Научная статья на тему 'Социально-культурная деятельность курсантов высших военных авиационных образовательных учреждений и ее воспитательный потенциал'

Социально-культурная деятельность курсантов высших военных авиационных образовательных учреждений и ее воспитательный потенциал Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SOCIO -CULTURAL ACTIVITIES / DEFINITION / STRUCTURAL ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Купач Т. Ю., Машин В. Н., Григоров А. Ю.

В статье рассматриваются социокультурная деятельность курсантов, даются ее определение и структурная организация

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-CULTURE ACTIVITES OF CADETS OF THE HIGHEST MILITARY AVIATION EDUCATIONAL INSTITUTIONS AND ITS EDUCATIONAL POTENTIAL

The paper considers the problems of socio-culture activities of cadets, gives its definition and structural organizations

Текст научной работы на тему «Социально-культурная деятельность курсантов высших военных авиационных образовательных учреждений и ее воспитательный потенциал»

УДК 378

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУРСАНТОВ ВЫСШИХ ВОЕННЫХ АВИАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ЕЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Т.Ю. Купач, В.Н. Машин, А.Ю. Григоров

В статье рассматриваются социокультурная деятельность курсантов, даются ее определение и структурная организация

Ключевые слова: социально-культурная деятельность, структурная организация, определение

Проблема потенциала и его реализация есть, по сути, проблема соотношения идеального и реально существующего - их противоречия и пути преодоления. В то же время выявление и анализ практики, ее развития есть один из главных источников научного знания. При всех отличиях теории и практики воспитания они имеют дело с одной и той же областью педагогической реальности, в нашем случаи социально-культурная деятельность, а также социально-исторически обусловлены одними и теми же факторами, а поэтому могут быть одинаково осмысленны, и проанализированы одна относительно другой, в едином педагогическом процессе.

Воспитательный потенциал социально-педагогической деятельности рассматривается нами как интегративная характеристика возможностей и особенностей работы с курсантами высших военных авиационных образовательных учреждений в условиях социума и культуры. Как социально педагогическое явление оно является объективной реальностью и тесно связано с динамикой развития общества культуры, армии и общественных структур в целом. Субъективной основой воспитательного потенциала является

воспитательная система конкретного вуза, связанная в опыте деятельности воспитательной работы офицеров.

Одной из самых существенных особенностей воспитательного потенциала является его динамичность - как качественное изменение в традиционном или инновационном накоплении опыта, так и в количественном изменении характеристик. Потенциал должен быть обязательно реализован в практике, иначе не произойдет дальнейшее развитие педагогического явления.

Важной характеристикой воспитательного потенциала является его соответствие целям воспитания и конкретным задачам работы высшего военного авиационного образовательного учреждения, при этом цель должна быть опережающей, перспективной, а задача -

Купач Т.Ю.- ТГУ им. Г.Р. Державина, e-mail: [email protected]

Машин Валентин Николаевич - ТГУ им. Г.Р. Державина, соискатель, e-mail: [email protected], тел. 89065892453 Григоров А.Ю. - ТГУ им. Г.Р. Державина, e-mail: [email protected]

соответствовать компонентам характеристики возможностей социально-культурной деятельности.

Таковы некоторые характеристики воспитательного потенциала как педагогического феномена. Обратимся к его содержательному анализу, рассматривая социально-культурную деятельность как условие воспитания личности будущего офицера.

Обратимся к методологическому анализу термина социально-культурная деятельность. Безусловно, содержание исходных понятий «социум» и «культура» неравнозначно.

Социум рассматривается как совокупность социальных субъектов (организаций, институтов воспитания, социальных групп), включающих социальное взаимодействие между субъектами и организациями. Все перечисленные группы являются универсальными типичными и устойчивыми общественными образованиями.

В энциклопедическом словаре культура рассматривается как совокупность традиций, ценностей, норм, смыслов, идей, знаковых систем, характерных для социальной общности (в широком смысле этого слова - включая этнос, нацию, общество, которые выполняют функции социальной ориентации и обеспечивающих консолидацию человеческих сообществ, индивидуальное самоопределение личности.

В социуме человек обеспечивается набором необходимых ролей и технологий их выполнения. Культура - способствует формированию духовно -нравственных ценностей личностей, преодолению социально-ролевой ограниченности человека.

Таким образом, взаимосвязь социального и культурного, опосредуемая деятельностью различных субъектов, рождает особую реальность, фиксируемую понятием «социально-культурная деятельность».

Отношение понятий, составляющих категорию «социально-культурная деятельность», носит характер взаимодополняемости. В нашем случае «социальное» влияет на субъект деятельности, а «культурное» - на качество и сферу его активности.

В целях нашего исследования продуктом социально-культурной деятельности являются люди, социальные общности и группы, социумы, освоившие культуру.

Если социальная деятельность - это целеориентированная активность, содержание которой задано определенной социальной ролью субъекта, то культурная деятельность - это активность ценностно -ориентированная,

проникнутая и продиктованная определенным содержательным смыслом [2].

Взаимодействие является исходным моментом для понимания сущности социально-культурной деятельности. Имеется в виду взаимодействие индивидов или групп, образующих социально-культурную общность для

удовлетворения образовательных, развлекательных, оздоровительных и иных потребностей. Взаимодействие нередко называют «интеракция», но чаще всего оно трактуется обычно как любое поведение индивида или группы, имеющее значение для других индивидов и групп социальной общности или общества в целом. Причем взаимодействие выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами. Являясь постоянными носителями качественно различных видов социально -культурной деятельности, эти группы различаются по социальным позициям (статусам) и ролям.

Педагогически организованное социально -культурное взаимодействие представляет собой не только межсубъектное сотрудничество, но и взаимное влияние различных сфер, явлений и процессов общественной жизни, осуществляющееся посредством социально-культурной деятельности.

В этой связи не случаен рост внимания ученых к расширению информационного пространства, без которого невозможно органичное развитие социально-культурной сферы. Особую активность приобретают наиболее эффективные способы вхождения отдельных людей, социальных групп и институтов в мировые информационные системы, а также изучение возрастающего влияния такого мощного социально-культурного института, как средства массовой информации.

Основу содержания социально-культурной деятельности составляют общечеловеческие ценности. По мнению целого ряда педагогов-исследователей (В.А. Караковский и др.), в социально-культурной деятельности необходимо базироваться на фундаментальных ценностях, благодаря которым у человека формируются добрые черты, рождаются высоконравственные потребности и поступки. Это Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир. Каждая из этих ценностей обладает огромной значимостью для содержания и организации социально-культурных процессов.

Социально-культурная деятельность

рассматривается как воспитательная деятельность, носит общечеловеческий характер, ориентирована на личность, на ее духовный потенциал В процессе социально-культурной деятельности изменяются социальные и культурные отношения и связи между

людьми и окружающей их реальной действительности.

Как показывает практика, воспитательный потенциал современного развития военного дела, влияет на социально-культурную деятельность, приобщая личный состав к культурным и нравственным ценностям, художественному творчеству, воспитанию у курсантов высоких моральных качеств, оказывает положительное влияние на состояние воинской дисциплины, боевой готовности войск.

Правильно поставленная цель приводит в движение социально-культурную деятельность, анализирует ситуации, в которых человеку предстоит действовать, выбирает способы и средства достижения цели, определяет последовательность действий личности курсанта в социально-культурной сфере.

Вхождение субъектов социально-культурной деятельности в общность культурных ценностей, постоянная направленность этого взаимодействия на свободный выбор занятий, на инициирование творческих усилий и способностей субъектов должны носить универсальный и систематический характер. Во-первых, оно распространяется на собственно досуг, свободное время, но также на использование служебного времени, которое требует высокой квалификации деятельности. Во-вторых, оно определяет четкий социально -педагогический статус специалистов-

профессионалов, задействованных наравне с непрофессионалами в многочисленных

учреждениях и организациях социально -культурного профиля. В-третьих, оно служит методологическим фундаментом для

возникновения, развития и педагогического обоснования неизвестных ранее направлений, технологий, источником для которых является понятие «социально-культурная деятельность» [4].

Анализируя особенности социально-культурной деятельности, особо выделим ее гуманистический, культурологический,

развивающий характер, поскольку в основе она имеет культурные цели.

Таким образом, социально-культурная деятельность, рассматривается нами как система социализации личности, социального воспитания и образования людей. Социокультурная деятельность включает передачу обществом исторического социально-культурного опыта, символов, ценностей и норм, а также предполагает их усвоение человеком и социальной группой.

В условиях динамично развивающегося мира существенно возрастает влияние социокультурной ситуации на характер и содержание образа жизни, быта, досуга жителей социума. В самом содержании социально-культурной деятельности тесно взаимодействуют различные направления общественного воспитания детей, подростков и взрослых.

Новый подход к развитию личности будущего офицера в процессе социально-культурной деятельности может быть осуществлен на основе интегративного подхода, актуализация которого обусловлена необходимостью не только приобщения личности курсантов к социально -культурной деятельности, но и становления у нее внутреннего мира как жизненно необходимой доминанты процесса. Поэтому в настоящее время особую социально-культурную значимость приобретает многообразие, многоаспектность проявлений внутреннего мира личности, выявление и развитие ее рефлексивного сознания. Изменения условий функционирования социально-культурной деятельности, основанные на поиске современных эффективных технологий и все большем усложнении педагогической деятельности, требуют значительного повышения качества и эффективности этого процесса. Поэтому в условиях военного вуза особая роль принадлежит не только образовательной подготовке, а и внеучебной работе, поскольку именно сейчас закладывается «фундамент» социально-культурных качеств будущего офицера.

В правовом регулировании социально-культурной деятельности приоритетное место принадлежит таким категориям, как свобода творчества, право личности на саморазвитие и самореализацию, согласование интересов гражданина и общественно -государственных организаций, обеспечение условий для охраны и развития культурного населения, доступность культурных ценностей и культурной деятельности каждому гражданину, социальная защита деятелей культуры всех категорий- как профессионалов, так и любителей.

Познание культуры должно сопровождаться культуросозидающим действием - творческим актом, гуманным поступком, сохранением культурной традиции, уважением к иным культурам, пресечением вандализма,

сопротивлением варварству и заботой об умножении культурных ценностей.

Одной из задач реформирования военного образования является подготовка

конкурентоспособной, творческой личности, что абсолютно неэффективно без пересмотра традиционных подходов к развитию личности будущего офицера в условиях социально-культурной деятельности. Считаем, что особое значение на современном этапе модернизации нашего общества принадлежит социально-культурной инфраструктуре. Эффективность профессиональной социально-культурной

деятельности напрямую зависят от особенностей личности курсантов, их гражданских качеств, нравственности, разносторонней образованности, высокого уровня культуры, стремления к непрерывному образованию, самообразованию и саморазвитию, индивидуально-личностной и профессиональной самореализации. При этом

дальнейшее развитие социально-культурной инфраструктуры требует обеспечения подготовки специалистов высшей квалификации, способных принимать творческие самостоятельные решения нестандартных проблем, осознания личной ответственности за результаты своей деятельности. Это указывает на актуальность решения проблемы становления преемственности, взаимодействия военных вузов, учреждений культуры и искусств в условиях социально-культурной деятельности, обусловленной политической, экономической и социокультурной ситуацией в стране, состоянием духовно-нравственной атмосферы общества, конкретного социума и требованиями общества к деятельности учреждений образования и культуры.

Влияние воспитательного потенциала социально-культурной деятельности на высшее военное образовательное учреждение обусловлено:

культурным, социальным, деятельностным подходом влияния на личность; своеобразным содержанием интеллектуальной, эмоциональной, предметно-творческой, оздоровительной

деятельности; взаимосвязью всех объектов воспитания курсантов: музеи Боевой Славы, аллеи Героев Советского союза, культовые сооружения, участие в художественной самодеятельности, КВН, семья военнослужащих и другие организации.

Особенности воспитательного потенциала определяются объективными факторами, вытекающими из природы данного педагогического явления, содержанием и методами его деятельности, механизмом его воздействия и восприятием этого воздействия курсантами и командирами.

Такие социальные институты воспитания как музеи Боевой Славы, аллеи Героев Советского Союза, культовые сооружения, военные вузы, семья, историко-краеведческие музеи и т.д. представляют собой часть социальной среды с ее культурным накоплением. Эти учреждения адаптируют курсантов к ценностям общества. В процессе этого курсанты накапливают жизненный опыт деятельности, межличностного общения, отношений в новых условиях, умение оценивать окружающий мир, социализироваться, реализовывать свои интересы и потребности, обеспечивая тем самым индивидуальное, духовно-нравственное,

эстетическое, социальное развитие.

Социально-педагогическая деятельность объединяет в себе духовное, культурное, историческое, семейное, социальное воспитание курсантов. Отсюда и воспитательный потенциал социально-культурной деятельности обусловлен педагогически возможностями насыщением воспитательной работой высших военных образовательных учреждений.

Можно сделать вывод, что обогащение системы воспитательной работы курсантов в процессе социально-культурной деятельности осуществляется по ряду направлений: 1) уточнение цели развития воспитания в процессе социально культурной деятельности, с ориентированной на

личность курсанта, его субъективную позицию, развития духовно нравственных качеств личности, физического совершенствования, на основе учета его интересов, возможностей и потребностей; 2) использование многообразных средств социально -культурной деятельности позволяет создать условия для полноценного воспитания личности курсанта, раскрытие его духовно нравственных способностей дарования; 3) динамизм, изменчивость, позволяет использование всего богатства воспитательного потиенциала социально-культурной деятельности во всем многообразии вариативных систем воспитания курсантов; 4) обновление содержания воспитательной работы с курсантами на основе учета региональных, культурных, национальных условий, природных факторов в освоении различных видов социально-культурной

деятельности; 5) развитие управления социально-культорной деятельностью в высшем военном образовательном учреждении на основе отношений сотрудничества, творчества, субординации курсантов и командиров в условиях гуманизации, демократизации воспитательного процесса.

Современный этап исследования развития всей системы высших военных образовательных учреждений с акцентированием на культуру, средовый подход открывает новые возможности в методологии (от компенсаторной роли к самоценной системе в целостном педагогическом процессе), в теории изучения реальных закономерностей и тенденций в военной педагогике воспитания курсантов с учетом использования всего потенциала социально-культурной деятельности. Вариативность при единой направленности обеспечивает целенаправленное развитие системы высшего военного образования, которая проявляется в совершенствовании практики, перспектив ее развития в различных ВУЗАх Министерства Обороны Российской Федерации.

Литература

1. Купач Т.Ю. Социальное воспитание, ребенок, среда, традиции: Монография.-Балашов: Изд-во «Николаев», 2002 - 252 с.

2. Литвинцева Г.Ю. Культурно-досуговая деятельность в петровский период: автореф. дис... к.п.н. СПб., 1993. 24 с.

3. Машин В.Н. Методологические подходы к проблеме социально-культурной деятельности в военном вузе //Социально-экономические явления и процессы, 2012, №11. - С.343-349

4. Новаторов В.Е. Интернальный маркетинг в организациях социально-культурной сферы. Омск. 2001. 190 с.

5. Комарова, Э.П. Психолого педагогические особенности развития интеллекта обучающихся в контексте компетентностной парадигмы / Э.П. Комарова // Вестник Воронежского Государственного Технического Университета. -2012. - Т.8. - № 10.2 - С. 25-27.

6. Комарова, Э.П. Эмоциональный контекст общения как фактор социально -

нравсвенногоразвития личности / Э.П. Комарова // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2014. - Т. 10. - № 3.2 -С.43-46.

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина

SOCIO-CULTURE ACTIVITES OF CADETS OF THE HIGHEST MILITARY AVIATION EDUCATIONAL INSTITUTIONS AND ITS EDUCATIONAL POTENTIAL

T.Yu. Kupach, V. N. Mashin, A.Yu. Grigorov

The paper considers the problems of socio-culture activities of cadets, gives its definition and structural organizations

Key words: socio -cultural activities, definition, structural organizations

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.