Научная статья на тему 'Гуманитарная подготовка будущих офицеров в контексте модернизационных преобразований высшей военной школы'

Гуманитарная подготовка будущих офицеров в контексте модернизационных преобразований высшей военной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гуманитарная подготовка будущих офицеров в контексте модернизационных преобразований высшей военной школы»

Гожиков В.Я.

ГУМАНИТАРНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИОННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ВЫСШЕЙ ВОЕННОЙ ШКОЛЫ

В современных условиях гуманитарное развитие, духовно-нравственное воспитание вступающего в самостоятельную жизнь нового поколения российских офицеров предстает как важнейший императив модернизации высшей военной школы.

Вместе с тем, анализ научной литературы [1; 3; 4; 9] показывает, что особенности модернизационных преобразований в системе гуманитарной подготовки курсантов определяются общими проблемами модернизации современной России (когда средняя школа, не справляется с качественным массовым образованием и воспитанием, высшая школа - с подготовкой востребованных обществом категорий профессионалов, армия - с воспроизводством офицерского корпуса должного профессионального и этического уровня).

Гуманитарная подготовка специалистов в высшей школе находится на недостаточном высоком уровне в силу ряда «объективных» и «субъективных» причин, в числе которых:

- раздробленность и низкий уровень научного осмысления социального опыта человечества, страны, общества, личности;

- отсутствие должной связи с собственно человеческими проблемами, с поиском личностных смыслов и развитием внутренней духовной культуры;

- реализация цикла гуманитарных дисциплин в вузах вне единого культурного поля, традиций мировой и отечественной культуры;

- искажение смысла понятия «образованный человек» (подмена понятия «культурный» понятием «информированный»);

- утрата критериев нравственности, духовности и снижение этических представлений в сознании и поведении людей;

- развитие псевдокультурных и антикультурных тенденций;

- недостаточность сведения гуманитаризации к дополнению учебных планов новыми предметами (опасности ущемления одних дисциплин в пользу других).

Исходя из этого, гуманитарная подготовка курсантов должна модернизироваться, саморазвиваться и видоизменяться в зависимости от условий развития системы государственно-патриотических и духовных ценностей в обществе и Вооруженных Силах, а также обстоятельств формирования гуманистических смыслов предметной и мыслительной деятельности обучающихся (отрефлексированных ими «идеальных» норм подготовки себя к будущей профессии руководителя-гуманиста).

Под модернизацией системы гуманитарной подготовки курсантов автор предлагает понимать целенаправленную совместную деятельность ее субъектов (взаимодействующих с российскими социокультурными институтами) по внесению инновационных изменений в содержание гуманитарной составляющей высшего военного образования и созданию организационно-педагогических условий личностного развития выпускников военных вузов как патриотов своего Отечества и носителей современной гуманитарной культуры.

Следовательно, в цели модернизации высшей военной школы должна быть заложена динамика развития личности, индивидуальности, межличностных отношений, возвышения социального интеллекта и др. Только с учетом данного принципа цели будут принадлежать к кругу гуманистических педагогических и являться доминирующими по отношению к управленческим, организационным, информационным и пр.) [2; 5; 6; 8; 9].

Пути решения данных вопросов определены в «Стратегическом плане совершенствования профессионального образования и подготовки военнослужащих и государственных гражданских служащих Министерства обороны Российской Федерации на период до 2020 года» [7], выдвинувшего на первый план задачи модернизации военного образования: обеспечение его на качественно ином уровне (соответствие актуальным и перспективным потребностям личности) при условии сохранения фундаментальности; подготовка офицеров (с учетом современных требований к образованию), которые должны:

а) обладать повышенным чувством ответственности за вверенных им подчиненных и судьбу Отечества;

б) самостоятельно принимать ответственные решения (в ситуации выбора, прогнозируя возможные последствия);

в) отличаться мобильностью, динамизмом, конструктивностью; г) быть готовыми и способными успешно решать гуманитарно-профессиональные задачи в войсках.

В этой связи социальные и личностные факторы модернизации системы гуманитарной подготовки курсантов (см. рис. 1) предстают в опосредованном виде через: а) стратегии личностного развития будущих офицеров (как основные направления педагогического процесса в военных вузах); б) модели и приоритеты образовательной политики государства.

Проведенное автором исследование показало, что гуманитарная подготовка курсантов (формирование таких компетенций и такого особого способа мышления, которые обеспечивают общее видение мира и понимание личности как высшей ценности) не может противопоставляться профессиональной (формированию профессиональных компетенций и достижению конкретных знаний, навыков и умений в узкой военной специальности).

Таким образом, речь идет о гармоничном балансе гуманитарного и профессионального как основе подготовки современного офицера.

Формирование будущего офицера в военном вузе, по мнению автора, не может быть направлено только на формирование специалиста узкого профиля (ограничиваться «формальной образованностью вне веры, чести и совести»), а должно быть подчинено «глобальной», «стратегической» цели подготовки военного профессионала, «впитавшего» в себя образцы отечественной и мировой культуры, лучшие традиции офицерского корпуса и обладающего чувством ответственности за результаты своей деятельности, за судьбу Отечества.

С учетом вышеперечисленных обстоятельств, в современных условиях речь идет о соответствии модели модернизации гуманитарной подготовки будущих офицеров комплексу объективных и субъективных требований. Подобная модель

ха контекс^

профессиональный

Рис. 1. Взаимосвязь социокультурных и профессиональных компонентов гуманитарной подготовки курсантов

должна «вписываться» в общий контекст процесса модернизации высшей военной школы. Детерминантный анализ содержания данного процесса представлен на рис. 2.

Детерминантный анализ содержания модернизационных преобразований в

подготовке курсантов

Переход Вооруженных сил Российской Федерации к новому облику

Применение новых форм и способов ведения боевых действий, в том числе разнородными и межвидовыми группировками войск и сил

Пересмотр организации и содержания обучения курсантов

Переход на федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) нового поколения

Разработка проектов ФГОС ВПО (бакалавриат, специалитет)

Разработка новых образовательных программ

квалификационные требования к военнопрофессиональной подготовке выпускников

дополнение базовой и определение вариативной составляющих учебный план, программы учебных дисциплин (курсов и модулей), программы практики, стажировок; методические материалы , обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной / технологии

соответствующего ФГОС

Рис. 2. Детерминантный анализ содержания модернизационных Преобразований в подготовке курсантов.

Данные исследования свидетельствуют о том, что социально-гуманитарные факторы личностного развития курсантов имеют различную «векторную направленность». Результаты экспертной оценки, сделанной представителями руководящего и научно-педагогического состава военных вузов по данной проблеме, приведены в таблицах 1 и 2.

Факторы (позитивного характера) Экспертная оценка (% от числа респондентов)

Широта социализации; профессиональное самосознание (патриотизм, офицерская честь и воинский долг, благородство и др.) 35

Стремление к профессиональной компетентности, к гуманитарному самообразованию 29

Мотивационная готовность к военной службе 17

Целеустремленность, инициативность, способность объективировать собственные психические процессы и осмысливать способы своей деятельности 14

Другие 5

Табл. 1. Результаты экспертной оценки социально-гуманитарных факторов личностного развития курсантов (позитивного характера).

Факторы (негативного характера) Экспертная оценка (% от числа респондентов)

Вариативность гуманитарных способностей курсантов (низкие когнитивные и другие потенциалы) 41

Инъектирование в процесс обучения и воспитания негативных компонентов современного социума, «рыночного» сознания и т.п. 22

«Узость» профессионализации (консолидация сил только на профессиональном направлении) 19

Личностный диссонанс из-за «несовпадения» гуманистических требований и сформировавшихся взглядов, убеждений, нравственноэтических качеств 11

Другие 7

Табл. 2. Результаты экспертной оценки социально-гуманитарных факторов личностного развития курсантов (негативного характера).

Таким образом, возможность и действительность субъектного преобразования в социально-гуманитарном контексте личностного становления будущих офицеров в военных вузах, ориентирует на:

а) обеспечение психолого-педагогической поддержки саморазвития, самореализации курсантов, актуализации развития их духовных начал, эмоциональноволевой стабильности, психолого-педагогических условий «разумного» сочетания существующего «информационного прессинга» и организованной системы образования;

б) помощь при выработке у них избирательного отношения к молодежным субкультурам, умении ранжировать информацию в целях интенсивного развития своих гуманитарных качеств активных субъектов познания и общения, в том числе, оптимального использования компьютеризации обучения (чтобы работа с компьютером не снижала инициативности мысли, не обедняла творческое воображение и не уводила от реального мира);

в) реализацию механизмов формирования ценностной базы, нравственных установок и достойной ориентации при нивелировании квазипотребностей и квазиинтересов (преодоление инфантилизма и духовной опустошенности) [2; 5; 6; 8; 9].

Следует подчеркнуть, что в узком психолого-педагогическом, субъективном смысле гуманитарная подготовка будущих офицеров заключается в тесном единстве гуманитарных знаний и гуманистического поведения, стремлении и умении сообразовывать свои служебные и личные интересы с гуманистическими нормами. В

более широком смысле, в гуманитарной подготовке объединяются задачи образования, самообразования, воспитания и самовоспитания курсантов.

Таким образом, гуманитарная подготовка:

- предназначена для того, чтобы помочь человеку, целостному субъекту культуры и деятельности (в его экзистенциальной и онтологической полноте) построить образы мира, сформировать ценностное отношение к нему;

- не существует в виде учебников и учебных пособий - настолько сложен ее предмет - человек;

- являясь частью знаниевой парадигмы различных наук, отличается тем не менее по функциональной направленности, предполагающей своей целью раскрытие гуманных, мировоззренческих основ современной военно-профессиональной деятельности;

- детерминирована спецификой «национально-культурного мира», обусловленного историей, языком, философией, литературой, традициями и психологией;

- представляет идеалы, сформированные в недрах культуры, и прежде всего, в религиозно-философских, этических и педагогических системах и концепциях;

- выполняет важнейшие функции трансляции и воспроизводства культурных ценностей и смыслов жизни;

- может возникнуть лишь в сознании при обязательном осваивании целостного гуманитарного курса, состоящего из нескольких учебных дисциплин.

Основная (генеральная) цель гуманитарной подготовки курсантов определяется как гармоничное развитие профессиональных и нравственных качеств, основанное на усвоении социокультурных ценностей, сформированных умениях обучаемых самостоятельно вырабатывать руководящие принципы своей профессиональной деятельности и социального поведения с позиций гуманизма, а также воспитанных стремлений к проявлению социально-значимой, творческой активности.

Следовательно, гуманитарная подготовка в военных вузах не может быть сведена только к объему гуманитарных знаний. Она аккумулирует направленность личности курсанта (как систему ее ценностей и отношений) и предстает как совокупность (синтез) вариативно устойчивых компонентов:

• аксиологического, отражающего уважение курсантов к системе гумани-

стических ценностей и жизненных смыслов на их основе;

• интеллектуального (когнитивного), отражающего определенный тип мыслительной деятельности, принципы понимания действительности, осмысления проблем, принятия решений;

• эмоционального, отражающего преобладающие позитивные эмоции;

• характерологического, объединяющего устойчивые, типообразующие гуманистические индивидуальные черты (в том числе, приобретенные в результате обучения и воспитания);

• коннотативного, отражающего гуманистические поступки, моральные убеждения и поведение.

Таким образом, модернизационные преобразования в подготовке будущих офицеров на основе принципов гуманизма, духовности, культуросообразности, диалогичности, фундаментальности, интегративности, вариативности и преемственности в настоящее время являются насущной необходимостью и потребностью государства, общества и Вооруженных Сил РФ.

Ценности и нормы культуры, искусство, нравственность, все достижения духовной сферы жизни должны быть обращены к человеческой личности, проникать во все структуры целостного педагогического процесса, обеспечивать его ориентацию на гуманитарно-личностное развитие курсантов. В этой связи модернизация системы гуманитарной подготовки курсантов предстает как совокупность концептуально выраженных гуманистических целей и задач развития гуманитарной образовательной среды, научных гуманитарных знаний, ценностных ориентиров, содержания и способов совместной деятельности субъектов высшей военной школы, обеспечивающих гуманитарно-профессиональную подготовленность, развитие творческих сил и способностей выпускников военных вузов.

* * *

1. Байденко В.И., Дж. ван Зантворт. Модернизация профессионального образования: современный этап. М., 2004.

2. Белошицкий А.В. Личностно-профессиональное становление офицеров в военном вузе. Воронеж, 2007.

3. Жураковский В.М., Сазонова З.С. Актуальные задачи модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. 2010. № 5. С. 19-27.

4. Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования: материалы 8-й Всероссийской научно-практ. конференции: в 6 ч. М., Челябинск, 2009. Ч. 3.

5. Попов В.А. К вопросу о процессе формирования мировоззренческой составляющей личности у курсантов высших военных учебных заведений // Современные проблемы психо-

логии развития и образования человека: сб. материалов I Всероссийской конференции с международным участием: в 2 т. СПб., 2009. Т. 2.

6. Реализация гуманитарной составляющей подготовки офицеров в военных вузах: концептуальные подходы и опыт проведения всех видов учебных занятий. М.: Воен. ун-т, 2006.

7. Стратегический план совершенствования профессионального образования и подготовки военнослужащих и государственных гражданских служащих МО РФ на период до 2020 года. М., 2008.

8. Ульянова В.Г. Формирование гуманистических ценностей будущих офицеров в образовательном процессе военного вуза: дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2007. Машинопись.

9. Уткин В.Е. Проектирование и реализация системы подготовки будущих офицеров к военно-патриотическому воспитанию военнослужащих: дис. . д-ра пед. наук. Казань, 2010. Машинопись.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.