспитанию масс.

В начале 90-х гг. XX в. было положено начало теоретико-методологическому обоснованию нового направления в педагогической и культурологической науках - «социально-культурная деятельность».

Социально-культурная деятельность в настоящее время направлена на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности или группы лиц в различных областях культуры, образования, искусства, досуга, спорта.

Сущность социально-культурной деятельности заключается в направленности непосредственно на активное функционирование личности в конкретной социальной среде, на формирование ее социально-культурного статуса, выбор и проведение адекватных форм ее участия в социальнокультурных процессах.

Известный российский психолог Л. С. Выготский еще в 20-х гг. прошлого века выделял две основные, качественно своеобразные линии - линию биологического формирования элементарных процессов и линию социально-культурного образования высших психических функций, из сплетения которых и возникает реальная история детского и взрослого поведения.

В широком смысле социально-культурную деятельность следует рассматривать как исторически обусловленный, педагогически направленный и социально востребованный процесс преобразования культуры и культурных ценностей в объект взаимодействия личности и социальных групп в интересах развития каждого члена общества.

Как и любая наука, теория, методика и организация социально-культурной деятельности выстраиваются на новых методологических основаниях и подходах: системном, синергетическом, средовом, коммуникативном, ситуационном и целом ряде других подходов.

Считаем, что избранный нами интегративный подход позволит определить сам процесс воспитания и образования с педагогических и культурологических позиций, выявить сущность этого процесса как вхождение человека в современную социально-культурную среду, в созданный человечеством и природой богатейший мир культуры и культурных ценностей, приобщение к неиссякаемым источникам народной мудрости и народного творчества [5].

Условием успешного вхождения в социальнокультурную деятельность должна стать выработка у людей активного, заинтересованного отношения к духовному богатству своего народа, умений и

навыков творческой деятельности и взаимодействия с миром.

Педагогическая парадигма социально-культурной деятельности определяет ее преемственность и интегрирующий характер по отношению к различным отраслям научного знания.

Интегративность и преемственность свойственны не только отраслевым объектам культуры и досуга, но и системе профессиональной подготовки военных специалистов.

В современной ситуации быстро происходящих социокультурных сдвигов в стране возникла необходимость резкого повышения критериев требований к качеству высшего профессионального военного образования. Сегодняшней практикой, как никогда, востребован высокий уровень не только профессиональной, но и культурной компетентности военного специалиста, его способности принимать целесообразные решения в сложных ситуациях, прогнозировать и оценивать социальные последствия своих действий.

Офицеры, вооруженные профессиональными знаниями в системе «человек-культура-обще-ство», призваны быть готовы к открытому социальному диалогу с людьми, учитывая все многообразие условий и факторов, определяющих положение личности в социуме. Такой диалог о самом главном в жизни каждого человека - о его настоящем и будущем, реальном осмыслении и способах решения возникающих проблем, преодолении трудностей и противоречий.

В содержании и методиках культурологического образования основной акцент переносится на умение будущих офицеров самоутвердиться и самореализоваться в конкретных видах профессиональной службы, досуга и творчества, сформировать такое же умение у своих подчиненных. Поэтому комплексные программы подготовки специалистов в направлении социально-культурной деятельности достигнут своих целей, если с самого начала будут ориентированы на развитие у курсантов творческих начал, на привитие им вкуса и желания заниматься творческим поиском необходимых путей, способов и средств воздействия на социально-культурную сферу служебной деятельности.

Особую значимость для современных Вооруженных Сил российского государства приобретает деятельность будущих офицеров как высококвалифицированных специалистов особого типа и особого класса, способных активно обучать людей многообразным умениям и навыкам, в том числе в сфере культуры, искусства, спорта, устанавливать контакты между различными группами

населения, организовывать их социальное взаимодействие [6].

Таким образом, говоря об интегративной и преемственной, по существу, природе социальнокультурной деятельности, можно утверждать, что эта деятельность является одновременно и наукой, и искусством. В качестве предмета научного исследования она органически включает в себя систему теоретических знаний и практических навыков большого круга родственных по направленности наук, предполагает также мастерство и умение специалистов по эффективному применению их на практике.

Из самого названия социально-культурной деятельности следует, что для любой страны и любой цивилизации системообразующими понятиями являются две ее составные части - «общество» и «культура».

Главной чертой духовной жизни общества была и остается культуросообразность. Культура - великое богатство, накопленное человечеством в сфере его материальной и духовной жизни, это высшее проявление творческих сил и способностей человека.

При этом необходимо иметь в виду, что высокая духовность, постоянные нравственные искания, возвышающие человека, всегда составляли одну из главных особенностей русского офицера.

Мерой культуры и воспитанности всегда считалась интеллигентность. Шекспира и Пушкина объединяет неординарный вывод - причина всех человеческих бед в невежестве. Интеллигентность во все времена выступала в качестве антипода хамству и невежеству. Это положение особенно актуально для нынешнего времени практицизма, мощных процессов коммерциализации духовной сферы.

Таким образом, общество предстает как социально-культурная система, которая олицетворяет единство материального и духовного производства. Все многообразие индивидуальной и социальной активности в сфере культуры характеризуется категорией «социально-культурная деятельность», которая обозначает как различные феномены социальной и культурной жизни, так и специальные технологии. В этой связи социальнокультурную деятельность в военном образовательном учреждении правомерно рассматривать (в определенном смысле) и как деятельность социальных общностей и отдельно взятой личности по созданию, сохранению, освоению, обогащению и использованию социально-культурных технологий.

Безусловно, содержание исходных понятий «социум» и «культура» неравнозначно.

Социум - это совокупность базисных социальных субъектов (социальных групп, организаций, институтов), которые являются универсальными, типичными и устойчивыми общественными образованиями, а также процессов «социальной механики», т. е. социальных взаимодействий, отношений.

Культура как результат представляет собой совокупность традиций, норм, ценностей, смыслов, идей, знаковых систем, характерных для социальной общности (в широком смысле этого слова - включая этнос, нацию, общество) и выполняющих функции социальной ориентации, обеспечивающих консолидацию человеческих сообществ, индивидуальное самоопределение личности.

Сущность социума - делать человека общественным, обеспечив его набором необходимых ролей и технологиями их исполнения. Сущность культуры - способствовать формированию духовно целостной личности, преодолению социально-ролевой ограниченности человека.

Итак, взаимосвязь социального и культурного, опосредуемая деятельностью различных субъектов, рождает особую реальность, фиксируемую понятием «социально-культурная деятельность».

Отношение понятий, составляющих категорию «социально-культурная деятельность», носит характер взаимодополняемости. В нашем случае «социальное» указывает на субъект деятельности, а «культурное» - на качество и сферу его активности.

Обратим внимание на соотношение социального и культурного: социальное - форма взаимодействия, культурное - результат взаимодействия. Главный продукт социально-культурной деятельности - люди, социальные общности и группы, социумы, освоившие культуру.

Если социальная деятельность - это целеориентированная активность, содержание которой задано определенной социальной ролью субъекта, то культурная деятельность - это активность ценностно-ориентированная, проникнутая и продиктованная определенным содержательным смыслом [7].

Взаимодействие является исходным моментом для понимания сущности социальнокультурной деятельности. Имеется в виду взаимодействие индивидов или групп, образующих социально-культурную общность для удовлетворения образовательных, развлекательных, оздоровительных и иных потребностей. Взаимодействие нередко называют «интеракция», но чаще всего оно трактуется обычно как любое поведение ин-

дивида или группы, имеющее значение для других индивидов и групп социальной общности или общества в целом. Причем взаимодействие выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами. Являясь постоянными носителями качественно различных видов социально-культурной деятельности, эти группы различаются по социальным позициям (статусам) и ролям.

Педагогически организованное социальнокультурное взаимодействие представляет собой не только межсубъектное сотрудничество, но и взаимное влияние различных сфер, явлений и процессов общественной жизни, осуществляющееся посредством социально-культурной деятельности.

В этой связи не случаен рост внимания ученых к расширению информационного пространства, без которого невозможно органичное развитие социально-культурной сферы. Особую активность приобретают наиболее эффективные способы вхождения отдельных людей, социальных групп и институтов в мировые информационные системы, а также изучение возрастающего влияния такого мощного социально-культурного института, как средства массовой информации. Во многих ситуациях, говоря о сегментации социокультурного пространства региона, мы подразумеваем и сегментацию информационного пространства, специализацию средств информационного воздействия на аудиторию читателей, зрителей и слушателей.

Целью такой сегментации в конечном счете является педагогическое обеспечение процесса вхождения человека в социум, в мир культуры как достойного ее наследника и продолжателя. Используя в рамках термина «социальнокультурная деятельность» понятие «социальная», мы тем самым подчеркиваем, что, во-первых, социум, конкретная социальная общность является носителем культуры, а, во-вторых, культура по своей природе всегда социальна, всегда представляет собой явление коллективное, общественное.

Основу содержания социально-культурной деятельности составляют общечеловеческие ценности. По мнению целого ряда педагогов-ис-следователей (В. А. Караковский и др.), в социально-культурной деятельности необходимо базироваться на фундаментальных ценностях, благодаря которым у человека формируются добрые черты, рождаются высоконравственные потребности и поступки. Это Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир. Каждая из этих ценностей обладает огромной значимостью

для содержания и организации социальнокультурных процессов.

Социально-культурная деятельность по своей сути - воспитательная деятельность; она носит человекотворческий характер, ориентирована на человека, на исчерпывающее раскрытие заложенного в нем духовного потенциала. В процессе этой деятельности в соответствии с заданной моделью изменяются социальные и культурные отношения и связи между людьми, сами люди и окружающая их реальная действительность.

Практика современного развития военного дела показывает, что социально-культурная деятельность способствует приобщению личного состава к культурным и нравственным ценностям, самодеятельному художественному творчеству, воспитанию у военнослужащих высоких моральных качеств, оказывает положительное влияние на состояние воинской дисциплины, боевой готовности войск и сил флота.

Социально-культурная деятельность отличается глубокой личностной направленностью. Именно сознательно поставленная цель приводит в движение деятельность: предварительная продуманность действий после ее постановки, анализ ситуации, в которой человеку предстоит действовать, выбор способов и средств достижения цели определяют последовательность действий личности в социально-культурной сфере.

Вхождение субъектов социально-культурной деятельности в общность культурных ценностей, постоянная направленность этого взаимодействия на свободный выбор занятий, на инициирование творческих усилий и способностей субъектов должны носить универсальный и систематический характер. Во-первых, оно распространяется на собственно досуг, свободное время, а также и на обширную область профессионально занятого, служебного времени, затрачиваемого на требующую высокой квалификации деятельность и за пределами досуга. Во-вторых, оно определяет четкий социально-педагогический статус специа-листов-профессионалов, задействованных наравне с непрофессионалами в многочисленных учреждениях и организациях социально-культурного профиля. В-третьих, оно служит методологическим фундаментом для возникновения, развития и педагогического обоснования неизвестных ранее направлений, технологий, источником для которых является понятие «социальнокультурная деятельность» [8].

Рассматривая ведущие черты социальнокультурной деятельности, особо выделим ее гуманистический, культурологический, развиваю-

щий характер, поскольку в основе она имеет культурные цели.

Социально-культурная деятельность, по существу, может рассматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации личности, социального воспитания и образования людей. В ходе этой деятельности социализация выступает как двусторонний акт. С одной стороны, он состоит в передаче обществом исторического социально-культурного опыта, символов, ценностей и норм, а с другой - предполагает их усвоение человеком и социальной группой.

В условиях динамично развивающегося мира существенно возрастает влияние социокультурной ситуации на характер и содержание образа жизни, быта, досуга жителей социума. В самом содержании социально-культурной деятельности тесно взаимодействуют различные направления общественного воспитания детей, подростков и взрослых.

Новый подход к развитию личности будущего офицера в процессе социально-культурной деятельности может быть осуществлен на основе интегративного подхода, актуализация которого обусловлена необходимостью не только приобщения личности курсантов к социально-культурной деятельности, но и становления у нее внутреннего мира как жизненно необходимой доминанты процесса. Поэтому в настоящее время особую социально-культурную значимость приобретает многообразие, многоаспектность проявлений внутреннего мира личности, выявление и развитие ее рефлексивного сознания. Изменения условий функционирования социально-культурной деятельности, основанные на поиске современных эффективных технологий и все большем усложнении педагогической деятельности, требуют значительного повышения качества и эффективности этого процесса. Поэтому в условиях военного вуза особая роль принадлежит не только образовательной подготовке, а и внеучебной работе, поскольку именно сейчас закладывается «фундамент» социально-культурных качеств будущего офицера.

В правовом регулировании социальнокультурной деятельности приоритетное место принадлежит таким категориям, как свобода творчества, право личности на саморазвитие и самореализацию, согласование интересов гражданина и общественно-государственных организаций, обеспечение условий для охраны и развития культурного населения, доступность культурных ценностей и культурной деятельности каждому гражданину, социальная защита деятелей культу-

ры всех категорий - как профессионалов, так и любителей.

Познание культуры должно сопровождаться культуросозидающим действием - творческим актом, гуманным поступком, сохранением культурной традиции, уважением к иным культурам, пресечением вандализма, сопротивлением варварству и заботой об умножении культурных ценностей [10].

Одной из задач реформирования военного образования является подготовка конкурентноспособной, творческой личности, что абсолютно неэффективно без пересмотра традиционных подходов к развитию личности будущего офицера в условиях социально-культурной деятельности. Считаем, что особое значение на современном этапе модернизации нашего общества принадлежит социально-культурной инфраструктуре. Эффективность профессиональной социальнокультурной деятельности напрямую зависят от особенностей личности курсантов, их гражданских качеств, нравственности, разносторонней образованности, высокого уровня культуры, стремления к непрерывному образованию, самообразованию и саморазвитию, индивидуально-личностной и профессиональной самореализации. При этом дальнейшее развитие социальнокультурной инфраструктуры требует обеспечения подготовки специалистов высшей квалификации, способных принимать творческие самостоятельные решения нестандартных проблем, осознания личной ответственности за результаты своей деятельности. Это указывает на актуальность решения проблемы становления преемственности, взаимодействия военных вузов, учреждений культуры и искусств в условиях социально-культурной деятельности, обусловленной политической, экономической и социокультурной ситуацией в стране, состоянием духовно-нравственной атмосферы общества, конкретного социума и требованиями общества к деятельности учреждений образования и культуры.

Интергативный подход позволяет в соответствии со способностями, интересами, потребностями личности сформировать ее собственную аксиограмму на основе освоения им социальнокультурных ценностей социума. С этой целью важно выявить сущность позиции курсанта.

Становление полноценной, т. е. созидающей, творческой личности - процесс длительный, сложный и противоречивый, детерминируемый психолого-педагогическими условиями образовательного пространства военного вуза. Механизмом становления гражданской позиции будущего

офицера является поиск и нахождение собственных смыслов в социально-культурной деятельности, а механизмом реализации - предметная деятельность в условиях социально-культурной деятельности. Важнейшим структурным элементом рассматриваемого процесса является проявление гражданской позиции, которое осуществляется в активной деятельности в различных областях социокультурной деятельности.

Основой, «фундаментом» развития личности будущего офицера в условиях социальнокультурной деятельности является гуманитарнокультурная позиция, которая формируется на протяжении всей жизни. Данный процесс напрямую связан с формированием сознания личности и представляет собой систему ценностных отношений личности к действительности на основе ее обогащения в процессе вузовского образования, под влиянием особым образом спроектированной культурно-образовательной среды, где происходит «зарождение» и развитие личности. Процессы личностного и профессионального развития личности будущего офицера протекают одновременно в тесной взаимосвязи друг с другом, именно поэтому у каждой личности выстраивается своя неповторимая и уникальная траектория профессионально-личностного развития [9].

Процесс развития личности осуществляется через интегративный подход, представляющий собой синтез всего исторического культурного наследия, адекватный процессу развития социально-культурной деятельности. Это позволяет выработать интегративный подход, адекватный состоянию процессам развития личности и условиям инфраструктуры социально-культурной деятельности.

Поэтому развитие личности в условиях социально-культурной деятельности выступает как история ее индивидуального развития условий социально-культурной деятельности.

Таким образом, говоря об интегративной и преемственной по сущности природе социальнокультурной деятельности, можно утверждать, что эта деятельность является одновременно и наукой, и искусством.

Интегративный подход к развитию личности будущего военного офицера в условиях социально-культурной деятельности обеспечивает вариа-

тивность и многообразие пространства и времени, позволяет активизировать педагогические потенции различных структур, позволяющих осознанно проектировать развитие личности.

Литература

1. Арнольдов А. И. Социальная педагогика: восхождение к новому гуманизму // Актуальные проблемы социально-культурной деятельности. М., 1996.

2. Ахиезер А. Социально-культурные проблемы развития России: философский аспект. М., 1992.

3. Бабич А. М., Егоров Е. В. Экономика и финансирование социально-культурной сферы. Казань, 1996.

4. Бирженюк Г. М., Марков А. П. Основы региональной культурной политики и формирования культурно-досуговых программ. СПб., 1992.

5. Зарубина Н. Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. М., 1998.

6. Кузщын Г. М. Проектирование социальнокультурных процессов: учеб. пособие. Пермь, 2001.

7. Литвинцева Г. Ю. Культурно-досуговая деятельность в петровский период: автореф. дис...

канд.пед.наук. СПб., 1993.

8. Новаторов В. Е. Интернальный маркетинг в организациях социально-культурной сферы. Омск, 2001.

9. Сорокин П. А. Социально-культурная динамика. СПб., 2000.

10. Современные технологии социально-культурной деятельности: учеб. пособие. Тамбов, 2004

* * *

METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE PROBLEM OF SOCIAL-CULTURAL ACTIVITY IN MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTION

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

V. N. Mashin

Article is devoted to education and education process both from pedagogical and culturological positions, to identification of essence of process of occurrence of the cadet as future officer together with the faculty and the staff of military higher education institution in the modern social-cultural environment, to the richest world of culture and cultural values created by mankind and the nature, to familiarizing with national traditions and culture which they should honor and protect their sovereignty.

Key words: social-cultural activity, regularities, functions, practical orientation, education humanization, professional service, information systems, variability, process, integrative approach.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.