Научная статья на тему 'Приобщение студентов к ценностно-смысловому содержанию гуманитарных дисциплин в вузе'

Приобщение студентов к ценностно-смысловому содержанию гуманитарных дисциплин в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ЦЕННОСТИ / ПРИОБЩЕНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / СПЕЦИАЛИСТ / HUMANITARIZATION / EDUCATIONAL CONTENT / VALUES / FAMILIARIZATION / PERSONALITY / SPECIALIST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волкова Ирина Владимировна, Давыдкина Мария Алексеевна

Статья посвящена проблеме формирования гуманитарно-ориентированного сознания. Огромный потенциал гуманитарного знания способен обеспечить условия для развития целостной личности специалиста. Выделение личностного опыта как единицы содержания образования имеет огромную значимость для дидактического осмысления целей и содержания преподавания гуманитарных наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Students familiarization with values and sense content of humanitarian disciplines at university

This article is devoted to a problem of formation of a humanitarian-focused consciousness. A huge potential of humanitarian knowledge can provide conditions for development of a specialist's integral personality. Regarding personal experience as a unit of educational content is rather important for didactic interpretation of purposes and content of teaching humanities.

Текст научной работы на тему «Приобщение студентов к ценностно-смысловому содержанию гуманитарных дисциплин в вузе»

ПРИОБЩЕНИЕ СТУДЕНТОВ К ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОМУ СОДЕРЖАНИЮ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ

И.В. Волкова, М.А. Давыдкина

Статья посвящена проблеме формирования гуманитарно-ориентированного сознания. Огромный потенциал гуманитарного знания способен обеспечить условия для развития целостной личности специалиста. Выделение личностного опыта как единицы содержания образования имеет огромную значимость для дидактического осмысления целей и содержания преподавания гуманитарных наук.

Ключевые слова: гуманитаризация, содержание образования, ценности, приобщение, личность, специалист.

Одним из основных направлений развития мировой педагогической науки в ХХ1 в., бесспорно, является становление гуманитарной парадигмы, направленной, в первую очередь, на развитие личности обучаемого, его духовного мира через освоение этнокультурных, общенациональных, общечеловеческих ценностей и формирование гуманитарно-ориентированного сознания. В настоящее время можно говорить о возвращении и актуализации многих философских идей различных периодов развития гуманитарного знания, но особо следует, на наш взгляд, отметить своеобразный взрыв исследовательского интереса к проблеме ценностей, к углубленному и целостному рассмотрению проблемы. И это не дань моде, это скорее жизненная необходимость. Острота этой проблемы объясняется тем, что в современном обществе имеются разные (зачастую диаметрально противоположные) точки зрения на формирование личности, на проблему смысла жизни, на роль духовной культуры в жизни человека и общества и на те ценности, которые могут составить основу процессов воспитания и образования. Основой отказа от традиционных ценностей является ускорение темпов общественного прогресса (или как сейчас говорят - модернизации), некритическое заимствование идеологии и ценностей других культур и цивилизаций (Востока и Запада), прагматизация и утилитаризация современной культуры, кризис нашего общества, смена веков и тысячелетий (это обычно будит в людях кризисное и эсхатологическое сознание) [1].

Причиной отказа от традиционной культуры является и либерализация всех сфер жизни общества. Об этом очень хорошо писал русский мыслитель XIX в. К.Н. Леонтьев,

который предсказывал, что начавшиеся в Европе процессы эгалитаризации и либерализации сформируют, в конце концов, особый тип людей - самоуверенных и заносчивых. Тенденции сциентизации, технизации и мас-совизации жизни отчетливо проявили себя и в российской действительности. В этих условиях весьма актуальным является вопрос об усвоении новыми поколениями достижений мировой и отечественной культуры, а также о творческой самореализации человека. Задача гуманитариев сегодня состоит в том, чтобы показать человеку как выбраться из болота массовой культуры и приобщиться к подлинным ценностям человеческого бытия [2].

В этом контексте очень важным является вопрос о содержании образования. В нашей стране сегодня задачи школы и вуза нередко очень существенно суживают. Применительно к школе широкое распространение получила точка зрения, что в ней подрастающее поколение подготавливается к жизни и к выбору профессии. Применительно же к вузу общепринятым является мнение, что здесь студенты получают знания и необходимые навыки по избранной ими специальности и только. Зачастую единственный вопрос, который волнует абитуриентов и студентов -это престижность выбранной специальности, открывающей им дорогу либо в сферу управления, либо к высоким доходам, либо во власть, а иногда и все вместе взятое. Такая ситуация показывает как глубоко в нашей жизни укоренились установки массовой культуры.

Этот вопрос стоит не только перед нашим образованием. Например, в США имеет место давняя полемика между сторонниками «прогрессивного образования» и «эссенциа-листами». Вторые считают необходимым

обеспечить детей в школе только надежными навыками и знаниями в основополагающих дисциплинах, без чего человеку просто не обойтись (чтение, письмо, счет). Первые же говорят о необходимости соотнесения учебного процесса с культурой и о развитии способностей детей в контексте злободневных проблем культуры [3].

Какое же знание должна давать учащимся современная школа? Сегодня широко распространена точка зрения, согласно которой школа должна давать полезные специализированные знания, позволяющие приспособиться к условиям жизни и выжить в современном мире. Сторонники этой точки зрения очень многочисленны, особенно среди представителей естественнонаучного, технического и медицинского знания. К сожалению, наша школа помогает утвердиться им в своей правоте, создавая специализированные классы, в которых учащиеся начинают раннюю (еще довузовскую) специализацию. Такая специализация имеет, конечно, положительную сторону, а именно, обращение учащихся к интересующей их сфере знаний как можно раньше и в большем объеме. Но есть у нее и огромные минусы, заключающиеся в том, что перед формирующимся человеком закрывается целый мир духовной культуры, который остается невостребованным, а это очень негативно отражается на формировании духовно-нравственных основ личности. Поэтому более правильный в этом вопросе подход заключается в том, что школа должна давать основы фундаментальных наук, развивать интеллект и, опираясь на достижения гуманитарных наук, лучшие образцы искусства, углублять духовные интересы учащихся. В пользу данной точки зрения свидетельствует солидная историко-философская традиция. Мудрый Сократ говорил, что человеку нужно, прежде всего, «познать самого себя», ибо это даст ему понимание смысла жизни, осознание того, что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, истина и заблуждение [4]. Немецкий философ И. Кант тоже полагал, что «культура душевных сил» достигается посредством усвоения тех знаний, которые дает Ьишашога [5].

В истории отечественной педагогики и психологии проблема гуманитаризации образования возникла в середине XIX в. Н.И. Пирогов обосновал необходимость гуманизации

образования путем связи гуманитарного начала с естественнонаучным, поскольку, как доказывал ученый, гуманитарные науки имеют «многие практические применения», которые касаются самой важной нравственно-духовной стороны жизни человека.

Целью гуманитарного образования, основанного на культурологических принципах, являлось в середине XIX - начале XX в. воспитание человека искусства, человека культуры через приобщение к высоким духовно-нравственным ценностям. Достижение этой цели осуществлялось путем воспитания в личности учащегося эстетического начала, возможности воспринимать идеи произведений искусства через свое нравственное мировоззрение.

В 20-е гг. XX в. образование в России «выпало» из контекста мировой и национальной культуры. Основные параметры образования стали диктоваться господствующей идеологией. С середины 80-х гг. выявилось несоответствие содержания гуманитарного образования изменениям в общественнополитической жизни страны. Психология и педагогика высшей школы на рубеже XXI в. вынуждены были констатировать: ни экономические, ни политические, ни культурные преобразования на пути вхождения России в индустриально развитое сообщество не будут устойчивыми и успешными без параллельного и даже опережающего изменения менталитета людей - системы идеалов, ценностей и норм, а также алгоритмов воспитания, мышления и реакции на внешние факторы [6]. Компенсируя последствия продолжительной изоляции России от развития научной мысли за рубежом и господства в нашей стране стереотипов марксистско-ленинской методологии, необходимо было переосмыслить содержание гуманитарных дисциплин и методы их преподавания. Учебные планы высших учебных заведений были пополнены целым рядом новых курсов, но это изобилие преподаваемого не обогатило студентов ценностями собственно гуманитарности. Напротив, возросший объем информации, подлежащей усвоению, не оставляет пространства для осмысления значимости получаемых знаний, опыта и т. д. В результате благие намерения гуманитаризировать систему высшего образования приводят на практике к увеличению числа разрозненных гуманитар-

ных циклов, не объединенных общей целью, стратегией обучения и организованных как передача студентам набора фактических знаний, т. н. «насыщение культурологическими фактами». В этой связи возникает следующая педагогическая проблема - каким образом в учебно-воспитательном пространстве вуза обеспечить реализацию потенциала гуманитарного знания; какова специфика (целевые, содержательные и процессуальные характеристики) процесса освоения гуманитарного знания в вузе.

Существует широкий спектр концепций гуманитаризации образования [7]. Одна из них - теория личностно ориентированного образования, исследующая, в частности, процесс перевода гуманитарного знания на язык целей, смыслов, технологий образовательного процесса. В знаниево-ориентиро-ванных образовательных технологиях, которые преобладают в преподавании большинства специальных дисциплин вузов, студент включен в конкретную предметную деятельность, в результате которой он овладевает заранее заданным опытом-знанием. Однако при освоении содержания гуманитарных наук объектом формирования является, в большей степени, не предметное знание, а смысловые отношения субъекта, личностный опыт, возникающий в результате индивидуально-субъектного переживания содержания изучаемого предмета. Таким образом, в содержание образования вводится новый вид опыта - личностный опыт. Выделение личностного опыта как единицы содержания образования имеет огромную значимость для дидактического осмысления целей и содержания преподавания гуманитарных наук. Как уже было сказано выше, гуманитарное знание не может быть усвоено исключительно на уровне предметного знания. Целью изучения гуманитарных наук является приобщение студентов к ценностно-смысловому содержанию этих наук. А смысл и ценности не передаются как фактическое знание. Они обнаруживаются и присваиваются личностью только в процессе выбора, переживания, оценки. Как утверждал В. Франкл, ценностям нельзя «научить», их нужно «проживать». Они должны «родиться» в опыте личности [8].

Современному обществу в большей степени необходим не «носитель» определенного объема профессиональных знаний, умений

и навыков, а разносторонне развитая личность специалиста - творческая, грамотная, самостоятельная, способная ставить цели, находить способы и методы для их достижения путем актуализации процессов самоанализа, самообразования, самосовершенствования. Огромный потенциал гуманитарного знания способен обеспечить условия для развития целостной личности специалиста. Учитывая, что формирование отношения - процесс личностный, реализующийся на ценностно-смысловом, эмоционально-нравствен-

ном уровнях, основными задачами данного процесса должны быть:

- не усвоение студентами знания как такового, а извлечение из массива информации собственного, личностного знания,

- не усвоение предложенной извне оценки, а построение ими собственного оценочного суждения,

- не выполнение заданной деятельности, а выработка студентами своего индивидуального стиля, способа самовыражения через эту деятельность.

Для достижения цели формирования у студентов ценностного отношения к гуманитарному компоненту профессионального образования в единстве указанных компонентов необходимо обеспечить специальную подготовку педагога с учетом знания тех факторов и условий, которые влияют на исследуемый процесс. В этой связи основными задачами являются:

- определение психолого-педагоги-ческих условий формирования у студентов ценностного отношения к гуманитарному компоненту профессионального образования, которые отвечали бы, по меньшей мере, трем требованиям: учитывали специфику социально-психологической ситуации развития личности студентов, способствовали развитию структур ценностно-смысловой сферы сознания, а также активизировали проявление личностных функций субъекта;

- создание модели учебно-воспитательного процесса по изучению гуманитарных предметов в вузе, способствующего переводу объективных общечеловеческих ценностей (отраженных в содержании гуманитарного знания) на высший, устойчивый личностный уровень, побуждающий студента руководствоваться данными ценностями как эталонами и регуляторами жизнедеятельности.

1. Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. М., 1994.

2. Писарчук Л.Ю. Проблема ценности духовного опыта человечества в современной философии // Credo New. 2001. № 2. С. 7.

3. Лернер М. Развитие цивилизации в Америке. Образ жизни и мыслей в Соединенных Штатах сегодня. М., 1992.

4. Кесседи Ф.Х. Сократ. М., 1988.

5. Кант И. Критика способности суждения. М., 1994.

6. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. М., 1995.

7. Вигнер Е. Этюды о симметрии. М., 1971.

8. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

Поступила в редакцию 11.03.2008 г.

Volkova I.V., Davydkina M.A. Students’ familiarization with values and sense content of humanitarian disciplines at university. This article is devoted to a problem of formation of a humanitarian-focused consciousness. A huge potential of humanitarian knowledge can provide conditions for development of a specialist’s integral personality. Regarding personal experience as a unit of educational content is rather important for didactic interpretation of purposes and content of teaching humanities.

Key words: humanitarization, educational content, values, familiarization, personality, specialist.

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ УЧИЛИЩ (РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ)

С.Ю. Григоров

В статье рассматриваются результаты опытно-экспериментальной работы по формированию духовно-нравственных основ личности курсантов военных училищ, проведенной на основе использования технологий социально-культурной деятельности.

Ключевые слова: курсанты, духовно-нравственное воспитание, социально-культурная деятельность, технология.

Проблема духовно-нравственного воспитания личного состава, поддержки высокого уровня воинской дисциплины всегда были, есть и будут одной из основных задач, решаемых на всех уровнях. Российское военное строительство осуществляется в сложной и противоречивой социально-экономической, общественно-политической, национально-

демографической, криминальной обстановке.

За последние десять лет существенно изменился социальный портрет армии. Среди молодого пополнения, поступающего на военную службу, значительно снизился образовательный уровень, ухудшилось состояние физического и психического здоровья.

Основное внимание в деле совершенствования системы воспитания военнослужащих уделяется реализации государственных мер по поддержанию морально-психологического состояния военнослужащих на уровне, отвечающем современным требованиям обеспечения военной безопасности Российской Федерации. Приоритеты в военном об-

разовании определены в Национальной доктрине образования Российской Федерации (2000 г.), в Приказе Министра обороны Российской Федерации 2005 г. № 79 «О совершенствовании воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации», в Директиве Министра обороны Российской Федерации 1993 г. № Д-64 «Об организации культурно-досуговой работы в Вооруженных Силах Российской Федерации», где на первый план выдвигается задача организации воспитательного процесса в военном училище, в котором каждый из обучаемых должен стать субъектом самовоспитания, находиться в поиске и построении тех видов деятельности, в которых полнее всего могут проявляться и развиваться уникальные возможности конкретной личности будущего офицера. В высших военных учебных заведениях должна создаваться основа для решения многих задач воспитания, а их характер способствовать реальному переходу военно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.