Научная статья на тему 'Гуманитаризация современного высшего инженернотехнического образования: резервы профессиональной успешности специалиста'

Гуманитаризация современного высшего инженернотехнического образования: резервы профессиональной успешности специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гуманитаризация образования / профессиональное образование / система образования / принципы образования / humanization of education / vocational education / education system / principles of education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лопатик Татьяна Андреевна

Автор статьи размышляет о проблемах современного инженерного образования в условиях техногенной цивилизации, обосновывает необходимость гуманитаризации профессиональной подготовки будущих специалистов техногенной сферы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMANITARIZATION OF MODERN HIGHER ENGINEERING EDUCATION: RESERVES OF PROFESSIONAL SUCCESS OF SPECIALIST

The author reflects on the problems of modern engineering education in a technological civilization, justifies the need for humanization of training future specialists of technological sphere

Текст научной работы на тему «Гуманитаризация современного высшего инженернотехнического образования: резервы профессиональной успешности специалиста»

Лопатик Татьяна Андреевна,

доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедры педагогики и менеджмента образования Академия последипломного образования (Минск, Республика Беларусь)

ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: РЕЗЕРВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

УСПЕШНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА

Аннотация. Автор статьи размышляет о проблемах современного инженерного образования в условиях техногенной цивилизации, обосновывает необходимость гуманитаризации профессиональной подготовки будущих специалистов техногенной сферы.

Ключевые слова: гуманитаризация образования; профессиональное образование, система образования, принципы образования.

УДК 378 ББК 74.58

В современном мире глобальной информатизации и компьютеризации сознания проблема совершенствования профессиональной подготовки будущих инженеров приобретает особую значимость. Профессиональная готовность специалиста представляет собой субъективное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению соответствующей профессиональной деятельности и стремящейся ее выполнять (К.К. Платонов). Задача сохранения, развития, передачи культурных и духовных ценностей предшествующих поколений, а также подготовки студентов к культурному, профессиональному и личностному общению с представителями стран с иным общественным устройством, иными социальными традициями, языковой и общей культурой особенно остро звучит в сфере технического образования. Гуманитаризация современного образования - общемировое явление, которое объясняется следующими причинами: во-первых, гуманитаризация призвана обеспечить цивилизованное и разумное использование научно-технического потенциала, экологических ресурсов и социальных аспектов; во-вторых, приобщить общество к культурным ценностям своего народа; в-третьих, обеспечить социальный заказ на новые знания и науку.

В большинстве развитых стран в середине XX века произошел пересмотр образовательных программ вузов в отношении увеличения доли гуманитарных дисциплин, поскольку была официально при-

знана опасность чрезмерной технократизации социума. Гринько Е.В. пишет о том, что американскими исследователями установлено: «.. .гуманитарные знания интересуют инженеров и естественников особенно в возрасте 30-40 лет, когда они становятся руководителями и чувствуют нехватку гуманитарной подготовки, и поэтому естественной необходимостью стало изучение в зарубежных технических университетах психологии, социологии, всемирной истории, нескольких иностранных языков, так как именно в эти годы идет самое активное становление человека в социальном и профессиональном плане. В признанных «грандах» высшего образования Западной Европы и Северной Америки на инженерных и естественнонаучных специальностях на гуманитарные и социально-политические науки тратят от четверти до трети учебного времени, установленного учебным планом [2, с. 12].

Высокий уровень требований к профессиональной подготовке студентов инженерных специальностей предполагает овладение гуманитарным знанием с целью творческой самореализации специалиста, оптимизации способов и средств решения профессиональных задач. Необходимость получения широкого гуманитарного образования, формирование высоконравственной личности, ее гражданских и человеческих качеств, мировоззренческой позиции в осознании своей роли как специалиста не подлежит сомнению. Гуманитарное образование - одна из трех составляющих

Образование и педагогика

общего образования, охватывающая комплекс учебных дисциплин, излагающих основы научных знаний о социальной природе человека, а также основы художественной культуры и ее языка. Целью гуманитарного образования является нравственно-этическое и художественно-эстетическое развитие человека. Как пишет Н.С. Бирюкова, «содержание гуманитарного образования - это не только гуманитарные науки, призванные раскрывать законы общественного развития, разрабатывать социальные нормы, установки, но и знания об обществе, умения и навыки социального взаимодействия, знания, дающие возможность функционировать в условиях гражданского общества и вы-сокотехнологизированного мира» [1, с. 127].

Идея гуманитаризации образования заставляет обратиться к наиболее перспективным культурологическим и психолого-педагогическим теориям развития личности, на основе которых можно построить модель организации процесса подготовки студентов инженерных специальностей, в содержании которой важная роль принадлежит гуманитарному образованию.

Опыт мирового сообщества позволяет говорить о том, что широкая гуманитарная подготовка, включающая усвоение основных знаний, составляющих фундаментальную базу развития культуры, способствует формированию личности с развитым воображением, облегчающим восприятие нового знания, творческим мышлением, создающим возможности для мировоззренческого видения явлений с позиций, отличных от традиционно принятых. По мнению специалистов, инженерное образование в XXI веке должно основываться на понимании ин-тегративной роли инженера в современном обществе. Поэтому главными чертами инженера как личности и как специалиста должны быть:

- понимание инженерной деятельности как интегративного процесса, в котором анализ и синтез подкрепляются восприимчивостью к потребностям общества и пониманием хрупкости окружающей среды;

- аналитическое мышление со способностью критической оценки объектов и проблем путем моделирования, имитации, оптимизации на базе глубоких знаний в области фундаментальных естественных и гуманитарных наук;

- способность синтезировать нововведения на этапах их проектирования и производства с рациональной оценкой последовательности и полноты их реализации;

- способность контекстуального понимания сферы и ситуации: учет экономических, производственных, международных и других условий, в которых осуществляется инженерная деятельность;

- способность пополнять свои знания в течение всей трудовой деятельности и адаптироваться к изменениям технической и технологической среды, требованиям мирового рынка [4, с. 63-64].

Анри Файоль - признанный классик в области производственного менеджмента, определяя важность различных характеристик персонала предприятий, прежде всего, фиксирует необходимые личностные черты работника, а только после этого указывает на наличие специальных знаний и опыта, вытекающих из практики [6: 9-10]. Он сетует на то, что вопросы культуры в инженерных школах в таком же загоне, как и вопросы моральной и физической культуры [6, с. 84-85], считает неправильным, что при отборе кандидатов на руководящие должности не учитываются их знания в области литературы, истории, философии, составляющие основу общей культуры, столь необходимой организатору производства. Успешная профессиональная деятельность возможна при наличии у специалиста гибкого, критического мышления, коммуникативности, организаторских способностей, предприимчивости, социальной и деловой активности, а также «структуры знаний, позволяющих достаточно глубоко и объективно оценить обстановку, понять содержание проблемы, ее истоки, особенности, дать многогранную и всестороннюю оценку ситуации» [3, с. 5]. Решение проблемы подготовки студентов инженерных специальностей к профессиональной деятельности также связано с необходимостью преодоления противоречия между постоянно возрастающей сложностью наукоемких производств, повышением требований, предъявляемых к профессиональным компетенциям специалистов, и недостаточной разработанностью психолого-педагогических и организационно-педагогических механизмов образовательного процесса.

Особую значимость представляет иерархическая образовательная «лестница» восхождения человека ко все более высоким образовательным результатам: грамотность - образованность - профессиональная компетентность - культура - менталитет. В грамотности нашли свое воплощение важнейшие объективные характеристики и параметры природы, общества, человека, его духов-

ные, нравственные устои и ориентиры, а также способы познания этих характеристик и параметров в естественном единстве с формируемыми отношениями к ним. Грамотный человек - это, прежде всего, человек, подготовленный к дальнейшему обогащению и развитию своего образовательного потенциала. Образованность представляет собой грамотность, доведенную до общественно и личностно необходимого максимума. Категория «профессиональная компетентность» определяется, главным образом, уровнем собственно профессионального образования, опытом и индивидуальными способностями человека, его мотивированным стремлением к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию, творческим и ответственным отношением к делу. Культура -высшее проявление человеческой образованности и профессиональной компетентности. Именно этот уровень результативности образования должен стать объектом повышенного внимания педагогов, которые путем распространения соответствующих содержательных компонентов культуры могут предложить соответствующие модели профессиональной компетентности, общей образованности и грамотности. Высшей ценностью образования и его высшей целью является формирование менталитета личности и социума, воплощающего глубинные основания мировосприятия, мировоззрения и поведения человека. Менталитет определяет конкретное поведение людей, их отношение к различным сторонам общественной жизни [5, с. 506].

Высшее профессиональное образование, выполняя функцию подготовки молодого поколения к решению профессиональных задач в определенной

области деятельности, должно выступать средством самореализации, самовыражения и самоутверждения личности, так как в наибольшей степени человек раскрывает свои способности в профессиональной деятельности. Гуманитарное знание, развивая продуктивное воображение, творческое мышление студентов развивает способность «предугадать назревающие изменения в рутинном процессе, соотнести неизбежные технические изменения с возникнувшими вследствие этого результатами, а сами результаты - с потребностями общества» [4, с. 62].

Список литературы:

1. Бирюкова, Н.С. Гуманитаризация современного образования: философский аспект // Известия Томского политехнического университета. - 2010. - Т. 316.

- № 6. - С. 127.

2. Гринько, Е.В. Гуманитаризация высшего технического образования средствами учебной дисциплины «Иностранный язык». Автореф. дис. ... канд. пед. наук.

- 22 с.

3. Концепция подготовки менеджеров в системе высшего экономического образования // Проблемы подготовки кадров управленческого профиля. Махачкала, 1990. - С.5.

4. Новиков, П.Н., Зуев, В.М. Опережающее профессиональное образование. - М., 2000. - С. 63-65.

5. Психолого-педагогический словарь / Сост. Рапацевич Е.С. Минск: «Соврем. слово», 2006. - С. 506.

6. Файоль, А. Общее и промышленное управление / Пер. с фр., науч. ред. и предисл. проф. Е.А. Кочергина. -М., 1992. - С. 9-85.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.