УДК 372.8
С.М. ЛЕСИН, Л.Е. ОСИПЕНКО, Д.А. МАХОТИН
ПОЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОНЯТИЯ «ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ» В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рассматривается инженерная грамотность как новый вид функциональной грамотности, который стал зарождаться и развиваться благодаря требованиям экономики, производства и общества к грамотности и образованности личности. Сегодня все большее внимание в общем образовании и непосредственно в технологической подготовке обучающихся уделяется формированию профессиональных компетенций и развитию навыков инженерного мышления. С этим связана и актуальность проводимого исследования понятия «инженерная грамотность».
Ключевые слова: общее образование, технологическое образование, функциональная грамотность, инженерная грамотность, инжиниринг, инженерное мышление.
The authors consider and define engineering literacy as a new type of functional literacy, which appeared and developed due to the economic requirements and manufacturing. Moreover, society needed to become literate and skilled. Nowadays more attention is paid to technological training of students and an emphasis is on improvement of their professional competencies and development of engineering thinking. All stated above proves the relevance of the research on "engineering literacy".
Keywords: general education, technological education, functional literacy, engineering literacy, engineering, engineering thinking.
Человечество вступило в постиндустриальную эпоху, в которой, по мнению известных ученых и футурологов (Д. Белл, П. Дракер, З. Бжезинский, А. Тофлер, Р. Инглхарт, Й. Масуда, Ф. Фукуяма и др.) актуализируется понятие грамотности как важной составляющей результатов образования. Подтверждением важности данного тезиса может служить тот факт, что с 1966 г. по инициативе Всемирной конференции министров образования 8 сентября объявлен Международным днем грамотности (International
Статья опубликована при поддержке РГНФ. Грантовое соглашение (договор) № 17-16-77003/17-ОГОН.
© Лесин С.М., Осипенко Л.Е., Махотин Д.А., 2018
Literacy Day). Несмотря на кажущуюся простоту и интуитивное понимание данного термина, «грамотность» - это сложное и развивающееся понятие. Оно активно трансформируется в зависимости от социальной и общественной составляющих мирового сообщества. В настоящее время грамотность рассматривается как один из базовых показателей социально-культурного развития населения. Чтобы понять, как развивается это понятие, необходимо рассмотреть несколько его современных формулировок.
Так, например, Кембриджский словарь трактует грамотность (англ. literacy) как способность читать и писать, знание конкретного предмета или определенный тип знаний [4].
Оксфордский словарь синонимизи-рует понятия «грамотность» и «компетентность», определяя их значение как «наличие знаний в определенной области» [5].
В отечественной научной литературе также существуют различные трактовки понятия «грамотность». Это и «...начальный уровень образованности, предполагающий наличие элементарных умений чтения, письма, счета, интегральная характеристика начального уровня образованности, начальный уровень культурной деятельности, предполагающий наличие знаний о способах познания, характеристика качества подготовки школьника к продолжению образования в среднем звене, положительная характеристика профессиональной компетентности специалиста...» [6].
В настоящее время в педагогической науке и образовании «грамотность» синонимизируют с понятием «функциональная грамотность». Этот термин впервые был предложен в 1965 г. на Всемирном конгрессе министров просвещения по ликвидации неграмотности (г. Тегеран). Позже ЮНЕСКО более четко сформулировало это понятие, отметив, что «.функционально грамотным считается тот, кто может участвовать во всех тех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования его группы и общины и которые дают ему также возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счетом для своего собственного развития и для развития общины.» [11]. То есть грамотность предполагает не только наличие формальных навыков чтения, письма и счета, но и их активное использование для личного и общественного развития.
Еще более точную трактовку функциональной грамотности дал А.А. Леонтьев: «Функциональная грамотность - это способность человека свободно использовать техники чтения для извлечения информации из реального текста - для его понимания, сжатия, трансформации...» [8]. Такая трактовка понятия делает акцент на формировании навыков владения способами работы с информацией как наиболее важном в современном обществе, что также является отличительной чертой грамотного человека по сравнению с неграмотным.
В нашем исследовании мы опирались на культурологическую концепцию Б.С. Гершунского, основной идеей которой выступает тезис, что образовательным результатом подлинно грамотного человека является менталитет как квинтэссенция культуры, воплощение основ мировосприятия, мировоззрения и поведения человека. При этом цепочку образовательных достижений автор рассматривает следующим образом: «грамотность - образованность - профессиональная компетентность - культура - менталитет» [3].
Несмотря на то, что мы не ставили задачу дать исчерпывающую характеристику всех видов и уровней функциональной грамотности, можно отметить следующие этапы развития данного понятия.
На первом этапе грамотность отождествляли с элементарными навыками чтения и письма, счета, на втором уровне - появились благодаря развитию предметных областей знания, определяющих основу общего образования, грамотность математическая, естественнонаучная, ИКТ-грамотность и другие ее виды, составившие как бы второй слой функци-
ональной грамотности личности. Наконец с развитием профессионального разделения труда и приоритетностью в подготовке наиболее массовых профессий стали говорить о грамотности юридической, экономической, медицинской, инженерной. Этот верхний (профессионально ориентированный) слой функциональной грамотности связан и с пропедевтикой профессиональных видов деятельности, и с необходимостью каждому современному человеку уметь ориентироваться и при необходимости решать практические (в том числе и повседневные) проблемы с использованием этих научных и технологических знаний.
Исходя из этого, инженерную грамотность можно определить как компонент функциональной грамотности личности, которая позволяет человеку решать конкретные практические задачи с применением техники и технологий на основе комплексного использования научных знаний.
Структуру инженерной грамотности можно рассматривать с позиций содержания естественнонаучной подготовки, инжиниринга и инженерного образования и в целом культуры специалиста, имеющего прямое отношение к инженерному делу.
Ю.В. Артюхович, определяя ценностные смыслы образования инженера, отмечает, что «многогранный и социально продуктивный аксиологический образ потенциального инженера совмещает ценности патриотизма, коллективизма, труда, гуманизма, природы, здоровья, самоценной человеческой личности во всем многообразии ее интересов и творческих устремлений, интеллект, широкий кругозор, творческую активность, информационную грамотность и культуру, эко-
логическое сознание, профессиональную и социальную ответственность за последствия применения технических средств, духовность и нравственность...» [1].
Профессия инженера - прежде всего гармоничное взаимодействие в системе человек - техника - природа. Однако техническое образование ориентировано на формирование целостной личности, что значительно расширяет ценностный ряд в основании аксиологического образа современного инженера: он должен содержать единство и многообразие ведущих ориентаци-онных ценностных характеристик (интеллектуальных, нравственных, профессиональных, экзистенциальных). Следовательно, многогранный и социально продуктивный образ потенциального инженера, представленный в аксиологической модели личности, совмещает ценности патриотизма, коллективизма, труда, гуманизма, природы, здоровья, самоценной человеческой личности во всем многообразии ее интересов и творческих устремлений, интеллект, широкий кругозор, творческую активность, информационную грамотность и культуру, экологическое сознание, профессиональную и социальную ответственность за последствия применения технических средств, духовность и нравственность - «духовно-нравственный иммунитет», позволяющий актуализировать и активизировать сущностные силы индивида [2].
Такой анализ особенностей инжиниринга предполагает наличие узких конкретных профессиональных компетенций, так называемых hard skills, у обучающегося в рамках проектирования процесса его обучения, а методы их формирования непосредственно опери-
руют категориями инженерной культуры. Это не единственная сфера деятельности человека, где раскрывается понятие инженерной грамотности, но она является отправной точкой для формирования понимания способов действий будущего специалиста-инженера, его профессиональной культуры и модели его профессиональных компетенций.
Необходимо также учитывать логику рассуждений при анализе содержания инженерной грамотности как вида функциональной грамотности, которая, в свою очередь, имеет еще и деятель-ностный характер. Исходя из этого:
• инженерная грамотность должна определяться знаниевым компонентом. Для каждой ступени образования он отражен в федеральных государственных образовательных стандартах и предполагает овладение школьниками определенным объемом учебной информации, необходимой в рамках инженерного образования;
• инженерная грамотность предполагает владение действиями, методами, операциями, определяющими деятельностную природу знаний. В данном случае предполагается компетентностная модель профессиональных навыков, присущих будущему специалисту-инженеру;
• инженерная грамотность предполагает наличие у школьников опыта по применению инженерных знаний для решения реальных проблем. Это та сфера практического опыта, где раскрывается содержание деятельности будущего специалиста-инженера на конкретных примерах и проектах, что позволяет судить об его образованности с точки зрения инженерного образования и инжиниринга.
Представленная обобщенная структура когнитивной и операционально-технологической составляющих инженерной грамотности является необходимой, но не достаточной для формирования ее у школьников. Согласно культурологическому подходу, формирование инженерной грамотности служит необходимым условием становления инженерно образованного человека.
Следует учесть тот факт, что инженерно образованный человек также обладает набором компетентно-стей, связанных с технологическим образованием, при этом неоспорима «...важность и необходимость формирования технологических знаний - знаний о технологиях и технологических процессах, управлении технологиями, создании новых технологий и инновационных продуктов, социально-экономических и экологических аспектах применения технологий и проч» [7].
Особенностью является то, что «...технологические знания по своему характеру являются процессуальными или процедурными и необходимы для обеспечения предметно-практической деятельности человека по преобразованию окружающей действительности. Практически все виды деятельности человека сегодня связаны с овладением и грамотным применением тех или иных технологий деятельности...» [7]. В соответствии с культурологической концепцией содержания образования и спецификой естественнонаучных и технологических дисциплин в нашем исследовании дана характеристика инженерно образованного выпускника общеобразовательной школы. Она представлена нами через стратегические цели школьного образования.
Выпускник инженерно образован, если знает сущность предмета матема-
тики, имеет представление об особенностях математического метода познания действительности, знает ведущие понятия математики и умеет оперировать ими, владеет математическим языком и математической символикой, имеет представление о моделировании, конструировании и приобрел опыт их применения для решения учебных технических задач, имеет представление о современных тенденциях развития науки, техники, технологий, их влиянии на социальное развитие общества, приобщился к опыту творческой деятельности и умеет применять его в других видах деятельности, обладает высоким уровнем эмоционального развития, владеет профессиональной этикой.
Инженерно грамотный специалист имеет представление о концепции CDЮ [10]. Она раскрывает целостный цикл инженерной деятельности - «придумывай - проектируй - реализуй - управляй». Имеет опыт в постановке практико-ориентированных проблем, проектировании и экспериментировании (проверки гипотез на практике), системном мышлении, творческом мышлении, критическом мышлении. Умеет работать в команде в процессе инженерной деятельности, владеет навыками профессионального общения и методами применения языковых коммуникаций. Имеет первичный опыт изобретательской деятель-
ности по разработке новых продуктов и систем. Обладает навыком анализа ситуации, решает производственные задачи. Знает основные общенаучные методы познания (эвристические и логические), умеет применять их в других видах деятельности, знает специальные (частные) математические методы и приемы, умеет применять их для решения математических и прикладных задач, владеет инженерной культурой мышления, культурой общения, культурой труда, имеет представление об основных периодах развития науки и техники как составных компонентах общечеловеческой культуры.
Таким образом, «инженерная грамотность» является сложным многокомпонентным понятием, тесно связанным с понятием «функциональная грамотность» с точки зрения формирования личности будущего специалиста как в рамках его профессионального, так и социального опыта.
В рамках проектирования содержания и методики подготовки будущего выпускника, который будет считаться инженерно грамотным, необходимо учитывать тесную связь между инженерным и технологическим образованием, а значит, и учитывать компе-тентностные модели образовательных результатов обучающихся с учетом формирования их технологической и инженерной грамотности.
ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. Артюхович Ю.В. Ценностный смысл инженерного образования // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2015. № 1-2. С. 9-23.
2. Газгиреева Л.Х. Экзистенциально-ценностные отношения как движущая сила в управлении духовными процессами современного российского общества // Проблемы социально-экономического развития общества. 2013. С. 20-39.
3. Гершунский Б.С. Образование как результат: грамотность - образованность - профессиональная компетентность - культура - менталитет// Философия образования:учеб. пособие для высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: МПСИ: Флинта, 1998.
^ш
4. Значение понятия «literacy» в словаре Cambridge dictionary. URL: https://dictionary. cambridge.org/ru (дата обращения: 26.08.2018).
5. Иванова Т.А., Симонова О.В. Структура математической грамотности школьников в контексте формирования их функциональной грамотности // Вестник ВятГУ. 2009. № 1. С. 125-129.
6. Кальней В.А., Махотин Д.А. От индустриального (технологического) общества к технологическому образованию//Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинже-нерный университет им. В.П. Горячкина». 2014. № 1. С. 32-35.
7. Леонтьев А.А. От психологии чтения к психологии обучения чтению // Материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (26-28 марта 2001 г.): в 2 ч. Ч. 1 / под ред. И.В. Усачевой. М, 2002.
8. Лесин С.М., Осипенко Л.Е. Особенности формирования инженерного мышления при проектировании методики инженерного и технологического образования в условиях цифровизации экономики//Интерактивное образование. 2018. № 3. С. 10-12.
9. Махотин Д.А., Лесин С.М. Концепция инженерного образования CDIO как подход к инженерно-технологическому образованию школьников // Профессиональное развитие педагогических кадров в условиях обновления образования: сб. материалов VII городской науч.-практ. конф., 30 марта 2017 г., г. Москва, ГАОУ ВО МГПУ М.: А-Приор, 2017. С. 163-169.
10. ЮНЕСКО. Акты Генеральной конференции. Двадцатая сессия. Париж, 1978. Т. 1. Резолюции. Париж, 1979.