Научная статья на тему 'Воспитательная работа с курсантами как важная составляющая образовательной системы вуза'

Воспитательная работа с курсантами как важная составляющая образовательной системы вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
415
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СРЕДА / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ОФИЦЕРА / EDUCATIONAL WORK / EDUCATIONAL SYSTEM / CONCEPT OF EDUCATIONAL WORK / PEDAGOGICAL ENVIRONMENT / PROFESSIONALISM OF THE OFFICER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Машин В. Н.

Статья посвящена рассмотрению вопросов организации и содержания воспитательной работы с курсантами в вузе с учетом потребностей современного периода развития общества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL WORK WITH CADETS AS AN IMPORTANT COMPONENT OF EDUCATIONAL SYSTEM OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION

The paper is devoted to consideration of questions of the organization and the content of educational work with cadets in higher education institution taking into account requirements of the modern historical period of development of society

Текст научной работы на тему «Воспитательная работа с курсантами как важная составляющая образовательной системы вуза»

УДК 371 (075)

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С КУРСАНТАМИ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВУЗА В.Н. Машин

Статья посвящена рассмотрению вопросов организации и содержания воспитательной работы с курсантами в вузе с учетом потребностей современного периода развития общества

Ключевые слова: воспитательная работа, педагогическая среда, профессионализм офицера

Высшей ценностью любого общества является человек. Забота о его всестороннем развитии, совершенствовании личных качеств, способностей является непременным условием существования государства.

В последние годы взгляды на содержание воспитательного процесса личности быстро и радикально меняются. Предпочтение отдается то коллективным методам и формам, то индивидуальным, личностно-ориентированным, выдвигающим на первый план понятие субъектности личности.

Сложившаяся система социализации способствует формированию равнодушия или активной неприязни к людям; увеличивается число алкоголиков и наркоманов; констатируется рост насильственной и корыстной преступности; насаждается антипатриотизм, утрачивается чувство Родины; отмечается равнодушие к созданию семьи, культивируются пробные браки, растет количество социальных сирот, процветает проституция; происходит примитивизация культурных предпочтений и мн. др.[8, 9]

Данный перечень характеризует не всю российскую молодежь, но игнорировать существующие проблемы не следует. Новые перемены в стране уменьшили для молодежи возможности получить поддержку в их стремлении к образованию, развитию самодостаточности.

Интеграция России в мировое сообщество, серьезные социально-

экономические и политические преобразования современного периода остро поставили вопрос о смене парадигмы воспитания подрастающего поколения.

Н. Д. Никандров задачей исследователей и педагогов-практиков называет определение инструментария (идей, концепций,

Машин Валентин Николаевич - ВУНЦ ВВС «ВВА им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», канд.пед.наук, доцент, e-mail: vmashin@bk.ru

воспитательная система, концепция воспитательной работы,

дидактических и иных материалов), который поможет сформировать молодого человека в целевой системе ценностей [5].

Новые обстоятельства определяют и методологические подходы к воспитательной работе, хотя не следует отрицать ценные традиции и формы воспитательной работы, сложившиеся в советское время и актуальные сегодня. Воспитательную роль студенческих строительных отрядов, спортивных клубов, театральных студий и клубов, развивающих такие общечеловеческие нравственные ориентиры, как гражданственность,

сопричастность общественным интересам и потребностям, уважение к труду, разумное чувство сотрудничества и взаимопомощи, следует оценить по достоинству, так многие из указанных форм не утратили своего значения и сегодня.

На наш взгляд, необходимо усиление гуманитарной и патриотической составляющей в образовании всех уровней.

Стремление воспитать личность с набором востребованных социумом качеств и способностей, стимулирующих развитие навыков жизнедеятельности в демократическом обществе, сохраняя стержень - символ русской культуры. Основой этого процесса, методологической базой является гуманизация учебно-воспитательного процесса в вузе[2].

Отечественная психологическая наука констатирует: личность по своей природе

биосоциальна. Поэтому современное

воспитание должно основываться на научных знаниях о человеке, опыте человеческой культуры, народной мудрости. Если один из этих компонентов не учитывается, воспитание становится неизбежно ущербным,

зарождаются педагогические ошибки, которые порождают сложности в становлении новой личности.

Там, где формирование личности имеет управляемый, контролируемый характер, где воспитатели, педагоги руководствуются сознательными намерениями, действуют не

стихийно, а по заранее намеченному плану в соответствии с поставленными задачами, и проявляется воспитание. Процесс воспитания -сложная динамичная система, каждый компонент которой может рассматриваться как новая система, создавая свои компоненты.

К человеку в погонах современная жизнь предъявляет повышенные требования: умение делать осознанный выбор в ситуации неопределенности и дефицита времени, нести ответственность за принимаемые решения, от которых зависит не только твоя собственная жизнь и благополучие, но и своих подчиненных, адаптироваться в условиях социальных изменений, находить

компромиссное решение и т.д.

Еще Платон говорил о том, что только совершенствование человека может привести к совершенствованию общества [4].

Все это актуализирует проблему воспитания курсантов в вузе с учетом требований, предъявляемых сегодняшним историческим этапом.

На наш взгляд, воспитательный процесс в высшем учебном заведении включает:

1) профессионально-педагогическую направленность обучения и воспитания курсантов;

2) развитие и совершенствование профессионально значимых качеств, необходимых в служебной деятельности;

3) приобретение курсантами знаний,

умений и навыков, необходимых для успешного исполнения служебных

обязанностей по первичным офицерским должностям;

4) воспитание курсантов в духе неукоснительного соблюдения правовых и нравственных норм, верности присяге, профессиональному долгу и офицерской чести.

Подобным образом построенная

система воспитательной работы будет эффективна и по критериям общей успешности и качественному показателю.

Профессионализм будущего офицера проявляется в следующих качествах:

• высокая профессиональная и

общеобразовательная подготовка,

позволяющие уверенно выполнять

профессиональную деятельность на всех уровнях;

• быстрота приспосабливаемости к специфическим условиям и требованиям службы;

• умение творчески использовать приобретенные знания, умения и навыки, применять их в практической деятельности;

• широкая эрудиция и высокая общая культура, обеспечивающие определенный социальный статус как образованного человека и государственного служащего;

• высокая профессиональная

мобильность, характеризующаяся быстротой переключения от одного вида деятельности к другому;

• умение анализировать деятельность подчиненных, свою собственную, принимать обоснованные решения и добиваться их выполнения.

Условия подготовки будущего офицера коренным образом отличаются от организации среды гражданского вуза. Психологически переломным этапом в жизни курсантов становится первичная профессиональная адаптация к службе, к новому, особому образу жизни. Резко меняются условия жизни (казарменное положение), характер

деятельности, правовой статус,

непосредственное окружение; межличностные связи определяются не только и не столько симпатиями и антипатиями, сколько подчиненностью регламенту службы и

командирам, в том числе из курсантской среды; возникает необходимость подстроиться физиологически и психологически к новому ритму жизни и деятельности. Такая перемена создает у большинства курсантов повышенную эмоционально-психологическую напряженность, которая сказывается на результатах учебы и дисциплины. Именно в этот период курсанты особенно нуждаются в адресной помощи и поддержке.

Современный офицер должен быть человеком с глубоким пониманием гражданского долга и социальной значимости своей профессиональной деятельности, с прочными духовно-нравственными основами, обладать высокой культурой цивилизованного обращения и поведения.

«Человеческая порядочность всегда являлась обязательным условием участия в жизни государства и общества. Безнравственность российским обществом осуждалась, недостойное поведение всегда публично порицалось. В России взаимосвязь права и морали, политики и нравственности традиционно была декларируемым идеалом и целью» (В.В. Путин).

Культура поведения - это мера развития личности, которая характеризует не столько объем знаний, сколько нравственный способ их реализации. Изучение вопросов культуры поведения связано не только с требованиями, содержащимися в приказах, инструкциях,

положениях, сколько с реалиями нашего времени.

Опираясь на философские идеи о человеке как единстве телесного и духовного начал, создателе и хранителе жизни на Земле, творце исторического процесса,

подготовленном к жизнетворчеству,

свободному выбору собственной

жизнедеятельности, возможно и необходимо в качестве глобальной цели современного образования и воспитания будущих офицеров рассматривать человека культуры. Человека культуры, ядром личности которого являются субъективные свойства, определяющие меру его свободы, духовности, гуманности, жизнетворчества.

Отечественный философ Ю.А. Шрейдер отмечал: «Самая страшная, из грозящих нам катастроф, это не столько атомная, тепловая и тому подобные варианты физического уничтожения человечества (а может быть, и всего живого) на Земле, сколько антропологическая - уничтожение

человеческого в человеке» [1]. Прежде чем выяснять, как защитить природу, как избавиться от войн, бедствий и т.д., следует понять, как остаться человеком не только разумным, но и сознающим, т.е. совестливым.

Толерантность - еще одна характеристика, которая является

профессионально значимой для офицера. Ведь она влияет на развитие социального климата, межличностные отношения, политику, представляется актуальной задачей для развития современного человека и его воспитания.

Возрождение и развитие нации, воспитание благородных, талантливых людей во многом зависит от того, что предлагается личности в качестве предметов познания, размышления, общения, переживания, преобразовательной деятельности, достижения.

Альберт Энштейн сказал однажды, что человека недостаточно учить только специальности: без духовной сферы такой

специалист будет похож на обученную собаку. Личность должна не адаптироваться, а интегрироваться в социокультурное

пространство.

Отечественной науке еще предстоит обосновать базовые компоненты требований, идущих от человека, связанных с его развитием и становлением как личности.

Но сегодня можно констатировать, что многое в человеке зависит от того, какие подходы в его воспитании были

приоритетными. Педагогике известны

различные подходы: личностный,

аксиологический, деятельностный и др. Концептуальные подходы к воспитанию будущего офицера отличаются многообразием, что обусловлено особым характером его служебной деятельности.

Воспитание курсантов, как и обучение, должно быть максимально направлено на их развитие, обеспечивая процесс положительного формирования будущего офицера,

приобретение качеств, опыта, необходимых для осуществления служебной деятельности.

В связи с этим концептуальная и прогностическая модели воспитания в вузе не могут не сопрягаться с признанными сегодня в культурологии педагогическими теориями

диалога культур и личностно-развивающего образования. Динамика воспитательной системы мыслится как утверждение единства ценностных ориентаций обучения,

исследования и воспитания [7].

При разработке концепции

воспитательной работы в вузе следует исходить из характеристики ее структурных компонентов. На наш взгляд, это:

1) воспитательная

деятельность профессорско-

преподавательского состава в процессе

обучения;

2) внеучебная деятельность

курсантов;

3) внеучебная деятельность

преподавателей с курсантами;

4) система управления

внеучебной деятельностью.

Важную роль играет организация и

содержание образовательного пространства вуза, под которым мы понимаем совокупность определенным образом организованных систем, в том числе воспитательных.

Таким образом, воспитательная система вуза - это:

- искусственно созданная система;

- социальная система,

функционирующая в соответствии с законами развития общества;

- целенаправленная система;

- динамическая система

(развивающаяся, саморазвивающаяся и самоуправляемая);

- ценностно-ориентированная;

- целостная (взаимосвязь и взаимодействие входящих органов позволяет функционировать как единое целое и обладать интегративными качествами);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- система сложная и вероятностная [3].

Под воспитательной работой в ведомственном вузе понимается

целенаправленная, специально организованная, стимулирующая деятельность воспитателей и курсантов, направленная на:

- реализацию потенциала

воспитательной системы;

- создание специфической среды со своими традициями, духовной атмосферой;

- включенность культурного потенциала города, международных связей;

- сбалансированность общегуманитарной среды вуза с профессионально-ориентированной.

Целью воспитательной работы в вузе должно стать формирование у курсантов социально значимых и востребованных профессией качеств, позволяющих не только успешно выполнять возложенные на них обязанности, но и занимать ведущее место в культурной жизни общества.

Системообразующим началом учебновоспитательной работы в вузе с курсантами должна стать гуманитарная педагогическая среда, позволяющая реализовывать следующие гуманистические функции:

1) развитие духовных сил,

способностей и умений, позволяющих

преодолевать жизненные трудности;

2) формирование характера и моральной ответственности в различных ситуациях;

3) обеспечение возможностей личностного и профессионального роста, нравственной свободы, личной автономии;

4) создание условий для саморазвития и самореализации творческой индивидуальности человека и раскрытия его духовных потенций;

5) адаптация к социальной и

природной сферам жизнедеятельности [6].

Таким образом, перед воспитательной системой современной высшей школой стоит сложная цель - разработать концепцию организации такой воспитательной работы с курсантами, чтобы учитывала основные современные тенденции социума, но и содействовала становлению личностных качеств курсантов, которые будут востребованы не только в профессиональной деятельности, но и в обществе в целом.

Литература

1. Андреева Г. М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М., 1988.

2. Борисенков В.П. Вуз как воспитательное

пространство: материалы «круглого стола» / В.П.

Борисенков // Педагогика. - 2002. - № 7.

3. Климов Е.А. Психология профессионала / Е.А. Климов. - М., 2003. - 400 с.

4. Платон. Соч.: В з т. - М., 1968. - Т.3. - С. 187 - 253.

5. Никандров Н.Д. Российская академия образования: итоги деятельности и перспективы научных исследований / Н. Д. Никандров. - Педагогика. -№ 1. 2009. - С. 3-8.

6. Сорокопуд Ю.В. Педагогика высшей школы / Ю.В. Сорокопуд. - Ростов н / Д : Феникс, 2011. -С. 276.

7. Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе / Ю.Г. Фокин. - М., 2002.

8. Комарова, Э.П. Психолого-педагогические особенности развития интеллекта обучающихся в контексте компетентностной парадигмы [Текст] / Э.П. Комарова // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2012. - Т. 8. № 10. 2. - С. 2527.

9. Комарова, Э.П. Эмоциональный контекст общения как фактор социально-нравственного развития личности [Текст] / Э.П. Комарова// Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2013. - Т. 9. № 3.2. - С. 160-163.

Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Е.Н. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г.Воронеж)

EDUCATIONAL WORK WITH CADETS AS AN IMPORTANT COMPONENT OF EDUCATIONAL SYSTEM OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION V.N. Maschin

The paper is devoted to consideration of questions of the organization and the content of educational work with cadets in higher education institution taking into account requirements of the modern historical period of development of society

Key words: educational work, educational system, concept of educational work, pedagogical environment, professionalism of the officer

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.